Анатомия ЦНС
методическая разработка по биологии на тему
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Анатомия ЦНС»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umk_po_anatomiy.docx | 61.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы
«Московское среднее специальное училище олимпийского резерва №1 (техникум)»
Департамента физической культуры и спорта города Москвы
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Анатомия ЦНС»
для специальности среднего профессионального образования
49.02.01 Физическая культура
Москва 2018
2014
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Анатомия ЦНС» разработан в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования для студентов очной формы обучения, обучающихся по направлению подготовки 49.02.01 Физическая культура
Учебно-методический комплекс предназначен для обучающихся очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации по выполнению контрольных работ и самостоятельной работы, требования к уровню освоения программы и аттестации по дисциплине, учебно-методическое и учебно-информационное обеспечение дисциплины.
Составитель: Королева Д.В.
СОДЕРЖАНИЕ
1 | ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ | |
2 | ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ | |
3 | КОНТРОЛЬ ОВЛАДЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЯМИ | |
4 | МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ (КУРСОВЫХ) РАБОТ | |
4.1 | Перечень тем контрольных (курсовых) работ | |
4.2 | Методические рекомендации по выполнению контрольных работ | |
5 | САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ | |
6 | ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ (ЗАЧЕТНЫЕ) ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ | |
7 | УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ | |
8 | ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ | |
1 ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ
Тема 1. История развития анатомии. Методы исследования и основные анатомические термины.
Цель лекции:
- ознакомить с понятием «ЦНС» .
Задачи лекции:
- раскрыть сущность понятия «ЦНС»;
- охарактеризовать координатные оси, плоскости и ориентиры, используемые в анатомической практике.
- выделить основные структурные подразделения ЦНС
- определить структуру и функции ЦНС.
1. Система анатомо-физиологических представлений Аристотеля.
Исследования М. Мальпиги, К. Гольджи и др.
2. Координатные оси, плоскости и ориентиры, используемые в анатомической практике.
3. Морфологическая классификация нервной системы: топография и морфологическая характеристика периферических структур; структурные подразделения ЦНС.
4. Функциональная классификация нервной системы: характеристика структур соматического и вегетативного отделов
План:
Выводы
- Анатомия (учение о строении тела) и физиология (учение о деятельности органов тела) были для Аристотеля — первого составителя систематической зоологии и ботаники — исходными пунктами его описаний и классификации.
Большой вклад в развитие анатомии как науки внесли научные труды А. Везалия,
М. Мальпиги, К. Гольджи (формирование микроскопической анатомии)
2. Тело человека имеет три оси: сагиттальную, фронтальную (вертикальную) и трансверсальную (горизонтальную,поперечную). Они пересекаются друг с другом под прямым углом 90 градусов. Сагиттальная ось пересекает тело человека спереди назад, фронтальная находится под прямым углом к плоскости опоры и может быть только одной единственной, а горизонтальная параллельна этой плоскости опоры. В соответствии с осями имеются три анатомические плоскости: сагиттальная, корональная (фронтальная) и трансверсальная (горизонтальная).
3. В качестве первого приближения в структурном плане выделяютт центральную нервную систему (ЦНС) и периферическую нервную систему (последнее название иногда сокращают как ПНС, но так чаще обозначают парасимпатическую нервную систему, поэтому во избежание путаницы мы это сокращение применять не будем). ЦНС включает головной мозг, ствол мозга и спинной мозг.
4. Периферическую нервную систему обычно подразделяют на соматическую и вегетативную, или автономную. И опять-таки это подразделение представляется упрощенным. Вегетативную систему обычно выделяют по функциональным признакам, и она может включать также центральные связи. Соматическая система состоит из нервов, идущих к чувствительным органам и от двигательных органов. Вегетативную систему называют еще висцеральной, так как она управляет внутренними органами тела (лат. yiscera — внутренности). Соматическая нервная система активирует прбизвольную мускулатуру (называемую также поперечнополосатой из-за поперечной исчерченности ее волокон). Вегетативная нервная система иннервирует так называемую непроизвольную (или гладкую) мускулатуру.
Литература
1. Мамалыга М.Л.Восстановление внутриклеточных изменений в ЦНС после судорог разного генеза и их связь резистентностью организма к гипоксии. – Прометей, МПГУ, 2011.ЭБС «IPRdooks». Интернет-ресурс /http://www. iprbookshop.ru
2. Быстров А.В., Ватолин К.В., Галкина Я.А., Видар-М, 2011. ЭБС «IPRdooks». Интернет-ресурс /http://www. iprbookshop.ru
3. Воронова Н.В. Анатомия центральной нервной системы : Учеб.пособие для вузов. - М. : Аспект-Пресс , 2009.
4. Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. Из-во: Мир, М. 2012.
Тема 2. Нейронная теория строения ЦНС (микроморфология нервной ткани).
Цель лекции:
- ознакомить с Нейронной теорией строения ЦНС.
Задачи лекции:
- показать элементы нервной ткани;
- раскрыть морфологические элементы нейронов.
План:
2.Морфологические элементы нейронов и особенности строения мембраны, дендритной зоны, аксона и его оболочки; классификация синапсов.
3.Структура нервного волокна и морфологические особенности, определяющие скорость проведения нервных импульсов.
1.Элементы нервной ткани .
Выводы:
1 Глиальные клетки: разнообразие форм и расположения, классификация. Значительный вклад в развитие анатомических представлений внесли работы К. Гольджи, С. Рамон-и-Кахала, У. Наута и др. ученых о формировании представлений о своеобразии клеточного строения нервной системы. А также базовые принципы нейронной теории В. Вальдейера, и современные данные электронной микроскопии.
2. Морфологические особенности и функциональная роль в нервной системе обеспечиваются функционированием. эпендимы и швановских клеток.
3. Структурно-функциональная единица нервной системы – нервная клетка с ее отростками. Трофическим центром клетки является тело (перикарион); воспринимающие (центрипетальные) отростки носят название дендритов. Отросток, по которому нервный импульс идет центрифугально, от тела клетки к рабочему органу, обозначается как аксон (нейрит). Нервное волокно состоит из аксона (нейрита, осевого цилиндра) и окружающих его шванновских клеток (леммоцитов), образующих неврилемму. В мякотных (миелинизированных) нервных волокнах кнаружи от миелинового слоя располагается неврилемма или шванновская оболочка. На относительно правильных промежутках миелиновая обкладка прерывается и нервное волокно разделяется на сегменты. Каждый сегмент образован одним леммоцитом. Между сегментами имеются промежутки, в которых отсутствует миелиновая оболочка (перехваты Ранвье); именно в этих местах активно происходят обменные процессы, способствующие проведению нервного импульса по аксону.
Литература:
1. Мамалыга М.Л.Восстановление внутриклеточных изменений в ЦНС после судорог разного генеза и их связь резистентностью организма к гипоксии. – Прометей, МПГУ, 2011.ЭБС «IPRdooks». Интернет-ресурс /http://www. iprbookshop.ru
2. Быстров А.В., Ватолин К.В., Галкина Я.А., Видар-М, 2011. ЭБС «IPRdooks». Интернет-ресурс /http://www. iprbookshop.ru
3. Воронова Н.В. Анатомия центральной нервной системы : Учеб.пособие для вузов. - М. : Аспект-Пресс , 2009.
4. Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. Из-во: Мир, М. 2012.
Тема 3. Защитные структуры головного и спинного мозга. Внутренняя среда ЦНС и особенности кровоснабжения головного мозга
Цель:
- ознакомить с Защитные структуры головного и спинного мозга; внутренняя среда ЦНС и особенности кровоснабжения головного мозга
Задачи:
- раскрыть суть защитных структур головного и спинного мозга;
- показать особенности кровоснабжения головного мозга
План:
- Характеристика особенностей кровообращения в головном мозге:
2. Строение мозгового отдела черепа и топография внутренней поверхности.
3. Оболочки головного мозга. Сравнительная характеристика оболочек спинного и головного мозга.
4. Гематоэнцефалический барьер (ГЭБ).
Выводы:
1. Существуют особенности кровообращения: артериального (виллизиев круг),. венозного (синусы и эмиссары), капиллярного (сосудистые сплетения и двойная капиллярная сеть в гипоталамо-гипофизарном комплексе.
2. Головной мозг находится в полости мозгового черепа. Различают пять его отделов - конечный мозг, промежуточный, средний, задний и продолговатый мозг. Топографически головной мозг разделяют на большой мозг, мозжечок и ствол головного мозга.
3. Оболочки головного мозга представлены тремя видами.Твердая, Паутинная оболочка головного мозга и мягкая (сосудистая) оболочка. Мягкая (сосудистая) оболочка - самая внутренняя оболочка мозга.
4. Гематоэнцефалический барьер (от др.-греч. αἷμα, родительный падеж от αἷματο — кровь и др.-греч. εγκεφαλος — головной мозг) — полупроницаемый барьер между кровью и нервной тканью, препятствующий проникновению в мозг крупных или полярных молекул, а также клеток крови, в том числе иммунной системы. В физиологии и фармацевтике часто употребляется сокращение-аббревиатура ГЭБ.
Гематоэнцефалический барьер (ГЭБ) защищает центральную нервную систему от проникновения химических соединений и разнообразных вредных агентов как за счёт обеспечения физического барьера, так и благодаря наличию в мембранах формирующих её клеток молекулярных насосов, направляющих нежелательные вещества из спинномозговой жидкости обратно в кровеносную систему.
Гематоэнцефалический барьер (ГЭБ) регулирует транспорт из крови в мозг биологически активных веществ, метаболитов, химических веществ, препятствуя проникновению в ЦНС переносимых кровью чужеродных веществ, микроорганизмов, токсинов, нейромедиаторов, гормонов, антибиотиков.
Литература:
1. Мамалыга М.Л.Восстановление внутриклеточных изменений в ЦНС после судорог разного генеза и их связь резистентностью организма к гипоксии. – Прометей, МПГУ, 2011.ЭБС «IPRdooks». Интернет-ресурс /http://www. iprbookshop.ru
2. Быстров А.В., Ватолин К.В., Галкина Я.А., Видар-М, 2011. ЭБС «IPRdooks». Интернет-ресурс /http://www. iprbookshop.ru
3. Воронова Н.В. Анатомия центральной нервной системы : Учеб.пособие для вузов. - М. : Аспект-Пресс , 2009.
4. Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. Из-во: Мир, М. 2012.
Тема 4. Эмбриогенез головного мозга человека и его возрастные особенности.
Цель лекции:
- ознакомить с Эмбриогенезом головного мозга человека и его возрастными особенностями
Задачи лекции:
- определить понятие Эмбриогенез;
- раскрыть стадии формирования нервной системы в онтогенезе;
- показать Этапы морфогенеза ;
План:
- Аспекты рассмотрения формирования нервной системы в онтогенезе
- Процессы гистогенеза нервной ткани.
- Этапы морфогенеза. Системогенез: общие понятия о «принципе минимального обеспечения функций», «гетерохронии созревания структур», консолидирующей роли «полезно-приспособительного результата». Последовательность и сроки формирования сенсорных систем (вестибулярной, тактильной, слуховой, зрительной).
- Степень выраженности извилин, слоев коры и миелинизации структур в отдельные периоды жизни.
Выводы:
1.Площадь поверхности коры одного полушария у взрослого человека в среднем равна 220 000 мм². На поверхностные части приходится 1/3, на залегающие в глубине между извилинами — 2/3 всей площади коры.
Величина и форма борозд подвержены значительным индивидуальным колебаниям — не только мозг различных людей, но даже полушария одной и той же особи по рисунку борозд не вполне похожи.
Всю кору полушарий принято разделять на 4 типа: древняя (палеокортекс), старая (архикортекс), новая (неокортекс) и межуточная кора (состоящая из промежуточной древней и промежуточной старой коры). Поверхность неокортекса у человека занимает 95,6%, старой 2,2%, древней 0,6%, межуточной 1,6%
2. В течение всего онтогенеза нервная система проходит: гистогенез, морфогенез, системогенез.
3.Процессы гистогенеза нервной ткани включают в себя: нейруляция, пролиферация, миграция, агрегация и фасцикуляция, дифференциация, синаптогенез, миелинизация.
4.Морфологическое созревание (морфогенез) мозга определяется размерами и различиями по клеточному составу как целого мозга, так и отдельных его структур. Кроме этого оценивается характер взаимосвязи и способ организации различных частей мозга, нейронных ансамблей и нейронов. В качестве функциональных критериев развития мозга выделяют биоэлектрические, рефлекторные и собственно поведенческие показатели. Масса мозга, как общий показатель изменения нервной ткани, составляет при рождении 371 г (у мальчиков) и 361 г (у девочек) увеличивается соответственно до 1353 и 1230 г к моменту полового созревания.
Литература:
. Мамалыга М.Л.Восстановление внутриклеточных изменений в ЦНС после судорог разного генеза и их связь резистентностью организма к гипоксии. – Прометей, МПГУ, 2011.ЭБС «IPRdooks». Интернет-ресурс /http://www. iprbookshop.ru
2. Быстров А.В., Ватолин К.В., Галкина Я.А., Видар-М, 2011. ЭБС «IPRdooks». Интернет-ресурс /http://www. iprbookshop.ru
3. Воронова Н.В. Анатомия центральной нервной системы : Учеб.пособие для вузов. - М. : Аспект-Пресс , 2009.
4. Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. Из-во: Мир, М. 2012.
- ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Занятие 1. Нейронная теория строения ЦНС (микроморфология нервной ткани).
Подготовьте доклад по одной из представленных тем.
- Роль К. Гольджи, С. Рамон-и-Кахала, У. Наута и др. ученых в формировании представлений о своеобразии клеточного строения нервной системы.
- Базовые принципы нейронной теории В. Вальдейера, и современные данные электронной микроскопии.
- Морфологические элементы нейронов и особенности строения мембраны, дендритной зоны, аксона и его оболочки; классификация синапсов.
- Структура нервного волокна и морфологические особенности, определяющие скорость проведения нервных импульсов.
Занятие 2. Филогенез нервной системы и принципы структурно-функциональной дифференциации нервной ткани в эволюции.
Подготовьте доклад по одной из представленных тем.
1.Дифференциация нервной трубки.
2.Изменение способов передвижения и формирования дистантных рецепторов.
3.Понятия об архео-, палео-, и неокортексе и кортиколизации функций в филогенезе.
4. Специфические морфологические отличия мозга человека.
Занятие 3. Топография и морфология спинного мозга человека
Подготовьте доклад по одной из представленных тем.
- Общее описание – размеры, месторасположение, скелетотопия сегментов и отделов (шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый), топография корешков и ганглиев.
- Морфология серого вещества. Соотношение и взаимодействие этих морфологических элементов.
- Структура белого вещества.
Задание 4. Структурно-функциональная организация отдельных долей, зон и полей неокортекса.
Подготовьте доклад по одной из представленных тем.
1. Понятие о соматотопической организации «первичных» корковых зон и проблема локализации функций.
2. Морфологическая характеристика отдельных слоев коры и типов внутренних связей.
3. Принципы выделения отдельных специфических участков коры: фило- и онтогенетические, цито- и миелоархитонические, экспериментально-физиологические, и клинико-неврологические.
4.Топография и специфика организации первичных проекционных зон коры отдельных анализаторов (зрительного, слухового, общей чувствительности, двигательного).
3. Перечень формируемых компетенций
Содержание дисциплины «Анатомия» ориентировано на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей ППССЗ по специальности 49.02.01 Физическая культура и овладению общекультурными (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК).
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 4 | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
ОК 6 | Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. |
ОК 7 | Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9 | Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. |
ПК 1.3 | Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты учения. |
ПК 1.4 | Анализировать учебные занятия. |
ПК 2.4 | Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся. |
ПК 2.5 | Анализировать внеурочные мероприятия и занятия. |
ПК 3.4 | Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области физического воспитания. |
Перечень практических заданий для контроля степени овладения компетенциями .
- Составить таблицу основных этапов онтогенеза ЦНС .
- На представленном схематическом изображении ЦНС человека на последовательных этапах эмбриогенеза, указать сроки и размеры эмбриона, и обозначить формирующиеся структуры.
- На схематическом изображении морфологических типов нейронов, подписать составляющие элементы и указать структурную принадлежность данных типов к отделам ЦНС .
- Найти на предоставленном муляже головного мозга и показывать отдельные структуры головного мозга.
- На представленном схематическом изображении поперечного среза сегмента спинного мозга обозначить морфологические элементы серого и белого вещества.
- Идентифицировать отдельные структуры, детали строения головного и спинного мозга на рисунках и схемах.
- На представленной схеме центральной части фронтального среза головы обозначить защитные структуры головного мозга.
- На представленной схеме взаиморасположения анатомических образований продолговатого мозга и моста (на дорзальной поверхности) подписать их русские названия.
- Нанести на полученную схему (см. задание 8) проекцию ядер черепных нервов.
- На представленном схематическом изображении поперечного среза среднего мозга обозначить основные морфологические элементы.
- На представленной схеме ядерных зон гипоталамуса обозначить соответствующие элементы.
- Изобразить на центральной сагитальной плоскости, с соблюдением пропорций, медиальную поверхность полушария, мозолистое тело, ствол мозга и мозжечок. Подписать основные анатомические структуры.
- Показать на схеме расположение первичных проекционных зон анализаторов.
4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ контрольных (КУРСОВЫХ) РАБОТ
4.1 Варианты контрольных (курсовых) работ
Ультраструктура нервной клетки и синапса.
Методы применяемые в нейроанатомии и нейрогистологии.
Онтогенез нервной системы человека.
Возрастные изменения в структуре ЦНС.
Нейрохимическое картирование ЦНС.
История развития нервной системы позвоночных.
Нейроанатомия восприятия.
Нейроанатомия эмоций.
Нероанатомия памяти.
Нейроанатомия регуляции сна и бодрствования.
Цитоархитектонока больших полушарий.
Морфологические аспекты межполушарной асимметрии.
Анатомия зрительной сенсорной системы.
Анатомия слуховой сенсорной системы.
Анатомия обонятельной и вкусовой сенсорной системы.
Анатомия кожно-кинестетической сенсорной системы.
Анатомия неспецифических систем мозга.
Индивидуальная вариабельность морфологических особенностей ЦНС.
Структурные изменения в ЦНС при болезнях мозга.
20. История становления нейроанатомиии как науки.
4.2 Методические рекомендации по выполнению контрольных (курсовых) работ
Обучающимся необходимо выбрать одну тему работы из списка. Контрольная работа должна содержать:
- титульный лист
- план работы;
- теоретическую часть, раскрывающую основные теоретические концепции по выбранной теме;
- практическую часть, где анализируется проблематика вопроса на примере конкретных отечественных и зарубежных компаний с применением практического инструментария менеджмента, дается характеристика компании как объекта управления в ракурсе рассматриваемой проблемы;
- заключение, в котором излагаются собственные выводы и предложения автора;
- список использованной литературы (5-10 источников).
Обязательным требованием к работе является использование современной литературы. Работа должна быть напечатана, полуторный интервал, шрифт Times New Roman 14, скреплена. Сноски, литература, таблицы, рисунки должны быть оформлены в соответствие со стандартами. Объем работы 10-20 стр.
Защита работы происходит в форме краткого доклада по результатам работы на занятии и ответов на вопросы по данной работе. Критериями оценки работы является оформление, содержание (концептуальность, логичность и конструктивность работы) и форма подачи. Работа не должна быть простым повторением учебного материала, готовые работы, взятые из сети Интернет, к защите не допускаются.
5. самостоятельная работа обучающихся
Запланированные часы учебной программы по самостоятельной работе предусмотрены для приобретения обучающимися навыков работы со специальной литературой, развития творческого мышления, исследования реального сектора экономики, применения теоретических знаний в конкретных ситуациях, а так же закрепления знаний, полученных в процессе изучения дисциплины на аудиторных занятиях. Это достигается за счет выполнения обучающимися контрольных работ и подготовки к итоговой аттестации. Содержание итоговой аттестации приведено в 6 разделе учебно-методического комплекса, контрольных работ – в 4 разделе, материалов для подготовки – 1 разделе.
Табл. 5.1 – Содержание самостоятельной работы обучающегося
№ | Наименование | Содержание |
1 | Выполнение контрольной работы | По определенной теме готовится работа и доклад (см. 4 раздел УМК) |
2 | Подготовка к итоговому аттестационному мероприятиям | По лекционным материалам курса (см. 1 раздел УМК) повторяются и закрепляются вопросы (см. 6 раздел УМК), рассмотренные на аудиторных занятиях, самостоятельно прорабатываются вопросы (см. 6 раздел УМК), не освещенные на аудиторных занятиях, выполняется тест на самопроверку. |
Табл. 5.2 – Вопросы для самостоятельного изучения
№ п/п | Содержание самостоятельной работы |
1 | Изучить материалы и подготовить конспект по Нейроанатомия как наука |
2 | Изучить материалы и подготовить конспект по Элементы нейроцитологии |
3 | Изучить материалы и подготовить конспект по Онтогенез и филогенез нервной системы |
4 | Изучить материалы и подготовить конспект по теме « Спинной мозг человека» |
5 | Изучить материалы и подготовить конспект по Продолговатый и задний мозг |
6 | Изучить материалы и подготовить конспект по Средний мозг |
7 | Изучить материалы и подготовить конспект по Промежуточный мозг |
8 | Изучить материалы и подготовить конспект по Конечный мозг |
9 | Изучить материалы и подготовить конспект по Основные структурно-функциональные системы мозга |
6. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ (ЗАЧЕТНЫЕ) ВОПРОСЫ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО АНАТОМИИ ЦНС:
- Структура тела человека.
- Общая структура нервной системы человека. Морфологические особенности нервной ткани, её функции и метаболизм.
- Классификация, строение и функции нейронов.
- Нейроглия. Значение различных элементов нейроглии.
- Классификации синапсов.
- Строение химических синапсов.
- Общие принципы строения нервной системы. Рефлекторная дуга.
- Принципы организации нейронов в ЦНС.
- Общий план строения спинного мозга.
- Внутренняя структура спинного мозга, ядра спинного мозга.
- Строение проводящих путей спинного мозга..
- Общий план строения головного мозга.
- Строение продолговатого мозга.
- Варолиев мозг.
- Строение среднего мозга.
- Промежуточный мозг. Зрительный мозг.
- Структура гипоталамуса.
- Строение мозжечка.
- Подкорковые ядра.
- Общий план строения конечного мозга.
- Строение коры полушарий мозга.
- Локализация функций в коре больших полушарий.
- Строение периферических нервов.
- Спинномозговые нервы.
- Ветви шейного нервного сплетения.
- Ветви плечевого сплетения.
- Ветви поясничного и крестцового сплетений
- Черепные нервы (I-IV) пары.
- Черепные нервы (VII-XII) пары.
- Вегетативная нервная система.
- Симпатический отдел вегетативной нервной системы.
- Парасимпатический отдел вегетативной нервной системы
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература
№ п/п | Перечень литературы |
Мамалыга М.Л.Восстановление внутриклеточных изменений в ЦНС после судорог разного генеза и их связь резистентностью организма к гипоксии. – Прометей, МПГУ, 2011.ЭБС «IPRdooks». Интернет-ресурс /http://www. iprbookshop.ru | |
Быстров А.В., Ватолин К.В., Галкина Я.А., Видар-М, 2011. ЭБС «IPRdooks». Интернет-ресурс /http://www. iprbookshop.ru | |
Воронова Н.В. Анатомия центральной нервной системы : Учеб.пособие для вузов. - М. : Аспект-Пресс , 2009. | |
Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. Из-во: Мир, М. 2012. | |
Хомутов А.Е., Кульба С.Н. Менджерицкий А.М. Анатомия центральной нервной системы: Учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. |
Дополнительная литература
№ п/п | Перечень литературы |
Анатомия человека / Под ред. М.Р. Сапина. – М.: Медицина, 2008. | |
Анатомия центральной нервной системы: учебное пособие / Н.П. Попова, О.О. Якименко - М.: Мир, 2009. – | |
Атлас нервной системы человека под. Ред. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. / М.: ПЕРСЭ, 2008. | |
Анатомия центральной нервной системы: учебное пособие / Н.В. Воронова, Н.М. Климова и др. – М.: Аспект Пресс, 2009. | |
Атлас «Нервная система человека. Строение и нарушения». Под ред. В.М.Астапова, Ю.В.Микадзе. 4- изд. М.:ПЕР СЭ,2010. | |
Воронова Н.В., Климова Н.М., Менджерицкий А.М. Анатомия центральной нервной системы: Учеб. пособие. – Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2008. | |
Курепина М.М., Ожигова А.П., Никитина А.А. Анатомия человека. – М.: Владос, 2012. | |
Негашева М.В., Савельев С.В. Практикум по анатомии мозга человека, М., 2010 | |
Новый атлас анатомии человека / Под ред. Т. Маккрекена и Р. Уолкера; Пер с англ. Е. Незлобиной. – М.: ООО «Иззд-во Астрель»: ООО «Изд-во АСТ», 2012. | |
Основы строения центральной нервной системы. Учебное пособие / Корнев М.А., Кульбах О.С.. СПб.: Фолиант, 2012. | |
Практикум по анатомии мозга человека: учебное пособие / Савельев С.В., Негашева М.А. - М.: Веди, 2011. |
- ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
№ п/п | Перечень |
1 | Электронная библиотека IPRbooks |
2 | http://ppf.uni.udm.ru/ – сайт Института Педагогики, Психологии и Социальных Технологий |
3 | Библиотека |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку анатомии
Презентация к уроку анатомии в 8-м классе "Гигиена кожи"...
Внеклассное мероприятие по биологии"Знаешь ли ты анатомию?"
Данное мероприятие по биологии направлено на проверку знаний учащихся по самым важным темам курса анатомии. Форма проведения в виде игры позволяет проводить его как на уроке, так и как полноценное вне...
система тестовых заданий по анатомии
Контроль знаний это одно из важнейших звеньев в системе обучения....
МЕДИЦИНА НА УРОКАХ АНАТОМИИ
Пособие содержит программу предпрофильного курса «Я бы доктором пошёл, пусть меня научат» для изучения в 9-х классах. Курс направлен на расширение знаний по разделу «Человек и его здоровье». Поз...
План-конспект урока анатомии по теме: "Гуморальная регуляция".
План-конспект урока анатомии в 8 классе по теме: "Гуморальная регуляция функций в организме. Железы внутренней секреции. Гормоны"....
тесты по анатомии
тесты по теме пищеварение, пищеварительная система...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Для самостоятельной работы по предмету: «Анатомия и физиология» Тема: «ОБЩИЕ ВОПРОСЫ АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ. ВИДЫ КРОВЕНОСНЫХ СОСУДОВ. КРУГИ КРОВООБРАЩЕНИЯ.»
Данное методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальностям:060109 «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО»,060101 «ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО»060102 «АК...