Дидактический материал для подготовки к итоговой аттестации среднего общего образования по биологии
методическая разработка по биологии (11 класс) на тему

Гичунц Аннушка

Рекомендации для подготовки к итоговой атесстации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskiy_material.pptx1.75 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дидактический материал для подготовки к итоговой аттестации среднего общего образования по биологии Подготовила: Гичунц А.А .

Слайд 2

Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ ЕГЭ КИМ конструируются исходя из необходимости оценки уровня овладения выпускниками всех основных групп планируемых результатов по биологии за основное общее и среднее общее образование на базовом профильном уровнях. Задания контролируют степень овладения знаниями и умениями курса и проверяют сформированность у выпускников компетентности .

Слайд 3

Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ ЕГЭ Приоритетным при конструировании КИМ является необходимость проверки у выпускников сформированных способов деятельности: усвоение понятийного аппарата курса биологии; овладение методологическими умениями; применение знаний при объяснении процессов, явлений, а также решении количественных и качественных биологических задач. Овладение умениями по работе с информацией биологического содержания проверяется опосредованно через представления её различными способами (в виде рисунков, схем, таблиц, графиков, диаграмм).

Слайд 4

Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам действий Экзаменационная работа состоит из семи содержательных блоков, представленных в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по биологии в 2017 г. Содержание блоков направлено на проверку знания основных положений биологических теорий, законов, правил, закономерностей, научных гипотез; строения и признаков биологических объектов; сущности биологических процессов и явлений; особенностей строения, жизнедеятельности организма человека; гигиенических норм и правил здорового образа жизни.

Слайд 5

Распределение заданий экзаменационной работы по содержательным разделам курса биологии

Слайд 6

Третий блок «Организм как биологическая система» 3 блок контролирует усвоение знаний о закономерностях наследственности и изменчивости , об онтогенезе и воспроизведении организмов, о селекции организмов и биотехнологии, а также выявляет уровень овладения умениями применять биологические знания при решении задач по генетике.

Слайд 7

МИТОЗ

Слайд 8

МЕЙОЗ

Слайд 14

Воспроизведение организмов / Биотехнология Задание с выбором нескольких ответов Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. Семенами размножаются 1 ) ка­пу­ста белокочанная 2) кле­вер ползучий 3) плаун булавовидный 4) хвощ полевой 5) лук репчатый Источник : ЕГЭ 18.04.2015.

Слайд 15

Воспроизведение организмов / Биотехнология Пояснение Семенами размножаются растения отделов Покрытосеменные (ка­пу­ста бе­ло­ко­чан­ная, лук репчатый, кле­вер пол­зу­чий) и Голосеменные. Плаун бу­ла­во­вид­ный, хвощ по­ле­вой — размножаются спорами. Это "выпадающие" примеры - значит их и записываем в ответ. Ответ : 34.

Слайд 16

Закономерности наследственности и изменчивости Задание с выбором нескольких ответов Вы­бе­ри­те два вер­ных от­ве­та из пяти. Выберите из приведённых случаев пример мутационной изменчивости. 1 ) У отца глаза голубые, а у дочери карие. 2) У чёрной самки Лабрадора в потомстве есть палевые щенки. 3) В чистой линии дрозофил появился потомок с загнутыми крыльями. 4) У голоногой курицы вылупились цыплята с оперёнными ногами. 5) Врожденное отсутствие конечности у щенка. Источник : РЕШУ ЕГЭ

Слайд 17

Закономерности наследственности и изменчивости Пояснение В чистой линии дрозофил, что означает их гомозиготность , появилась особь с другим признаком, что является мутацией. Врожденное отсутствие конечности у щенка проявление воздействия мутагенного фактора. Под цифрами 1, 2, 4 — примеры комбинативной изменчивости. Ответ : 35.

Слайд 18

Онтогенез. Жизненный цикл растений / Зародышевые листки Задание с выбором нескольких ответов Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания процесса сперматогенеза. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны . 1) об­ра­зу­ют­ся мужские по­ло­вые клетки 2) об­ра­зу­ют­ся женские по­ло­вые клетки 3) умень­ша­ет­ся вдвое число хромосом 4) об­ра­зу­ют­ся четыре по­ло­вые клетки из одной 5) об­ра­зу­ет­ся одна по­ло­вая клетка Источник : РЕШУ ЕГЭ

Слайд 19

Онтогенез. Жизненный цикл растений / Зародышевые листки Пояснение В про­цес­се спер­ма­то­ге­не­за: об­ра­зу­ют­ся муж­ские по­ло­вые клет­ки, умень­ша­ет­ся вдвое число хро­мо­сом, об­ра­зу­ют­ся че­ты­ре по­ло­вые клет­ки из одной. «Выпадают» из списка 2 и 5 — про­цес­сы овогенеза. Ответ : 25.

Слайд 20

Онтогенез. Жизненный цикл растений/Зародышевые листки Задание с выбором нескольких ответов Какие ткани и органы позвоночного животного образуются из клеток, обозначенных на рисунке цифрой 1? 1) потовые железы 2) костная ткань 3) ногтевые пластинки 4) соединительная ткань 5) кожный эпидермис 6) гладкая мышечная ткань Источник : ЕГЭ по биологии 30.05.2013.

Слайд 21

Онтогенез. Жизненный цикл растений/Зародышевые листки Пояснение Цифрой 1 обозначена эктодерма: образуются потовые железы, ногтевые пластинки, кожный эпидермис. Костная ткань, соединительная ткань и гладкая мышечная ткань образуются из мезодермы. Ответ: 135.

Слайд 22

Онтогенез. Жизненный цикл растений/Зародышевые листки Задание с выбором нескольких ответов Все приведённые ниже термины, кроме двух, используются для описания изображённого на рисунке процесса двойного оплодотворения у цветковых растений. Определите два термина, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1 ) Пыльцевая трубка достигает зародышевого мешка. 2) В оплодотворении участвуют вегетативная клетка и спермий. 3) Из материнских клеток спор образуются микро и макроспоры. 4) Гаметы — спермии и яйцеклетки — образуются в результате мейоза микроспор. 5) Яйцеклетка оплодотворяется одним спермием, а другой спермий оплодотворяет центральную клетку. Источник : СтатГрад биология. 08.12.2016

Слайд 23

Онтогенез. Жизненный цикл растений/Зародышевые листки Пояснение Неверные ответы: в оплодотворении участвуют вегетативная клетка и спермий — неверно, поскольку вегетативная клетка пыльцевого зерна не участвует в оплодотворении; гаметы — спермии и яйцеклетки — образуются в результате мейоза микроспор — неверно, гаметы образуются путём митоза . Ответ: 24.

Слайд 24

Деление клеток Задачи с повышенным уровнем сложности В со­ма­ти­че­ских клет­ках мухи дро­зо­фи­лы со­дер­жит­ся 8 хромосом. Опре­де­ли­те число хро­мо­сом и мо­ле­кул ДНК в клет­ках при спер­ма­то­ге­не­зе в зоне раз­мно­же­ния и в конце зоны со­зре­ва­ния гамет. Ответ обоснуйте. Какие про­цес­сы про­ис­хо­дят в этих зонах? Источник: ЕГЭ 18.04.2015.

Слайд 25

Деление клеток Пояснение Сперматогенез в зоне размножения. Митоз. Начало деления — соматические клетки с диплойдным (2n4с) числом хромосом = 8, а ДНК удваивается = 16 (2n4с); В конце зоны созревания. Мейоз. Первое деление редукционное. Телофаза первого мейотического деления — (1n2с); в конце второго мейотического деления — (1n1с) — хромосом = 4, ДНК = 4 (происходит уменьшение вдвое) Примечание . Зона размножение. ( считаем более точным ответ следующий ) Митоз. На­ча­ло де­ле­ния — со­ма­ти­че­ские клет­ки с ди­плойд­ным (2n4с) чис­лом хро­мо­сом = 8, а ДНК удва­и­ва­ет­ся = 16 (2n4с); В конце зоны размножения - митоз завершается формированием двух диплодных клеток (из одной первичной половой клетки) (2n2с): чис­ло хро­мо­сом = 8, и ДНК = 8 (2n2с);

Слайд 26

Кодоминирование , взаимодействие генов Задачи с повышенным уровнем сложности У овец длин­ные уши не пол­но­стью доминируют над безухостью . Про­ме­жу­точ­ным признаком яв­ля­ют­ся короткие уши. Чёрная шерсть доминирует над белой шерстью. Длин­но­ухую чёрную овцу, ге­те­ро­зи­гот­ную по вто­ро­му признаку скре­сти­ли с ко­рот­ко­ухим белым бараном. Опре­де­ли­те генотипы родителей, воз­мож­ные генотипы и фе­но­ти­пы потомства и ве­ро­ят­ность рождения без­ухих белых ягнят. Ответ запишите в виде числа, показывающего искомую вероятность в процентах. Знак % не используйте. Источник: МИОО : Ди­а­гно­сти­че­ская ра­бо­та по био­ло­гии 03.04.2014

Слайд 27

Кодоминирование , взаимодействие генов Пояснение 1) ♀ ААВв х ♂ Аавв Гаметы АВ , Ав , Ав , ав 2) F1 AАВв – длинноухие, чёрные ААвв – длинноухие, белые АаВв – короткоухие, чёрные Аавв – короткоухие, белые 3) Ве­ро­ят­ность рождения без­ухих белых ягнят равна 0. Все яг­ня­та либо длинноухие, либо ко­рот­ко­ухие и име­ю­щие как чёрную, так и белую шерсть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования в 2014 г.

В презентации отражены основные положения проведения ГИА в 11 классах в 2014 году. Создана на основе нормативно-правовых актов, федеральных документов (Федеральный закон «Об образовании в Российской Ф...

Подготовка к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования по математике в форме государственного выпускного экзамена (письменная форма)

Подготовка к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования по математике в форме государственного выпускного экзамена (письменная форма)...

Дидактический материал по подготовке к итоговому сочинению

Данный материал можно использовать при подготовке к итоговому сочинению...

Рабочая программа среднего общего образования по биологии (профиль)

Рабочая программа по биологии составлена на основе  федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования  на профильном уровне.Рабочая программа конкретиз...