Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс, УМК "Живой организм", линейный курс
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему
Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс, УМК "Живой организм", линейный курс составлено в соответствии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_7_kl_bio_17-18.doc | 336.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
по УМК Н.И.Сонина «Многообразие живых организмов. Бактерии. Грибы. Растения» 7 класс (2 часа в неделю).
№ п/п | Тема урока Тип урока | Основные предметные знания | Планируемые результаты | Виды деятельности, форма работы | Формы контроля | Домашнее задание | Дата проведения | |||||||
Универсальные учебные действия (УУД) | ||||||||||||||
Предметные умения: | Метапредметные универсальные действия (УУД): | |||||||||||||
Раздел 1. От клетки до биосферы (11ч) Тема 1.1. Многообразие живых систем (3 ч) | ||||||||||||||
1 | Введение. Разнообразие форм живого. | Биология- наука о живых организмах, общие признаки живого | Определяют и анализируют понятия «биология», значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества. | познавательные: общеучебные- использовать приёмы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации. Систематизировать информацию, осуществлять постановку и формулировать проблему; формулировать ответы на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, взаимодействие - строить сообщение в соответствии с учебной задачей; регулятивные: осуществление учебных действий: отвечать на поставленные вопросы; оценивать свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя Личностные умения: самоопределение - демонстрировать любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук. | Выделяют основные признаки живых организмов; работают с учебником. Беседа, решение проблемных задач. | Фронтальный опрос по теме. | Стр. 3-4 | |||||||
2 | Уровни организации жизни | Основные уровни организации живого:молекулярный, клеточный, тканевый, органный, организменный. | Определяют и анализируют понятия «уровни организации», «клетка», «ткань», «орган», «организм» | Выделяют основные уровни организации, составляют таблицу | Индивидуальный опрос. | Стр. 5-6, таблица в тетради | ||||||||
3 | Надорганизменные уровни организации жизни | Основные уровни организации живого: популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный. | Определяют и анализируют понятия «популяция», «вид», «экосистема», «биосфера» | познавательные: общеучебные - демонстрировать приемы работы с информацией, систематизировать информацию; логические- подводить итоги работы, делать вывод; коммуникативные: уметь корректно вести диалог; регулятивные: составлять план работы, планировать алгоритм действия, выполнять работу согласно поставленной цели. Личностные умения: осуществлять оценку изучаемого материала. | Выделяют основные признаки уровней организации живого, сравнивают, выявляют закономерности выделения уровней организации, составляют таблицу | Индивидуальный и фронтальный опрос. | Стр.6-8 | |||||||
Тема 1.2. Ч. Дарвин о происхождении видов (2 часа) | ||||||||||||||
4 | Ч.Дарвин о происхождении пород домашних животных и сортов культурных растений | Причины многообразия живых организмов. Явления наследственности и изменчивости. Искусственный отбор; породы домашних животных и культурных растени | Определяют и анализируют основные понятия: «наследственность», «изменчивость». Знакомятся с основными этапами искусственного отбора в сельском хозяйстве и в быту. | познавательные: общеучебные-демонстрировать приемы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию выполнять постановку и формулировать проблемы; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию. Находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: осуществление учебных действий - отвечать на поставленные вопросы; оценивать свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя, контроль, коррекция, оценка, поиск информации в предложенных источниках Личностные умения: самоопределение - демонстрировать любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук. | Объясняют причины эволюционных измкнений | Индивидуальный опрос | Стр.9-10, вопросы 1,5 | |||||||
5. | Ч.Дарвин о происхождении видов | Понятие о борьбе за существование и естественном отборе | Объясняют причины многообразия видов, выявляют причины эволюции | Анализируют логическую цепь событий, делающих борьбу за существование неизбежной. Строят схемы действия естественного отбора в постоянных и изменяющихся условиях существования. Составляют развёрнутый план урока | Индивидуальный опрос | Стр.11-12, Вопросы 2-4 | ||||||||
Тема 1.3. История развития жизни на Земле (3 часа) | ||||||||||||||
6 | История развития жизни на Земле. Архейская и протерозойская эра | Подразделение истории Земли на эры и периоды. Условия существования на древней планете. Смена флоры и фауны на Земле: возникновение новых и вымирание прежде существовавших форм | Давать определение «эра»; называть основные группы растений и животных разных эр, устанавливать соответствие между условиями жизни и особенностями организации живых существ. | познавательные: общеучебные-демонстрировать приемы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию выполнять постановку и формулировать проблему; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; адекватно использовать речевые средства для дискуссии аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы Личностные умения: смыслообразование: понимать значение знаний, образования в жизни человека, проявлять желание и стремление учится, делать правильный выбор для себя. | Работа с информационными ресурсами, работа с таблицей, учебником: распознают описывают жизнь разных эр, сравнивают разные этапы развития жизни | Индивидуальный и фронтальный опрос, составление конспекта | Стр.13-14 | |||||||
7. | Палеозойская эра | Стр.14-15 | ||||||||||||
8. | Мезозойская и кайнозойская эра | Стр.15-16. | ||||||||||||
Тема 1.4. Систематика живых организмов (2ч) | ||||||||||||||
9. | Становление систематики. Систематика К. Линнея | Искусственная система живого мира; работы Аристотеля, Теофраста. Система природы К. Линнея. | Характеризуют принципы искусственной классификации организмов по К. Линнею. Учатся приводить примеры искусственных классификаций живых организмов, используемых в быту. | познавательные: общеучебные-демонстрировать приемы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию выполнять постановку и формулировать проблему; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; адекватно использовать речевые средства для дискуссии аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя планирование: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные учителем вопросы Личностные умения: самоопределение - ориентироваться на научное мировоззрение | Работа с информационными ресурсами, учебником, решение проблемных задач | Фронтальный опрос. | Стр.17 | |||||||
10 | Современная систематика. Вид - основная единица классификации | Основы естественной классификации живых организмов на основе их родства. Основные таксономические категории, принятые в современной систематике | Определяют понятия основных таксонов, Учат определение «вид», критерии вида | Работа с информационными ресурсами, учебником, классификация организмов | Индивидуальный опрос. | Стр.18-19, учить определение «вид» | ||||||||
11. | Обобщение и систематизация знаний по теме "От клетки до биосферы" | Повторение знаний об уровнях организации, причинах эволюции, принципах систематик, признаках вида, развитии жизни. | должны знать: — основные понятия и термины темы, основные уровни организации живой материи, подразделение истории Земли на эры и периоды; принципы построения естественной системы живой природы. | познавательные: общеучебные-демонстрировать приемы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию выполнять постановку и формулировать проблему; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; адекватно использовать речевые средства для дискуссии аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя планирование: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные учителем вопросы Личностные умения: самоопределение - ориентироваться на качественное получение образования | Определять аспект классификации и проводить классификацию; выстраивать причинно следственные связи. | Тест. | Стр.5-20 | |||||||
Раздел 2. Царство Бактерии (4 часа) | ||||||||||||||
12. | Строение прокариотической клетки | Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Строение прокариотической клетки, наследственный аппарат бактериальной клетки. | Выделяют основные признаки бактерий, дают общую характеристику прокариот. | познавательные: общеучебные- демонстрировать приемы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию выполнять постановку и формулировать проблему; логические-подводить итог работы, формулировать выводы; коммуникативные: владеть коммуникативными умениями, опытом межличностной коммуникации;. Уметь корректно вести диалог и участвовать в дискуссии; регулятивные: планирование- составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, Личностные умения: самоопределение-проявлять интеллектуальные и творческие способности | Определяют значение внутриклеточных структур, сопоставляют его со структурными особенностями организации бактерий. Выполняют зарисовку различных форм бактериальных клеток. Готовят устное сообщение по теме «общая характеристика прокариот» | Индивидуальный опрос | Стр.22-25 | |||||||
13 14 | Способы питания и дыхания бактерий Многообразие и роль настоящих бактерий | Понятия «гетеротрофы», «автотрофы», «сапрофиты», «паразиты», «симбионты», «аэробы и анаэробы». Характеризуют понятие «симбиоз», «клубеньковые, или азотфиксирующие бактерии», «бактерии деструкторы», «болезнетворные микроорганизмы», «инфекционные заболевания», «эпидемия». | Научатся выявлять признаки способов питания и дыхания бактерий, давать определения способов питания и дыхания бактерий. Научатся объяснять роль бактерий в природе и жизни человека. | познавательные: общеучебные демонстрировать приемы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию выполнять постановку и формулировать проблему коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; обмениваться в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию; взаимодействие - строить сообщение в соответствии с учебной задачей, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; регулятивные: осуществление учебных действий - отвечать на поставленные вопросы; оценивать свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; целеполагание-осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно Личностные умения: самоопределение - демонстрировать любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук | Работа с учебником: описывают особенности питания и дыхания бактерий. Оценивают роль бактерий в природе и жизни человека. Составляют план-конспект темы «Многообразие и роль микроорганизмов» | Биологический диктант. Индивидуальный опрос | Стр.25-26, работа с терминами Стр.22-26.Подготовить сообщение на тему «Как человек борется с бактериями» | |||||||
15 | Подцарство Архебактерии. Подцарство Оксифотобактерии | Характеризуют понятия хемосинтез, цианобактерии или синезеленые водоросли | Научатся понимать, что бактерии способны к процессу фотосинтеза и хемосинтеза | познавательные: общеучебные демонстрировать приемы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию выполнять постановку и формулировать проблему коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; обмениваться в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию; взаимодействие - строить сообщение в соответствии с учебной задачей, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; регулятивные: осуществление учебных действий - отвечать на поставленные вопросы; оценивать свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; целеполагание-осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно Личностные умения: самоопределение - демонстрировать любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук | Обобщение и систематизация знаний по теме «Бактерии» | Фронтальный опрос, Индивидуальный опрос. Подготовка к проверочной работе. | Стр.27-29. Вопросы 6,8,10,11. | |||||||
Раздел 3. Царство Грибы (8 часов) Тема 3.1. Строение и функции грибов (4 часа) | ||||||||||||||
16 | Характеристика Царства Грибы | Признаки Царства Грибы. Понятия:микология, мицелий, плодовое тело, микориза | Научатся объяснять различия и сходство грибов с растениями и животными; выделять признаки грибов, делать выводы на основе сравнения. | Называют основные признаки Царства Грибы. | Устный опрос. | Стр.32-35, вопросы 1-3 | ||||||||
17 | Шляпочные грибы. Лабораторная работа «Распознавание съедобных и ядовитых грибов» | Особенности организации шляпочного гриба; | Научатся определять несъедобные шляпочные грибы; | Распознают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. | Устный опрос. Выполнение лабораторной работы | Стр.33-35, 39-40. Вопросы 8-9 | ||||||||
18 | Плесневые грибы. Дрожжи. Лабораторная работа «Строение плесневого гриба мукора». | Особенности организации плесневых и одноклеточных грибов, способы их питания и значение | Научатся Характеризовать особенности плесневых и одноклеточных грибов, работать с микроскопом. | Готовят микропрепараты и проводят наблюдение строения мукора и дрожжевых грибов под микроскопом. Проводят сопоставление увиденного под микроскопом с приведёнными в учебнике изображениями. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека. Составляют план параграфа | Устный опрос. Выполнение лабораторной работы | Стр.36-38, 40-41 | ||||||||
19 | Грибы-паразиты. | Особенности организации паразитических грибов, способы их питания и значение | Научатся объяснять роль грибов- паразитов в природе и жизни человека, меры профилактики грибковых заболеваний. | Дают определение понятия «грибы-паразиты растений и животных» (головня, спорынья и др.) | Устный опрос. | Стр.36, 38, 41. | ||||||||
Тема 3.2. Многообразие и экология грибов (2 ч) | ||||||||||||||
20 | Многообразие грибов. | Обобщение знаний о признаках и многообразии грибов. | Научатся: давать определения понятий по теме; Характеризовать: особенности строения и питания грибов, выявлять экологические факторы, влияющие на развитие грибов. | познавательные: Общеучебные: организовывать свою учебную деятельность; участвовать в групповой работе; формулировать ответы на вопросы учителя; применять знания при решении биологических задач; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; адекватно использовать речевые средства для дискуссии аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию регулятивные: осуществление учебных действий-отвечать на поставленные вопросы; работать с текстом параграфа и его компонентам; целеполагание - выполнять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно Личностные умения: самоопределение - проявлять любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; осуществлять нравственно-этическую оценку изучаемого материала. | Обзорная презентационная лекция. Работа с информационными ресурсами, работа с таблицами, учебником: определяют общие признаки царства Грибы, сравнивают представителей отделов, называют органы грибов. | Фронтальный опрос. Составление таблицы. | Стр.36-41, таблица, вопрос 4. | |||||||
21 | Роль грибов в природе и жизни человека | Роль грибов в биоценозах и хозяйствен ной деятельности человека | Научатся объяснять роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека | Объясняют роль грибов в природе и жизни человека. Составляют план параграфа, готовят сообщения на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников; | Устный опрос. | Стр.35, сообщение по теме. | ||||||||
Тема 3.3.Группа Лишайники (2 ч) | ||||||||||||||
22 | Группа Лишайники | Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников; особенности жизнедеятельности. | Предметные умения: Научатся объяснять понятия симбиоз, миксотрофное питание, слоевище.
| познавательные: общеучебные демонстрировать приемы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию выполнять постановку и формулировать проблему коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию; находить ответы на вопросы, формулировать их; взаимодействие - строить сообщение в соответствии с учебной задачей, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; регулятивные: осуществление учебных действий - отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; целеполагание: формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно. Личностные умения: демонстрировать интеллектуальные и творческие способности; самоопределение - осуществлять адекватную позитивную самооценку | Характеризуют форму взаимодействия организмов — симбиоз. Приводят общую характеристику лишайников. Проводят анализ организации кустистых, накипных, листоватых лишайников. | Фронтальный опрос. Составление отчета о проделанной работе. | Стр.43-45, вопросы 1-6 | |||||||
23 | Многообразие лишайников, их роль в природе | Распространённость и экологическая роль лишайников | научатся: распознавать и описывать лишайники различных экологических групп; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности; описывать значение лишайников как биоиндикаторов. | Распознают лишайники на таблицах и в живой природе. Оценивают экологическую роль лишайников. Составляют план — конспект сообщения «Лишайники». | Индивидуальный опрос, работа по карточкам. | Стр.46-47, вопросы 7-8 | ||||||||
Раздел 4. Царство Растения (36 часа) Тема 4.1.Группа отделов Водоросли; строение, функции, экология (6 ч) | ||||||||||||||
24 | Основные признаки растений | Основные черты организации растительного организма. | Научатся давать общую характеристику царства Растения; узнавать их на таблицах; находить в тексте учебника и других источниках информацию о Царстве Растения | познавательные: общеучебные демонстрировать приемы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию выполнять постановку и формулировать проблему коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию; находить ответы на вопросы, формулировать их; взаимодействие - строить сообщение в соответствии с учебной задачей, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; регулятивные: осуществление учебных действий - отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; целеполагание формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно Личностные умения: демонстрировать интеллектуальные и творческие способности; самоопределение - осуществлять адекватную позитивную самооценку | Обзорная презентационная лекция, работа с информационными ресурсами: характеризуют основные черты организации растительного организма. | Фронтальный опрос. | Стр.50-51. Учить признаки растений наизусть. Уметь объяснять все термины. | |||||||
25 | Группа отделов Водоросли. Строение и питание. Лабораторная работа «Изучение внешнего вида и строения водорослей» | Дают общую характеристику водорослей, их отдельных представителей. Выявляют сходство и отличия в строении различных групп водорослей на гербарном материале и таблицах. | Устный опрос. Составление отчета о проделанной работе. | Стр. 52-54 | ||||||||||
Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. | Научатся давать общую характеристику водорослей как низших растений, узнавать их на таблицах и гербарных образцах. | |||||||||||||
26 | Размножение водорослей | Бесполое и половое размножение. Смена поколений: чередование спорофита и гаметофита. | Научатся: характеризовать понятия бесполого и полового размножения, значение чередования спорофита и гаметофита. | познавательные: общеучебные демонстрировать приемы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию выполнять постановку и формулировать проблему; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию; находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: осуществление учебных действий - отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя. Личностные умения: ответственное отношение к природе, осознавать необходимости защиты окружающей среды; демонстрировать любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук | Обзорная презентационная лекция, работа с учебником: выясняют признаки и функции бесполого и полового поколений. | Устный опрос, выполнение рисунка схем размножения хламидомонады. | Стр.54-55 | |||||||
27 | Многообразие водорослей. Одноклеточные и многоклеточные зеленые водоросли | Признаки отдела Зеленые водоросли | Предметные умения: научатся называть Признаки отдела Зеленые водоросли, характеризовать представителей одноклеточных, колониальных, многоклеточных Зеленых водорослей, их экологию, значение. | Обзорная презентационная лекция. Называют и описывают Признаки отдела Зеленые водоросли. Заполняют таблицу. | Биологический диктант, фронтальный опрос. | Стр. 58, подготовить сообщение о значении Зеленых водорослей. | ||||||||
28 | Красные и бурые водоросли | Признаки отдела Бурые водоросли, отдела Красные водоросли | Научатся: называть Признаки отдела Бурые водоросли, Красные водоросли, характеризовать представителей отдела Бурые водоросли, Красные водоросли, их экологию, значение. | Обзорная презентационная лекция. Называют и описывают Признаки отдела Бурые водоросли, отдела Красные водоросли Заполняют таблицу. | Фронтальный и индивидуальный опрос. Проверка таблицы. | Стр. 59- 61. Подготовить сообщение о значении представителей отдела Бурые водоросли, Красные водоросли, | ||||||||
29 | Значение водорослей | Области применения водорослей человеком. Значение водорослей в природе. | Научатся: объяснять роль водорослей в природе и жизни человека. Выявляют сходство и отличия в строении различных групп водорослей на гербарном материале и таблицах. | Характеризуют роль водорослей в природе и жизни человека. | Фронтальный опрос. Тестирование | Стр.55-57 | ||||||||
Высшие растения. Тема 4.2. Отдел Моховидные (4 часа) | ||||||||||||||
30 | Высшие растения. | Характеристика высших растений. Признаки и представители Высших растений. | Научатся: называть признаки высших растений, представителей крупных таксонов, выявлять уровни организации высших растений | познавательные: общеучебные демонстрировать приемы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию выполнять постановку и формулировать проблему; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию; находить ответы на вопросы, формулировать их; взаимодействие - строить сообщение в соответствии с учебной задачей, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; регулятивные: осуществление учебных действий – выполнять лабораторную работу целеполагание - осуществлять постановку учебную задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно. Личностные умения: самоопределение –осознавать значение ответственного отношение к природе, необходимость защиты окружающей среды | Называют и описывают признаки высших растений. Различают на гербарных образцах и таблицах различных представителей отделов Высших растений | Устный опрос. | Стр.63, повторить ткани растений. | |||||||
31 | Отдел Моховидные, их строение и жизненный цикл. Лабораторная работа «Изучение внешнего вида и строения мхов». | Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. | Научатся: давать общую характеристику мхов. Объяснять стадии жизненного цикла. Должны знать правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ; научатся пользоваться лабораторным оборудованием, делать выводы по результатам работы. | Дают общую характеристику мхов. Различают на гербарных образцах и таблицах различных представителей моховидных. Проводят сравнительный анализ организации различных моховидных. | Письменный отчет по проделанной работе | Стр.64 -67, вопросы 2,5, 8 письменно Подготовка к итоговому тестированию. | ||||||||
32 | Итоговая контрольная работа за 1 полугодие | Признаки Бактерий, Грибов, Лишайников, Водорослей. | Научатся: обобщать, сравнивать, выявлять признаки различных Царств. | Выполняют итоговую контрольную работу | Итоговый контроль. | |||||||||
33 | Многообразие и значение мхов | Распространение и роль в биоценозах. Применение мхов человеком. | научатся распознавать и описывать на таблицах представителей отдела Моховидные; объяснять хозяйственное значение мхов, их роль в экосистемах. | познавательные: общеучебные демонстрировать приемы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию выполнять постановку и формулировать проблему; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию; находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Сравнивать разные точки зрения. Аргументировать свою точку зрения. Отстаивать свою позицию; планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные учителем вопросы; Личностные умения: смыслообразование-понимать значение знаний, образования в жизни человека, проявлять желание и стремление учится, делать правильный выбор для себя: как надо учиться и чему | Работа с информационными ресурсами. Называют и определяют представителей отдела Моховидные; | Устный опрос. | Стр.67-68. Вопросы 7, 9. | |||||||
Тема 4.3. Споровые сосудистые растения: Плауновидные, Хвощевидные, Папортниковидные (6 часов) | ||||||||||||||
34 | Споровые сосудистые растения. Отдел Плауновидные | Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. | Давать определение споровые сосудистые растения, распознавать и описывать на таблицах представителей Отдела Плауновидные | познавательные: общеучебные: демонстрировать приемы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию выполнять постановку и формулировать проблему; коммуникативные: строить понятное монологическое высказывание, обмениваться в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию; находить ответы на вопросы, формулировать их; планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные учителем вопросы регулятивные: осуществлять учебную задачу; отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников; планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные учителем вопросы; Личностные умения: демонстрировать доброжелательное отношение к мнению другого человека самоопределение - правильно идентифицировать себя с позиции школьника проявлять интеллектуальные и творческие способности | Обзорная презентационная лекция, работа с информационными ресурсами, работа с таблицами, учебником, терминологией. | Фронтальный опрос. | Стр.70-73 | |||||||
35 | Отдел Хвощевидные | Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. | Научатся распознавать и описывать на таблицах представителей Отдела Хвощевидные | Работа с учебником. Сравнивают строение плаунов и хвощей, объясняют жизненный цикл высших споровых растений. | Устный опрос. | Стр.73-74. Вопросы 5-7. | ||||||||
36 | Отдел Папоротниковидные. Строение папоротников. Лабораторная работа «Изучение внешнего вида и внутреннего строения папоротников» | Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации. | Научатся распознавать и описывать на таблицах представителей Отдела Папоротниковидные. | познавательные: общеучебные: демонстрировать приемы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию выполнять постановку и формулировать проблему; коммуникативные: строить понятное монологическое высказывание, обмениваться в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию; находить ответы на вопросы, формулировать их; планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные учителем вопросы регулятивные: осуществлять учебную задачу; отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников; планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные учителем вопросы; Личностные умения: демонстрировать доброжелательное отношение к мнению другого человека самоопределение - правильно идентифицировать себя с позиции школьника, проявлять интеллектуальные и творческие способности | Обзорная презентационная лекция, работа с информационными ресурсами, работа с таблицами, учебником, терминологией. | Устный опрос, письменный отчет по лабораторной работе. | Стр.76, вопросы 1, 3. | |||||||
37 | Размножение папоротников | Жизненный цикл папоротников. | Научатся распознавать и описывать на таблицах этапы жизненного цикла папортников. | Проводят сравнение высших споровых растений и идентифицируют их представителей на таблицах и гербарных образцах. Зарисовывают в тетрадь схемы жизненных циклов высших споровых растений. | Устный опрос. | Стр.77-78. Вопросы 2,4. | ||||||||
38 | Многообразие и значение папоротников | Многообразие, распространение и их роль в биоценозах, использование человеком. | Научатся распознавать и описывать на таблицах представителей отдела, объяснять роль высших споровых растений в формировании залежей каменного угля. | Характеризуют роль мхов, хвощей, плаунов и папоротников в природе и жизни человека. Составляют план-конспект «Строение, многообразие и экологическая роль папоротников» | Устный опрос. | Стр.77-80, вопрос 5. Повторить признаки Низших и Высших споровых растений. | ||||||||
39 | Обобщение и систематизация знаний по теме "Водоросли и высшие споровые растения" | Признаки Низших и высших споровых растений. Общую характеристика водорослей ,хвощевидных, плауновидных и папоротниковидных. | Научатся распознавать и описывать на таблицах представителей отделов, сравнивать, выявлять черты сходства и различий строения, циклов развития. | Составляют сравнительную характеристику споровых растений. | Письменный отчет. Фронтальный опрос. | Повторить циклы развития. | ||||||||
Тема 4.4. Семенные растения. Отдел Голосеменные (8 часов) | ||||||||||||||
40 | Семенные растения. Отдел Голосеменные | Общая характеристика Голосеменных растений, прогрессивные черты сопровождавшие их появление. | научаться: давать определение понятий «семенные растения, голосеменные»; выделять отличительные особенности Голосеменных, приводить примеры представителей отдела Голосеменных | познавательные: общеучебные: демонстрировать приемы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию выполнять постановку и формулировать проблему; коммуникативные: строить понятное монологическое высказывание, обмениваться в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию; находить ответы на вопросы, формулировать их; планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные учителем вопросы регулятивные: осуществлять учебную задачу; отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников; планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные учителем вопросы; Личностные умения: демонстрировать доброжелательное отношение к мнению другого человека самоопределение - правильно идентифицировать себя с позиции школьника проявлять интеллектуальные и творческие способности | Дают общую характеристику Голосеменных растений, отмечают прогрессивные черты сопровождавшие их появление. | Фронтальный опрос. | Стр.82-83 | |||||||
41 | Происхождение и особенности строения голосеменных | Строение тела, жизненные формы голосеменных. | Научатся: выявлять особенности строения тела Голосеменных, определять на таблицах и гербарных экземплярах представителей отдела Голосеменные. | Обзорная презентационная лекция, работа с информационными ресурсами, работа с таблицами, учебником, терминологией. Определяют особенности строения тела Голосеменных. | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос. | Стр.84., вопросы 1-4. | ||||||||
42 | Размножение хвойных | Половое размножение растений. Размножение растений семенами. Цикл развития сосны. Смена поколений.
| научатся объяснять суть чередования бесполого и полового поколений у семенных растений, особенности полового размножения семенных растений; давать: определения понятиям: оплодотворение, микро и мега спора, семязачаток. Уметь: приводить примеры голосеменных растений | Называют и описывают этапы цикла развития сосны. Делают выводы о биологическом семени. Зарисовывают схему цикла развития сосны | Устный опрос, работа с таблицей | Стр.84-85, 88, вопросы 5-7 | ||||||||
43 | Лабораторная работа «Изучение строения и многообразия голосеменных растений». | Строение шишки, семя, хвои, многообразие Голосеменных. | Научатся получать информацию в ходе лабораторной работы, зарисовывать, сравнивать, делать вывод, оформлять письменный отчет | Выполняют лабораторную работу. | Письменный отчет. | Стр.84-85, 88, повторить | ||||||||
44 | Многообразие голосеменных | Представители отдела Голосеменные, Многообразие,распространённость голосеменных, | Научатся работать с информацией о vногообразии, распространённости голосеменных.. | Описывают представителей Голосеменных, используя живые объекты, таблицы и гербарные образцы. | Индивидуальный опрос | Стр.83, 86-87 | ||||||||
45 | Значение голосеменных в природе и жизни человека | Роль в биоценозах и практическое значение | Научатся объяснять роль голосеменных в природе и жизни человека | Рассказывают о значении Голосеменных в природе и жизни человека, заполняют таблицу | Письменный отчет. | Стр.88 | ||||||||
46 | Сравнительная характеристика споровых и голосеменных растений | Признаки споровых и семенных растений | Научатся составлять сравнительную характеристику споровых и голосеменных растений , выявлять прогрессивные черты семенных растений. | Заполняют таблицу | Письменный отчет | Стр. 76-80 и 82-88 | ||||||||
47 | Обобщение и систематизация знаний по теме "Отдел Голосеменные" | Признаки отдела Голосеменные. | Научатся определять и называть признаки голосеменных растений. | Систематизируют знания об отделе Голосеменные. Выполняют контрольную работу | контрольная работа | Стр. 82-88 | ||||||||
| Тема 4.5. Покрытосеменные (Цветковые) растения (10 ч) | |||||||||||||
48 | Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения. ПроисхождениеОбщая характеристика | Происхождение и особенности организации Покрытосеменных растений | научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах; давать определения понятиям: цветок, плод, семя. | Познавательные: общеучебные-демонстрировать приемы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию выполнять постановку и формулировать проблему; логические: осуществлять поиск информации дополняющей и расширяющей представления о цветковых растениях коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию; находить ответы на вопросы, формулировать их; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию; находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные учителем вопросы Личностные умения проявлять любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; осуществлять нравственно-этическую оценку изучаемого материала. | Обзорная презентационная лекция, работа с информационными ресурсами, работа с таблицами, учебником, терминологией. Объясняют особенности цветковых растений. | Фронтальный опрос | Стр.90-92, вопросы 1-5 | |||||||
49 | Строение и жизненные формы покрытосеменных | Oсобенности организации Покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы | научатся различать жизненные формы покрытосеменных, особенности строения. | Описывают представителей Покрытосеменных, используя живые объекты, таблицы и гербарные образцы. | Индивидуальный опрос | Стр.93 -95 Вопр.6. | ||||||||
50 | Размножение покрытосеменных | Цветок, плод, семя, двойное оплодотворение, жизненный Цикл Цветковых. | научатся объяснять особенности размножения покрытосеменных | Зарисовывают схему цикла развития цветкового растения. | Индивидуальный опрос | Стр.95-98 вопросы 2-5 | ||||||||
51 | Классификация Покрытосеменных. Признаки классов двудольных и однодольных. | Систематика Цветковых растений. Признаки Классов Однодольные и Двудольные | научатся различать признаки классов Однодольные и Двудольные | Описывают представителей классов Однодольные и Двудольные используя живые объекты, таблицы и гербарные образцы. Составляют таблицу «сравнительная характеристика классов однодольных и двудольных». | Письменный отчет | Стр.98-99 Вопросы 7-8 | ||||||||
52 | Семейство Розоцветные. Л.Р. "Изучение строения покрытосемненных растений" | Признаки Семейства Розоцветные: формула цветка, типы плодов, значение и применение | научатся различать представителей семейства | Описывают представителей Семейства, выполняют лабор работу | Письменный отчет | Стр.100. подготовить сообщение о семействе | ||||||||
53 | Семейства Бобовые и Крестоцветные | Признаки Семейств Бобовые и Крестоцветные: формула цветка, типы плодов, значение и применение | научатся различать представителей семейства | Описывают представителей Семейства, различают их на таблицах, гербарии | Устный опрос | Стр.100. подготовить сообщение о семействе | ||||||||
54 | Семейства Пасленовые и Сложноцветные. | Признаки Семейств: формула цветка, типы плодов, значение и применение | научатся различать представителей семейства | Описывают представителей Семейства, различают их на таблицах, гербарии | Устный опрос | Стр. 101 подготовить сообщение о семействе | ||||||||
55 | Семейства Злаковые и Лилейные | Признаки Семейств: формула цветка, типы плодов, значение и применение | научатся различать представителей семейства | Описывают представителей Семейства, различают их на таблицах, гербарии | Устный опрос | Стр.98-99. | ||||||||
56 | Многообразие жизненных форм и роль цветковых растений | Многообразиераспространённость цветковых, их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности | Научатся различать жизненные формы растений, объяснять роль цветковых растений. | Характеризуют растительные формы и объясняют значение покрытосеменных растений в природе и жизни человека | тест | Стр.90-102 Повторить, сообщение по теме | ||||||||
57 | Обобщение и систематизация знаний по теме "Отдел Покрытосеменные". Пр. работа "Распознавание наиболее распространенных растений своей местности" | Прогрессивные черты организации Цветковых растений. | Научатся выявлять главные признаки растений отдела Цветковые, распознавать представителей отдела на фото, рисунках. | Проектная деятельность, выполняют пр. работу. | Письменный отчет | Повторить признаки семейств. | ||||||||
Тема 4.6. Эволюция растений (2 ч) | ||||||||||||||
58 | Возникновение жизни и появление первых растений | Возникновение жизни и появление первых растений. Развитие растений в водной среде обитания | Научатся объяснять возникновение жизни на Земле с научной точки зрения. | познавательные: общеучебные: демонстрировать приемы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию выполнять постановку и формулировать проблему; коммуникативные: строить понятное монологическое высказывание, обмениваться в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию; находить ответы на вопросы, формулировать их; планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные учителем вопросы регулятивные: осуществлять учебную задачу; отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников; планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные учителем вопросы; Личностные умения: демонстрировать доброжелательное отношение к мнению другого человека самоопределение - правильно идентифицировать себя с позиции школьника, проявлять интеллектуальные и творческие способности | Знакомятся с материалистическими представлениями о возникновении жизни на Земле. Характеризуют развитие растений в водной среде обитания. | Устный опрос | Стр.103-104, вопр. 1-3 | |||||||
59 | Эволюция растений на суше. Пр.работа "Построение родословного древа царства Растения" | Выход растений на сушу и формирование проводящей сосудистой системы. Основные этапы развития растений на суше | Научатся объяснять понятия «риниофиты», «псилофиты», сотявлять эволюционное древо | Объясняют причины выхода растений на сушу. Дают определение понятию «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растений на суше. | Устный опрос, письменный отчет по пр.работе | Стр.104-105, вопр. 4-9 | ||||||||
60 | Контрольная работа по теме "Растения" | Растения. Группы растений, особенности строения и их представители | Научатся обобщать знания о царстве Растения, выявлять признаки растений. | Выполняют Контрольную работу по теме "Растения" | письменный отчет | Повторить стр.50-51, 63, 105. | ||||||||
Раздел 5. Растения и окружающая среда (8 ч) Тема 5.1. Растительные сообщества. Многообразие фитоценозов (4 ч) | ||||||||||||||
61 | Растительные сообщества | Растительные сообщества — фитоценозы. Видовая и пространственная структура растительного сообщества; ярусность. | научатся давать определения понятиям: фитоценоз, ярусность | Дают определение понятия «фитоценоз». Объясняют причины и значение ярусности. | Устный опрос | Стр.108-110, вопросы 1-4. | ||||||||
62 | Многообразие фитоценозов: еловый лес, сосновый лес, дубрава. | Характеристика различных фитоценозов. | Научаться объяснять сущность взаимосвязи растений в сообществе, устанавливать связи между биологическими процессами, различать изученные объекты | познавательные общеучебные: использовать приемы работы с информцией, выполнять поиск и отбор необходимой информации, систематизировать ее, формулировать проблему; логические: осуществлять поиск информации, расширяющей представления о жизнедеятельности живых организмов; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество. | Называют видовой состав фитоценозов. Выявляют взаимосвязь между особенностями растений и условиями их обитания. | Фронтальный опрос. | Стр. 11-113, вопросы 1-3 с. 117. Подготовить сообщение о фитоценозе леса. | |||||||
63 | Многообразие фитоценозов: луг, болото. | Характеристика различных фитоценозов. Роль отдельных растительных форм в сообществе. | научаться применять полученные знания в самостоятельной работе, объяснять роль растений и животных в жизни человека. | познавательные: владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, применять знания при решении биологических задач; регулятивные: принимать учебную задачу, планирование - составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, целеполагание – осуществлять постановку учебной задачи. Личностные: проявлять интеллектуальные и творческие способности, понимать необходимость учения, осознавать свои возможности. | Называют видовой состав фитоценозов. Выявляют взаимосвязь между особенностями растений и условиями их обитания. | Устный опрос | Стр.114-115, Подготовить сообщение о фитоценозе | |||||||
64 | Агроценозы, их роль в жизни человека Пр.работа "Сравнительная характеристика фитоценозов" | Признаки агроценозов. | Научаться выявлять признаки агроценозов, сравнивать естественные и искусственные фитоценозы. | Определяют понятие «агроценоз» и сравнивают его с естественными сообществами растений. | Письменный отчет по пр.работе | Стр.116, вопросы 6-7 на стр.117 | ||||||||
Тема 5. 2. Растения и человек (1 ч) | ||||||||||||||
65 | Растения и человек | Значение растений в жизни планеты и человека | научаться применять полученные знания ,объяснять роль растений и животных в жизни человека. | познавательные: общеучебные – использовать приемы работы с информацией: отбор, систематизацию, обобщение; логические – устанавливать причинно-следственые связи; коммуникативные: осознанно строить речевое высказывание, использовать речь для регуляции своих действий; регулятивные – ориентироваться в содержании и заданиях учебника, тетради. Личностные: владеть способами самоорганизации учебной деятельности, умение ставить цель, планировать учебную деятельность, проводить самооценку. | Объясняют экологическую роль растений, их значение как первичных продуцентов органической биомассы. Характеризуют роль растений в удовлетворении пищевых потребностей человека. | Беседа. | Стр.118-120, вопр.5 письм. | |||||||
Тема 5. 3. Охрана растений и растительных сообществ (2 ч) | ||||||||||||||
66 | Охрана растений и растительных сообществ | Причины необходимости охраны растительных сообществ. Методы и средства охраны природы. Законодательство в области охраны растений | Научатся обяснять необходимость охраны растений | познавательные: общеучебные – использовать приемы работы с информацией: отбор, систематизацию, обобщение; логические – устанавливать причинно-следственые связи; коммуникативные: осознанно строить речевое высказывание, использовать речь для регуляции своих действий; регулятивные – ориентироваться в содержании и заданиях учебника, тетради. Личностные: владеть способами самоорганизации учебной деятельности, умение ставить цель, планировать учебную деятельность, проводить самооценку. | Обосновывают необходимость охраны растений, анализируют свое поведение в природе. | беседа | Стр.121-125, вопр.4 письм. | |||||||
67 | Редкие и охраняемые виды растений и растительных сообществ | Редкие и охраняемые виды растений и растительных сообществ нашей местности | Научатся определять охраняемые виды растений | Готовят сообщения , презентации о редких видах ратений. | Индивидуальны опрос | Подготовить сообщение о редких видах растений. | ||||||||
68 | Заключительный урок по курсу биологии 7 класса | Многообразие живых организмов. | Научатся обобщать полученные знания о царствах Бактерии, Грибы, Растения. | Итоговая работа в нескольких вариантах из заданий разного вида: - с выбором одного правильного ответа - на соответствие -на заполнение сравнительных таблиц - на нахождение ошибок в приведенном тексте - выполнение задания с развернутым ответом |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 5 класс "Введение в биологию" по УМК "Живой организм"
Рабочая программа 5 класс "Введение в биологию" по УМК "Живой организм" . Программа расчитана на 2 часа в неделю т.е. на 70 часов в год. В програме представленны контрольные и практические работ...
Итоговый тест по курсу биологии 6 кл "Живой организм"
Тест для промежуточного экзамена по предмету...
Инструктивная карта на обобщающем уроке по биологии в 5-м классе по теме «Введение. Биология – наука о живых организмах» в рамках ФГОС
Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме " Биология – наука о живой природе". Ход урока.Организация класса – сообщение целей и задач урока.Оформление оценочного листа в тетрадь и алго...
Итоговое тестирование по биологии 6 класс к учебнику Сонин Н.И. "Биология. Живой организм".Линейный курс.
Итоговое тестирование по биологии 6 класс к учебнику Сонин Н.И. "Биология. Живой организм". Линейный курс....
Элективный курс по биологии 6 класс "Физиология живых организмов"
Программа электовного курса по биологии "Физиология живых организмов" расширяет изучение учебного материала курса биологии 6 класса "Живой организм", позволяя более детльно изучить...
Рабочая программа по биологии для 7 класса, УМК "Живой организм", линейный курс, Н.И. Сонин, В.Б. Захаров
Рабочая программа по биологии для 7 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС...
Презентация к уроку биологии в 5 классе "Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого"
Презентация к уроку биологии в 5 классе "Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого"...