Рабочая программа
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему
Рабочая программа по биологии для 7 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по биологии, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Р.Ф., утвержденного приказом Минобразования Р.Ф.; федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования; требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Зоологию изучают в течение одного учебного года. Количество часов в неделю – 2, всего часов в год- 70. Школьный курс зоологии имеет комплексный характер, включая основы различных зоологических наук: морфологии, анатомии, гистологии, эмбриологии, физиологии, систематики, экологии, зоогеографии, палеозоологии, содержание которых дидактически переработано и адаптировано к возрасту и жизненному опыту учащихся. Он является продолжением курса ботаники и частью специального цикла биологических дисциплин о животном мире. В процессе изучения зоологии учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и его системой, отражающей родственные отношения между организмами и историю развития животного мира.
У учащихся должны сложиться представления о целостности животного организма как биосистемы, взаимосвязях между органами в системах и систем органов между собой; о том, что их согласованная деятельность осуществляется нервной системой; что животные связаны с окружающей средой.
Учащиеся должны узнать, что строение, жизнедеятельность и поведение животных имеют приспособительное значение, сложившееся в процессе длительного исторического развития, в результате естественного отбора и выживания наиболее приспособленных; что для каждого животного характерны рождение, рост и развитие, размножение, старение и смерть. На конкретном материале учащиеся изучают биогеоценотическое и практическое значение животных, необходимость рационального использования и охраны животного мира. Чтобы обеспечить понимание учащимися родственных отношений между организмами, систему животного мира, отражающую длительную эволюцию животных, изучение ведется в эволюционной последовательности по мере усложнения от простейших организмов к млекопитающим.
Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:
- Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях
- Овладения умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
- Воспитание позитивного целостного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе
- Использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_7_klass.doc | 277 КБ |
Предварительный просмотр:
7 класс
Курс «Животные»
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии для 7 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по биологии, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Р.Ф., утвержденного приказом Минобразования Р.Ф.; федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования; требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Зоологию изучают в течение одного учебного года. Количество часов в неделю – 2, всего часов в год- 70. Школьный курс зоологии имеет комплексный характер, включая основы различных зоологических наук: морфологии, анатомии, гистологии, эмбриологии, физиологии, систематики, экологии, зоогеографии, палеозоологии, содержание которых дидактически переработано и адаптировано к возрасту и жизненному опыту учащихся. Он является продолжением курса ботаники и частью специального цикла биологических дисциплин о животном мире. В процессе изучения зоологии учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и его системой, отражающей родственные отношения между организмами и историю развития животного мира.
У учащихся должны сложиться представления о целостности животного организма как биосистемы, взаимосвязях между органами в системах и систем органов между собой; о том, что их согласованная деятельность осуществляется нервной системой; что животные связаны с окружающей средой.
Учащиеся должны узнать, что строение, жизнедеятельность и поведение животных имеют приспособительное значение, сложившееся в процессе длительного исторического развития, в результате естественного отбора и выживания наиболее приспособленных; что для каждого животного характерны рождение, рост и развитие, размножение, старение и смерть. На конкретном материале учащиеся изучают биогеоценотическое и практическое значение животных, необходимость рационального использования и охраны животного мира. Чтобы обеспечить понимание учащимися родственных отношений между организмами, систему животного мира, отражающую длительную эволюцию животных, изучение ведется в эволюционной последовательности по мере усложнения от простейших организмов к млекопитающим.
Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:
- Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях
- Овладения умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
- Воспитание позитивного целостного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе
- Использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни
Задачи раздела «Животные» ( 7 класс )
*обучения:
- создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
- обеспечить усвоение учениками знаний по анатомии, морфологии и систематике животных в соответствии со стандартом биологического образования через систему из 70 уроков
- продолжить формирование у школьников предметных умений и навыков: умение работать с микроскопом, наблюдать и описывать биологические объекты, сравнивать их, проводить биологические эксперименты, вести наблюдения в природе; умение распознавать наиболее распространённых животных своей местности через лабораторные работы, экскурсии.
- продолжить развивать у детей общеучебные умения:
- особое внимание уделить развитию у семиклассников информационной компетентности (умения находить необходимые сведения в тексте учебника и другой литературе, составлять план и конспект прочитанного через систему разнообразных заданий для работы с учебником, подготовку детьми сообщений и рефератов, межпредметные домашние задания
- закрепить интерес к изучению биологии через разнообразные формы уроков
- развивать творческие способности учеников через систему креативных заданий
*развития:
создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер:
-продолжить развитие внимания, памяти,
-особое внимание обратить на развитие мышления (способности производить анализ и синтез),
-развивать стремление добиваться особых успехов,
- продолжить формирование положительного отношения к учёбе через учебный материал уроков
*воспитания:
способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей, формированию у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей (особое внимание обратить на воспитание у семиклассников желания охранять природу, продолжить развивать умение жить в коллективе)
- Содержание учебного материала
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Общие сведения о мире животных. | 5 |
2 | Строение тела животных. | 3 |
3 | Подцарство Простейшие, или одноклеточные животные. | 4 |
4 | Подцарство Многоклеточные животные. Тип кишечнополостные. | 4 |
5 | Тип Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви. | 6 |
6 | Тип Моллюски. | 4 |
7 | Тип Членистоногие. | 8 |
8 | Тип Хордовые. | 31 |
9 | Развитие животного мира на Земле. | 2 |
10 | Промежуточная аттестация | 1 |
11 | Резервное время | 2 |
Всего 70 часов
Содержание рабочей программы:
Раздел 1: Общие сведения о мире животных.(5 часов). Зоология – наука о животных. Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Классификация животных и основные систематические группы. Влияние человека на животных. Краткая история развития зоологии.
Раздел 2: Строение тела животных (3 часа). Клетка. Ткани. Органы и системы органов. Раздел 3:Подцарство Простейшие, или одноклеточные животные (4 часа). Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Саркодовые. Класс Жгутиконосцы. Тип Инфузории. Многообразие простейших. Паразитические простейшие
Раздел 4: Подцарство Многоклеточные животные (4 часа). Тип Кишечнополостные. Морские кишечнополостные.
Раздел 5: Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (6 часов). Тип Плоские черви. Тип Плоские черви. Тип Круглые черви.
Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые черви.
Раздел 6: Тип Моллюски (4 часа). Общая характеристика типа Моллюски. Класс Брюхоногие моллюски. Класс Двустворчатые моллюски. Класс Головоногие моллюски.
Раздел 7: Тип Членистоногие (8 часов). Класс Ракообразные. Класс Паукообразные. Класс Насекомые. Типы развития насекомых. Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Полезные насекомые. Охрана насекомых. Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека.
Раздел 8: Тип Хордовые(32 часа).
Подраздел: Надкласс рыбы.(6 часов) Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные. Подтип Черепные . Надкласс Рыбы. Внутреннее строение рыбы (на примере костистой). Особенности размножения рыб. Основные систематические группы рыб. Промысловые рыбы. Их использование и охрана.
Раздел 9 : Класс Земноводные, или Амфибии (4 часа). Места обитания и строение земноводных. Строение и деятельность внутренних органов. Годовой цикл жизни и происхождение земноводных. Многообразие и значение земноводных.
Раздел 10: Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (4 часа). Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Внутреннее строение и жизнедеяте
льность пресмыкающихся. Многообразие пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся.
Раздел 11: Класс Птицы ( 7 часов). Среда обитания и внешнее строение птиц. Опорно-двигательная система птиц. Внутреннее строение птиц. Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. Многообразие птиц. Значение и охрана птиц. Происхождение птиц.
Раздел 12: Класс Млекопитающие, или Звери (9 часов). Внешнее строение. Среды жизни и места обитания млекопитающих. Внутреннее строение млекопитающих: опорно-двигательная и нервные системы, пищеварительная, дыхательная, кровеносная и выделительная системы. Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненныйцикл. Происхождение и многообразие млекопитающих. Высшие, или Плацентарные звери. Отряды: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные. Отряды: Ластоногие, Китообразные, Парнокопытные Непарнокопытные, Хоботные, Приматы. Экологические группы млекопитающих. Значение млекопитающих для человека.
Раздел 13: Развитие животного мира на Земле( 2 часа). Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина об эволюции. Основные этапы развития животного мира на Земле.
Итоговая контрольная работа- 1 ч.
4. Перечень контрольных работ и лабораторных работ
2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА ПО УМК В.М. КОНСТАНТИНОВА В 7 КЛАССЕ .(2 ЧАСА В НЕДЕЛЮ, 70 ЧАСОВ)
2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА ПО УМК В.М. КОНСТАНТИНОВА В 7 КЛАССЕ .(2 ЧАСА В НЕДЕЛЮ, 70 ЧАСОВ) | ||||||||||||||||||||||||
Раздел по программе | № урока | Тема урока | Тип урока Тип урока | Элементы содержания | ЗУН | Наглядность | ||||||||||||||||||
Раздел 1. Общие сведения о мире животных (5 ЧАСОВ) | 1. | Зоология - как наука о животных.
| Урок обобщения и систематизации знаний | Зоология - как наука о животных. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные. Черты сходства и различия животных и растений. Значение животных. | Называть предмет изучения зоологии. Приводить примеры животных вредителей с\х растений. Описывать признаки животных. Отличать животных от растений. Выделять значение животных в природе и жизни человека. | Таблицы «Многообразие животного мира», « Значение животных в природе и в жизни человека» | ||||||||||||||||||
2. | Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. | Урок обобщения и систематизации знаний | Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных. | Давать определение понятию место обитания животного. Называть основные среды жизни и приводить примеры животных, обитающих в них Описывать и приводить примеры различных форм взаимоотношений м\у животными. Объяснять приспособленность животных к условиям среды обитания | Таблицы « Среды жизни и места обитания животных», «Взаимодействие продуцентов, консументов и редуцентов» | |||||||||||||||||||
3. | Классификация животных. Основные систематические группы животных | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Классификация животных. Значение классификации животных. Краткая история развития зоологии. Методы изучения животных. | Называть систематические категории. Отличать классификацию растений от классификации животных. Объяснять значение классификации | Дидактические раздаточные карточки «Биология 7 класс» | |||||||||||||||||||
4. | Влияние человека на животных. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Зависимость жизни животных от человека. Охрана животного мира: заповедники, заказники, памятники природы, природный национальный парк. | Приводить примеры воздействия человека на численность и разнообразие животных. Называть животных, исчезнувших в результате деятельности человека. Описывать меры охраны редких животных. Прогнозировать последствия исчезновения животных. | Красная книга Чувашии | |||||||||||||||||||
5. | Проверочная работа.
| Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | Письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки. | |||||||||||||||||||||
Раздел 2 СТРОЕНИЕ ТЕЛА ЖИВОТНЫХ» (3 ЧАСА) | 6 | Клетка. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Клетка как структурная единица организма. Особенности животных клеток. | Перечислять основные органоиды клетки Называть роль органоидов. Отличать клетки животных от клеток растений. Распознавать на рисунке основные органоиды животной клетки. | Таблица «Строение клетки животного» | ||||||||||||||||||
7 | Ткани. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Ткань. Определение особенности строения Виды тканей: эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная. Особенности строения основных видов тканей. | Давать определение термину ткани. Называть основные виды тканей. Объяснять, почему у животных есть нервная ткань Характеризовать основные виды тканей | Таблица «Типы тканей у животных» | |||||||||||||||||||
8 | Органы и системы органов | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Орган-часть организма. Системы органов: ОДС, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, эндокринная, половая. Организм как целостная система. Симметрия тела. | Давать определение терминам орган, система органов. Называть системы органов. Характеризовать строение и функции органов | Таблица «Система органов у животных» | |||||||||||||||||||
Раздел 3 «ПОДЦАРСТВО ПРОСТЕЙШИЕ» (4 ЧАСА) | 9 | Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Общая характеристика простейших, как одноклеточных организмов. Тип Саркодовые. Среда обитания. Особенности строения и жизнедеятельности: движение, питание, дыхание, выделение, размножение. Образование цисты. Раздражимость. | Называть среду обитания и способы передвижения. Описывать условия образования цисты. Распознавать на рисунках и описывать амебу и ее органоиды Объяснять способ передвижения, питания, размножения. | Дидактические раздаточные карточки «Биология 7 класс» Раковинные амебы, радиолярии, фораминиферы. | ||||||||||||||||||
10 | Класс Жгутиконосцы | Комбинированный урок | Одноклеточные и колониальные жгутиконосцы. Среда и условия обитания. Особенности строения и жизнедеятельности. Наличие жгутиков. Автотрофное и гетеротрофное питание. | Распознавать на рисунках и описывать эвглену и ее органоиды Называть среду обитания и способы передвижения. Сравнивать эвглену зеленую с растениями и животными. | Дидактические раздаточные карточки «Биология 7 класс», микропрепараты эвглены зелёной. | |||||||||||||||||||
11 | Тип Инфузории. Лабораторная работа №1 | Комбинированный урок | Среда обитания. Особенности строения инфузорий: наличие ресничек, 2 ядра, 2 сократительные вакуоли, пищеварительные вакуоли. Особенности жизнедеятельности: гетеротрофное питание, половой процесс. | Называть функции органоидов инфузории –туфельки. Распознавать на рисунках и описывать инфузорию –туфельку и ее органоиды | Дидактические раздаточные карточки «Биология 7 класс», таблица « Разнообразие одноклеточных животных» | |||||||||||||||||||
12 | Многообразие простейших. Паразитические простейшие. | Урок систематизации и закрепления знаний | Типы простейших: саркодовые, жгутиконосцы, инфузории. Роль простейших в природе и жизни человека. Паразитические простейшие – возбудители заболеваний. | Перечислять меры, предупреждающие заболевание амебной дизентерией и малярией. Объяснять роль простейших в природе и жизни человека. | Таблица «Жизненный цикл малярийного плазмодия» | |||||||||||||||||||
Раздел 4 «Подцарство Многоклеточные животные.» (4 ЧАСА) | 13 | Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Признаки типа: лучевая симметрия, наличие кишечной полости, стрекательные клетки, двухслойный мешок Одиночные и колониальные организмы. Размножение: бесполое и половое. | Называть признаки типа кишечнополостные. Объяснять значение термина кишечнополостные. | Таблица « Схема строения кишечнополостных животных». | ||||||||||||||||||
14 | Пресноводная гидра. Комбинированный урок | Среда обитания и образ жизни пресноводной гидры. Строение и жизнедеятельность. Регенерация. Механизм безусловного рефлекса. | Называть образ жизни, значение различных клеток гидры, строение гидры. Объяснять процесс регенерации. Характеризовать по плану размножение гидры | Модель гидры, | ||||||||||||||||||||
15 | Морские кишечнополостных | Урок систематизации и закрепления знаний | Роль кишечнополостных в природе и жизни человека. | Называть значение кишечнополостных в природе и жизни человека. Распознавать на рисунках и описывать представителей типа кишечнополостных. | Таблица « Морские кишечнополостны» . | |||||||||||||||||||
16 | Контрольная работа №1 «Одноклеточные животные. Тип Кишечнополостные» | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | Письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки. | |||||||||||||||||||||
Раздел 5 «ТИПЫ: ПЛОСКИЕ, КРУГЛЫЕ, КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ» (6 ЧАСОВ) | 17 | Тип Плоские черви. Класс Ресничные черви. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Признаки типа Плоские черви: трехслойные животные, наличие паренхимы, появление систем органов. Размножение. Гермафродиты, внутреннее оплодотворение. | Называть функции систем внутренних органов. Узнавать по таблицам и рисункам системы органов. Сравнивать строение пресноводной гидры и белой планарии. | Таблица « Строение белой планарии» Дидактические раздаточные карточки «Биология 7 класс» | ||||||||||||||||||
18 | Разнообразие плоских червей | Комбинированный урок | Плоские черви – возбудители заболеваний человека и животных. Циклы развития паразитических червей. Меры защиты от заражения. | Называть меры защиты от паразитических червей. Узнавать по таблицам и рисункам стадии развития печеночного сосальщика и бычьего цепня. Выявлять приспособления к паразитизму. Объяснять роль плоских червей. | Таблица « Разнообразие плоских червей» | |||||||||||||||||||
19 | Тип Круглые черви. Класс Нематоды | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Образ жизни. Особенности строения. Наличие первичной полости. Значение круглых червей в природе и жизни человека. | Распознавать на рисунках и описывать представителей типа Круглые черви Объяснять меры профилактики заражения. | Таблица « Разнообразие круглых червей», микропрепарат аскариды. | |||||||||||||||||||
20 | Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Образ жизни. Особенности строения. Наличие вторичной полости. Появление замкнутой кровеносной системы. | Распознавать на рисунках и описывать системы органов. Распознавать на рисунках и описывать представителей типа Кольчатые черви Сравнивать строение органов кольчатых и круглых червей. | ||||||||||||||||||||
21 | Класс малощетинковые черви. Лаб.работа №2«Изучение внешнего строения дождевого червя» | Комбинированный урок | Образ жизни. Особенности строения дождевого червя. | Описывать приспособления для жизни в почве. Объяснять роль дождевого червя почвообразовании. | Таблица « Внутреннее строение дождевого червя» микропрепарат дождевого червя. | |||||||||||||||||||
22 | Контрольная работа №2 «Черви» | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | Письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки | |||||||||||||||||||||
Раздел 6 «ТИП МОЛЛЮСКИ» (4 ЧАСА) | 23 | Общая характеристика типа Моллюски знаний. | Урок изучения и первичного закрепления новых | тип Моллюски: среда обитания и образ жизни, особенности строения (мантия, отделы тела). Системы внутренних органов. Появление дыхательной системы. | Распознавать на рисунках и описывать представителей типа моллюски. Выявлять особенности строения типа. Сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей. | Таблица « Многообразие моллюсков» | ||||||||||||||||||
24 | Класс Брюхоногие моллюски | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Многообразие и практическое значение брюхоногих моллюсков. Особенности строения. | Определять принадлежность моллюсков к классам. Объяснять значение в природе и жизни человека. | Таблица «Разнообразие брюхоногих моллюсков» | |||||||||||||||||||
25 | Класс Двустворчатые моллюски. Лаб. работа | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Многообразие и практическое значение двустворчатых моллюсков. Особенности строения. Строение раковины. | Определять принадлежность моллюсков к классам. Выделять приспособления двустворчатых моллюсков к среде обитания. Объяснять значение в природе и жизни человека Сравнивать двустворчатых и брюхоногих моллюсков. | Таблица «Внутренне строение беззубки», коллекция раковин моллюсков. | |||||||||||||||||||
26 | Класс Головоногие моллюски | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Многообразие и практическое значение головоногих моллюсков. Особенности строения. | Определять принадлежность моллюсков к классам. Выявлять особенности строения головоногих моллюсков. | Таблица « Внешний вид и внутренне строение осьминога» | |||||||||||||||||||
Раздел 7 « ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ» (8 ЧАСОВ) | 27 | Общая характеристика членистоногих. Класс Ракообразные. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Тип Членистоногие. Внешний скелет, отделы тела, смешанная полость тела. Образ жизни и внешнее строение ракообразных. Системы внутренних органов. | Распознавать на рисунках и описывать представителей типа Членистоногие. Распознавать и описывать строение и многообразие членистоногих. Выявлять особенности строения и приспособления к среде обитания ракообразных. | Дидактические раздаточные карточки «Биология 7 класс», таблица «Внешнее строение речного рака» | ||||||||||||||||||
28 | Класс Паукообразные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Образ жизни и особенности строения паукообразных. Системы внутренних органов. Поведение и особенности жизнедеятельности. Клещи. Значение паукообразных. | Распознавать на рисунках и описывать представителей паукообразных. Описывать внешнее строение паука крестовика и жизнедеятельность пауков. Характеризовать практическое значение паукообразных. | Дидактические раздаточные карточки «Биология 7 класс», таблица «Разнообразие паукообразных» | |||||||||||||||||||
29 | Класс Насекомые. Внешнее строение. Лабораторная работа | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Образ жизни и особенности внешнего строения насекомых: три отдела тела, 3 пары ног, крылья, органы дыхания наземного типа. Типы ротового аппарата. | Приводить примеры насекомых с различным типом ротового аппарата. Выявлять особенности строения и приспособления к среде обитания | Дидактические раздаточные карточки «Биология 7 класс», таблица «Внешнее строение майского жука» | |||||||||||||||||||
30 | Внутреннее строение насекомых | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Системы внутренних органов. Смешанная полость тела. Жизнедеятельность и поведение на раздражение светом и химическими веществами. Раздельнополые организмы. Внутреннее оплодотворение. | Узнавать системы внутренних органов. Описывать поведение насекомых. Выделять особенности внутреннего строения Характеризовать размножение насекомых. | Таблица «Внутреннее строение жука» | |||||||||||||||||||
31 | Типы развития насекомых Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Развитие насекомых: с неполным превращением и с полным превращением. Признаки отрядов насекомых. Стадии развития с неполным превращением и с полным превращением. | Приводить примеры насекомых с неполным превращением и с полным превращением. Описывать стадии развития насекомых. Перечислять признаки отрядов. | Таблица «Типы развития насекомых» | ||||||||||||||||||||
32 | Полезные насекомые. Охрана насекомых | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Значение насекомых в природе и жизни человека. Одомашненные насекомые: пчела медоносная, тутовый шелкопряд. Продукты пчеловодства. | Приводить примеры продуктов пчеловодства и их использования человеком. Описывать значение насекомых в природе и жизни человека. Характеризовать меры по охране насекомых. | Таблица « Тутовый шелкопряд» | |||||||||||||||||||
33 34 | Насекомые - вредители сада и огорода. Контрольная работа№3 | Комбинированный урок | Отрицательное значение насекомых: вредители культурных растений, переносчики заболеваний. Методы борьбы человека с насекомыми | Перечислять Методы борьбы человека с вредителями культурных растений, переносчиками заболеваний. Называть вредители культурных растений, переносчики заболеваний. | Таблица «Насекомые – вредители сада и огорода» | |||||||||||||||||||
Раздел 8 «ТИП ХОРДОВЫЕ» (32) Подтип Бесчерепные (1) Надкласс РЫБЫ (5) | 35 | Общие признаки типа Хордовые. Подтип Бесчерепные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Признаки хордовых: внутренний скелет, нервная трубка, пищеварительная трубка, двусторонняя симметрия тела, вторичная полость тела. Местообитание и внешнее строение. Системы внутренних органов. | Распознавать животных типа Хордовые. Узнавать по рисункам системы внутренних органов. Выделять особенности строения ланцетника для жизни в воде. Доказывать усложнение в строении ланцетника по сравнению с кольчатыми червями. | Модель ланцетника | ||||||||||||||||||
36 | Подтип Черепные. Надкласса Рыбы. Лабораторная работа | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Общие признаки подтипа Черепные: наличие позвоночника и разделение нервной трубки на головной и спинной мозг, развитие черепа, формирование парных конечностей. Особенности внешнего и внутреннего строения на примере костистой рыбы. Роль плавников в движении рыб. Расположение и значение органов чувств. | Называть органы чувств, обеспечивающие ориентацию в воде. Описывать внешнее строение. Характеризовать функции плавников Выделять особенности строения рыб и функции органов чувств. | Таблица « Внешнее строение рыбы», | |||||||||||||||||||
37 | Внутреннее строение рыб. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Системы внутренних органов: ОДС, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, выделительная. | Называть отделы, органы и их функции. Перечислять характерные черты внутреннего строения. Узнавать по рисункам системы внутренних органов Выделять особенности строения рыб | Таблица «Внутреннее строение рыбы» | |||||||||||||||||||
38 | Особенности размножения рыб | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Органы размножения. Размножение и развитие рыб. Места нагула и нереста у проходных рыб. Особенности поведения: миграция, забота о потомстве. | Называть тип оплодотворения у большинства рыб. Приводить примеры проходных рыб. Выделять особенности строения и функции органов размножения рыб. Объяснять значение миграций в жизни рыб. | Таблица «Размножения и развитие рыб» | |||||||||||||||||||
39 | Основные систематические группы рыб. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. Осетровые, двоякодышащие и кистеперые рыбы. Значение их в происхождении наземных позвоночных животных. Приспособления рыб к разным условиям обитания. | Называть представителей класса хрящевых и костных рыб. Распознавать и описывать наиболее распространенные виды рыб, обитающие в водах Мурманской области. Перечислять особенности строения двоякодышащих и двоякодышащих рыб. Сравнивать различные отряды костистых рыб. | ||||||||||||||||||||
40 | Промысловые рыбы. Их использование. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Практическое значение рыб. Рыболовство. Промысловое значение рыб. Основные группы промысловых рыб : сельдеообразные, трескообразные, карпообразные. Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов. Прудовое хозяйство. | Называть представителей промысловых рыб. Называть рыб, разводимых в прудах, и описывать их практическое значение. Характеризовать роль промысловых рыб в жизни человека. Доказывать практическую значимость прудоводства. | ||||||||||||||||||||
Раздел 9 КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ (4 ЧАСА) | 41 | Места обитания и строение земноводных. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Признаки класса. Места обитания и образ жизни. Внешнее строение лягушки. Признаки наземных животных. Скелет и мускулатура. | Узнавать отделы скелета. Описывать внешнее строение. Описывать приспособления к жизни на суше и в воде. Выделять особенности строения земноводных. Сравнивать костный скелет земноводных и рыб | Таблица « Внешнее строение лягушки» | ||||||||||||||||||
42 | Строение и деятельность систем внутренних органов. | Комбинированный урок | Системы внутренних органов: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, выделительная. Обмен веществ и энергии. | Узнавать по рисунку системы внутренних органов Описывать строение и функции систем внутренних органов. | Таблица « Внутреннее строение лягушки» | |||||||||||||||||||
43 | Годовой цикл жизни и происхождение земноводных. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Размножение. Внешнее оплодотворение. Развитие лягушки с метаморфозом. Сходство личинок земноводных с рыбами. Вымершие земноводные | Находить сходство в размножении и развитии рыб и земноводных. Сравнивать головастика и взрослую особь. Сравнивать развитие рыбы и лягушки. Называть места обитания земноводных и основные отряды, роль земноводных. | ||||||||||||||||||||
44 | Многообразие и значение земноводных | Урок обобщения и систематизация знаний | Многообразие земноводных. Отряды: Хвостатые( тритоны), Безхвостые( лягушки жабы, жерлянки) | |||||||||||||||||||||
45 | Контрольная работа № 4 «Земноводные» | Урок контроля и коррекции знаний учащихся | Письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки | |||||||||||||||||||||
46 | Внешнее строение и скелет пресмыкающихся | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Особенности внешнего строения (на примере ящерицы).Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде: покровы тела, наличие век, отсутствие желез. Строение скелета. | Называть приспособления в строении и жизнедеятельности для наземного образа жизни. Сравнивать внешнее строение прыткой ящерицы и гребенчатого тритона, скелет ящерицы и ужа. | Таблица «Внешнее строение ящерицы» | |||||||||||||||||||
Раздел 10 класс пресмыкающиеся ( 4 часа) | ||||||||||||||||||||||||
47 | Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Особенности внутреннего строения: появление дыхательных путей, увеличение отделов головного мозга. Обмен веществ: питание, дыхание и выделение. Поведение. Размножение и развитие. | Перечислять усложнения в строении систем органов. Узнавать по рисунку системы внутренних органов Объяснять причины более сложного поведения пресмыкающихся | Таблица «Внутреннее строение ящерицы» | |||||||||||||||||||
48 | Многообразие пресмыкающихся. Роль в природе. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | отряды класса пресмыкающиеся: чешуйчатые, черепахи. Ядовитые змеи. Меры первой помощи. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся. Разнообразие древних пресмыкающихся. | Называть известные вам виды пресмыкающихся различных отрядов. Приводить примеры ящеров и их среды обитания. Называть причины вымирания. Объяснять Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека | Таблица « Многообразие пресмыкающихся | |||||||||||||||||||
49 | Значение пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся. | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки | Рельефная таблица «Археоптерикс» | ||||||||||||||||||||
Раздел 11 КЛАСС ПТИЦЫ (7ЧАСОВ) | 50 | Среда обитания и внешнее строение птиц. Лабораторная работа | Комбинированный урок | Общая характеристика класса. Среда обитания. Особенности внешнего строения. Приспособленность к полету. Усложнение покровов по сравнению с пресмыкающимися. | Характеризовать типы перьев. Описывать приспособления внешнего строения для полета. | Таблица « Внешнее строение голубя» | ||||||||||||||||||
51 | Опорно-двигательная система птиц.
Лабораторная работа | Комбинированный урок | Скелет птицы. Отделы. Приспособленность к полету : срастание и пневматичность костей. Мышцы. Приспособленность к полету: большие грудные мышцы, длинные сухожилия. | Выделять особенности скелета птиц. Объяснять причины расположения и строения мышц птиц. Характеризовать изменения скелета птиц в связи с полетом. | Таблица «Опорно- двигательная система птиц» | |||||||||||||||||||
52 | Внутреннее строение птиц | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Системы внутренних органов птиц. Приспособленность к полету. Интенсивный обмен веществ. | Узнавать по рисунку системы внутренних органов птиц Назвать прогрессивные черты организации птиц по сравнению с пресмыкающимися. Выделять приспособленность систем внутренних органов птиц к полету. Объяснять причины интенсивного обмена веществ. | Таблица «Внутреннее строение голубя» | |||||||||||||||||||
53 | Размножение и развитие птиц. | Комбинированный урок | Органы размножения. Развитие яйца и зародыша. Выводковые и гнездовые птицы. | Называть этапы развития яйца Выделять особенности строения органов размножения, связанные с полетом. Находить отличия между гнездовыми и выводковыми птицами. | ||||||||||||||||||||
54 | Годовой цикл и сезонные явления в жизни птиц | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Поведение птиц на различных этапах годового цикла: ритуальное поведение в период размножения, гнездостроение, насиживание, послегнездовый период, сезонные миграции. | Называть причины появления у птиц инстинкт перелета. Описывать сезонные явления в жизни птиц. | Таблица « разнообразие гнёзд» | |||||||||||||||||||
55 | Многообразие птиц. Значение и охрана птиц. Происхождение птиц. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Экологические группы птиц по местам обитания: птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств. Экологические группы птиц по типу питания: растительноядные, хищные и всеядные. | Называть Экологические группы птиц и приводить примеры. Определять особенности строения различных экологических групп . | таблица Экологические группы птиц | |||||||||||||||||||
56 | Контрольная работа № 5 «Птицы» | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки | |||||||||||||||||||||
Раздел 12 КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ (9 ЧАСОВ) | 57 | Внешнее строение. Среды жизни и места обитания. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Признаки класса. Среды жизни и места обитания. Особенности внешнего строения Строение кожи. Шерстяной покров. Железы млекопитающих. | Называть общие признаки млекопитающих. Перечислять функции желез. Описывать строение кожи. Выделять особенности внешнего строения. | Таблица Внешнее строение птиц. Среда обитание животных(СД уроки) | ||||||||||||||||||
58 | Внутреннее строение млекопитающих Лаб. работа «Строение скелета млекопитающих» | Комбинированный урок | Особенности внутреннего строения. Усложнение ОДС, органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися. | Перечислять особенности скелета. Узнавать по рисунку системы внутренних органов Пояснять отличия в строении коры больших полушарий у различных групп млекопитающих. | ||||||||||||||||||||
59 | Размножение и развитие млекопитающих | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Размножение и развитие млекопитающих, забота о потомстве. Годовой и жизненный цикл и сезонные явления. | Приводить примеры заботы о потомстве. Характеризовать размножение и развитие млекопитающих. | ||||||||||||||||||||
60 | Происхождение и многообразие млекопитающих | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Предки млекопитающих – древние млекопитающие. Многообразие. Яйцекладущие и настоящие звери. | Называть группу рептилий, от которых произошли млекопитающие. Описывать строение и жизнедеятельность первозверей. | ||||||||||||||||||||
61 | Плацентарные звери: Насекомоядные и Рукокрылые, Грызуны и Зайцеобразные, Хищные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Признаки отряда. | Приводить примеры различных млекопитающих. Находить черты сходства между отрядами грызуны и зайцеообразные. | Таблицы по отрядам | . | ||||||||||||||||||
62 | Отряды Ластоногие и китообразные, Парнокопытные и Непарнокопытные, Хоботные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Признаки отряда | Приводить примеры различных млекопитающих Сравнивать отряды млекопитающих. | Таблицы по отрядам | |||||||||||||||||||
63 | Отряд Приматы | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Признаки отряда Сходство человекообразных обезьян с человеком. | Называть общие черты строения приматов. Доказывать что обезьяны – наиболее высокоорганизованные животные. Сравнивать человекообразных обезьян и человека. | Таблицы по отрядам | |||||||||||||||||||
64 | Экологические группы млекопитающих Значение млекопитающих для человека | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Среда обитания. Экологические группы млекопитающих | Перечислять Экологические группы млекопитающих | ||||||||||||||||||||
65 | Контрольная работа № 6 «Млекопитающие» | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | Письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки | |||||||||||||||||||||
Раздел 13 « Развитие животного мира на Земле» (2) | 66 | Док- во эволюции животного мира. Учение Ч.Дарвина о естественном отборе Основные этапы развития животного мира на Земле | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Понятие об эволюции. Учение Ч.Дарвина. Доказательства эволюции. Многообразие животных – результат эволюции. | Называть факторы эволюции. Приводить доказательства эволюции животного мира. | |||||||||||||||||||
67 | Основные этапы развития животного мира на Земле. | Дегенерация, уровни организации жизни, продуценты, консументы, редуценты. | Уметь называть основные этапы развития животного мира | |||||||||||||||||||||
68 | Итоговая контрольная работа пот курсу « Зоология» | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | ||||||||||||||||||||||
69 70 | Резервное время | На проведение административной контрольной работы по четвертям |
5.Результаты образования
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведуметь
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
- Способы и формы оценки достижения результатов деятельности
Отметка «5» ставится, если ученик:
- логично излагает основные положения учебного материала, признаки биологических объектов, процессов и явлений, раскрывает их сущность и взаимосвязь;
- конкретизирует теоретические положения примерами, научными фактами;
- демонстрирует владение умениями обобщать, анализировать, сравнивать биологические объекты и процессы и на основе этого делает выводы;
- демонстрирует знания о признаках биологических объектов (клеток, органов, систем органов и организмов растений, животных, грибов, экосистем); о сущности биологических процессов (обмен веществ, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, раздражимость);
- демонстрирует умения: объяснять роль различных организмов в природе, их взаимосвязь, необходимость защиты окружающей среды; распознавать и описывать на живых объектах и таблицах: органы цветкового растения, органы и системы органов животных, выявлять тип взаимодействия разных видов в экосистеме, составлять цепи питания;
- не допускает биологических ошибок и неточностей.
Отметка «4» ставится, если ученик:
- не полностью раскрывает теоретические положения и недостаточно широко их иллюстрирует примерами, приводит не все элементы сравнения объектов и явлений, допускает биологические неточности, негрубые биологические ошибки;
- демонстрирует освоение вышеназванных знаний, допустив при этом незначительные биологические погрешности и неточности, недостаточно четко владеет умениями распознавать, устанавливать взаимосвязи, анализировать объекты, процессы, явления.
- допускает незначительные биологические погрешности и неточности, недостаточно четко демонстрирует владение умениями применять полученные знания для объяснения жизнедеятельности изученных организмов.
Отметка «3» ставится, если ученик:
- имеет неполные фрагментарные знания об основных признаках живого, проявляющихся на всех уровнях организации, об особенностях строения и жизнедеятельности растений и животных, неверно трактует биологические понятия, не раскрывает сущность процессов и явлений, делает неправильные выводы, допускает искажения в установлении причины и следствия явления;
- имеет отрывочные знания об экологических факторах, экосистемах, неверно раскрывает сущность биологических процессов и явлений, не в полной мере овладевает умениями определять, описывать, распознавать, анализировать объекты и явления;
Отметка «2» ставится, если ученик:
- допускает грубые биологические ошибки, приводит отрывочные сведения, примеры, не имеющие отношения к конкретизации теоретических положений, или ответ полностью отсутствует;
- допускает грубые биологические ошибки, не демонстрирует владение общеучебными и практическими умениями и навыками, не способен формулировать ответы на наводящие вопросы учителя;
- излагает лишь отдельные элементы знаний, не связанные между собой, допускает грубые биологические ошибки, не может применить полученные знания об организме человека в практической деятельности и повседневной жизни.
- Учебно- методическое и информационное обеспечение курса
Литература для учителя: Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко. Биология.: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2008
а также методических пособий для учителя:
1) В.М.Константинов. Биология. Животные. 7 класс. Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф, 2008
2) Т.А.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева. Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф, 2005. – 72 с.
- Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных океана/ Художник М.В. Душин. – Ярославль: Академия развития, 2003.
- Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о несекомых/ Художнки М.В. Душин, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия Ко», 1998.
- Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о птицах/ Художники В.Х. Янаев, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия Ко», 1998
- Бабенко В.Г., Боголюбов Д.В. и др./ Под ред. Н.М.Черновой. Экология животных.. 7 класс. Учебное пособие. – М.: Вентана-Граф, 2002.
- Бабенко В.Г и др. Биология: Материалы к урокам-экскурсиям. – М.: НЦ ЭНАС, 2002.
- Калинова Г.С., Кучменко В.С. Итоговая проверка уровня подготовки учащихся за курс основной школы. – М.: АСТ-Астрель, 2002.
- Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. -2-е изд. – М.: Дрофа, 2000.
- Лернер Г.И. Уроки биологии. Животные. 7,8 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2005.
- Резникова В.З. Животные. Дидактические карточки. Задания для самостоятельной работы учащихся по биологии. – М.: Школа-Пресс, 1999.
- Резникова В.З., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Зачеты по биологии. Живоные: Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений. – М.: Лист-Нью, 1999.
- Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии. 6-8 классы: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 1996.
Интернет-ресурсы по курсу «Животные»
- http://www.bugdreams.com/ - - материалы о насекомых
- http://zooclub.farpost.com - - Электронный справочник "Животные в России и СНГ". Каталог статей о различных видах домашних и диких животных. Коллекция рефератов по биологии и экологии. Подборка законов и постановлений о животных.
- http://bratcev.chat.ru/index.html - Атлас дневных бабочек России. Фотографии, обзоры, научные статьи.****
- http://www.bober.ru/ - Все о бобрах. Исследования, литература, фотографии, видео-ролики, рисунки, и другая познавательная информация.****
- http://www.aquaria.ru/cgi/fish.cgi - Атлас рыб. Описания, ссылки.****
- http://birds.krasu.ru/coll.shtml/ - Все о птицах Средней Сибири..****
- http://nature.ok.ru/ - Редкие и исчезающие животные России. Различные классификации редких и исчезающих. Голоса животных. Фотографии. Коллекция ссылок.****
- http://nature.ok.ru/ - Редкие и исчезающие животные России. Различные классификации редких и исчезающих. Голоса животных. Фотографии. Коллекция ссылок.****
- http://plife.chat.ru/ - "Совершенная жизнь" - Энциклопедия удивительных фактов о животном мире.****
- http://animals.mega.net.kg/ - "Хищники" - Разнообразная научно-познавательная информация о хищных животных.
- http://www.zin.ru/Animalia/Coleoptera/rus/ - Жуки (Coleoptera) и колеоптерологи. Сайт содержит разнообразную информацию о жуках - самом многочисленном отряде животных планеты. Большая библиография (более 1000 ссылок) рассредоточена по отдельным страницам.*****
- http://www.zooclub.ru/ - "Зооклуб" - Сервер о диких и домашних животных. Кошки, собаки, птицы, лошади, рыбы, грызуны, амфибии, рептилии, членистоногие, фотогалерея.*****
- http://e-l-k.narod.ru/ - "Животные - удивительное рядом" - Удивительные факты из жизни животных.*****
- http://www.kulichki.com/elephant/ - Фонд защиты слонов - фотографии, статьи, рассказы, сказки и анекдоты о слонах. Ссылки.*****
- http://hedgehogs.gp.ru/ - Ежиный уголок Сети. Страничка, посвященная ежам. Описание этого зверька, образ жизни, повадки, размножение. Какие бывают ежи и где они живут, родственники ежей, легенды о ежах, особенности, фотографии и др.****
- http://sitim.sitc.ru/Sitim/knowledge/ - Живой мир. Происхождение и образ жизни различных животных: динозавров, мышей, крыс, кротов, приматов, сусликов и др. Материалы из детской энциклопедии. Рубрику ведет Алексей Ожигов, ученик 10 класса.****
- http://asgard.hypermart.net/topsites/ - ТОР ресурсов о животных - "Животный мир Интернет". Животный мир Интернет обновляется каждые 30 минут и сбрасывается каждые 2 дня.****
- http://entomolog.narod.ru/ - Сайт для энтомологов-любителей, начинающих собирателей насекомых, натуралистов, туристов, путешественников и просто любопытствующих.****
- http://natura.spb.ru/ - Развлекательно-познавательный сайт о животных и природе "Ох уж эти животные". Фотографии, статьи и публикации о животном мире.****
- http://www.deepseaworld.com/ - Deepsea World - Национальный аквариум Шотландии. На английском языке.
Дополнительная литература для учителя:
1) А.И.Никишов «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии» 7 класс. М.: Дрофа, 2006, - 96 с.;
2) Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А.Козловой, В.И.Сивоглазова, Е.Т.Бровкиной и др. издательства дрофа;
3) Дидактические карточки-задания по биологии: Животные / Бровкина Е.Т., Белых В.И. – М.: Издательский Дом «ГЕНДЖЕР», 1997. – 56 с.;
4) Шапкин В.А. «Биология. Животные»: Пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2001. – 192 с.;
5) Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1999. – 304 с.
6) Теремова, Рохлов Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.:АСТ-ПРЕСС, 1999. – 258 с.: ил. – («Занимательные уроки»);
7) Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Животные. – М.:Дрофа, 2004. -224 с.
для учащихся:
1) Дольник В.Р., Козлов М.А. Зоология. Учебник. – СПб.: «Специальная Литература», 1996. – 240 с.: ил.;
2) Животные / Пер. с англ. М.Я.Беньковский и др. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003. – 624 с.: ил;
3) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Миграции животных. Автор А.Х Тамбиев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 1999. – 464 с.: ил.;
4) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Развитие жизни на Земле. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 2001. – 400 с.: ил.;
5) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Амфибии. Автор Б.Ф.Сергеев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 1999.. – 480 с.: ил.;Электронные уроки и тесты. Биология в школе. Функции и среда обитания животных организмов. ЗАО «Просвещение – МЕДИЯ», 2005
Электронные уроки и тесты. Биология в школе. Взаимное влияние животных организмов. . ЗАО «Просвещение – МЕДИЯ», 2005
Электронные уроки и тесты. Биология в школе. Организации жизни. ЗАО «Просвещение – МЕДИЯ », 2005
Наглядная биология. 7 класс. Версия 2.0 интерактивное учебное пособие.
Энциклопедия для детей . Домашние питомцы. 7 класс.
8. Список литературы для обучающихся
1) Дольник В.Р., Козлов М.А. Зоология. Учебник. – СПб.: «Специальная Литература», 1996. – 240 с.: ил.;
2) Животные / Пер. с англ. М.Я.Беньковский и др. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003. – 624 с.: ил;
3) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Миграции животных. Автор А.Х Тамбиев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 1999. – 464 с.: ил.;
4) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Развитие жизни на Земле. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 2001. – 400 с.: ил.;
5) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Амфибии. Автор Б.Ф.Сергеев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 1999.. – 480 с.: ил.;
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...