Урок чистой воды
материал по биологии (6 класс) на тему
Вода - удивительно ёмкая тематика. В ней отражаются практически все ключевые современные проблемы – неустойчивое развитие, бедность, неравенство, нерациональное использование природных ресурсов, загрязнение среды, беспомощность технологий перед мощью стихии. Мы по-прежнему рассматриваем воду как минеральный ресурс на уроках географии, как одно из важных веществ на уроках химии и биологии. Но на современном уровне мы должны обсудить происходящие в водной среде изменения и осознать масштабность этих изменений. И, наконец, самое главное – каким образом эти изменения будут влиять на их будущее и что можно сделать сегодня, чтобы человечество могло «вписаться» в наиболее благоприятный из сценариев будущего?
Занятие «Следы на воде».
Цель занятия: познакомить учащихся с понятиями «виртуальная вода» и «водный след», помочь задуматься о том, что для поддержания своего образа жизни человек тратит большое количество воды.
Урок носит практическое значени. Учащиеся расчитывают количество "виртуальной" воды в различных предметах, учатся работать с данными различных таблицам, строить диаграммы. В урок включен игровой момент, когда учащиеся "ищут" водный след в товарах и различных предметах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ФОТО УРОКА | 2.4 МБ |
СЦЕНАРИЙ УРОКА И ПРЕЗЕНТАЦИЯ | 630.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок чистой воды: вода в России и в мире. Вода ради жизни»
Актуальность темы.
Вода - удивительно ёмкая тематика. В ней отражаются практически все ключевые современные проблемы – неустойчивое развитие, бедность, неравенство, нерациональное использование природных ресурсов, загрязнение среды, беспомощность технологий перед мощью стихии. Мы по-прежнему рассматриваем воду как минеральный ресурс на уроках географии, как одно из важных веществ на уроках химии и биологии. Но на современном уровне мы должны обсудить происходящие в водной среде изменения и осознать масштабность этих изменений. И, наконец, самое главное – каким образом эти изменения будут влиять на их будущее и что можно сделать сегодня, чтобы человечество могло «вписаться» в наиболее благоприятный из сценариев будущего?
Цель
Водный компонент имеет целью изменение отношения и поведения. Ведь только в этом случае мы можем говорить о сознательной экономии воды индивидуальными потребителями, учёте водоёмкости инженерами даже при невысокой стоимости воды, ответственном принятии решений управленцами.
Изменение отношения и поведения человека невозможно с помощью простого информирования и просвещения. Необходимы такие методы работы, которые затронут ценности молодого человека, позволят сформировать позитивную мотивацию к экологически оптимальным поступкам. В плане содержания работы необходимо связать обсуждаемые проблемы с повседневной жизнью людей, затронуть их актуальные интересы. Масштабная работа по поиску и распространению подобных подходов к экологическому образованию ведётся в рамках ООН по образованию в интересах устойчивого развития.
Проблемы, связанные с водными ресурсами, неизбежно тянут за собой вопросы потребления ресурсов, эффективности технологий, социальной справедливости и многие другие. Таким образом, вода – один из органичных содержательных элементов образования в интересах устойчивого развития.
Как и для других актуальных проблем современности, «водному образованию» практически нет места в традиционных программах школьных предметов. Важные вопросы водопользования приходиться решать на неделе биологии, внеклассных акциях и внеклассных мероприятиях.
Водная стратегия РФ определяет широкий спектр содержания, которое может обсуждаться со школьниками для решения задач «водного образования».
Содержание «водного образования» можно разбить на несколько взаимосвязанных линий. Вот несколько линий с их возможным понятийным наполнением.
Содержательная линия | Некоторые понятия |
Вода и здоровье | Загрязнение воды; гигиена; технологии подготовки питьевой воды и очистки сточных вод |
Вода и сельское хозяйство | Виртуальная вода; аквакультура; засухоустойчивые культуры; устойчивое и неустойчивое орошение полей |
Вода и энергетика | Гидроэнергетика, малая генерация |
Вода и промышленность | Виртуальная вода и водный след, удельная водоёмкость, приливные электростанции |
Вода и природные катаклизмы | Изменение климата и водные ресурсы; перераспределение осадков; наводнения, засухи и др. |
Вода как среда жизни | Биоразнообразие; водно-болотные территории; био-услуги водных экосистем |
Мне понравилась разработка проведения уроков во внеурочное время Н. И. Корякиной (кандидата педагогических наук, председателя С-Петербургского Центра экологической политики и культуры.
Занятие «Следы на воде».
Цель занятия: познакомить учащихся с понятиями «виртуальная вода» и «водный след», помочь задуматься о том, что для поддержания своего образа жизни человек тратит большое количество воды.
Водный след позволяет помочь шире посмотреть на проблему воздействия человеческой деятельности на гидросферу. Он также помогает наглядно показать детям влияние любых их действий на водную среду.
Современный человек использует воду для различных нужд. Трудно представить себе производство, в котором на каком либо этапе не участвует вода. Вместе с тем, что задумываясь о том, сколько нам нужно воды, мы как правило, представляем себе своё непосредственное потребление воды дома: душ, мытьё рук, приготовление супа и компота. Часто ли люди задумываются, что, просто потратив 1 киловат/час электроэнергии, они выпускают в атмосферу более 3-х литров воды? Вода требуется на производство электроэнергии, выращивании сельскохозяйственных культур, производство бытовой техники – всего, что мы потребляем. Чтобы сделать эту мысль более наглядной, британский учёный Джон Энтони Алан предложил понятие «виртуальная вода» - т.е. вода, «вложенная» в товары, затраченная на производство товаров и услуг.
** В одной выпитой чашке кофе – 140 литров виртуальной воды. Для получения одного литра молока необходимо 1000 л воды, а одного килограмма говядины –16 000 литров.**
Водный след – индикатор использования воды, учитывающий её прямое и непрямое использование воды потребителем или производителем.
Большая часть нагрузки, которую мы оказываем на водные экосистемы, не связаны с количеством потребляемой дома воды. Вместе с тем домашнее потребление воды наиболее очевидно и сравнительно легко измеряется. Наверное, именно поэтому домашнему водопотреблению уделяют такое (часто непропорциональное) внимание в экологическом образовании, когда оно касается водных ресурсов.
Человек или общество потребляет большое количество товаров с определёнными значениями виртуальной воды. Удобным индикатором «водоёмкости» жизненного стиля человека или государства является предложенный голландским профессором Ариеном Хоэкстра «водный след». Водный след одного человека, государства или же производственной отрасли – это общий объём воды, которая необходима для производства всей используемой ими продукции. Водный след какого-либо товара эквивалентен содержанию в нём виртуальной воды.
** Водный экологический след россиянина составляет 1860 кубометров в год, средний водный след жителя планеты – 1243. Среднестатистический американец использует 2480 метров в кубе в год. **
Поскольку не все товары, потребляемые в одной стране, производятся внутри неё, «водный след» состоит из двух частей: использование внутренних водных ресурсов и использование водных ресурсов из источников, находящихся за пределами страны. По сути, покупая, например рис, мы импортируем и вложенную в его выращивание воду и, таким образом, потребляем чужие водные ресурсы и экономим собственные.
Если все виды услуг и продукции производятся при использовании водных ресурсов самой страны, это указывает, что страна считается на 100% самодостаточной в плане использования водных ресурсов. Если же мы вынуждены закупать импортную продукцию, то следует учитывать, что импорт продукции и услуг равносилен импорту виртуальной воды. С этой точки зрения концепция порождает новое понятие – виртуальной воды.
Торговля этой водой, хотя мы этого и не замечаем, стала такой же важной частью международного рынка, как торговля нефтью. Многие страны мира покупают нефть, выстраивая экономическое равновесие с учётом этого всё дорожающего продукта. Многие аналитики считают, что в обозримом будущем «вода», как и торговля нефтью, станет одной из регулярных тем международных переговоров.
Приведём несколько примеров «водного следа» различных государств:
Водный след на душу населения в некоторых странах
ВВП на душу населения, долл США | Водный след на душу (метр кубический на душунаселения в год) | Водный след из внутренних источников, % от общего водного следа | Водный след из внешних источников, % от общего водного следа | |
Великобритания | 43785 | 1245 | 30 | 70 |
Голландия | 52019 | 1123 | 18 | 82 |
Индия | 1016 | 980 | 98 | 2 |
Казахстан | 8502 | 1774 | 99 | 1 |
Киргизстан | 951 | 1361 | 100 | 0 |
Китай | 3315 | 702 | 93 | 7 |
Россия | 11807 | 1858 | 84 | 16 |
США | 46859 | 2483 | 81 | 19 |
Финляндия | 51060 | 1727 | 59 | 41 |
Швеция | 52790 | 1621 | 47 | 53 |
В среднем по миру | -- | 1242 | -- | -- |
Водный след страны складывается из многих факторов. В первую очередь на него влияют структура производства и уровень потребления. Интересно сравнить данные по ВВП на душу населения и долю водного следа страны из внешних источников. Видно, что даже в странах, небогатых водными ресурсами, доля импорта виртуальной воды, импортируемой в виде различных товарах, достаточно высока.
Третье понятие, которое позволяет рассматривать потребление воды – это так называемая удельная водоёмкость ввп – т.е. какой объём воды расходуется в государстве на один рубль /доллар произведённых товаров и услуг.
На водоёмкость ВВП влияет множество факторов:
--рациональность водопотребления;
-- наличие водосберегающих технологий;
-- потери воды при транспортировке;
--исторически сложившаяся структура экономики (например, банки расходуют меньше воды по сравнению с выращиванием хлопка);
-- численность населения (главным образом городских жителей, которых надо охватывать централизованным водоснабжением);
-- природно-географические факторы (климатические условия страны и её регионов, уровень выпадения осадков и др.)
Предлагаю детям несложное задание «Семидесятилитровое яблоко», которое позволит познакомить учащихся с понятием «виртуальная вода», помочь учащимся задуматься о том, что для поддержания своего образа жизни человек тратит большое количество воды.
Показываю классу яблоко, яйцо или какой - нибудь другой продовольственный товар из раздаточного листа №1. Выберите такой, в котором, содержится достаточное количество воды.
Спрашиваю класс: «Если это яблоко весит 100 грамм, сколько в нём содержится воды?» Выслушиваю ответы детей. Можно продемонстрировать несколько продуктов.
Далее сообщаю, что по совершенно серьёзным подсчётам учёных, в этом яблоке содержится 70 литров воды. Спрашиваю, кто из детей верит этому? Поясняю, что это так называемая виртуальная вода. Это вся вода, которая, в случае с яблоком, была затрачена на его выращивание, сбор, транспортировку.
Задаю классу наводящие вопросы, составляю на доске поясняющую диаграмму, которая покажет, на что могло быть потрачено 70 литров воды.
Начиная составлять диаграмму я ставлю простой вопрос: кто моет яблоки перед тем, как их съесть? На одно только мытьё яблока уйдёт гораздо больше воды, чем содержится в нём самом.
Далее, задаю детям наводящие вопросы и составляю диаграмму, наподобие представленной выше.
Приложение
Раздаточный лист№1
Виртуальная вода – это объём воды, который был использован при производстве какого-либо товара или услуги. Например, виртуальная вода чипсов – это вода, которая потребовалась на полив картофеля, полив кукурузы или подсолнечника, из которой произвели масло для чипсов, мытьё картофеля на фабрике и пр. Обычно виртуальная вода измеряется в литрах воды на килограмм товара.
Водный след человека – это общий объём воды, который он использует, и воды, которая была затрачена на производство всех потребляемых этим человеком товаров и услуг. Водный след человека измеряется в кубометрах воды.
Еда | Водный след, л | Прочие товары | Водный след, л |
Пицца | 2400 | Джинсы | 10850 |
Говядина, порция.100г | 695 | Ботинки кожаные | 8000 |
Картофель, 100г | 25 | Бумага, лист А 4 | 10 |
Кофе, чашка | 140 | Бумага, килограмм | 2000 |
Курица, порция 100г | 576 | Машина небольшая | 400000 |
Газированный напиток, бутылка, 0,33 | 125 | Футболка | 4100 |
Яблоко, 100г | 70 | Ванна | 200 |
Сок, 200мл | 190 | Мытьё рук | 10 |
Хлеб, 100г | 50 | ||
Чипсы картофельные, пакет, 250 | 185 | Туалет, 1 смыв | 9 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
внеклассное мероприятие "Урок чистой воды"
разработка урока может использоваться как внеклассное мероприятие по экологии...
Урок чистой воды
Презентация к уроку, посвященному проблеме сохранения и восстановления водных ресурсов....
Урок «Чистая вода»
Урок по экологическому воспитанию....
Всероссийская акция "Урок чистой воды"- 2010.
«Урок чистой воды». Это Всероссийская акция и она имеет огромное значение. На всей территории России проходят различные мероприятия, призванные привлечь внимание людей к проблеме чистой воды, необходи...
Урок чистой воды
Ø Донести до сознания всей молодежи понимание бережного отношения к воде как к жизненно важному ресурсу и драгоценному дару природы России. Необходимо побудить учащихся к самостоятельному размыш...
Всероссийский Урок чистой воды
В рамках Второго Международного форума «Чистая вода —2010» было объявлено о проведении Урока чистой воды. Он прошёл и в нашей школе в 2010 году.Цель проведения Урока — воспитание экологического мирово...
Урок чистой воды
Донести до сознания школьников и всей молодежи понимание бережного отношения к воде как к жизненно важному ресурсу и драгоценному дару природы России. Необходимо побудить школьников к самостояте...