Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС.
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Рабочая программа для курса биологии 5 класса разработана в
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_5_klass_fgos.docx | 71.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты изучения предмета
Изучение курса «Биология» в 5 классе обеспечивает следующие результаты.
Личностные:
•воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
•формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
•знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
•сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
•формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
•формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
•освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьной самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
•развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
•формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
•формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
•осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
•развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные:
•умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
•овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
•умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
•умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
•умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
•владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
•способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
•умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
•умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
•умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и от стаивать своё мнение;
•формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Предметные
•усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
•формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
•приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
•формирование основ экологической грамотности: способности оценивать по следствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и по ступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;
•объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;
•овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
•формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
•освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Содержание предмета
Тема 1. Биология – наука о живом мире.(10 ч).
Биология — наука о живой природе. Свойства живого. Признаки живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение, приспособленность к среде обитания; их проявление. Методы познания в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение. Источники биологической информации, ее получение, анализ и представление его результатов. Техника безопасности в кабинете биологии.
Устройство увеличительных приборов. Увеличительные приборы (лупы, микроскопа). Правила работы с микроскопом. Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука. Пластиды. Хлоропласты. Методы изучения клетки Химический состав клетки: неорганические и органические вещества. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке. Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружение органических веществ в клетках растений. Процессы жизнедеятельности клетки.
Демонстрации
- Приборы и оборудование.
- Схемы, таблицы и видеоматериалы о росте и развитии клеток разных растений
- Схемы и видеоматериалы о делении клетки
- Микропрепараты различных растительных тканей
Лабораторные работы
- Изучение строения увеличительных приборов.
- Знакомство с клетками растений.
Экскурсия
Осенние явления в жизни растений и животных.
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— о многообразии живой природы;
— основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;
— признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;
— правила работы с микроскопом;
— правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.
— строение клетки;
— химический состав клетки;
— основные процессы жизнедеятельности клетки;
— характерные признаки различных растительных тканей.
Учащиеся должны уметь:
— определять понятия «биология», «царства живой природы»
— отличать живые организмы от неживых;
— пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.
— определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;
— работать с лупой и микроскопом;
— готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
— распознавать различные виды тканей.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— анализировать объекты под микроскопом;
— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;
— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;
— работать с текстом и иллюстрациями учебника.
— составлять план текста;
— владеть таким видом изложения текста, как повествование;
— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
— получать биологическую информацию из различных источников;
— определять отношения объекта с другими объектами;
— определять существенные признаки объекта.
Тема 2. Многообразие живых организмов (12 часов)
Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе и жизни человека. Царство растения. Ботаника — наука о растениях. Царство животные. Общая характеристика животного царства. Отличительные признаки животных от растений. Многообразие животных, их связь со средой обитания. Роль животных в биосфере. Охрана животных. Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека. Многообразие грибов. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Плесневые грибы и дрожжи. Грибы-паразиты. Роль грибов-паразитов в природе и жизни человека. Лишайники. Многообразие и распространение лишайников. Строение, питание и размножение лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека. Вирусы. Вирусы – паразиты живых клеток. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний. Значение живых организмов в природе и жизни человека.
Демонстрации
Гербарные экземпляры растений. Таблицы, видеоматериалы. Микропрепараты.
Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).
Лабораторные работы
- Знакомство с внешним строением растения.
- Наблюдение за передвижением животных.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;
— разнообразие и распространение бактерий и грибов;
— роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
—строение, разнообразие и распространение лишайников.
— признаки царств растения и животные.
— значение растений и животных в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику бактериям, грибам, растениям, животным, вирусам;
— отличать бактерии и грибы от других живых организмов;
— отличать съедобные грибы от ядовитых;
— объяснять роль бактерий, грибов, растений, животных в природе и жизни человека.
— определять наиболее распространенные в данной местности ядовитые растения, грибы и опасных животных;
—следовать нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.
— получать биологическую информацию из различных источников;
— определять отношения объекта с другими объектами;
— определять существенные признаки объекта.
Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (7 часов)
Среды обитания живых организмов. Основные свойства различных сред. Водная среда. Наземно-воздушная среда. Почва как среда обитания. Организм как среда обитания. Условия (факторы) среды обитания.Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на живые организмы.Условия жизни организмов в различных средах. Приспособление организмов к условиям существования
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—основные свойства и условия жизни водной, наземно-воздушной, почвенной и организменной сред обитания;
—факторы среды обитания: биотические, абиотические, антропогенные;
—влияние экологических факторов на живые организмы;
—примеры приспособлений организмов к условиям среды;
Учащиеся должны уметь:
—определять понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания»;
—анализировать связи организмов со средой обитания;
—характеризовать влияние деятельности человека на природу;
—анализировать и сравнивать экологические факторы.
— приводить примеры приспособлений животных к условиям среды обитания (по фотографиям, гербариям т.п.).
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной лит.
— получать биологическую информацию из различных источников;
— определять отношения объекта с другими объектами;
—определять существенные признаки объекта
— создавать модели для понимания закономерностей;
—устанавливать причинно-следственные связи;
—владеть смысловым чтением;
Тема 4 . Человек на планете Земля (4 часа ).
Как и где появился человек? Человек умелый. Наш родственник - неандерталец. Наш непосредственный предок – кроманьонец. Особенности современного человека.
История влияния человека на природу. Осознание человеком своего влияния на природу. Знакомство с экологическими проблемами своей местности и доступными путями их решения (на примере утилизации бытового мусора, экономного использования воды, энергии и др. )
Охрана природы. Живой мир планеты. Разнообразие живых организмов, природные и антропогенные причины его сокращения. Важность охраны живого мира планеты. Угроза для жизни. Проявление заботы о живом мире. Сохраним богатство живого мира.
Ценность разнообразия жизни. Наша обязанность перед природой. Значение Красной книги.
Демонстрации
Гербарные экземпляры растений. Таблицы, видеоматериалы.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
основные признаки отличия между древним и современным человеком.
Историю влияния человека на природу.
Редкие растения и животных своей местности.
Причины сокращения численности растений и животных.
Учащиеся должны уметь:
Выявлять действие антропогенных факторов в природе.
Объяснять причины сокращения численности животных и растений на земле. Применять знания о правилах охраны природы в своих поступках.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.
— получать биологическую информацию из различных источников.
Тематическое планирование
Класс 5
Учитель: Михин Александр Алексеевич
Количество часов по учебному плану:35 (1 час в неделю)
Плановых лабораторных работ: 4. Контрольных работ – 4.
Рабочая программа по биологии составлена на основе:
- Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29 декабря 2012 года;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897 с изменениями)
- примерной программы по учебным предметам. Биология. 5 – 9 классы – М.: Просвещение, 2011 год (Стандарты второго поколения)
- Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ Козловская СОШ
- учебного плана МКОУ Козловская СОШ на 2017-2018 учебный год
- положения о рабочей программе учебного предмета МКОУ Козловская СОШ;
- авторской программы И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5–9 классы: программа. — М.: Вентана-Граф, 2012. — 304 с.
- перечня учебников, утверждённых МКОУ Козловская СОШ на 2017-2018 уч. год;
- программа составлена в соответствии с требованиями постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Учебник: Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова; под ред. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 128 с.
Приложение. Календарно-тематическое планирование.
№ уро-ка | Тема уроков | Кол-во часов | Планируемые результаты (УУД) | Характеристика деятельности обучающихся | Домашнее задание | Дата | |||||
Личностные | Метапредметные | Предметные | План | Факт | |||||||
Тема 1. Биология-наука о живом мире (10 часов) | |||||||||||
1 | Наука о живой природе. | 1 | Личностные - мотивация обучения | Регулятивные-постановка целей и задач обучения. Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме. Общеучебные-поиск и выделение информации. | – перечислять отличительные свойства живого; | Беседа с обсуждением проблемных вопросов. Работа с текстом учебника | §1, стр. 4-7. | ||||
2 | Свойства живого | 1 | ‒ познание себя, формирование адекватной самооценки; | Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме. Общеучебные-смысловое чтение текста учебника. Регулятивные-оценка достижения результата деятельности. | – перечислять отличительные свойства живого; | Презентация « Свойства живого», Беседа по тексту учебника, работа с иллюстрациями. Формулирование выводов о процессах, происходящих в живых организмах. | §2,стр.8-12. | ||||
3 | Методы изучения природы. | 1 | Личностные- оценка усваиваемого содержания. | Регулятивные-контроль и оценка деятельности Коммуникативные - умение выполнять письменные задания. Логические-анализ методов и приемов с целью выделения главного. | характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы; | Работа с рисунками учебника, иллюстрирующие методы исследования природы. Деятельность учащихся по оформлению в тетрадях результатов исследования. | §3,стр.12-15. | ||||
4 | Экскурсия в природу «Методы изучения живых организмов» | Личностные- анализ объектов живой природы с целью выделения признаков живых организмов. | -характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы; | Изучать живые объекты по предложенному плану. | Повторить §3. | ||||||
5 | Увеличительные приборы. Лабораторная работа №1 «Изучение строения увеличительных приборов» | 1 | Личностные- оценка содержания материала. | Регулятивные-целеполагание. Общеучебные-поиск и выделение информации | – проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов. | Изучать правила работы с микроскопом. Рассматривать готовые микропрепараты под микроскопом, формулирование выводов. Знакомство с правилами работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. | §4,стр.15-19. | ||||
6 | Строение клетки. Ткани. | 1 | - развитие познавательных мотивов учебной деятельности | Общеучебные-поиск и выделение информации. Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме. | – определять основные части клетки; | Изучать строение клеток и тканей живых организмов по тексту учебника, электронным и наглядным пособиям. | §5,стр.19-25. | ||||
7 | Лабораторная работа №2 «Знакомство с клетками растений» | 1 | - осознание обучающимися цели и мотивов учебной деятельности; | Коммуникативные-определение способов взаимодействия со сверстниками и учителем. Общеучебные-поиск и выделение информации. | – проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов. | Обобщать результаты наблюдений, формулировка выводов, рисование клеток и тканей в тетради. | §5, повт. | ||||
8 | Химический состав клетки. | 1 | Личностные- мотивация обучения при использовании демонстрационного материала. | Логические- построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные-определение способов взаимодействия со сверстниками и учителем. | -иметь представление об элементарном химическом составе клетки | Наблюдение демонстрации опытов. Изучать рисунки учебника и анализировать представленную на них информацию о результатах опытов. | §6,стр.25-27. | ||||
9 | Процессы жизнедеятельности клетки. | 1 | -оценка содержания материала. | Логические-установление-причинно-следственных связей,доказательство. Общеучебные-поиск и выделение информации. Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме. | - иметь представление об основных процессах жизнедеятельности клеток растений. | Оценка значения питания, дыхания, размножения. Объяснение сущности понятия «обмен веществ». Рассматривание в учебнике рисунков процесса деления клетки, последовательности деления ядра и цитоплазмы клетки. Аргументировать вывод о том, что клетка — живая система (биосистема). | §7,стр.28-32. | ||||
10 | Подведем итоги. | 1 | - развитие познавательных мотивов учебной деятельности. | Регулятивные-оценка качества усвоения пройденного материала. Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме | – понимать смысл биологических терминов | Защита проектов Индивидуальная работа Оценка своей деятельности и деятельности других учащихся при защите проекта. | Повторить тему 1. | ||||
Глава 2. Многообразие живых организмов(10 часов) | |||||||||||
11 | Царства живой природы. | 1 | - познание себя, формирование адекватной самооценки; | Регулятивные-определение последовательности действий для получения конечного результата Общеучебные-моделирование с помощью систематических единиц. Коммуникативные-постановка проблемных вопросов и их решение.. | – определять роль в природе различных групп организмов; | Изучение схемы царств живой природы, установление связи между царствами. Называть отличительные особенности строения и жизнедеятельности вирусов. | §8,стр.35-38. | ||||
12 | Бактерии: строение и жизнедеятельность | 1 | -развитие познавательных мотивов учебной деятельности. | Общеучебные-поиск и выделение информации, смысловое чтение текста учебника, использование дополнительной информации. | Применять полученные знания на практике. | Изучение разнообразия форм тела бактерий по рисункам учебника, процессов жизнедеятельности бактерий как прокариот. | §9,стр.39-42. | ||||
13 | Значение бактерий в природе и для человека. | 1 | -развитие познавательных мотивов учебной деятельности. | Логические-построение логической цепи рассуждений, установление взаимосвязей процессов и явлений. Общеучебные-поиск и выделение информации. Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме. | – определять роль в природе различных групп организмов; | Устанавливать связь между растением и клубеньковыми бактериями на рисунке учебника, объяснять термин «симбиоз». Различение бактерий по их роли в природе. Формирование умения приводить примеры полезной деятельности бактерий. Делать выводы о значении бактерий. | §10,стр.42-45. | ||||
14 | Растения. Лабораторная работа №3 «Знакомство с внешним строением растения» | 1 | - развитие познавательных мотивов учебной деятельности. | Регулятивные-постановка целей и задач обучения. Общеучебные-поиск и выделение информации. Коммуникативные-определение способов взаимодействия со сверстниками и учителем. | – определять роль в природе различных групп организмов; | Отчёт по л\р Различать части цветкового растения на рисунке учебника, выдвигать предположения об их функциях. Сравнивать цветковые и голосеменные растения, характеризовать их сходство и различия. Определять по рисунку учебника различие между растениями разных систематических групп, делать выводы о значении растений в жизни человека | §11,стр.45-52. | ||||
15 | Животные. Лабораторная работа №4 «Наблюдение за передвижением животных» | 1 | - развитие познавательных мотивов учебной деятельности. | Регулятивные-постановка целей и задач обучения. Общеучебные-поиск и выделение информации. Коммуникативные-определение способов взаимодействия со сверстниками и учителем. | – определять роль в природе различных групп организмов; | Отчёт по л\р Распознавать одноклеточных и многоклеточных животных. Характеризовать простейших по рисункам учебника, описывать их различие, называть части их тела. Различать беспозвоночных и позвоночных животных. Приводить примеры позвоночных животных. Объяснять роль животных в жизни человека и в природе. Рассматривать живые организмы под микроскопом при маломувеличении. | §12,стр.52-56. | ||||
16 | Грибы. | 1 | - развитие познавательных мотивов учебной деятельности. | Регулятивные-постановка целей и задач обучения. Логические- анализ объектов с целью выделения признаков. | – различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности. | Устанавливать сходство гриба с растениями и животными. Описывать внешнее строение тела гриба, называть его части. Называть знакомые виды грибов. | §13,стр.57-60. | ||||
17 | Многообразие и значение грибов | 1 | - развитие познавательных мотивов учебной деятельности. | Общеучебные-поиск и выделение информации. Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме. | – определять роль в природе различных групп организмов; | Определять место представителей царства Грибы среди эукариот. Называть знакомые виды грибов. Характеризовать питание грибов. Давать определения терминам: «сапротроф», «паразит», «хищник», «симбионт», грибокорень, пояснять их примерами. | §14,стр.60-66. | ||||
18 | Лишайники. | 1 | - развитие познавательных мотивов учебной деятельности. | Регулятивные-постановка целей и задач обучения. Логические – анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для классификации объектов. | – находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение; | Выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников - симбиоз двух организмов — гриба и водоросли. Различать типы лишайников на рисунке учебника. Анализировать изображение внутреннего строения лишайника. | §15,стр.66-69. | ||||
19 | Значение живых организмов в природе и жизни человека. | 1 | - развитие познавательных мотивов учебной деятельности. | Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме | – различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности. | Защита проекта «Многообразие живых организмов вокруг нас» Рассматривать на рисунках учебника изображения животных и растений, определять их значение для человека и природы. Доказывать на примерах ценность биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе. Объяснять необходимость охраны редких видов и природы в целом. | §16,стр.69-72. | ||||
20 | Подведем итоги | 1 | - развитие познавательных мотивов учебной деятельности. | Регулятивные-оценка качества усвоения пройденного материала. | – понимать смысл биологических терминов | Выполнять итоговые задания по материалам темы. Оценивать свои достижения по усвоению учебного материала. | Повторить тему 2. | ||||
Глава 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 часов) | |||||||||||
21 | Среды жизни планеты Земля. | 1 | Личностные- анализ объектов живой природы с целью выделения признаков живых организмов. | Регулятивные-постановка целей и задач обучения. Личностные- мотивация обучения Общеучебные-поиск и выделение информации. Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме. | – приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение; | Характеризовать особенности условий сред жизни на Земле. Называть и характеризовать организмы-паразиты, изображённые на рисунке учебника. Приводить примеры обитателей организменной среды — паразитов и симбионтов, объяснять их воздействие на организм хозяина. | §17,стр.75-78. | ||||
22 | Экологические факторы среды. | 1 | Личностные- оценка усваиваемого содержания. | Регулятивные-составление плана последовательности действий Логические –выбор оснований для сравнения и классификации объектов. | - иметь представление о различных группах экологических факторов. | Давать определения понятий: «экологический фактор», «фактор неживой природы», «фактор живой природы», «антропогенный фактор». Выявлять и различать действие факторов среды на организмы. Рассказывать о собственном наблюдении действия факторов природы. Характеризовать роль человека в природе как антропогенного фактора. | §18,стр.78-81. | ||||
23 | Приспособления организмов к жизни в природе | 1 | Личностные- оценка усваиваемого содержания. | Общеучебные-поиск и выделение информации Коммуникативные-определение целей и способов взаимодействия со сверстниками в поиске и сборе информации | – приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение; | Выявлять взаимосвязи между влиянием факторов среды и особенностями строения и жизнедеятельности организмов. Называть примеры сезонных изменений у организмов. Работать в паре — характеризовать по рисункам учебника приспособленность животных и растений к среде обитания | §19,стр.81-84. | ||||
24 | Природные сообщества. | 1 | - осознание обучающимися цели (результата) и мотивов (побуждающих сил и факторов) учебной деятельности; | Регулятивные-целеполагание. Логические –анализ объектов с целью выделения признаков | – объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы. | Объяснять сущность понятия «пищевая цепь». Анализировать рисунок учебника, называть элементы круговорота веществ. Объяснять роль различных организмов в круговороте веществ. Различать и характеризовать разные природные сообщества. Характеризовать значение природного сообщества для жизни его обитателей. | §20,стр.84-87. | ||||
25 | Природные зоны России. | 1 | - осознание обучающимися цели (результата) и мотивов (побуждающих сил и факторов) учебной деятельности; | Логические-анализ объектов с целью выделения признаков. Общеучебные- поиск и выделение информации | – приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение; | Объяснять сущность понятия «природная зона». Распознавать и характеризовать природные зоны России по карте, приведённой в учебнике. Различать и объяснять особенности животных разных природных зон. Приводить примеры редких растений и животных, охраняемых государством, объяснять роль Красной книги в охране природы | §21,стр.87-93. | ||||
26 | Жизнь организмов на разных материках. | 1 | Личностные- мотивация обучения. | Регулятивные-постановка целей и задач обучения. Общеучебные-поиск и выделение информации. Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме | – объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы. | Характеризовать и сравнивать расположение и размеры материков Земли по карте, приведённой в учебнике. Объяснять сущность понятия «местный вид». Характеризовать особенности местных видов организмов, их приспособленность к среде обитания. Оценивать роль человека в сохранении местных видов на Земле. | §22,стр.93-99. | ||||
27 | Жизнь организмов в морях и океанах. | 1 | - осознание обучающимися цели (результата) и мотивов (побуждающих сил и факторов) учебной деятельности; | Коммуникативные-постановка вопросов и инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. | – объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы. | Работать в паре — описывать разнообразие Живого мира в морях и океанах по рисункам учебника. Выделять существенные признаки приспособленности организмов к среде обитания. Рассматривать изображения организмов планктона на рисунках учебника, оценивать роль планктона для других живых организмов. Аргументировать приспособленность глубоководных животных к среде своего обитания. | §23,стр.99-103. | ||||
28 | Подведем итоги. | 1 | - развитие познавательных мотивов учебной деятельности. | Регулятивные-оценка своей деятельности, саморегуляция (способность к преодолению усилий) | – понимать смысл биологических терминов | Защита проекта «Земля-наш общий дом», отвечать на итоговые вопросы темы. Оценивать свои достижения по усвоению учебного материала темы. | Повторить тему 3. | ||||
Глава 4. Человек на планете Земля (7 часов). | |||||||||||
29 | Как появился человек на Земле. | 1 | - познание себя, формирование адекватной самооценки; | Общеучебные-моделирование процессов и явлений. Логические-сравнение и классификация объектов | – определять роль в природе различных групп организмов; | Выделять основные стадии становления человека, сравнивать его с обезьяной и современным человеком. Описывать особенности строения тела и условия жизни неандертальцев и кроманьонцев по рисунку учебника. Характеризовать существенные признаки современного человека. Приводить примеры деятельности человекав природе. Формулировать вывод о том, что современный человек появился на Земле в результат длительногоисторического развития. | §24,стр.106-110. | ||||
30 | Как человек изменял природу. | 1 | - познание себя, формирование адекватной самооценки; | Коммуникативные-постановка вопросов и инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | – объяснять значение цветковых растений в жизни и хозяйстве человека: называть важнейшие культурные и лекарственные растения своей местности. | Работать в паре — анализировать пути расселения человека по карте материков Земли. Приводить доказательства воздействия человека на природу. Аргументировать необходимость охраны природы. Осознавать значимость знания законов развития природы для охраны живого мира на Земле. | §25,стр.110-112. | ||||
31 | Важность охраны живого мира планеты. | 1 | Личностные- мотивация обучения | Регулятивные-постановка целей и задач обучения. Общеучебные-поиск и выделение информации. Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме. | - осознание роли жизни: | Презентация « Красная книга Воронежской области» Называть животных, истреблённых человеком. Обсуждать состояние редких видов животных, занесённых в Красную книгу. Указывать причины сокращения и истребления некоторых видов животных. Называть примеры животных, нуждающихся в охране. Объяснять значение Красной книги, заповедников. Характеризовать запрет на охоту как мероприятие по охране животных. | §26,стр.113-116. | ||||
32 | Сохраним богатство живого мира. Защита проектов «Человек и природа» | 1 | - развитие познавательных мотивов учебной деятельности. | Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме. | осознание роли жизни: | Защита проекта Уметь представлять свою работу, аргументировать деятельность | §27,стр.117-119. | ||||
33 | Экскурсия в природу «Весенние явления в жизни живых организмов» | 1 | - анализ объектов живой природы с целью выделения признаков живых организмов. | Логические –анализ объектов живой природы | – приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение; | Наблюдать и фиксировать природные явления, делать выводы. Систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира. Соблюдать правила поведения в природе. | Повторить §27. | ||||
34 | Итоговый урок | 1 | -развитие познавательных мотивов учебной деятельности. | К/р №4 | Повторить тему 4. | ||||||
35 | Задания на лето. | 1 | - осознание обучающимися цели (результата) и мотивов (побуждающих сил и факторов) учебной деятельности; | Обсуждение возможных направлений исследовательской деятельности | |||||||
Итого | 35 ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....
Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)
Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....
рабочие программы 2-4 класс ФГОС
Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...
Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы» и предназ...
Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС
Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...
Рабочая программа по биологии по ФГОС линия Сонина (концентрический курс)
Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...