КТП БИОЛОГИЯ 8 КЛ, ПРОГР. ПАСЕЧНИК, УЧ. КОЛЕСОВ, 2 ЧАСА
календарно-тематическое планирование по биологии (8 класс) на тему
КТП БИОЛОГИЯ 8 КЛ, ПРОГР. ПАСЕЧНИК, УЧ. КОЛЕСОВ, 2 ЧАСА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_v_klass_ispr.docx | 41.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Ростова-на-Дону «Школа № 96 Эврика-Развитие
имени Нагибина Михаила Васильевича»
Рассмотрено «Утверждаю»
на заседании Педагогического совета И. о. директора МАОУ «Школа
№ 96 Эврика-Развитие»
протокол от 30.08.2017 г. № 1 ______________ С.А. Феоктистов
приказ от 31.08.2017 г. № 80-ОД
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Биология»
общеобразовательный класс
Уровень образования: основное общее образование
(8 В класс)
Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе следующих документов:
- Федерального закона от 29.12.2012г. №273 «Об образовании»;
- Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения среднего общего образования приказ МО и науки РФ от 06. 10. 2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС среднего общего образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 22.12. 2009г. № 315785)
- Примерной программы основного общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2014г).
- Программы для общеобразовательных учреждений и лицеев и гимназий. Биология. 6 – 11 классы - М., Дрофа, 2014г, (авт. Пасечник В.В. и др.), полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.
- учебного плана МАОУ «Школа № 96 Эврика-Развитие»;
- положения о рабочей программе МАОУ «Школа № 96 Эврика-Развитие»
Используемый обучающимися учебно-методический комплекс: учебник.
Учебник – Колесов Д.В., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 кл. – М.: Дрофа, Вертикаль. 2014г.
Учебник вошел в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 (с изм. на 26.01.2016 г.).
Используемый учебник отражен в основной образовательной программе основного общего образования МАОУ «Школа № 96 Эврика-Развитие» и утвержден локальным актом МАОУ «Школа № 96 Эврика-Развитие».
Количество учебных часов в год в 8 классе - 70 часов, 2 часа в неделю
Согласно годовому учебно-календарному графику школы количество учебных часов в год в 8 В классе- 70 часов, 2 часа в неделю.
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
В соответствии с ФГОС ООО планируемые результаты конкретизируют и уточняют общее содержание личностных, метапредметных и предметных результатов обучения биологии.
Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса биологии на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
- использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
- владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
В результате изучения предмета выпускники основной школы должны:
знать/понимать:
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;
- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь:
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы: описывать и объяснять результаты опытов;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Раздел 2. Содержание учебного предмета
Введение. Человек как биологический вид
Значение знаний о человеке для самопознания и сохранения здоровья. Анатомия, физиология, психология, гигиена, медицина — науки о человеке. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.
Человек как биологический вид: место и роль человека в системе органического мира; его сходство с животными и отличия от них.
Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы.
Общий обзор организма человека
Строение организма человека. Уровни организации организма человека. Клетки организма человека. Ткани: эпителиальные, мышечные, соединительные, нервная; их строение и функции. Органы и системы органов человека.
Процессы жизнедеятельности организма человека. Понятие о нейрогуморальной регуляции как основе жизнедеятельности организма. Рефлекс. Рефлекторная дуга.
Опора и движение
Состав и функции опорно-двигательной системы. Строение и функции скелета человека. Строение и рост костей. Соединения костей.
Строение и функции скелетных мышц. Работа скелетных мышц. Регуляция деятельности мышц. Утомление мышц. Значение физических упражнений для правильного развития опорно-двигательной системы. Гладкие мышцы и их роль в организме человека.
Нарушения опорно-двигательной системы. Профилактика травматизма. Приемы оказания доврачебной помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника.
Внутренняя среда организма
Транспорт веществ в организме. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость.
Состав и функции крови. Плазма. Форменные элементы. Значение постоянства внутренней среды организма.
Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет и иммунная система человека. Факторы, влияющие на иммунитет. Нарушения иммунной системы человека. Значение работ И. И. Мечникова, Л. Пастера и Э. Дженнера в области иммунитета. Вакцинация.
Кровообращение и лимфообращение
Органы кровообращения: сердце и сосуды. Сердце, его строение и работа. Понятие об автоматизма сердца. Нервная и гуморальная регуляция работы сердца. Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Давление крови. Пульс.
Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь между кровеносной и лимфатической системами.
Сердечно-сосудистые заболевания, их причины и предупреждение. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечении.
Дыхание
Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Строение и работа органов дыхания. Голосовой аппарат. Механизм вдоха и выдоха. Понятие о жизненной емкости легких. Газообмен в легких и тканях.
Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Вред курения.
Болезни органов дыхания. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Реанимация.
Питание
Значение питания для жизнедеятельности организма. Продукты питания и питательные вещества как основа жизни. Состав пищи: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли, витамины и их роль в организме.
Пищеварение. Строение и работа органов пищеварения. Пищеварение в различных отделах желудочно-кишечного тракта. Ферменты и их роль в пищеварении. Пищеварительные железы. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения. Всасывание.
Регуляция процессов пищеварения. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита. Приемы оказания первой помощи при пищевых отравлениях.
Обмен веществ и превращение энергии
Обмен веществ и превращение энергии — необходимое условие жизнедеятельности организма. Понятие о пластическом и энергетическом обмене. Обмен белков, углеводов, жиров, воды и минеральных веществ, его роль в организме. Ферменты и их роль в организме человека. Витамины и их роль в организме. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения.
Энергетические затраты и пищевой рацион. Нормы питания. Значение правильного питания для организма. Нарушения обмена веществ.
Выделение продуктов обмена
Роль выделения в поддержании постоянства внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы. Строение и функции почек. Регуляция деятельности мочевыделительной системы. Заболевания органов мочевыделения и их профилактика.
Покровы тела
Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции.
Уход за кожей, волосами, ногтями. Болезни и травмы кожи. Приемы оказания помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях. Профилактика повреждений кожи. Гигиена кожи.
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма
Основные понятия эндокринной регуляции. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие гуморальной и нервной регуляции.
Основные понятия нервной регуляции. Значение нервной системы. Строение нервной системы. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Вегетативная нервная система.
Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.
Органы чувств. Анализаторы
Понятие об анализаторах. Органы чувств как элементы строения анализаторов. Строение и функции зрительного, слухового, вестибулярного и вкусового анализаторов. Мышечное чувство. Осязание. Боль. Нарушения работы анализаторов и их профилактика.
Психика и поведение человека
Высшая нервная деятельность. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение.
Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче информации из поколения в поколение.
Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведении человека. Рациональная организация труда и отдыха. Сон и бодрствование. Значение сна.
Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание, аутотренинг, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переохлаждение, переутомление. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.
Размножение и развитие человека
Размножение (воспроизведение) человека. Половые железы и половые клетки. Наследование признаков у человека. Роль генетических знаний в планировании семьи. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.
Органы размножения. Оплодотворение. Контрацепция. Инфекции, передающиеся половым путем, и их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.
Развитие зародыша человека. Беременность и роды. Рост и развитие ребенка после рождения.
Человек и окружающая среда
Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни.
3. Календарно-тематическое планирование
Номер урока | Тема урока | К-во часов | Дата планируемая | Дата Факт |
Анатомия, физиология, психология, гигиена и экология человека. | 1 | 05.09 | ||
Становление наук о человеке. | 1 | 09.09 | ||
Систематическое положение человека | 1 | 12.09 | ||
Историческое прошлое людей | 1 | 16.09 | ||
Расы человека | 1 | 19.09 | ||
Общий обзор организма | 1 | 23.09 | ||
Строение и жизнедеятельность клетки | 1 | 26.09 | ||
Покровные и соединительные ткани Л.р.№1 Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп | 1 | 30.09 | ||
Мышечная и нервная ткани | 1 | 03.10 | ||
Рефлекторная регуляция | 1 | 07.10 | ||
Строение костей. Соединение костей. | 1 | 10.10 | ||
Скелет человека. | 1 | 14.10 | ||
Строение мышц. | 1 | 17.10 | ||
Работа скелетных мышц и их регуляция. | 1 | 21.10 | ||
Осанка. Предупреждение плоскостопия. | 1 | 24.10 | ||
Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. | 1 | 28.10 | ||
Обобщающий урок по теме «Опорно-двигательная система» | 1 | 07.11 | ||
Компоненты внутренней среды | 1 | 11.11 | ||
КровьЛ.р.№2 «Рассматривание под микроскопом крови лягушки и человека» | 1 | 14.11 | ||
Борьба организма и инфекцией. Иммунитет. | 1 | 18.11 | ||
Транспортные системы организма | 1 | 21.11 | ||
Круги кровообращения | 1 | 25.11 | ||
Строение и работа сердца Л.р.№3 «Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку» | 1 | 28.11 | ||
Движение крови по сосудам. Регуляция кровообращения | 1 | 02.12 | ||
Гигиена-сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов | 1 | 05.12 | ||
Первая помощь при кровотечениях | 1 | 09.12 | ||
Обобщающий урок по темам «Внутренняя среда организма» и «Кровеносная и лимфатическая системы» Контрольная работа№1 | 1 | 12.12 | ||
Строение дыхательной системы. Заболевания органов дыхания. | 1 | 16.12 | ||
Значение и механизм дыхания. | 1 | 19.12 | ||
Регуляция дыхания. | 1 | 23.12 | ||
Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания. | 1 | 26.12 | ||
Питание и пищеварение. | 1 | 09.01 | ||
Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости. Л.р.№ 4 «Действие ферментов слюны на крахмал» | 1 | 13.01 | ||
Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. | 1 | 16.01 | ||
Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. | 1 | 20.01 | ||
Регуляция пищеварения. | 1 | 23.01 | ||
Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций. | 1 | 27.01 | ||
Обобщающий урок по темам «Дыхание», «Пищеварение». | 1 | 30.01 | ||
Обмен веществ и энергии – основное свойство жизни | 1 | 03.02 | ||
Витамины | 1 | 06.02 | ||
Энерготраты человека и пищевой рацион Л.р.№ 5 «Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат» | 1 | 10.02 | ||
Кожа – наружный покровный орган. | 1 | 13.02 | ||
Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи. | 1 | 17.02 | ||
Терморегуляция. Закаливание. | 1 | 20.02 | ||
Выделение. | 1 | 27.02 | ||
Обобщающий урок по темам «Обмен веществ и энергии», «Выделение», «Кожа» Контрольная работа №2 | 1 | 03.03 | ||
Значение и строение нервной системы | 1 | 06.03 | ||
Спинной мозг | 1 | 10.03 | ||
Строение головного мозга. Продолговатый и средний мозг, мост и мозжечок Л.р.№ 6 «Рефлексы продолговатого и среднегомозга» | 1 | 13.03 | ||
Передний мозг | 1 | 17.03 | ||
Соматический и автономный отделы нервной системы | 1 | 20.03 | ||
Анализаторы | 1 | 24.03 | ||
53-54 | Зрительный анализатор. Предупреждение глазных болезней. Л.р.№ 7 «Изучение строения зрительного анализатора по моделям» | 2 | 27-31. 03 | |
55 | Слуховой анализатор Л.р.№ 8 «Изучение строения слухового анализатора по моделям» | 1 | 03.04 | |
56 | Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. | 1 | 07.04 | |
57 | Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. | 1 | 10.04 | |
58 | Врожденные и приобретенные программы поведения | 1 | 14.04 | |
59 | Сон и сновидения | 1 | 17.04 | |
60 | Речь и сознание. Познавательные процессы. | 1 | 21.04 | |
61 | Воля, эмоции, внимание. | 1 | 24.04 | |
62 | Роль эндокринной регуляции | 1 | 28.04 | |
63 | Функции желез | 1 | 05.05 | |
64-65 | Жизненные циклы. Размножение. | 2 | 08.-12. 05 | |
66 | Развитие зародыша и плода. | 1 | 15.05 | |
67 | Наследственные и врожденные заболевания. | 1 | 19.05 | |
68 | Развитие ребенка после рождения. | 1 | 22.05 | |
69 | Интересы и склонности, способности. | 1 | 26.05 | |
70 | Итоговый урок | 1 | 29.05 |
Итого – 70 часов
Лабораторных работ – 8 часов
Контрольных работ – 2 часа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ЗА 1 ПОЛУГОДИЕ 6 КЛАСС (ПРОГР. ПАСЕЧНИК)
ТЕСТЫ В 2 ВАРИАНТАХ...
самостоятельная работа "Покровы тела, полости тела, опорно-двигательная система животных" 7 класс, Прогр. Пасечник
Самостоятельная работа...
ИТОГОВАЯ РАБОТА ПО БИОЛОГИИ 7 КЛ., ПРОГР. ПАСЕЧНИКА
ИТОГОВАЯ РАБОТА ПО БИОЛОГИИ 7 КЛ., ПРОГР. ПАСЕЧНИКА - ДВА ВАРИАНТА...
КТП ПО БИОЛОГИИ 8 КЛАСС ( ПРОГР. ПАСЕЧНИК)
КТП ПО БИОЛОГИИ 8 КЛАСС ( ПРОГР. ПАСЕЧНИК)...
ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ "СКЕЛЕТ" 8 КЛ., ПРОГР. ПАСЕЧНИК
Зачетная работа по теме "Кости"...
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ "ОБМЕН В-В, ВИТАМИНЫ" 8 КЛ., ПРОГР. ПАСЕЧНИК
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ "ОБМЕН В-В, ВИТАМИНЫ" 8 КЛ., ПРОГР. ПАСЕЧНИК, 4 ВАРИАНТА...
ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА ПО ТЕМАМ "АНАЛИЗАТОРЫ", 8 КЛАСС, ПРОГР. ПАСЕЧНИК
ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА ПО ТЕМАМ "АНАЛИЗАТОРЫ", 8 КЛАСС, ПРОГР. ПАСЕЧНИК, ДВА ВАРИАНТА...
- Мне нравится (1)