Программа элективного учебного предмета «Физиология высшей нервной деятельности» для 10 класса
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему

          Программа элективного учебного предмета «Физиология высшей нервной деятельности» направлена на подготовку учащихся к сдаче Единого государственного экзамена по биологии.

Основу содержания элективного предмета составляют знания о работе нервной системы на разных уровнях: нейрона, отделов мозга, целостного организма, а также знания физиологических основ психических процессов и типологических особенностей животных и человека. 

 Цель элективного учебного предмета — расширить и углубить знания учащихся о физиологии нервной системы, познакомить с основными проблемами наук, изучающими строение и функции головного мозга, физиологическими основами психических функций и типологическими особенностями личности. 

             Программа элективного учебного предмета рассчитана на учащихся 10 класса, готовящихся к итоговой аттестации по биологии и может быть рекомендована для преподавания в 9 классе при подготовке к Государственной итоговой аттестации. Курс призван содействовать профориентации школьников на биологические, педагогические, медицинские специальности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv_ns.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено                                                                            Утверждено

на заседании экспертной комиссии                                      на заседании экспертного Совета

при Управлении образования                                               при Управлении образования

 Протокол № ______от___________                                    Протокол № ______от__________

Руководитель экспертной комиссии                                    Председатель Совета

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6

с углубленным изучением иностранных языков»

Программа

элективного  учебного предмета

«Физиология высшей нервной деятельности»

для 10 класса

Составитель:

Мякшина Анжелика Олеговна,

учитель биологии высшей

квалификационной категории.

Северодвинск

2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          Программа элективного учебного предмета «Физиология высшей нервной деятельности» направлена на подготовку учащихся к сдаче Единого государственного экзамена по биологии.

Основу содержания элективного предмета составляют знания о работе нервной системы на разных уровнях: нейрона, отделов мозга, целостного организма, а также знания физиологических основ психических процессов и типологических особенностей животных и человека.

Усвоение учащимися знаний основ физиологии высшей нервной деятельности позволит им глубже понять элементы  теории отражения, играющей существенную роль в формировании научной картины мира. Понимание учащимися основных проблем высшей нервной деятельности дает возможность на более глубокой основе разъяснить вред предрассудков и суеверий,  бороться с распространением вредных привычек, различными видами наркомании, в том числе с курением,  алкоголизмом.

           Большинство экспериментов и демонстраций основано на функциональных пробах и физиологических тестах, не требует специального оборудования и рассчитано на массовую школу. Практические работы  могут быть заменены демонстрацией. Для знакомства с методами науки наряду с лабораторными работами целесообразно практиковать внеклассные экспериментальные задания исследовательского характера.

 Цель элективного учебного предмета — расширить и углубить знания учащихся о физиологии нервной системы, познакомить с основными проблемами наук, изучающими строение и функции головного мозга, физиологическими основами психических функций и типологическими особенностями личности.

Задачи элективного учебного предмета –

  • познакомить учащихся с работой нервной системы на разных уровнях.
  • дать информацию о физиологических основах психических процессов.
  • разъяснить вред курения, алкоголизма, наркомании на более глубокой основе.
  • развивать у школьников логическое мышление, познавательный интерес к предмету, самостоятельность в принятии решений и преодолении трудностей через использование проблемных вопросов, проблемных ситуаций, подготовку выступлений и  участие в дискуссиях.
  • содействовать формированию коммуникативных навыков учащихся через организацию различных форм групповой работы, дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха при выполнении посильных заданий, создавая ситуацию успеха.

В основе рабочей программы лежит системно-деятельностный подход, поэтому приоритетными формами и методами работы являются групповая и парная работа, выполнение творческих заданий, практических работ. Приоритетными технологиями  являются технологии проблемного обучения и информационные.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Структура рабочей программы построена на основе требований Фундаментального ядра содержания общего образования.

Основные виды контроля: текущий, промежуточный, итоговый, и формы контроля: тестирование, выполнение практических работ закрепляющего характера, творческие задания, способствующие развитию умения применять знания на практике, монологические ответы учащихся.  

             Программа элективного учебного предмета рассчитана на учащихся 10 класса, готовящихся к итоговой аттестации по биологии и может быть рекомендована для преподавания в 9 классе при подготовке к Государственной итоговой аттестации. Курс призван содействовать профориентации школьников на биологические, педагогические, медицинские специальности.

Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

  Для оценивания результатов программы элективного учебного предмета «Физиология высшей нервной деятельности»  применяется система «зачёт/незачёт». «Зачёт» получают учащиеся, посетившие не менее 80 % занятий, защитившие презентацию по теме и успешно прошедшие тестирование на итоговом занятии.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения элективного учебного предмета «Физиология высшей нервной деятельности» учащийся должен

знать \понимать:

  • предмет и методы физиологии высшей нервной деятельности
  • роль нервной системы в приспособлении к внешней среде
  • строение и функции нервной системы человека
  • закономерности работы нервной системы
  • физиологические основы психической деятельности

уметь:

  • выявлять и распознавать рефлексы
  • определять взаимосвязи ощущений
  • определять уровень развития психических процессов и тренировать их.
  • пользоваться научно-популярной и специализированной литературой
  • самостоятельно работать со всеми компонентами учебника и другими источниками информации
  • владеть языком предмета.

Содержание

Введение (2 ч)

          Предмет и задачи курса «Физиология высшей нервной деятельности», связь его с психологией, медициной и другими науками. Роль психогигиены в поддержании работоспособности.

Тема 1.История, предмет и методы физиологии высшей нервной деятельности (4 ч)

          Представления античных философов о психической деятельности человека. Борьба материализма с идеализмом. Демокрит, Платон. Первые попытки исследовать функции нервной системы объективными методами. Учение Галена.

          Состояние науки о мозге в средние века. Возрождение. Возникновение рефлекторной теории. Р. Декарт, И. Прохазка. Вопрос о локализации высших психических функций. Диспут Флуранса и Галля.

           Вклад И. М. Сеченова в развитие науки о мозге и психической деятельности, в становление материалистической физиологии. И. П. Павлов. Открытие безусловных и условных рефлексов. Значение метода условных рефлексов в развитии учения о высшей нервной деятельности животных и человека.

           Демонстрация портретов Демокрита, Платона, Декарта, Сеченова, Павлова; схемы рефлекса в представлении Декарта,  схемы опыта центрального торможения И. М. Сеченова.

Тема 2. Физиология возбудимых тканей и поведение (8 ч)

           Возникновение и эволюция нервной системы и ее роль в приспособлении организмов к внешней среде. Свойство возбудимых тканей. Биоэлектрические явления при покое и возбуждении. Нейроны и клетки нейроглии. Цепи нейронов. Рефлекторная дуга: рецепторы, чувствительные, вставочные и двигательные нейроны.

            Роль биоэлектрических явлений в формировании и передаче нервных импульсов. Синапсы и их свойства.

             Восприятие раздражений. Свойства рецепторов. Анализаторы. Их роль в поведении.

             Демонстрация таблиц «Нервные клетки и схема рефлекторной дуги», «Внутреннее строение лягушки»

            Лабораторная работа № 1. Рассмотрение микропрепаратов: строение нервного волокна, спинномозгового ганглия, спинного и головного мозга.

Тема 3. Строение и функции нервной системы человека и высших животных (8 ч)

            Центральная и периферическая нервная система. Соматический и вегетативный отделы нервной системы. Их строение и функция. Спинной и головной мозг. Отделы головного мозга: продолговатый мозг и мост, средний мозг, мозжечок, промежуточный мозг, большие полушария головного мозга. Ретикулярная формация. Лимбическая система. Методы изучения мозга: экстирпация его участков, раздражение через вживленные электроды, самораздражение, вызванные потенциалы.

Демонстрация таблиц головного и спинного мозга, вегетативной нервной системы, моделей мозга различных животных и человека; диафильма «Строение и функции головного мозга».

Лабораторные работы

№ 2. Изучение головного мозга на муляже.

№ 3. Выявление рефлексов продолговатого, среднего, промежуточного мозга и мозжечка.

Тема 4. Врожденные и приобретенные рефлексы (8 ч)

Врожденные и приобретенные программы поведения. Роль безусловных и условных рефлексов в приспособлении организма к условиям среды. Дуги безусловных и условных рефлексов.

Инстинкты как форма врожденного поведения. Запечатление, или импринтинг. Подражание как разновидность условного рефлекса. Сложные системы условных рефлексов; цепной рефлекс. Рассудочная деятельность животных и конструктивные условные рефлексы. Динамический стереотип. Роль врожденных и приобретенных программ в поведении животных и человека. Эволюция индивидуальных форм поведения.

Высшая нервная деятельность человека. Сходство физиологии высшей нервной деятельности животных и человека. Отличия человека от животных, связанные с трудовой деятельностью, общением, речью. Речь как материальная основа человеческого мышления. Замещающая и обобщающая функции слова. Первая и вторая сигнальные системы. Функциональная асимметрия головного мозга человека.

Демонстрация схемы безусловных и условных рефлексов и выработка условных рефлексов на базе пищевого подкрепления; наблюдение безусловных рефлексов и выработки условных рефлексов у человека на базе речевого подкрепления.

Лабораторная работа

№ 4. Поведение животных: наблюдение аквариумных рыбок, кошек, кроликов, морских свинок, собак с целью определения безусловных и условных рефлексов, а также выработки условных рефлексов.

Тема 5. Закономерности  работы головного мозга  (8 ч)

Возбуждение и торможение как основные процессы нервной деятельности. Виды торможения: безусловное врожденное' торможение и условное приобретенное торможение. Иррадиация, концентрация, взаимная индукция нервных процессов. Теория доминанты А. А. Ухтомского. Анализ и синтез раздражителей и ответных реакций как важнейшая функция мозга. Ее значение.

Бодрствование и сон. Гипнотические фазы сна по И. П. Павлову. Сон и сновидения, гипноз; современное состояние проблемы. Основы психогигиены.

Тема 6. Головной мозг как саморегулирующаяся система (4 ч)

Поддержание постоянства внутренней среды, гомеостаз. Прямые и обратные связи в организме и в технических устройствах. Физиологические основы уровней отражения. Происхождение и развитие психической деятельности.

Демонстрация схемы безусловного зрачкового рефлекса, прямые и обратные связи в деятельности мозга и технических устройствах.

Тема 7. Физиологические основы ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления (8 ч)

Роль анализаторов в познании внешнего мира. Объект и фон. Законы восприятия, иллюзии. Воспитание наблюдательности.

Память и воображение, их физиологические основы. Краткосрочная и долгосрочная память. Произвольное и непроизвольное запоминание. Воспроизведение по памяти и узнавание. Методы рационального заучивания. Воспроизводящее и творческое воображение.

Физиологические основы рассудочной деятельности животных и человеческого мышления. Значение второй сигнальной системы в развитии мышления человека. Культура речи. Рациональные способы организации умственной деятельности.

Демонстрация таблиц «Анализаторы», двойственных изображений; чертежей, иллюстрирующих зрительные иллюзии — размеров стрелок, перспективы, контраста; фигур для проверки памяти на узнавание и воспроизведение.

Лабораторные работы

№ 5. Определение относительного и абсолютного порога ощущений, обнаружение взаимосвязи и взаимовлияний ощущений друг на друга. Получение зрительных и тактильных иллюзий.

№  6. Тренировка глазомера, упражнения по воспитанию наблюдательности, определение временных промежутков без часов в 20 и 50 с.

№ 7. Определение типа памяти (долгосрочной и краткосрочной, механической и логической), быстроты, точности и прочности запоминания.

№  8. Выявление особенностей воображения и мышления с помощью тестов.

Тема 8. Физиологические основы деятельности. Воля, внимание, сознание (8 ч)

Произвольные и непроизвольные движения. Потребность — источник деятельности, биологические и социальные потребности. Анализ волевого действия. Роль лобных долей коры больших полушарий в планировании действий и в оценке достигнутых результатов. Упрямство и настойчивость, внушение и внушаемость, их физиологические основы.

Учение А. А. Ухтомского о доминанте. Процессы внимания. Непроизвольное и произвольное внимание. Колебание внимания как проявление взаимной индукции нервных процессов. Способы поддержания внимания, борьба с рассеянностью. Тренировка произвольного внимания.

Динамический стереотип как физиологическая основа выработки навыков. Роль умений и навыков в производственной и спортивной деятельности. Образование привычек. Вредные и полезные привычки. Потребление алкоголя и курение. Свойства наркотических веществ. Стадии развития наркомании. Борьба с курением, алкоголизмом, токсикоманией, наркоманией.

Бессознательные, подсознательные и сознательные формы поведения. Их взаимосвязь.

Демонстрация  моделей человеческого мозга, рисунка усеченной пирамиды или другого двойственного изображения.

Лабораторные работы

№ 9. Измерение величины колебания произвольного и непроизвольного внимания. Снижение колебаний внимания при активной работе с объектом  (опыт с усеченной пирамидой).

Тема 9. Физиологические основы эмоций (6 ч)

Внешнее выражение эмоций. Эмоциональные реакции, состояния, отношения (чувства). Эмоции как отражение мозгом силы потребности и вероятности ее удовлетворения в данный момент. Местоположение центров поощрения и наказания в головном мозге. Гипотезы, раскрывающие причины положительных и отрицательных эмоций. Гормональные изменения в организме во время эмоциональных состояний. Влияние эмоций на производительность труда; стенические и астенические эмоции. Эмоции и воля. Владение собой.

Демонстрация таблицы «Выражение эмоций у человека и шимпанзе»; репродукции картины В. Перова «Охотники на привале».

Тема 10. Типы высшей нервной деятельности человека (4 ч)

Понятие о темпераменте. Сила, подвижность и инертность нервных процессов животных и человека. Сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический темпераменты. Типы высшей нервной деятельности, характерные только для человека: мыслительный, художественный и смешанный. Темперамент и характер. Типологические особенности человека и выбор профессии. Интересы, склонности и способности. Роль социальных условий в реализации способностей личности. Врожденные задатки и труд как необходимое условие развития полноценной личности.

Демонстрация репродукций картины X. Бидструпа «Четыре темперамента».

Лабораторная работа

№ 10. Определение быстроты реакции у испытуемого.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Ведущая форма проведения занятия

Кол-во часов

Форма контроля

1.

Введение

Лекция (презентация)

Составление опорного конспекта

2

Самоанализ

Собеседование

2.

История, предмет и методы физиологии высшей нервной деятельности

Лекция (презентация)

Сообщения учащихся

Составление опорного конспекта

4

Самоанализ

Оценка сообщений

3.

Физиология возбудимых тканей и поведение

Групповая работа.

Лабораторная  работа №1

8

Самоанализ лабораторной  работы

4.

Строение и функции нервной системы человека и высших животных

Лекция (презентация)

Лабораторная  работа №2, 3

Составление таблицы

8

Самоанализ

Взаимоконтроль

5

Врожденные и приобретенные рефлексы

Лабораторная  работа №4

Составление схемы

8

Самоанализ лабораторной  работы

Тестирование

6.

Закономерности  работы головного мозга  

Мини-лекция

8

Тестирование.

7.

Головной мозг как саморегулирующаяся система

Групповая работа Составление опорного конспекта

4

Взаимоконтроль

8.

Физиологические основы ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления

Лабораторная  работа №5, 6, 7, 8

8

Самоанализ лабораторной  работы

9

Физиологические основы деятельности. Воля, внимание, сознание

Групповая работа Лабораторная  работа №9

8

Самоанализ лабораторной  работы

10.

Физиологические основы эмоций

Сообщения учащихся

6

Оценка сообщений

11.

Типы высшей нервной деятельности человека 

Сообщения учащихся

Лабораторная  работа №10

4

Оценка сообщений

Взаимоконтроль

ИТОГО

68

Литература для учащихся

1. Биология. Контрольные измерительные материалы единого государственного экзамена в 2014 г. - М.: Центр тестирования Минобразования России, 2013.

2. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2004. – 816 с.: ил.

3. Воронин Л. Г., Колбановский В. Н., Маш Р. Д.Физиология высшей нервной деятельности и психология.— М.: Просвещение, 1984.

4.  Мамонтов С.Г. и др. Основы биологии. – М.: Просвещение, 1992.

5. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни: Пособие для учащихся. -М.: Просвещение, 1994.

6. Н.А. Лемеза. Пособие для поступающих в вузы. – Минск: ИП «Экоперспектива», 1998.

7. Рувинский А.О. Общая биология: Учеб.для 10-11 кл. шк. с углубл. изуч. биологии /А.О. Рувинский, Л.В. Высоцкая, С.М. Глаголев и др.; Под ред. А.О. Рувинского. –М.: Просвещение, 2004. -544 с.: ил.

8.  Шостак В. И. Природа наших ощущений.— М.: Просвещение, 1983.

Литература для учителя

1. Биология. Анализ результатов Единого государственного экзамена в Архангельской области в 2013 году  / Сост.  Лукина С.Ф., Лавринова А.П. – Архангельск: Департамент образования и науки Архангельской области, ПГУ имени М.В. Ломоносова, 2013 – 55 с.

2. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2004. – 816 с.: ил.

3. Воронин Л. Г., Маш Р. Д. Методика проведения факультативных занятий по физиологии высшей нервной деятельности и психологии.— М.: Просвещение, 1979.

4. Воронин Л. Г., Маш Р. Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека.— М.: Просвещение, 1983.

5. Дидактический материал по общей биологии: Пособие для учителей биологии / Р.А. Петросова, Н.Н. Пилипенко, А.В. Теремов. Под ред. А.И. Никишова. – М.: «РАУБ-Цитадель», 1997.

6. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1994.

7.  Н.А. Лемеза. Пособие для поступающих в вузы. – Минск: ИП «Экоперспектива», 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности высшей нервной деятельности человека. 8-й класс (2011 / 2012 учебный год)

Что играет решающую роль в управлении поведением? Что читается по лицам и определяет качество нашей жизни? Что лежит в основе эффективного общения? Что мы испытываем с самого раннего детства? На все э...

презентация к уроку биологии 9 класс "Высшая нервная деятельность" УМК "Сферы"

Презентация к уроку биологии в 9 классе "Высшая нервная деятельность" УМК "Сферы". В презентации названы имена отечественных ученых , которые внесли вклад в развитие физиологии: Сеченов, Павлов, ...

Сон, высшая нервная деятельность. 8 класс

Урок в 8 классе "Сон. Высшая нервная деятельность" к учебнику линии И.Н. Пономаревой. Самостоятельное изучение темы в группах...

Сон, высшая нервная деятельность. 8 класс

Урок в 8 классе "Сон. Высшая нервная деятельность" к учебнику линии И.Н. Пономаревой. Самостоятельное изучение темы в группах...

Интерактивный тест 6. «Нервная система. Органы чувств. Высшая нервная деятельность»

Дорогие девятиклассники!Предлагаю вам интерактивные тесты «ОГЭ по биологии: раздел «ЧЕЛОВЕК» (задания с рисунками)», выполнены они  в программе Power Point 2007 с применением шаблона А.А. Баженов...

Контрольная работа на тему: Высшая нервная деятельность. 8 класс.

Контрольная работа по темам: Память, мышление, внимание, речь и воля. Задания с утверждениями, вставить пропущенные слова, работа с текстом. ...

Урок по теме: «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности» 9 класс

В работе дана подробная информация о роли И. М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского. Данная работа содержит теоретическую часть, наглядный материал, тестовые задания для учеников по закрепле...