Рабочая программа по биологии 7 класс ФГОС
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему
Рабочая программа курса «Биология» для 7 класса составлена на основе авторской программы Пономаревой И.Н., Корниловой О.А., Кучменко В.С., Драгомилова А.Г., Суховой Т.С «Биология» и обеспечивается учебником «Биология» для 7 класса, авторы: В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко, М: Изд-во «Вентана-Граф», 2015 г., имеющий гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации для образовательных учреждений».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_biologii_7klass_fgos.doc | 433 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Константиновская средняя общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНО Протокол заседания ШМО от «____» 2017 г. № руководитель ШМО _____________ _____________________ | СОГЛАСОВАНО «____» 2017 года Заместитель директора по УВР ___________________ Исаева Е.А. | УТВЕРЖДАЮ директор МАОУ Константиновской СОШ ____________Зуйкова О.А. Приказ от _______________ г. № _______ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
для обучающихся 7 класса
на 2017 - 2018 учебный год
Составитель:
Зайцева Людмила Станиславовна
учитель биологии
первой квалификационной категории
Программа разработана на основе авторской программы И.Н.Пономаревой, О.А.Корниловой, В.С.Кучменко, А.Г.Драгомилова, Т.С.Суховой для общеобразовательных школ к учебнику серии «Алгоритм успеха».
Учебник Биология.7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений (В.С.Кучменко, В.М.Константинов,В.Г.Бабенко М.:Вентана - Граф,2015 г.)
г.о. Домодедово, 2017
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса «Биология» для 7 класса составлена на основе авторской программы Пономаревой И.Н., Корниловой О.А., Кучменко В.С., Драгомилова А.Г., Суховой Т.С «Биология» и обеспечивается учебником «Биология» для 7 класса, авторы: В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко, М: Изд-во «Вентана-Граф», 2015 г., имеющий гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации для образовательных учреждений».
На реализацию программы биологии в учебном плане школы предусмотрено в 7 классе 68 часа ( 2 часа в неделю, 34 учебных недели ).
Программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, Фундаментальному ядру содержания общего образования. Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.
Изменения, внесенные в рабочую программу, их обоснование
Сопоставление учебной программы с авторской показало, что в авторской программе неполно представлены разделы: глава 1, глава 12.
Разделы программы | Изменения, внесенные в рабочую программу |
Глава 1. Общие сведения о мире животных – 5 часов. | Глава 1. Общие сведения о мире животных – 6 часов. |
Глава 2. Строения тела животных – 2 часа. | Глава 2. Строения тела животных – 2 часа. |
Глава 3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные – 4 часа. | Глава 3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные е, – 4 часа. |
Глава 4. Тип Кишечнополостные – 2 часа. | Глава 4. . Тип Кишечнополостные – 2 часа. |
Глава 5. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви – 5 часов. | Глава 5. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви – 5 часов. |
Глава 6. Тип Моллюски – 4 часа. | Глава 6. Тип Моллюски – 4 часа. |
Глава 7. Тип Членистоногие – 7 часов. | Глава 7. Тип Членистоногие – 7 часов. |
Глава 8. Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы – 6 часов. | Глава 8. Тип Хордовые Бесчерепные. Надкласс Рыбы – 6 часов. |
Глава 9. Класс Земноводные, или Амфибии – 4 часа. | Глава 9. Класс Земноводные, или Амфибии – 4 часа. |
Глава 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии.- 4 часа. | Глава 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии.- 4 часа. |
Глава 11. Класс Птицы – 5 часов. | Глава 11. Класс Птицы – 5 часов. |
Глава 12. Класс Млекопитающие, или Звери – 10 часов. | Глава 12. Класс Млекопитающие, или Звери – 10 часов. |
Глава 13. Развитие животного мира на Земле – 6 часов. | Глава 13. Развитие животного мира на Земле – 5 часов. |
Резервное время – 2 часа. | - |
Планируемые результаты освоения курса биологии.
Предметные результаты:
Ученик научится:
• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Ученик получит возможность научиться:
• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
• определять принадлежность животных к систематическим группам;
• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой;
• находить информацию о животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;
- оказания первой помощи при укусах животных;
- соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Содержание курса биологии.
Глава 1. Общие сведения о мире животных (6 ч)
Зоология – наука о царстве Животные. Отличие животных от растений. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные.
Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Животные растительноядные, хищные, падалееды, паразиты. Место и роль животных в природных сообществах. Трофические связи в природных сообществах (цепи питания). Экологические ниши. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме.
Зависимость жизни животных от человека. Негативное и заботливое отношение к животным. Охрана животного мира.
Классификация животных. Основные систематические группы животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция. Значение классификации животных.
Краткая история развития зоологии. Достижения современной зоологии.
Экскурсия № 1 " Разнообразие животных в природе".
Глава 2Строение тела животных (2 ч)
Животный организм как биосистема. Клетка как структурная единица организма. Особенности животных клеток и тканей. Органы и системы органов организмов. Регуляция деятельности органов, систем органов и целостного организма.
Глава 3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные (4 ч)
Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Разнообразие простейших в природе. Разнообразие их представителей в водоемах, почвах и в кишечнике животных.
Корненожки. Обыкновенная амеба как организм. Внешний вид и внутреннее строение (цитоплазма, ядро, вакуоли). Жизнедеятельность одноклеточных организмов: движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование.
Жгутиконосцы. Эвглена зеленая как простейшее, сочетающее черты животных и растений. Колониальные жгутиконосцы.
Инфузории. Инфузория-туфелька как более сложное простейшее. Половой процесс. Ползающие и сидячие инфузории. Симбиотические инфузории крупных животных.
Болезнетворные простейшие: дизентерийная амеба, малярийный паразит. Предупреждение заражения дизентирийной амебой. Районы распространения малярии. Борьба с малярией.
Значение простейших в природе и жизни человека.
Лабораторная работа № 1
«Строение и передвижение инфузории - туфельки».
Глава 4. Тип Кишечнополостные (2 ч)
Общая характеристика типа кишечнополостные. Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Внутреннее строение. Двухслойность. Эктодерма и энтодерма. Разнообразие клеток. Питание гидры. Дыхание. Раздражимость. Размножение гидры. Регенерация. Значение в природе.
Морские кишечнополостные. Их многообразие и значение. Коралловые полипы и медузы.
Глава 5. Типы Плоские черви, Круглые черви,
Кольчатые черви (5 ч)
Разнообразие червей. Типы червей. Основные группы свободноживущих и паразитических червей. Среда обитания червей.
Плоские черви. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей. Внешний вид. Двусторонняя симметрия. Покровы. Мускулатура. Нервная система и органы чувств. Движение. Питание. Дыхание. Размножение. Регенерация.
Свиной (либо бычий) цепень как представитель паразитических плоских червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев.
Круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы как представители типа круглых червей. Их строение, жизнедеятельность и значение для человека и животных. Предохранение от заражения паразитическими червями человека и сельскохозяйственных животных.
Понятие «паразитизм» и его биологический смысл. Взаимоотношения паразита и хозяина. Значение паразитических червей в природе и жизни человека.
Кольчатые черви. Многообразие. Дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Понятие о тканях и органах. Движение. Пищеварение, кровообращение, выделение, дыхание. Размножение и развитие. Значение и место дождевых червей в биогеоценозах.
Значение червей и их место в истории развития животного мира.
Лабораторная работа № 2
«Внешнее строение дождевого червя, его передвижение, раздражимость».
Лабораторная работа № 3
«Внутреннее строение дождевого червя».
Глава 6. Типы Моллюски (4 ч)
Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Особенности строения и поведения, связанные с образом жизни представителей разных классов. Роль раковины.
Класс Брюхоногие моллюски. Большой прудовик (либо виноградная улитка) и голый слизень. Их среды обитания. Строение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие. Роль в природе и практическое значение.
Класс Двустворчатые моллюски. Беззубка (или перловица) и мидия. Их места обитания. Особенности строения. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение. Роль в биоценозах и практическое значение.
Класс Головоногие моллюски. Осьминоги, кальмары и каракатицы. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение.
Лабораторная работа № 4
«Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков».
Глава 7. Типы Членистоногие (7 ч)
Общая характеристика типа. Сходство и различие членистоногих с кольчатыми червями.
Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак. Места обитания и образ жизни. Особенности строения. Питание. Дыхание. Размножение. Многообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и жизни человека.
Класс Паукообразные. Общая характеристика и многообразие паукообразных. Паук-крестовик (или любой другой паук). Внешнее строение. Места обитания, образ жизни и поведение. Строение паутины и ее роль. Значение пауков в биогеоценозах.
Клещи. Места обитания, паразитический образ жизни. Особенности внешнего строения и поведения. Перенос клещами возбудителей болезней. Клещевой энцефалит. Меры защиты от клещей. Роль паукообразных в природе и их значение для человека.
Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого (на примере майского жука или комнатной мухи, саранчи или другого крупного насекомого). Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие насекомых. Типы развития. Важнейшие отряды насекомых с неполным превращением: Прямокрылые, Равнокрылые и Клопы. Важнейшие отряды насекомых с полным превращением: Бабочки, Стрекозы, Жесткокрылые (или Жуки), Двукрылые, Перепончатокрылые. Насекомые, наносящие вред лесным и сельскохозяйственным растениям.
Одомашнивание насекомых на примере тутового и дубового шелкопрядов. Насекомые – переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний. Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Особенности их жизни и организации семей. Поведение. Инстинкты. Значение пчел и других перепончатокрылых в природе и жизни человека.
Растительноядные, хищные, падалееды, паразиты и сверхпаразиты среди представителей насекомых. Их биоценотическое и практическое значение. Биологический способ борьбы с насекомыми-вредителями. Охрана насекомых.
Лабораторная работа № 5
«Внешнее строение насекомого».
Глава 8. Типы Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы. (6 ч)
Краткая характеристика типа хордовых.
Подтип Бесчерепные.
Ланцетник – представитель бесчерепных. Местообитание и особенности строения ланцетника. Практическое значение ланцетника.
Подтип Черепные. Надкласс Рыбы.
Общая характеристика подтипа Черепные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы. Особенности строения на примере костистой рыбы. Внешнее строение. Части тела. Покровы. Роль плавников в движении рыб. Расположение и значение органов чувств.
Внутреннее строение костной рыбы: опорно-двигательная, нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, половая и выделительная системы. Плавательный пузырь и его значение. Размножение и развитие рыб. Особенности поведения. Миграции рыб. Плодовитость и уход за потомством. Инстинкты и их проявления у рыб. Понятие о популяции.
Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. Осетровые рыбы. Практическое значение осетровых рыб. Современное состояние промысла осетровых. Запасы осетровых рыб и меры по их восстановлению.
Двоякодышащие рыбы. Кистеперые рыбы. Их значение в происхождении наземных позвоночных животных. Приспособления рыб к разным условиям обитания.
Промысловое значение рыб. География рыбного промысла. Основные группы промысловых рыб: сельдеобразные, трескообразные, камбалообразные, карпообразные и другие (в зависимости от местных условий). Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов.
Рыборазводные заводы и их значение. Прудовое хозяйство. Сазан и его одомашненная форма – карп. Другие виды рыб, используемые в прудовых хозяйствах. Акклиматизация рыб. Биологическое и хозяйственное обоснование акклиматизации. Аквариумное рыбоводство.
Лабораторная работа № 6
«Внешнее строение и особенности передвижения рыбы».
Лабораторная работа № 7
«Внутреннее строение рыбы».
Глава 9. Класс Земноводные, или Амфибии (4 ч)
Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки. Земноводный образ жизни. Питание. Годовой цикл жизни земноводных. Зимовки. Размножение и развитие лягушки. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами.
Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные. Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных.
Вымершие земноводные. Происхождение земноводных.
Глава 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (4 ч)
Общая характеристика класса. Наземно-воздушная среда обитания.
Особенности внешнего и внутреннего строения (на примере любого вида ящериц). Приспособление к жизни в наземно-воздушной среде. Питание и поведение. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие.
Змеи, ужи, гадюки (или другие представители в зависимости от местных условий). Сходство и различие змей и ящериц.
Ядовитый аппарат змеи. Действие змеиного яда. Предохранение от укусов змеи и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Значение змей в природе и в жизни человека.
Другие группы пресмыкающихся: черепахи, крокодилы. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся.
Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных.
Глава 11. Класс Птицы (9 ч)
Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц. Приспособленность к полету. Интенсивность обмена веществ. Теплокровность. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения, покровов, внутреннего строения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелеты птиц.
Происхождение птиц от древних пресмыкающихся. Археоптерикс. Многообразие птиц. Страусовые (бескилевые) птицы. Пингвины. Килегрудые птицы. Распространение. Особенности строения и приспособления к условиям обитания. Образ жизни.
Экологические группы птиц. Птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств.
Растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы. Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и в жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана.
Домашние птицы. Происхождение и важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком.
Лабораторная работа № 8
«Внешнее строение птицы. Строение перьев».
Лабораторная работа № 9
«Строение скелета птицы».
Экскурсия № 2
«Птицы парка».
Глава 12. Класс Млекопитающие, или Звери (10 ч)
Общая характеристика класса. Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения. Усложнение строения покровов, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной и нервной систем, органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления.
Предки млекопитающих – древние пресмыкающиеся. Многообразие млекопитающих.
Яйцекладущие. Сумчатые и плацентарные. Особенности биологии. Районы распространения и разнообразие.
Важнейшие отряды плацентарных, особенности их биологии. Насекомоядные. Рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные.
Хищные (Псовые, Кошачьи, Куньи, Медвежьи). Ластоногие. Китообразные. Парнокопытные. Непарнокопытные. Хоботные. Приматы.
Основные экологические группы млекопитающих: лесные, открытых пространств, водоемов и их побережий, почвенные.
Домашние звери. Разнообразие пород и их использование человеком. Дикие предки домашних животных.
Значение млекопитающих. Регулирование их численности в природе и в антропогенных ландшафтах. Промысел и промысловые звери. Акклиматизация и реакклиматизация зверей. Экологическая и экономическая целесообразность акклиматизации. Рациональное использование и охрана млекопитающих.
Лабораторная работа № 10
«Строение скелета млекопитающих».
Экскурсия № 3
«Разнообразие млекопитающих».
Глава 13. Развитие животного мира на Земле (5 ч)
Историческое развитие животного мира, доказательства. Основные этапы развития животного мира на Земле. Понятие об эволюции. Разнообразие животного мира как результат эволюции живой природы. Биологическое разнообразие как основа устойчивого развития природы и общества.
Современный животный мир – результат длительного исторического развития. Уровни организации живой материи. Охрана и рациональное использование животных. Роль человека и общества в сохранении многообразия животного мира на нашей планете.
Экскурсия № 4
«Жизнь природного сообщества весной».
Тематическое планирование.
№ п/п | Название раздела | Из них | ||
Уроков | Л/р | Экскурсий | ||
1. | Общие сведения о мире животных | 6 | 0 | 1 |
2. | Строения тела животных | 2 | 0 | 0 |
3. | Подцарство Простейшие, или Одноклеточные | 4 | 1 | 0 |
4. | Тип Кишечнополостные | 2 | 0 | 0 |
5. | Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви | 5 | 2 | 0 |
6. | Тип Моллюски | 4 | 1 | 0 |
7. | Тип Членистоногие | 7 | 1 | 0 |
8. | Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы. | 6 | 2 | 0 |
9. | Класс Земноводные, или Амфибии | 4 | 0 | 0 |
10. | Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии | 4 | 0 | 0 |
11. | Класс Птицы | 9 | 2 | 1 |
12. | Класс Млекопитающие, или Звери | 10 | 1 | 1 |
13. | Развитие животного мира на Земле | 5 | 0 | 1 |
ИТОГО | 68 | 10 | 4 |
Календарно – тематическое планирование.
7 «А» класса
(68 часов – 2 раза в неделю)
№ п/п | Тема урока | Планируемые результаты | Дата план | Дата факт | |||
Предметные | |||||||
Тема 1.Общие сведения о мире животных (6 ч) | |||||||
1 | Зоология – наука о животных. | Знать признаки различия и сходства животных и растений. Уметь приводить примеры представителей царства Животные. | 04.09-08.09 | ||||
2 | Животные и окружающая среда. | Знать понятия: "среда жизни", "среда обитания", "место обитания". Уметь описывать влияние экологических факторов на животных. | 04.09-08.09 | ||||
3 | Классификация животных и основные систематические группы. Влияние человека на животных. | Знать принципы классификации организмов Уметь описывать формы влияния человека на животных. | 11.09-15.09 | ||||
4 | Краткая история развития зоологии. | Знать пути развития зоологии, роль К.Линнея, Ч.Дарвина и отечественных ученых. | 11.09-15.09 | ||||
5 | Экскурсия № 1 " Разнообразие животных в природе" | Уметь фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. | 18.09-22.09 | ||||
6 | Обобщение знаний по теме: «Общие сведения о мире животных». | Знать представителей животных. | 18.09-22.09 | ||||
Тема 2. Строение тела животных (2ч) | |||||||
7 | Клетка | Знать процессы жизнедеятельности клетки. Уметь объяснять их. | 19.09-23.09 | ||||
8 | Ткани, органы, системы органов. Обобщение знаний по теме: «Строение тела животных» | Знать типы тканей, их функции. Уметь устанавливать взаимосвязь между ними. | 26.09-30.09 | ||||
Тема 3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные (4 ч) | |||||||
9 | Общая характеристика подцарства Простейшие. Тип Саркодовые Жгутиконосцы. Класс Саркодовые. | Знать характерные признаки подцарства. Уметь распознавать представителей класса. | 26.09-30.09 | ||||
10 | Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Жгутиконосцы. | Уметь распознавать представителей класса, характеризовать среду обитания. | 03.10-07.10 | ||||
11 | Тип Инфузории. Лабораторная работа № 1 "Строение и передвижение инфузории- туфельки". | Знать характерные признаки типа. Уметь наблюдать простейших под микроскопом, фиксировать результаты наблюдений. | 03.10-07.10 | ||||
12 | Значение Простейших. Обобщение знаний по теме: «Подцарство Простейшие, или Одноклеточные» | Знать необходимость выполнения санитарно-гигиенических норм в целях профилактики заболеваний , вызываемых простейшими Уметь распознавать представителей на микропрепаратах, рисунках, фотографиях | 10.10-14.10 | ||||
Тема 4. Подцарство Многоклеточные (2 ч) | |||||||
13 | Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Кишечнополостные. Строение и жизнедеятельность. | Знать характерные признаки подцарства, представителей типа, черты строения. Уметь характеризовать признаки организации. | 10.10-14.10 | ||||
14 | Разнообразие кишечнополостных. Обобщение знаний по теме: «Подцарство Многоклеточные». | Знать отличительные признаки классов. Уметь устанавливать взаимосвязь строения, образа жизни и функции кишечнополостных. | 16.10-20.10 | ||||
Тема 5. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви ( 5 ч) | |||||||
15 | Тип Плоские черви. Общая характеристика. | Знать основные признаки типа, основных представителей класса, уметь устанавливать взаимосвязь строения и функций систем органов. | 16.10-20.10 | ||||
16 | Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. Класс Сосальщики. | Знать характерные черты строения сосальщиков и ленточных червей, среду обитания, уметь распознавать их. | 23.10-27.10 | ||||
17 | Тип Круглые черви. Класс Нематоды. Общая характеристика. | Знать характерные черты строения, функции организма, образа жизни круглых червей, уметь распознавать их. | 23.10-27.10 | ||||
18 | Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс Многощетинковые черви. | Знать черты усложнения строения систем внутренних органов. | 07.11-10.11 | ||||
19 | Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые черви. Лабораторная работа № 2 "Внешнее строение дождевого червя, его передвижение, раздражимость". Лабораторная работа № 3 «Внутреннее строение дождевого червя». | Знать роль червей в почвообразовании, уметь распознавать представителей класса, наблюдать и фиксировать результаты наблюдений. | 07.11-10.11 | ||||
Тема 6. Тип Моллюски (4 ч) | |||||||
20 | Общая характеристика типа Моллюски. | Знать особенности строения представителей, черты сходства и различия внутреннего строения моллюсков и кольчатых червей. Уметь устанавливать взаимосвязь образа жизни моллюсков и их организации. | 13.11-17.11 | ||||
21 | Класс Брюхоногие моллюски. | Знать черты организации класса. Уметь распознавать и сравнивать строение представителей класса. | 13.11-17.11 | ||||
22 | Класс Двустворчатые моллюски. Лабораторная работа № 4 " Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков" | Знать черты организации класса. Уметь распознавать и сравнивать строение представителей класса. | 20.11-24.11 | ||||
23 | Класс Головоногие моллюски. Обобщение знаний по теме: «Моллюски» | Знать черты организации класса Уметь распознавать и сравнивать строение представителей класса | 20.11-24.11 | ||||
Тема 7. Тип Членистоногие (7 ч) | |||||||
24 | Общая характеристика типа Членистоногие. Класс Ракообразные. | Знать особенности строения представителей , Уметь устанавливать взаимосвязь строения и среды обитания речного рака. | 27.11-01.12 | ||||
25 | Класс Паукообразные. | Знать черты организации класса. Уметь распознавать и сравнивать строение представителей класса. | 27.11-01.12 | ||||
26 | Класс Насекомые. Лабораторная работа № 5 " Внешнее строение насекомого" | Знать черты организации класса. Уметь распознавать и сравнивать строение представителей класса. | 04.12-08.12 | ||||
27 | Типы развития насекомых. | Знать типы развития насекомых, принципы классификации насекомых. Уметь устанавливать систематическую принадлежность насекомых | 04.12-08.12 | ||||
28 | Общественные насекомые - пчелы и муравьи. Полезные насекомые. Охрана насекомых. | Знать состав и функции членов семьи общественных насекомых, роль полезных насекомых и особенности их жизнедеятельности. Уметь объяснять роль полезных насекомых и особенности их жизнедеятельности. | 11.12-15.12 | ||||
29 | Насекомые - вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека. Обобщение и систематизация знаний по теме: «Тип Членистоногие» | Знать насекомых, приносящих вред , последствия воздействия вредных для человека насекомых на его организм, Уметь устанавливать взаимосвязи среды обитания, строения и особенности жизнедеятельности насекомых | 11.12-15.12 | ||||
30 | Обобщение знаний по теме: «Тип Членистоногие» | Знать черты сходства и различия строения и жизнедеятельности животных и растений. Уметь устанавливать взаимосвязи строения и функций органов и систем органов, определять систематическую принадлежность животных. | 18.12-22.12 | ||||
Тема 8. Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы (6 ч) | 19.12-23.12 | ||||||
31 | Хордовые. Примитивные формы. | Знать принципы деления типа на подтипы, особенности внутреннего строения. Уметь выделять основные признаки хордовых. | 18.12-22.12 | ||||
32 | Надкласс Рыбы. Общая характеристика. Внешнее строение. Лабораторная работа № 6 "Внешнее строение и особенности передвижения рыб". | Знать особенности внешнего строения рыб. Уметь наблюдать и описывать внешнее строение и особенности передвижения рыб. | 09.01-12.01 | ||||
33 | Внутреннее строение рыб. Лабораторная работа № 7 «Внутреннее строение рыб» | Знать взаимосвязь строения отдельных частей скелета рыб и их функций. Уметь выявлять черты приспособленности внутреннего строения рыб к обитанию в воде. | 09.01-12.01 | ||||
34 | Особенности размножения рыб. | Знать особенности размножения рыб, роль миграций в жизни рыб. Уметь описывать поведение рыб при появлении потомства черты приспособленности к его сохранению. | 15.01-19.01 | ||||
35 | Основные систематические группы рыб. | Знать принципы классификации рыб, признаки организации хрящевых и костных рыб. Уметь распознавать представителей классов, устанавливать систематическую принадлежность рыб. | 15.01-19.01 | ||||
36 | Промысловые рыбы. Их использование и охрана. Обобщение знаний по теме: «Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы» | Знать основные группы промысловых рыб, причины разнообразия рыб. Уметь обосновывать роль рыб в экосистемах. | 22.01-26.01 | ||||
Тема 9. Класс Земноводные, или Амфибии (4 ч) | |||||||
37 | Среда обитания и строение тела земноводных. Общая характеристика. | Знать характерные черты внешнего строения, прогрессивные черты строения скелета, опорно-двигательной системы по сравнению с рыбами. Уметь характеризовать признаки приспособленности к жизни на суше и в воде. | 22.01-26.01 | ||||
38 | Строение и деятельность внутренних органов земноводных. | Знать строение внутренних органов и систем органов. Уметь определять черты организации земноводных. | 29.01-02.02 | ||||
39 | Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных. | Знать развитие амфибий, влияние сезонных изменений на жизненный цикл. Уметь сравнивать, находить черты сходства размножения земноводных и рыб. | 29.01-02.02 | ||||
40 | Разнообразие и значение земноводных. Обобщение знаний по теме: «Класс Земноводные, или Амфибии». | Знать роль амфибий в природных биоценозах и в жизни человека. Уметь определять и классифицировать амфибий по рисункам, фотографиям, натуральным объектам. | 05.02-09.02 | ||||
Тема 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (4 ч) | |||||||
41 | Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Общая характеристика. | Знать признаки внешнего строения рептилий, процессы жизнедеятельности в связи с жизнью на суше. Уметь находить отличия скелета рептилий от скелета амфибий. | 05.02-09.02 | ||||
42 | Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся. | Знать строение внутренних органов и систем органов, их функций, среды обитания. Уметь определять черты организации земноводных, характеризовать процессы размножения и развития детенышей. | 12.02-16.02 | ||||
43 | Разнообразие пресмыкающихся. | Знать отличительные признаки представителей разных групп рептилий, меры предосторожности в природе. Уметь определять и классифицировать пресмыкающихся по рисункам, фотографиям, натуральным объектам. | 12.02-16.02 | ||||
44 | Значение пресмыкающихся, их происхождение. Обобщение знаний по теме: «Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии» | Знать роль рептилий в биоценозах, их значение в жизни человека. Уметь устанавливать взаимосвязь строения и жизнедеятельности рептилий со средой обитания. | 19.02-23.02 | ||||
Тема 11. Класс Птицы (9 ч) | |||||||
45 | Общая характеристика класса. Внешнее строение птиц. Лабораторная работа № 8 " Внешнее строение птицы. Строение перьев". | Знать особенности внешнего строения птиц ,строение и функции перьевого покрова птиц. Уметь устанавливать черты сходства и различия покровов птиц и рептилий. | 19.02-23.02 | ||||
46 | Опорно-двигательная система птиц. Лабораторная работа № 9 "Строение скелета птицы" | Знать строение и функции мышечной системы птиц, взаимосвязь внешнего строения и строения скелета в связи с приспособленностью к полету. Уметь изучать и описывать строение скелета птицы. | 26.02-02.03 | ||||
47 | Внутреннее строение птиц. | Знать строение и функции систем внутренних органов , обмен веществ. Уметь выявлять черты организации, устанавливать взаимосвязь строения и функций систем внутренних органов птиц. | 26.02-02.03 | ||||
48 | Размножение и развитие птиц. | Знать особенности строения органов размножения и причины их возникновения, строение и этапы формирования яйца, развитие в нем зародыша. Уметь распознавать выводковых и гнездовых птиц на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. | 05.03-09.03 | ||||
49 | Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. | Знать черты приспособленности птиц к сезонным изменениям, поведение птиц в период размножения. Уметь объяснять роль гнездостроения, причины кочевок и миграций птиц. | 05.03-09.03 | ||||
50 | Разнообразие птиц. | Знать принципы классификации птиц, признаки выделения экологических групп. Уметь приводить примеры классификации птиц по типу и местам обитания. | 12.03-16.03 | ||||
51 | Значение и охрана птиц. Происхождение птиц. | Знать роль птиц в природных сообществах, Уметь аргументировать вывод о происхождении птиц от древних рептилий | 12.03-16.03 | ||||
52 | Экскурсия № 2 "Птицы парка | Уметь наблюдать и описывать поведение птиц в природе. | 19.03-23.03 | ||||
53 | Обобщение знаний по теме: «Класс Птицы» | Знать строение представителей классов связи со средой обитания. Уметь устанавливать взаимосвязь строения и функций систем органов различных классов, определять систематическую принадлежность представителей классов. | 19.03-23.03 | ||||
Тема 12. Класс Млекопитающие, или Звери (10 ч) | |||||||
54 | Общая характеристика класса. Внешнее строение Млекопитающих. | Знать характерные признаки класса, Уметь характеризовать функции и роль желез млекопитающих. | 04.04-06.04 | ||||
55 | Внутреннее строение млекопитающих. Лабораторная работа № 10 " Строение скелета млекопитающих". | Знать характерные особенности строения и функций опорно-двигательной системы. Уметь проводить наблюдения и фиксировать их результаты. | 04.04-06.04 | ||||
56 | Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. | Знать особенности размножения млекопитающих, причины наличия высокого уровня обмена веществ и теплокровности. Уметь устанавливать взаимосвязь этапов годового жизненного цикла и сезонных изменений. | 09.04-13.04 | ||||
57 | Происхождение и разнообразие млекопитающих. | Знать черты сходства и различия млекопитающих и рептилий. Уметь различать млекопитающих на рисунках, фотографиях, устанавливать систематическую принадлежность. | 09.04-13.04 | ||||
58 | Высшие, или плацентарные, звери: насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные, хищные. | Знать принципы классификации млекопитающих. Уметь сравнивать особенности строения и жизнедеятельности представителей различных отрядов, находить сходство и различия. | 16.04-20.04 | ||||
59 | Высшие, или плацентарные, звери: ластоногие и китообразные, парнокопытные и непарнокопытные, хоботные. | Знать принципы классификации млекопитающих. Уметь сравнивать особенности строения и жизнедеятельности представителей различных отрядов, находить сходство и различи. | 16.04-20.04 | ||||
60 | Высшие, или плацентарные, звери: приматы. | Знать характерные черты строения приматов, черты сходства строения человекообразных обезьян и человека. Уметь различать представителей класса на рисунках, фотографиях. | 23.04-27.04 | ||||
61 | Экологические группы млекопитающих. | Знать экологические группы животных, Уметь характеризовать признаки животных экологической группы | 23.04-27.04 | ||||
62 | Экскурсия № 3 " Разнообразие Млекопитающих" | Знать экологические группы животных. Уметь характеризовать признаки животных экологической группы. | 30.04-04.05 | ||||
63 | Значение млекопитающих для человека. Обобщение знаний по теме: «Класс Млекопитающие или Звери» | Знать особенности строения представителей класса Млекопитающие, основные направления животноводства, особенности строения и образа жизни предков домашних животных. Уметь устанавливать взаимосвязь строения и функций систем органов млекопитающих. | 30.04-04.05 | ||||
Тема 13. Развитие животного мира на Земле (6 ч) | |||||||
64 | Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина. | Знать принципы классификации животных, стадии зародышевого развития, основные положения учения Ч. Дарвин. Уметь приводить примеры многообразия животных. | 07.05-11.05 | ||||
65 | Развитие животного мира на Земле. | Знать основные этапы эволюции животных, процесс усложнения многоклеточных. Уметь устанавливать взаимосвязь живых организмов в экосистемах. | 07.05-11.05 | ||||
66 | Современный мир живых организмов. Биосфера. | Знать характерные признаки уровней организации жизни на Земле, понятия " экосистема", "биогеоценоз", "биосфера". Уметь составлять цепи питания, схемы круговорота веществ в природе. | 14.05-18.05 | ||||
67 | Экскурсия № 4 " Жизнь природного сообщества весной". | Уметь описывать природные явления, наблюдать за взаимоотношениями живых организмов в природном сообществе, делать выводы. | 14.05-18.05 | ||||
68 | Обобщение знаний по теме: «Развитие животного мира на Земле». | Уметь систематизировать знания. | 21.05-25.05 | ||||
Итого: 68 часов Лабораторная работа – 10 Экскурсия – 4 |
Календарно – тематическое планирование.
7 «Б» класса
(68 часов – 2 раза в неделю)
№ п/п | Тема урока | Планируемые результаты | Дата план | Дата факт | |||
Предметные | |||||||
Тема 1.Общие сведения о мире животных (6 ч) | |||||||
1 | Зоология – наука о животных. | Знать признаки различия и сходства животных и растений. Уметь приводить примеры представителей царства Животные. | 04.09-08.09 | ||||
2 | Животные и окружающая среда. | Знать понятия: "среда жизни", "среда обитания", "место обитания". Уметь описывать влияние экологических факторов на животных. | 04.09-08.09 | ||||
3 | Классификация животных и основные систематические группы. Влияние человека на животных. | Знать принципы классификации организмов. Уметь описывать формы влияния человека на животных. | 11.09-15.09 | ||||
4 | Краткая история развития зоологии. | Знать пути развития зоологии, роль К.Линнея, Ч.Дарвина и отечественных ученых. | 11.09-15.09 | ||||
5 | Экскурсия № 1 " Разнообразие животных в природе" | Уметь фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. | 18.09-22.09 | ||||
6 | Обобщение знаний по теме: «Общие сведения о мире животных». | Знать представителей животных. | 18.09-22.09 | ||||
Тема 2. Строение тела животных (2ч) | |||||||
7 | Клетка | Знать процессы жизнедеятельности клетки. Уметь объяснять их. | 19.09-23.09 | ||||
8 | Ткани, органы, системы органов. Обобщение знаний по теме: «Строение тела животных» | Знать типы тканей, их функции. Уметь устанавливать взаимосвязь между ними. | 26.09-30.09 | ||||
Тема 3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные (4 ч) | |||||||
9 | Общая характеристика подцарства Простейшие. Тип Саркодовые Жгутиконосцы. Класс Саркодовые. | Знать характерные признаки подцарства. Уметь распознавать представителей класса. | 26.09-30.09 | ||||
10 | Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Жгутиконосцы. | Уметь распознавать представителей класса, характеризовать среду обитания. | 03.10-07.10 | ||||
11 | Тип Инфузории. Лабораторная работа № 1 "Строение и передвижение инфузории- туфельки". | Знать характерные признаки типа. Уметь наблюдать простейших под микроскопом, фиксировать результаты наблюдений. | 03.10-07.10 | ||||
12 | Значение Простейших. Обобщение знаний по теме: «Подцарство Простейшие, или Одноклеточные» | Знать необходимость выполнения санитарно-гигиенических норм в целях профилактики заболеваний , вызываемых простейшими Уметь распознавать представителей на микропрепаратах, рисунках, фотографиях | 10.10-14.10 | ||||
Тема 4. Подцарство Многоклеточные (2 ч) | |||||||
13 | Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Кишечнополостные. Строение и жизнедеятельность. | Знать характерные признаки подцарства, представителей типа, черты строения. Уметь характеризовать признаки организации. | 10.10-14.10 | ||||
14 | Разнообразие кишечнополостных. Обобщение знаний по теме: «Подцарство Многоклеточные». | Знать отличительные признаки классов. Уметь устанавливать взаимосвязь строения, образа жизни и функции кишечнополостных. | 16.10-20.10 | ||||
Тема 5. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви ( 5 ч) | |||||||
15 | Тип Плоские черви. Общая характеристика. | Знать основные признаки типа, основных представителей класса, уметь устанавливать взаимосвязь строения и функций систем органов. | 16.10-20.10 | ||||
16 | Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. Класс Сосальщики. | Знать характерные черты строения сосальщиков и ленточных червей, среду обитания, уметь распознавать их. | 23.10-27.10 | ||||
17 | Тип Круглые черви. Класс Нематоды. Общая характеристика. | Знать характерные черты строения, функции организма, образа жизни круглых червей, уметь распознавать их. | 23.10-27.10 | ||||
18 | Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс Многощетинковые черви. | Знать черты усложнения строения систем внутренних органов. | 07.11-10.11 | ||||
19 | Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые черви. Лабораторная работа № 2 "Внешнее строение дождевого червя, его передвижение, раздражимость". Лабораторная работа № 3 «Внутреннее строение дождевого червя». | Знать роль червей в почвообразовании, уметь распознавать представителей класса, наблюдать и фиксировать результаты наблюдений. | 07.11-10.11 | ||||
Тема 6. Тип Моллюски (4 ч) | |||||||
20 | Общая характеристика типа Моллюски. | Знать особенности строения представителей, черты сходства и различия внутреннего строения моллюсков и кольчатых червей. Уметь устанавливать взаимосвязь образа жизни моллюсков и их организации. | 13.11-17.11 | ||||
21 | Класс Брюхоногие моллюски. | Знать черты организации класса. Уметь распознавать и сравнивать строение представителей класса. | 13.11-17.11 | ||||
22 | Класс Двустворчатые моллюски. Лабораторная работа № 4 " Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков" | Знать черты организации класса. Уметь распознавать и сравнивать строение представителей класса. | 20.11-24.11 | ||||
23 | Класс Головоногие моллюски. Обобщение знаний по теме: «Моллюски» | Знать черты организации класса Уметь распознавать и сравнивать строение представителей класса | 20.11-24.11 | ||||
Тема 7. Тип Членистоногие (7 ч) | |||||||
24 | Общая характеристика типа Членистоногие. Класс Ракообразные. | Знать особенности строения представителей , Уметь устанавливать взаимосвязь строения и среды обитания речного рака. | 27.11-01.12 | ||||
25 | Класс Паукообразные. | Знать черты организации класса. Уметь распознавать и сравнивать строение представителей класса. | 27.11-01.12 | ||||
26 | Класс Насекомые. Лабораторная работа № 5 " Внешнее строение насекомого" | Знать черты организации класса. Уметь распознавать и сравнивать строение представителей класса. | 04.12-08.12 | ||||
27 | Типы развития насекомых. | Знать типы развития насекомых, принципы классификации насекомых. Уметь устанавливать систематическую принадлежность насекомых | 04.12-08.12 | ||||
28 | Общественные насекомые - пчелы и муравьи. Полезные насекомые. Охрана насекомых. | Знать состав и функции членов семьи общественных насекомых, роль полезных насекомых и особенности их жизнедеятельности. Уметь объяснять роль полезных насекомых и особенности их жизнедеятельности. | 11.12-15.12 | ||||
29 | Насекомые - вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека. Обобщение и систематизация знаний по теме: «Тип Членистоногие» | Знать насекомых, приносящих вред , последствия воздействия вредных для человека насекомых на его организм, Уметь устанавливать взаимосвязи среды обитания, строения и особенности жизнедеятельности насекомых | 11.12-15.12 | ||||
30 | Обобщение знаний по теме: «Тип Членистоногие» | Знать черты сходства и различия строения и жизнедеятельности животных и растений. Уметь устанавливать взаимосвязи строения и функций органов и систем органов, определять систематическую принадлежность животных. | 18.12-22.12 | ||||
Тема 8. Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы (6 ч) | 19.12-23.12 | ||||||
31 | Хордовые. Примитивные формы. | Знать принципы деления типа на подтипы, особенности внутреннего строения. Уметь выделять основные признаки хордовых. | 18.12-22.12 | ||||
32 | Надкласс Рыбы. Общая характеристика. Внешнее строение. Лабораторная работа № 6 "Внешнее строение и особенности передвижения рыб". | Знать особенности внешнего строения рыб. Уметь наблюдать и описывать внешнее строение и особенности передвижения рыб. | 09.01-12.01 | ||||
33 | Внутреннее строение рыб. Лабораторная работа № 7 «Внутреннее строение рыб» | Знать взаимосвязь строения отдельных частей скелета рыб и их функций. Уметь выявлять черты приспособленности внутреннего строения рыб к обитанию в воде. | 09.01-12.01 | ||||
34 | Особенности размножения рыб. | Знать особенности размножения рыб, роль миграций в жизни рыб. Уметь описывать поведение рыб при появлении потомства черты приспособленности к его сохранению. | 15.01-19.01 | ||||
35 | Основные систематические группы рыб. | Знать принципы классификации рыб, признаки организации хрящевых и костных рыб. Уметь распознавать представителей классов, устанавливать систематическую принадлежность рыб. | 15.01-19.01 | ||||
36 | Промысловые рыбы. Их использование и охрана. Обобщение знаний по теме: «Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы» | Знать основные группы промысловых рыб, причины разнообразия рыб. Уметь обосновывать роль рыб в экосистемах. | 22.01-26.01 | ||||
Тема 9. Класс Земноводные, или Амфибии (4 ч) | |||||||
37 | Среда обитания и строение тела земноводных. Общая характеристика. | Знать характерные черты внешнего строения, прогрессивные черты строения скелета, опорно-двигательной системы по сравнению с рыбами. Уметь характеризовать признаки приспособленности к жизни на суше и в воде. | 22.01-26.01 | ||||
38 | Строение и деятельность внутренних органов земноводных. | Знать строение внутренних органов и систем органов. Уметь определять черты организации земноводных. | 29.01-02.02 | ||||
39 | Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных. | Знать развитие амфибий, влияние сезонных изменений на жизненный цикл. Уметь сравнивать, находить черты сходства размножения земноводных и рыб. | 29.01-02.02 | ||||
40 | Разнообразие и значение земноводных. Обобщение знаний по теме: «Класс Земноводные, или Амфибии». | Знать роль амфибий в природных биоценозах и в жизни человека. Уметь определять и классифицировать амфибий по рисункам, фотографиям, натуральным объектам. | 05.02-09.02 | ||||
Тема 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (4 ч) | |||||||
41 | Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Общая характеристика. | Знать признаки внешнего строения рептилий, процессы жизнедеятельности в связи с жизнью на суше. Уметь находить отличия скелета рептилий от скелета амфибий. | 05.02-09.02 | ||||
42 | Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся. | Знать строение внутренних органов и систем органов, их функций, среды обитания. Уметь определять черты организации земноводных, характеризовать процессы размножения и развития детенышей. | 12.02-16.02 | ||||
43 | Разнообразие пресмыкающихся. | Знать отличительные признаки представителей разных групп рептилий, меры предосторожности в природе. Уметь определять и классифицировать пресмыкающихся по рисункам, фотографиям, натуральным объектам. | 12.02-16.02 | ||||
44 | Значение пресмыкающихся, их происхождение. Обобщение знаний по теме: «Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии» | Знать роль рептилий в биоценозах, их значение в жизни человека. Уметь устанавливать взаимосвязь строения и жизнедеятельности рептилий со средой обитания. | 19.02-23.02 | ||||
Тема 11. Класс Птицы (9 ч) | |||||||
45 | Общая характеристика класса. Внешнее строение птиц. Лабораторная работа № 8 " Внешнее строение птицы. Строение перьев". | Знать особенности внешнего строения птиц ,строение и функции перьевого покрова птиц. Уметь устанавливать черты сходства и различия покровов птиц и рептилий. | 19.02-23.02 | ||||
46 | Опорно-двигательная система птиц. Лабораторная работа № 9 "Строение скелета птицы" | Знать строение и функции мышечной системы птиц, взаимосвязь внешнего строения и строения скелета в связи с приспособленностью к полету. Уметь изучать и описывать строение скелета птицы. | 26.02-02.03 | ||||
47 | Внутреннее строение птиц. | Знать строение и функции систем внутренних органов , обмен веществ. Уметь выявлять черты организации, устанавливать взаимосвязь строения и функций систем внутренних органов птиц. | 26.02-02.03 | ||||
48 | Размножение и развитие птиц. | Знать особенности строения органов размножения и причины их возникновения, строение и этапы формирования яйца, развитие в нем зародыша. Уметь распознавать выводковых и гнездовых птиц на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. | 05.03-09.03 | ||||
49 | Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. | Знать черты приспособленности птиц к сезонным изменениям, поведение птиц в период размножения. Уметь объяснять роль гнездостроения, причины кочевок и миграций птиц. | 05.03-09.03 | ||||
50 | Разнообразие птиц. | Знать принципы классификации птиц, признаки выделения экологических групп. Уметь приводить примеры классификации птиц по типу и местам обитания. | 12.03-16.03 | ||||
51 | Значение и охрана птиц. Происхождение птиц. | Знать роль птиц в природных сообществах, Уметь аргументировать вывод о происхождении птиц от древних рептилий | 12.03-16.03 | ||||
52 | Экскурсия № 2 "Птицы парка | Уметь наблюдать и описывать поведение птиц в природе. | 19.03-23.03 | ||||
53 | Обобщение знаний по теме: «Класс Птицы» | Знать строение представителей классов связи со средой обитания. Уметь устанавливать взаимосвязь строения и функций систем органов различных классов, определять систематическую принадлежность представителей классов. | 19.03-23.03 | ||||
Тема 12. Класс Млекопитающие, или Звери (10 ч) | |||||||
54 | Общая характеристика класса. Внешнее строение Млекопитающих. | Знать характерные признаки класса, Уметь характеризовать функции и роль желез млекопитающих. | 04.04-06.04 | ||||
55 | Внутреннее строение млекопитающих. Лабораторная работа № 10 " Строение скелета млекопитающих". | Знать характерные особенности строения и функций опорно-двигательной системы. Уметь проводить наблюдения и фиксировать их результаты. | 04.04-06.04 | ||||
56 | Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. | Знать особенности размножения млекопитающих, причины наличия высокого уровня обмена веществ и теплокровности. Уметь устанавливать взаимосвязь этапов годового жизненного цикла и сезонных изменений. | 09.04-13.04 | ||||
57 | Происхождение и разнообразие млекопитающих. | Знать черты сходства и различия млекопитающих и рептилий. Уметь различать млекопитающих на рисунках, фотографиях, устанавливать систематическую принадлежность. | 09.04-13.04 | ||||
58 | Высшие, или плацентарные, звери: насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные, хищные. | Знать принципы классификации млекопитающих. Уметь сравнивать особенности строения и жизнедеятельности представителей различных отрядов, находить сходство и различия. | 16.04-20.04 | ||||
59 | Высшие, или плацентарные, звери: ластоногие и китообразные, парнокопытные и непарнокопытные, хоботные. | Знать принципы классификации млекопитающих. Уметь сравнивать особенности строения и жизнедеятельности представителей различных отрядов, находить сходство и различи. | 16.04-20.04 | ||||
60 | Высшие, или плацентарные, звери: приматы. | Знать характерные черты строения приматов, черты сходства строения человекообразных обезьян и человека. Уметь различать представителей класса на рисунках, фотографиях. | 23.04-27.04 | ||||
61 | Экологические группы млекопитающих. | Знать экологические группы животных, Уметь характеризовать признаки животных экологической группы | 23.04-27.04 | ||||
62 | Экскурсия № 3 " Разнообразие Млекопитающих" | Знать экологические группы животных. Уметь характеризовать признаки животных экологической группы. | 30.04-04.05 | ||||
63 | Значение млекопитающих для человека. Обобщение знаний по теме: «Класс Млекопитающие или Звери» | Знать особенности строения представителей класса Млекопитающие, основные направления животноводства, особенности строения и образа жизни предков домашних животных. Уметь устанавливать взаимосвязь строения и функций систем органов млекопитающих. | 30.04-04.05 | ||||
Тема 13. Развитие животного мира на Земле (6 ч) | |||||||
64 | Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина. | Знать принципы классификации животных, стадии зародышевого развития, основные положения учения Ч. Дарвин. Уметь приводить примеры многообразия животных. | 07.05-11.05 | ||||
65 | Развитие животного мира на Земле. | Знать основные этапы эволюции животных, процесс усложнения многоклеточных. Уметь устанавливать взаимосвязь живых организмов в экосистемах. | 07.05-11.05 | ||||
66 | Современный мир живых организмов. Биосфера. | Знать характерные признаки уровней организации жизни на Земле, понятия " экосистема", "биогеоценоз", "биосфера". Уметь составлять цепи питания, схемы круговорота веществ в природе. | 14.05-18.05 | ||||
67 | Экскурсия № 4 " Жизнь природного сообщества весной". | Уметь описывать природные явления, наблюдать за взаимоотношениями живых организмов в природном сообществе, делать выводы. | 14.05-18.05 | ||||
68 | Обобщение знаний по теме: «Развитие животного мира на Земле». | Уметь систематизировать знания. | 21.05-25.05 | ||||
Итого: 68 часов Лабораторная работа – 10 Экскурсия – 4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....
Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)
Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....
рабочие программы 2-4 класс ФГОС
Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...
Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы» и предназ...
Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС
Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...
Рабочая программа по биологии по ФГОС линия Сонина (концентрический курс)
Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...