Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
Рабочая программа курса «Биология» для 6 класса составлена на основе авторской программы Пономаревой И.Н., Корниловой О.А., Кучменко В.С., Драгомилова А.Г., Суховой Т.С «Биология» и обеспечивается учебником «Биология» для 6 класса, авторы: Пономарева И.Н., О.А.Корнилова, В.С.Кучменко, М: Изд-во «Вентана-Граф», 2014 г., имеющий гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации для образовательных учреждений».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_biologii_6_klass_fgos.doc | 264 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Константиновская средняя общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНО Протокол заседания ШМО от «____» 2017 г. № Руководитель ШМО _____________ _____________________ | СОГЛАСОВАНО «____» 2017 года Заместитель директора по УВР ___________________ Исаева Е.А. | УТВЕРЖДАЮ директор МАОУ Константиновской СОШ ____________Зуйкова О.А. Приказ от _______________ г. № _______ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
для обучающихся 6 класса
на 2017 - 2018 учебный год
Составитель:
Зайцева Людмила Станиславовна
учитель биологии
первой квалификационной категории
Программа разработана на основе авторской программы И.Н.Пономаревой, О.А.Корниловой, В.С.Кучменко, А.Г.Драгомилова, Т.С.Суховой для общеобразовательных школ к учебнику серии «Алгоритм успеха».
Учебник Биология.6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений (И.Н.Пономарева, В.С.Кучменко, О.А.Корнилова М.:Вентана - Граф,2014 г.)
г.о. Домодедово, 2017
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса «Биология» для 6 класса составлена на основе авторской программы Пономаревой И.Н., Корниловой О.А., Кучменко В.С., Драгомилова А.Г., Суховой Т.С «Биология» и обеспечивается учебником «Биология» для 6 класса, авторы: Пономарева И.Н., О.А.Корнилова, В.С.Кучменко, М: Изд-во «Вентана-Граф», 2014 г., имеющий гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации для образовательных учреждений».
На реализацию программы биологии в учебном плане школы предусмотрено в 6 классе 34 часа ( 1 час в неделю, 34 учебных недели ).
Программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, Фундаментальному ядру содержания общего образования. Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.
Изменения, внесенные в рабочую программу, их обоснование
Сопоставление учебной программы с авторской показало, что в авторской программе неполно представлены разделы: глава 3, глава 5.
Разделы программы | Изменения, внесенные в рабочую программу |
Глава 1. Наука о растениях – ботаника – 4 часа. | Глава 1. Наука о растениях – ботаника – 4 часа. |
Глава 2. Органы растений – 8 часов. | Глава 2. Органы растений – 8 часов. |
Глава 3. Основные процессы жизнедеятельности растений – 6 часов. | Глава 3. Основные процессы жизнедеятельности растений – 7 часов. |
Глава 4. Многообразие и развитие растительного мира – 10 часов. | Глава 4. Многообразие и развитие растительного мира – 10 часов. |
Глава 5. Природные сообщества – 5 часов. | Глава 5. Природные сообщества – 5 часов. |
Резервное время – 2 часа. | - |
Планируемые результаты освоения курса биологии.
Предметные результаты:
Ученик научится:
• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Ученик получит возможность научиться:
• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
• использовать приёмы работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений;
• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой;
• находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
- составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями.
Содержание курса биологии.
Глава 1. Наука о растениях - ботаника (4 ч)
Растения как составная часть живой природы. Значение растений в природе и жизни человека. Ботаника – наука о растениях. Внешнее строение растений. Жизненные формы и продолжительность жизни растений. Клетка – основная единица живого. Строение растительной клетки. Процессы жизнедеятельности растительной клетки. Деление клеток. Ткани и их функции в растительном организме.
Глава 2. Органы растений (8 ч)
Семя. Понятие о семени. Многообразие семян. Строение семян однодольных и двудольных растений.
Процессы жизнедеятельности семян. Дыхание семян. Покой семян. Понятие о жизнеспособности семян. Условия прорастания семян.
Лабораторная работа № 1
«Изучение строения семени фасоли».
Корень. Связь растений с почвой. Корневые системы растений. Виды корней. Образование корневых систем. Регенерация корней. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с выполняемыми им функциями. Рост корня. Видоизменения корней. Экологические факторы, определяющие рост корней растений.
Лабораторная работа № 2
«Строение корня проростка».
Побег. Развитие побега из зародышевой почечки семени. Строение почки. Разнообразие почек.
Лист – орган высших растений. Внешнее строение листа. Разнообразие листьев. Листья простые и сложные. Листорасположение. Жилкование листьев. Внутреннее строение и функции листьев. Видоизменения листьев. Испарение воды листьями. Роль листопада в жизни растений.
Стебель – осевая часть побега. Разнообразие побегов. Ветвление побегов. Внутреннее строение стебля. Рост стебля в длину и в толщину. Передвижение веществ по стеблю. Отложение органических веществ в запас. Видоизменения побегов: корневище, клубень, луковица; их биологическое и хозяйственное значение.
Лабораторная работа № 3
«Строение вегетативных и генеративных почек».
Лабораторная работа № 4
«Внешнее строение корневища, клубня и луковицы».
Цветок. Образование плодов и семян. Цветение как биологическое явление. Строение цветка. Однополые и обоеполые цветки. Разнообразие цветков. Соцветия, их многообразие и биологическое значение.
Опыление у цветковых растений. Типы опыления: перекрестное, самоопыление. Приспособления растений к самоопылению и перекрестному опылению. Значение опыления в природе и сельском хозяйстве. Искусственное опыление.
Образование плодов и семян. Типы плодов. Значение плодов.
Глава 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (7 ч)
Минеральное питание растений и значение воды. Потребность растений в минеральных веществах. Удобрение почв. Вода как условие почвенного питания растений. Передвижение веществ по стеблю.
Фотосинтез. Образование органических веществ в листьях. Дыхание растений.
Размножение растений. Особенности размножения растений. Оплодотворение у цветковых растений. Размножение растений черенками — стеблевыми, листовыми, корневыми. Размножение растений укореняющимися и видоизмененными побегами. Размножение растений прививкой. Применение вегетативного размножения в сельском хозяйстве и декоративном растениеводстве. Биологическое значение семенного размножения растений.
Рост растений. Ростовые движения — тропизмы. Развитие растений. Сезонные изменения в жизни растений.
Лабораторная работа № 5
«Черенкование комнатных растений».
Глава 4. Многообразие и развитие растительного мира (10 ч)
Понятие о систематике как разделе науки биологии. Основные систематические категории: царств, отдел, класс, семейство, род, вид. Международные названия растений. Царство растений.
Низшие растения. Водоросли: зеленые, бурые, красные. Среды обитания водорослей. Биологические особенности одноклеточных и многоклеточных водорослей в сравнении с представителями других растений Пресноводные и морские водоросли как продуценты кислорода и органических веществ. Размножение водорослей. Значение водорослей в природе и жизни человека.
Высшие споровые растения. Мхи. Биологические особенности мхов, строение и размножение на примере кукушкина льна(сфагнума). Роль сфагнума в образовании торфа. Использование торфа в промышленности и сельском хозяйстве. Папоротники, хвощи, плауны. Среда обитания, особенности строения и размножения. Охрана плаунов.
Высшие семенные растения. Голосеменные растения. Общая характеристика голосеменных растений. Размножение голосеменных. Многообразие голосеменных, их охрана. Значение голосеменных в природе и в хозяйственной деятельности человека. Покрытосеменные растения. Общая характеристика покрытосеменных растений. Распространение покрытосеменных. Классификация покрытосеменных.
Класс Двудольных растений. Биологические особенности двудольных. Характеристика семейств: Розоцветных, Бобовых (Мотыльковых), Капустных (Крестоцветных), Пасленовых, Астровых (Сложноцветных).
Класс Однодольных растений. Общая характеристика класса. Характеристика семейств: Лилейных, Луковых, Злаковых (Мятликовых). Отличительные признаки растений данных семейств, их биологические особенности и значение.
Историческое развитие растительного мира. Этапы эволюции растений. Выход растений на сушу. Приспособленность Господство покрытосеменных как результат их приспособленности к условиям среды.
Разнообразие и происхождение культурных растений. Дикорастущие, культурные и сорные растения. Центры происхождения культурных растений.
Лабораторная работа № 6
«Изучение внешнего строения моховидных растений».
Глава 5. Природные сообщества (5 ч)
Понятие о природном сообществе (биогеоценоз и экосистема). Структура природного сообщества.
Совместная жизнь растений бактерий, грибов и лишайников в лесу или другом фитоценозе. Типы взаимоотношений организмов в биогеоценозах.
Смена природных сообществ и её причины. Разнообразие природных сообществ.
Экскурсия № 1
«Весенние явления в жизни экосистем»
Тематическое планирование.
№ п/п | Название раздела | Из них | ||
Уроков | Л/р | Экскурсий | ||
1. | Наука о растения - ботаника | 4 | 0 | 0 |
2. | Органы растений | 8 | 4 | 0 |
3. | Основные процессы жизнедеятельности растений | 7 | 1 | 0 |
4. | Многообразие и развитие растительного мира | 10 | 1 | 0 |
5. | Природные сообщества | 5 | 0 | 1 |
ИТОГО | 34 | 6 | 1 |
Календарно – тематическое планирование.
6 «А» класса
(34 часа – 1 раз в неделю)
№ п/п | Тема урока | Планируемые результаты | |||||
Предметные | Дата план | Дата факт | |||||
Тема 1. Наука о растениях – ботаника (4ч) | |||||||
1 | Царство Растений. Внешнее строение и общая характеристика растений. | Внешнее строение, органы растения. Вегетативные и генеративные органы. Семенные и споровые растения. | 04.09-08.09 | ||||
2 | Многообразие жизненных форм растений | Представление о жизненных формах растений, примеры. Характеристика отличительных свойств наиболее крупных категорий жизненных форм растений: деревьев, кустарников, кустарничков, полукустарников, трав | 11.09-15.09 | ||||
3 | Клеточное строение растений. | Клетка как основная структурная единица растения. Строение растительной клетки: клеточная стенка, ядро, цитоплазма, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки. Деление клетки. Клетка как живая система. Особенности растительной клетки | 18.09-22.09 | ||||
4 | Ткани растений | Определять понятие «ткань». Характеризовать особенности строения и функции тканей растений. Устанавливать взаимосвязь строения и функций тканей. Объяснять значение тканей в жизни растения. | 25.09-29.09 | ||||
Тема 2. Органы растений (8ч) | |||||||
5 | Семя, его строение и значение «Строение семени фасоли» | Объяснять роль семян в природе. Характеризовать функции частей семени. Описывать стадии прорастания семян. Выявлять отличительные признаки семян двудольных и однодольных растений. Проводить наблюдения, фиксировать их результаты во время выполнения лабораторной работы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием | 02.10-06.10 | ||||
6 | Условия прорастания семян | Характеризовать роль воды и воздуха в прорастании семян. Объяснять значение запасных питательных веществ в прорастании семян. Объяснять зависимость прорастания семян от температурных условий. Прогнозировать сроки посева семян отдельных культур | 09.10-13.10 | ||||
7 | Корень, его строение и значение. Лабораторная работа № 2 «Строение корня проростка» | Различать и определять типы корневых систем на рисунках, гербарных экземплярах, натуральных объектах. Называть части корня. Устанавливать взаимосвязь строения и функций частей корня. Объяснять особенности роста корня. Проводить наблюдения за изменениями в верхушечной части корня в период роста. | 16.10-20.10 | ||||
8 | Побег, его строение и развитие. Лабораторная работа № 3 «Строение вегетативных и генеративных почек» | Называть части побега. Определять типы почек на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Характеризовать почку как зачаток нового побега. Объяснять назначение вегетативных и генеративных почек. Объяснять роль прищипки и пасынкования в растениеводстве. | 23.10-27.10 | ||||
9 | Лист, его строение и значение | Определять части листа на гербарных экземплярах, рисунках. Различать простые и сложные листья. Характеризовать внутреннее строение листа, его части. Устанавливать взаимосвязь строения и функций листа. Характеризовать видоизменения листьев растений | 07.11-10.11 | ||||
10 | Стебель, его строение и значение. Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы» | Описывать внешнее строение стебля, приводить примеры различных типов стеблей. Называть внутренние части стебля растений и их функции. Определять видоизменения надземных и подземных побегов на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. | 13.11-17.11 | ||||
11 | Цветок, его строение и значение | Определять и называть части цветка на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Называть функции частей цветка. Различать и называть типы соцветий на рисунках и натуральных объектах. Характеризовать значение соцветий. Объяснять взаимосвязь опыления и оплодотворения у цветковых растений. Характеризовать типы опыления у растений. | 20.11-24.11 | ||||
12 | Плод. Разнообразие и значение плодов | Объяснять процесс образования плода. Определять типы плодов и классифицировать их по рисункам, фотографиям, натуральным объектам. Описывать способы распространения плодов и семян на основе наблюдений. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли плодов и семян в природе и жизни человека. | 27.11-01.12 | ||||
Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (7 ч) | |||||||
13 | Минеральное питание растений | Объяснять роль корневых волосков в механизме почвенного питания. Обосновывать роль почвенного питания в жизни растений. Сравнивать и различать состав и значение органических и минеральных удобрений для растений. Устанавливать взаимосвязь почвенного питания растений и условий внешней среды. | 04.12-08.12 | ||||
14 | Воздушное питание растений — фотосинтез | Характеризовать условия, необходимые для воздушного питания растений. Объяснять роль зелёных листьев в фотосинтезе. Приводить примеры организмов — автотрофов и гетеротрофов, находить различия в их питании. Обосновывать космическую роль зелёных растений. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли фотосинтеза на нашей планете | 11.12-15.12 | ||||
15 | Дыхание и обмен веществ у растений | Характеризовать сущность процесса дыхания у растений. Устанавливать взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза, проводить их сравнение. | 18.12-22.12 | ||||
16 | Размножение и оплодотворение у растений | Характеризовать значение размножения живых организмов. Называть и описывать способы бесполого размножения, приводить примеры. Объяснять биологическую сущность полового размножения. Сравнивать бесполое и половое размножение растений, находить их различия | 09.01-12.01 | ||||
17 | Вегетативное размножение растений и его использование человеком . Лабораторная работа № 5 «Черенкование комнатных растений» | Называть характерные черты вегетативного размножения растений. Сравнивать различные способы и приёмы работы в процессе вегетативного размножения растений. | 15.01-19.01 | ||||
18 | Рост и развитие растений | Называть основные черты, характеризующие рост растения. Объяснять процессы развития растения, роль зародыша. Сравнивать процессы роста и развития. Устанавливать зависимость роста и развития растений от условий среды. | 22.01-26.01 | ||||
19 | Обобщение знаний по темам: «Наука о растениях – ботаника», «Органы растений», «Основные процессы жизнедеятельности растений». | Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. | 29.01-02.02 | ||||
Тема 4. Многообразие и развитие растительного мира (10 ч) | |||||||
20 | Систематика растений, её значение для ботаники | Приводить примеры названий различных растений. Систематизировать растения по группам. Объяснять значение систематики растений для ботаники. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о деятельности К. Линнея и роли его исследований в биологии | 05.02-09.02 | ||||
21 | Водоросли, их многообразие в природе. | Выделять и описывать существенные признаки водорослей. Характеризовать главные черты, лежащие в основе систематики водорослей. Распознавать водоросли на рисунках, гербарных материалах. Сравнивать водоросли с наземными растениями и находить общие признаки. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о значении водорослей в природе и жизни человека | 12.02-16.02 | ||||
22 | Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения моховидных растений». | Сравнивать представителей различных групп растений отдела, делать выводы. Называть существенные признаки мхов. Выделять признаки принадлежности моховидных к высшим споровым растениям. | 19.02-23.02 | ||||
23 | Плауны. Хвощи. Папоротники. | Сравнивать особенности строения и размножения мхов и плаунов. Обосновывать необходимость охраны исчезающих видов. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о разнообразии и роли высших споровых растений в природе | 26.02-02.03 | ||||
24 | Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение. | Выявлять общие черты строения и развития семенных растений. Осваивать приёмы работы с определителем растений. Сравнивать строение споры и семени. Характеризовать процессы размножения и развития голосеменных. Прогнозировать последствия нерациональной деятельности человека для жизни голосеменных. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о значении хвойных лесов России | 05.03-09.03 | ||||
25 | Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. | Выявлять черты усложнения организации покрытосеменных по сравнению с голосеменными. Сравнивать и находить признаки сходства и различия в строении и жизнедеятельности покрытосеменных и голосеменных. Применять приёмы работы с определителем растений. Устанавливать взаимосвязь приспособленности покрытосеменных к условиям среды. Выделять и сравнивать существенные признаки строения однодольных и двудольных растений. Объяснять причины использования покрытосеменных для выведения культурных форм. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта об охраняемых видах покрытосеменных растений | 12.03-16.03 | ||||
26 | Семейства класс Двудольные. | Выделять основные признаки класса Двудольные. Описывать отличительные признаки семейства Розоцветные. Распознавать представителей семейства на рисунках, гербарных материалах, натуральных объектах. Применять приёмы работы с определителем растений. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о роли растений класса Двудольные в природе и жизни человека | 19.03-23.03 | ||||
27 | Семейства класс Однодольные. | Выделять признаки класса Однодольные. Применять приёмы работы с определителем растений. Приводить примеры охраняемых видов. | 04.04-06.04 | ||||
28 | Историческое развитие растительного мира. | Объяснять сущность понятия об эволюции живого мира. Описывать основные этапы эволюции организмов на Земле. Выделять этапы развития растительного мира. Называть черты приспособленности растений к наземному образу жизни. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о редких и исчезающих видах растений | 09.04-13.04 | ||||
29 | Многообразие и происхождение культурных растений. Дары Старого и Нового Света | Называть основные признаки различия культурных и дикорастущих растений. Характеризовать роль человека в появлении многообразия культурных растений. Приводить примеры культурных растений своего региона. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о жизни и научной деятельности Н.И. Вавилова. Называть родину наиболее распространённых культурных растений, называть причины их широкого использования человеком. | 16.04-20.04 | ||||
Тема 5. Природные сообщества (5 ч) | |||||||
30 | Понятие о природном сообществе — биогеоценозе и экосистеме. | Объяснять сущность понятия «природное сообщество». Устанавливать взаимосвязь структурных звеньев природного сообщества. Оценивать роль круговорота веществ и потока энергии в экосистемах. Выявлять преобладающие типы природных сообществ родного края. Характеризовать влияние абиотических факторов на формирование природного сообщества. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о природных сообществах России | 23.04-27.04 | ||||
31 | Экскурсия «Весенние явления в жизни экосистемы». Заповедники Подмосковья. | Наблюдать природные явления, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Выполнять исследовательскую работу: находить изучаемые виды растений, определять количество ярусов в природном сообществе, называть жизненные формы растений, отмечать весенние явления в природе. Соблюдать правила поведения в природе | 30.04-04.05 | ||||
32 | Совместная жизнь организмов | Характеризовать условия обитания растений в разных ярусах природного сообщества. Называть причины появления разнообразия живых организмов в ходе эволюции | 07.05-11.05 | ||||
33 | Смена природных сообществ и её причины | Объяснять причины смены природных сообществ. Приводить примеры смены природных сообществ, вызванной внешними и внутренними причинами. Объяснять причины неустойчивости культурных сообществ — агроценозов. Аргументировать необходимость бережного отношения к природным сообществам. | 14.05-18.05 | ||||
34 | Обобщение знаний по курсу «Биология» | Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. | 21.05-25.05 | ||||
Итого: 34 часа Лабораторная работа – 6 Экскурсия – 1 |
Календарно – тематическое планирование.
6 «Б» класса
(34 часа – 1 раз в неделю)
№ п/п | Тема урока | Планируемые результаты | |||||
Предметные | Дата план | Дата факт | |||||
Тема 1. Наука о растениях – ботаника (4ч) | |||||||
1 | Царство Растений. Внешнее строение и общая характеристика растений. | Внешнее строение, органы растения. Вегетативные и генеративные органы. Семенные и споровые растения. | 04.09-08.09 | ||||
2 | Многообразие жизненных форм растений | Представление о жизненных формах растений, примеры. Характеристика отличительных свойств наиболее крупных категорий жизненных форм растений: деревьев, кустарников, кустарничков, полукустарников, трав | 11.09-15.09 | ||||
3 | Клеточное строение растений. | Клетка как основная структурная единица растения. Строение растительной клетки: клеточная стенка, ядро, цитоплазма, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки. Деление клетки. Клетка как живая система. Особенности растительной клетки | 18.09-22.09 | ||||
4 | Ткани растений | Определять понятие «ткань». Характеризовать особенности строения и функции тканей растений. Устанавливать взаимосвязь строения и функций тканей. Объяснять значение тканей в жизни растения. | 25.09-29.09 | ||||
Тема 2. Органы растений (8ч) | |||||||
5 | Семя, его строение и значение «Строение семени фасоли» | Объяснять роль семян в природе. Характеризовать функции частей семени. Описывать стадии прорастания семян. Выявлять отличительные признаки семян двудольных и однодольных растений. Проводить наблюдения, фиксировать их результаты во время выполнения лабораторной работы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием | 02.10-06.10 | ||||
6 | Условия прорастания семян | Характеризовать роль воды и воздуха в прорастании семян. Объяснять значение запасных питательных веществ в прорастании семян. Объяснять зависимость прорастания семян от температурных условий. Прогнозировать сроки посева семян отдельных культур | 09.10-13.10 | ||||
7 | Корень, его строение и значение. Лабораторная работа № 2 «Строение корня проростка» | Различать и определять типы корневых систем на рисунках, гербарных экземплярах, натуральных объектах. Называть части корня. Устанавливать взаимосвязь строения и функций частей корня. Объяснять особенности роста корня. Проводить наблюдения за изменениями в верхушечной части корня в период роста. | 16.10-20.10 | ||||
8 | Побег, его строение и развитие. Лабораторная работа № 3 «Строение вегетативных и генеративных почек» | Называть части побега. Определять типы почек на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Характеризовать почку как зачаток нового побега. Объяснять назначение вегетативных и генеративных почек. Объяснять роль прищипки и пасынкования в растениеводстве. | 23.10-27.10 | ||||
9 | Лист, его строение и значение | Определять части листа на гербарных экземплярах, рисунках. Различать простые и сложные листья. Характеризовать внутреннее строение листа, его части. Устанавливать взаимосвязь строения и функций листа. Характеризовать видоизменения листьев растений | 07.11-10.11 | ||||
10 | Стебель, его строение и значение. Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы» | Описывать внешнее строение стебля, приводить примеры различных типов стеблей. Называть внутренние части стебля растений и их функции. Определять видоизменения надземных и подземных побегов на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. | 13.11-17.11 | ||||
11 | Цветок, его строение и значение | Определять и называть части цветка на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Называть функции частей цветка. Различать и называть типы соцветий на рисунках и натуральных объектах. Характеризовать значение соцветий. Объяснять взаимосвязь опыления и оплодотворения у цветковых растений. Характеризовать типы опыления у растений. | 20.11-24.11 | ||||
12 | Плод. Разнообразие и значение плодов | Объяснять процесс образования плода. Определять типы плодов и классифицировать их по рисункам, фотографиям, натуральным объектам. Описывать способы распространения плодов и семян на основе наблюдений. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли плодов и семян в природе и жизни человека. | 27.11-01.12 | ||||
Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (7 ч) | |||||||
13 | Минеральное питание растений | Объяснять роль корневых волосков в механизме почвенного питания. Обосновывать роль почвенного питания в жизни растений. Сравнивать и различать состав и значение органических и минеральных удобрений для растений. Устанавливать взаимосвязь почвенного питания растений и условий внешней среды. | 04.12-08.12 | ||||
14 | Воздушное питание растений — фотосинтез | Характеризовать условия, необходимые для воздушного питания растений. Объяснять роль зелёных листьев в фотосинтезе. Приводить примеры организмов — автотрофов и гетеротрофов, находить различия в их питании. Обосновывать космическую роль зелёных растений. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли фотосинтеза на нашей планете | 11.12-15.12 | ||||
15 | Дыхание и обмен веществ у растений | Характеризовать сущность процесса дыхания у растений. Устанавливать взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза, проводить их сравнение. | 18.12-22.12 | ||||
16 | Размножение и оплодотворение у растений | Характеризовать значение размножения живых организмов. Называть и описывать способы бесполого размножения, приводить примеры. Объяснять биологическую сущность полового размножения. Сравнивать бесполое и половое размножение растений, находить их различия | 09.01-12.01 | ||||
17 | Вегетативное размножение растений и его использование человеком . Лабораторная работа № 5 «Черенкование комнатных растений» | Называть характерные черты вегетативного размножения растений. Сравнивать различные способы и приёмы работы в процессе вегетативного размножения растений. | 15.01-19.01 | ||||
18 | Рост и развитие растений | Называть основные черты, характеризующие рост растения. Объяснять процессы развития растения, роль зародыша. Сравнивать процессы роста и развития. Устанавливать зависимость роста и развития растений от условий среды. | 22.01-26.01 | ||||
19 | Обобщение знаний по темам: «Наука о растениях – ботаника», «Органы растений», «Основные процессы жизнедеятельности растений». | Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. | 29.01-02.02 | ||||
Тема 4. Многообразие и развитие растительного мира (10 ч) | |||||||
20 | Систематика растений, её значение для ботаники | Приводить примеры названий различных растений. Систематизировать растения по группам. Объяснять значение систематики растений для ботаники. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о деятельности К. Линнея и роли его исследований в биологии | 05.02-09.02 | ||||
21 | Водоросли, их многообразие в природе. | Выделять и описывать существенные признаки водорослей. Характеризовать главные черты, лежащие в основе систематики водорослей. Распознавать водоросли на рисунках, гербарных материалах. Сравнивать водоросли с наземными растениями и находить общие признаки. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о значении водорослей в природе и жизни человека | 12.02-16.02 | ||||
22 | Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения моховидных растений». | Сравнивать представителей различных групп растений отдела, делать выводы. Называть существенные признаки мхов. Выделять признаки принадлежности моховидных к высшим споровым растениям. | 19.02-23.02 | ||||
23 | Плауны. Хвощи. Папоротники. | Сравнивать особенности строения и размножения мхов и плаунов. Обосновывать необходимость охраны исчезающих видов. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о разнообразии и роли высших споровых растений в природе | 26.02-02.03 | ||||
24 | Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение. | Выявлять общие черты строения и развития семенных растений. Осваивать приёмы работы с определителем растений. Сравнивать строение споры и семени. Характеризовать процессы размножения и развития голосеменных. Прогнозировать последствия нерациональной деятельности человека для жизни голосеменных. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о значении хвойных лесов России | 05.03-09.03 | ||||
25 | Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. | Выявлять черты усложнения организации покрытосеменных по сравнению с голосеменными. Сравнивать и находить признаки сходства и различия в строении и жизнедеятельности покрытосеменных и голосеменных. Применять приёмы работы с определителем растений. Устанавливать взаимосвязь приспособленности покрытосеменных к условиям среды. Выделять и сравнивать существенные признаки строения однодольных и двудольных растений. Объяснять причины использования покрытосеменных для выведения культурных форм. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта об охраняемых видах покрытосеменных растений | 12.03-16.03 | ||||
26 | Семейства класс Двудольные. | Выделять основные признаки класса Двудольные. Описывать отличительные признаки семейства Розоцветные. Распознавать представителей семейства на рисунках, гербарных материалах, натуральных объектах. Применять приёмы работы с определителем растений. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о роли растений класса Двудольные в природе и жизни человека | 19.03-23.03 | ||||
27 | Семейства класс Однодольные. | Выделять признаки класса Однодольные. Применять приёмы работы с определителем растений. Приводить примеры охраняемых видов. | 04.04-06.04 | ||||
28 | Историческое развитие растительного мира. | Объяснять сущность понятия об эволюции живого мира. Описывать основные этапы эволюции организмов на Земле. Выделять этапы развития растительного мира. Называть черты приспособленности растений к наземному образу жизни. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о редких и исчезающих видах растений | 09.04-13.04 | ||||
29 | Многообразие и происхождение культурных растений. Дары Старого и Нового Света | Называть основные признаки различия культурных и дикорастущих растений. Характеризовать роль человека в появлении многообразия культурных растений. Приводить примеры культурных растений своего региона. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о жизни и научной деятельности Н.И. Вавилова. Называть родину наиболее распространённых культурных растений, называть причины их широкого использования человеком. | 16.04-20.04 | ||||
Тема 5. Природные сообщества (5 ч) | |||||||
30 | Понятие о природном сообществе — биогеоценозе и экосистеме. | Объяснять сущность понятия «природное сообщество». Устанавливать взаимосвязь структурных звеньев природного сообщества. Оценивать роль круговорота веществ и потока энергии в экосистемах. Выявлять преобладающие типы природных сообществ родного края. Характеризовать влияние абиотических факторов на формирование природного сообщества. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о природных сообществах России | 23.04-27.04 | ||||
31 | Экскурсия «Весенние явления в жизни экосистемы». Заповедники Подмосковья. | Наблюдать природные явления, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Выполнять исследовательскую работу: находить изучаемые виды растений, определять количество ярусов в природном сообществе, называть жизненные формы растений, отмечать весенние явления в природе. Соблюдать правила поведения в природе | 30.04-04.05 | ||||
32 | Совместная жизнь организмов | Характеризовать условия обитания растений в разных ярусах природного сообщества. Называть причины появления разнообразия живых организмов в ходе эволюции | 07.05-11.05 | ||||
33 | Смена природных сообществ и её причины | Объяснять причины смены природных сообществ. Приводить примеры смены природных сообществ, вызванной внешними и внутренними причинами. Объяснять причины неустойчивости культурных сообществ — агроценозов. Аргументировать необходимость бережного отношения к природным сообществам. | 14.05-18.05 | ||||
34 | Обобщение знаний по курсу «Биология» | Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. | 21.05-25.05 | ||||
Итого: 34 часа Лабораторная работа – 6 Экскурсия – 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....
Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)
Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....
рабочие программы 2-4 класс ФГОС
Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...
Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы» и предназ...
Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС
Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...
Рабочая программа по биологии по ФГОС линия Сонина (концентрический курс)
Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...