Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Рабочая программа курса «Биология» для 5 класса составлена на основе авторской программы Пономаревой И.Н., Корниловой О.А., Кучменко В.С., Драгомилова А.Г., Суховой Т.С «Биология» и обеспечивается учебником «Биология» для 5 класса, авторы: Пономарева И.Н., О.А.Корнилова, И.В.Николаев, М: Изд-во «Вентана-Граф», 2013 г., имеющий гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации для образовательных учреждений».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_biologii_5_klass_fgos.doc | 292.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Константиновская средняя общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНО Протокол заседания ШМО от «____» 2017г. №1 руководитель ШМО _____________ _____________________ | СОГЛАСОВАНО «____» 2017 года Заместитель директора по УВР ___________________ Исаева Е.А. | УТВЕРЖДАЮ директор МАОУ Константиновской СОШ ____________Зуйкова О.А. Приказ от _______________ г. № _______ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
для обучающихся 5 класса
на 2017 - 2018 учебный год
Составитель:
Зайцева Людмила Станиславовна
учитель биологии
первой квалификационной категории
Программа разработана на основе авторской программы И.Н.Пономаревой, О.А.Корниловой, В.С.Кучменко, А.Г.Драгомилова, Т.С.Суховой для общеобразовательных школ к учебнику серии «Алгоритм успеха».
Учебник Биология.5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений (И.Н.Пономарева, И.В.Николаев, О.А.Корнилова М.:Вентана - Граф,2013 г.)
г.о. Домодедово, 2017
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса «Биология» для 5 класса составлена на основе авторской программы Пономаревой И.Н., Корниловой О.А., Кучменко В.С., Драгомилова А.Г., Суховой Т.С «Биология» и обеспечивается учебником «Биология» для 5 класса, авторы: Пономарева И.Н., О.А.Корнилова, И.В.Николаев, М: Изд-во «Вентана-Граф», 2013 г., имеющий гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации для образовательных учреждений».
На реализацию программы биологии в учебном плане школы предусмотрено в 5 классе 34 часа ( 1 час в неделю, 34 учебных недели ).
Программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, Фундаментальному ядру содержания общего образования. Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.
Изменения, внесенные в рабочую программу, их обоснование.
Сопоставление учебной программы с авторской показало, что в авторской программе неполно представлены разделы: глава 1, глава 2, глава 3, глава 4.
Разделы программы | Изменения, внесенные в рабочую программу |
Глава 1. Биология – наука о живом мире – 8 часов. | Глава 1. Биология – наука о живом мире – 9 часов. |
Глава 2. Многообразие живых организмов – 10 часов. | Глава 2. Многообразие живых организмов – 12 часов. |
Глава 3. Жизнь организмов на планете Земля – 7 часов. | Глава 3. Жизнь организмов на планете Земля – 7 часов. |
Глава 4. Человек на планете Земля – 7 часов. | Глава 4. Человек на планете Земля – 6 часов. |
Резервное время – 3 часа. | - |
Планируемые результаты освоения курса биологии.
Предметные результаты:
Ученик научится:
- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
- применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
- ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Ученик получит возможность научиться:
- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
- использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений;
- выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;
- выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
- осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
- составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными.
Содержание курса биологии.
Глава 1. Биология – наука о живом мире (9 ч)
Человек и природа. Живые организмы — важная часть природы. Зависимость жизни первобытных людей от природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные. Наука о живой природе — биология.
Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Организм — единица живой природы. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого.
Использование биологических методов для изучения любого живого объекта. Общие методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях.
Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы. Увеличительные приборы: лупы ручная и штативная, микроскоп. Р. Гук, А. ван Левенгук. Части микроскопа. Микропрепарат. Правила работы с микроскопом.
Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки и их назначение. Понятие о ткани. Ткани животных и растений. Их функции.
Химические вещества клетки. Неорганические вещества клетки, их значение для клетки и организма. Органические вещества клетки, их значение.
Основные процессы, присущие живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Размножение клетки путём деления. Передача наследственного материала дочерним клеткам. Взаимосвязанная работа частей клетки, обусловливающая её жизнедеятельность как целостной живой системы — биосистемы.
Великие учёные-естествоиспытатели: Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дарвин, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов.
Лабораторная работа № 1
«Изучение устройства увеличительных приборов»
Лабораторная работа № 2
«Знакомство с клетками растений».
Глава 2. Многообразие живых организмов (12 ч)
Классификация живых организмов. Раздел биологии — систематика. Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных. Вирусы — неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний. Вид как наименьшая единица классификации.
Бактерии — примитивные одноклеточные организмы. Строение бактерий. Размножение бактерий делением клетки надвое. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий. Понятие об автотрофах и гетеротрофах, прокариотах и эукариотах.
Роль бактерий в природе. Симбиоз клубеньковых бактерий с растениями. Фотосинтезирующие бактерии. Цианобактерии как поставщики кислорода в атмосферу. Бактерии, обладающие разными типами обмена веществ. Процесс брожения. Роль бактерий в природе и в жизни человека. Средства борьбы с болезнетворными бактериями.
Представление о флоре. Отличительное свойство растений. Хлорофилл. Значение фотосинтеза. Сравнение клеток растений и бактерий. Деление царства растений на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники. Строение растений. Корень и побег. Слоевище водорослей. Основные различия покрытосеменных и голосеменных растений. Роль цветковых растений в жизни человека.
Представление о фауне. Особенности животных. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и в жизни человека. Зависимость от окружающей среды.
Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и животных. Строение тела гриба. Грибница, образованная гифами. Питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники. Размножение спорами. Симбиоз гриба и растения — грибокорень (микориза).
Строение шляпочных грибов. Плесневые грибы, их использование в здравоохранении (антибиотик пенициллин). Одноклеточные грибы — дрожжи. Их использование в хлебопечении и пивоварении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу. Паразитические грибы. Роль грибов в природе и в жизни человека.
Общая характеристика лишайников. Внешнее и внутреннее строение, питание, размножение. Значение лишайников в природе и в жизни человека. Лишайники — показатели чистоты воздуха.
Животные и растения, вредные для человека. Живые организмы, полезные для человека. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и в жизни человека.
Лабораторная работа № 3
«Знакомство с внешним строением побегов растения»
Лабораторная работа № 4
«Наблюдение за передвижением животных»
Глава 3. Жизнь организмов на планете Земля (7 ч)
Многообразие условий обитания на планете. Среды жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов — обитателей этих сред жизни.
Условия, влияющие на жизнь организмов в природе, — экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов.
Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата у цветков, наличия соцветий у растений.
Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой. Пищевая цепь. Растения — производители органических веществ; животные — потребители органических веществ; грибы, бактерии — разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Понятие о природном сообществе. Примеры природных сообществ.
Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны.
Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды.
Условия жизни организмов в водной среде. Обитатели мелководий и средних глубин. Прикреплённые организмы. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к условиям обитания.
Глава 4. Человек на планете Земля (6 ч)
Когда и где появился человек. Предки Человека разумного. Родственник человека современного типа — неандерталец. Орудия труда Человека умелого. Образ жизни кроманьонца. Биологические особенности современного человека. Деятельность человека в природе в наши дни.
Изменение человеком окружающей среды. Необходимость знания законов развития живой природы. Мероприятия по охране природы.
Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современным человечеством заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ.
Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы. Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности отдельных видов. Расселение редких видов на новых территориях.
Экскурсия № 1
«Весенние явления в природе» или «Многообразие живого мира» (по выбору учителя).
Тематическое планирование.
№ п/п | Название раздела | Из них | ||
Уроков | Л/р | Экскурсий | ||
1. | Биология – наука о живом мире. | 9 | 2 | 0 |
2. | Многообразие живых организмов | 12 | 2 | 0 |
3. | Жизнь организмов на планете Земля | 7 | 0 | 0 |
4. | Человек на планете Земля | 6 | 0 | 1 |
ИТОГО | 34 | 4 | 1 |
Календарно – тематическое планирование.
5 «А» класса
(34 часа – 1 раз в неделю)
1 четверть – 9 часов
Лабораторная работа - 2
№ п/п | Тема урока | Планируемые результаты | ||
Предметные | Дата план | Дата факт | ||
Глава 1. Биология – наука о живом мире (9 ч) | ||||
1 | Наука о живой природе. | Выявлять взаимосвязь человека и других живых организмов, оценивать её значение. | 04.09-08.09 | |
2 | Свойства живого. | Характеризовать свойства живых организмов. Сравнивать проявление свойств живого и неживого. Анализировать стадии развития растительных и животных организмов, используя рисунок учебника. Характеризовать органы живого организма и их функции, используя рисунок учебника. | 11.09-15.09 | |
3 | Методы изучения природы. | Различать и характеризовать методы изучения живой природы. Осваивать способы оформления результатов исследования. | 18.09-22.09 | |
4 | Увеличительные приборы. Лабораторная работа № 1 по теме: «Изучение устройства увеличительных приборов». | Объяснять назначение увеличительных приборов. Различать ручную и штативную лупы, знать величину получаемого с их помощью увеличения. Изучать устройство микроскопа и соблюдать правила работы с микроскопом. Сравнивать увеличение лупы и микроскопа. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием | 25.09-29.09 | |
5 | Строение клетки. Лабораторная работа № 2 по теме: «Знакомство с клетками растений». | Выявлять части клетки на рисунках учебника, характеризовать их значение. Сравнивать животную и растительную клетки, находить черты их сходства и различия. Наблюдать части и органоиды клетки на готовых микропрепаратах под малым и большим увеличением микроскопа и описывать их. Обобщать и фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете биологии, обращения с лабораторным оборудованием | 02.10-06.10 | |
6 | Ткани. | Различать ткани животных и растений на рисунках учебника, характеризовать их строение, объяснять их функции. | 09.10-13.10 | |
7 | Химический состав клетки. | Различать неорганические и органические вещества клетки, минеральные соли, объяснять их значение для организма. Наблюдать демонстрацию опытов учителем, анализировать их результаты, делать выводы. | 16.10-20.10 | |
8 | Процессы жизнедеятельности клетки. | Оценивать значение питания, дыхания, размножения для жизнедеятельности клетки. Характеризовать биологическое значение понятия «обмен веществ». Объяснять сущность процесса деления клетки, анализировать его основные события. Устанавливать последовательность деления ядра и цитоплазмы клетки, используя рисунок учебника. Аргументировать вывод о том, что клетка — живая система (биосистема) | 23.10-27.10 |
2 четверть – 7 часов
Лабораторная работа - 1
№ п/п | Тема урока | Планируемые результаты | ||
Предметные | Дата план | Дата факт | ||
9 | Великие естествоиспытатели. Обобщение знаний по теме: «Биология – наука о живом мире». | Анализировать информацию учителя о выдающихся учёных-естествоиспытателях. Называть имена отечественных учёных, внёсших важный вклад в развитие биологии. Формулировать вывод о вкладе учёных в развитие наук о живой и неживой природе и его значении для человечества. Рисовать (моделировать) схему строения клетки. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов темы, аргументировать свою точку зрения. | 07.11-10.11 | |
Глава 2. Многообразие живых организмов (12 ч) | ||||
10 | Царства живой природы. | Объяснять сущность термина «классификация». Определять предмет науки систематики. Различать основные таксоны классификации — «царство» и «вид». Характеризовать вид как наименьшую единицу классификации. Устанавливать связь между царствами живой природы на схеме, приведённой в учебнике. Выделять отличительные особенности строения и жизнедеятельности вирусов. | 13.11-17.11 | |
11 | Бактерии: строение и жизнедеятельность. | Характеризовать особенности строения бактерий. Описывать разнообразные формы бактериальных клеток на рисунке учебника. Различать понятия «автотрофы», «гетеротрофы», «прокариоты», «эукариоты». Характеризовать процессы жизнедеятельности бактерии как прокариот. Сравнивать и оценивать роль бактерий-автотрофов и бактерий-гетеротрофов в природе. | 20.11-24.11 | |
12 | Значение бактерий в природе и для человека. | Характеризовать важную роль бактерий в природе. Устанавливать связь между растением и клубеньковыми бактериями на рисунке учебника, объяснять термин «симбиоз». Выявлять наличие фотосинтеза у цианобактерии, оценивать его значение для природы. Различать бактерии по их роли в природе и в жизни человека. Характеризовать полезную деятельность бактерий, их использование в народном хозяйстве. Сопоставлять вред и пользу, приносимые бактериями природе и человеку, делать выводы о значении бактерий. | 27.11-01.12 | |
13 | Растения. | Характеризовать главные признаки растений. Различать части цветкового растения на рисунке учебника, выдвигать предположения об их функциях. Сравнивать цветковые и голосеменные растения, характеризовать их сходство и различия. Выявлять на рисунке учебника различия между растениями разных систематических групп. | 04.12-08.12 | |
14 | Растения. Лабораторная работа № 3 по теме: «Знакомство с внешним строением побегов растения». | Различать и называть части побега цветкового растения. Определять расположение почек на побеге цветкового растения. Характеризовать особенности строения хвоинки, определять количество хвоинок на побеге. Устанавливать местоположение шишки. Сравнивать значение укороченных и удлинённых побегов у хвойных растений (на примере сосны). Фиксировать результаты наблюдений в тетради. Формулировать общий вывод о многообразии побегов у растений. Соблюдать правила работы в кабинете биологии и обращения с лабораторным оборудованием. | 11.12-15.12 | |
15 | Животные. | Распознавать одноклеточных и многоклеточных животных на рисунках учебника. Характеризовать простейших по рисункам учебника, описывать их различия, называть части их тела. Сравнивать строение тела амёбы с клеткой эукариот, делать выводы. Называть многоклеточных животных, изображённых на рисунке учебника. Различать беспозвоночных и позвоночных животных. Объяснять роль животных в природе и в жизни человека. Характеризовать факторы неживой природы, оказывающие влияние на жизнедеятельность животных. | 18.12-22.12 |
3 четверть – 11 часов
Лабораторная работа -1
№ п/п | Тема урока | Планируемые результаты | Дата план | Дата факт |
Предметные | ||||
16 | Животные. Лабораторная работа № 4 по теме: «Наблюдение за передвижением животных». | Готовить микропрепарат культуры инфузорий. Изучать живые организмы под микроскопом при малом увеличении. Наблюдать за движением животных, отмечать скорость и направление движения, сравнивать передвижение двух-трёх особей. Фиксировать результаты наблюдений в тетради. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. | 09.01-12.01 | |
17 | Грибы | Устанавливать сходство грибов с растениями и животными. Описывать внешнее строение тела гриба, называть его части. Определять место представителей царства Грибы среди эукариот. Называть знакомые виды грибов. Различать понятия «сапротроф», «паразит», «хищник», «симбионт», «грибокорень», пояснять их примерами. | 15.01-19.01 | |
18 | Многообразие и значение грибов. | Характеризовать строение шляпочных грибов. Подразделять шляпочные грибы на пластинчатые и трубчатые. Описывать строение плесневых грибов по рисунку учебника. Объяснять термины «антибиотик» и «пенициллин». Распознавать съедобные и ядовитые грибы на таблицах и рисунках учебника. Участвовать в совместном обсуждении правил сбора и использования грибов. Объяснять значение грибов для человека и для природы. | 22.01- 26.01 | |
19 | Лишайники. | Выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников — симбиоз двух организмов — гриба и водоросли. Различать типы лишайников на рисунке учебника. Анализировать изображение внутреннего строения лишайника. Выявлять преимущества симбиотического организма для выживания в неблагоприятных условиях среды. Характеризовать значение лишайников в природе и в жизни человека. | 29.01-02.02 | |
20 | Значение живых организмов в природе. | Определять значение животных и растений в природе и в жизни человека по рисункам учебника. Доказывать на примерах ценность биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе. Объяснять необходимость охраны редких видов и природы в целом. | 05.02-09.02 | |
21 | Обобщение знаний по теме: «Многообразие живых организмов». | Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала. | 12.02-16.02 | |
Глава 3. Жизнь организмов на планете Земля (7 ч.) | ||||
22 | Среды жизни планеты Земля. | Характеризовать особенности условий сред жизни на Земле. Характеризовать организмов-паразитов, изображённых на рисунке учебника. Приводить примеры обитателей организменной среды — паразитов и симбионтов, объяснять их воздействие на организм хозяина. | 19.02-23.02 | |
23 | Экологические факторы среды. | Различать понятия «экологический фактор», «фактор неживой природы», «фактор живой природы», «антропогенный фактор». Аргументировать деятельность человека в природе как антропогенный фактор. | 26.02-02.03 | |
24 | Приспособления организмов к жизни в природе. | Выявлять взаимосвязи между действием факторов среды и особенностями строения и жизнедеятельности организмов. Объяснять причины сезонных изменений у организмов, приводить примеры собственных наблюдений. Характеризовать приспособленность животных и растений к среде обитания по рисункам учебника. | 05.03-09.03 | |
25 | Природные сообщества. | Определять понятие «пищевая цепь». Анализировать элементы круговорота веществ на рисунке учебника. Объяснять роль различных организмов в круговороте веществ. Различать понятия «производители», «потребители», «разлагатели», «природное сообщество». Характеризовать разные природные сообщества. Объяснять роль живых организмов и круговорота веществ в природном сообществе. | 12.03-16.03 | |
26 | Природные зоны России. | Определять понятие «природная зона». Распознавать и характеризовать природные зоны России по карте, приведённой в учебнике. Различать и объяснять особенности животных разных природных зон. Объяснять роль Красной книги в охране природы, приводить примеры редких растений и животных, охраняемых государством. | 19.03-23.03 |
4 четверть – 9 часов
Экскурсия – 1
№ п/п | Тема урока | Планируемые результаты | ||
Предметные | Дата план | Дата факт | ||
27 | Жизнь организмов на разных материках. | Характеризовать и сравнивать расположение и размеры материков Земли по карте, приведённой в учебнике. Объяснять понятие «местный вид». Характеризовать особенности местных видов организмов, их приспособленность к среде обитания. Называть примеры флоры и фауны материков по рисункам учебника. Анализировать свои впечатления от встречи с представителями флоры и фауны разных материков в зоопарке, ботаническом саду, музее. Оценивать роль человека в сохранении местных видов на Земле. | 04.04-06.04 | |
28 | Жизнь организмов в морях и океанах. | Описывать разнообразие живого мира в морях и океанах по рисункам учебника. Выделять существенные признаки приспособленности организмов к среде обитания. Объяснять причины прикреплённого образа жизни мидий, водорослей и особого строения тела у рыб. Оценивать значение планктона для других живых организмов по рисунку учебника. Характеризовать условия обитания на больших глубинах океана. Аргументировать приспособленность глубоководных животных к среде своего обитания. Рисовать (моделировать) схему круговорота веществ в природе. Принимать участие в обсуждении проблемных вопросов. Строить схему круговорота веществ в природе с заданными в учебнике объектами живого мира. | 09.04-13.04 | |
Глава 4. Человек на планете Земля (6 ч.) | ||||
29 | Как появился человек на Земле. | Характеризовать внешний вид раннего предка человека, сравнивать его с обезьяной и современным человеком. Выделять особенности строения тела и жизнедеятельности неандертальцев. Описывать особенности строения тела и условия жизни кроманьонцев по рисунку учебника. Устанавливать связь между развитием головного мозга и поведением древних людей. Характеризовать существенные признаки современного человека. Объяснять роль речи и общения в формировании современного человека. Доказывать, что современный человек появился на Земле в результате длительного исторического развития. | 16.04-20.04 | |
30 | Как человек изменял природу. | Анализировать пути расселения человека по карте материков Земли. Приводить доказательства воздействия человека на природу. Выявлять причины сокращения лесов, объяснять ценность лесопосадок. Аргументировать необходимость охраны природы. Обосновывать значимость знания законов развития природы для охраны живого мира на Земле. | 23.04-27.04 | |
31 | Важность охраны живого мира планеты. | Называть животных, истреблённых человеком. Характеризовать состояние редких видов животных, занесённых в Красную книгу. Объяснять причины сокращения и истребления некоторых видов животных, приводить примеры. Объяснять значение Красной книги, заповедников. Характеризовать запрет на охоту как мероприятие по охране животных. | 30.04-04.05 | |
32 | Экскурсия № 1 по теме: «Многообразие живого мира». | Наблюдать и фиксировать природные явления, делать выводы. Систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира. Соблюдать правила поведения в природе. | 07.05-11.05 | |
33 | Сохраним богатство живого мира. | Аргументировать ценность биологического разнообразия для природы и человека. Оценивать роль деятельности человека в природе. Приводить примеры своей деятельности в природе и общения с живыми организмами. | 14.05-18.05 | |
34 | Обобщение знаний по теме: «Жизнь организмов на планете Земля». «Человек на планете Земля». | Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала темы. | 21.05-25.05 | |
Итого: 34 часа Лабораторная работа – 4 Экскурсия – 1 |
Календарно – тематическое планирование.
5 «Б» класса
(34 часа – 1 раз в неделю)
1 четверть – 9 часов
Лабораторная работа - 2
№ п/п | Тема урока | Планируемые результаты | ||
Предметные | Дата план | Дата факт | ||
Глава 1. Биология – наука о живом мире (9 ч) | ||||
1 | Наука о живой природе. | Выявлять взаимосвязь человека и других живых организмов, оценивать её значение. | 04.09-08.09 | |
2 | Свойства живого. | Характеризовать свойства живых организмов. Сравнивать проявление свойств живого и неживого. Анализировать стадии развития растительных и животных организмов, используя рисунок учебника. Характеризовать органы живого организма и их функции, используя рисунок учебника. | 11.09-15.09 | |
3 | Методы изучения природы. | Различать и характеризовать методы изучения живой природы. Осваивать способы оформления результатов исследования. | 18.09-22.09 | |
4 | Увеличительные приборы. Лабораторная работа № 1 по теме: «Изучение устройства увеличительных приборов». | Объяснять назначение увеличительных приборов. Различать ручную и штативную лупы, знать величину получаемого с их помощью увеличения. Изучать устройство микроскопа и соблюдать правила работы с микроскопом. Сравнивать увеличение лупы и микроскопа. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием | 25.09-29.09 | |
5 | Строение клетки. Лабораторная работа № 2 по теме: «Знакомство с клетками растений». | Выявлять части клетки на рисунках учебника, характеризовать их значение. Сравнивать животную и растительную клетки, находить черты их сходства и различия. Наблюдать части и органоиды клетки на готовых микропрепаратах под малым и большим увеличением микроскопа и описывать их. Обобщать и фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете биологии, обращения с лабораторным оборудованием | 02.10-06.10 | |
6 | Ткани. | Различать ткани животных и растений на рисунках учебника, характеризовать их строение, объяснять их функции. | 09.10-13.10 | |
7 | Химический состав клетки. | Различать неорганические и органические вещества клетки, минеральные соли, объяснять их значение для организма. Наблюдать демонстрацию опытов учителем, анализировать их результаты, делать выводы. | 16.10-20.10 | |
8 | Процессы жизнедеятельности клетки. | Оценивать значение питания, дыхания, размножения для жизнедеятельности клетки. Характеризовать биологическое значение понятия «обмен веществ». Объяснять сущность процесса деления клетки, анализировать его основные события. Устанавливать последовательность деления ядра и цитоплазмы клетки, используя рисунок учебника. Аргументировать вывод о том, что клетка — живая система (биосистема) | 23.10-27.10 |
2 четверть – 7 часов
Лабораторная работа - 1
№ п/п | Тема урока | Планируемые результаты | ||
Предметные | Дата план | Дата факт | ||
9 | Великие естествоиспытатели. Обобщение знаний по теме: «Биология – наука о живом мире». | Анализировать информацию учителя о выдающихся учёных-естествоиспытателях. Называть имена отечественных учёных, внёсших важный вклад в развитие биологии. Формулировать вывод о вкладе учёных в развитие наук о живой и неживой природе и его значении для человечества. Рисовать (моделировать) схему строения клетки. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов темы, аргументировать свою точку зрения. | 07.11-10.11 | |
Глава 2. Многообразие живых организмов (12 ч) | ||||
10 | Царства живой природы. | Объяснять сущность термина «классификация». Определять предмет науки систематики. Различать основные таксоны классификации — «царство» и «вид». Характеризовать вид как наименьшую единицу классификации. Устанавливать связь между царствами живой природы на схеме, приведённой в учебнике. Выделять отличительные особенности строения и жизнедеятельности вирусов. | 13.11-17.11 | |
11 | Бактерии: строение и жизнедеятельность. | Характеризовать особенности строения бактерий. Описывать разнообразные формы бактериальных клеток на рисунке учебника. Различать понятия «автотрофы», «гетеротрофы», «прокариоты», «эукариоты». Характеризовать процессы жизнедеятельности бактерии как прокариот. Сравнивать и оценивать роль бактерий-автотрофов и бактерий-гетеротрофов в природе. | 20.11-24.11 | |
12 | Значение бактерий в природе и для человека. | Характеризовать важную роль бактерий в природе. Устанавливать связь между растением и клубеньковыми бактериями на рисунке учебника, объяснять термин «симбиоз». Выявлять наличие фотосинтеза у цианобактерии, оценивать его значение для природы. Различать бактерии по их роли в природе и в жизни человека. Характеризовать полезную деятельность бактерий, их использование в народном хозяйстве. Сопоставлять вред и пользу, приносимые бактериями природе и человеку, делать выводы о значении бактерий. | 27.11-01.12 | |
13 | Растения. | Характеризовать главные признаки растений. Различать части цветкового растения на рисунке учебника, выдвигать предположения об их функциях. Сравнивать цветковые и голосеменные растения, характеризовать их сходство и различия. Выявлять на рисунке учебника различия между растениями разных систематических групп. | 04.12-08.12 | |
14 | Растения. Лабораторная работа № 3 по теме: «Знакомство с внешним строением побегов растения». | Различать и называть части побега цветкового растения. Определять расположение почек на побеге цветкового растения. Характеризовать особенности строения хвоинки, определять количество хвоинок на побеге. Устанавливать местоположение шишки. Сравнивать значение укороченных и удлинённых побегов у хвойных растений (на примере сосны). Фиксировать результаты наблюдений в тетради. Формулировать общий вывод о многообразии побегов у растений. Соблюдать правила работы в кабинете биологии и обращения с лабораторным оборудованием. | 11.12-15.12 | |
15 | Животные. | Распознавать одноклеточных и многоклеточных животных на рисунках учебника. Характеризовать простейших по рисункам учебника, описывать их различия, называть части их тела. Сравнивать строение тела амёбы с клеткой эукариот, делать выводы. Называть многоклеточных животных, изображённых на рисунке учебника. Различать беспозвоночных и позвоночных животных. Объяснять роль животных в природе и в жизни человека. Характеризовать факторы неживой природы, оказывающие влияние на жизнедеятельность животных. | 18.12-22.12 |
3 четверть – 11 часов
Лабораторная работа -1
№ п/п | Тема урока | Планируемые результаты | Дата план | Дата факт |
Предметные | ||||
16 | Животные. Лабораторная работа № 4 по теме: «Наблюдение за передвижением животных». | Готовить микропрепарат культуры инфузорий. Изучать живые организмы под микроскопом при малом увеличении. Наблюдать за движением животных, отмечать скорость и направление движения, сравнивать передвижение двух-трёх особей. Фиксировать результаты наблюдений в тетради. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. | 09.01-12.01 | |
17 | Грибы | Устанавливать сходство грибов с растениями и животными. Описывать внешнее строение тела гриба, называть его части. Определять место представителей царства Грибы среди эукариот. Называть знакомые виды грибов. Различать понятия «сапротроф», «паразит», «хищник», «симбионт», «грибокорень», пояснять их примерами. | 15.01-19.01 | |
18 | Многообразие и значение грибов. | Характеризовать строение шляпочных грибов. Подразделять шляпочные грибы на пластинчатые и трубчатые. Описывать строение плесневых грибов по рисунку учебника. Объяснять термины «антибиотик» и «пенициллин». Распознавать съедобные и ядовитые грибы на таблицах и рисунках учебника. Участвовать в совместном обсуждении правил сбора и использования грибов. Объяснять значение грибов для человека и для природы. | 22.01- 26.01 | |
19 | Лишайники. | Выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников — симбиоз двух организмов — гриба и водоросли. Различать типы лишайников на рисунке учебника. Анализировать изображение внутреннего строения лишайника. Выявлять преимущества симбиотического организма для выживания в неблагоприятных условиях среды. Характеризовать значение лишайников в природе и в жизни человека. | 29.01-02.02 | |
20 | Значение живых организмов в природе. | Определять значение животных и растений в природе и в жизни человека по рисункам учебника. Доказывать на примерах ценность биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе. Объяснять необходимость охраны редких видов и природы в целом. | 05.02-09.02 | |
21 | Обобщение знаний по теме: «Многообразие живых организмов». | Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала. | 12.02-16.02 | |
Глава 3. Жизнь организмов на планете Земля (7 ч.) | ||||
22 | Среды жизни планеты Земля. | Характеризовать особенности условий сред жизни на Земле. Характеризовать организмов-паразитов, изображённых на рисунке учебника. Приводить примеры обитателей организменной среды — паразитов и симбионтов, объяснять их воздействие на организм хозяина. | 19.02-23.02 | |
23 | Экологические факторы среды. | Различать понятия «экологический фактор», «фактор неживой природы», «фактор живой природы», «антропогенный фактор». Аргументировать деятельность человека в природе как антропогенный фактор. | 26.02-02.03 | |
24 | Приспособления организмов к жизни в природе. | Выявлять взаимосвязи между действием факторов среды и особенностями строения и жизнедеятельности организмов. Объяснять причины сезонных изменений у организмов, приводить примеры собственных наблюдений. Характеризовать приспособленность животных и растений к среде обитания по рисункам учебника. | 05.03-09.03 | |
25 | Природные сообщества. | Определять понятие «пищевая цепь». Анализировать элементы круговорота веществ на рисунке учебника. Объяснять роль различных организмов в круговороте веществ. Различать понятия «производители», «потребители», «разлагатели», «природное сообщество». Характеризовать разные природные сообщества. Объяснять роль живых организмов и круговорота веществ в природном сообществе. | 12.03-16.03 | |
26 | Природные зоны России. | Определять понятие «природная зона». Распознавать и характеризовать природные зоны России по карте, приведённой в учебнике. Различать и объяснять особенности животных разных природных зон. Объяснять роль Красной книги в охране природы, приводить примеры редких растений и животных, охраняемых государством. | 19.03-23.03 |
4 четверть – 9 часов
Экскурсия – 1
№ п/п | Тема урока | Планируемые результаты | ||
Предметные | Дата план | Дата факт | ||
27 | Жизнь организмов на разных материках. | Характеризовать и сравнивать расположение и размеры материков Земли по карте, приведённой в учебнике. Объяснять понятие «местный вид». Характеризовать особенности местных видов организмов, их приспособленность к среде обитания. Называть примеры флоры и фауны материков по рисункам учебника. Анализировать свои впечатления от встречи с представителями флоры и фауны разных материков в зоопарке, ботаническом саду, музее. Оценивать роль человека в сохранении местных видов на Земле. | 04.04-06.04 | |
28 | Жизнь организмов в морях и океанах. | Описывать разнообразие живого мира в морях и океанах по рисункам учебника. Выделять существенные признаки приспособленности организмов к среде обитания. Объяснять причины прикреплённого образа жизни мидий, водорослей и особого строения тела у рыб. Оценивать значение планктона для других живых организмов по рисунку учебника. Характеризовать условия обитания на больших глубинах океана. Аргументировать приспособленность глубоководных животных к среде своего обитания. Рисовать (моделировать) схему круговорота веществ в природе. Принимать участие в обсуждении проблемных вопросов. Строить схему круговорота веществ в природе с заданными в учебнике объектами живого мира. | 09.04-13.04 | |
Глава 4. Человек на планете Земля (6 ч.) | ||||
29 | Как появился человек на Земле. | Характеризовать внешний вид раннего предка человека, сравнивать его с обезьяной и современным человеком. Выделять особенности строения тела и жизнедеятельности неандертальцев. Описывать особенности строения тела и условия жизни кроманьонцев по рисунку учебника. Устанавливать связь между развитием головного мозга и поведением древних людей. Характеризовать существенные признаки современного человека. Объяснять роль речи и общения в формировании современного человека. Доказывать, что современный человек появился на Земле в результате длительного исторического развития. | 16.04-20.04 | |
30 | Как человек изменял природу. | Анализировать пути расселения человека по карте материков Земли. Приводить доказательства воздействия человека на природу. Выявлять причины сокращения лесов, объяснять ценность лесопосадок. Аргументировать необходимость охраны природы. Обосновывать значимость знания законов развития природы для охраны живого мира на Земле. | 23.04-27.04 | |
31 | Важность охраны живого мира планеты. | Называть животных, истреблённых человеком. Характеризовать состояние редких видов животных, занесённых в Красную книгу. Объяснять причины сокращения и истребления некоторых видов животных, приводить примеры. Объяснять значение Красной книги, заповедников. Характеризовать запрет на охоту как мероприятие по охране животных. | 30.04-04.05 | |
32 | Экскурсия № 1 по теме: «Многообразие живого мира». | Наблюдать и фиксировать природные явления, делать выводы. Систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира. Соблюдать правила поведения в природе. | 07.05-11.05 | |
33 | Сохраним богатство живого мира. | Аргументировать ценность биологического разнообразия для природы и человека. Оценивать роль деятельности человека в природе. Приводить примеры своей деятельности в природе и общения с живыми организмами. | 14.05-18.05 | |
34 | Обобщение знаний по теме: «Жизнь организмов на планете Земля». «Человек на планете Земля». | Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала темы. | 21.05-25.05 | |
Итого: 34 часа Лабораторная работа – 4 Экскурсия – 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....
Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)
Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....
рабочие программы 2-4 класс ФГОС
Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...
Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы» и предназ...
Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС
Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...
Рабочая программа по биологии по ФГОС линия Сонина (концентрический курс)
Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...