Пояснительная записка к методическому семинару
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии на тему
Пояснительная записка к методическому семинару "Организация работы по подготовке к ЕГЭ и ОГЕ по биологии"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к методическому семинару
«Организация работы по подготовке к ЕГЭ по биологии»
Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии
С каждым годом эта форма выпускного экзамена приобретает всё большее доверие школьников. Мои учащиеся сдают единый государственный экзамен (ЕГЭ) по биологии с 2013 года. Вначале испытывали трудности: с чего начинать? Как готовить и готовиться к экзамену? В настоящее время по подготовке к ЕГЭ накоплен определённый опыт работы, который может быть полезен учителям биологии, начинающим эту работу впервые. Очень хорошо, если в 11-м классе будет выделен 1 ч групповых занятий для подготовки к ЕГЭ.
Для того, чтобы подготовиться и успешно сдать этот экзамен, необходимо представлять уровень требований, возможную его структуру и особенности тестовых заданий.
Подготовка к ЕГЭ – это каждодневная кропотливая, хорошо продуманная система работы учителя на уроках и во внеурочное время. Перед учителем стоит вопрос: с чего начинать и когда начинать подготовку к ЕГЭ? Считаю, что этим нужно заниматься постоянно, из урока в урок, с самых первых уроков биологии в 6 классе. Ведь, за один год подготовки высоких результатов добиться невозможно.
Но, в 2017 году произошли значительные изменения в проведении ЕГЭ по биологии.
Давно муссируются слухи, что «значимым для выпускников 11 классов нововведением станет отказ от ТЕСТОВОЙ формы заданий итогового экзамена по трем дисциплинам: физики, химии, биологии. Такое основательное изменение формата экзаменов связано с попыткой уменьшить возможность интуитивного угадывания правильного ответа». (http://2017.wiki/ege-po-biologii-2017/).
Да-да, очень абсурдные слухи, что тестовая часть якобы будет удалена.
Плох ли был ЕГЭ в прежней форме?
Слухи подкреплялись тем, что еще с самого зарождения ЕГЭ, как формы аттестации учащихся, позволяющей по результатам сдачи ЕГЭ быть зачисленными в ВУЗ, эту форму экзамена критиковали за то, что она, якобы, не сможет обеспечить нормальное получение знаний, приводя лишь к «натаскиванию» на зазубривание, а не понимание материала.
Но так могли думать лишь те, кто сам никогда не преподавал в школе или в ВУЗе. Экзамен в форме ЕГЭ с самого начала включал кроме тестовых частей (назывались А и В), необходимых для проверки знаний учащимися огромной терминологической базы, еще и часть С с развернутыми ответами (оцениваемую в три раза дороже, чем часть А).
Поэтому, как бы много места не занимали тесты части А в экзаменационной работе, баллов, полученных за счет простого угадывания правильного ответа (а шанс угадать довольно большой — 25%), всё равно не хватало даже для прохождения барьера на тройку.
Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) развеивает все слухи
26 августа 2016 года ФИПИ на своем официальном сайте опубликовал проекты документов, регламентирующих структуру и содержание контрольных измерительных материалов ЕГЭ 2017 года.
Смотрим Кодификатор. В нем нет никаких изменений. Чтобы хорошо подготовиться к экзамену, надо, как и прежде, изучать биологию комплексно по следующим 7-ми блокам:
Первый блок «Биология как наука. Методы научного познания» контролирует материал о достижениях биологии, методах исследования, об основных уровнях организации живой природы.
Второй блок «Клетка как биологическая система» содержит задания, проверяющие: знания о строении, жизнедеятельности и многообразии клеток; умения устанавливать взаимосвязь строения и функций органоидов клетки, распознавать и сравнивать клетки разных организмов, процессы, протекающие в них.
Третий блок «Организм как биологическая система» контролирует усвоение знаний о закономерностях наследственности и изменчивости, об онтогенезе и воспроизведении организмов, о селекции организмов
и биотехнологии, а также выявляет уровень овладения умениями применять биологические знания при решении задач по генетике.
В четвёртом блоке «Система и многообразие органического мира» проверяются: знания о многообразии, строении, жизнедеятельности и размножении организмов различных царств живой природы и вирусах;
умения сравнивать организмы, характеризовать и определять их принадлежность к определённому систематическому таксону.
Пятый блок «Организм человека и его здоровье» направлен на определение уровня освоения системы знаний о строении и жизнедеятельности организма человека.
В шестой блок «Эволюция живой природы» включены задания, направленные на контроль: знаний о виде, движущих силах, направлениях и результатах эволюции органического мира; умений объяснять основные ароморфозы в эволюции растительного и животного мира, устанавливать взаимосвязь движущих сил и результатов эволюции.
Седьмой блок «Экосистемы и присущие им закономерности» содержит задания, направленные на проверку: знаний об экологических закономерностях, о круговороте веществ в биосфере; умений устанавливать взаимосвязи организмов в экосистемах, выявлять причины устойчивости,
саморазвития и смены экосистем.
Но, изменения в КИМ 2017 года по сравнению с КИМ 2016 года действительно есть. Эти изменения в основном касаются оптимизации самой структуры экзаменационной работы:
1. Исключены задания в виде одной цифры, соответствующей номеру правильного ответа.
2. Сокращено общее количество заданий с 40 до 28.
3. Уменьшен максимальный первичный балл с 61 до 59.
4. Увеличена продолжительность экзаменационной работы с 180 до 210 минут.
5. В часть 1 включены новые типы заданий, которые существенно различаются по видам учебных действий: заполнение пропущенных элементов схемы или таблицы, нахождение правильно указанных обозначений в рисунке, анализ и синтез информации, в том числе представленной в форме графиков, диаграмм и таблиц со статистическими данными.
Новая структура КИМ ЕГЭ в 2017 году
Таким образом, каждый вариант КИМ экзаменационной работы теперь содержит всего 28 заданий и состоит из 2 частей, различающихся по форме и уровню сложности.
Часть 1 содержит 21 задание:
Больше всего заданий (7 заданий), как и прежде, с выбором из готовых ответов. Это то, что ранее входило в часть А. Только теперь учащимся предлагается выбрать не 1 верный ответ из 4-х предложенных, а 2-3 ответа из 5-7 предложенных.
Вот, собственно, в этом и «таится» весь «сыр бор» по поводу слухов о ликвидации из экзаменов тестовой части. Сокращена и изменена, как видим, лишь бывшая часть А. Тестовых же заданий, относящихся ранее к части В, стало даже больше:
6 заданий — на установление соответствия;
3 задания – на установление последовательности биологических процессов, явлений, объектов, систематических таксонов;
2 задания – на решение биологических задач по цитологии и генетике;
1 задание – на дополнение недостающей информации в схеме;
1 задание – на дополнение недостающей информации в таблице;
1 задание – на анализ информации, представленной в графической или табличной форме ((эти три последних типа заданий — совсем новые для ЕГЭ, поэтому на способы ответа на них учащимся и репетиторам по биологии следует обратить особое внимание).
К заполнению бланков ответов экзаменационной работы части 1 следует подходить очень и очень скрупулезно (не оставлять пропущенными ячейки), так как эта тестовая часть работы, как и прежде, оценивается «безжалостным» компьютером.
Часть 2 содержит 7 заданий с развёрнутым ответом.
В этих заданиях, как и прежде, ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развёрнутой форме. Задания этой части работы по-сути нацелены на выявление биологических талантов — выпускников, имеющих очень высокий уровень биологической подготовки.
В таблице ниже показано, как распределены задания из различных блоков Кодификатора в экзаменационной работе в Части 1 и Части 2.
Как видим, все разделы биологии в Части 1 и в Части 2 любого варианта экзаменационной работы должны быть распределены одинаково. То есть, не должно быть никаких «перекосов» в плане того, что в каком-то варианте было бы , например, много ботаники, а в другом много биологии человека.
В таблице ниже показано, какое максимальное количество первичных баллов можно получить теперь за первую и вторую части экзаменационной работы.
Мы видим, как и прежде, учащиеся имеют возможность получить большую долю в оценке (66%) именно за тестовую часть работы (это к ответу на вопрос, что мол с 2017 года тесты будут отменены).
Выводы:
Сама стратегия в подготовке с сдаче ЕГЭ по биологии в 2017 году должна оставаться прежней. Учить биологию по различным школьным учебникам и справочным материалам необходимо в рамках всё тех же основных 7-ми разделов Кодификатора.
Поскольку, тестовая часть экзаменационной работы претерпела существенные изменения, то теперь же, «не откладывая в долгий ящик», следует очень внимательно изучить Демоверсию КИМ ЕГЭ 2017 года. Обратить особое внимание на правильность заполнения бланков ответов заданий, представленных в новой форме.
В целом, могу констатировать, что сдать экзамен по биологии в 2017 году будет существенно сложнее, чем раньше (отпала возможность получить совершенно «халявные» баллы за простое угадывание). Сложнее будет достичь как минимального порога, так и получить максимальное количество баллов. Но, главное, чтобы сами варианты экзаменационных работ по сложности не сильно отличались друг от друга, чтобы все абитуриенты были поставлены примерно в равные условия.
А вот с начала 9-ого (т.к. экзамен в новой форме по структуре близок к ЕГЭ) и 11-ого классов необходимо переходить к детальному повторению.
Варианты заданий ЕГЭ по биологии прошлых лет предполагают знания у выпускников базового и повышенного уровня, требуемого для подготовки абитуриентов, предусмотренных современным образовательным стандартом и программами по биологии, рекомендованными Министерством образования РФ.
Аттестационная работа требует от выпускников умения отождествлять биологические объекты и явления, знать основные понятия и термины, формулировки основополагающих теорий биологии, проводить анализ и сравнение процессов и явлений, и, самое главное, применять полученные знания, чётко и ясно формулировать свои выводы и ответы.
Перед учителем стоит вопрос: с чего начинать и когда начинать подготовку к ЕГЭ? С самых первых уроков биологии в 6 классе. В структуру урока необходимо вводить тестовый материал аналогичного содержания, который поможет сформировать у учащихся вышеперечисленные умения. Подготовкой к ЕГЭ нужно заниматься постоянно, из урока в урок. За один год подготовки высоких результатов добиться невозможно. С начала 11 класса необходимо переходить к детальному повторению.
Учитель должен хорошо знать спецификацию экзаменационной работы. Спецификация включает в себя назначение и структуру экзаменационной работы, распределение заданий экзаменационной работы по частям, тематическим разделам (блокам), видам деятельности и уровню сложности, систему оценивания отдельных заданий и работы в целом, условия проведения и проверки результатов экзамена. На основе спецификации формируется общий план экзаменационной работы, который является основой содержания контрольно – измерительных материалов (КИМов).
Необходимо изучить кодификатор элементов содержания, в котором представлены вопросы, которые выносятся на проверку основного учебного содержания. Следует учитывать изменения в кодификаторах, которые будут внесены в текущем учебном году.
Так, в содержании экзаменационных работ 2016 года были введены вопросы повышенного, профильного уровня. Поэтому для подготовки к экзамену следовало в первую очередь уделить внимание вопросам практического применения знаний. Например, блок №3 “Организм и окружающая среда” дополнен вопросами:
- Меры профилактики распространения вирусных заболеваний.
- Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий на организм.
- Наследственные болезни человека, их профилактика.
- Селекция, её задачи и практическое значение и др.
Далее составляется примерный тематический план повторения учебного материала. Очень хорошо, если в 11 классе будет выделен 1 час групповых занятий для подготовки к ЕГЭ. Повторение материала следует проводить тщательно. Его можно давать и блочно-модульно, и детально.
При этом необходимо использовать дифференцированный подход к обучению. Обобщающее повторение рекомендуется проводить с учетом возможностей и способностей каждого учащегося. Вовремя устранить возникающие пробелы в знаниях и определить объём поможет мониторинг результатов обученности по основным темам курса.
На уроках биологии в наиболее тщательной отработке нуждаются знания и умения базового уровня. Важно добиться, чтобы задания для контроля результатов их усвоения выполнялись всеми учащимися. С этой целью при организации учебного процесса в курсе общей биологии старшей школы особое внимание должно быть уделено повторению и закреплению наиболее значительных и наиболее слабо усваиваемых школьниками знаний из основной школы о классификации органического мира, его историческом развитии, особенностях строения и жизнедеятельности организмов разных царств живой природы, а также вопросов экологии, онтогенеза, селекции, изучаемых на заключительном этапе биологического образования.
Необходимо обращать внимание на практическую направленность курса. Все таблицы, рисунки, схемы, должны быть рассмотрены и изучены. КИМы интенсивно давать следует к концу учебного года, а вначале нарабатывать теоретический материал, приводить знания в систему.
Практика показала, что блок №4 “Многообразие организмов” требует совершенствования методики подготовки. Учащиеся испытывают трудности в систематике растений и животных, характеристике типов и классов. По курсу “Человек” допускаются ошибки в темах “Кровообращение”, “Органы чувств”, “Высшая нервная деятельность”.
Слабо отвечают на вопросы практической направленности, не могут работать по рисункам. Необходимо обратить внимание на решение задач по генетике, молекулярной биологии, эволюции, экологии.
В начале 11 класса следует заранее выявить, кто из учащихся уверенно выбирает ЕГЭ для аттестации, и предложить им план систематической самостоятельной подготовки к экзамену. Начинать следует с анализа структуры экзаменационной работы и выделения тех тем, которые в неё включены. Затем необходимо подобрать учебные материалы, которые позволят учащемуся последовательно повторить сначала весь курс общей биологии и только затем перейти к повторению разделов из биологии растений, животных и человека, т.к. в экзаменационной работе они рассматриваются с общебиологической точки зрения. Не следует начинать подготовку к экзамену с вариантов экзаменационных работ, ибо в них материал распределён в соответствии с целями экзамена, т.е. вразнобой, а не в соответствии со структурой и программой курса школьной биологии. Именно поэтому следует придерживаться обычного оглавления действующих учебников и учебных пособий.
В общем виде план изучения материала соответствует следующему содержанию:
- Предмет и методы биологии.
- Уровни организации живых систем.
- Свойства биологических систем.
- Клеточная теория. Клетка как биологическая система.
- Вирусы – неклеточные формы.
- Организм как биологическая система.
Разнообразие организмов. Растения, животные, грибы, бактерии. - Организм человека.
- Размножение и индивидуальное развитие организмов.
- Закономерности наследственности и изменчивости.
- Селекция.
- Основные систематические категории.
- Надорганизменные системы.
- Эволюция органического мира.
- Антропогенез.
- Биология растений.
- Биология животных.
- Биология человека.
- Выполнение тренировочных экзаменационных работ.
Желательно использовать текущий контроль в форме мини-контрольных работ в тестовой форме, проверяющих как знание так текущего материала, так и пройденного ранее.
Рекомендую использовать при подготовке учащихся к ЕГЭ новые формы работы с дидактическими материалами: тренинги, репетиционные экзамены, деловые игры “Сдаём ЕГЭ” и другие, что активизирует их познавательную деятельность.
При подготовке учащихся к экзамену стоит попытаться сделать их соучастниками работы, для чего можно порекомендовать следующий план самостоятельной подготовки к ЕГЭ:
- Познакомьтесь со структурой экзаменационной работы прошлых лет.
- Проанализируйте материал, который в них входит, и наметьте последовательность его изучения.
- Подумайте над тем, как можно наиболее экономно сгруппировать учебный материал для более эффективного его изучения.
- Выберите не более трёх учебных пособий, по которым вы будете заниматься.
- Определите наиболее простые и наиболее сложные разделы курса.
- Работайте с курсом последовательно, обращая внимание на наиболее трудные разделы.
- Работая с текстом, обязательно задумывайтесь над тем, о чём говорится в тексте.
- Составьте самостоятельно вопросы к отдельным фрагментам текста.
- Выбирая материал для тренировки, сравните его с образцами экзаменационных работ. Важно, чтобы эти работы расширяли содержание и позволяли глубже понять необходимый материал.
- Сначала работайте с заданиями, позволяющими последовательно изучить курс, и только затем переходите к тренировочным тестам ЕГЭ.
- Желательно проработать 10-15 вариантов экзаменационных работ прошлых лет.
Не следует забывать об информационной поддержке учащихся. На стенде “Как готовиться к ЕГЭ” в кабинете биологии желательно размещать задания с развернутым ответом и их оценку с комментариями, тексты тестов ЕГЭ по биологии с ответами, список пособий, которыми учащиеся могут воспользоваться при подготовке к ЕГЭ, кодификатор заданий ЕГЭ по биологии и перечень проверяемых заданиями ЕГЭ умений, а также знакомить учащихся с элементами спецификации контрольно-измерительных материалов. На стенде размещаются образцы бланков ЕГЭ, проводятся консультации по их заполнению.
Полезно приучать выпускников к внимательному чтению и неукоснительному выполнению инструкций, использующихся в материалах ЕГЭ, к четкому разборчивому письму.
Это поможет избежать ошибок в ходе выполнения работы.
На уровне районных методических объединений работу по подготовке к ЕГЭ можно организовать следующим образом:
- Тренировочные, диагностические, контрольные работы по текстам методического кабинета (январь, март).
- По анализам контрольных работ в школы направляются методические рекомендации.
- Работа консультативных пунктов (ноябрь – май). Каждое ОУ даёт заявку на работу в этих пунктах. По заявкам распределяется консультанты. Это учителя с богатым опытом, высшей квалификационной категории, эксперты. Программа занятий определяется также по заявкам учителя. Обычно рассматриваются самые сложные темы курсов биологии.
- Работа семинара, круглого стола. На них рассматриваются наиболее актуальные вопросы преподавания и содержания курса.
Повторение материала следует проводить тщательно. Его можно давать и блочно-модульно, и детально. При этом необходимо использовать дифференцированный подход к обучению. Обобщающее повторение рекомендуется проводить с учетом возможностей и способностей каждого учащегося. Вовремя устранить возникающие пробелы в знаниях и
определить объем материала поможет мониторинг результатов обученности по основным темам курса. Для этого составляется диагностическая карта на каждого обучающегося.
Например, начнём с постановки цели, действия по ее достижению, потом – контроль и завершение процесса.
Например, что значит усвоить новое понятие? Возьмем понятие хроматида».
Сначала о цели. Она в том, чтобы легко оперировать понятием, отвечать на любые вопросы в ЕГЭ, связанные с ним.
С действиями — уже сложнее. У разных учащихся они могут быть более или менее успешными.
Некоторые ученики много раз повторяют само слово, его определение, ничего не представляя, не визуализируя — и это называется зубрежка.
Другие ярко представляют хроматиды, задают много вопросов о том, как они выглядят, где располагаются. Они хотят увидеть образы, раскрывающие смысл понятия. Последняя стратегия является эффективной в связи с тем, что она визуальная. Ее надо развивать.
О контроле. Как ученик понимает, что он усвоил понятие? — Отвечает на устные вопросы, легко говорит с использованием понятия, в любых заданиях и тестах применяет его.
Как завершается процесс освоения понятия? В итоге понятие должно быть логично встроено в систему знаний ученика. В сознании выстраиваются связи нового понятия — с другими, уже известными.
Многие ученики изначально имеют неясную цель и не знают, как ее корректировать. Они учат тексты наизусть, много раз перечитывая их и тратя массу времени. Другие даже не пытаются найти связи нового понятия с другими. Тогда знания получаются фрагментарными, обрывочными.
Результат — целостная картина и твердое знание предмета.
Что лучше всего запоминается? Правильно — то, что имеет эмоциональную окраску.
Поэтому на занятиях нужно организовать яркие мозговые штурмы, дискуссии, интересные ситуации. Выбирать лучшие задачи и задания по биологии, конструировать собственные методики активизации ученика, создавать атмосферу глубокой системной тренировки знаний.
Более того, ученики эмоционально воспринимают то, что они создали сами. Лучше всего запоминаются те таблицы и схемы, которые ученик создал сам. Как же гордятся ученики своими материалами!
Если сложный теоретический материал не только прочитан дома, но и преобразован в таблицу, схему — к нему особое отношение. Такие знания являются понятными, близкими, так как задействована личность ученика.
Есть задачи, которые можно решать молча, например, в разделе «генетика». Но есть и такие, где необходимо дать описание, характеристику. К сожалению, в школах мало говорят. А если ученик не говорит — значит, не понимает полностью, и понятия не усвоены. Будут сложности с любыми осмысленными ответами, особенно в части «С», с внутренними экзаменами, олимпиадами.
Просто решать тесты — это вообще не подготовка к ЕГЭ, а самообман. Поэтому на занятиях нужно учить говорить, аргументировать свое мнение, давать развернутые ответы на вопросы.
Цель надо вообще поставить иначе, сделать ее ясной и детальной. Читать текст в отдельной комнате, где тихо. Более того, читать нужно при полной концентрации — другие источники звука могут быть помехой. После чтения текста по биологии надо отвечать на вопросы, выполнять задания по пособию, работать с компьютерными программами. В реальности учиться можно лучше и быстрее, используя все каналы восприятия информации — зрительный канал, слуховой, а также эмоции.
Нужно обратить, как много тонкостей в биологии, терминов, примеров. Все они могут проверяться на ЕГЭ. Будьте внимательны к деталям! Например, понятие «кроссинговер»… У вас в тесте ЕГЭ могут спросить не только смысл понятия, но и то, какова единица кроссинговера (морганида), от чего зависит частота кроссинговера (расстояние между аллелями), когда он происходит (профаза мейоза 1) и многое другое. Может быть и так, что в ответе требуются не детали, а обобщения. Составители тестов
хотят получить емкие формулировки. Вам могут предложить сформулировать законы Менделя, или вы должны будете что-то выбрать из предложенных вариантов. Читайте вопрос внимательно, понимая, о чем вас спрашивают.
Чтобы получить высокие показатели знаний, достаточные для поступления в вуз можно предложить памятку для ученика:
Приобретите школьные учебники по биологии, отдавая предпочтение учебникам прошлых лет: они содержат более конкретную учебную информацию.
Приобретите учебные пособия для абитуриентов, обращая внимание на то, что они должны соответствовать следующим требованиям:
должны соответствовать учебной программе
должны содержать контрольные задания
должны содержать правильную информацию
должны быть написаны простым и понятным языком и хорошо иллюстрированы.
Одним из возможных вариантов может быть приобретение учебных пособий
разного типа: носители учебной информации, сборники задач и упражнений,
сборники тестов и т.п.
Познакомьтесь с кодификатором содержания, спецификацией и образцами
экзаменационного билета, с учебной программой по биологии.
Сформируйте четкое представление о широте и глубине тех знаний, которыми вы должны овладеть, то есть, что вы должны знать и уметь после изучения биологии.
Составьте план изучения биологии, указав порядок и продолжительность изучения тех или иных разделов и тем учебной дисциплины.
Следующий порядок изучения разделов биологии
животные
биология клетки, размножение организмов
генетика
человек
растения, грибы, лишайники
экология
эволюционное учение.
Читая содержание учебников и учебных пособий, структурируйте учебный
материал: составляйте краткий реферат или план ответа по конкретному учебному вопросу, составляйте таблицы и схемы, перечень или словарь основных терминов и т. п.
Особое внимание уделяйте ситуационным задачам, поскольку именно они
позволяют разработчикам билетов ЕГЭ оценить ваше умение применять
полученные знания в новых ситуациях, на практике.
Учите чуть больше и глубже, чем этого требует учебная программа:
дополнительные знания помогут лучше понять базовый учебный материал; более того, они могут оказаться содержанием тех заданий группы С, на которых будут проверяться ваше умение применять базовые знания для решения новых задач.
Для долговременной фиксации учебного материала используйте все виды памяти: двигательную, зрительную и слуховую. Для этого читайте, пишите, рассказывайте вслух, объясняйте учебный материал другим людям.
При изучении учебного материала используйте уже готовые тесты; самостоятельно формулируйте тестовые вопросы к учебным элементам содержания учебной дисциплины и отвечайте на них.
Поняв и запомнив учебный материал, проверьте свой знания: выполните
контрольные работы по изученной теме. Регулярно возвращайтесь к ранее
изученному материалу, повторяйте его, проверяйте остаточные знания и
своевременно восстанавливайте утраченные знания.
После изучения крупного раздела обязательно выполните контрольную работу по учебному материалу этого раздела.
После изучения всего курса биологии выполните тренировочное задание ЕГЭ по биологии и при необходимости внесите коррективы в свою подготовку.
Используемая литература:
http://www.ege-study.ru/biology/strategies.html
http://bio.1september.ru/view_article.php?ID=200901601
http://www.ege-prof.ru/education/ege-bio-kod.html
http://ege.centr21vek.ru/lessons/biology/
http://e-уpok.ru/content/%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0-
%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9-%D0%B5%D0%B3%D1%8D-
- %D0%BF%D0%BE-%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8__
- сайт: www.fipi.ru
- сайт: http://ege.edu.ru.
Управление образования
Тоджинского кожууна
Доклад:
«Организация работы
по подготовке к ЕГЭ И ОГЕ
по биологии»
руководитель кожуунного методического объединения учителей биологии
учитель биологии МБУ Тоора-Хемской СОШ
Кунгаа Азиата Николаевна
(2014-2015 учебный год)
Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии с каждым годом эта форма выпускного экзамена приобретает всё большее доверие школьников. Мои учащиеся сдают единый государственный экзамен (ЕГЭ) по биологии с 2013 года. Вначале испытывали трудности: с чего начинать? Как готовить и готовиться к экзамену? В настоящее время по подготовке к ЕГЭ накапливается определённый опыт работы, который может быть полезен учителям биологии, начинающим эту работу впервые.
Для того, чтобы подготовиться и успешно сдать этот экзамен, необходимо представлять уровень требований, возможную его структуру и особенности тестовых заданий.
Подготовка к ЕГЭ – это каждодневная кропотливая, хорошо продуманная система работы учителя на уроках и во внеурочное время. Перед учителем стоит вопрос: с чего начинать и когда начинать подготовку к ЕГЭ? Считаю, что этим нужно заниматься постоянно, из урока в урок, с самых первых уроков биологии в 6 классе. Ведь, за один год подготовки высоких результатов добиться невозможно.
Аттестационная работа требует от выпускников умения отождествлять биологические объекты и явления, знать основные понятия и термины, формулировки основополагающих теорий биологии, проводить анализ и сравнение процессов и явлений, и, самое главное, применять полученные знания, чётко и ясно формулировать свои выводы и ответы.
Учитель должен хорошо знать спецификацию экзаменационной работы. Спецификация включает в себя назначение и структуру экзаменационной работы, распределение заданий экзаменационной работы по частям, тематическим разделам (блокам), видам деятельности и уровню сложности, систему оценивания отдельных заданий и работы в целом, условия проведения и проверки результатов экзамена. На основе спецификации формируется общий план экзаменационной работы, который является основой содержания контрольно – измерительных материалов (КИМов).
На уроках биологии в наиболее тщательной отработке нуждаются знания и умения базового уровня. Важно добиться, чтобы задания для контроля результатов их усвоения выполнялись всеми учащимися. С этой целью при организации учебного процесса в курсе общей биологии старшей школы особое внимание должно быть уделено повторению и закреплению наиболее значительных и наиболее слабо усваиваемых школьниками знаний из основной школы о классификации органического мира, его историческом развитии, особенностях строения и жизнедеятельности организмов разных царств живой природы, а также вопросов экологии, онтогенеза, селекции, изучаемых на заключительном этапе биологического образования.
Необходимо обращать внимание на практическую направленность курса. Все таблицы, рисунки, схемы, должны быть рассмотрены и изучены. КИМы интенсивно давать следует к концу учебного года, а вначале нарабатывать теоретический материал, приводить знания в систему.
Практика показала, что блок №4 “Многообразие организмов” требует совершенствования методики подготовки. Учащиеся испытывают трудности в систематике растений и животных, характеристике типов и классов. По курсу “Человек” допускаются ошибки в темах “Кровообращение”, “Органы чувств”, “Высшая нервная деятельность”.
Слабо отвечают на вопросы практической направленности, не могут работать по рисункам. Необходимо обратить внимание на решение задач по генетике, молекулярной биологии, эволюции, экологии.
В начале 11 класса следует заранее выявить, кто из учащихся уверенно выбирает ЕГЭ для аттестации, и предложить им план систематической самостоятельной подготовки к экзамену. Начинать следует с анализа структуры экзаменационной работы и выделения тех тем, которые в неё включены. Затем необходимо подобрать учебные материалы, которые позволят учащемуся последовательно повторить сначала весь курс общей биологии и только затем перейти к повторению разделов из биологии растений, животных и человека, т.к. в экзаменационной работе они рассматриваются с общебиологической точки зрения. Не следует начинать подготовку к экзамену с вариантов экзаменационных работ, ибо в них материал распределён в соответствии с целями экзамена, т.е. вразнобой, а не в соответствии со структурой и программой курса школьной биологии. Именно поэтому следует придерживаться обычного оглавления действующих учебников и учебных пособий.
В общем виде план изучения материала соответствует следующему содержанию:
1. Предмет и методы биологии.
2. Уровни организации живых систем.
3. Свойства биологических систем.
4. Клеточная теория. Клетка как биологическая система.
5. Вирусы – неклеточные формы.
6. Организм как биологическая система.
Разнообразие организмов. Растения, животные, грибы, бактерии.
7. Организм человека.
8. Размножение и индивидуальное развитие организмов.
9. Закономерности наследственности и изменчивости.
10. Селекция.
11. Основные систематические категории.
12. Надорганизменные системы.
13. Эволюция органического мира.
14. Антропогенез.
15. Биология растений.
16. Биология животных.
17. Биология человека.
18. Выполнение тренировочных экзаменационных работ.
Желательно использовать текущий контроль в форме мини-контрольных работ в тестовой форме, проверяющих как знание так текущего материала, так и пройденного ранее.
Рекомендую использовать при подготовке учащихся к ЕГЭ новые формы работы с дидактическими материалами: тренинги, репетиционные экзамены, деловые игры “Сдаём ЕГЭ” и другие, что активизирует их познавательную деятельность.
При подготовке учащихся к экзамену стоит попытаться сделать их соучастниками работы, для чего можно порекомендовать следующий план самостоятельной подготовки к ЕГЭ:
Познакомьтесь со структурой экзаменационной работы прошлых лет.
Проанализируйте материал, который в них входит, и наметьте последовательность его изучения.
Подумайте над тем, как можно наиболее экономно сгруппировать учебный материал для более эффективного его изучения.
Выберите не более трёх учебных пособий, по которым вы будете заниматься.
Определите наиболее простые и наиболее сложные разделы курса.
Работайте с курсом последовательно, обращая внимание на наиболее трудные разделы.
Работая с текстом, обязательно задумывайтесь над тем, о чём говорится в тексте.
Составьте самостоятельно вопросы к отдельным фрагментам текста.
Выбирая материал для тренировки, сравните его с образцами экзаменационных работ. Важно, чтобы эти работы расширяли содержание и позволяли глубже понять необходимый материал.
Сначала работайте с заданиями, позволяющими последовательно изучить курс, и только затем переходите к тренировочным тестам ЕГЭ.
Желательно проработать 10-15 вариантов экзаменационных работ прошлых лет.
Не следует забывать об информационной поддержке учащихся. На стенде “Как готовиться к ЕГЭ” в кабинете биологии желательно размещать задания с развернутым ответом и их оценку с комментариями, тексты тестов ЕГЭ по биологии с ответами, список пособий, которыми учащиеся могут воспользоваться при подготовке к ЕГЭ, кодификатор заданий ЕГЭ по биологии и перечень проверяемых заданиями ЕГЭ умений, а также знакомить учащихся с элементами спецификации контрольно-измерительных материалов. На стенде размещаются образцы бланков ЕГЭ, проводятся консультации по их заполнению.
Полезно приучать выпускников к внимательному чтению и неукоснительному выполнению инструкций, использующихся в материалах ЕГЭ, к четкому разборчивому письму.
Это поможет избежать ошибок в ходе выполнения работы.
На уровне районных методических объединений работу по подготовке к ЕГЭ можно организовать следующим образом:
Тренировочные, диагностические, контрольные работы по текстам методического кабинета. (январь, март).
По анализам контрольных работ в школы направляются методические рекомендации.
Работа консультативных пунктов (ноябрь – май).
Каждое ОУ даёт заявку на работу в этих пунктах. По заявкам распределяется консультанты. Это учителя с богатым опытом, высшей квалификационной категории, эксперты. Программа занятий определяется также по заявкам учителя. Обычно рассматриваются самые сложные темы курсов биологии.
Работа семинара, круглого стола. На них рассматриваются наиболее актуальные вопросы преподавания и содержания курса.
В настоящее время экзамен по биологии проходит в форме ЕГЭ. И дети испытывают трудности: с чего начинать? как готовить и готовиться к экзамену? В настоящее время по т подготовке к ЕГЭ накоплен определенный опыт работы, который может быть полезен учителям биологии.
Очень хорошо, если в 11-м классе будет выделен 1 ч групповых занятий (факультативов) для подготовки к ЕГЭ.
Повторение материала следует проводить тщательно. Его можно давать и блочно-модульно, и детально. При этом необходимо использовать дифференцированный подход к обучению. Обобщающее повторение рекомендуется проводить с учетом возможностей и способностей каждого учащегося. Вовремя устранить возникающие пробелы в знаниях и
определить объем материала поможет мониторинг результатов обученности по основным темам курса. Для этого составляется диагностическая карта на каждого обучающегося.
На уроках биологии в наиболее тщательной отработке нуждаются знания и умения базового уровня. Важно добиться, чтобы задания для контроля результатов их усвоения выполнялись всеми учащимися, выбравшими этот экзамен. С этой целью при организации учебного процесса в курсе общей биологии старшей школы особое внимание должно быть уделено повторению и закреплению наиболее значительных и наиболее слабо усваиваемых школьниками знаний из основной школы о классификации органического мира, его историческом развитии, особенностях строения и жизнедеятельности организмов разных царств живой природы, а также вопросов экологии, онтогенеза, селекции, изучаемых на заключительном этапе биологического образования.
Необходимо обращать внимание на практическую направленность курса. Все таблицы, рисунки, схемы, должны быть рассмотрены и изучены. Интенсивно давать КИМы следует к концу учебного года, а в начале нарабатывать теоретический материал, приводить знания в систему.
постановка цели, действия по ее достижению, контроль, завершение процесса.
Например, что значит усвоить новое понятие? Возьмем понятие хроматида».
Сначала о цели. Она в том, чтобы легко оперировать понятием, отвечать на любые вопросы в ЕГЭ, связанные с ним.
С действиями — уже сложнее. У разных учащихся они могут быть более или менее успешными.
Некоторые ученики много раз повторяют само слово, его определение, ничего не представляя, не визуализируя — и это называется зубрежка.
Другие ярко представляют хроматиды, задают много вопросов о том, как они выглядят, где располагаются. Они хотят увидеть образы, раскрывающие смысл понятия. Последняя стратегия является эффективной в связи с тем, что она визуальная. Ее надо развивать.
О контроле. Как ученик понимает, что он усвоил понятие? — Отвечает на устные вопросы, легко говорит с использованием понятия, в любых заданиях и тестах применяет его.
Как завершается процесс освоения понятия? В итоге понятие должно быть логично встроено в систему знаний ученика. В сознании выстраиваются связи нового понятия — с другими, уже известными.
Многие ученики изначально имеют неясную цель и не знают, как ее корректировать. Они учат тексты наизусть, много раз перечитывая их и тратя массу времени. Другие даже не пытаются найти связи нового понятия с другими. Тогда знания получаются фрагментарными, обрывочными.
Результат — целостная картина и твердое знание предмета.
Что лучше всего запоминается? Правильно — то, что имеет эмоциональную окраску.
Поэтому на занятиях нужно организовать яркие мозговые штурмы, дискуссии, интересные ситуации. Выбирать лучшие задачи и задания по биологии, конструировать собственные методики активизации ученика, создавать атмосферу глубокой системной тренировки знаний.
Более того, ученики эмоционально воспринимают то, что они создали сами. Лучше всего запоминаются те таблицы и схемы, которые ученик создал сам. Как же гордятся ученики своими материалами!
Если сложный теоретический материал не только прочитан дома, но и преобразован в таблицу, схему — к нему особое отношение. Такие знания являются понятными, близкими, так как задействована личность ученика.
Есть задачи, которые можно решать молча, например, в разделе «генетика». Но есть и такие, где необходимо дать описание, характеристику. К сожалению, в школах мало говорят. А если ученик не говорит — значит, не понимает полностью, и понятия не усвоены. Будут сложности с любыми осмысленными ответами, особенно в части «С», с внутренними экзаменами, олимпиадами.
Просто решать тесты — это вообще не подготовка к ЕГЭ, а самообман. Поэтому на занятиях нужно учить говорить, аргументировать свое мнение, давать развернутые ответы на вопросы.
Цель надо вообще поставить иначе, сделать ее ясной и детальной. Читать текст в отдельной комнате, где тихо. Более того, читать нужно при полной концентрации — другие источники звука могут быть помехой. После чтения текста по биологии надо отвечать на вопросы, выполнять задания по пособию, работать с компьютерными программами. В реальности учиться можно лучше и быстрее, используя все каналы восприятия информации — зрительный канал, слуховой, а также эмоции.
Нужно обратить, как много тонкостей в биологии, терминов, примеров. Все они могут проверяться на ЕГЭ. Будьте внимательны к деталям! Например, понятие «кроссинговер»… У вас в тесте ЕГЭ могут спросить не только смысл понятия, но и то, какова единица кроссинговера (морганида), от чего зависит частота кроссинговера (расстояние между аллелями), когда он происходит (профаза мейоза 1) и многое другое. Может быть и так, что в ответе требуются не детали, а обобщения. Составители тестов хотят получить емкие формулировки. Вам могут предложить сформулировать законы Менделя, или вы должны будете что-то выбрать из предложенных вариантов. Читайте вопрос внимательно, понимая, о чем вас спрашивают.
Чтобы получить высокие показатели знаний, достаточные для поступления в вуз можно предложить памятку для ученика:
Приобретите школьные учебники по биологии, отдавая предпочтение учебникам прошлых лет: они содержат более конкретную учебную информацию.
Приобретите учебные пособия для абитуриентов, обращая внимание на то, что они должны соответствовать следующим требованиям:
должны соответствовать учебной программе
должны содержать контрольные задания
должны содержать правильную информацию
должны быть написаны простым и понятным языком и хорошо иллюстрированы.
Одним из возможных вариантов может быть приобретение учебных пособий
разного типа: носители учебной информации, сборники задач и упражнений,
сборники тестов и т.п.
Познакомьтесь с кодификатором содержания, спецификацией и образцами
экзаменационного билета, с учебной программой по биологии.
Сформируйте четкое представление о широте и глубине тех знаний, которыми вы должны овладеть, то есть, что вы должны знать и уметь после изучения биологии.
Составьте план изучения биологии, указав порядок и продолжительность изучения тех или иных разделов и тем учебной дисциплины.
Следующий порядок изучения разделов биологии
животные
биология клетки, размножение организмов
генетика
человек
растения, грибы, лишайники
экология
эволюционное учение.
Читая содержание учебников и учебных пособий, структурируйте учебный
материал: составляйте краткий реферат или план ответа по конкретному учебному вопросу, составляйте таблицы и схемы, перечень или словарь основных терминов и т. п.
Особое внимание уделяйте ситуационным задачам, поскольку именно они
позволяют разработчикам билетов ЕГЭ оценить ваше умение применять
полученные знания в новых ситуациях, на практике.
Учите чуть больше и глубже, чем этого требует учебная программа:
дополнительные знания помогут лучше понять базовый учебный материал; более того, они могут оказаться содержанием тех заданий группы С, на которых будут проверяться ваше умение применять базовые знания для решения новых задач.
Для долговременной фиксации учебного материала используйте все виды памяти: двигательную, зрительную и слуховую. Для этого читайте, пишите, рассказывайте вслух, объясняйте учебный материал другим людям.
При изучении учебного материала используйте уже готовые тесты; самостоятельно формулируйте тестовые вопросы к учебным элементам содержания учебной дисциплины и отвечайте на них.
Поняв и запомнив учебный материал, проверьте свой знания: выполните
контрольные работы по изученной теме. Регулярно возвращайтесь к ранее
изученному материалу, повторяйте его, проверяйте остаточные знания и
своевременно восстанавливайте утраченные знания.
После изучения крупного раздела обязательно выполните контрольную работу по учебному материалу этого раздела.
После изучения всего курса биологии выполните тренировочное задание ЕГЭ по биологии и при необходимости внесите коррективы в свою подготовку.
Используемая литература:
http://www.ege-study.ru/biology/strategies.html
Все выше перечисленные методические приёмы позволяют добиться хороших результатов выполнения экзаменационных работ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к методическому семинару
Краткая пояснительная записка...
Пояснительная записка к методическому семинару
Пояснительная записка к методическому семинару...
пояснительная записка к методическому семинару
Пояснительная записка к методичекому семинару...
пояснительная записка в методическому семинару
использование ИКТ на уроках англ языка...
пояснительная записка к методическому семинару
В пояснительной записке представлен материал к презентации для методического семинара....
Пояснительная записка к "Методическому семинару"
Пояснительная записка к "Методическому семинару"...
Пояснительная записка к методическому семинару
Пояснительная записка к семинару "учет индивидуальныхх психофизиологических особенностей"...