Внеклассное мероприиятие "Сохраним первоцветы на Земле"
методическая разработка (6 класс) по теме

Природа! Неоценимо ее значение в жизни каждого человека. Воздух и  вода, разноцветный ковер лугов и  морская гладь – все это природа. В данном мероприятии говорится о растениях цветущих ранней весной, о значении их и о нашем к ним отношении. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sohranim_pervotsvety_na_zemle.doc941 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал МБОУ Староюрьевской СОШ в с. Большая Дорога

учитель биологии

Дрокова Людмила Васильевна

2017 г

Цель мероприятия: способствовать формированию ответственного отношения к природе, бережного отношения к первоцветам, воспитывать любовь к своей Земле.

Ход мероприятия:

Природа! Неоценимо ее значение в жизни каждого человека. Воздух и  вода, разноцветный ковер лугов и  морская гладь – все это природа. Сегодня мы поговорим о растениях цветущих ранней весной, о значении их и о нашем к ним отношении. ( Слайд 1)

        На Тамбовщине каждый год стартует природоохранная акция          «Сохраним первоцветы». Она проводится с целью предотвращения браконьерского сбора (уничтожения) редких и исчезающих видов раннецветущих растений,  большинство из которых занесено в Красную книгу Тамбовской  области: пролеска, хохлатка, адонис (горицвет), первоцвет весенний (примула), сон-трава, ландыш, медуница, купальница.

Ребята! Я приглашаю вас пройтись по весеннему лесу, познакомиться и полюбоваться первыми распустившимися цветами. Что же это за растения и цветы, которые  так восхищают нас после долгой холодной зимы? В природе все просыпается, но кое-где еще сохранился снег, набухают почки на ветках деревьев и кустарников, совсем скоро появятся первые нежные, хрупкие весенние цветы.

Чернеет лес, теплом разбуженный,                                                                           Весенней сыростью объят.
И уж на ниточках жемчужины,
От ветра каждого дрожат.
Бутонов круглые бубенчики,
Еще закрыты и плотны,
Но солнце раскрывает венчики,
У колокольчиков весны.
Природой бережно спеленатый,
Завернутый в зеленый лист,
Растет цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист.                                  
С. Маршак.                                                        

Какие растения мы относим к первоцветам?

Первоцветы – это растения, которые первыми  появляются после долгой зимы, цветут и радуют нас своей красотой.

Вот мы с вами и вступили в весенний лес, пока ещё прозрачный, полный света. Познакомимся же с некоторыми из первоцветов.

(Слайд 2-3) Всем знакомо невысокое скромное растение, которое первым оживает после зимы в наших садах и лесах. Сначала выпускает пару линейных листьев, и вскоре зацветает поникающими белыми колокольчиками. Ему не страшны ни снег, ни зимние морозы, ни весенние заморозки.  И вот уже множество белых колокольчиков украшают первые проталины. И это верный знак - весна совсем близко! Что это? (подснежник)

(Слайд 4-5) Название этого растения происходит от слова “ветер”, то есть растение не боящееся ветра. Будто и вправду наперекор не в меру свежим ветрам появляются её сочные, украшенные душистыми цветками стебельки. Чаще всего встречается в сырых ельниках. Именно там попадаются сплошные  заросли этой травы. Много её в смешанных и березовых лесах, в ольшаниках, по берегам лесных рек. Что это за растение? (ветреница)

(Слайд 6-7) В тени больших деревьев, в густой траве притаился цветок – два больших овальных остроконечных листа, а между ними, на одной высокой ножке, несколько маленьких колокольчиков. Но даже тот, кто любит этот цветок, не всегда знает, что у него бывают и ягоды самые настоящие, красного цвета. Ягоды хорошо заметны, но не видят их люди потому, что интересуются цветком лишь весной, когда он цветёт. И несут букеты домой, не задумываясь о том, что придет время и нести уже будет нечего! Из него делают лекарство для людей с больным сердцем. Это... (ландыш)

 (Слайд 8-9)  В течение короткой жизни цветки этого растения неоднократно меняют свою окраску. Едва распустившийся цветок розовато-красного цвета. Но не пройдет и трёх-четырех часов, как станет он фиолетовым, а потом голубым. На одном растении в одно и то же время можно видеть цветки всех временных оттенков. Зачем ей  такая пестрота? Разгадывают ученые и сходятся в одном: это прекрасный медонос, особенно ценный ранней весной. Что это за растение? (медуница)

(Слайд10-11) Это растение миниатюрное, хрупкое и очень изящное.                               Её сиреневые цветки собраны в плотные кисти, имеют приятный запах и богаты нектаром. Иногда встречаются растеньица с белыми цветками. Цветение её непродолжительно. Через несколько дней на месте цветков уже образуются мелкие плоды. Немного позже из них высыпаются чёрные блестящие семена. Как называется?  (хохлатка)

(Слайд 12-13) Местами ещё лежит снег, а там, где пригревает солнце, по берегам оврагов и рек, на окраинах полей, в начале апреля появляются золотые головки этого растения. Цветы несколько похожи на одуванчик, но они мельче, и их можно отличить по стеблям. Это лекарственное растение и прекрасный медонос. Нижняя часть листа покрыта нежными, пушистыми волосками, на ощупь мягкая и тёплая, а верхняя – жёсткая и холодная. Что это за растение?  (мать-и-мачеха)

(Слайд14-15) Каждый одиночный стебелек увенчан золотым бубенчиком: вогнутые лепестки сомкнулись так плотно, что внутренние частицы ветки скрыты совершенно. Рослые, густые украшенные золочеными головками, они бывают так свежи и сказочны, что это растение вполне оправдывает свое родовое название – “цветок тролля”. У немцев и скандинавских народов когда-то из уст в уста передавалось поверье, что излюбленным цветком лохматых духов – троллей была именно она. Что за растение?  (купальница)

(Слайд 16-17) Это невысокое многолетнее растение. Листья могут быть линейные или овальные, они собраны в пучок. Появляются одновременно или раньше бутонов. Мелкие или крупные цветки собраны в кистевидные соцветия. Окраска цветков синяя или голубая, иногда розовая или белая. Цветет в марте - апреле. А называется... (пролеска)

 (Слайд 18-19) По склонам, лугам, обочинам дорог можно встретить его. Первый весенний венок вы сплетёте именно из этих цветов. Пройдёт совсем немного времени – и жёлтые цветки сменятся нежной пушистой шапочкой: дунешь и разлетятся семена. Мёд из нектара золотисто-жёлтого цвета, густой, с сильным ароматом и резким вкусом. Издавна использовался в пищу различными народами и как лекарственное средство. Что это? (одуванчик)

(Слайд 20-21) Травянистое многолетнее растение с достаточно мощным вертикальным корневищем. Такая травка достигает двадцати пяти-тридцати сантиметров в высоту, обладает продолговатыми прикорневыми листиками, дважды перисто-рассеченными на линейные доли. Где-то в апреле на ней появляется волосистая цветоносная стрелка, на которой располагается волосистое линейно-рассченное сидячее покрывало-прицветник, а также формируется поникающий белый цветок. Цветы выглядят как колокольчики, имеющие отогнутые края. Растение обычно цветет с апреля и по июнь, листики при этом выглядят распустившимися.Что это? (сон-трава)

Большая часть этих растений размножается семенами. А значит, если сорвешь всего один цветок, то уже через несколько лет в лесу не вырастет десятков растений. Весенние цветы и травы легко ранимы и трудно восполнимы, поэтому, оказавшись на цветущей полянке, не мните и не рвите их. Оставаясь на опушке, в овражке, они больше принесут нам радости своей свежестью и естественной красотой, чем, находясь в рюкзаке, измятые и задохнувшиеся. Значит, их нужно защищать!

  • От кого защищать? Подумайте и послушайте стихотворение.

Вот букет: он брошен вместе с сором.
Умирают, сжавшись, лепестки.
Это мы срывали без разбора
Беззащитные тугие стебельки.
Для чего мы рвали их? Не знаю!
Быстро вянет нежный первоцвет.
Пусто, скучно стало на поляне:
Вестников весны там больше нет!
Очень просто погубить живое,
Ведь подснежники не могут нам сказать:
“Наслаждайтесь нашей красотою –
Только очень просим нас не рвать!”          
И. Абдуллаева (Слайд 22)

От нас с вами зависит, чтобы раноцветущие растения не только не попадали в рюкзаки, но и в списки редких и охраняемых растений, как это уже произошло с немалым количеством видов. Оказывается, защищать цветы нам нужно от самих себя. И как же их защищать?

Для этого существует очень много разных способов:

  • больше узнавать о жизни растений,
  • рассказывать другим,
  • создавать заповедники,
  • в школе организовать акцию “В защиту первоцветов”,
  • налагать штраф на тех, кто их срывает.

Давайте, ребята проверим, как вы умеете заботиться о природе и ее обитателях? Я предлагаю вам ответить на вопросы несложного теста, из которого будет понятно ваше отношение к природе.

Тест “Умеешь ли ты охранять природу”

Отвечай честно и не старайся специально набрать побольше или поменьше очков, все равно не угадаешь, да и результат будет неверным.

Вопрос №1.                                                                                                                               Ты нашел (или нашла) на поляне неизвестный, очень красивый цветок. Как ты поступишь?  Выбери один из трех ответов:                                                           1очко – полюбуюсь на него и пойду дальше;                                                                                                                 3 очка – засушу его для школьного кабинета биологии;                                                                                5 очков – осторожно срежу и поставлю в красивую вазу.                                                            Вопрос №2.                                                                                                                                                                                                            Ты нашел гнездо с птенцами. Что ты сделаешь?                                                                                                                      3 очка – покормлю птенцов;                                                                                                                                                                  5 очков – позову ребят, чтобы они тоже посмотрели;                                                                                             1 очко – буду наблюдать издали.                                                                                                                                     Вопрос №3.                                                                                                                                                                                              Ребята собрались в рощу за березовым соком. Пойдешь ли ты с ними?                                                  5 очков – пойду, но буду собирать очень осторожно;                                                                                        3 очка – не пойду и других не пущу;                                                                                                                                          1 очко – сначала расспрошу об этом учительницу биологии.                                                     Вопрос №4.                                                                                                                   После привала в походе у вас осталось много пустых бутылок и банок. Как бы ты поступил с ними перед тем, как продолжить поход?                                                               3 очка – взял бы с собой, чтобы сдать или выбросить в мусор в городе;                                   5 очков – отнес бы в кусты, чтобы никто не поранился;                                                                              1 очко – закопал бы в землю.                                                                                                                                          Вопрос №5.                                                                                                                                                                                                         Как ты сам оцениваешь свои знания по охране природы?

3 очка – почти все знаю и всегда ее охраняю;

1 очко – кое-что знаю, но хотел бы знать больше;

2 очка – я люблю природу, но мы еще этого не проходили.

    Итак, у тебя получилось пять ответов. Сложи их вместе. Теперь по сумме определи, к какой из трех групп юных друзей природы ты относишься. Не обижайся, если что-нибудь тебе не понравится в результате. Лучше задумайся.                                                                                                                   Группа 1 – те, кто набрал от 5 до 11 очков.  

Если бы все были такими, как ты, то не страдали бы наши леса и реки от неумелого вмешательства. Ты не только знаешь многое о природе, Но и умеешь ее охранять. Но главное – не останавливайся, стремись узнать побольше.                                                                                                                  

Группа 2 – те, кто набрал от 12 до 18 очков.  

Ты, безусловно, кое-что знаешь о природе, и хотел бы ей помочь. Но твои знания неполны, и ты сам того не желая, можешь причинить ей вред. Больше читай, говори со знающими людьми и ты (с твоей огромной энергией) сможешь принести пользу.                                                                                              

Группа 3 – те, кто набрал от 19 до 25 очков.

Ты, наверное, любишь природу. Это хорошо. Но ты так мало о ней знаешь… Тебе больше всех нужно изучать жизнь растений, повадки животных.

А пока ты еще знаешь немного. Честно говоря,                                                                                  есть еще одна группа ребят. Они сломали бы неизвестный красивый цветок, разорили бы гнездо, замусорили бы зеленую лесную поляну. И предложенные ответы в нашем тесте не для них. Потому что этот маленький тест для тебя, юный друг природы. Пусть цветы на нашей Земле радуют тебя и восхищают своей неповторимостью и красотой нетронутой вами.

Цветы не думают о людях,
Но люди грезят о цветах…
Цветы не видят в человеке,
Того, что видит он в цветке…
Цветы людей не убивают –
Цветы садов, цветы полей…
А люди часто их срывают!
А люди часто губят их!
Порою люди их лелеют,
Но не для них, а для себя,
В цветах находят развлеченье,
Души не видят у цветов…              
Игорь Северянин

Существует еще один способ привлечения внимания людей к проблеме охраны растений, имеющих красивые цветы. Это создание особого списка растений, которые находятся на стадии исчезновения, и попытаться их сохранить. Я говорю о Красной Книге. Что это за книга? Это печальная книга. Идея ее создания возникла в конце 50-х годов в кругах ведущих учёных - природоохранителей. Нужно было привлечь внимание международного сообщества и правительств отдельных стран к состоянию природы, сигнализировать о необходимости срочности мер по спасению исчезающих животных и растений, мест их обитания. Международная Красная книга была издана в 1966 году. В ней было 25 тысяч видов растений, в том числе и первоцветы. Затем стали создаваться в разных государствах свои Красные книги. Природа так нуждается в нашей помощи и защите. Кто, ребята, из вас встречал в лесу такие растения как венерин башмачок, купальницу европейскую? Да и знакомы ли вам эти названия? Это редкие виды. Но если вы их встретите в лесу, не стремитесь сразу их сорвать. Не вторгайтесь по праву сильного в их жизнь. Ведь исчезновение этих видов – наша общая вина и беда. Выйдем из царства нетронутой природы, ступая след в след. Позади осталась прохладная река. Луг, лес, где много цветов. Пусть будет так всегда! Пусть не наступит время, когда мы с ужасом заметим, что нет богатств тех, что мы сами отняли их у себя. Пусть не наступит то время, когда мы будем искать оправдания своему невежеству, глядя на истерзанную Землю. Ранние цветы распускаются всего на несколько дней. Вот и задумайтесь, стоит ли рвать эти цветы, если стоят они в доме всего день, а то и меньше? Сейчас со страниц газет и журналов все чаще звучит призыв – не рвать первоцветы, не портить красоту Земли! Правильный призыв! Давайте и мы с вами составим свой призыв об охране природы, о бережном отношении к ней.

(Дети составляют свой призыв)

Викторина с рисунком (показать рисунок)

1. Это цветущее растение называется ___________.

2. Оно занесено в _____________ книгу.

3. Если я его встречу, то _____________________.

Весна придет в положенное ей время. Появятся в лесу первоцветы – подснежники, а за ними летние цветы украсят Землю. Берегите их! Помните, цветут они мало времени и жестоко сокращать время их цветения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие, посвященное "Дню земли"

Цель урока:формировать у учащихся познавательный интерес к экологическим проблемам и стремление принять посильное участие в их решении.Задачи:Образовательные:познакомить учащихся с проблемами ох...

Внеклассное занятие «Святые русской земли. Милосердная княгиня Елизавета Федоровна Романова»

Внеклассное занятие «Святые русской земли. Милосердная княгиня Елизавета Федоровна Романова» Цель занятия: обобщение и систематизация знаний о жизни преподобномученицы великой княгини Елизаветы; духов...

Внеклассное мероприятие "Путешествие по земле "Компьютерленд""

Данный материал может быть использован для проведения внеклассных мероприятий в младшем и среднем школьном звене, отдельные задания можно использовать при проведении уроков по соответствующим темам с ...

Внеклассное занятие "Мы - дети Земли"

внеклассное занятие по нравственному воспитанию...

Внеклассное мероприятие "Звездный час Земли"

Посвящено 50-летию первого полета в космос. Для учащихся среднего звена ОУ....

Внеклассное мероприятие ко Дню Земли "Земля - наш дом".

Внеклассное мероприятие ко Дню Земли "Земля - наш дом"....

Внеклассное мероприятие "Первоцветы в творчестве русских поэтов"

На внеклассном мероприятии по литературе учащиеся знакомятся с разнообразием первоцветов и русской литературой, которая не оставила без внимания проблемы их исчезновения....