Рабочая программа по биологии 10-11 классов, УМК Пономарёва И.Н., ФГОС
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему

Шинкарь Лидия Ивановна

Рабочая программа по учебному курсу «Биология»   УМК   И.Н. Пономарёва, базовый уровень, составленна в соответствии с требованиями ФГОС (уровень среднего общего образования).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_10-11.doc932 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

города Валуйки Белгородской области

«Согласовано»

Руководитель МО

_______Шинкарь Л.И.

Протокол № ___ от

«____»_________2017г.

«Согласовано»

Заместитель директора  «МОУ СОШ №1» г. Валуйки Белгородской области

_______Гнитиева Е. В.

«____»______2017 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «СОШ №1» г. Валуйки Белгородской области

________Будыкина С. А.

Приказ № ___

от«___»________2017 г.

Рабочая программа

по учебному курсу «Биология»

ФГОС (уровень среднего общего образования)

УМК   И.Н. Пономарёва

Базовый уровень

Пояснительная записка

Рабочая программа адресована учащимся 10-11  классов общеобразовательного учреждения.  Рабочая программа составлена  на основе авторской  программы курса Пономарева И.Н., Кучменко В.С., Корнилова О.А., Драгомилов А.Г., Симонова Т.С. Биология: 5-11 классы: программы/[И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. корнилова и др.]- М.: Вентана-Граф, 2016. – 400 с.

Рабочая программа соответствует  ФГОС СОО (2012г.)

Предмет «Биология» относится к предметной области «Естественнонаучные предметы».

Цель программы: 

Сформировать у школьников в процессе биологического образования понимание значения законов и закономерностей существования и развития живой природы, осознание величайшей ценности жизни и биологического разнообразия нашей планеты, понимание роли процесса эволюции и закономерностей передачи наследственной информации для объяснения многообразия форм жизни на Земле.

Сроки реализации программы – 2  года.

Основным принципом отбора материала служит непосредственное продолжение программы курса биологии 5-9 классов, составленных авторским коллективом под руководством профессора И.Н. Пономарёвой (М:Вентана-граф, 2012).Опираясь на сведения, полученные в 5-9 классах, в старшей школе курс биологии раскрывает более полно и точно с научной точки зрения общебиологические явления и закономерности, осуществляющиеся на разных уровнях организации живой природы, излагает важнейшие биологические теории, законы, гипотезы. В связи с этим программа 10-11 классов представляет содержание курса биологии как материала второго, более высокого уровня обучения, построенного на интегрированной основе. Раскрытие учебного содержания в курсе общей биологии 10-11 классов проводится по темам, характеризующим особенности свойств живой природы на молекулярном, клеточном, организменном, популяционно-видовом, биогеоценотическом, биосферном уровнях организации живой природы.

Предполагаемые результаты:

Выпускник на базовом уровне научится:

  • раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;
  • понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;
  • понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;
  • использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
  • формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;
  • сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;
  • приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
  • распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;
  • распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;
  • описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;
  • объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
  • классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);
  • объяснять причины наследственных заболеваний;
  • выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;
  • выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;
  • составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
  • приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;
  • оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;
  • представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;
  • оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;
  • объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;
  • объяснять последствия влияния мутагенов;
  • объяснять возможные причины наследственных заболеваний.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;
  • характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;
  • сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
  • решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;
  • решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);
  • решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;
  • устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;
  • оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.

Система оценки достижений учащихся:

Основной инструментарий для оценивания результатов:

  • вопросы и задания учебников «Биология» 10-11 классов (под редакцией И.Н. Пономарёвой);
  • дидактические материалы;
  • тесты по изучаемым темам, КИМы;
  • образовательный комплекс Фирма «1С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2009;
  • исследовательские, творческие, практические работы;
  • проектная деятельность.

Общая характеристика курса биологии

Рабочая программа составлена  на основе авторской  программы курса Пономарева И.Н., Кучменко В.С., Корнилова О.А., Драгомилов А.Г., Симонова Т.С. Биология: 5-11 классы: программы/[И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. корнилова и др.]- М.: Вентана-Граф, 2016. – 400 с.

Программа и содержание курса биологии 10-11 классов разработаны в полном соответствии со стандартом среднего общего образования базового уровня.

Программа построена на важной содержательной основе — гуманизме, биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы и её закономерностей; многомерности уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и как явления культуры; значении биологии для жизни людей и для сохранения природы. Программа предусматривает отражение современных задач, стоящих перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей среды, живой природы и здоровья человека. Особое внимание уделено развитию экологической культуры молодёжи, формированию компетентностных качеств личности учащихся, развитию познавательной деятельности (и, соответственно, познавательных универсальных действий), укреплению и расширению представлений о научной картине мира с учётом биологических, этических, гуманистических, коммуникативных, эстетических и культурологических аспектов.

Интегрирование материалов из различных областей науки биологии в ходе раскрытия свойств живой природы с позиции принадлежности их к разным структурным уровням организации жизни, их экологизация, культурологическая направленности и личностно-развивающий подход делают учебное содержание новым и более интересным для учащихся.

Изложение учебного материала в 10 классе начинается с раскрытия свойств биосферного уровня жизни и завершается изучением свойств популяционно-видового уровня. В 11 классе изучение свойств живой природы начинается с организменного уровня и завершается изучением свойств молекулярного уровня жизни. Такая последовательность изложения содержания курса биологии обеспечивает в 10 классе преемственную связь с курсом биологии 9 класса и межпредметную связь с курсом географии 9 и 10 классов. Изучение в 11 классе процессов и явлении молекулярного уровня жизни позволяет осуществить межпредметную связь с курсом органической химии.

Изучение биологии на базовом уровне направлено, главным образом, на реализацию культурологической функции в общих компетентностях биологического образования на подготовку высокоразвитой личности, способной к активной деятельности; на развитие у обучающихся индивидуальных способностей, формирование современного научного мировоззрения.

В программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для более широкого использования иных форм организации учебного процесса (лабораторные работы, семинары) и внедрения современных педагогических технологий.

Место курса биологии в  учебном плане

Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом (БУПом) для

уровня среднего общего образования 10-11 классов. Общее число учебных часов за 2 года обучения составляет 70, из них 35 (1 ч в неделю) в 10 классе, 35 (1 ч в неделю) в 11 классе.

Данная  рабочая программа ориентирована на 68 часов за 2 года, т.е. по 34 часа в 10 и 11 классах (34 учебные недели) в соответствии с Учебным планом МОУ «СОШ №1» г. Валуйки Белгородской области и годовым календарным графиком МОУ «СОШ №1» г. Валуйки Белгородской области.

Учебники биологии для 10 и 11 классов являются двухуровневыми. Их основной материал предназначен для организации обучения в соответствии с требованиями к предметным результатам освоения базового курса биологии в шей школе. Дополнительный материал может быть использован на во внеурочной деятельности.

Содержание курса биологии 10-11классов базового уровня, представленное в программе, расчитано на 70 аудиторных учебных часов. Резервное время  будет использовано

на изучение проблемных и.вопросов курса, проведение экскурсий, практических работ, контрольно-обобщающие уроки.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса биологии

Личностные   результаты:

• сформированность мотивации к творческому труду, к работе на результат; бережному отношению к природе, к материальным и духовным ценностям;

• сформированность убеждённости в важной роли биологии в жизни общества;

• реализация этических установок но отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;

• сформированность научной картины мира как компонента общечеловеческой и личностной культуры набазе биологических знаний и умений;

• признание высокой ценности жизни но всех её проявлениях, здоровья своего и других людей; реализация установок здорового образа жизни;

• сформированность познавательных мотивов, направленных на овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний;

• знание о многообразии живой природы, методах её изучения, роли учебных умений для личности, основных принципов и правил отношения к живой природе.

Метапредметные результаты:

• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, в том числе умением видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

• компетентность в области использования информонно-коммуникативных технологий (ИКТ), умение работать с разными источниками биологической информации; самостоятельно находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, дополнительной литературе, справочниках, словарях, интернет-ресурсах); анализировать и оценивать информацию, преобразовывать её из одной формы в другую,

• умение адекватно использовать речевые средства дискуссии и аргументации своей позиции, выслушивать и сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

• способность выбирать целевые и смысловые установки для своих действий, поступков по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.

Предметные результаты:

• характеристика содержания биологических теории (клеточной теории, эволюционной теории Ч. Дарвина), учения В.И. Вернадского о биосфере, законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости, вклада выдающихся учёных в развитие биологической науки;

• умение определять существенные признаки биологических объектов и процессов, совершающихся в живой природе на разных уровнях организации жизни; умение сравнивать между собой различные биологические объекты; сравнивать и оценивать между собой структурные уровни организации жизни;

• объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения; вклада биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины

мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияния мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; причины эволюции, изменяемости видов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем;

 • умение приводить доказательства единства живой и неживой природы, её уровней организации и эволюции; родства живых организмов и окружающей среды; необходимости сохранения многообразия видов;

• умение пользоваться биологической терминологией и символикой;

• умение решать элементарные биологические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

• умение проводить анализ и оценку различных гипотез  о сущности жизни, о происхождении жизни и человека; глобальных экологических проблем и путей их решения; последствий собственной деятельности в окружающей среде; чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; биологической информации,

получаемой из разных источников;

• оценку этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирования, искусственного оплодотворения, направленного изменения генома);

• постановку биологических экспериментов и объяснение их результатов.

Содержание тем учебного курса:

Перечень и название раздела и тем курса по годам обучения, необходимое количество часов для раздела, темы:

Раздел 1.   Введение в курс общей биологии  (5 часов)

Раздел 2. Биосферный уровень жизни (8ч)

Раздел 3.  Биогеоценотический уровень жизни (6ч)

Раздел 4.  Популяционно-видовой уровень жизни (13ч)

Раздел 5.  Организменный  уровень жизни (16ч)

Раздел 6.  Клеточный  уровень жизни (9ч)

Раздел 7.  Молекулярный  уровень жизни (7ч)

Резервное время (6 часов)

Содержание учебной темы; основные вопросы; практические и лабораторные работы, экскурсии, используемые при обучении:

Раздел 1 Введение в курс общей биологии (5 ч)

Биология как наука. Отрасли биологии, её связи с другими науками. Значение практической биологии. Основные свойства жизни. Отличительные признаки

живого.   Биологические системы. Биосистема как структурная единица живой материи. Общие признаки биосистем. уровневая организация живой природы. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Методы изучения живой природы (наблюдение, сравнение, описание, эксперимент, моделирование). Взаимосвязь природы и культуры.

Экскурсия в природу Многообразие видов в родной природе.

Раздел 2. Биосферный уровень жизни (8 ч)

Особенности биосферного уровня организации жизни. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Функции живого вещества в биосфере. Гипотезы о происхождении жизни (живого вещества) на Земле. Работы А.И. Опарина и Дж. Холдейна. Эволюция биосферы. Этапы биологической эволюции в развитии биосферы. Биологический круговорот. Круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Биосфера как глобальная био- и экосистема. Устойчивость биосферы и её причины. Человек как житель биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы. Среды жизни организмов на Земле. Экологические факторы среды: абиотические, биотические, антропогенные.

Значение экологических факторов в жизни организмов. Оптимальное, ограничивающее и сигнальное действия экологических факторов.

Раздел 3.  Биогеоценотический уровень жизни (6 ч)

Особенности биогеоценотического уровня организации живой материи. Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Биогеоценоз и экосистема. Строение и свойства биогеоценоза. Видовая и пространственная структура биоценоза. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозе, круговорот веществ и превращения энергии — главное условие

существования биогеоценоза (экосистемы). Устойчивость и динамика биогеоценозов (экосистем). Биологические ритмы. Саморегуляция экосистем. Зарождение и смена биогеоценозов. Многообразие биогеоценозов (экосистем). Агроэкосистемы. Поддержание разнообразияэкосистем. Экологические законы природопользования.

Лабораторная работа № 1

Приспособленность растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе.

Раздел 4.  Популяционно-видовой уровень жизни (13 ч)

Вид, его критерии и структура. Популяция как надорганизменная биосистема — форма существования вида и особая  генетическая система. Развитие эволюционных идей. Значение работ Ж.-Б. Ламарка. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Популяция — основная

единица эволюции. Движущие силы и факторы эволюции живой природы. Результаты эволюции. Многообразие видов. Система живых организмов на Земле. Приспособленность организмов к среде обитания. Образование новых видов на Земле. Современное учение об эволюции — синтетическая теория эволюции (СТЭ).

Человек как уникальный вид живой природы. Этапы процесса происхождения и эволюции человека. Гипотезы о происхождении человека и его рас. Единство человеческих рас.

Основные закономерности эволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация и дегенерация.

Проблема сохранения биологического разнообразия как основа устойчивого развития биосферы. Стратегия сохранения природных видов. Значение популяционно-видового уровня жизни в биосфере.

Лабораторная работа № 2 Морфологические критерии, используемые при  делении видов.

Лабораторная работа № 3 Наблюдение признаков ароморфоза у растений и животных.

Экскурсия в природу  Сезонные изменения (ритмы) в живой природе.

Раздел 5 Организменный уровень жизни (16 ч)

Организм как биосистема. Обмен веществ и процессы жизнедеятельности организмов. Регуляция процессов жизнедеятельности opганизмов. Типы питания организмов: гетеротрофы и автрофы. Размножение организмов — половое и бесполое. Значение оплодотворения. Двойное оплодотворение у покрытосеменных (цветковых) растений. Искусственное оплодотворение у растений и животных. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития организма. Последствия влияния алкоголя, никотина и наркотических веществ на развитие зародыша человека. Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Изменчивость признаков организма и её типы (наследственная и ненаследственная). Мутации, их материальная основа — изменение генов и хромосом. Мутагены, их влияние на организм человека и живую природу. Генетические закономерности наследования, установленные

Г. Менделем, их цитологические основы. Моно- и дигибридное скрещивание. Отклонения от законов Г. Менделя. Закон Т. Моргана. Взаимодействие генов. Хромосомная теория

наследственности. Современные представления о гене, генотипе и геноме. Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни человека, их профилактика. Этические аспекты медицинской генетики. Факторы, определяющие здоровье человека. Творчество  как фактор здоровья и показатель образа жизни человека. Генетические основы селекции. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Биотехнология, её достижения. Этические аспекты некоторых исследований в биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома). Вирусы — неклеточная форма жизни. Вирусные заболевания. Способы профилактики СПИДа. Организменный уровень жизни и его роль в природе.

Лабораторная работа № 4 Модификационная изменчивость.

Раздел 6. Клеточный уровень жизни (9 ч)

Развитие знаний о клетке (Р. Гук, К.М. Бэр, М.Я. Шлейден, Т. Шванн, Р. Вирхов). Цитология — наука о клетке. Методы изучения клетки. Возникновение клетки как этап эволюционного развития жизни. Клетка — основная структурная, функциональная и генетическая единица одноклеточных и многоклеточных организмов. Многообразие клеток и тканей. Клеточная теория. Значение клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Основные части клетки. Поверхностный комплекс. Цитоплазма, её органоиды и включения. Ядро. Постоянные и временные компоненты клетки. Мембранные и немембранные органоиды, их функции в клетке.

Доядерные (прокариоты) и ядерные (эукариоты) организмы. Гипотезы о происхождении эукариотической клетки. Жизненный цикл клетки. Деление клетки — митоз и мейоз. Соматические и половые клетки. Особенности образования половых клеток. Структура и функции хромосом. Специфические белки хромосом, их функции. Хроматин. Компактизация  хромосом. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Гомологичные

и негомологичные хромосомы. Гармония и целесообразность в живой природе. Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе.

Лабораторная работа № 5 Исследование фаз митоза на микропрепарате  клеток кончика корня.

Раздел 7. Молекулярный уровень жизни (7 ч)

Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Органические и неорганические вещества, их роль в клетке. Мономерные и полимерные соединения. Основные биополимерные молекулы живой материи. Строение и химический состав нуклеиновых кислот. Структура и функции ДНК. Репликация ДНК. Матричная функция ДНК. Правило

комплементарности. Ген. Генетический код. Понятие о кодоне. Строение, функции и многообразие форм РНК в клетке. Особенности ДНК клеток эукариот и прокариот.

Пластический и энергетический обмен. Процессы синтеза как часть метаболизма живой клетки. Фотосинтез. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Роль фотосинтеза н

природе. Хемосинтез. Этапы биосинтеза белка. Молекулярные процессы расщепления веществ в клетке. Понятие о клеточном дыхании. Бескислородный и кислородный этапы дыхания как стадии обеспечения клетки энергией. Регуляторы биомолекулярных процессов. Последствия деятельности человека в биосфере. Опаность химического загрязнения окружающей среды. Правила поведения в природной среде. Значение экологическом культуры человека и общества.Молекулярный уровень жизни, его особенности и роль в природе.

Курсивом  выделен материал, который подлежит изучению, но не включён в Требования к уровню подготовки выпускника.

Требования к знаниям и умениям обучающихся к концу изучения раздела (отражены в разделе «Планируемые результаты изучения учебного курса».

Формы и вопросы контроля:

  • устный  опрос
  •  тестирование
  •  терминологический диктант
  •  практическая работа

- выдвижение гипотезы, целеполагание, определение задач, построение плана реализации проекта;

- создание проекта;

- сообщение учащегося с демонстрацией результатов наблюдений;

- участие в дискуссии по решению проблемного вопроса;

- оценивание ответа ученика;

- представление результатов работы с  информационными источниками;

- правильность ответа на поставленный вопрос, умение формулировать вопрос;

- решение биологических задач;

- ответ по тестовым заданиям;

- заполнение рабочей тетради;

- ответ путем письменного заполнения дидактических карточек;

- коллективное заполнение обобщающей таблицы;

- участие в "скоростном ответе" (блиц-ответ);

- написание "сочинения-фантазии" на заданную тему;

- создание текста роли персонажа для участия в ролевой игре;

- правильность выполнения практических работ, умение делать выводы;

- качество усвоения изученного материала;

- умение использовать знания на практике.

Возможные виды самостоятельной работы учащихся:

  • работа с информационным источником: анализ рисунка, графика, поиск ответа на вопрос, конспектирование, пересказ, составление плана ответа;
  • тренировочные упражнения;
  • решение задач;
  • лабораторные и практические работы;
  • проверочные работы;
  • доклады, рефераты;
  • индивидуальные и групповые задания при проведении экскурсий;
  • домашние лабораторные работы;
  • наблюдения;
  • создание презентаций;
  • выполнение летних заданий;
  • групповое «написание» книги и др.;
  • создание проекта

Формируемые универсальные учебные действия:

Личностные:

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение
  • действие смыслообразования,
  • действие нравственно - этического оценивания
  • знание моральных норм;
  • умение выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами
  • ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях

Коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение целей,
    функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение   конфликтов   -   выявление,   идентификация   проблемы,   поиск   и   оценка
    альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мыслив соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные:

  • целеполагание
  • планирование
  • прогнозирование  
  • контроль
  • коррекция
  • оценка
  • волевая саморегуляция

Познавательные:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск  и  выделение  необходимой  информации;  применение  методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • знаково-символические: моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую    или    знаково-символическую    модель,    где    выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  • умение структурировать знания;
  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия  способов  и  условий действия, контроль  и  оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Календарно-тематическое планирование (Приложение 1)

Формы и средства контроля (Приложение 2)

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса  (Приложение 3)

Планируемые результаты изучения учебного курса

Раздел 1.  Введение в курс общей биологии (5 ч)

Выпускник научится:

• выявлять и объяснять основные свойства живого;

• характеризовать многообразие структурных уровней организации жизни;

• рассматривать и объяснять общие признаки биосистемы;

• анализировать и оценивать практическое значение биологии;

• называть и объяснять роль методов исследования в биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

• аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению особенностей структурных уровней организации жизни;

• развивать представления о современной естественнонаучной картине мира;

• применять коммуникативные компетентности при работе в паре или в группе при обсуждении проблемных вопросов курса.

Раздел 2.  Биосферный уровень жизни (8 ч)

Выпускник научится:

• характеризовать биосферу как биосистему и экосистему;

• объяснять роль живого вещества в существовании биосферы;

• объяснять сущность круговорота веществ и превращения энергии в биосфере;

• характеризовать и сравнивать гипотезы о происхождении жизни на Земле;

• раскрывать сущность эволюции и называть её этапы;

• называть и характеризовать среды жизни на Земле;

• определять и классифицировать экологические факторы среды обитания живых организмов.

Выпускник получит возможность научиться:

• характеризовать этапы становления и развития биосферы Земли;

• раскрывать условия устойчивости и неустойчивости биосферы;

• аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии о возможных последствиях деятельности человека в биосфере.

Раздел 3.  Биогеоценотический уровень жизни (6 ч)

Выпускник научится:

• характеризовать биогеоценоз как биосистему и экосистему;

• раскрывать особенности и значение биогеоценотического структурного уровня организации живой материи;

характеризовать структуру и строение биогеоценоза;

• объяснять основные механизмы устойчивости биогеоценозов;

• сравнивать устойчивость естественных культурных экосистем;

• объяснять роль биогеоценозом в эволюции живых организмов;

• раскрывать процесс смены биогеоценозом и называть её причины;

• характеризовать периодические изменении биогеоценозов;

• классифицировать разнообразие биогеоценозов на Земле.

Выпускник получит возможность научиться:

соблюдать правила работы в кабинете биологии,

с биологическими приборами и инструментами;

• составлять элементарные схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

• применять знания об экологической нише и жизненной форме организмов в суждениях о коадаптации и коэволюции организмов;

• аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению сопряжённого развития приспособительных признаков у организмов.

Раздел 4.  Популяционно-видовой уровень жизни (13 ч)

Выпускник научится:

• характеризовать популяцию и вид как биосистему;

• раскрывать особенности и значение популяционновидового структурного уровня организации живой материи;

• определять популяцию как генетическую систему и как единицу эволюции;

• объяснять процесс появления новых видов (видообразование);

• раскрывать движущие силы эволюции;

• объяснять сущность современной теории эволюции;

• доказывать место человека в системе живого мира;

• характеризовать особенности и этапы становления вида Человек разумный;

• анализировать и сравнивать гипотезы о происхождении человека современного вида.

Выпускник получит возможность научиться:

• находить биологическую информацию в учебной, научно-популярной, справочной литературе и Интернете о популяции, эволюции, оценивать её и переводить из

одной формы в другую;

• аргументировать свою точку зрения при обсуждении движущих сил эволюции;

• проявлять ключевые компетентности при объяснении особенностей биологического прогресса и регресса;

• аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению проблемы сохранения природных видов;

• соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

Раздел5.  Организменный уровень жизни (16 ч)

Выпускник научится:

• характеризовать организм как биосистему и как структурный уровень организации жизни;

• раскрывать и объяснять свойства организма;

• называть и оценивать стадии развития зародыша на примере ланцетника;

• объяснять значение и типы оплодотворения у растений и животных;

• характеризовать основные факторы, формирующие здоровье;

• объяснять особенности наследственности и изменчивости;

• называть и объяснять законы наследования признаков;

• называть причины наследственных заболеваний;

• объяснять сущность и значение кроссинговера.

Обучающийся получит возможность научиться:

• аргументировать свою точку зрения при обсуждении особенностей организменного структурного уровня жизни;

• решать элементарные генетические задачи;

• применять коммуникативные компетентности работы в паре и в группе при выполнении лабораторной работы;

• соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

Раздел 6.  Клеточный уровень жизни (9 ч)

Выпускник научится:

• характеризовать клетку как биосистему и как структурный уровень организации жизни;

• называть и раскрывать строение и функции основных частей и органоидов клетки;

• сравнивать и различать клетки прокариот и эукариот;

• объяснять процессы жизнедеятельности клетки;

• называть отличие мейоза от митоза;

• объяснять строение и функции хромосом;

• называть и характеризовать этапы клеточного цикла;

• объяснять вклад клеточной теории в формирование современной естественнонаучной картины мира.

Выпускник получит возможность научиться:

• анализировать признаки клеточного уровня организации жизни;

• аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии о биосистемной сущности живой клетки;

• характеризовать клетку как этап эволюции жизни на Земле;

• находить в учебной и научно-популярной, справочной литературе и Интернете информацию о клетке,

оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;

• решать элементарные цитологические задачи;

• применять коммуникативные компетентности работы в паре и группе при выполнении лабораторной работы;

• соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

Раздел 7.  Молекулярный уровень жизни (7 ч)

Выпускник научится:

• характеризовать комплексы молекул в клетке как элементарные биосистемы и как компоненты молекулярного уровня организации жизни;

• раскрывать и объяснять признаки молекулярного уровня;

• объяснять биологические функции макромолекул;

• называть и характеризовать особенности строения и функции нуклеиновых кислот (ДНК и РНК);

• объяснять процессы синтеза в живой клетке;

• характеризовать значение световой и темновой фаз фотосинтеза;

• называть и объяснять этапы биосинтеза белка;

• раскрывать сущность процессов клеточного дыхания;

• объяснять сущность жизни как планетарного явления.

Обучающийся получит возможность научиться:

• аргументировать свою точку зрения при обсуждении особенностей молекулярного структурного уровня жизни;

• использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своих представлений о современной естественнонаучной картине мира;

• решать элементарные задачи по энергетике клетки;

• выдвигать гипотезы о возможных результатах деятельности человека на молекулярном уровне жизни.

Заключение

Структурные уровни организации материи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 5-9 класс в соответствии с требованиями ФГОС

Рабочая программа по биологии 5-9 класс в оответствии с требованиями ФГОС...

Рабочие программы по биологии.6-11 класс автор УМК Пономарёва И.Н.

Рабочие программы составлены с учетом требований Федерального государстенного стандарта на основе примерной программы, созданной авторским коллективом под руководством проф. И.Н.Пономаревой...

Рабочая программа по биологии для 6 класса по уч. Пономарёвой И.Н. ФГОС

Рабочая программа составлена с учётом современных требований  ФГОС ООО. Планирование составлено на основепрограммы основного общего образования по биологии   для 6 класса авторов И.Н. П...

Рабочая программа по биологии для 5 класса ( в условиях ФГОС), 1 час в неделю, авторы Пономарёва И.Н., Корнилова О.А.

Рабочая программа по биологии для 5 класса ( в условиях ФГОС), 1 час в неделю, авторы  Пономарёва   И.Н.,   Корнилова   О.А....

Рабочая программа по биологии для 6 класса ( в условиях ФГОС), 2 часа в неделю, авторы Пономарёва И.Н., Корнилова О.А.

Рабочая программа по биологии для 6 класса ( в условиях ФГОС), 2 часа в неделю, авторы  Пономарёва   И.Н.,   Корнилова   О.А....

Рабочая программа по биологии для 5 класса на основе авторской программы И.Н.Пономарёва

        Курс биологии на уровне основного общего образования направлен на формирование у  школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о еѐ мно...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс по программе Пономарёвой И. Н.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательными стандартом основного общего образования на основе авторской программы по биологии профессора И. Н...