Применение современных образовательных технологий на уроках биологии
статья по биологии на тему

Иванкина Любовь Александровна

В данной статье отражены  современные образовательные технологии, которые я использую ьна своих уроках биологии. Для того, чтобы пробудить у ученика желание узнавать новое, вовлечь в познавательную деятельность, есть замечательное средство: интерес через необычные формы уроков, через содержание учебного материала, через приблежение изучаемого материала к реальной жизни ученика, через внеклассные мероприятия. Для осуществления поставленных целей применяю примеры из повседневной жизни, занимательное изложение учебного материала, стихи, сказки, урок - исследование, урок - проект, урок - путешествие, проблемные уроки, уроки презентации, урок - игра, диспут, загадки, уроки поискового характера, уроки - конференции и так далее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение современных образовательных технологий на уроках биологии.

В приоритетном национальном проекте «Образование» подчеркнуто, что основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека: коммуникативность, информационность, самоорганизация,  самообразование. Современному обществу нужны люди, умеющие искать и анализировать, преобразовывать и применять информацию для решения проблем, уметь эффективно сотрудничать с другими людьми, уметь планировать, ставить цели, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы, обладающие готовностью  конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность. В центре внимания современного образования, а значит, каждого педагога находится личность, уважение к ней, стремление помочь её развитию.

Квалификацию повышала на курсах:  2009 год прошла курсы по теме «Пути повышения эффективности уроков биологии в современной школе». В 2010 году - «Организация поисковой и исследовательской, экспериментальной работы в школе. В 2014 году - «Проектирование образовательного процесса по биологии в контексте федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

Инициативный, творческий, с душой работающий учитель постоянно задаётся вопросом: как построить урок, чтобы детям было интересно изучать предмет, а учитель испытывал бы профессиональное и  моральное удовлетворение от своего труда.  Если нет у детей интереса к предмету, то и методически правильно построенный урок с изложением материала на самом высоком научном  уровне, с привлечением необходимых приёмов из практической жизни не даёт желаемого результата.

«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если нет желания», - писал  выдающийся педагог В.А. Сухомлинский. Вот поэтому  основной целью моей педагогической деятельности  является активизация познавательной активности учащихся на уроках биологии. Для того чтобы «пробудить» у ученика желание узнавать новое, вовлечь в познавательную деятельность, есть замечательное средство: интерес через необычные формы уроков, через содержание учебного материала, через приближение изучаемого материала к реальной жизни ученика, через внеклассные мероприятия. Для осуществления поставленных целей применяю примеры из повседневной жизни, занимательное изложение учебного материала, стихи, сказки, урок - исследование, урок - проект, урок -  путешествие, проблемные уроки, уроки - презентации, урок – игра, диспуты, загадки, уроки поискового характера, и так далее. При работе со старшеклассниками применяю технологию интеллектуального творчества: стараюсь максимально использовать творческие способности учащихся через выдвижение и проверку ими гипотез по какой либо проблеме, через активное применение развивающих и познавательных упражнений, через самостоятельную творческую работу (написание рефератов, докладов), проектную деятельность, внеклассные мероприятия. Все вышеизложенные методы и формы урока позволяют активизировать детей, пробудить их познавательный интерес. Кроме этого, в достижении поставленной цели немалая роль отводится оснащенности учебного процесса. Здесь я использую:

1. УМК под редакцией В.В. Пасечника с 5 по 11 классы, утверждённый Министерством образования РФ 2012 года;

2.Рабочие программы;

3. МТБ кабинета биологии (ноутбук, телевизор, видеомагнитофон, комплект видеороликов);

4. Дидактические материалы.

Приведу некоторые примеры методов и приёмов, которые применяю на практике:

Информационно - коммуникационные технологии

Результаты работы учителя оцениваются умениями его учеников, уровнем самодеятельности учащихся на уроке, отношением учащихся к предмету, учителю, друг к другу, воспитательной и развивающей подвижностью личности, возникшей в ходе урока. Для повышения мотивации учащихся широко использую уроки с применением информационно - коммуникационных технологий (ИКТ): с этой целью готовятся компьютерные презентации, а также используются готовые информационные ресурсы и электронные модули. Один из разработанных мной уроков с применением электронных модулей размещён на сайте festival.september.ru. Результаты работы учителя оцениваются умениями его учеников, уровнем самодеятельности учащихся на уроке, отношением учащихся к предмету, учителю, друг к другу, воспитательной и развивающей подвижностью личности, возникшей в ходе урока. Использование ИКТ на уроках биологии позволяет повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны различных объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы. Одним из достоинств применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Применение компьютера на уроках стало новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными. ИКТ-технологии применяются мною на различных этапах урока:

1.при объяснении нового материала (цветные рисунки и фото, слайды, видеофрагменты);

2) при самостоятельном изучении учебного материала учащимися на уроке в ходе выполнения компьютерного эксперимента по заданным  условиям (в виде рабочих листов или компьютерного тестирования) с получением в итоге вывода по изучаемой теме;

3) при организации исследовательской деятельности в форме лабораторных работ в сочетании с компьютерным и реальным экспериментом.  Следует отметить, что при использовании компьютера учащийся получает намного больше возможностей самостоятельного планирования экспериментов, их осуществления и анализа результатов по сравнению с реальными лабораторными работами;

4) при повторении, закреплении (задания с выбором ответа, тематические подборки заданий, задания с использованием фото, видео, вспомогательный материал) и контроле знаний (тематические наборы тестовых заданий с автоматической проверкой, контрольно-диагностические тесты).

5) домашние эксперименты могут быть выполнены учеником по рабочему листу с соответствующей адаптацией и при наличии дома учебного диска по данному курсу. Например: биология 5 класс.

Мультимедийные презентации

Презентация – форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации,  и видеоматериалы. Для того чтобы создать презентацию, необходимо сформулировать тему и цель урока; определить место презентации в уроке.

Ресурсы сети Интернет

Ни для кого из педагогов уже не секрет, что в качестве источника информации подавляющее большинство современных школьников используют отнюдь не литературные источники, а ресурсы Интернет. Использование ресурсов Интернета на уроке при изучении нового материала делает урок интереснее, повышается мотивация ученика к получению знаний. В Интернете можно найти тематические сайты по всем предметам школьного курса, задачники с подробными решениями, тесты, рефераты, модели различных опытов. Задача учителя научить учащихся правильно работать с найденной информацией, уметь ее структурировать, составлять к ней логические схемы, вопросы, выделять главное. Например, при изучении темы «Происхождение жизни на Земле » ребята получают предварительное задание найти информацию в Интернете. Задания могут носить как индивидуальные, так и групповой характер. Если время позволяет лучшие работы можно отметить и предложить ребятам выступить с сообщениями по своим темам, конечно же, такая форма это результат длительной целенаправленной работы с учащимися над информацией. При организации исследовательской деятельности ресурсы Интернет становятся незаменимыми при поиске теоретической информации, для ознакомления с другими исследовательскими проектами, ну и, наконец, в Интернете можно найти информацию о проведении конкурсов и принять в таковых участие.

Электронные энциклопедии

Электронные энциклопедии – являются аналогами обычных справочно-информационных изданий – энциклопедий, словарей, справочников и т.д.  Ярким примером является «Большая энциклопедия». В ней для урока можно найти: справочные таблицы и схемы классификаций живых существ и растений, мультимедийные панорамы («эволюция жизни», «экосистемы Земли»), видеоприложения, фонотеку («голоса животных»), фотоальбомы («природа России», «хищные звери»), Красную книгу Российской Федерации и многое другое.

Системы виртуального эксперимента

Системы виртуального эксперимента – это программные комплексы, позволяющие обучаемому проводить эксперименты в «виртуальной лаборатории». При изучении темы «Инфузории» в 7 классе мною запланирована лабораторная работа «Строение и передвижение инфузории-туфельки», но культуру инфузории не всегда удается вырастить. Поэтому в качестве виртуального эксперимента можно показать готовую работу с диска «Открытая Биология 2.5»; ООО «Физикон», 2003. При изучении курса «Ботаники» в 6 классе мною используется мультимедийное учебное пособие «Биология. Ботаника 6», который содержит большое количество тестов, заданий типа «закончи предложение», «правильно сопоставь» и другие. Проведение уроков с использованием видеопроигрывателя создает интерес учащихся к предмету. Блок видеофильмов по биологии 6 – 8 классов имеют колоссальный набор видеофрагментов,  в которых рассказывается о жизни рептилий, амфибий, млекопитающих, рыб, птиц, насекомых и растений. На современном этапе развития школьного образования проблема применения компьютерных технологий на уроках приобретает очень большое значение.  Компьютерные технологии  повышают уровень усвоения материала, стимулирует инициативу и творческое мышление. А результат – призеры на олимпиадах и слетах.

Метод проектов

Работа над проектом способствует воспитанию у учащихся значимых общечеловеческих ценностей  (социальное партнерство, толерантность, диалог); чувство ответственности, самодисциплины; способности к методической работе и самоорганизации. В 5 – 6 - х классах есть темы, по которым дети создают проекты: «Воздух» 5 класс, «Грибы» 6 класс, в 9 – 11 классах при изучении темы «Основы экологии» учащиеся работают над проектами по таким темам, как «Экологическая проблема села Печинено и пути её решения», «Чистые берега», «Чистые луга».

Научно – исследовательский метод

 Главная задача научно-исследовательской работы – дать ученику возможность развивать свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. Такая работа дает возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность. Научно-исследовательские проекты созданы Азарапиной Алёной «Почему хлеб пекут из пшеничной муки», Устюговым Димой «Ядовитые растения школьного двора», Смирновым Димой «Съедобные грибы родного края», Шимко Илоной «Вред от сладостей детскому организму». Исследовательская работа Шимко Илоны выполнялась на занятиях внеурочной деятельности «Если хочешь быть здоров -  правильно питайся». Это далеко не весь перечень исследовательских работ, я назвала только те, которые участвовали в конкурсах и занимали призовые места. Ежегодно уходя на летние каникулы, дети получают летние исследовательские задания: «Влияние подкормки на рост и развитие растений», «Влияние кормовых добавок на рост и развитие молодняка». Это общие темы, дети выбирают конкретные объекты, например: «Влияние подкормки на рост и развитие томатов», «Безрассадный способ выращивания капусты» и т. д. Первая оценка в новом учебном году - это оценка за проведённую работу и отчёт о ней.  

Технология проблемного обучения

Технология проблемного обучения на уроках биологии является объективной необходимостью. Что в содержании урока вызывает интерес к нему? Прежде всего, наличие новизны в учебном материале. Нередко тема урока биологии уже знакома учащимся из курса природоведения, из средств массовой информации, и поэтому материал представляется хорошо известным и неинтересным, он воспринимается поверхностно. Необходимо с помощью проблемных вопросов, требующих глубокого понимания темы урока, или путем записи на доске плана урока показать учащимся его новизну. Создание проблемных ситуаций, постановка учебных проблем, проблемных вопросов-задач – общепризнанные пути активизации обучения на уроках биологии. Возможны различные варианты проблемного построения материала и структуры урока. Например, в начале урока в 8 классе «Свертывание и переливание крови» ставлю перед учащимися ряд  связанных с жизнью вопросов:

  -     «При порезе кожи кровь вскоре свертывается и перестает течь. А почему кровь не свертывается в кровеносных сосудах? Почему после укуса пиявки кровь долго течет из раны, не свертываясь? Известен факт, что от потери крови после удаления зуба умер мальчик. Почему же кровь не всегда свертывается?». Некоторые ученики пытаются дать ответы на эти вопросы, но неудачно. Возникает проблемная ситуация, которая способствует росту познавательной активности в усвоении новых знаний.

 Игровые технологии

Среди разнообразных современных методик наиболее значимым, с моей точки зрения, являются игровые технологии. В процессе игровой деятельности происходит обучение действию посредством самого действия. Игра способствует развитию творческих способностей, воспитывает у учащихся стремление  к победе и к новым знаниям, развивает мышление, внимание, фантазию.  «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития», - писал В.А. Сухомлинский.

Учебная игра выполняет ряд функций:

- оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор;

- учит ориентироваться в конкретной ситуации и применять знания для решения нестандартной учебной задачи;

- мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса.

Поэтому в своей педагогической деятельности я часто использую игры и игровые моменты:

А) «Кто лишний» - на доске написаны столбиками названия организмов или явлений живой природы, которые сгруппированы по определенному признаку. Одно название лишнее, надо определить эту запись. Например, 1-лебедь, 2-гусь, 3-цапля, 4-утка (лишнее 3-отряд голенастые , 1,2, 4 – отряд гусеобразные ).

Б) «Найди ошибку» - даны предложения,  относящиеся к одной теме, но в них допущены ошибки, которые надо найти. Например: «Землероек и мышей - малюток можно назвать лилипутами звериного мира. Ноги у млекопитающих расположены под туловищем. Все млекопитающие – живородящие животные. Сердце млекопитающих имеет четыре камеры. У млекопитающих, как и у пресмыкающихся, происходит линька. Ушные раковины имеются у всех млекопитающих»

В) «Цепочка» - хорошо применять при изучении тем систематики растений или животных. Один игрок называет вид,  второй игрок называет род,  следующий называет семейство и т.д. Тот, кто не сможет назвать следующее звено цепочки, получает штрафное очко и начинает игру сначала. Использовать игровые моменты можно на всех стадиях обучения.  Например: при изучении птиц и земноводных на самом первом уроке я предлагаю детям поиграть в зоологический музей. На альбомном листе дети по своему выбору рисуют птицу, земноводного и составляют краткую характеристику, при этом пользоваться учебником нельзя, источником информации должны быть дополнительные ресурсы. На последнем уроке изучения темы кабинет превращается в картинную галерею: на стенах, доске, шторах развешиваются рисунки с изображением животных, и каждый ребёнок выступит в роли экскурсовода. Конечно, такое задание даётся для желающих. В классе всегда найдётся пара, тройка учеников, которые не проявят активности, но после такого урока подходят и просят разрешения дать им возможность выступить на следующем уроке. При изучении темы «Методы селекции растений» в 9 классе класс разбивается на группы. Каждая группа представляет собой селекционеров, которая, используя известные методы селекции растений, должна создать новые сорта томатов. Например:

1– я Группа – Представьте, что вы селекционеры, вам необходимо создать новый сорт томата.  Какими признаками вы наделили бы свой новый сорт? Почему?

2-я Группа – Вам необходимо вывести новый сорт томата, пригодного для механизированной уборки плодов. Какими признаками вы наделили бы свой сорт? Почему?

 3– я Группа -какими способами, методами вы будете пользоваться при выведении нового морозостойкого сорта?

Чтобы ответить на вопросы, каждая группа должна изучить методы селекции растений, а затем применить знания.

 При изучении условий прорастания семян на уроках ботаники класс превращается в студию «Вопросов и ответов». На столах лежат стопки конвертов с вопросами  об условиях  прорастания семян. Дети в роли агрономов дают исчерпывающие ответы.

  Очень нравится ребятам отгадывать загадки.

 В 8 классе на уроке «Слуховой анализатор» перед рассмотрением строения уха активизирую внимание учащихся загадкой:

«Плоская досочка, по краям обивочка, а в серёдке дырочка» (Ухо).

Ребята, давайте поразмышляем над этой загадкой. Что значит «плоская досочка?

А что означает по краям обивочка?

Что значит в серёдке дырочка?

После такого глубокого анализа загадки ребятам хочется подробнее изучить не только строение уха, но и выяснить его значение. В этом случае я активизирую внимание учащихся высказыванием академика Ухтомского «Слух-опора и посредник речи и собеседований» Почему?

Сюжетная (ролевая) игра характеризуется тем, что инсценируются                                                           условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определенные роли.                                                                 В условиях нашей школы при малой наполняемости классов целесообразнее проводить не целые уроки - ролевые игры, а использовать фрагменты. Например, при закреплении темы «Витамины» в 8 классе провожу ролевую игру «Доктор». Ученики делятся на две группы. Одна группа выступает в роли доктора, а другая в роли пациента. «Пациент» грамотно рассказывают о проявлении заболевания, а «доктора» с коментариями назначают витамины. Данную работу можно организовать в парах.  

  Портфолио

Есть ещё один метод, который я открыла для себя и использую в своей педагогической деятельности - это метод «портфолио».  Например: при изучении темы «Класс земноводные»  в 7 классе,  учащиеся составляют портфолио по плану:

- среда обитания

- строение (внешнее и внутреннее)

 - размножение и развитие

- значение в природе и жизни человека

- охрана земноводных

Значение этой группы животных для биологической науки 

Анализируя свою педагогическую деятельность, отмечаю, что сложившаяся система работы даёт положительный результат. Учащиеся постепенно овладевают умениями сознательно делать выбор при выполнении заданий самостоятельной работы, ориентируясь на собственные возможности, приобретают способность учиться на собственном опыте и опыте других. Если в начале обучения некоторые ученики часто бывают, скованны, нерешительно высказывают свои мысли, то в процессе обучения с применением активных форм познавательной деятельности  их активность повышается, формируются коммуникативные умения, приходит понимание, что интеллектуальные умения являются одной из ценностей человеческой личности. Результатом достижений учащихся является ежегодное участие в олимпиадах по биологии разного уровня:

Два года подряд  моя ученица Моисеенко Мария принимала участие в олимпиаде МГУ «Ломоносов» по биологии для учащихся 5-11 классов и два года подряд она становится призёром. Причём, в первый год она набрала 66 баллов, а во второй - 74 балла.   Каждый год выпускники выбирают биологию для итоговой аттестации как в 9 классе, так и в11 классе и успешно с ней справляются.

Деятельностный подход в обучении способствует формированию универсальных учебных действий,  что является одним из требований усвоения ФГОС. Технология деятельностного подхода заключается в том, что я не просто объясняю новый материал, а даю возможность ученику  «открыть» самому   новые знания. Ученик на моем уроке сам наблюдает, сопоставляет и обобщает результаты.

На уроках стараюсь, прежде всего, создавать условия для здорового развития детей. Обязательным условием проведения всех уроков являются мероприятия по профилактике утомления, нарушения осанки, зрения (физкультминутки, гимнастика для глаз). Обращаю внимание на объем и сложность материала, задаваемого на дом. Мною была составлена программа внеурочной деятельности «Юные исследователи своего тела» для учащихся третьего класса. На занятиях кружка ребята знакомятся со строением своего организма, с методами профилактики различных заболеваний.

В настоящее время существует большое  количество методик, технологий, но владеть всем этим арсеналом просто невозможно. Я использую в своей работе только те, которые, на мой взгляд, считаются актуальными и дают хорошие результаты.

Работая в школе, я поняла, что хороший учитель, всегда учится сам. Учится, работая над собой, учится, когда передает свои знания другим. Это залог успеха в преподавательской деятельности. Поэтому я неоднократно принимала участие во Всероссийской научно – практической конференции проводимой Поволжской государственной социально – гуманитарной академией. На школьном,  муниципальном и региональном уровне обменивалась опытом работы с коллегами на заседаниях педагогического совета, во время проведения семинаров, заседаний методического совета.

                                                               Учитель биологии Иванкина Л.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

В данной статье представлен опыт повышения мотивации учащихся на уроках руского языка и литературы через использование современных образовательных технологий....

Применение современных образовательных технологий на уроках биологии.

использование СОТ на уроках биологии в своей практике....

Применение современных образовательных технологий на уроке биологии

Развитие качеств личности, как утверждает педагогика, зависит от разнообразия видов деятельности учителя. В своей работе использую разные приемы и педагогические технологии:- информационно – коммуника...

Доклад по теме "Применение современных образовательных технологий на уроках биологии"

Данный доклад был подготовлен к районному конкурсу "Учитель года"...

Применение современных образовательных технологий на уроках биологии.

Качественность и доступность образовательного процесса, в том числе биологического, должно развиваться в прогрессии современных методов и тенденций. XXI век общественность характеризует как век эколог...

Современные образовательные технологии на уроках биологии. Роль современных образовательных технологий

В современной России образование становится личностно-ориентированным, предусматривает обращение к сфере личных интересов и потребностей ученика. Сегодня ученик должен получить возможность выбора инди...