"Почему дети похожи на родителей"
план-конспект урока по биологии (5 класс) по теме
Конспект урока по теме "Почему дети похожи на родителей" - биология 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bio-5.docx | 57.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок биологии по теме " Почему дети похожи на родителей "
Предмет: Биология. Класс 5 (Учебник «Биология. Введение в биологию. 5 класс. / Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков)
Тема урока: Почему дети похожи на родителей
Тип урока: Освоение новых знаний
Целевая установка: Формирование представлений о гене как основе наследственности организмов.
Понятия: Наследственность, ген.
Планируемые образовательные результаты
Предметные:
- Объяснять роль наследственности в сохранении признаков вида.
- Характеризовать ген как единицу наследственности.
- Описывать местоположение гена в клетке.
Метапредметные:
Познавательные УУД: умение давать определение понятиям, работать с текстом и выделять в нем главное, устанавливать причинно-следственные связи, работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.
Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.
Регулятивные УУД: развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя.
Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками, отвечать на вопросы учителя
Личностные:
Познавательный интерес к естественным наукам. Понимание роли генов в хранении и передачи наследственной информации от родителей к потомству.
Вид используемых на уроке средств ИКТ: презентация, фрагмент фильма «Сказка о царе Салтане…», «Наука для детей - Клетки тела человека. Гены»
Оборудование: карточки с заданием, книга А.С.Пушкина, картинки животных с их потомством, проекты детей, словари, модели половых клеток и фрагмента молекулы ДНК, маршрутный лист.
Образовательные Интернет-ресурсы: drofa.ru ; school-collection.edu.ru
Структура урока:
- Организационный этап.
- Актуализация знаний.
- Постановка учебной задачи.
- Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
- Физ. минутка.
- Закрепление изученного материала.
- Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
- Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Ход урока:
- Организационный этап.
Здравствуйте дорогие друзья, я рада всех вас видеть на сегодняшнем уроке. Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
Давайте узнаем, с каким настроением мы пришли на урок. На доске висит изображение солнышка и тучки: веселое, грустное, а у вас на столах лучики и капельки. Прошу вас прикрепить свой лучик к солнышку, если у вас веселое настроение, и капельку если у вас грустное настроение. Спасибо большое за вашу честность рассказать нам о своем настроении. И я надеюсь, что солнышко, которое у нас получилось, будет нам светить в нашем путешествии. А тучка испарится.
Оцените свое настроение.
- Актуализация знаний
Беседа по вопросам:
- Какой тип размножения характерен для большинства животных и семенных растений?
- Как называются клетки, лежащие в основе полового размножения?
- Как называется женская половая клетка? Как называется мужская половая клетка? Каковы особенности их строения? Почему сперматозоид имеет жгутик?
- Какой процесс называется оплодотворением?
- Что развивается из оплодотворённой яйцеклетки?
- О чем свидетельствует сходство ранних стадий развития зародышей многих животных и человека?
- Где происходит процесс развития зародыша человека?
Индивидуальная работа с карточками
- Постановка учебной задачи:
Зачитывание фрагмента сказки А.С. Пушкина «О царе Салтане…»:
Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку.
Выскажите своё мнение относительно возможности этого события.
- Кто рождается у собаки? У кошки?
- Похожи ли котята на своих родителей?
- Похожи ли дети на своих родителей? Если да, то на кого именно-папу, маму или на обоих своих родителей одновременно?
Рассказать кто из вас на кого похож. (Рассказ детей по фотографиям)
- Как это можно объяснить?
Сформулируйте тему урока
Сформулируйте цель нашего урока.
У каждого из вас по 2-е бабушки и 2 дедушки.
Когда то у них родились наследники у одних дочь, у других сын– ваши мама и папа. Милые, красивые дети похожие на своих родителей. Прошли годы…, они выросли, поженились и у них тоже родился наследник, похожий на них. Как удивительно –появились на свет очередные наследники, которых не было и в помине. Каждый из вас, ученик 5 класса являетесь наследником своих родителей. И вы будете расти, станете взрослыми, а потом и у вас родятся наследники похожие на вас.
В самом деле, почему? Почему каждое живое существо собака, тигр и даже крокодил – в своем потомстве повторяет себя?
- Как вы понимаете это выражение – «наследники своих родителей»?
- О чем сегодня на уроке пойдет речь (задачи урока)?
- Усвоение новых знаний и первичное закрепление:
Термины «наследник», «наследство» и «наследственность» - это родственные, однокоренные слова. Применительно к теме урока особое значение имеет термин «наследственность».
Работа в парах: найти в словаре значение слова «наследственность»
Работа с учебником: прочитать 1-ую строчку 3 абзаца параграфа 13.
Записать определение в тетрадь.
- Давайте вспомним, какие клетки лежат в основе развития каждого организма? (половые…)
- Используя ваши модели клеток, назовите основные части. Как называется главная часть клетки? И перед тем как перечислить ее основные функции давайте отвлечемся от биологии и поговорим об информатике.
– Что вам нужно, чтобы создать презентацию, напечатать текст, сделать рисунок, видео–ролик, мультфильм и т.д.
- Каждая из половых клеток хранит в себе информацию об организме, в котором она сформировалась.
Задание 1. Прочитайте внимательно текст и дайте ответы на вопросы
1 пара. Каким образом наследственные признаки родителей передаются потомству?
2 пара. Где в половых клетках «хранится» наследственная программа? Что такое ген?
-Ген – участки длинных молекул нуклеиновых кислот
3 пара. Почему для развития нового организма необходимо оплодотворение?
Ген – отвечает за развитие определенного признака
Просмотр фрагмента о строение нуклеиновых кислот и молекулы ДНК
Демонстрация молекулы ДНК
- Что по внешнему виду напоминает собою модель нуклеиновой кислоты?
- Из чего она состоит?
- Что такое ген?
- За что отвечает каждый ген?
- Какова роль ядер половых клеток в передаче наследственной информации?
- Физ. минутка.
Влево, вправо повернитесь,
Наклонитесь, поднимитесь.
Руки вверх и руки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку…
Замедляем, тише, шаг
И на месте стой! Вот так!
А теперь мы сядем дружно,
Нам ещё работать нужно!
- Закрепление изученного материала
Просмотр видеофрагмента «Сказка о царе Салтане…»
- Объясните, почему сюжет, описанный в ней, невозможен с точки зрения современной биологической науки
Работа в группах. (Задание №3)
- Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия)
Проведите самооценку, поставьте себе оценку за урок.
Критерии:
Показывают («5» или все отлично, супер – аплодисменты;
«4» или все хорошо – большой палец руки вверх;
«3» или есть НО, что-то осталось непонятным – большой палец руки вниз; «2» или все плохо – кулак)
Живой микрофон:
- "Я узнал…"
- "Я удивился…"
- "Я запомнил…"
- Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
- Параграф №13
- Составить кроссворд из терминов которые встретились нам в параграфах 11-13
Деганова Вера Викторовна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Почему дети похожи на родителей».
Презентация о роли генов в хранении и передачи наследственной информации от родителей к потомству. Рекомендована для учащихся 5-9 классов....
консультация для родителей "Почему дети не хотят учиться?"
консультация...
Консультация для родителей "Почему дети пишут зеркально?"
В данной консультации, родителям рекомендуются упражнения по профилактики оптической дисграфии....
Газета любознательных родителей "Почему дети жадничают?"
Жадина - говядина, соленый огурец, по полу валяется – никто его не ест». Вы вряд ли испытаете прилив положительных эмоций, если узнаете однажды, что этот стишок дети рассказывают в адрес в...
Памятка родителям "Почему дети теряют интерес к чтению"
Данная памятка предусмотрена для родителей учеников средних классов и также рассказывает об акции "Я читаю или Живая библиотека"...
Презентация к уроку "Почему дети похожи на родителей" 5 класс
Эта презентация пригодится тем, кто работает по учебнику А.А. Плешакова, Э. Л. Введенского "Биология. Введение в биологию 5 класс". Я использую эту небольшую презентацию в начале урока для т...
Почему дети не доверяют родителям?
в презентации представлен материал о возможных причинах того, почему дети не рассказывают что-то своим родителям...