Учебно-исследовательская работа "Деревенская ласточка"
творческая работа учащихся по биологии (8 класс) на тему

Хулаева Цаган Борисовна

Учебно-исследовательская работа учащейся 8 класса МОКУ "Хар-Булукская средняя общеобразовательная школа" Коксуновой Иляны, представленная в районной и республиканской конференции юных исследователей окружающей среды 2017 года. Заняла 1 место на районе и 2 место в республике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon derevenskaya_lastochka.doc276 КБ

Предварительный просмотр:

РЕСПУБЛИКА КАЛМЫКИЯ

ЦЕЛИННЫЙ РАЙОН

МОКУ «ХАР-БУЛУКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Номинация: «Зоология (орнитология)»

Учебно-исследовательская работа:

«Деревенская ласточка».

                                        Подготовила: Коксунова Иляна Валерьевна,

учащаяся  8  класса,МОКУ «Хар – Булукская средняя общеобразовательная школа»

Адрес образовательного учреждения: 359189 Республика Калмыкия, Целинный район, посёлок Хар – Булук,

ул. О Кошевого, 6

Домашний  адрес: 359189 Республика Калмыкия

Целинный район, посёлок  Хар – Булук, ул. Тюлюмджиева, 7

Контактный телефон: 8-905-484-40-53

           Руководитель: Хулаева  Цаган  Борисовна,

учитель биологии, географии

МОКУ «Хар – Булукская средняя общеобразовательная школа»

Адрес образовательного учреждения: 359189 Республика Калмыкия, Целинный район,  посёлок Хар – Булук,

 ул. О Кошевого, 6

Контактный телефон: 8-905-484-20-94

пос. Хар – Булук – 2017г.

           

Содержание

Введение

3-4

Цели и задачи исследования

3-4

Глава I. Основная часть

4-7

1.1  Физико-географическая характеристика района исследования

4-5

1.2 Морфологические особенности Деревенской ласточки

5-6

1.3. Биологические особенности Деревенской ласточки

6

 1.4. Интересные факты о деревенской ласточке

6-7

Глава II. Материал и методики исследования

8-13

2.1. Собственные исследования. Сроки прилета и отлета исследуемого вида  

8-13

2.2.   Строение гнезда

10

2.3.   Фенологические наблюдения  за поведением

Деревенской ласточки  в период гнездования на территории поселка Хар-Булук

10

Заключение. Результаты исследования                                                        

13

Список использованной литературы

14

Словарь терминов

14

Приложение

Введение

«Родное гнёздышко»
Автор: 
Г. Ладонщиков

Ласточки-певуньи
Над моим окном
Лепят, лепят гнёздышко…
Знаю, скоро в нём
Птенчики появятся,
Станут голосить,
Будут им родители
Мошкару носить.
Выпорхнут малютки
Летом из гнезда,
Полетят над миром,
Но они всегда
Будут знать и помнить,
Что в краю родном
Их приветит гнёздышко
Над моим окном.

Мы все  прекрасно  знакомы  с  нашими  пернатыми  друзьями  —  птицами.  Куда  бы  мы  ни  пошли,  будь  то  лес,  степи,  сад,  парк,  мы  всегда  увидим  этих  суетливых  животных.  Без  них  вряд  ли  можно  представить  нашу  жизнь.  Издавна  люди  наслаждались  пеньем  птиц,  узнавали  погоду  по  их  поведению,  любовались  их  красотой.  Они  играют  очень  важную  роль  в  природных  сообществах,  пищевых  цепях  и  регуляции  численности  насекомых  (в  том  числе  вредных  для  сельскохозяйственной  деятельности  человека). 

Наблюдая за птицами можно узнать много тайн, которых мы не знали в обычной жизни. Узнавая их поближе, мы смотрим на птиц другими глазами, у них очень разнообразная и интересная жизнь. Они не представляют собой отдельное «общество», а являются неизменной частицей нашей жизни. Очень хочется, чтобы они и впредь сопровождали нас по жизни и радовали нас своей беспечностью. Ведь когда они исчезнут, это может привести к глобальным проблемам, о которых мы порой не задумываемся. Так давайте сделаем так, чтобы этого не случилось!

        Одним из представителей  этого удивительного мира является деревенская ласточка, другое его название - Касатка.

Это та ласточка, которую так хорошо знают деревенские жители. Это та ласточка, которая часто сопровождает человека —  то залетая вперед, то отставая, то описывая изящные круги, с изумительно искусными, неожиданными поворотами и воздушными зигзагами; при этом особенно бросается в глаза широко раскрытый вилообразный хвост, украшенный при основании поперечным рядом беловатых глазков.     Это та ласточка, которая так любит гнездиться на чердаках, сеновалах, в открытых сараях, под мостами, внутри хлевов, конюшней, гаражей прикрепляя свое чашечкообразное, сверху открытое гнездо к балкам, бревнам и стропилам, которая так ловко прошмыгивает на лету через щель неплотно притворенной двери или через небольшое отверстие в разбитом оконном стекле. Это та птичка, прилет которой весной знаменует новую фазу в бурном натиске весны и, так же как кукование кукушки и аромат молодых листочков, доставляет много радости детям и взрослым.

Цель моего исследования: провести фенологические наблюдения за поведением деревенской ласточки в период гнездования на территории поселка Хар-Булук

Для реализации поставленной цели мною были поставлены следующие задачи:

  1. Познакомиться  с морфологическими особенностями Деревенской ласточки
  2. Получить информацию  из разных источников о данном виде
  3. Изучить особенности гнездования исследуемого вида
  4. Определить  некоторые параметры их гнездовой биологии: сроки размножения, величину кладки, размеры яиц.
  5. Проследить за ростом птенцов.
  6. Выяснить пользу, приносимую окружающей природе данным видом
  7. Изучить народные приметы.

    Гипотеза:  Я предполагаю, что ласточки возвращаются в родные места, и возможно именно в свои старые гнезда.

Объектом исследования является территория моего дома, который расположен в поселке Хар-Булук

Предметом  исследования является деревенская ласточка

В процессе подготовки исследовательской работы  мной были использованы такие методы научного исследования, как наблюдение, измерение, а так же сбор и анализ различных источников информации; описание, обобщение имеющихся данных в целях исследования; оформление результатов исследования, фотографирование.

В качестве оборудования использовались линейка,  определители птиц, фотоаппарат.

Проведенное исследование имеет теоретическую и практическую значимость, в первую очередь для меня, как для автора проекта, так как результатом проекта является получение интересной и полезной информации  о деревенской ласточке. А также данные моих исследований можно использовать на уроках зоологии в 7 классе, в качестве дополнительного материала.

Исследования проводились с  весны  2017г –   по начало осени 2017г

Глава I. Основная часть

  1. Физико-географическая характеристика района исследования

Данная  работа  была  проведена  на  территории  Целинного района в поселке Хар-Булук Республики Калмыкия.   Исследование  проходило  по  адресу:  ул. Тюлюмджиева, 7

Поселок Хар-Булук расположен в юго-западной части Целинного района,  в 18 км от города Элисты. Внутренние воды поселка Хар-Булук представлены прудами. Как  мы  можем  заметить,  степная зона и  наличие внутри поселка прудов  создает  благоприятные  биогеографические  условия  для  жизни  ласточки  деревенской.  Открытая  местность  (поля  и  степи)  создают  идеальные  участки  для  охоты  за  насекомыми.  Пруды  обеспечивает  добычей  ласточек-касаток  в  весенний  период,  когда  численность  насекомых  в  полях,  степях  низкая.  Рядом  с  прудом  ласточки  в  основном  проводят  все  свое  время. Так как там находится идеальное место для корма.

Наши  исследования   проходили  в  весенний,  летний  и  частично  осенний  периоды  2017  года.  Мы  наблюдали  за   гнездом  одной  семьи  деревенской  ласточки,  фиксируя  все  важные  факты  в  полевой  дневник.

1.2 Морфологические особенности Деревенской ласточки

Научная  классификация  ласточки деревенской:

Царство: Животные

Тип: Хордовые

Подтип: Позвоночные

Класс: Птицы

Подкласс: Новонёбные

Отряд: Воробьинообразные

Подотряду: Певчие

Семейство: Ласточковые

Род: Настоящие ласточки

Вид: Деревенская ласточка

Описание 

Небольшая птица, длина тела 14,6—19,9 см, размах крыльев 31,8—34,3 см. Вес птицы составляет 17—20 г. Окраска сверху сине-чёрная с металлическим отблеском, снизу бледно-бежевая. На лбу и передней части шеи имеются светло-коричневые пятна. Хвост длинный, с глубоким вырезом посередине. Самцы и самки выглядят приблизительно одинаково, хотя самки часто окрашены чуть менее контрастно, и их хвост чуть короче. Птенцы и взрослые птицы имеют сходную окраску.  Полового диморфизма  нет. Этих птиц отличает короткий и очень широкий, особенно в основании клюв, очень большой разрез рта, узкие и очень длинные крылья, широкая грудь и в то же время изящное телосложение, короткие и слабые лапки, малопригодные для передвижения по земле, наконец, обыкновенно вильчатый хвост. Спутать их можно только со стрижами, на которых ласточки внешне очень похожи.

1.3. Биологические особенности Деревенской ласточки

Образ жизни

Легко адаптируются к различным условиям, где имеется добываемый корм, источник воды и место для гнездования, обычно нависающая часть скалы или здания, под которой они и строят своё гнездо в местах, недосягаемых для дождя. Часто их можно увидеть на территориях, используемых в сельском хозяйстве, где они селятся возле амбаров и других служебных построек. Они также строят свои гнёзда под мостами, под карнизами домов (предпочитая каменные деревянным), на лодочных причалах, а также в каменных пещерах, и даже медленно идущих поездах. Во время перелёта стараются держаться открытых пространств, часто возле воды или вдоль горных хребтов. Касатки селятся колонией, по нескольку гнезд рядом. Раз поселившись, ласточки возвращаются на свое гнездовье из года в год много лет подряд. Когда готовое гнездо просохнет, в нем ласточка откладывает пестрые яйца — белые, с красновато-бурыми и сероватыми пятнышками и крапинками. Длина их не более 20 миллиметров, а число обычно не превышает шести. Часто бывает 4-5. Насиживает самка, а самец лишь иногда заменяет ее во время коротких отлучек. Через двенадцать-тринадцать дней «вылупляются» голые слепые птенчики, и еще около двадцати дней они остаются в гнезде — пока их крылья не отрастут настолько, чтобы сразу же держать их на полете. Когда молодые касатки в первый раз вылетают из гнезда, то трудно  отличить их в полете от старых птиц. Только по грязновато-белой окраске брюшка и тусклому цвету горла можно узнать молодых птиц в тот момент, когда они высовываются рядком из гнезда, готовясь вылететь первый раз. Они сразу же начинают летать вместе с родителями и получают от них корм на лету. Первое время они на ночь возвращаются в гнездо.
          Но еще задолго до вылета птенцы уже пытаются вылезть наружу, поджидая родителей с кормом. Те приносят в зобу и клюве сразу большой запас кашки, или "паштета», из мелких насекомых, смоченных и склеенных слюной, и, быстро  скармливают ее птенцам.

Распространение

Ласточки широко распространены по всему свету, кроме самых холодных широт (их нет в Антарктике, Арктике, Субарктике),  Новой Зеландии и некоторых океанических островов. Большинство видов — жители жарких стран.   Живущие в северных странах виды перелетные. Ласточки, обитающие в теплых краях, ведут оседлый образ жизни.

Питание

Питаются деревенские ласточки насекомыми: мухи, кузнечики, сверчки, стрекозы, жуки и другие летающие насекомые составляют 99 % их рациона. Большинство жертв они ловят в полёте. Охотясь в воздухе, касатка, предпочитая открытые пространства - поля, луга, сельские улицы и площади. Очень часто касатка сопровождает идущих по луговой траве людей и крупных животных, охотясь за вспугнутыми ими насекомыми. Это исключительно ловкие птицы - они могут на большой скорости подбирать насекомых с поверхности воды, со спин пасущегося домашнего скота или со стеблей растений. Часто касаток можно видеть в большом количестве сидящих на проводах.

Размножение

Деревенские ласточки считаются моногамными, однобрачными птицами. Однако среди них обычно создание ещё одной пары, что делает их генетически полигамными. Супружеские пары формируются каждой весной сразу после прибытия на летнее место жительства. Каждый год пары формируются по-новому, хотя если до этого у них был удачный выводок, они могут сохранять сожительство несколько лет подряд. Самцы пытаются привлечь самок, распуская свой хвост и издавая щебетание с рассыпчатой трелью. Оставшиеся без пары самцы обычно часто присоединяются к другой паре, оставаясь с ними в течение всего сезона. Хотя эти «помощники», как правило, не кормят птенцов, они могут помогать строить и охранять гнездо, насиживать яйца и выводить потомство. Они также могут сойтись с самкой, таким образом, образовав полигамную пару. Брачный сезон у деревенских ласточек обычно происходит с мая по август, но сильно различается в зависимости от местоположения. За лето самка, как правило, успевает вывести два выводка. Оба родителя участвуют в строительстве гнезда. Сначала они делают каркас из грязи, а затем обвивают его травой и перьями. Самка откладывает 3—7 белых с буро-красным, серым или фиолетовым крапом яиц, но чаще всего 5 штук. Оба родителя насиживают яйца, чей инкубационный период составляет 13—15 дней. Птенцы появляются голыми и беспомощными. Как самец, так и самка кормят птенцов, защищают гнездо и удаляют из него помёт. Кормление происходит до 400 раз в день, перед тем как дать птенцу насекомое, родители скатывают пойманную пищу в шарик. Птенцы остаются в гнезде в течение приблизительно 20 дней до тех пор, пока они не в состоянии летать. Когда человек берёт их в руки, они пытаются взлететь, даже если ещё не умеют этого делать. После того как птенцы научились летать, родители ещё в течение примерно недели продолжают им помогать, кормя их и показывая назад дорогу к гнезду. Начав летать, птенцы уже через 2 недели рассеиваются прочь от родителей, и часто присоединяются к другим колониям птиц. Половая зрелость деревенских ласточек наступает на следующий сезон после того как они вылупились. Как правило, молодые птицы дают меньшее потомство, чем более зрелые.

1.4. Интересные факты ласточки

  • Имена «ласточка», «ласта», «ластушка», «ластица» и им подобные живут во многих славянских языках. Но объяснить происхождение слова «ласточка» помогают только балтийские языки. В литовском, например, слово «lakstiti» значит «летать». Очевидно, общеславянское «ласта» буквально означало «летающая», «летунья».
  • Для всех ласточек характерна способность добывать пищу в воздухе, они умеют ловить насекомых на лету.
  • Ласточки проводит большую часть жизни, паря в воздухе, очень редко опускаясь на землю. Более того, ласточки на лету не только едят, но и пьют, снижаясь к водоему и захватывая клювом воду, спариваются и даже спят.
  • По земле ласточки ходит весьма неловко и неохотно
  •  Национальный банк Эстонии в феврале 2008 года выпустил первую в своей истории платиновую монету номиналом в 100 крон, тираж которой составляет 3000 штук. На реверсе изображена деревенская ласточка – символ Эстонии. Кроме платиновой было ещё 2 серебряных монеты 10 и 100 крон с изображением этой птицы.

Первая платиновая монета Эстонии

  • Деревенская ласточка изображена на словенской монете номиналом 2 толара.
  • На марке Молдовы.

Как различить городскую и деревенскую ласточек?

 Городская ласточка, или воронок заметно мельче деревенской ласточки (касатки). У городской, согласно данным Википедии, длина тела 12 - 17 см, размах крыльев 20 - 33 см, вес 18 - 19 г, у деревенской – длина тела 14,6 - 19,9, размах крыльев 31,8 - 34,3 см, вес 17 - 20 г.

  • У городской ласточки (воронка) хвост представляет собой тупую вилочку с короткими концами; у взрослой деревенской ласточки (касатки) хвост имеет вид острой вилочки с длинными концами.
  • Городские ласточки прикрепляют свои гнезда снаружи зданий в непосредственной близости друг от друга. Деревенские ласточки обычно гнездятся внутри хозяйственных построек и домов отдельно от своих крылатых сородичей.
  • Отличаются и гнёзда этих птиц. У деревенской ласточки гнездо сверху открыто и имеет форму полу шара или глубокого блюдца. У городской ласточки гнездо, прикреплённое к карнизу, закрыто со всех сторон; круглое входное отверстие расположено, как правило, сбоку.
  • Яйца этих двух видов ласточек тоже различны, и различно окрашены.

Яйца деревенской ласточки                             Яйца городской ласточки

Народные приметы, связанные с ласточками

  1. Если ласточка построит гнездо, а потом его покинет - это предвещает          беду.
  2. Если фермер убьет ласточку, его коровы будут доиться кровью вместо молока. (Было распространено в Уолтон-ле-Дейле, а также в Швейцарии).
  3. Кто разрушил ласточкино гнездо, пусть не ждет хорошего урожая. (Поверье, распространенное среди сельских женщин).
  4. Ласточка строит гнездо под твоей крышей - значит, удача придет в твой дом.
  5. Ласточки низко летают - к дождю, высоко - к ведру.

Глава II. Материал и методики исследования

2.1. Собственные исследования и наблюдения

Сроки прилета и отлета исследуемого вида

В течение 3-х лет я наблюдаю, что каждое лето под крышей моего дома поселяются ласточки. Прилетают они обычно в середине мая. Затем приступают к поиску места для жилья, а нашим старым знакомым не надо его искать, они знают, что мы им всегда рады! Ласточки прилетают к нам как старые добрые друзья или даже соседи, временно оставившие свой дом – гнездо.                         

В этом году я решила определить сроки прилета и отлета этих птиц. Данные  моих наблюдений я   привела   в  таблице.

Таблица  1. 

Сроки прилета и отлета исследуемых особей

Появление ласточек на территории моего дома

Отлет ласточек

вместе с птенцами

Массовый отлет ласточек

18 мая

7  июля

10 -15 сентября

Из приведенной таблицы мы видим, что птицы прилетели в более поздние сроки, причиной этого, по моему мнению, является поздняя и холодная весна 2017 года. К  отлету  деревенские  ласточки  готовятся  с  середины  августа.  Перед отбытием они  собираются  в  стаи,  насчитывающие  сотни  птиц,  перелетают  ближе  к  водоемам.  В нашем случае это в основном на территории Центрального пруда. Жаркая осень позволило им также задержаться на территории нашего поселка практически до середины сентября.  

Из  наших  наблюдений  мы  выяснили,  что  общее  число  дней  от  прилета  до  отлета  деревенской  ласточки  составляет: 126-127 дней.

2.2.   Строение гнезда

 Появившись у меня  во дворе  ласточки, сразу начали кружиться, летать над оградой, осматривая все постройки. Обследовали место, на котором в прошлом году было построено гнездо. Но в этом году, почему-то они не поселились в старом гнезде, хотя оно было целое. Значит, «мои» ласточки снова вернулись в мой двор (Приложение №1-2)

Сразу же они принялись за строительство нового гнезда.  Они собирали соломки, веточки, садились рядом с лужей, обмакивали соломку в грязи, а затем летели к гнезду и как настоящие строители крепили веточку. Каждая крошка, каждый прутик у них на счету! Ни один день не проходит зря: постоянно ищут они строительные материалы для своего жилища. Когда строительство было завершено, ласточки устелили гнездо перышками, сухими травинками. Эта кропотливая работа заняла у нашей парочки около 6-7 дней. Гнездо имело форму чашечки, сверху открыто, искусно прикрепленные к бревнам. Выстлано мягкой растительной ветошью, соломками, пухом  и перьями (Приложение №3).

Гнездо построили низко, что позволяло мне легко за ним наблюдать. Высота от пола до гнезда 2 метра 13 см. Измерила новое гнездо, и прошлогоднее старое который остался заброшенным в папином гараже, измерила высоту, диаметр лотка, глубину гнезд. Вот такие  данные у меня получились (Приложение №4).

Таблица №2

Результаты измерений старого и нового гнезда

 Гнёзда

Высота

гнезда

Диаметр

гнезда

Диаметр

лотка

Глубина гнезда

Кол-во

яиц в гнезде

Старое

12 см

17 см

11 см

5 см

5 шт

Новое

14, 5 см

17,8 см

11 см

5 см

5 шт

2.3.   Фенологические наблюдения  за поведением

Деревенской ласточки  в период гнездования

По моим наблюдениям пара,  за  которой  я  наблюдала,  отложила  первое  яйцо  29  мая,  а  последнее  яйцо  было  отложено  2  июня.  Мы  сделали вывод,  что  касатка  откладывает  одно  яйцо  в  день. Я каждый день приходила к гнезду и наблюдала. На следующий день и все другие дни ласточка сидела на яйцах, согревая их своим теплом. Покидала  она гнездо на короткое время, когда видела опасность, но быстро возвращалась. Я заметила, что парочка высиживала яйца по очереди, но в основном их высиживала женская особь, а самец лишь заменял ее, когда это было ей необходимо. Трудно было понять самочка или самец находится в гнезде. У ласточек нет полового различия. Почитав литературу, я узнала, что касатки насиживают яйца 12-13 суток. Я терпеливо стала ждать, когда же появятся птенцы, изредка заглядывая в гнездо. Птицы очень волновались, поэтому я лишний раз старалась их не беспокоить. При моем появлении они начинали вокруг меня кружить. Описывая изящные круги с изумительно искусными, неожиданными поворотами и воздушными зигзагами.

16 июня, вечером,  я заглянула в гнездо и обнаружила маленьких,  слепых, слегка покрытых легким пухом,  беспомощных птенцов с большим желтым ртом.  Количество птенцов  было пять. Гнездо было уже чистое, так как родители уже успели очистить его от  скорлупы.

После  того  как  вылупился  первый  птенец  в  кладке,  родители  сразу  же  начали  носить  насекомых  к  гнезду.  После  появления  на  свет  всех  птенцов,  родители  продолжали сидеть  на  гнезде  по  ночам,  обогревая  еще  не  оперившийся  молодняк. Ласточки трудились с рассвета до темноты. Я стала чаще следить за птицами и решила посчитать, сколько раз в день птица приносит корм своим птенцам. В 9 часов 30 минут  утра я затаилась в уголке, стараясь не шевелиться, что бы ни пугать ласточек  и стала считать. Самка, увидев меня, испуганно улетела из гнезда, но очень быстро вернулась, села на окно внимательно огляделась по сторонам, не обнаружив опасности, села на гнездо накормила одного птенца и улетела. За 20 минут ласточка прилетала к гнезду 13 раз. Дальше я сделала математические вычисления и выяснила, что  за  час ласточки сделают 39 полетов, за 12 час  - 468 полетов. Вывод за 1 месяц ласточки сделают – 14508 полетов.

Таблица №3.

Время

Число полетов

20 мин

13

1 час

39

12 час

468

за месяц

14508

Птенцы  активно  реагировали  на  любое  движение  около  гнезда,  жалобно  пища,  вытягивая  шеи  и  широко  раскрывая  рты.    Трудно было разобраться, одна ласточка приносила пищу птенцам или летали по очереди оба родители, ведь ласточки не имеют полового диморфизма. Птицы приносили пищу птенцам, зависали над гнездом, садились на край  и кормили птенцов, подавая пищу, то одному, то другому. Иногда ласточка садилась на край гнезда долго копошилась, что-то выкидывала из него. Видимо так она производила  чистку гнезда.

Птицы оказались очень заботливыми родителями. Они не только кормили своих птенцов, чистили гнездо, но и защищали их от врагов. Мне пришлось наблюдать за следующей сценой. Котёнок ничего, не подозревая, шел в пяти метрах от построенного гнезда. Птицы заволновались, звонко защебетали и один из птенцов чуть не упал на землю, он успел взяться за край своего домика. Затем родители атаковали котёнка. Со звонким криком пролетали у него над головой и пытались клюнуть прямо в голову. Испуганный котёнок  убежал со двора и только в этом случае ласточки успокоились.

Когда птенцы оперились полностью. Они начали высовываться, садились на край гнезда (Приложение №5). Казалось, что они наблюдают за всем происходящим вокруг них. Родители все чаще приносили им пищу.

6 июля я  подошла к гнезду и испугалась, в гнезде сидел всего один птенец. Вначале я подумала, что птенцов украл кот. Через два часа я снова зашла посмотреть, как себя ведет оставшийся птенец. В гнезде уже все птенцы были на месте. Я была рада и  поняла, что они впервые вылетали из гнезда. Как они летали в первый день, я не видела, но на следующий день утром  я их обнаружила не в гнезде, а на проводах в ограде. Они сидели долгое время рядом друг с другом, а родители, то кружили вокруг, то садились и сидели рядом с ними. Так птенцы начали летать. Родители все еще продолжали кормить их, и оберегать ещё в течение недели (Приложение № 6-7).

В конце августа рядом с моим домом на проводах я обнаружила очень много ласточек. Их было трудно посчитать. Они сидели на проводах от нашего дома,  до соседского. Пока ходила за фотоаппаратом, часть ласточек улетело, но все-таки я успела их сфотографировать. После этого я больше ласточек в нашем дворе не видела. Видимо они прилетали со своими сородичами попрощаться с нами. Мне было очень грустно. Но я надеюсь, что на будущий год они снова вернутся к нам, ведь птицы возвращаются туда же, где они вылупились или гнездились. Думаю, построят еще не одно гнездо.

          По  своим  наблюдениям  за  деревенской ласточкой   я  составила следующую  таблицу:

Таблица №4

Вопросы для наблюдения

Ответы

1

Время прилета ласточек

18 мая

2

Когда начали строить гнездо?

Сразу после прилета

3

Как ведут себя самец и самка в первые дни постройки гнезда?

Весело

4

Кто строит гнездо?

Самка и самец

5

Из какого материала строится гнездо?

Из комочков грязи, песка, глины, соломинок, листьев, волосы, травинки

6

Когда завершается постройка гнезда?

Через 6-7 дней

7

Как идёт откладка яиц?

Ежедневно

8

Сколько яиц откладывает?

5

9

Как ведут себя птицы во время насиживания?

Когда самка насиживает яйца, самец приносит ей пищу. И наоборот.

10

Кто насиживает яйцо?

Оба родителя по очереди

11

Сколько времени длится насиживание?

12-13 дней

12

Ухаживают ли родители за птенцами после вылупления?

Самка обогревает птенцов в течение недели

13

Оба ли родителя кормят птенцов?

В основном самец

14

Чем кормят птенцов родители?

Насекомыми

15

Часто ли приносят птенцам корм?

За 1 час  39 раз

16

Сколько дней сидят птенцы в гнезде?

19 дней

17

Как произошёл вылет птенцов из гнезда?

Постепенно

18

Когда произошёл вылет птенцов из гнезда?

6 июля

19

Где держался выводок после вылета из гнезда?

Около гнезда

20

 Летали  ли родители в первое время вместе с выводком?

Родители учат их летать

21

Продолжают ли они кормить  птенцов?

Да

22

Изменялся ли писк птенцов по мере их роста?

По мере роста писк птенцов стал более громким, уверенным

23

Массовый отлет птиц

10-15 сентября

Заключение. Результаты исследования

В результате проведенных мною исследований можно сделать следующие выводы:

  • Имена «ласточка», «ласта», «ластушка», «ластица» и им подобные живут во многих славянских языках. Но объяснить происхождение слова «ласточка» помогают только балтийские языки. В литовском, например, слово «lakstiti» значит «летать». Очевидно, общеславянское «ласта» буквально означало «летающая», «летунья». Для всех ласточек характерна способность добывать пищу в воздухе, они умеют ловить насекомых на лету. Ласточки проводит большую часть жизни, паря в воздухе, очень редко опускаясь на землю. Более того, ласточки на лету не только едят, но и пьют, снижаясь к водоему и захватывая клювом воду, спариваются и даже
  • По степени физиологической зрелости птенцы Деревенской ласточки относятся к птенцовой группе. Они появляются на свет без перьевого покрова, слепыми, глухими.  Как только птенцы покидают свои гнезда, и крепко встают на крыло,  ласточки  объединяются в стаи, которые в поисках пищи постепенно удаляются от гнездовой колонии.
  • У них стоит поучиться заботе о потомстве. Насиживают яйца и ухаживают за  птенцами  обе  родители. Таким образом, они очень заботливые родители, и их детки находятся под надежной защитой.
  • Так  же  было  исследованы  сроки  прилета,  отлета  и  количество  дней  гнездования.  Нельзя  не  упомянуть  о  долгой  задержке  деревенской  ласточки  в  наших  краях.  Это  говорит  о  необычно  теплой  осени.  А более поздний прилет, говорит о холодной весне.
  • Исследование  гнезд  касатки  в  нашей  работе  показало  нам  основные  места  расположения,  а  в  начале  гнездования  мы  зафиксировали  такое  поведение  ласточек,  как  выбор  более  прочного  и  подходящего  гнезда  из  старых. Они предпочли построить новое гнездо, хотя старое гнездо было цело. Что  очень  необычно  и  интересно.
  • Еще я узнала, что ласточки приносят пользу человеку.  

Они гнездятся в населенных пунктах, где истребляют мелких мух, комаров, мошек, маленьких жучков, так как пища ласточек состоит исключительно из насекомых, добываемых на лету.  Наши пернатые друзья действуют настолько эффектно, что при соответствующей заботе о них  можно было бы и отказаться от применения химических средств борьбы с насекомыми- вредителями.

  • Я убедилась в том, что ласточки возвращаются не только в те края, где они родились, но могут возвратиться  и на свое старое гнездо.
  • Ласточки издавна служили индикатором погоды. Насекомые, увлекаемые током теплого воздуха, в ясную солнечную погоду поднимаются довольно высоко вверх. В это время ласточки, занятые охотой, летают высоко в небе. Когда же, особенно перед грозой, воздух насыщается водяными парами, насекомые устремляются к земле. Ласточки проносятся у самой поверхности земли или воды  ловят стрекоз, околоводных жуков, бабочек, комаров, мошек. Существует такая народная примета, если ласточки летают низко возле земли – быть дождю. По количеству этих птиц можно судить о состоянии окружающей природной среде.

                                                                Литература:

  1. Большая Советская Энциклопедия. Том 8. Москва. Издательство «Советская энциклопедия», 1972 г
  2. Биология- 7 кл  В. Б. Захаров, Н. И. Сонин, стр218.
  3. Биология животных- 7,8 кл. А.И. Никишов, И. Х. Шарова, стр 179
  4. https://ru.wikipedia.org/wiki
  5. http://natureworld.ru/ptitsyi/kasatka-derevenskaya


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка учебного занятия, основанного на применении учебно-исследовательской деятельности

Представленную разработку рекомендуется использовать на уроке обществознания в 9 классе. Данный макет урока отражает основные методы учебно-исследовательской деятельности, которые можно эффективно исп...

Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности в основной школе, как один из путей повышения мотивации и эффективности в учебном процессе.

В статье рассказывается как организация поректной деятельности в школе позволяет повысить мотивацию учащихся...

Развитие проектно-исследовательской компетентности учащихся при изучении курса "Решение проектных задач по биологии" посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Образовательная программа учреждения должна включать программу развития универсальных учебных действий, обеспечивающую «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельн...

Особенности формирования различных видов универсальных учебных действий при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности по математике

Особенности формирования УУД при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности на примере проекта в 8 классе по геометрии "Теорема Пифагора"...

Особенности формирования различных видов универсальных учебных действий при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности по математике

Особенности формирования различных видов универсальных учебных действий при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности по математике на примере проекта по геометрии "Теорема Пифагор...

Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности

Презентация для выступления на школьном методическом объединении учителей естественно-математического цикла....

Проблемы организации учебно-исследовательской/научно-исследовательской деятельности студентов на уроках обществознания в условиях реализации ФГОС СПО

Проблемы организации учебно-исследовательской/научно-исследовательской деятельности студентов на уроках обществознания в условиях реальзации ФГОС СПО...