Конспект урока "Нуклеиновые кислоты" 10 класс
план-конспект урока по биологии (10 класс) по теме

Пономарев Павел Владимирович

Урок   биологии  Нуклеиновые кислоты. 10 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА БИОЛОГИИ

учителя МБОУ Новокиевской СОШ Новоаннинского муниципального района Волгоградской области

ПОНОМАРЕВА ПАВЛА ВЛАДИМИРОВИЧА

Октябрь 2017 г.

Педагог  – Пономарев Павел Владимирович

Предмет – биология

Класс – 10

Тема урока –« Нуклеиновые кислоты»

Предметные цели:

-способствовать овладению учащимися знаниями о составе, строении и функциях нуклеиновых кислот,

- способствовать пониманию учащимися роли нуклеиновых кислот в развитии и существовании живой материи

- создать условия для развития навыков сравнения, описания, установления связи между строением и выполняемыми функциями органических веществ

Метапредметные цели : 

Создать условия для формирования умений:

- описывать и сравнивать,

- анализировать и синтезировать научные факты,

- подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

- работать в  группах,

Тип урока : Урок усвоения новых знаний

Оборудование : мультимедийный проектор, компьютер, авторская презентация, раздаточный материал (аппликация, листы успеха, тесты).

Предполагаемый результат:

 -овладение учащимися знаниями о составе строении и выполняемых функциях нуклеиновых кислот (ДНК, РНК),

 - овладение учащимися  умением  сравнивать и показать отличия и сходства ДНК и РНК,

 - понимание принципа комплементарности и умение, используя его, составлять цепочки ДНК и РНК,

- понимание проблемы сохранения здоровья,

 - формирование интереса к теме, в целом – интереса к изучаемому предмету.

                                                                                                                                                                             

1 этап. Организационный

Цель этапа для учителя:

Способствовать созданию  нормальной психологической  обстановки для работы на уроке.

Задачи для учителя:

- создать доброжелательный настрой учителя и учащихся,

- подготовить класс и оборудование к работе,

-организовать  внимание всех учащихся.

Цель для учащихся:

Подготовиться к продуктивной работе на уроке

Методы и приёмы работы- Словесный  (беседа.)

Предполагаемый итог этапа  Полная готовность класса к уроку, быстрое включение в работу,

организация внимания всех учащихся.

     Деятельность учителя

  • Учитель приветствует учащихся.
  • Учитель отмечает отсутствующих.

  • Прежде чем начать урок, я хочу обратить ваше внимание на Лист успеха (приложение №1)., который лежит у каждого на столе. Этот лист вы будете заполнять в процессе всего урока, а в конце мы подведём итог вашей работы.(даётся краткая инструкция заполнения листа)

    Деятельность учащихся

  • Учащиеся приветствуют учителя.
  • Учащиеся слушают учителя, настраиваются на продуктивную работу.

2.  Этап проверки домашнего задания.

Цель этапа для учителя

Обеспечить условия  для выявления уровня  усвоения учащимися материала предыдущего уроа

 проверить у  учащихся знание состава, строения и функций белков и их значение в живой природе

-выявить причины обнаруженных недостатков в знаниях учащихся

- дать рекомендации по их устранению.

Задачи для учителя:

- проверка уровня и качества усвоения материала по теме: «Белки» при помощи тестирования;

-определение типичных недостатков в знаниях и  выявление причин;

-устранение в ходе проверки; обнаруженных пробелов в знаниях

Цель для учащихся:

 Показать знание материала по теме

«Белки»

Методы и приёмы работы

Метод контроля (тестирование.  самоконтроль, прогностический самоконтроль)

 

Предполагаемый итог этапа: Установление уровня знаний о составе, строении и функции белков.

.

     Деятельность учителя

  • Ребята, на прошлом уроке мы с вами изучи класс органических веществ - белки. Давайте сейчас проверим,  как вы усвоили этот материал. Проверка домашнего задания будет проводится в виде теста. На выполнение теста дается 4 минуты. Тест дифференцирован: золотой лист, серебряный и бронзовый.  Золотой - самый трудный, но за него можно получить больше всего баллов, за бронзовый, соответственно,  меньше всего. В тесте указаны баллы которые вы можете получить
  • Приступайте (Тест приложение №2)
  • Для проверки обратите внимание на экран и сверьте  свои ответы с ключом, подсчитайте баллы и выставите их в свои оценочные листы (слайд №1)
  • Учитель выявляет причины недостатка знаний у учащихся, и дает рекомендации по их устранению

   Деятельность учащихся

  • Учащиеся внимательно слушают условия тестирования.

  • Учащиеся выполняют тест
  • Учащиеся подсчитывают баллы и выставляют в оценочный лист

  • Учащиеся анализируют свои ответы.

3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала.

Цель для учителя: Способствовать побуждению учащихся к изучению состава, строения и функции нуклеиновых кислот.

 

Задачи для учителя:

-подведение учащихся к формулированию темы  урока;  -

- обеспечение совместной деятельности учителя и учащихся  по определению целей урока;

-обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности,.

Цель для учащихся:  

Уметь сформулировать при помощи учителя цель и задачи урока

Методы и приёмы работы-

эвристическая беседа  (подводящий диалог)

Итог- готовность учащихся к учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

        Деятельность учителя

 

  • Учитель просит вспомнить  основные классы органических веществ,  из которых состоит клетка?

  • Какие из классов органических веществ мы уже изучили? А что осталось неизученным?
  • Так какова же  тема нашего сегодняшнего урока?
  • Запишем тему урока в тетрадь
  • Вспомните,  какие цели стояли перед нами при изучении других классов органических веществ и попытайтесь поставить перед собой цели сегодняшнего урока. Итак, что мы должны сегодня изучить?

  • Молодцы,  ребята , цель сформулирована. Приступим к её выполнению.

 

         Деятельность учащихся

  • Учащиеся отвечают  на вопросы учителя.

  • Учащиеся формулируют тему урока.

  • Учащиеся формулируют цель урока.

4 . Этап изучения новых знаний и способов деятельности

 4.1. Изучение  истории открытия и изучения нуклеиновых кислот

Цель для учителя: Способствовать овладению обучающимися знаниями об истории открытия и изучения нуклеиновых кислот

 Задачи для учителя:

-организовать и сориентировать на  поиск дополнительной информации во внешних источниках;

- создать условия для развития навыков  написания  конспектов.

Цель для учащихся:

-знать основные сведения об истории открытия и изучения нуклеиновых кислот

Задачи для учащихся:

 -реализовывать навыки  поиска дополнительной информации во внешних источниках;

- реализовывать навыки  написания  конспектов;

- реализовывать навыки  самооценки и взаимооценки .

Методы: словесные, исследовательские контроля, самоконтроля.

4.2. Изучение состава и строения нуклеиновых кислот.

Цель для учителя: 

-способствовать овладению обучающимися знаниями состава и строения нуклеиновых кислот.

Задачи для учителя:

-организовать и сориентировать на  восприятие словесной и визуальной информации;

- активизировать интерес к изучаемому материалу через применение ЭОР.

Цель для учащихся:

-знать основные сведения о составе строении  нуклеиновых кислот;

Задачи для учащихся:

- уметь сравнивать, анализировать.

Методы– репродуктивный, объяснительно-иллюстративный,

4.3. Самостоятельного поиск информации.

Цель для учителя: 

-способствовать овладению обучающимися знаниями функций нуклеиновых кислот.

Задачи для учителя:

--организовать и сориентировать на  поиск дополнительной информации во внешних источниках;

- развивать навыки аргументированного рассказа.

Цель этапа для учащихся:

-знать основные сведения о функциях нуклеиновых кислот;

Задачи этапа для учащихся:

- уметь  осуществлять поиск дополнительной информации во внешних источниках;

-уметь аргументированно сообщать новую информацию

 Методы и приёмы работы – частично-поисковый, исследовательский.

4.4. Актуализация знаний

Цель этапа для учителя: 

- способствовать формированию ценностного отношения  к собственному здоровью и здоровью своих потомков.

Задачи для учителя:

--развивать логическое мышление;

Цель этапа для учащихся:

-осознавать уязвимость биологических объектов на примере человека;

Задачи этапа для учащихся:

- понимать ценность собственного здоровья;

- владеть навыками его сохранения

Методы и приёмы работы – частично-поисковый, словесный. Эвристическая беседа 

Итог- активизация действия учащихся с содержанием обучения и использование самостоятельности в добывании знаний по теме «Нуклеиновые кислоты»

Деятельность учителя

  • Итак, на прошлом уроке вам было предложено опережающее домашнее задание. Вы должны были подготовить сообщения об истории открытия и изучения нуклеиновых кислот. Давайте прослушаем эти сообщения,  и запишем в тетрадь основные этапы этой истории.

А теперь выступающие пусть оценят себя и поставят себе баллы в лист успеха, а мы с вами тоже оценим их.

  • Изучим химический состав нуклеиновых кислот.  В их состав входят фосфорная кислота, пятиуглеродный сахар, и  одно из пяти(аденин, гуанин, цитозин, тимин и урацил)азотистых оснований. Какова же структура нуклеиновых кислот, рассмотрим вначале  ДНК – дезоксирибонулеиновую кислоту. (Слайд № 3)
  • Изучим строение РНК (Слайд № 4), и обратим внимание на сходства и различия в строении нуклеотидов ДНК и РНК и структур самих молекул. (Слайд №5)
  • Как же формируется пространственная структура ДНК и РНК. (слайд № 6) Остаток фосфорной кислоты одного нуклеотида, связанный с пятым атомом С в пентозе, может соединяться ковалентной связью с гидроксильной группой возле третьего атома с другого нуклеотида.  Благодаря реакции поликонднсации нуклеотидов,  образуются нуклеиновые кислоты - ДНК и РНК

Обратите внимание: концы цепочки нуклеотидов, связанных в нуклеиновую кислоту, разные.

На одном конце расположен связанный с пятым атомом пентозы фосфат, и этот конец называется 5'-концом (читается «пять- штрих»). На другом конце остается не связанная с фосфатом ОН- группа около третьего атома пентозы (З'-конец).

  • Далее  ДНК ,в отличие от РНК, формирует двойную спираль (слайд № 7). Формирует по принципу комплементарности (взаимное соответствие, дополнение). Азотистые основания  пуриновые Аденин и Гуанин и пиримидиновые и Цитозин Тимин имеют такое строение, что образуют водородные связи строго попарно, аденин с тимином , гуанин с цитозин. Таким образом строение двух спиралей строго определенно.
  • Познакомимся со строением  различных типов РНК  (слайд № 9) Типы РНК.

Выделяют три основных типа РНК, различающихся по структуре, величине молекул, расположению в клетке и выполняемым функциям.

Рибосомные РНК (р-РНК) синтезируются в основном в ядрышке и составляют примерно 85% всех РНК клетки. Они входят в состав рибосом и участвуют в формировании активного центра рибосомы, где происходит процесс биосинтеза белка.

Транспортные РНК (т-РНК) образуются в ядре на ДНК, затем переходят в цитоплазму. Они составляют около 10% клеточной РНК и являются самыми небольшими по размеру РНК, состоящими из 70— 100 нуклеотидов. Каждая т-РНК присоединяет определенную аминокислоту и транспортирует ее к месту сборки полипептида в рибосоме.

Все известные т-РНК за счет комплементарного взаимодействия образуют вторичную структуру, по форме напоминающую лист клевера. В молекуле т-РНК есть два активных участка: триплет-антикодон на одном конце и акцепторный конец на другом.

  • А теперь вернёмся к целям нашего урока. Что нам уже удалось выполнить?
  • Что осталось?
  • Поработаем самостоятельно. Разделимся на группы. Одна группа в интернете будет искать функции РНК, другая ДНК. На выполнение данной работы вам даётся 5 минут
  • В конце работы представитель группы делает сообщение,  другая группа оценивает его и записывает вывод в тетради. Ребята, оцените свою работу и поставьте себе баллы от 0 до 7 ,  

 (Слайд №8)

Беседа с учениками

  • Какова роль ДНК  в живой природе?

  • Ребята, а сложна ли молекула ДНК?
  •  А чем сложнее объект, его легче или труднее повредить?
  • Как вы думаете, что произойдет при повреждении ДНК?
  • Под воздействием каких факторов происходят мутации?

  • А бытовые факторы?
  • Повреждение ДНК в соматических клетках ведет к раку в половых к нарушениям  развития потомства. (Слад № 10)

  • Вывод.

  • Ребята давайте посмотрим нашу цель урока, достигли ли мы её?

    Деятельность учащихся

  • Учащиеся выступают с сообщениями

  • Учащиеся слушают товарищей и делают записи в тетради

  • Учащиеся, выступавшие с сообщениями, оценивают себя и записывают результаты в лист успеха.
  • Остальные учащиеся оценивают их.

  • Учащиеся активно слушают рассказ учителя и изучают слайды презентации

  • Учащиеся устно высказывают своё мнение

  • Учащиеся оценивают выполнение цели урока и планирую дальнейшую работу.

  • Учащиеся в интернете осуществляют поиск информации

  • Каждая группа делает сообщение возможно с иллюстрациями:

  1. РНК, переносит наследственную информацию от ДНК  к  рибосомам, входит в состав рибосом, составляет транспортные РНК, участвующие в синтезе белка
  2. ДНК является носителем наследственной информации, передает её из поколения в поколение, реализует через синтез белков.
  • Учащиеся оценивают свою работу, записывая баллы в лист успеха

Беседа с учителем

  • Огромна, наследственность изменчивость, передача наследственной информации.. и т.д.
  • Да
  • Легче

  • Мутация

  • Радиация, электромагнитные излучения, химические загрязнения
  • Курение, алкоголь и спиртное

  • Во избежание повреждений ДНК  нужно, по крайней мере, избегать бытовых мутагенов

  • Учащиеся оценивают выполнение цели урока.

5. Этап первичного осмысления и применения изученного

5.1. Самостоятельная практическая работа

Цель для учителя:

- Способствовать развитию умений учащихся обобщать знания, полученные в ходе усвоения нового материала, проводить анализ, делать необходимые выводы

Задачи: 

-определить  уровень усвоения знаний  состава и структуры нуклеиновых кислот и скорректировать его:

-развивать навыки самостоятельной работы;

 развивать навыки моделирования.

 Цели для учащихся:

-показать знание состава и строения нуклеиновых кислот

-уметь выполнять практические работы по моделированию биологических объектов

- объективно определять уровень своих знаний и умений

Методы 

практического контроля и самоконтроля, моделирование.

5.2. Решение цитологических задач работа

Цель для учителя:

- Способствовать развитию навыков решения генетических задач .

Задачи: 

-определить  уровень владение понятием комплементарности.

-способствовать формированию навыков решения цитологических задач.

Цели для учащихся:

 -Уметь решать цитологические задачи

- объективно определять уровень своих знаний и умений

Методы письменные -  решение цитологических задач, прогностического самоконтроля

Итог- осознание усвоения нового материала по теме «Нуклеиновые кислоты» большинством учащихся

Деятельность учителя

  • Ребята, давайте теперь закрепим полученные знания.
  • Поработаем самостоятельно, из вырезанных  элементов составьте схему строения  нуклеотидов ДНК и РНК. Внимательно изучив схемы, вспомните и сформулируйте сходства и различия в строении нуклеотидов ДНК и РНК и их молекул.Проверьте себя
  • Проанализируйте обе схемы и найдете сходства и  различия в строении  нуклеотидов и самих молекул ДНК и РНК
  • Один из учащихся выполнит эту работу на доске, сравните её со своей. Исправьте ошибки, если они есть.

  • Оцените свою работу и выставьте баллы в лист успеха

  • Предварительно оцените себя и поставьте баллы в лист успеха
  • На доске изображена одна цепочка ДНК, достройте в тетради другую (слайд №11 вторая строка появляется после окончания задания) проверьте себя, исправьте ошибки, сравните свой результат с прогнозируемым.
  • Предварительно оцените себя и поставьте баллы в лист успеха

  • Задание повышенной сложности : исходя из правила комплементарности,  ответьте на вопрос: Сколько  будет содержаться гуаниновых нуклеотидов в участке ДНК, если адениновых  157,  и они составляют 25 % от общего числа нуклеотидов?

  • Проверьте себя, исправьте ошибки, сравните свой результат с прогнозируемым

  • Ребята, мы закончили изучение нуклеиновых кислот  А теперь  давайте вспомним, какую цель мы ставили перед собой в  начале урока? Достигли ли мы поставленной цели

 Деятельность учащихся

  • Учащиеся составляют схему строения нуклеотидов ДНК и РНК из вырезанных элементов.

  • После размышления учащиеся отвечают.
  1. Сходства:   в  нуклеотидах ДНК и  РНК в составе имеются фосфорная кислота и  три нуклеотида аденин гуанин, цитозин
  2. Отличия :

ДНК                                           РНК

дезоксирибоза                         рибоза

тимин                                     урацил

двойная спираль     линейная структура,

                                 одиночная спираль

  • Учащиеся оценивают свою работу, записывая баллы в лист успеха

  • Предварительно оценивают себя и выставляют баллы в лист успеха.

  • Строят вторую цепочку ДНК, проверяют себя.

  • Предварительно оценивают себя и выставляют баллы в лист успеха.

  • Решают задачу

  • Учащиеся оценивают выполнение цели урока.

  1. Подведение итогов

Цель для учителя

- дать анализ и оценку    успешности достижения цели урока  и наметить   перспективу последующей работы.

 Задачи:

- соотнести поставленные задачи с достигнутым результатом;

 - оценить работу класса и отдельных учащихся.

Цель для учащихся:

-объективно оценить свою работу на уроке

Итог:-.

Осознание учениками значимости полученных результатов;

         Деятельность учителя 

Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Наш урок подходит к концу. Подведите итоги в вашем Листе успеха (баллы и оценка)

  • Сравнение  самооценки учащихся с оценкой учителя.
  • Учитель выставляет оценки и комментирует их .

   Деятельность учащихся

Заполняют оценочные бланки.

Учащиеся могут оценивать свои ответы и ответы одноклассников

  1. Рефлексия 

Цель для учителя

- организовать процесс самооценки работы учащихся на уроку, уровня  овладения ими знаний и умений, работу учителя

Цель для учащихся:

-объективно оценить своё отношение к полученным знаниям, и уроку в целом

Методы и приёмы работы: рефлексия

Ребята, а теперь постарайтесь объективно оценить свою работу на уроке, а также работу учителя..

  • Что показалось трудным?
  • Что в изученном для вас самое главное?
  • Какие новые мысли, чувства у вас появились?
  • Что бы вы хотели посоветовать учителю?

Перед вами лист бумаги с нарисованной двусторонней лестницей.  На правой изобразите человека сначала  на той ступени, где вы находились в начале урока по знаниям нуклеиновых кислот, а потом на той где вы , по вашему мнению, находитесь сейчас. С левой стороны оцените мою работу и нарисуйте человечка на ступеньке соответствующей уровню проведения урока. Подписываться не надо

  • Учащиеся высказывают свои впечатления от урока.

  • Учащиеся заполняют предложенные учителем бланки

8. Домашнее задание

Цель для учителя

-  сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

Задачи:

- обеспечнть понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания;

- мобилизовать учащихся на рефлексию своей деятельности и деятельности учителя .

Цель для учащихся:

- понять способ выполнения домашнего задания 

Метод. Объяснительно-иллюстративный,

Итог:-.  осознанность значимости выполнения  домашнего задания

.

Домашнее задание (слайд №12)- прочитать & 12, обратите особое внимание на структуру ДНК и различных типов РНК. Это задание на 4, кто хочет получить отлично, пусть проявит творческий подход и напишет эссэ на тему «ДНК. Медицина. Человек».

.

.

Учащиеся записывают домашнее задание.

 

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в классе эстрадного вокала с обучающейся 4 класса

Тема урока: "Работа с интонационной дикцией. Скэт - как способ развития голоса."...

Конспект занятия, 5 класс, по УМК Биболетова 5- 6 классы

Интересный урок "Animals in our life", с элементами игры. Урок носит обобщающий характер....

Конспект урока ФГОС Класс птицы. Общая характеристика класса

Конспект урока Класс Птицы.Общая характеристика класса....

Конспект урока ФГОС Класс птицы. Общая характеристика класса

Конспект урока разработан по учебнику Латюшин Биология 7 класс...

Конспект урока 5 класс "Баскетбол", 7 класс

Конспект урока 5 класс "Баскетбол", 7 класс...