Конспект урока "Нуклеиновые кислоты" 10 класс
план-конспект урока по биологии (10 класс) по теме
Урок биологии Нуклеиновые кислоты. 10 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока "Нуклеиновые кислоты" 10 класс | 40.56 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА БИОЛОГИИ
учителя МБОУ Новокиевской СОШ Новоаннинского муниципального района Волгоградской области
ПОНОМАРЕВА ПАВЛА ВЛАДИМИРОВИЧА
Октябрь 2017 г.
Педагог – Пономарев Павел Владимирович
Предмет – биология
Класс – 10
Тема урока –« Нуклеиновые кислоты»
Предметные цели:
-способствовать овладению учащимися знаниями о составе, строении и функциях нуклеиновых кислот,
- способствовать пониманию учащимися роли нуклеиновых кислот в развитии и существовании живой материи
- создать условия для развития навыков сравнения, описания, установления связи между строением и выполняемыми функциями органических веществ
Метапредметные цели :
Создать условия для формирования умений:
- описывать и сравнивать,
- анализировать и синтезировать научные факты,
- подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.
- работать в группах,
Тип урока : Урок усвоения новых знаний
Оборудование : мультимедийный проектор, компьютер, авторская презентация, раздаточный материал (аппликация, листы успеха, тесты).
Предполагаемый результат:
-овладение учащимися знаниями о составе строении и выполняемых функциях нуклеиновых кислот (ДНК, РНК),
- овладение учащимися умением сравнивать и показать отличия и сходства ДНК и РНК,
- понимание принципа комплементарности и умение, используя его, составлять цепочки ДНК и РНК,
- понимание проблемы сохранения здоровья,
- формирование интереса к теме, в целом – интереса к изучаемому предмету.
1 этап. Организационный Цель этапа для учителя: Способствовать созданию нормальной психологической обстановки для работы на уроке. Задачи для учителя: - создать доброжелательный настрой учителя и учащихся, - подготовить класс и оборудование к работе, -организовать внимание всех учащихся. Цель для учащихся: Подготовиться к продуктивной работе на уроке Методы и приёмы работы- Словесный (беседа.) Предполагаемый итог этапа – Полная готовность класса к уроку, быстрое включение в работу, организация внимания всех учащихся. | Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
|
2. Этап проверки домашнего задания. Цель этапа для учителя Обеспечить условия для выявления уровня усвоения учащимися материала предыдущего уроа проверить у учащихся знание состава, строения и функций белков и их значение в живой природе -выявить причины обнаруженных недостатков в знаниях учащихся - дать рекомендации по их устранению. Задачи для учителя: - проверка уровня и качества усвоения материала по теме: «Белки» при помощи тестирования; -определение типичных недостатков в знаниях и выявление причин; -устранение в ходе проверки; обнаруженных пробелов в знаниях Цель для учащихся: Показать знание материала по теме «Белки» Методы и приёмы работы Метод контроля (тестирование. самоконтроль, прогностический самоконтроль)
Предполагаемый итог этапа: Установление уровня знаний о составе, строении и функции белков. . | Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
|
3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала. Цель для учителя: Способствовать побуждению учащихся к изучению состава, строения и функции нуклеиновых кислот.
Задачи для учителя: -подведение учащихся к формулированию темы урока; - - обеспечение совместной деятельности учителя и учащихся по определению целей урока; -обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности,. Цель для учащихся: Уметь сформулировать при помощи учителя цель и задачи урока Методы и приёмы работы- эвристическая беседа (подводящий диалог) Итог- готовность учащихся к учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний. | Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
|
4 . Этап изучения новых знаний и способов деятельности 4.1. Изучение истории открытия и изучения нуклеиновых кислот Цель для учителя: Способствовать овладению обучающимися знаниями об истории открытия и изучения нуклеиновых кислот Задачи для учителя: -организовать и сориентировать на поиск дополнительной информации во внешних источниках; - создать условия для развития навыков написания конспектов. Цель для учащихся: -знать основные сведения об истории открытия и изучения нуклеиновых кислот Задачи для учащихся: -реализовывать навыки поиска дополнительной информации во внешних источниках; - реализовывать навыки написания конспектов; - реализовывать навыки самооценки и взаимооценки . Методы: словесные, исследовательские контроля, самоконтроля. 4.2. Изучение состава и строения нуклеиновых кислот. Цель для учителя: -способствовать овладению обучающимися знаниями состава и строения нуклеиновых кислот. Задачи для учителя: -организовать и сориентировать на восприятие словесной и визуальной информации; - активизировать интерес к изучаемому материалу через применение ЭОР. Цель для учащихся: -знать основные сведения о составе строении нуклеиновых кислот; Задачи для учащихся: - уметь сравнивать, анализировать. Методы– репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, 4.3. Самостоятельного поиск информации. Цель для учителя: -способствовать овладению обучающимися знаниями функций нуклеиновых кислот. Задачи для учителя: --организовать и сориентировать на поиск дополнительной информации во внешних источниках; - развивать навыки аргументированного рассказа. Цель этапа для учащихся: -знать основные сведения о функциях нуклеиновых кислот; Задачи этапа для учащихся: - уметь осуществлять поиск дополнительной информации во внешних источниках; -уметь аргументированно сообщать новую информацию Методы и приёмы работы – частично-поисковый, исследовательский. 4.4. Актуализация знаний Цель этапа для учителя: - способствовать формированию ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью своих потомков. Задачи для учителя: --развивать логическое мышление; Цель этапа для учащихся: -осознавать уязвимость биологических объектов на примере человека; Задачи этапа для учащихся: - понимать ценность собственного здоровья; - владеть навыками его сохранения Методы и приёмы работы – частично-поисковый, словесный. Эвристическая беседа Итог- активизация действия учащихся с содержанием обучения и использование самостоятельности в добывании знаний по теме «Нуклеиновые кислоты» | Деятельность учителя
А теперь выступающие пусть оценят себя и поставят себе баллы в лист успеха, а мы с вами тоже оценим их.
Обратите внимание: концы цепочки нуклеотидов, связанных в нуклеиновую кислоту, разные. На одном конце расположен связанный с пятым атомом пентозы фосфат, и этот конец называется 5'-концом (читается «пять- штрих»). На другом конце остается не связанная с фосфатом ОН- группа около третьего атома пентозы (З'-конец).
Выделяют три основных типа РНК, различающихся по структуре, величине молекул, расположению в клетке и выполняемым функциям. Рибосомные РНК (р-РНК) синтезируются в основном в ядрышке и составляют примерно 85% всех РНК клетки. Они входят в состав рибосом и участвуют в формировании активного центра рибосомы, где происходит процесс биосинтеза белка. Транспортные РНК (т-РНК) образуются в ядре на ДНК, затем переходят в цитоплазму. Они составляют около 10% клеточной РНК и являются самыми небольшими по размеру РНК, состоящими из 70— 100 нуклеотидов. Каждая т-РНК присоединяет определенную аминокислоту и транспортирует ее к месту сборки полипептида в рибосоме. Все известные т-РНК за счет комплементарного взаимодействия образуют вторичную структуру, по форме напоминающую лист клевера. В молекуле т-РНК есть два активных участка: триплет-антикодон на одном конце и акцепторный конец на другом.
(Слайд №8) Беседа с учениками
| Деятельность учащихся
Беседа с учителем
|
5. Этап первичного осмысления и применения изученного 5.1. Самостоятельная практическая работа Цель для учителя: - Способствовать развитию умений учащихся обобщать знания, полученные в ходе усвоения нового материала, проводить анализ, делать необходимые выводы Задачи: -определить уровень усвоения знаний состава и структуры нуклеиновых кислот и скорректировать его: -развивать навыки самостоятельной работы; развивать навыки моделирования. Цели для учащихся: -показать знание состава и строения нуклеиновых кислот -уметь выполнять практические работы по моделированию биологических объектов - объективно определять уровень своих знаний и умений Методы практического контроля и самоконтроля, моделирование. 5.2. Решение цитологических задач работа Цель для учителя: - Способствовать развитию навыков решения генетических задач . Задачи: -определить уровень владение понятием комплементарности. -способствовать формированию навыков решения цитологических задач. Цели для учащихся: -Уметь решать цитологические задачи - объективно определять уровень своих знаний и умений Методы письменные - решение цитологических задач, прогностического самоконтроля Итог- осознание усвоения нового материала по теме «Нуклеиновые кислоты» большинством учащихся | Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
ДНК РНК дезоксирибоза рибоза тимин урацил двойная спираль линейная структура, одиночная спираль
|
Цель для учителя - дать анализ и оценку успешности достижения цели урока и наметить перспективу последующей работы. Задачи: - соотнести поставленные задачи с достигнутым результатом; - оценить работу класса и отдельных учащихся. Цель для учащихся: -объективно оценить свою работу на уроке Итог:-. Осознание учениками значимости полученных результатов; | Деятельность учителя Подведение итогов урока. Выставление оценок. Наш урок подходит к концу. Подведите итоги в вашем Листе успеха (баллы и оценка)
| Деятельность учащихся Заполняют оценочные бланки. Учащиеся могут оценивать свои ответы и ответы одноклассников |
Цель для учителя - организовать процесс самооценки работы учащихся на уроку, уровня овладения ими знаний и умений, работу учителя Цель для учащихся: -объективно оценить своё отношение к полученным знаниям, и уроку в целом Методы и приёмы работы: рефлексия | Ребята, а теперь постарайтесь объективно оценить свою работу на уроке, а также работу учителя..
Перед вами лист бумаги с нарисованной двусторонней лестницей. На правой изобразите человека сначала на той ступени, где вы находились в начале урока по знаниям нуклеиновых кислот, а потом на той где вы , по вашему мнению, находитесь сейчас. С левой стороны оцените мою работу и нарисуйте человечка на ступеньке соответствующей уровню проведения урока. Подписываться не надо |
|
8. Домашнее задание Цель для учителя - сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. Задачи: - обеспечнть понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания; - мобилизовать учащихся на рефлексию своей деятельности и деятельности учителя . Цель для учащихся: - понять способ выполнения домашнего задания Метод. Объяснительно-иллюстративный, Итог:-. осознанность значимости выполнения домашнего задания . | Домашнее задание (слайд №12)- прочитать & 12, обратите особое внимание на структуру ДНК и различных типов РНК. Это задание на 4, кто хочет получить отлично, пусть проявит творческий подход и напишет эссэ на тему «ДНК. Медицина. Человек». . . | Учащиеся записывают домашнее задание.
. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока в классе эстрадного вокала с обучающейся 4 класса
Тема урока: "Работа с интонационной дикцией. Скэт - как способ развития голоса."...
Конспект занятия, 5 класс, по УМК Биболетова 5- 6 классы
Интересный урок "Animals in our life", с элементами игры. Урок носит обобщающий характер....
Конспект урока ФГОС Класс птицы. Общая характеристика класса
Конспект урока Класс Птицы.Общая характеристика класса....
Конспект урока ФГОС Класс птицы. Общая характеристика класса
Конспект урока разработан по учебнику Латюшин Биология 7 класс...
Конспект урока 5 класс "Баскетбол", 7 класс
Конспект урока 5 класс "Баскетбол", 7 класс...
План конспект для 6 класса по учебнику "Математика 6 класс" Муравин, Муравина. "Деление чисел с одинаковыми и разными знаками"
quot;Деление чисел с одинаковыми и разными знаками"...
План конспект для 6 класса по учебнику "Математика 6 класс" Муравин, Муравина. "Обобщение по темам деление и умножение"
quot;Обобщение по темам деление и умножение"...