Использование ИКТ на уроках экологии и биологии
статья по биологии на тему

Анастасия Александровна Кондина

Внедрение в образование новых информационных технологий на базе компьютерной техники – это требование времени. Использование ИКТ является перспективным направлением развития современной школы в соответствии с образовательным стандартом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt_novichkova_a.a.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ на уроках экологии и биологии

Учитель экологии и биологии Новичкова А.А.

Современный этап развития образования диктует новый подход к организации учебного процесса. Становится ещё более актуальной и востребованной задача создания условий для развития потребности обучающихся к самореализации и саморазвитию на основе учёта их учебных возможностей, психофизиологических и личностных особенностей. А значит необходимо формировать человека деятельного, умеющего добывать знания и применять их в практической деятельности.

Внедрение в образование новых информационных технологий на базе компьютерной техники – это требование времени. Использование ИКТ является перспективным направлением развития современной школы в соответствии с образовательным стандартом.

Компьютеры и учебные программы можно назвать универсальными средствами обучения. В преподавании экологии и биологии можно выделить следующие направления использования новых информационных технологий:

– демонстрация учебных материалов;

– использование во внеурочной деятельности;

– интернет ресурсы;

–обобщение и систематизация знаний обучающихся;

–самостоятельная работа обучающихся по созданию проектов-презентаций; проверка знаний обучаемых.

При подготовке уроков и внеклассных мероприятий использую: пакет Microsoft Office, текстовый  процессор Word и электронные презентации PowerPoint.

  • Использование готовых электронных продуктов
  • Использование мультимедийной презентации
  • Использование ресурсов сети Интернет для подготовки урока
  • Использование программного обеспечения SMART Board (ПО, предназначенное для интерактивной доски)
  • Использование видео и фото коллекции

Использование ИКТ возможно на всех стадиях педагогического процесса:

На этапе актуализации знаний

  • Постановка учебной проблемы

На этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия

  • Схемы-кластеры
  • Видеофрагменты
  • Анимации
  • Интерактивные рисунки и таблицы

На этапе повторения и закрепления усвоенных знаний, умений, навыков

  • Эволюционная лестница
  • Немые рисунки
  • Лабораторные работы

На этапе промежуточного контроля и самоконтроля результатов обучения

  • Озвучивание анимации
  • Тест
  • Игра

(демонстрация опыта использования ИКТ на уроках)

-заполнение схемы строение растительной клетки с использованием интерактивной доски,

-моделирование растительной клетки с использованием сенсорных возможностей интерактивной доски,

-установление последовательности фаз деление клетки с использованием интерактивной доски,

- установление соответствия между компонентами клетки с использованием интерактивной доски,

-возможность просмотра видеофрагменты на уроке изучение жизнедеятельности клетки.

Очевидно, что при изучении биологии и  экологии информационные технологии позволяют сделать уроки более содержательными, зрелищными и интересными, что очень важно для современного образования. Применение информационных технологий позволяет сэкономить учебное время.  

Главной отличительной чертой использования ИКТ в биологическом и экологическом образовании является перераспределение потоков информации на занятии. При этом учащийся превращается в активного участника образовательного процесса. Активная деятельность приводит его к значительному повышению мотивации, стимулирует активную поисковую познавательную деятельность.

Применение ИКТ на занятиях биологии и экологии весьма результативно. Учащиеся оживляются, активно включаются в учебный процесс. Повышается эффективность обучения, улучшаются учёт и оценка знаний обучающихся. У ребят проявляется интерес к предмету. Формируются умения и навыки исследовательской деятельности, ориентировка в информации и её последующей обработке. Информационные технологии дифференцируют и индивидуализируют учебный процесс; позволяют преподавателю значительно расширить объём изучаемой информации и разнообразить формы и способы её восприятия учащимися. Материал, предлагаемый обучающимся в такой форме, запоминается намного лучше, чем на традиционных уроках, и в конечном итоге приводит к более высокому уровню усвоения предмета, способствует развитию креативности ребят через создание образовательных информационных продуктов, способствует психологическому росту личности, развитию навыков самообразования и самовоспитания. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современное образование.

Моя дальнейшая деятельность предполагает расширение работы в рамках новых информационных технологий, поиск и освоение новых технологий при изучении биологии и экологии, в целях повышения качества образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках географии, химии, биологии

Мы должны идти в ногу со временем и говорить на одном языке с нашими учениками. Компьютер в учебном процессе-не механический педагог, не аналог преподавателя, а средство  развития детей....

методические материалы для подготовки к урокам экологии и биологии

методические рекомендации к урокам экологии 6 класстехнологические карты уроков экологии 6 класс...

Использование ИКТ на уроках химии и биологии

Использование ИКТ на уроках химии и биологии...

Использование ИКТ на уроках химии и биологии

Владение информационными и коммуникативными технологиями позволяет уверенно чувствовать себя любому человеку как в стенах образовательного учреждения, так и за его пределами – в информационном обществ...

Районные педагогические чтения "Использование наглядности на уроках географии и биологии"

Материал представлен на педагогических чтениях, посвященных педагогике Яна Амоса Коменского....

Использование минипроектов на уроках географии и биологии

Минипроект занимает урок или его часть. Позволяет учащимся приобрести навыки проектной деятельности, ставить цели работы, выявлять задачи и методы решений....

Использование ИКТ на уроках географии и биологии

ИКТ технологии повышают интерес школьников к процессу обучения....