конспект к уроку "Лишайники"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Сурина Татьяна Фроловна

Конспект урока "Лишайники" составлен  к учебнику Пономаревой, 5 класс ФГОС.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока «Лишайники» по биологии для 5-го класса

Образовательная система «Алгоритм успеха» (ФГОС ООО)

Учитель биологии Сурина Татьяна Фроловна

УМК по биологии: И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова Биология. Учебник для 5-го класса. – М.: Вентана-Граф, 2013.

Форма урока: изучение и первичное закрепление новых знаний на основе деятельностного подхода.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: для учителя: сформировать у учащихся представление о лишайниках, как уникальной группе живых организмов, закрепить понятие «симбиоз».

Планируемый результат: для учащихся: познакомиться с существенными признаками внешнего и внутреннего строения лишайников, закрепить простейшую классификацию, осознать ценность лишайников как живых организмов.

Задачи урока:

Воспитательная: формирование интереса к предмету, живым организмам; эстетическое воспитание учащихся.

Развивающая: умение сравнивать и классифицировать живые организмы, работать с учебником, тетрадью.

Обучающая: изучить внешнее и внутреннее строение лишайников, питание, размножение. Значение в природе и жизни человека.

Формируемые УУД:

Предметные УУД:

  1. Овладеть новыми знаниями о лишайниках, их строении и жизнедеятельности.
  2. Уметь характеризовать особенности внутреннего строения лишайников.
  3. Рассказать на конкретных примерах значение лишайников в природе и для человека.

Метапредметные УУД:

1.Познавательные УУД (ПУУД): уметь давать определение понятиям; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основание для конкретной логической операции; строить логическое рассуждение; структурировать полученные знания, включая умение выделять главное и второстепенное.

2.Регулятивные УУД (РУУД): уметь определять тему, цель и планировать пути ее достижения; самостоятельно оценивать правильность выполнения своих действий как в конце работы, так и по ходу ее реализации.

3.Коммуникативные УУД (КУУД): уметь излагать свою точку зрения, отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; слушать, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, а также сотрудничества с партнером, учителем; работать в парах (группе).

Личностные УУД (ЛУУД): воспитывать экологическое сознание, признавать высокую ценность жизни во всех ее проявлениях.

Межпредметные связи: Опора на знания по природоведению (4 класс), географии (5 класс), история (5 класс)

Оборудование: компьютер, интерактивное оборудование; презентация «Лишайники», гербарий лишайников; учебник для 5 класса «Биология» И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова; рабочая тетрадь; раздаточный материал для самостоятельной работы.

Ход урока: Взаимное приветствие учителя и класса.

Учитель:

Любя природу страстью нежной,

 Жизнь, проживая безмятежно,

 В познанье, отворяя дверь,

 Ты в биологию поверь!

 Она расскажет вам, ребята,

 О рыбах, водорослях, мхах,

 И о растениях, о грибах.

 И вы узнаете однажды

 Даль неизведанных дорог,

 И утолите жажду знаний.

 Итак, начнем скорей урок!

(СЛАЙД 1) Эпиграфом к нашему уроку являются слова Чарльза Дарвина: “Чем больше мы познаём законы природы, тем всё более невероятными становятся для нас чудеса”

1.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности:

Учитель начинает показ слайдов живых организмов, относящихся к разным царствам. Учащиеся вспоминают материал, структурируют полученные ранее знания (ПУУД).

2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения:

При показе слайда с изображением лишайника учитель задает вопросы классу: (Диалог с учителем – КУУД)

- Что это за организм? (Учащиеся высказывают предположения).

Чтобы определить тему урока я предлагаю отгадать кроссворд(Слайд)

 Вопросы:

1.Голосеменное растение из символов Нового года.

2.Тесное сожительство двух живых организмов полезное как одному, так и другому.

3.Организмы, питающиеся органическими веществами других живых организмов.

4.Тонкие белые нити, образующие тело гриба.

5.Как называется тело низших растений.

6.Низшие растения, живущие в основном в воде.

(СЛАЙД) Ребята, о каком представители у нас сегодня пойдёт речь? (ответы детей) Молодцы! Записали число и тему урока: “Лишайники”.

Учитель: К какому царству живых организмов относится лишайники?

Лишайники часто называют «изумительной выдумкой природы», а великий русский учёный К.А. Тимирязев назвал их «растениями – сфинксами» (слайд).

Сфинксы в древнегреческой мифологии мифическое чудовище, существо с головой женщины, лапами и телом льва и крыльями орла.

Почему лишайники сравнивают со сфинксами, нам предстоит узнать сегодня на уроке.

3.Выявление места и причины затруднения:

Учитель продолжает диалог:

- А что вы хотели бы узнать о лишайниках? (Ответы учащихся: где живут, как устроены, зачем нужны?). (Сотрудничество с учителем – КУУД).

4.Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство):

Учитель предлагает:

- Итак, давайте сформулируем с вами тему урока, продумаем план,  по которому мы будем работать (ребята могут предложить изучить внешнее и внутреннее строение, значение в природе). (Самостоятельное формулирование темы и цели урока - РУУД).

5.Реализация построения проекта:

1. Ученик из 1 группы рассказывает легенду. (приложение)

Второй ученик рассказывает историю открытия лишайников (приложение)

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Учитель:Ребята, понравилась вам легенда?

Как вы думаете лишайники съедобные или несъедобные?

Как называется наука изучающая лишайники

Сколько видов лишайников насчитывается на сегодняшний день?

Молодцы, внимательно слушали легенду.

2. Ученик 2 группы рассказывает о среде обитания лишайников

( приложение)

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Учитель: Где обитают лишайники, и какие условия для жизни им необходимы?

3.Учитель классу показывает гербарий лишайников и предлагает сравнить

( в парах – КУУД ) их внешний вид.

- Одинаковые ли они? Если отличаются, то чем? ( Работа в группах).

1 группа изучает внешнее строение накипных лишайников, 2 – листовых, 3- кустистых.

- Чем представлено тело у лишайников (слоевищем).

- Для уточнения ответов найдите в тексте учебника на с. 66 материал.

Затем каждый индивидуально выполняет задание №1 в рабочей тетради.

Практическая часть:

«Строение лишайников», изучите его и определите, к какой группе относятся лишайники из гербария (ПУУД).

Физкультминутка

Раз – подняться, потянуться,

 Два – нагнуть, разогнуться,

 Три – в ладоши, три хлопка,

 Головою три кивка.

 На четыре – руки шире,

 Пять – руками помахать,

 Шесть – на место тихо сесть

      4.Изучение внутреннего строения лишайников

Учитель посмотрите видео и ответьте на вопрос: почему Тимирязев назвал лишайники сфинксами.        

Просмотр видео и ответы учеников.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Учитель: Как называется взаимополезное сожительство организмов.

- Это симбиоз.

Давайте с вами сформулируем понятие, так что такое лишайники?

 (Ответы детей) – Лишайники — это комплексные организмы, которые состоят из гифов гриба и одноклеточных водорослей, находящихся в симбиотических связях друг с другом. (Запись в тетрадь определения в задание №2)

Выполнение задания № 3 в рабочих тетрадях.

Теперь давайте рассмотрим и подпишем. Как называются клетки и изображенные зелёным цветом (клетки водорослей), а переплетения, которые обхватывают водоросли – это (ответы детей) гифы грибов. (Дети подписывают рисунок) и какие функции они выполняют.

  1. Способы питания

Опираясь на строение лишайников назовите способы питания лишайников.

  1. Виды размножения
  2. Значение лишайников в природе и жизни человека

Выступление учеников 3 группы (приложение)

 Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Ученики обобщают значение лишайников.

Закрепление материала:

Учитель: Просмотрите записи, которые вы вели по ходу нашего урока. Сумеем ли мы, теперь ответить на вопрос, который звучал в начале нашего урока? Почему лишайники часто называют «изумительной выдумкой природы», а великий русский ученый К.А. Тимирязев назвал их «растениями – сфинксами»?

7.Самостоятельная работа  

Несколько учеников выполняют тест на компьютере ( оценка за работу выставляется автоматически), другие ученики выполняют работу на листочках.

8. Заключение

Ученица читает стихотворение (приложение)

Звучит Симфония лишайников

9.Задание на дом: изучите №15, ответьте на вопросы.

10.Рефлексия  учебной деятельности на уроке:

Раздаточный материал (приложение)

Дети заполняют бланки .

МКОУ Крестовогородищенская СШ

Открытый урок по биологии в 5 классе

«Лишайники»

Провела учитель биологии

Сурина Т.Ф.

2016-2017  учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...