конспект к уроку "Лишайники"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Конспект урока "Лишайники" составлен к учебнику Пономаревой, 5 класс ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект к уроку "Лишайники" к учебнику Пономарева | 37.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока «Лишайники» по биологии для 5-го класса
Образовательная система «Алгоритм успеха» (ФГОС ООО)
Учитель биологии Сурина Татьяна Фроловна
УМК по биологии: И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова Биология. Учебник для 5-го класса. – М.: Вентана-Граф, 2013.
Форма урока: изучение и первичное закрепление новых знаний на основе деятельностного подхода.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: для учителя: сформировать у учащихся представление о лишайниках, как уникальной группе живых организмов, закрепить понятие «симбиоз».
Планируемый результат: для учащихся: познакомиться с существенными признаками внешнего и внутреннего строения лишайников, закрепить простейшую классификацию, осознать ценность лишайников как живых организмов.
Задачи урока:
Воспитательная: формирование интереса к предмету, живым организмам; эстетическое воспитание учащихся.
Развивающая: умение сравнивать и классифицировать живые организмы, работать с учебником, тетрадью.
Обучающая: изучить внешнее и внутреннее строение лишайников, питание, размножение. Значение в природе и жизни человека.
Формируемые УУД:
Предметные УУД:
- Овладеть новыми знаниями о лишайниках, их строении и жизнедеятельности.
- Уметь характеризовать особенности внутреннего строения лишайников.
- Рассказать на конкретных примерах значение лишайников в природе и для человека.
Метапредметные УУД:
1.Познавательные УУД (ПУУД): уметь давать определение понятиям; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основание для конкретной логической операции; строить логическое рассуждение; структурировать полученные знания, включая умение выделять главное и второстепенное.
2.Регулятивные УУД (РУУД): уметь определять тему, цель и планировать пути ее достижения; самостоятельно оценивать правильность выполнения своих действий как в конце работы, так и по ходу ее реализации.
3.Коммуникативные УУД (КУУД): уметь излагать свою точку зрения, отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; слушать, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, а также сотрудничества с партнером, учителем; работать в парах (группе).
Личностные УУД (ЛУУД): воспитывать экологическое сознание, признавать высокую ценность жизни во всех ее проявлениях.
Межпредметные связи: Опора на знания по природоведению (4 класс), географии (5 класс), история (5 класс)
Оборудование: компьютер, интерактивное оборудование; презентация «Лишайники», гербарий лишайников; учебник для 5 класса «Биология» И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова; рабочая тетрадь; раздаточный материал для самостоятельной работы.
Ход урока: Взаимное приветствие учителя и класса.
Учитель:
Любя природу страстью нежной,
Жизнь, проживая безмятежно,
В познанье, отворяя дверь,
Ты в биологию поверь!
Она расскажет вам, ребята,
О рыбах, водорослях, мхах,
И о растениях, о грибах.
И вы узнаете однажды
Даль неизведанных дорог,
И утолите жажду знаний.
Итак, начнем скорей урок!
(СЛАЙД 1) Эпиграфом к нашему уроку являются слова Чарльза Дарвина: “Чем больше мы познаём законы природы, тем всё более невероятными становятся для нас чудеса”
1.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности:
Учитель начинает показ слайдов живых организмов, относящихся к разным царствам. Учащиеся вспоминают материал, структурируют полученные ранее знания (ПУУД).
2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения:
При показе слайда с изображением лишайника учитель задает вопросы классу: (Диалог с учителем – КУУД)
- Что это за организм? (Учащиеся высказывают предположения).
Чтобы определить тему урока я предлагаю отгадать кроссворд(Слайд)
Вопросы:
1.Голосеменное растение из символов Нового года.
2.Тесное сожительство двух живых организмов полезное как одному, так и другому.
3.Организмы, питающиеся органическими веществами других живых организмов.
4.Тонкие белые нити, образующие тело гриба.
5.Как называется тело низших растений.
6.Низшие растения, живущие в основном в воде.
(СЛАЙД) Ребята, о каком представители у нас сегодня пойдёт речь? (ответы детей) Молодцы! Записали число и тему урока: “Лишайники”.
Учитель: К какому царству живых организмов относится лишайники?
Лишайники часто называют «изумительной выдумкой природы», а великий русский учёный К.А. Тимирязев назвал их «растениями – сфинксами» (слайд).
Сфинксы в древнегреческой мифологии мифическое чудовище, существо с головой женщины, лапами и телом льва и крыльями орла.
Почему лишайники сравнивают со сфинксами, нам предстоит узнать сегодня на уроке.
3.Выявление места и причины затруднения:
Учитель продолжает диалог:
- А что вы хотели бы узнать о лишайниках? (Ответы учащихся: где живут, как устроены, зачем нужны?). (Сотрудничество с учителем – КУУД).
4.Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство):
Учитель предлагает:
- Итак, давайте сформулируем с вами тему урока, продумаем план, по которому мы будем работать (ребята могут предложить изучить внешнее и внутреннее строение, значение в природе). (Самостоятельное формулирование темы и цели урока - РУУД).
5.Реализация построения проекта:
1. Ученик из 1 группы рассказывает легенду. (приложение)
Второй ученик рассказывает историю открытия лишайников (приложение)
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Учитель:Ребята, понравилась вам легенда?
Как вы думаете лишайники съедобные или несъедобные?
Как называется наука изучающая лишайники
Сколько видов лишайников насчитывается на сегодняшний день?
Молодцы, внимательно слушали легенду.
2. Ученик 2 группы рассказывает о среде обитания лишайников
( приложение)
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Учитель: Где обитают лишайники, и какие условия для жизни им необходимы?
3.Учитель классу показывает гербарий лишайников и предлагает сравнить
( в парах – КУУД ) их внешний вид.
- Одинаковые ли они? Если отличаются, то чем? ( Работа в группах).
1 группа изучает внешнее строение накипных лишайников, 2 – листовых, 3- кустистых.
- Чем представлено тело у лишайников (слоевищем).
- Для уточнения ответов найдите в тексте учебника на с. 66 материал.
Затем каждый индивидуально выполняет задание №1 в рабочей тетради.
Практическая часть:
«Строение лишайников», изучите его и определите, к какой группе относятся лишайники из гербария (ПУУД).
Физкультминутка
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуть, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть
4.Изучение внутреннего строения лишайников
Учитель посмотрите видео и ответьте на вопрос: почему Тимирязев назвал лишайники сфинксами.
Просмотр видео и ответы учеников.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Учитель: Как называется взаимополезное сожительство организмов.
- Это симбиоз.
Давайте с вами сформулируем понятие, так что такое лишайники?
(Ответы детей) – Лишайники — это комплексные организмы, которые состоят из гифов гриба и одноклеточных водорослей, находящихся в симбиотических связях друг с другом. (Запись в тетрадь определения в задание №2)
Выполнение задания № 3 в рабочих тетрадях.
Теперь давайте рассмотрим и подпишем. Как называются клетки и изображенные зелёным цветом (клетки водорослей), а переплетения, которые обхватывают водоросли – это (ответы детей) гифы грибов. (Дети подписывают рисунок) и какие функции они выполняют.
- Способы питания
Опираясь на строение лишайников назовите способы питания лишайников.
- Виды размножения
- Значение лишайников в природе и жизни человека
Выступление учеников 3 группы (приложение)
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Ученики обобщают значение лишайников.
Закрепление материала:
Учитель: Просмотрите записи, которые вы вели по ходу нашего урока. Сумеем ли мы, теперь ответить на вопрос, который звучал в начале нашего урока? Почему лишайники часто называют «изумительной выдумкой природы», а великий русский ученый К.А. Тимирязев назвал их «растениями – сфинксами»?
7.Самостоятельная работа
Несколько учеников выполняют тест на компьютере ( оценка за работу выставляется автоматически), другие ученики выполняют работу на листочках.
8. Заключение
Ученица читает стихотворение (приложение)
Звучит Симфония лишайников
9.Задание на дом: изучите №15, ответьте на вопросы.
10.Рефлексия учебной деятельности на уроке:
Раздаточный материал (приложение)
Дети заполняют бланки .
МКОУ Крестовогородищенская СШ
Открытый урок по биологии в 5 классе
«Лишайники»
Провела учитель биологии
Сурина Т.Ф.
2016-2017 учебный год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.
Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...
КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень» КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень
Интегрированное занятие "Поздняя осень". Использовался как открытое занятие в ДОУ со старшее группой....
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...