Долина динозавров Рута-Ю
план-конспект урока по биологии (9 класс) по теме

Герасимова Надежда Юрьевна

Работа представлена в виде технологической карты к уроку биологии 9 класс «Долина динозавров  Рута-Ю» по теме «Развитие жизни в мезозойскую эру». Педагогическая цель урока: сформировать знания учащихся об особенностях животного и растительного мира в мезозойскую эру через проектную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта138.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная общеобразовательная Школа с.Белоярск

Технологическая карта к уроку-проекту

 «Долина динозавров  Рута-Ю» по теме

 «Развитие жизни в мезозойскую эру»

Автор: Герасимова Н.Ю., учитель биологии

МОУ Школа с. Белоярск

C:\Users\Учитель\Desktop\dinosaurs-2.jpg

2017 год


Аннотация

Работа представлена в виде технологической карты к уроку биологии 9 класс «Долина динозавров  Рута-Ю» по теме «Развитие жизни в мезозойскую эру». Педагогическая цель урока: сформировать знания учащихся об особенностях животного и растительного мира в мезозойскую эру через проектную деятельность.

Организационная информация:

Предмет

Биология

Класс

9 класс

Тема

«Долина динозавров  Рута-Ю» по теме «Развитие жизни в мезозойскую эру»

Тип урока

Комбинированный

Образовательная программа по предмету (автор)

Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М.

Автор/ы урока/ занятия (ФИО, должность)

Герасимова Надежда Юрьевна, учитель биологии

Образовательное учреждение

Муниципальное общеобразовательное учреждение  Школа села Белоярск, Приуральский район Ямало-Ненецкий автономный округ

Время реализации урока

45 минут

Цели урока

Сформировать знания учащихся об особенностях животного и растительного мира в мезозойскую эру через проектную деятельность.

Задачи урока

Образовательные:  Изучить ароморфозы и идиоадаптации  животных и растений  мезозоя.  Обеспечить образовательные потребности каждого обучающегося с учетом его способностей, возможностей и интереса через проектную деятельность.

Воспитательные: продолжить формирование мировозрения, культуру поведения при фронтальной, парной,  групповой работе.

Развивающие: продолжить формирование логического мышления, читательской и ИКТ компетенции.

Планируемые результаты

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока/ занятия (мероприятия, занятия)

Предметные: Знают:  периоды и ароморфозы мезозоя,  главных представителей животного мира мезозойской эры, их особенности строения и жизнедеятельности; компьютерные программы для монтирования видеороликов.

Умеют: ставить цель и планировать свои действия, давать определение биологическим терминам; используя учебник и дополнительные источники информации составлять научно-биологические легенды; различать и приводить примеры животных по способу питания;  анализировать геохронологические таблицы и составлять логические схемы; брать интервью и монтировать видео-ролики.

Личностные: 1.Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

2.Знают: эволюцию происхождения жизни на Земле.

Метапредметные: 1.Самостоятельно определяют цели своего обучения.

2.Умеют работать с разными источниками информации: находят  информацию в тексте учебника, дополнительных источниках,   анализируют и оценивают информацию.

3. Из полученных знаний умеют делать умозаключения.

УУД

 Регулятивные УУД: 1. Прогнозирование –  предвосхищение результата и уровня усвоения.

2. Оценка –  выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

3. Выделять моменты своей и чужой деятельности как единое целое.

 Коммуникативные УУД: 

1. Планирование учебного сотрудничества.

2. Умение полно и точно выражать свои мысли;  владение монологической и диалогической формами речи.                 

3. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  постановка вопросов;  умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;    формирование умения работать в парах и малых группах;  формирование вербальных и невербальных способов коммуникации

4. Умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы; умение выражать свои мысли; умение планировать учебное сотрудничество.

5.Понимать возможность существования различных точек зрения, не совпадающих с собственной.

Познавательные УУД: 

1.Поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение; умение структурировать знания.

2. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; применять таблицы, схемы  для получения информации; презентовать подготовленную информацию.

3. Заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст; классифицировать методы изучения живой природы.

4. Установление причинно-следственных связей.

Оборудование

Мобильный класс, фотоаппарат, видеокамера, интерактивная доска, макет мезозойской эры, модели различных динозавров, пластилин.

Образовательные ресурсы

Презентация «Долина динозавров реки Рута-Ю», учебник

«Биология. Введение в общую биологию и  экологию» автор А.А. Каменский, Е.А. Криксунов. В качестве ЭОР на этом уроке можно предложить различные фотографии, на которых представлены  виды динозавров различных периодов мезозойской эры.

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных     результатов

Планируемые результаты

 

Предметные

УУД

1

2

3

4

5

6

 

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели: Подготовка учащихся к работе на занятии.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

 

Слушают, настраиваются на восприятие материала урока.

 

Проверить присутствующих. Проверить готовность к занятию.

 

 Сентябрь 2014 года все телеканалы страны, передали сенсационную новость, газеты пестрят заголовками,  интернет «взорвался»  комментариями о Ямальском динозавре. 2015 год ученые приоткрывают тайну нового открытия.   2016 год в нашей стране объявлен президентом Владимиром Владимировичем Путиным  годом кинематографии. В рамках года кино школьная телекомпания Белоярск планирует съемку фильма о Ямальском динозавре. В связи с этим продюсерский центр ЭврикУм  проводит кастинг.  Который состоится 16 февраля на базе МОУ Школа с. Аксарка. Для участия в съемках на роли сценаристов, анималистов, режиссёров монтажа требуются  решительные,  креативные, активные и  любопытные школьники.   Для прохождения кастинга необходимо предоставить проект-макет «Долина динозавров Рута-Ю»,   подготовить легенду о Ямальском ящуре и быть готовым ответить на вопросы перед камерой. Ваш проект будет справедливо оценен компетентным жюри, общественностью, кроме того у вас будет возможность выставить самооценку о проделанной работе.

Критерии и заявка  на самооценку предлагается. В маршрутном листе укажите то количество баллов, которое вы планируете сегодня набрать и тот статус, который вы предполагаете достичь. Это будет вашим ориентиром на протяжении всего испытания. Все готовы?

 

 

 

Личностные: соотносить поступок с моральной нормой; оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; мотивировать свои действия.

 

II.  Проверка знаний (проверка выполнения домашнего задания)       (5 мин)

Цели: Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция.

 

 

 

 

Выполняют тестовую работу индивидуально-фронтальную

 

Проверяет домашнее задание, выявляет пробелы и корректирует их.

Кадр один, дубль один.

Фронтальная работа проверка пройденного материала.  

1.Закончи предложение: 

 Приспособленность к условиям среды обитания или способу питания  живых организмов,  приводящее к появлению   новых видов живых организмов называется ……(идиоадаптация)

1 балл.

2.Исключи лишнее и сделай пояснение: Ордовик, Селур, мезозой, Пермь, Девон 2 балла (1 за правильный ответ, 1 за пояснение)

3.Установи логическую последовательность животных : 1.Губки,

2.Ихтиостеги

  1. Офиуры,
  2. Головоногие моллюски,
  3. Дицидонты

(1,3,4,2,5)

 5 балла.

4. Назвать программу в которой можно монтировать видеоролики( 2 балла)

  1. Microsoft Power Point  
  2. Movie Maker
  3. Microsoft Publisher
  4. Windows Media

 

Знают: что такое  ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, эры Земли

Дают определение биологическим терминам; устанавливают логическую последовательность, выполняют задание на соответствие признаков и направлений эволюции

 

Познавательные: Структурируют свои знания; устанавливают причинно-следственных связей

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли;  владение монологической и диалогической формами речи. Составляют устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу.

 

III. Формулирование темы урока, постановка цели

(5 мин)

Цели: Актуализация опорных знаний и умений.

 

 

Запись темы урока в рабочую тетрадь по биологии. Предположения по поводу изучаемой темы. Отвечают на заданные вопросы.

 

 Записывает тему урока на доске. Задает вопросы, для выявления опорных знаний и умений.

 

 

 

 

Создать условия для самостоятельного определения темы и цели урока.

Уважаемые претенденты, вы с честью справились с первым этапом кастинга.    

   Видео фильм.

Итак: Определимся с темой нашего проекта «Макет долины реки Рута-Ю в мезозойский период».

Задачи:

  • Создать макет «Долина динозавров Рута-Ю»
  •  «Классификация динозавров»
  • Снять фильм «Как это было»

 

Знают  последовательность геохронологии Земли.

Умеет планировать свои действия.

 

 

Личностные: действие смыслообразования – мотивация учебной деятельности.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.       

 

 

IV. Изучение нового

 (10 мин)

Цели: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

Ввести понятия:

1.     Наблюдение;

2.      Описание;

3    Сравнение;

5.    Анализ,

6.  Классификация.

 

 

Индивидуальная работа. Изучают текст в учебнике и дополнительных интернет-источниках находят главное.

Парная работа Выполняют практическую работу с учебником и дополнительными источниками выявляют признаки.

Групповая работа. Просматривают папку с фотографиями и текстом из дополнительного источника, высказывают свои предположения по поводу увиденного. Отвечают на вопросы. Делают выводы по изученному материалу. Готовят проект-презентацию по изученному материалу.

 

Организует учебную деятельность. Координируются действия учащихся

 

 

 

Задачи съемочной группы  изложены в вашем проектном листе

1.Работа группы режиссеров монтажа 3 балла

Используя информацию учебника и дополнительной литературы:

1.Выявить возраст мезозойской эры;

2.Назвать период  мезозойской эры расцвета динозавров;

3.Снимите интервью о том как это было по схеме УЧИТЕЛЬ-ШКОЛЬНИК (в каждой группе)-ГОСТИ (1-2)-УЧИТЕЛЬ

Вопросы для интервью:

Продолжите фразу

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …
  11. я смог…
  12. я попробую…
  13. меня удивило…
  14. урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

4.Сделайте фотографии рабочих моментов создания проекта в каждой группе.

5.Создайте видеоролик «Как работали над проектом» в программе Movie Maker.

6. Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола. 
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
  Например:

  1. Мезозой (заголовок)
  2. Разнообразная, удивительная ( два прилагательных).
  3. Изменяет облик, появляются динозавры, исчезают виды (три глагола). 
  4. Мезозой – это эра Земли (фраза, несущая определенный смысл).
  5. Эволюция (резюме).

 

2.Работа группы анималистов 3 балла

Рассмотрите в представленной презентации представителей   динозавров мезозойской эры.

1.Назовите группы на которые бы вы распределили всех динозавров по способу питания.

2.Приведите по одному-два примера каждого из групп.

Результаты занесите в таблицу в проектном листе и на смарт-доску.

3.Вылепите из пластилина модель возможного динозавра (мезозавра) долины реки Рута-Ю.

4.Создайте макет «Долина динозавров Рута-Ю».

5.Заполните пропущенный текст «Легенды о динозавре долины реки Рута-Ю»

6.  Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола. 
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
  Например:

  1. Мезозой (заголовок)
  2. Разнообразная, удивительная ( два прилагательных).
  3. Изменяет облик, появляются динозавры, исчезают виды (три глагола). 
  4. Мезозой – это эра Земли (фраза, несущая определенный смысл).
  5. Эволюция (резюме).

 

3. Работа группы сценаристов 3 балла

Изучите представленный материал в презентации.

1.Назовите  представителей растительного мира мезозойской эры;

2.Выявите ароморфоз и идиоадаптацию в эволюции растений в мезозое. Результаты занесите в таблицу в проектном листе и на смарт доске. 5 баллов.

3.Создайте бумажные модели растений мезозойского периода.

4. Создайте макет «Долина динозавров Рута-Ю».

5.Заполните пропущенный текст «Легенды о динозавре долины реки Рута-Ю»

6. Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола. 
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
  Например:

  1. Мезозой (заголовок)
  2. Разнообразная, удивительная ( два прилагательных).
  3. Изменяет облик, появляются динозавры, исчезают виды (три глагола). 
  4. Мезозой – это эра Земли (фраза, несущая определенный смысл).
  5. Эволюция (резюме).

 

Активные действия учащихся с содержанием обучения, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

Знают основные особенности эволюции животных  в мезозое, представителей  фауны мезозойской эры.

Умеют  сравнивать фотографии динозавров, находить ароморфозы и идиоадаптации

 

 Коммуникативные:

умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;    формирование;

составлять устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; анализ компонентов  с целью выделения особенностей; выбор оснований и критериев для сравнивания и классификации объектов.

 

V. Закрепление  нового (5 мин)

Цели:  Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекций.

 

 

Коллективная работа. Самостоятельная работа с учебником, с дополнительными источниками информации с целью закрепления нового материала и поиска ответов на поставленные вопросы. Составляют логическую схему «Эволюция динозавров в мезозойскую эру»

 

 

 

Постановка вопросов. Помощь, при  Составлении логической схемы «Эволюция жизни в палеозойскую эру»

Коллективная работа 5 баллов

Защита проекта

Легенда о «Долина динозавров Рута-Ю».

 

 

 

Активные действия учащихся с содержанием обучения, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний.

Знают  Эволюцию динозавров в мезозойскую эру.

Умеют различать идиоадаптации мезозойской эры; давать характеристику основным представителям.

 

 

Коммуникативные: умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы; умение выражать свои мысли, умение планировать учебное сотрудничество.

Личностные: мотивировать свои действия.

 

VI. Контролирующее задание (10  мин)

Цели: Проверить умение учащихся анализировать полученную информацию и использовать ее в измененной ситуации, проверить умение понимание, оценочные суждения, ценностные ориентации подростков.

 

Отвечают на вопросы учителя

 

Самостоятельно составляют синквейн

 

 

 

 

 

 

 

 

Постановка проблемного вопроса. Контроль над выполнением поставленного задания.

 

 

 

 

 

 

 

Учитель: Подведем итог нашего кастинга. Создавая проект, мы не просто прошли путь создания фильма, но и изучили один из этапов развития жизни на Земле. Что мы изучили?

Составьте синквейн как итог нашего кастинга.

Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола. 
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
  Например:

  1. Мезозой (заголовок)
  2. Разнообразная, удивительная ( два прилагательных).
  3. Изменяет облик, появляются динозавры, исчезают виды (три глагола). 
  4. Мезозой – это эра Земли (фраза, несущая определенный смысл).
  5. Эволюция (резюме).

 

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой измененной ситуации.

Знают   Эволюцию динозавров в мезозойскую эру.

Умеют составлять синквейны

 

Познавательные:

заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст;

классифицировать  периоды мезозойской эры.

Регулятивные: прогнозирование –предвосхищение результата и уровня усвоения; оценка –  выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Коммуникативные: умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы

Личностные: мотивировать свои действия.

 

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке(2 мин)

Цели: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотиваций, способов деятельности). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

.

Высказываются по поводу изученного материала – что понятно, а что следует разобрать повторно.

 

Анализ и оценка успешности достижения цели, поставленной в начале урока.

 

  1. В качестве рефлексии режиссеры монтажа приготовили нам фильм  

 

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование и способов саморегуляции и сотрудничества.

 

Коммуникативные:

понимать возможность существования различных точек зрения, не совпадающих с собственной.

Регулятивные:

Выделять моменты своей и чужой деятельности как единое целого.

Личностные:

умение рассуждать, анализировать и делать выводы.

 

VIII. Информация о домашнем задании (1 мин)

 

Фиксируют домашнее задание.

 

Объясняет, что следует выучить дома. Дает краткие рекомендации.

 

Вот несколько вариантов домашнего задания, каждый из вас выбирает один из них и выполняет его.

«5» - Мини-исследование «Гибель эры динозавров»

«4» - Составить кроссворд, сканворд, ребус на выбор. «Эра динозавров не менее 10 слов.

- Выдвинуть несколько гипотез гибели динозавров.

«3» - Прочитать параграф учебника и ответить на вопросы в после параграфа,  зарисовать динозавров.

 

 

 

 Личностные: мотивировать свои действия.

Литература:

  1.  Большая энциклопедия динозавров. Автор: Пол Баррет, Хосе Луис Санс Издательство: Москва. «Оникс». 2003 год.
  2.  Детская энциклопедия динозавров. Автор: Сэм Тэплин Издательство: Росмэн-Пресс.  2006 г.
  3. «Динозавры». Серия «Что есть что». Автор: Йоахим Опперман. Издательство «Слово». 1994 год
  4. Иллюстрированная энциклопедия динозавров. Автор: Дэвид Берни Издательство: Москва. "АСТ ". "Астрель". 2002 год
  5. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Агафонова И.Б., Сонин Н.И. «Биология. Общие закономерности». 9 класс. М. «Дрофа». 2011 год

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультфильм "Динозавры".

          В свободное от работы учителя время я увлекаюсь видео. Кроме фильмов на краеведческую тему и посвященных школьным проблемам я снял несколько коротких мультфил...

Презентация к уроку "Мир динозавров"

Презентация предназначена для использования на дополнительных уроках английского языка  в начальной школе, а также в 5,6  классах среднего звена. Она может быть использрвана на  занятия...

Творческая работа ученика 5 класса "Динозавры"

Развитие жизни на Земле продолжалось несколько миллиардов лет. За это время одни виды и группы организмов давали начало другим. Многие, появившись, исчезали, другие сохранились и живут до сих пор.А чт...

Творческая работа ученицы 5 класса "Могли ли быть динозавры умными"

Развитие жизни на Земле продолжалось несколько миллиардов лет. За это время одни виды и группы организмов давали начало другим. Многие, появившись, исчезали, другие сохранились и живут до сих пор.А чт...

конспект урока по теме Динозавры

для работы по УМК "Millie"...

"Динозавры"

Презентация к уроку "Динозавры"...

Маршрут 1 степени сложности "Из долины реки Иль в долину реки Убин"

В данной работе предлагается описание пешеходного путешествия в пределах Северского района  Краснодарского края.Нитка маршрута:  станица Дербентская - долина реки  Иль - щель Сосновая -...