Интеллектуально-познавательная игра «Животные Татарстана»
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему
Использование игрового метода на уроках биологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Интеллектуально- познавательная игра | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка внеклассного мероприятия учителя биологии
МБОУ «Гимназия №3 ЗМР РТ» Биктимировой Ф.М.
Интеллектуально-познавательная игра
«Животные Татарстана»
Активная работа на уроке, внеурочной деятельности – залог успешного обучения. Известно, что познавательная активность ребят тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. В развитии интереса к учебному предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала, важны и методы, с помощью которых ребята вовлекаются в процесс познания. Один из таких методов – игра.
Цель игры: - привлечь внимание ребят к экологическим проблемам охраны животных родного края;
- воспитывать любовь, гуманное отношение к природе;
- развитие творческого мышления, группового взаимодействия.
Методика проведения игры:
1. Игра проводится в форме соревнования команд с количеством 5-6 человек.
2. Рассчитана на 60 минут, проводится в 6 туров.
3. Возраст участников игры 5-7 классы.
4. За правильные ответы команды получают баллы.
5. В конце игры подводится итог с выявлением команды – победительницы, набравшей наибольшее количество баллов.
1. Тур. Разминка по теме «Птицы»
Задание: Ответить на вопрос по теме птицы. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
1.Какая птица выводит птенцов зимой?
2.Какая птица самая маленькая птичка наших хвойных лесов?
3.Какая из птиц повисает на деревьях зимой кверху ногами, вниз спиной?
4.Какие птицы могут лазать по стволу дерева головой вниз?
5.Какая птица помогает лесникам сажать дубравы?
6.Какую птицу называют пернатой кошкой?
7.Назовите птицу в названии которой есть нота «си»?
8.Какая птица своей простой песней раньше других пернатых предвещает скорый приход весны?
9.Какая птица выдалбливает клювом дупло в дереве для своего гнезда?
10.Какие птицы делают себе запасы на зиму?
Ответы: 1.Клест. 2. Королек. 3.Синицы. 4.Поползень. 5.Сойка. 6. Сова. 7.Синица. 8.Серая ворона. 9. Дятел. 10. Совы- мышей; сойки- желуди, орехи; поползни-плоды липы, ягоды шиповника.
2.Тур. « Кто я?»
Задание: Попробуйте по описанию определить, о ком идет речь. За каждый правильный ответ команда получает 3 балла.
1. Небольшое животное, до 6 кг весом. Весь он буровато-серый, только хвостик снизу ослепительно белый: это, как у многих животных, сигнал для своих, а опустит хвост - и словно растворился в осенней траве, слился со стогом сена. Как будто на нем маскировочный халат. Уж очень много у него врагов: и лиса, и волк, и росомаха, да еще хищные птицы: совы, коршуны. А глаза : он видит ими не только вперед и в стороны, но даже и немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются - не надо зря головой вертеть. Вот и сидит себе спокойно, пока не увидит, что пора удирать.
2.Очень любопытна - все ей интересно. Иногда из-за любопытства она даже пренебрегает осторожностью. И если бы не ее умение маскироваться, не ее острый слух, зрение и нюх - плохо пришлось бы. Особенно выручает ее нюх - врага она чувствует издали и вовремя успевает убежать или спрятаться. А слух помогает ей добывать еду. Зимой мышкует - ходит на задних лапах, прыгает, поворачивается. Со стороны похоже - танцует. Ест она и лягушек, ящериц, и крупных насекомых. может разорить гнездо птицы, живущей на земле. Но главная ее еда - полевки и мыши.
3. Созданы для охоты самой природой. Зимой на снегу оставляют аккуратную цепочку следов - он ставит заднюю лапу точно за передней. Благодаря такой поступи он может бегать по любой местности и даже по глубокому снегу. Оружие - это зубы. Их в его пасти целых 42.. Ими может прокусить плотную шкуру жертвы. А хищными, разгрызает даже бедренную кость лося. Имеют тонкий слух. охотятся почти бесшумно, ведь они бегают на самых кончиках пальцев. У него сильные мускулистые ноги и размашистая походка, и он может долго бежать рысью со скоростью 9 км/час. На охоте нос, а не уши или глаза, первым подсказывает, где нужно искать добычу. Благодаря острому обонянию могут преследовать жертву по следам.
4.Очень умны и сообразительны. Они известны как умелые строители. Вокруг поваленного толстого дерева укрепляют множество веток и обмазывают их илом и глиной. дело это долгое и кропотливое, зверьки отлично плавают и ныряют.Активны в сумерках и ночью. Самка приносит потомство один раз в год (от трех до пяти детёнышей). Живут до 30 лет, а весят до 25 кг.
5.Крупное животное. Рост самцов достигает 2,5 м, при длине туловища до 3 м и массе до 650 кг. Внешность его оригинальна, с чертами приспособления к жизни в тайге. Рога самцов лопатообразные (с отростками) и похожи на ладонь человека с раздвинутыми пальцами. Самки безроги. Уши большие (длиной до 25 см), заострённые. Верхняя губа подвижная, свисающая над нижней. На короткой шее - грива, под горлом - вырост кожи, покрытый волосками. Двигая ушами во все стороны, быстро улавливает шорохи леса и, услышав подозрительный шум, уходит в заросли. Несмотря на свой большой рост и массу, хорошо плавает и с поразительной ловкостью ходит по топким и болотистым местам.
Ответы: 1. Заяц. 2. Лиса. 3. Волк. 4. Бобры. 5. Лось.
3. Тур. «Особо охраняемые»
Задание: Из перечня животных выбрать то животное, которое занесено в Красную книгу Татарстана. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.
Рыбы:
1.Щука
2.Сазан
3.Осетр
4.Окунь
Амфибии
1.Озерная лягушка
2.Жаба серая
3.Травяная лягушка
4.Прудовая лягушка
Рептилии
1.Гадюка обыкновенная
2.Уж обыкновенный
3.Прыткая ящерица
4.Медянка
Птицы
1.Пестрый дятел
2.Сорока
3.Удод
4.Ворона
Млекопитающие
(Звери):
1.Выхухоль
2.Еж обыкновенный
3.Белка
4.Заяц-беляк.
Ответ: Рыбы – осетр; амфибии – серая жаба; рептилии – гадюка обыкновенная; птицы – удод; млекопитающие – выхухоль.
4. Тур. «Путаница»
Задание: Из слов, в которых перепутаны буквы, составьте названия зверей.
1. КСЛСУИ 2. АОРНТАД 3. РБОБ 4. ДЫРВА 5. РЕМЕЗКАЛОЙ 6. ЖЕ
7. БУРЗ 8. РАСЫК 9. ЛАПЕВОК 10. ЛАКЕБ.
Ответ: 1.Суслик. 2. 3. Бобр. 4.Выдра. 5.Землеройка. 6. Еж. 7. Зубр. 8. Крыса. 9. Полевка. 10. Белка.
5. Тур. « Ловись рыбка большая и маленькая».
Задание: Из буквенного хаоса найти названия рыб.
Ь С О К У -
Н У Д А Н Ь
И Е Ч К С А
Л Х О Н А З
А К Н Ь У Ч
Н Й Е Л К Е
А Л И Н О Х
Е Л М Ь А Р
Щ П Е С К Ь
Ответы: Судак, сазан, чехонь, окунь, чехонь, уклейка, линь, лещ, пескарь.
6. Тур. «Телефонная шифровка».
Задание: Наберите на телефоне цифры в указанном порядке и вы узнаете. Что нужно сделать чтобы наша республика была еще краше.
13,11,3,5,2,4,7,9,1,8.3,12,3.13,6,10.
1 2 3 4
Е Н Р Я
5 6 7 8
А Д Й П
9 10 11 12 13
Т У Х И О
Ответ: «Охраняйте природу».
В заключении подводятся итоги игры и награждается команда победителей.
Литература:
- В.А.Кузнецов. Издательство «Идел-Пресс», « Рыбы Волжско – Камского края».-Казань. 2005г.
- Дмитров Е.Н. Познавательные задачи по зоологии позвоночных и их решения.- Тула: «Родничок», 1999.
- Информационно- методический журнал «Внешкольник» Дополнительное образование, социальное, трудовое и художественное воспитание детей. № 4, 2007 г.
- Манешина Т.В. Дидактический материал по ботанике. – Мн.: Элайда, 1998г
- Е.Н.Анашкина. 300 вопросов и ответов о птицах – Ярославль: «Академия развития», 1998г. Серия: «Расширяем кругозор детей».
6.Тарабарина Т.И., Соколова Е.И.И учеба, и игра. – Ярославль: «Академия развития», 2001г.
7.Колбовский Е.Ю. Экология для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке. – Ярославль: «Академия развития», 1998г.
8.Левин Б.Е. «Что? Где? Когда? Для чайников». – Д.: Сталкер,1999г.
9.Экологическое воспитание в школе: классные часы, игры, мероприятия (автор – состави
тель И.И.Норенко). – Волгоград: Учитель,2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Животные Татарстана"
Викторина...
Интеллектуально-познавательная игра по тепловым явлениям для 8 классов "Своя игра"
Игра предназначена для закрепления и проверки знаний учащихся по теме "Тепловые явления".Данная игра проводится в виде командных соревнований, класс делится на 3 группы,цель которых ответить на ...
Интеллектуально-познавательная игра по физической культуре "Своя игра"
Аналог телевизионной игры "Своя игра". Игра предназначена для учащихся 5-7 классов, может быть использована для внеклассного мероприятия и подготовки к олимпиаде по физической культуре....
интеллектуально-познавательная игра "Олимпийские игры"
разработка интеллектуальной игры для учащихся 6 класса...
Вебинар: Формирование личностных результатов образования по ФГОС: интеллектуально-познавательные и интеллектуально-подвижные игры во внеурочной деятельности
Цель вебинара: представление опыта формирования личностных результатов через игру посредством организации интеллектуально-познавательных и интеллектуально-подвижных игр во внеурочной деятельности. ...
интеллектуально-познавательная игра "Математика в мире животных"
Интеллектуально познавательная игра " Математика в мире животных " для учащихся 5 - 6 классов школы 8 вида проведена в рамках недели Знаний....
Интеллектуально-познавательная новогодняя игра
Игра предназначена для создания новогоднего настрония....