Рабочие программы
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
В соответствии со статьей 32 п.7 Закона РФ «Об образовании» в компетенцию образовательного учреждения входит разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин.
Рабочая программа учителя должна давать представление о том, как в практической деятельности педагога реализуются компоненты (федеральный, региональный, школьный) государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета.
Рабочая программа - документ, созданный учителем на основе примерной или авторской программы.
Статья 28 Закона РФ «Об образовании» относит разработку примерных программ к компетенции Российской Федерации в области образования в лице ее федеральных органов государственной власти.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass.docx | 69.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
с.Исаметово муниципального района Илишевский район РБ
Рассмотрено руководитель школьного Методического объединения _________ Хафизова Р.Б. Протокол № ___ от « » августа 2017г. | Согласовано Зам. директора по УВР СОШ с.Исаметово __________ Мирзаянова Ф.М. « » августа 2017г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ с.Исаметово __________Ахтариева Л.А. Приказ № от « » августа 2017 г. |
Рабочая программа учителя на 2017-2018 учебный год
Предмет: биология
Класс: 6
Общее количество часов: 34
Количество часов в неделю: 1
Программа. И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова,А.Г.Драгомилов, Т.С. Сухова ( Биология 5-9
классы программа- М.: Вентана-Граф, 2015г)
Учебник: Учебник И.Н. Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой, Биология. 5 класс. Москва
Издатель ский центр «Вентана-Граф», 2016.
Учитель: Абдуллина Г.Ф.
Исаметово, 2017
1.Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса биологии 6 класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Фундаментального ядра содержания общего образования;
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- примерной программы основного и среднего (полного) общего образования по биологии;
- программы по биологии для 5–9 классов авторов: И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корниловой, А.Г. Драгомилова, Т.С. Суховой(Москва, Издательский центр Вентана-Граф, 2012);
Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.
СогласнодействующемуБазисномуучебномупланурабочаяпрограммадля6-х классовпредусматриваетобучениебиологии в объеме 1 час в неделю, 35часов в год.
На основании примерных программ Министерства Образования РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания по биологии, в 6-х классах реализуется базовый уровень. Курс биологии 6 класса продолжает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе.
2.Общая характеристика учебного предмета.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. отбор содержания проведен с учетом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:
- формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной картины мира;
- овладение научным подходом к решению различных задач;
- овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
- овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
- формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путем применения межпредметного анализа учебных задач.
Разделы «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» (изучается в 5-м и 6-м классах) включают сведения об особенностях строения и жизнедеятельности организмов этих групп, их многообразии, роли в природе и жизни человека. Ведущей идеей содержания этих разделов является ценность биологического разнообразия для поддержания жизни на планете
3.Место учебного предмета в учебном плане МБОУ СОШ с. Исаметово
Биология входит в предметную область «Естественно-научные предметы». Рабочая программа разработана в соответствии с учебным планом для основного общего образования. На изучение предмета «Биология» в 6-ом классе отводится 34 годовых часа, 1 час в неделю
4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ведущую роль в курсе биологии играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых - изучение природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у учащихся в процессе изучения биологии, проявляются в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности, ценности биологических методов исследования объектов живой природы, понимании сложности и противоречивости самого процессе познания как извечного стремления к истине.
В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса биологии могут рассматриваться как формирование уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности; понимание необходимости вести здоровый образ жизни, соблюдать гигиенические нормы и правила, самоопределиться с выбором своей будущей профессиональной деятельности.
Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание стремления у учащихся грамотно пользоваться биологической терминологией и символикой, вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения.
Курс биологии в наибольшей мере по сравнению с другими школьными курсами направлен на формирование ценностных ориентаций относительно одной из ключевых категорий нравственных ценностей – ценности Жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, включая и Человека.
Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.
Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.
5.Планируемые результаты освоения учебного материала, курса.
Личностными результатами являются следующие умения:
- осознавать единство и целостность окружающего мира (взаимосвязь органов в организме, строения органа и функции, которую он выполняет, взаимосвязи организмов друг с другом в растительном сообществе, с факторами неживой природы и т.д.), возможности его познаваемости;
- постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;
- осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
- оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасносго образа жизни и сохранения здоровья;
- оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;
Метапредметными результатами являются формирование УУД.
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения целей;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно совершенствовать выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений;
- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.), преобразовывать информацию из одного вида в другой;
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее досто
верность.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
- определять роль растений в природе и жизни человека;
- объяснять роль растений в круговороте веществ;
- приводить примеры приспособлений растительных организмов к среде обитания и объяснять их значение;
- находить черты, свидетельствующие об усложнении различных отделов растений, давать им объяснения;
- перечислять отличительные свойства растений;
- различать основные группы растений;
- определять основные органоиды растительной клетки, органов растений;
6.Содержание учебного предмета, курса.
Курс биологии в 6 классе «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук о растениях: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии, микробиологии, растениеводства. Содержание и структура этого курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьника, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе
Наука о растениях – ботаника (4 ч)
Правила работы в кабинете биологии, техника безопасности при работе с биологическими объектами и лабораторным оборудованием.
Растения как составная часть живой природы. Значение растений в природе и жизни человека. Ботаника – наука о растениях. Внешнее строение растений. Жизненные формы и продолжительность жизни растений. Клетка – основная единица живого. Строение растительной клетки. Процессы жизнедеятельности растительной клетки. Деление клеток. Ткани и их функции в растительном организме.
Экскурсия
Тема: «Разнообразие растений, произрастающих в окрестностях школы. Осенние явления в жизни растений».
Органы растений (9 ч)
Семя. Понятие о семени. Многообразие семян. Строение семян однодольных и двудольных растений.
Процессы жизнедеятельности семян. Дыхание семян. Покой семян. Понятие о жизнеспособности семян. Условия прорастания семян.
Корень. Связь растений с почвой. Корневые системы растений. Виды корней. Образование корневых систем. Регенерация корней. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с выполняемыми им функциями. Рост корня. Видоизменения корней. Экологические факторы, определяющие рост корней растений
Побег. Развитие побега из зародышевой почечки семени. Строение почки. Разнообразие почек.
Лист – орган высших растений. Внешнее строение листа. Разнообразие листьев. Листья простые и сложные. Листорасположение. Жилкование листьев. Внутреннее строение и функции листьев. Видоизменения листьев. Испарение воды листьями. Роль листопада в жизни растений.
Стебель – осевая часть побега. Разнообразие побегов. Ветвление побегов. Внутреннее строение стебля. Рост стебля в длину и в толщину. Передвижение веществ по стеблю. Отложение органических веществ в запас. Видоизменения побегов: корневище, клубень, луковица; их биологическое и хозяйственное значение.
Цветок. Образование плодов и семян. Цветение как биологическое явление. Строение цветка. Однополые и обоеполые цветки. Разнообразие цветков. Соцветия, их многообразие и биологическое значение.
Опыление у цветковых растений. Типы опыления: перекрестное, самоопыление. Приспособления растений к самоопылению и перекрестному опылению. Значение опыления в природе и сельском хозяйстве. Искусственное опыление.
Образование плодов и семян. Типы плодов. Значение плодов.
Лабораторные работы
1. Тема: «Строение семени фасоли»
2. Тема: «Строение вегетативных и генеративных почек»
3. Тема: «Внешнее строение листьев»
4. Тема: «Внешнее строение корневища, клубня и луковицы»
5. Тема: «Изучение строения соцветий»
Основные процессы жизнедеятельности растений (6 ч)
Минеральное питание растений и значение воды. Потребность растений в минеральных веществах. Удобрение почв. Вода как условие почвенного питания растений. Передвижение веществ по стеблю.
Фотосинтез. Образование органических веществ в листьях. Дыхание растений.
Размножение растений. Особенности размножения растений. Оплодотворение у цветковых растений. Размножение растений черенками — стеблевыми, листовыми, корневыми. Размножение растений укореняющимися и видоизмененными побегами. Размножение растений прививкой. Применение вегетативного размножения в сельском хозяйстве и декоративном растениеводстве. Биологическое значение семенного размножения растений.
Рост растений. Ростовые движения — тропизмы. Развитие растений. Сезонные изменения в жизни растений.
Практические работы
1.Тема: «Черенкование комнатных растений»
2. Тема: «Размножение растений корневищами, клубнями, луковицами»
Многообразие и развитие растительного мира (9 ч)
Понятие о систематике как разделе науки биологии. Основные систематические категории: царств, отдел, класс, семейство, род, вид. Международные названия растений. Царство растений.
Низшие растения. Водоросли: зеленые, бурые, красные. Среды обитания водорослей. Биологические особенности одноклеточных и многоклеточных водорослей в сравнении с представителями других растений. Пресноводные и морские водоросли как продуценты кислорода и органических веществ. Размножение водорослей. Значение водорослей в природе и жизни человека.
Высшие споровые растения.
Мхи. Биологические особенности мхов, строение и размножение на примере кукушкина льна (сфагнума). Роль сфагнума в образовании торфа. Использование торфа в промышленности и сельском хозяйстве.
Папоротники, хвощи, плауны. Среда обитания, особенности строения и размножения. Охрана плаунов.
Высшие семенные растения.
Голосеменные растения. Общая характеристика голосеменных растений. Размножение голосеменных. Многообразие голосеменных, их охрана. Значение голосеменных в природе и в хозяйственной деятельности человека.
Покрытосеменные растения. Общая характеристика покрытосеменных растений.
Распространение покрытосеменных. Классификация покрытосеменных.
Класс Двудольных растений. Биологические особенности двудольных. Характеристика семейств: Розоцветных, Бобовых (Мотыльковых), Капустных (Крестоцветных), Пасленовых, Астровых (Сложноцветных).
Класс Однодольных растений. Общая характеристика класса. Характеристика семейств: Лилейных, Луковых, Злаковых (Мятликовых). Отличительные признаки растений данных семейств, их биологические особенности и значение.
Историческое развитие растительного мира. Этапы эволюции растений. Выход растений на сушу. Приспособленность Господство покрытосеменных как результат их приспособленности к условиям среды.
Разнообразие и происхождение культурных растений.Дикорастущие, культурные и сорные растения. Центры происхождения культурных растений.
Лабораторные работы
3. Тема: «Изучение внешнего строения мхов»
Природные сообщества (3 ч)
Понятие о природном сообществе (биогеоценоз и экосистема). Структура природного сообщества. Совместная жизнь растений бакте рий, грибов и лишайников в лесу или другом фитоценозе. Типы взаимоотношений организмов в био геоценозах.
Смена природных сообществ и её причины. Разнообразие природных сообществ.
Экскурсия
Тема: «Взаимоотношения организмов в растительном сообществе»
8.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ урока | Тема урока | Планируемые результаты | Основные средства обучения | Дата проведения | корректировка | |||||||||||||||||||
личностные | метапредметные | предметные | ||||||||||||||||||||||
Тема 1. Наука о растениях – ботаника (4 ч) | ||||||||||||||||||||||||
1. | Царство Растения. Общая характеристика растений. | Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение | Различать царства живой природы. Хар-тьразличныхпредс-ей царства Растения. Опр-ть предмет науки ботаники. Опи-ать историю развития науки о растениях. Исп-ать инф. ресурсы о роли растений в природе, об истории испо-ия растений человеком | Знать правила работы в каб биологии, технику без-ти при работе с биол объектами и лаб об-м. Царства живой природы. Места обитания Растений. История исп-ния и изучения растений. Семенные и споровые растения. Наука о растениях — ботаника | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор | 08.09 | ||||||||||||||||||
2. | Разнообразие растений. Особенности внешнего строения растений. | Ориента- ция в межлично-стных отношениях. Умение выделять нрав-ый аспект поведения. Само-ние | Харак-тьвнеш строение растений. Исп-ть инф ресурсы для подготовки през-и сообщения о роли растений в природе, об испо-ия растений человеком (П) | Внеш строение, органы растения. Вег-е и ген-е органы. Семенные и споровые растения. Представление о жизненных формах растений, примеры. Хар-ка свойств крупных категорий жизн форм растений | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор | 15.09 | ||||||||||||||||||
3. | Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки. | Сф-сть поз-х интересов и мотивов к изучению биологии | При-ть примеры од-х и мног-ных растений. Различать и называть органоиды клеток растений. Харак-ать процессы жизн-сти клетки. Выявлять признаки раст клетки | . Строение раст клетки:. Жизнедеятельность клетки. Деление клетки. Клетка как живая система. Особенности растительной клетки | Компьютер, презентации, муль проектор Микроскоп, руч лупа, миаты строения клеток рас-й | 22.09 | ||||||||||||||||||
4. | Ткани растений Самостоятельная работа по теме | Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии | Овладение учеб умениями: логично излагать материал; анал-ть текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы | Оп-ть понятие «ткань». Хар-тьособ-и строения и функции тканей растений. Устанавливать взаимосвязь строения и функций тканей. | Компьютер, презентации, муль проектор Микр-оп, мик-ты | 29.09 | ||||||||||||||||||
Тема 2. Органы растений (9 ч) | ||||||||||||||||||||||||
1 (5) | Семя, его строение и значение. Условия прорастания семян Лабораторная работа № 1 «Строение семени фасоли» | Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии; овладение интеллектуальными умениями (анализировать, сравнивать, делать выводы). | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; овладение исследовательскими умениями: определять цели лабораторной работы, осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, проводить презентацию полученных знаний и опыта. | Об-ть роль семян в природе. Хар-ть функции частей семени. Описывать стадии прорастания семян. Выявлять отлич признаки семян двудол и однодоль растений. Проводить наб-ия, фикс-ть их результаты во время выполнения лабор работы. Хара-ть роль воды и воздуха в прорастании семян. | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор Лупы, семена фасоли (сухие и набухшие) | 06.10 | ||||||||||||||||||
2 (6) | Корень, его строение и значение | Овладение интел-ными умениями (наблюдать, устанавливать причинно-следс связи, делать обобщения и выводы). | Овладение исследовательскими умениями: определять цели лабораторной работы, осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, проводить презентацию полученных знаний и опыта. | Разл-ть и опр-ть типы корн систем на рисунках, герб экземплярах, натур объектах. Называть части корня. Уст-атьвз-зь строения и функций частей корня. Объяснять рост корня.. | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор Лупы проросшие семена тыквы, гороха | 13.10 | ||||||||||||||||||
3 (7) | Побег, его строение и развитие Лабораторная работа № 2 «Строение вегетативных и генеративных почек» | Сфор-тьпозных интересов и мотивов к изучению биологии | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; проводить анализ и обработку информации. | Называть части побега. Опр-ть типы почек на рисунках, фотографиях, натур-ых объектах. Ха-ать почку как зачаток нового побега. Объяснять назначение вег и ген-х почек.. | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор Лупа, побеги с почками (тополь, сирень) | 20.10 | ||||||||||||||||||
4 (8) | Лист, его строение и значение Лаб работа № 3 «Внешнее строение листьев» | Сформ-ть познав-ых интересов и мотивов к изучению биологии | Овладение учеб умениями: работать с учебной и справ лит-ой, логично излагать материал; проводить анализ и обработку информации. | Опр-ть части листа на гербарных экз-ах, рисунках. Различать простые и сложные листья. Харак-атьвнутр строение листа, его части. Уста-атьвз-зь строения и функций листа. | Ком-ер, през-ии, муль проектор Гербарии простых и сложных листьев | 27.10 | ||||||||||||||||||
5 (9) | Стебель, его строение и значение Биологический диктант | Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; проводить анализ и обработку информации | Описывать внеш строение стебля, примеры различных типов стеблей. Называть внутр части стебля и их функции. Определять видо-я надземных и подземных побегов | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор | 10.11 | ||||||||||||||||||
6 (10) | Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы» | овладение интеллек-ми умениями (наблюдать, уст-ть причинно-следст связи, делать обобщения и выводы). | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справ лит, логично излагать материал; овладение иссл умениями: определять цели лаб работы, осуществлять фикс-ание и анализ фактов или явлений | Изучать и описывать строение подземных побегов, отмечать их различия. Фикс-тьрез-ты исследований. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор, лаб. оборудование, клубень картофеля, луковицы | 17.11 | ||||||||||||||||||
7 (11) | Цветок, его строение и значение. Соцветия. Лабораторная работа № 5 «Изучение строения соцветий» | Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии | Овладение учеб умениями: работать с учебной и справ лит, логично излагать материал; овладение иссл умениями: определять цели лаб работы, осуществлять фикс-ие и анализ фактов или явлений | Опр-ть и называть части цветка на рисунках, фотографиях, нат-ых объектах. Называть фун-и частей цветка. Различать и называть типы соцветий на рисунках и натур объектах. Хар-ать значение соцветий. Объяснять вза-зь опыления и оплод-я у цветковых растений. Харак-ь типы опыления у растений. | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор, цветки комнатных растений. Гербарии соцветий | 24.11 | ||||||||||||||||||
8 (12) | Плод. Разнообразие и значение плодов | Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии | Овладение учеб умениями: работать с учебной и справ лит-й, лог излагать материал; овладение иссл умениями: определять цели лаб работы, осущ-ть фикс-ие и анализ фактов или явлений, проводить през-июпол-ых знаний и опыта; | Объяснять процесс обр-ия плода. Определять типы плодов и клас-ть их по рисункам, фото-м, натур объектам. Оп-ать способы расп-я плодов и семян на основе наблюдений. Исп-ать инф ресурсы для подг-ки сообщения о роли плодов и семян в природе и жизни человека. | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор, муляжи плодов | 01.12 | ||||||||||||||||||
9 (13) | Об-е и сист-ия знаний по материалам темы «Органы растений» Тест контроль | Овладение интеллектуальными умениями (делать обобщения и выводы) | Обобщать и систем-ать знания по теме, делать выводы. овладение комм- умениями | Обобщать и сист-ать знания по теме, делать выводы. Отв-ать на итог вопросы темы, выполнять задания | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор | 08.12 | ||||||||||||||||||
Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (6 ч) | ||||||||||||||||||||||||
1 (14) | Минеральное и воздушное питание растений | Сфор-ь позн интересов и мотивов к изучению биологии | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справ лит-й, логично излагать материал; умение работать с инф-й: сам-но вести поиск источников проводить анализ и обработку информации | Хар-ать условия, необдлявоз питания растений. Объяснять роль зелёных листьев в фот-зе. Приводить примеры организмов — авт-в и гет-в, находить различия в их питании. Объяснять роль корневых волосков в механизме почв питания. Обос-ать роль почв питания в жизни растений. | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор | 15.12 | ||||||||||||||||||
2 (15) | Дыхание и обмен веществ у растений | Сформированность у учащихся ценностного отношения к природе | Овладение учеб умениями: работать с учебной и справ лит-й, логично излагать материал; умение работать с инфор: сам-но вести поиск источников (справочные проводить анализ и обработку информации | Хар-ть сущность процесса дыхания у растений. Ус-атьвза-зь процессов дыхания и фот-за, проводить их сравнение. | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор | 22.12 | ||||||||||||||||||
3 (16) | Размножение растений: половое и бесполое | Сфор-тьпозн интересов и мотивов к изучению биологии | Ов-ие учеб умениями: работать с учебной и справ лит-й, лог излагать материал; овладение ком-и умениями и опытом межли-х коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии | Хар-ать значение разм-ия живых организмов. Называть способы размножения Срав-ать бесполое и половое разм-е растений, находить их различия | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор | 29.12 | ||||||||||||||||||
4 (17) | Вегет-ое размножение растений и его использование человеком Пр р «Черенкование ком-ых растений» | Сфо-тьпозн интересов и мотивов к изучению биологии; овладение интел умениями). | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал | Называть и описывать способы вегетативразм-ия, приводить примеры. . | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор | 19.01 | ||||||||||||||||||
5 (18) | Рост и развитие растений. Обобщение знаний по теме. | Сфор-ть у учащихся ценностного отношения к природе | Осущ-ть фиксирование и анализ фактов или явлений, видеть пути и способы решения исследуемой проблемы | Называть основ черты, хар-ие рост растения.. Сравнивать процессы роста и развития. Уст-ать зав-сть роста и развития растений от условий среды. | Комнатные растения | 26.01 | ||||||||||||||||||
6 (19) | К.р.№1 | Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии | Овладение учеб умениями: работать с учебной и справ лит-й, логично излагать материал; умение работать с информ: само-но вести поиск источников проводить анализ и обработку информации. Обобщать и сис-ть знания по теме, делать выводы. | Об-ть и сист-ать знания по теме, делать выводы | 02.02 | |||||||||||||||||||
Тема 4. Многообразие и развитие растительного мира (9ч) | ||||||||||||||||||||||||
1 (20) | Систематика растений, её значение для ботаники. Водоросли, их многообразие в природе | Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии | Овладение учеб умениями: работать с учебной и справ лит-ой, логично излагать материал; умение работать с инфор: сам-но вести поиск источников ( проводить анализ и обработку информации | Приводить примеры названий раз-ых растений. Сист-ать растения по группам. Объяснять значение сис-ки растений для ботаники. Исп-тьинфор ресурсы для подготовки през-и сообщения о деят-ти К. Линнея и роли его исследований в биологии. Выделять и описывать сущ-е признаки водорослей. | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор | 09.02 | ||||||||||||||||||
2 (21) | Отдел Моховидные. Общаяхар-ка и значение Лаб р № 6 «Изучение внешнего строения мхов» | Сфор-ть поз-ых интересов и мотивов к изучению биологии | Овладение учеб умениями: работать с учебной и справ лит-й, логично излагать материал; умение работать с информацией: сам-но вести поиск ис-ков проводить анализ и обработку информации | Ср-ать пред-ей различных групп растений отдела, делать выводы. Называть сущ-е признаки мхов. Выделять признаки прин-сти мох-х к высшим споровым растениям. | Ком-ер, през-ии, мульт проектор Мик-ты строения листьев мха, ми-коп, гербарии мхов | 16.02 | ||||||||||||||||||
3 (22) | Плауны. Хвощи, папоротники | Сфор-тьпозн интересов и мотивов к изучению биологии | Овл-ие учеб умениями: работать с учебной и справ лит-й, логично излагать материал; умение работать с инфор: сам-но вести поиск ис-ов проводить анализ и обработку инф-ии | Сравнивать особ-ти строения и разм-ия мхов и папор-ых. Об-атьнеоб-ть охраны исчез видов. Исп-ать инф ресурсы для подготовки презентации проекта о разн-и и роли высш споровых растений в природе. | Гербарии | 02.02 | ||||||||||||||||||
4 (23) | Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение | Сфор-ть поз-ых интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой | Овл-ие учеб умениями: работать с учебной и справ лит-ой, логично излагать материал; умение работать с инф-ей: самостоятельно вести поиск ист-ков проводить анализ и обработку информации | Выявлять общие черты строения и развития сем-х растений. Осв-ть приёмы работы с опреде-м растений. Срав-ать строение споры и семени. Хар-ть процессы раз-ия и развития гол-х. Прог-ать последствия нерац-ой деят-ти человека для жизни гол-ых. | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор, гербарий | 09.03 | ||||||||||||||||||
5 (24) | Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. | Сфор-стьпозн интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой | Овладение учеб умениями: работать с учебной и справ лит-й, логично излагать материал; умение работать с инф: сам-но вести поиск источников проводить анализ и обработку информации | Выявлять черты усл-ия ор-иипокр-ых по сравнению с гол-ми. Ср-ть и находить признаки сходства и различия в строении и жиз-типок-х и гол-х. При-ять приёмы работы с опре-м растений. Уст-тьвз-зьприс-стипокр-ых к условиям среды. Исп-атьинфор ресурсы для подготовки през-ии проекта об охра-х видах покры-х растений | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор, гербарий | 16.03 | ||||||||||||||||||
6 (25) | Семейства класса Двудольные Самостоятельная работа | Сфо-стьпозн-ых интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой | Овладение учеб умениями: работать с учеб и справ лит-ой, логично излагать материал; умение работать с инф-ей: сам-но вести поиск источников проводить анализ и обработку инфор | Выделять основные признаки класса Двудольные. Опис-тьотл-ые признаки семейств Двуд-х. Расп-атьпре-ей семейств на рисунках, герб материалах, натур объектах. Пр-ять приёмы работы с опр-м растений. | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор, гербарий | 23.03 | ||||||||||||||||||
7 (26) | Семейства класса Однодольные | Сфор-тьпозн интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой | Ов-ие учеб умениями: работать с учебной и справ лит-й, логично излагать материал; умение работать с инф-й: сам-но вести поиск источников ( проводить анализ и обработку информации | Выделять признаки класса Одн-ые. Приводить примеры охраняемых видов. | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор, гербарий | 06.04 | ||||||||||||||||||
8 (27) | Историческое развитие растительного мира. Разнообразие и происхождение культурных растений. Биологический диктант | Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии | Овладение учеб умениями: работать с учебной и спр лит-й, логично излагать материал; умение работать с инф-й: сам-о вести поиск ист-ов | Объяснять сущность понятия об эвол-и живого мира. Оп-ать основ этапы эволюции орг-в на Земле. Выд-ть этапы развития раст мира. Наз-ть черты при-сти растений кназем образу жизни. Называть основ признаки различия куль-х и дико-х растений. Хар-ать роль человека в появлении мног-ия культ растений. Приводить пр-ы куль растений своего региона. | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор | 13.04 | ||||||||||||||||||
9 (28) | Обоб-ие и систем-ия знаний: «Многообразие и развитие раст мира» Тест контроль | Овладение интеллектуальными умениями (делать обобщения и выводы) | Обобщать и сист-ать знания по теме, делать выводы. овладение ком-ми умениями и опытом межличн-х комм-ий, корректного ведения диалога и дискуссии | Обобщать и систематизировать знания по теме , делать выводы | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор | 20.04 | ||||||||||||||||||
Тема 5. Природные сообщества (3 часа) | ||||||||||||||||||||||||
1 (29) | Понятие о природном сообществе — биогеоценозе и экосистеме | Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии | Овладение учеб умениями: работать с учебной и справ лит-й, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск ис-ков проводить анализ и обработку информации | Объяснять сущность понятия «природное сообщество». Уст-тьвза-зьструк звеньев прир сообщества. Оценивать роль круг-та веществ и потока энергии в эк-ах. Выявлять преоб-е типы прир сообществ родного края. Хар-ть влияние абиот факторов на фор-еприр сообщества. Исп-атьинфор ресурсы для подготовки сообщения о прирсооб-ах России | 27.04 | |||||||||||||||||||
2 (30) | Совм-ая жизнь организмов в прир сообществе Экскурсия «Весенние явления в жизни экосистемы (лес, парк, луг, болото)» | Сформ-ть у учащихся ценн отношения к природе, жизни | Ов-ниеиссл умениями: форм-ть проблему исследования, опр-ть цели, гипотезу, этапы и задачи исия, само-о моделировать и проводить эксп-нт и на его основе получать новые знания; осущ-тьфик-ие и анализ фактов или явлений, видеть пути и способы решения исследуемой проблемы | Наб-тьприр явления, фиксировать резуль-ы наблюдений, делать выводы. Выполнять иссл работу: находить изуч-е виды растений, опр-ть кол-во ярусов в природномсооб-ве, называть жизн-ые формы растений, отмечать весенние явления в природе. Соблюдать правила поведения в природе | 04.05 | |||||||||||||||||||
3 (31) | Смена природных сообществ и её причины | Сформ-ть познавательных интересов и мотивов к изучению биологии | Овл-е учеб умениями: работать с учебной и справочной лит-й, логично излагать материал; умение работать с инфор | Объяснять причины смены прирсообществ. Пр-ить примеры смены пр-ыхсоо-тв, вызванной внеш и внутр причинами. Объяснять причины неуст-ти культ сообществ — агроценозов. Арг-тьнео-сть бережного отношения к прир-м сообществам. | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор | 11.05 | ||||||||||||||||||
Итоговое повторение, итоговый контроль (3 ч) | ||||||||||||||||||||||||
1 (32) | Подготовка к итоговому контрольному занятию. | Овладение интел-и умениями (делать обобщения и выводы) | Выявление уровня сф-сти основ видов учебнойдеят-и. | 18.05 | ||||||||||||||||||||
2 (33) | К.р.№2 | 23.05 | ||||||||||||||||||||||
34 | Итоговое занятие | 30.05 |
9.Учебно-методическое обеспечение учебного процесса.
Литература
- И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова «Биология. 6 класс» М.: издательство «Вентана-Граф», 2013
- И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова «Биология. 6 класс. Методическое пособие» М.: издательство «Вентана-Граф», 2013
- М.В. Высоцкая «Нетрадиционные уроки по биологии в 5-11 классах», Волгоград, издательство «Учитель», 2005
- Н.Л. Галеева «Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии» М.: «5 за знания», 2006
- О.П. Дудкина «Биология. Проверочные тесты. Разроуровневые задания 6-11 классы», Волгоград, издательство «Учитель», 2011
- Н.В. Ляшенко, Е.В. Попова, В.П. Артеменко, Е.Н. Маслак «Биология. Секреты эффективности современного урока» Волгоград.издательство «Учитель», 2013
- В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов «ЕГЭ: шаг за шагом. Растения. Грибы. Лишайники» М.: издательство «Дрофа», 2011
Интернет-ресурсы:
- http://www.livt.netЭлектронная иллюстрированная энциклопедия "Живые существа"
- http://www.floranimal.ru/Портал о растениях и животных
- http://www.plant.geoman.ru/Занимательно о ботанике. Жизнь растений
- http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология».
- . www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
- Гербарии: Основные группы растений, Растительные сообщества.
- коллекция «Семена и плоды»
- магнитные модели – аппликации: Классификация растений и животных, Деление клетки
- прибор для демонстрации всасывания воды корнями растений
- лупы ручные
-микроскопы
- набор химической посуды для проведения лабораторных работ и опытов
- комплект таблиц «Ботаника 1. Грибы, лишайники, водоросли, мхи, папоротникообразные и голосеменные растения»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...