Рабочие программы
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Абдуллина Гульнара Флюсовна

В соответствии со статьей 32 п.7 Закона РФ «Об образовании» в компетенцию образовательного учреждения входит разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин.

Рабочая программа учителя должна давать представление о том, как в практической деятельности педагога реализуются компоненты (федеральный, региональный, школьный) государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета.

Рабочая программа - документ, созданный учителем на основе примерной или авторской программы.

Статья 28 Закона РФ «Об образовании» относит разработку примерных программ к компетенции Российской Федерации в области образования в лице ее федеральных органов государственной власти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass.docx69.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение средняя общеобразовательная школа

с.Исаметово муниципального района Илишевский район РБ

Рассмотрено

руководитель школьного

 Методического объединения        

_________ Хафизова Р.Б.

Протокол № ___

от «    » августа      2017г.

Согласовано

Зам. директора по УВР СОШ

с.Исаметово

__________ Мирзаянова Ф.М.

«    » августа        2017г.

         «Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ  

  с.Исаметово     __________Ахтариева Л.А.

      Приказ №

      от «    » августа 2017 г.

                           Рабочая программа учителя на 2017-2018 учебный год

Предмет: биология

Класс: 6

Общее количество часов: 34

Количество часов в неделю: 1

                    Программа. И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова,А.Г.Драгомилов, Т.С. Сухова ( Биология 5-9

                   классы  программа- М.: Вентана-Граф, 2015г)

                     Учебник: Учебник  И.Н. Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой, Биология.  5 класс. Москва

                         Издатель ский центр  «Вентана-Граф», 2016.

Учитель: Абдуллина Г.Ф.

                                                                         Исаметово, 2017

                                                                                                         1.Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса биологии 6 класса составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

- Фундаментального ядра содержания общего образования;

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

- примерной программы основного и среднего (полного) общего образования по биологии;

- программы по биологии для 5–9 классов авторов: И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корниловой,  А.Г. Драгомилова, Т.С. Суховой(Москва, Издательский центр Вентана-Граф, 2012);

Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.

СогласнодействующемуБазисномуучебномупланурабочаяпрограммадля6-х классовпредусматриваетобучениебиологии в объеме 1 час  в неделю, 35часов в год.

      На основании примерных программ Министерства Образования РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания по биологии, в 6-х классах реализуется базовый уровень. Курс биологии 6 класса продолжает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе.

2.Общая характеристика учебного предмета.

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. отбор содержания проведен с учетом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:

- формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной картины мира;

- овладение научным подходом к решению различных задач;

- овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

- овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

- формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путем применения межпредметного анализа учебных задач.

Разделы «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» (изучается в 5-м и 6-м классах) включают сведения об особенностях строения и жизнедеятельности организмов этих групп, их многообразии, роли в природе и жизни человека. Ведущей идеей содержания этих разделов является ценность биологического разнообразия для поддержания жизни на планете

                                                             

                                                       3.Место учебного предмета в учебном плане МБОУ СОШ с. Исаметово

Биология входит в предметную область «Естественно-научные предметы». Рабочая программа разработана в соответствии с учебным планом для основного общего образования. На изучение предмета «Биология» в 6-ом классе отводится 34 годовых часа, 1 час в неделю

                                                          4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

   Ведущую роль в курсе биологии играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых - изучение природы.

  Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у учащихся в процессе изучения биологии, проявляются в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности, ценности  биологических методов исследования объектов живой природы, понимании сложности и противоречивости самого процессе познания как извечного стремления к истине.

   В качестве объектов ценностей труда и быта  выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса биологии могут рассматриваться как формирование уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности; понимание необходимости вести здоровый образ жизни, соблюдать гигиенические нормы и правила, самоопределиться с выбором своей будущей профессиональной деятельности.

   Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание стремления у учащихся грамотно пользоваться биологической терминологией и символикой, вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения.

   Курс биологии в наибольшей мере по сравнению с другими школьными курсами направлен на формирование ценностных ориентаций относительно одной из ключевых категорий нравственных ценностей – ценности Жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, включая и Человека.

   Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.

Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.

                                                                 5.Планируемые результаты освоения учебного материала, курса.

             Личностными результатами являются следующие умения:

- осознавать единство и целостность окружающего мира (взаимосвязь органов в организме, строения органа и функции, которую он выполняет, взаимосвязи организмов друг с другом в растительном сообществе, с факторами неживой природы и т.д.), возможности его познаваемости;

- постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;

- осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;

- оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасносго образа жизни и сохранения здоровья;

- оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;

            Метапредметными результатами  являются формирование УУД.

Регулятивные УУД:

         - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения целей;

- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно совершенствовать выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

           - анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений;

- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.), преобразовывать информацию из одного вида в другой;

- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее досто

верность.

           Коммуникативные УУД:

-  самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом

            Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

- определять роль растений в природе и жизни человека;

- объяснять роль растений в круговороте веществ;

- приводить примеры приспособлений растительных организмов к среде обитания и объяснять их значение;

- находить черты, свидетельствующие об усложнении различных отделов растений, давать им объяснения;

- перечислять отличительные свойства растений;

- различать основные группы растений;

- определять основные органоиды растительной клетки, органов растений;

                                                   6.Содержание учебного предмета, курса.

 

Курс биологии в 6 классе «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук о растениях: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии, микробиологии, растениеводства. Содержание и структура этого курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьника, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе

            Наука о растениях – ботаника (4 ч)

            Правила работы в кабинете биологии, техника безопасности при работе с биологическими объектами и лабораторным оборудованием.

Растения как составная часть живой природы. Значение растений в природе и жизни человека. Ботаника – наука о растениях. Внешнее строение растений. Жизненные формы и продолжительность жизни растений. Клетка – основная единица живого. Строение растительной клетки. Процессы жизнедеятельности растительной клетки. Деление клеток. Ткани и их функции в растительном организме.

Экскурсия

            Тема: «Разнообразие растений, произрастающих в окрестностях школы. Осенние явления в жизни растений».

              Органы растений (9 ч)

Семя. Понятие о семени. Многообразие семян. Строение семян однодольных и двудольных растений.

            Процессы жизнедеятельности семян. Дыхание семян. Покой семян. Понятие о жизнеспособности семян. Условия прорастания семян.

Корень. Связь растений с почвой. Корневые системы растений. Виды корней. Образование корневых систем. Регенерация корней. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с выполняемыми им функциями. Рост корня. Видоизменения корней. Экологические факторы, определяющие рост корней растений

Побег. Развитие побега из зародышевой почечки семени. Строение почки. Разнообразие почек.

Лист – орган высших растений. Внешнее строение листа. Разнообразие листьев. Листья простые и сложные. Листорасположение. Жилкование листьев. Внутреннее строение и функции листьев. Видоизменения листьев. Испарение воды листьями. Роль листопада в жизни растений.

Стебель – осевая часть побега. Разнообразие побегов. Ветвление побегов. Внутреннее строение стебля. Рост стебля в длину и в толщину. Передвижение веществ по стеблю. Отложение органических веществ в запас. Видоизменения побегов: корневище, клубень, луковица; их биологическое и хозяйственное значение.

Цветок. Образование плодов и семян. Цветение как биологическое явление. Строение цветка. Однополые и обоеполые цветки. Разнообразие цветков. Соцветия, их многообразие и биологическое значение.

Опыление у цветковых растений. Типы опыления: перекрестное, самоопыление. Приспособления растений к самоопылению и перекрестному опылению. Значение опыления в природе и сельском хозяйстве. Искусственное опыление.

Образование плодов и семян. Типы плодов. Значение плодов.

            Лабораторные работы

 1. Тема: «Строение  семени фасоли»

 2. Тема: «Строение вегетативных и генеративных  почек»

 3. Тема: «Внешнее строение листьев»

 4. Тема: «Внешнее строение корневища, клубня и луковицы»

 5. Тема: «Изучение строения соцветий»

   Основные процессы жизнедеятельности растений (6 ч)

Минеральное питание растений и значение воды. Потребность растений в минеральных веществах. Удобрение почв. Вода как условие почвенного питания растений. Передвижение веществ по стеблю.

Фотосинтез. Образование органических веществ в листьях. Дыхание растений.

Размножение растений. Особенности размножения растений. Оплодотворение у цветковых растений.  Размножение растений черенками — стеблевыми, листовыми, корневыми. Размножение растений укореняющимися и видоизмененными побегами. Размножение растений прививкой. Применение вегетативного размножения в сельском хозяйстве и декоративном растениеводстве. Биологическое значение семенного размножения растений.

Рост растений. Ростовые движения — тропизмы. Развитие растений. Сезонные изменения в жизни растений.

Практические работы

1.Тема: «Черенкование комнатных растений»

2. Тема: «Размножение растений корневищами, клубнями, луковицами»

               Многообразие и развитие растительного мира (9 ч)

Понятие о систематике как разделе науки биологии. Основные систематические категории: царств, отдел, класс, семейство, род, вид.    Международные названия растений. Царство растений.

Низшие растения. Водоросли: зеленые, бурые, красные. Среды обитания водорослей. Биологические особенности одноклеточных и многоклеточных водорослей в сравнении с представителями других растений. Пресноводные и морские водоросли как продуценты кислорода и органических веществ. Размножение водорослей. Значение водорослей в природе и жизни человека.

Высшие споровые растения.

Мхи. Биологические особенности мхов, строение и размножение на примере кукушкина льна (сфагнума). Роль сфагнума в образовании торфа. Использование торфа в промышленности и сельском хозяйстве.

Папоротники, хвощи, плауны. Среда обитания, особенности строения и размножения. Охрана плаунов.

Высшие семенные растения.

Голосеменные растения. Общая характеристика голосеменных растений. Размножение голосеменных. Многообразие голосеменных, их охрана. Значение голосеменных в природе и в хозяйственной деятельности человека.

Покрытосеменные растения. Общая характеристика покрытосеменных растений.

Распространение покрытосеменных. Классификация покрытосеменных.

Класс Двудольных растений. Биологические особенности двудольных. Характеристика семейств: Розоцветных, Бобовых (Мотыльковых), Капустных (Крестоцветных),  Пасленовых, Астровых (Сложноцветных).

Класс Однодольных растений. Общая характеристика класса. Характеристика семейств: Лилейных, Луковых, Злаковых (Мятликовых). Отличительные признаки растений данных семейств, их биологические особенности и значение.

Историческое развитие растительного мира. Этапы эволюции растений. Выход растений на сушу. Приспособленность Господство покрытосеменных как результат их приспособленности к условиям среды.

Разнообразие и происхождение культурных растений.Дикорастущие, культурные и сорные растения. Центры происхождения культурных растений.

Лабораторные работы

3. Тема: «Изучение внешнего  строения мхов»

               Природные сообщества (3 ч)

Понятие о природном сообществе (биогеоценоз и экосистема). Структура природного сообщества.  Совместная жизнь растений бакте рий, грибов и лишайников в лесу или другом фитоценозе. Типы взаимоотношений организмов в био геоценозах.

Смена природных сообществ и её причины. Разнообразие природных сообществ.

Экскурсия

Тема: «Взаимоотношения организмов в растительном сообществе»

                     

             

                                  8.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.  

№ урока

Тема урока

Планируемые результаты

Основные средства

обучения

Дата проведения

корректировка

личностные

метапредметные

предметные

Тема 1. Наука о растениях – ботаника (4 ч)

1.

Царство Растения. Общая характеристика растений.

Ориентация в межличностных отношениях.

Умение  выделять нравственный аспект поведения.

Самоопределение

Различать царства живой природы. Хар-тьразличныхпредс-ей царства Растения.

Опр-ть предмет науки ботаники. Опи-ать историю развития науки о растениях.

Исп-ать инф. ресурсы о роли растений в природе, об истории испо-ия растений человеком

Знать правила работы в каб биологии, технику без-ти при работе с биол объектами и лаб об-м. Царства живой природы. Места обитания Растений. История исп-ния и изучения растений. Семенные и споровые растения. Наука о растениях — ботаника

Компьютер, презентации, мультимедийный проектор

08.09

2.

Разнообразие растений. Особенности внешнего строения растений.

Ориента-

ция в межлично-стных отношениях.

Умение  выделять нрав-ый аспект поведения.

Само-ние

Харак-тьвнеш строение растений.
Об-ть отличие вег. органов от ген-х.

Исп-ть инф ресурсы для подготовки през-и сообщения о роли растений в природе, об  испо-ия растений человеком (П)

Внеш строение, органы растения. Вег-е и ген-е органы. Семенные и споровые растения. Представление о жизненных формах растений, примеры. Хар-ка свойств крупных категорий жизн форм растений

Компьютер, презентации, мультимедийный проектор

15.09

3.

Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки.

Сф-сть поз-х интересов и мотивов к изучению биологии

При-ть примеры од-х и мног-ных растений.

Различать и называть органоиды клеток растений.

Харак-ать процессы жизн-сти клетки.

Выявлять признаки раст клетки

. Строение раст клетки:. Жизнедеятельность клетки. Деление клетки. Клетка как живая система. Особенности растительной клетки

Компьютер, презентации, муль проектор

Микроскоп, руч лупа, миаты строения клеток рас-й

22.09

4.

Ткани растений

Самостоятельная работа по теме

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии

Овладение учеб умениями: логично излагать материал; анал-ть текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы

Оп-ть понятие «ткань». Хар-тьособ-и строения и функции тканей растений.

Устанавливать взаимосвязь строения и функций тканей.

Компьютер, презентации, муль проектор

Микр-оп, мик-ты

29.09

Тема 2. Органы растений (9 ч)

1 (5)

Семя, его строение и значение. Условия прорастания семян

Лабораторная работа № 1 «Строение семени фасоли»

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии;

овладение интеллектуальными умениями (анализировать, сравнивать, делать выводы).

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал;

овладение исследовательскими умениями: определять цели лабораторной работы, осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, проводить презентацию полученных знаний и опыта.

Об-ть роль семян в природе. Хар-ть функции частей семени.
Оп-ть строение зародыша растения.

Описывать стадии прорастания семян. Выявлять отлич признаки семян двудол и однодоль растений.
Исп-атьинфор ресурсы для подготовки сообщения о роли семян в жизни человека.

Проводить наб-ия, фикс-ть их результаты во время выполнения лабор работы.

Хара-ть роль воды и воздуха в прорастании семян.

Компьютер, презентации, мультимедийный проектор

Лупы, семена фасоли (сухие и набухшие)

06.10

2 (6)

Корень, его строение и значение

Овладение интел-ными умениями (наблюдать, устанавливать причинно-следс связи, делать обобщения и выводы).

Овладение исследовательскими умениями: определять цели лабораторной работы, осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, проводить презентацию полученных знаний и опыта.

Разл-ть и опр-ть типы корн систем на рисунках, герб экземплярах, натур объектах.

Называть части корня.

Уст-атьвз-зь строения и функций частей корня.

Объяснять рост корня..
Хар-ать значение вид-ных корней для растений.

Компьютер, презентации, мультимедийный проектор

Лупы проросшие семена тыквы, гороха

13.10

3 (7)

Побег, его строение и развитие

Лабораторная работа № 2 «Строение вегетативных и генеративных почек»

Сфор-тьпозных интересов и мотивов к изучению биологии

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал;

проводить анализ и обработку информации.

Называть части побега.

Опр-ть типы почек на рисунках, фотографиях, натур-ых объектах. Ха-ать почку как зачаток нового побега.

Объяснять назначение вег и ген-х почек..

Компьютер, презентации, мультимедийный проектор

Лупа, побеги с почками (тополь, сирень)

20.10

4 (8)

Лист, его строение и значение

Лаб работа № 3 «Внешнее строение листьев»

Сформ-ть познав-ых интересов и мотивов к изучению биологии

Овладение учеб умениями: работать с учебной и справ лит-ой, логично излагать материал;

проводить анализ и обработку информации.

Опр-ть части листа на гербарных экз-ах, рисунках.

Различать простые и сложные листья. Харак-атьвнутр строение листа, его части.

Уста-атьвз-зь строения и функций листа.

Ком-ер, през-ии, муль проектор

Гербарии простых и сложных листьев

27.10

5 (9)

Стебель, его строение и значение

Биологический диктант

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал;

проводить анализ и обработку информации

Описывать внеш строение стебля, примеры различных типов стеблей.

Называть внутр части стебля и их функции.

Определять видо-я надземных и подземных побегов

Компьютер, презентации, мультимедийный проектор

10.11

6 (10)

Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы»

овладение интеллек-ми умениями (наблюдать, уст-ть причинно-следст связи, делать обобщения и выводы).

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справ лит, логично излагать материал;

овладение иссл умениями: определять цели лаб работы, осуществлять фикс-ание и анализ фактов или явлений

Изучать и описывать строение подземных побегов, отмечать их различия.

Фикс-тьрез-ты исследований. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

Компьютер, презентации, мультимедийный проектор, лаб. оборудование, клубень картофеля, луковицы

17.11

7 (11)

Цветок, его строение и значение. Соцветия.

Лабораторная работа № 5 «Изучение строения соцветий»

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии

Овладение учеб умениями: работать с учебной и справ лит, логично излагать материал;

овладение иссл умениями: определять цели лаб работы, осуществлять фикс-ие и анализ фактов или явлений

Опр-ть и называть части цветка на рисунках, фотографиях, нат-ых объектах.

Называть фун-и частей цветка.

Различать и называть типы соцветий на рисунках и натур объектах.

Хар-ать значение соцветий.

Объяснять вза-зь опыления и оплод-я у цветковых растений. Харак-ь типы опыления у растений.

Компьютер, презентации, мультимедийный проектор, цветки комнатных растений.

Гербарии соцветий

24.11

8 (12)

Плод. Разнообразие и значение плодов

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии

Овладение учеб умениями: работать с учебной и справ лит-й, лог излагать материал;

овладение иссл умениями: определять цели лаб работы, осущ-ть фикс-ие и анализ фактов или явлений, проводить през-июпол-ых знаний и опыта;

Объяснять процесс обр-ия плода. Определять типы плодов и клас-ть их по рисункам, фото-м, натур объектам.

Оп-ать способы расп-я плодов и семян на основе наблюдений.

Исп-ать инф ресурсы для подг-ки сообщения о роли плодов и семян в природе и жизни человека.

Компьютер, презентации, мультимедийный проектор, муляжи плодов

01.12

9 (13)

Об-е и сист-ия знаний по материалам темы «Органы растений» Тест контроль

Овладение интеллектуальными умениями (делать обобщения и выводы)

Обобщать и систем-ать знания по теме, делать выводы.

овладение комм- умениями

Обобщать и сист-ать знания по теме, делать выводы.

Отв-ать на итог вопросы темы, выполнять задания

Компьютер, презентации, мультимедийный проектор

08.12

Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (6 ч)

1 (14)

Минеральное и воздушное  питание растений

Сфор-ь позн интересов и мотивов к изучению биологии

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справ лит-й, логично излагать материал; умение работать с инф-й: сам-но вести поиск источников

проводить анализ и обработку информации

Хар-ать условия, необдлявоз питания растений.

Объяснять роль зелёных листьев в фот-зе.

Приводить примеры организмов — авт-в и гет-в, находить различия в их питании.

Объяснять роль корневых волосков в механизме почв питания.

Обос-ать роль почв питания в жизни растений.

Компьютер, презентации, мультимедийный проектор

15.12

2 (15)

Дыхание и обмен веществ у растений

Сформированность у учащихся ценностного отношения к природе

Овладение учеб умениями: работать с учебной и справ лит-й, логично излагать материал; умение работать с инфор: сам-но вести поиск источников (справочные

проводить анализ и обработку информации

Хар-ть сущность процесса дыхания у растений.

Ус-атьвза-зь процессов дыхания и фот-за, проводить их сравнение.
Опр-ть понятие «обмен веществ».
Хар-ать обмен веществ как важный признак жизни

Компьютер, презентации, мультимедийный проектор

22.12

3 (16)

Размножение   растений: половое и бесполое

Сфор-тьпозн интересов и мотивов к изучению биологии

Ов-ие учеб умениями: работать с учебной и справ лит-й, лог излагать материал;

овладение ком-и умениями и опытом межли-х коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии

Хар-ать значение разм-ия живых организмов.

Называть  способы размножения

Срав-ать бесполое и половое разм-е растений, находить их различия

Компьютер, презентации, мультимедийный проектор

29.12

4 (17)

Вегет-ое размножение растений и его использование человеком

Пр р «Черенкование ком-ых растений»

Сфо-тьпозн  интересов и мотивов к изучению биологии; овладение интел умениями).

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал

Называть и описывать способы вегетативразм-ия, приводить примеры.

.

Компьютер, презентации, мультимедийный проектор

19.01

5 (18)

Рост и развитие растений. Обобщение знаний по теме.

Сфор-ть у учащихся ценностного отношения к природе

Осущ-ть фиксирование и анализ фактов или явлений, видеть пути и способы решения исследуемой проблемы

Называть основ черты, хар-ие рост растения..

Сравнивать процессы роста и развития.
Хар-ать этапы индив развития растения.

Уст-ать зав-сть роста и развития растений от условий среды.

Комнатные растения

26.01

6 (19)

К.р.№1

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии

Овладение учеб умениями: работать с учебной и справ лит-й, логично излагать материал; умение работать с информ: само-но вести поиск источников

проводить анализ и обработку информации.

 Обобщать и сис-ть знания по теме, делать выводы.

Об-ть и сист-ать знания по теме, делать выводы

02.02

Тема 4. Многообразие и развитие растительного мира (9ч)

1 (20)

Систематика растений, её значение для ботаники. Водоросли, их многообразие в природе

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии

Овладение учеб умениями: работать с учебной и справ лит-ой, логично излагать материал; умение работать с инфор: сам-но вести поиск источников (

проводить анализ и обработку информации

Приводить примеры названий раз-ых растений.

Сист-ать растения по группам.
Хар-ать единицу систематики — вид.
Осваивать приёмы работы с опре-лем растений.

Объяснять значение сис-ки растений для ботаники.

Исп-тьинфор ресурсы для подготовки през-и сообщения о деят-ти К. Линнея и роли его исследований в биологии.

Выделять и описывать сущ-е признаки водорослей.

Компьютер, презентации, мультимедийный проектор

09.02

2 (21)

Отдел Моховидные. Общаяхар-ка и значение

Лаб р № 6 «Изучение внешнего строения мхов»

Сфор-ть поз-ых интересов и мотивов к изучению биологии

Овладение учеб умениями: работать с учебной и справ лит-й, логично излагать материал; умение работать с информацией: сам-но вести поиск ис-ков

проводить анализ и обработку информации

Ср-ать пред-ей различных групп растений отдела, делать выводы.

Называть сущ-е признаки мхов.
Расп-ать пред-ей мох-ых на рисунках, гербарных материалах, живых объектах.

Выделять признаки прин-сти мох-х к высшим споровым растениям.

Ком-ер, през-ии, мульт проектор

Мик-ты строения листьев мха, ми-коп, гербарии мхов

16.02

3 (22)

Плауны. Хвощи, папоротники

Сфор-тьпозн интересов и мотивов к изучению биологии

Овл-ие учеб умениями: работать с учебной и справ лит-й, логично излагать материал; умение работать с инфор: сам-но вести поиск ис-ов

проводить анализ и обработку инф-ии

Сравнивать особ-ти строения и разм-ия мхов и папор-ых. Об-атьнеоб-ть охраны исчез видов.

Исп-ать инф ресурсы для подготовки презентации проекта о разн-и и роли высш споровых растений в природе.

Гербарии

02.02

4 (23)

Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение

Сфор-ть поз-ых интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой

Овл-ие учеб умениями: работать с учебной и справ лит-ой, логично излагать материал; умение работать с инф-ей: самостоятельно вести поиск ист-ков

проводить анализ и обработку информации

Выявлять общие черты строения и развития сем-х растений.

Осв-ть приёмы работы с опреде-м растений.

Срав-ать строение споры и семени. Хар-ть процессы раз-ия и развития гол-х.

Прог-ать последствия нерац-ой деят-ти человека для жизни гол-ых.

Компьютер, презентации, мультимедийный проектор, гербарий

09.03

5 (24)

Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение.

Сфор-стьпозн интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой

Овладение учеб умениями: работать с учебной и справ лит-й, логично излагать материал; умение работать с инф: сам-но вести поиск источников

проводить анализ и обработку информации

Выявлять черты усл-ия ор-иипокр-ых по сравнению с гол-ми.

Ср-ть и находить признаки сходства и различия в строении и жиз-типок-х и гол-х.

При-ять приёмы работы с опре-м растений.

Уст-тьвз-зьприс-стипокр-ых к условиям среды.

Исп-атьинфор ресурсы для подготовки през-ии проекта об охра-х видах покры-х растений

Компьютер, презентации, мультимедийный проектор, гербарий

16.03

6 (25)

Семейства класса Двудольные

Самостоятельная работа

Сфо-стьпозн-ых интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой

Овладение учеб умениями: работать с учеб и справ лит-ой, логично излагать материал; умение работать с инф-ей: сам-но вести поиск источников

проводить анализ и обработку инфор

Выделять основные признаки класса Двудольные.

Опис-тьотл-ые признаки семейств Двуд-х.

Расп-атьпре-ей семейств на рисунках, герб материалах, натур объектах.

Пр-ять приёмы работы с опр-м растений.

Компьютер, презентации, мультимедийный проектор, гербарий

23.03

7 (26)

Семейства класса Однодольные

Сфор-тьпозн интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой

Ов-ие учеб умениями: работать с учебной и справ лит-й, логично излагать материал; умение работать с инф-й: сам-но вести поиск источников (

проводить анализ и обработку информации

Выделять признаки класса Одн-ые.
Опр-ять признаки деления классов Двуд-е и Однод-е на семейства.
Оп-тьхарак-ые черты семейств од-ых растений.

Приводить примеры охраняемых видов.

Компьютер, презентации, мультимедийный проектор, гербарий

06.04

8 (27)

Историческое развитие растительного мира. Разнообразие и происхождение культурных растений.

Биологический диктант

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии

Овладение учеб умениями: работать с учебной и спр лит-й, логично излагать материал; умение работать с инф-й: сам-о вести поиск ист-ов

Объяснять сущность понятия об эвол-и живого мира.

Оп-ать основ этапы эволюции орг-в на Земле.

Выд-ть этапы развития раст мира.

Наз-ть черты при-сти растений кназем образу жизни.

Называть основ признаки различия куль-х и дико-х растений. Хар-ать роль человека в появлении мног-ия культ растений.

Приводить пр-ы куль растений своего региона.

Компьютер, презентации, мультимедийный проектор

13.04

9 (28)

Обоб-ие и систем-ия знаний:  «Многообразие и развитие раст мира»

Тест контроль

Овладение интеллектуальными умениями (делать обобщения и выводы)

Обобщать и сист-ать знания по теме, делать выводы.

овладение ком-ми умениями и опытом межличн-х комм-ий, корректного ведения диалога и дискуссии

Обобщать и систематизировать знания по теме

, делать выводы

Компьютер, презентации, мультимедийный проектор

20.04

Тема 5. Природные сообщества (3 часа)

1 (29)

Понятие о природном сообществе — биогеоценозе и экосистеме

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии

Овладение учеб умениями: работать с учебной и справ лит-й, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск ис-ков

проводить анализ и обработку информации

Объяснять сущность понятия «природное сообщество».

Уст-тьвза-зьструк звеньев прир сообщества.

Оценивать роль круг-та веществ и потока энергии в эк-ах.

Выявлять преоб-е типы прир сообществ родного края.

Хар-ть влияние абиот факторов на фор-еприр сообщества.

Исп-атьинфор ресурсы для подготовки сообщения о прирсооб-ах России

27.04

2 (30)

Совм-ая жизнь организмов в прир сообществе

Экскурсия

«Весенние явления в жизни экосистемы (лес, парк, луг, болото)»

Сформ-ть у учащихся ценн отношения к природе, жизни

Ов-ниеиссл умениями: форм-ть проблему исследования, опр-ть цели, гипотезу, этапы и задачи исия, само-о моделировать и проводить эксп-нт и на его основе получать новые знания; осущ-тьфик-ие и анализ фактов или явлений, видеть пути и способы решения исследуемой проблемы

Наб-тьприр явления, фиксировать резуль-ы наблюдений, делать выводы. Выполнять иссл работу: находить изуч-е виды растений, опр-ть кол-во ярусов в природномсооб-ве, называть жизн-ые формы растений, отмечать весенние явления в природе.
Сист-ать и обобщать знания о мног-и живого мира.

Соблюдать правила поведения в природе

04.05

3 (31)

Смена природных сообществ и её причины

Сформ-ть познавательных интересов и мотивов к изучению биологии

Овл-е учеб умениями: работать с учебной и справочной лит-й, логично излагать материал; умение работать с инфор

Объяснять причины смены прирсообществ.

Пр-ить примеры смены пр-ыхсоо-тв, вызванной внеш и внутр причинами.

Объяснять причины неуст-ти культ сообществ — агроценозов. Арг-тьнео-сть бережного отношения к прир-м сообществам.

Компьютер, презентации, мультимедийный проектор

11.05

Итоговое повторение, итоговый контроль (3 ч)

1 (32)

Подготовка к итоговому контрольному занятию.

Овладение интел-и умениями (делать обобщения и выводы)

Выявление уровня сф-сти основ видов учебнойдеят-и.

18.05

2 (33)

К.р.№2

23.05

34

Итоговое занятие

30.05

9.Учебно-методическое обеспечение учебного процесса.

                                                                                                                                Литература

  1. И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова «Биология. 6 класс» М.: издательство «Вентана-Граф», 2013
  2. И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова «Биология. 6 класс. Методическое пособие» М.: издательство «Вентана-Граф», 2013
  3. М.В. Высоцкая «Нетрадиционные уроки по биологии в 5-11 классах», Волгоград, издательство «Учитель», 2005
  4. Н.Л. Галеева «Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии» М.: «5 за знания», 2006
  5. О.П. Дудкина «Биология. Проверочные тесты. Разроуровневые задания 6-11 классы», Волгоград, издательство «Учитель», 2011
  6. Н.В. Ляшенко, Е.В. Попова, В.П. Артеменко, Е.Н. Маслак «Биология. Секреты эффективности современного урока» Волгоград.издательство «Учитель», 2013
  7. В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов «ЕГЭ: шаг за шагом. Растения. Грибы. Лишайники» М.: издательство «Дрофа», 2011

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.livt.netЭлектронная иллюстрированная         энциклопедия "Живые существа"
  2. http://www.floranimal.ru/Портал о растениях и животных
  3. http://www.plant.geoman.ru/Занимательно о ботанике. Жизнь растений
  4. http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология».
  5. . www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

- Гербарии: Основные группы растений, Растительные сообщества.

- коллекция «Семена и плоды»

- магнитные модели – аппликации: Классификация растений и животных, Деление клетки

- прибор для демонстрации всасывания воды корнями растений

- лупы ручные

-микроскопы

- набор химической посуды для проведения лабораторных работ и опытов

- комплект таблиц «Ботаника 1. Грибы, лишайники, водоросли, мхи, папоротникообразные и голосеменные растения»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...