Рабочие программы
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
В соответствии со статьей 32 п.7 Закона РФ «Об образовании» в компетенцию образовательного учреждения входит разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин.
Рабочая программа учителя должна давать представление о том, как в практической деятельности педагога реализуются компоненты (федеральный, региональный, школьный) государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета.
Рабочая программа - документ, созданный учителем на основе примерной или авторской программы.
Статья 28 Закона РФ «Об образовании» относит разработку примерных программ к компетенции Российской Федерации в области образования в лице ее федеральных органов государственной власти.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass.docx | 49.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Исаметово муниципального района Илишевский район РБ
Рассмотрено руководитель школьного Методического объединения _____________Хафизова Р.Б. Протокол № ___ от « » августа 2017г. | Согласовано Зам. директора по УВР СОШ с.Исаметово ____________ Мирзаянова Ф.М. « » августа 2017г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ с.Исаметово ____________Ахтариева Л.А. Приказ № от « » августа 2017 г. |
Рабочая программа учителя на 2017-2018 учебный год
Предмет: биология
Класс: 5
Общее количество часов: 34
Количество часов в неделю: 1
Программа. И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова,А.Г.Драгомилов, Т.С. Сухова ( Биология 5-9
классы: программа-М.: Вентана-Граф, 2012г)
Учебник: Учебник И.Н. Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой, Биология. 5 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2014.
Количество контрольных работ: 2,лабораторных: 3
Учитель: Абдуллина Г.Ф.
Исаметово, 2017 год
1.Пояснительная записка
Рабочая программа для курса биологии 5 класса разработана на основе нормативных документов:
-ФГОС ООО
-Примерной программы по биологии
Рабочая программа реализуется по УМК Пономарёвой И.Н.
- Учебник И.Н. Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой, Биология. 5 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2014.
- Авторская программа И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова,А.Г.Драгомилов, Т.С. Сухова ( Биология 5-9 классы: программа-М.: Вентана-Граф, 2012г)
- Методические пособия:
И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова Биология 5 кл Методическое пособие М.: Вентана-Граф , 2013 г
Рабочая программа по биологии соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям и результатам освоения основной образовательной программы, примерной программе по биологии.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Биология» изучается с 5-го класса ,5-й класс – 1 час в неделю (34 часов)
2.Общая характеристика учебного предмета
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Программа по биологии строится с учетом следующих содержательных линий: ∙ Многообразие и эволюция органического мира; ∙ Биологическая природа и социальная сущность человека; ∙ Уровневая организация живой природы. Учебный курс «Биология», в содержании которого ведущим компонентом являются научные знания, научные методы познания, практические умения и навыки, позволяет сформировать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, создать условия для формирования компетенции в интеллектуальных, гражданско-правовых, коммуникационных и информационных областях. Курс предполагает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ.
Цели программы:
- формирование ценностного отношения к живой природе;
-развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
-овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
- формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально—ценностного отношения к объектам живой природы
-освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;
- овладение умениями сравнивать, наблюдать, узнавать, делать выводы, соблюдать правила, применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
3.Место учебного предмета в учебном плане МБОУ СОШ с. Исаметово
Биология входит в предметную область «Естественно-научные предметы». Рабочая программа разработана в соответствии с учебным планом для основного общего образования. На изучение предмета «Биология» в 5-ом классе отводится 34 годовых часа, 1 час в неделю
4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ведущую роль в курсе биологии играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых - изучение природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у учащихся в процессе изучения биологии, проявляются в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности, ценности биологических методов исследования объектов живой природы, понимании сложности и противоречивости самого процессе познания как извечного стремления к истине.
В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса биологии могут рассматриваться как формирование уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности; понимание необходимости вести здоровый образ жизни, соблюдать гигиенические нормы и правила, самоопределиться с выбором своей будущей профессиональной деятельности.
Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание стремления у учащихся грамотно пользоваться биологической терминологией и символикой, вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения.
Курс биологии в наибольшей мере по сравнению с другими школьными курсами направлен на формирование ценностных ориентаций относительно одной из ключевых категорий нравственных ценностей – ценности Жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, включая и Человека.
Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.
Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты
5.Планируемые результаты освоения учебного материала, курса.
Личностные:
1.воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину.
2.формирование ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию.
3.знать основные принципы и правила отношения к живой природе, основы здорового образа жизни и здоровьесберегающие технологии.
4.Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений ( доказывать , стоить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам.
5.формирование личностных представлений о целостности природы.
6.формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантности и миролюбия
Метапредметные:
1.умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить новые задачи в учебе и в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы познавательной деятельности.
2. Овладеть исследовательской и проектной деятельностью. Научиться видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, квалифицировать, наблюдать, делать выводы, защищать свои идеи.
3Уметь работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию.
4. Уметь самостоятельно планировать пути достижения целей.
5 умение соотносить свои действия с планируемым результатом.
6.владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности
7. способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе , здоровью своему и окружающих
8 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
9умение использовать речевые средства для дискуссии , сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою точку зрения.
10 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками ; работать индивидуально и в группе, находить общее решение .
11формировать и развивать компетентность в в области использования ИКТ.
Предметные
1.усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях ее развития
2.формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, овладение понятийным аппаратом биологии.
3. приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов
4. понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире.
5.формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, осознание необходимости сохранения природы.
6.научиться объяснять роль биологии в практической деятельности
людей; места и роли человека в природе
7.овладение методами: наблюдение, описание.
8.формирование представлений о значении биологических наук в решении глобальных проблем
9. освоение приемов оказания первой помощи, рациональная организация труда и отдыха.
Содержание учебного предмета,курса.
Тема | Количество часов |
1. Биология – наука о живом мире | 7 часов |
2.Многообразие живых организмов | 11 часов |
3. Жизнь организмов на планете Земля | 9 часов |
4. Человек на планете Земля. | 7 часов |
7.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ | Тема урока | Количествово часов | УУД и личностные результаты которые будут сформированы в рамках изучения раздела | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | Дата | корректировка |
Тема 1. Биология – наука о живом мире. | ||||||
1 | Наука оживой природе. | 1 | Личностные:Выст-ть собст целостное мир-ие Регулятивные УУД: — составлять план текста; — под рук-ом учителя оформлять отчет, вкл-ий описание наб-ия, его резул-ы, выводы; Познавательные УУД: -проводить наб-ие; — пол-тьбиол-ую инф-ю из раз-ых источников; — опр-ть отношения объекта с другими объектами; — опр-ть суще-ые признаки объекта. Коммуникативные УУД: - уметь опр-ть общие цели и рас-ть роли при работе в группах | В-ь чел-ка и других живых орг-ов, значение. Пр-ы знакомых куль-х растений и дом. Жив-х. Особ-и и значение науки биологии. Задачи, стоящие перед учёными-биологами | 06.09 | |
2 3 | Свойства живого. Методы изучения природы | 1 1 | Св-а живых орг-в. Стадии развития раст-х и животных орг-в, используя рисучебника.Органы живого орг-а и их ф-и, используя рисунок учебника. Ззначениевз-ия органов живого организма | 13.09 20.09 | ||
4. | Увеличительные приборы. Лаб р №1 «Изучение устройства увеличительных приборов» | 1 | Личностные: -осознавать единство и цел-стьокр-го мира, воз-ь его поз-ти на основе достижений науки Регулятивные УУД: -работая по плану сравнивать свои действия с целью -сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их Познавательные УУД: — оформлять результаты лаб-й работы в рабочей тетради; — работать с текстом и илл-ми учебника. Комму УУД: -уметь распределять роли при выполнении л.р. в парах, в группах. Регулятивные: оценка достижения результата дея-ти. Коммуникативные: умение выражать свою точку зрения по данной проблеме. | Объяснять назначение увел-х приборов. Разл-ть ручную и штат лупы, знать величину пол-го с их помощью увеличения. Изучать устр-во мик-па и соб-ть правила работы с мик-ом. Срав-тьуве-ие лупы и микроскопа. Соб-ть правила работы в кабинете, обращения с л.об. | 04.09 | |
5 | Строение клетки. Ткани. Лаб р №2 «Знакомство с клетками растений» | 1 1 | Выявлять части клетки на рисунках уч-ка, харак-ть их значение. Ср-тьживотную и раст-ю клетки, Наб-ть части и органоиды клетки на готовых микр-х Разл-тьотд клетки, входящие Об-ть и фик-атьрез-тынаб-ий, делать выводы. Соб-ть правила работы в кабинете биологии, обращения с л.о | 18.10 | ||
6 | Химический состав клетки. | 1 | Общеучебные: поиск и выделение информации. Коммуникативные: умение выражать свою точку зрения по данной проблеме. | Нео-ие и орг-е вещ-а клетки, мин соли, объяснять их значение для организма. Наблюдать дем-ию опытов учителем, анал-ть их результаты, делать выводы. | 25.10 | |
7 | Процессы жизнедеятельности клетки. | 1 | Логические: установление-причинно-следственных связей; Общеучебные: поиск и выделение информации; Коммуникативные: умение выражать свою точку зрения по данной проблеме. | Оц-ть значение питания, дыхания, разм-ия для жиз-и клетки. Харак-тьбиол. значение понятия «обмен веществ». Об-ть сущность процесса деления клетки, анал-ать его основные события. Уста-ватьпосл-сть деления ядра и цит-мы клетки, используя рис учебника. | 25.10 | |
Тема 2.Многообразие живых организмов. | ||||||
8 | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Биология – наука о живом мире». | 1 | Регулятивные: оценка качества усвоения пройденного материала; Коммуникативные: умение выражать свою точку зрения по данной проблеме. | Анал-ть инф-ию учителя о выд-ся учёных-есте-ях. Наз-ть имена отеч-х учёных, внёсших важный вклад в раз-е биологии. Фор-ать вывод о вкладе учёных в раз-ие наук о жив и нежив природе и его значении для чел-ва. Рисовать схему строения клетки. | 08.11 | |
9 | Царства живой природы | 1 | Регулятивные: определение последовательности действий для получения конечного результата Коммуникативные: постановка проблемных вопросов и их решение. | Объяснять сущность термина «классификация». Опр-ь предмет науки сист-ки. Различать основные таксоны класс-ии — «царство» и «вид». Хар-ть вид как наим-ю единицу класс-ии. | 15.11 | |
10 | Бактерии: строение и жизнедеятельность. | 1 | Общеучебные: поиск и выделение информации, смысловое чтение текста учебника, использование дополнительной информации. | Харак-ь ос-ти строения бактерий. Оп-тьразн-е формы бакт клеток на рис учебника. Различать понятия: «автотрофы», «гетеротрофы», «прокариоты», «эукариоты». Хар-ть процессы жиз-ти бактерии как прокариот. Срав-ть и оц-ть роль бактерий-автотрофов и бактерий-гете-ов в природе | 22.12. | |
11 | Значение бактерий в природе и для человека. | 1 | Логические: построение логической цепочки рассуждений, установление взаимосвязей процессов и явлений. Общеучебные: поиск и выделение информации. Коммуникативные: умение выражать свою точку зрения по данной проблеме. | Хар-ть важную роль бактерий в природе. Уст-ть связь между рас-м и клуб бактериями объяснять термин «симбиоз». Разл-ть бактерии по их роли в природе и жизни человека. Х-тьполезную д-ть бактерий, их исп-ие в нар хоз-ве. Делать выводы о значении бактерий | 06.12 | |
12 | Растения. Лаб р №3 «Знакомство с внешним строением растений». | 1 | Регулятивные: постановка целей и задач обучения. Общеучебные: поиск и выделение информации. Коммуникативные: определение способов взаимодействия со сверстниками и учителем. | Х-ть глав признаки растений. Раз-ть части цветкового, выдвигать пред-ия об их ф-ях. Ср-ть цветковые и гол рас-ия, хар-ть их сходство и различия. | 13.12 | |
13 14. | Животные. Одноклеточные и многоклеточные животные. Многоклеточные животные. | 1 1 | Расп-ть одно-ых и мног-ныхжив-ых на рис учебника. Срав-ть строение тела амёбы с клеткой эукариот, делать выводы. Называть многоклжив-ых, изобр-х на рисунке учебника. Объ-ть роль жив-х в жизни человека и в природе. | 20.12 27.12. | ||
15 | Грибы. | 1 | Общеучебные: поиск и выделение информации. Коммуникативные: умение выражать свою точку зрения по данной проблеме. | Уст-ать сходство грибов с раст-ми и жив-ми. Опи-тьвнешстр-ие тела гриба, называть его части. Называть знакомые виды грибов. Разл-ть понятия: «сапротроф», «паразит», «хищник», «симбионт», «грибокорень», пояснять их примерами | 17.01 | |
16 | Многообразие и значение грибов. | 1 | Хар-атьстр-ие шляп грибов. Подр-ять шляп грибы на плас-ые и труб. Оп-ть строение плесн грибов по рис учебника. Объ-ть термины «антибиотик» и «пенициллин». Расп-ть съедобные и ядов грибы на табл и рис-х учебника. Объ-ть значение грибов для человека и для природы | 24.01 | ||
17 | Лишайники. | 1 | Выделять и хар-ть глав особ-ть строения лиш-ов — симбиоз двух орг-ов — гриба и водоросли. Разл-ть типы лиш-ов на рисунке учебника. Анал-ть изображение внутрстр-ия лишайника Хар-ть значение лиш-ов в природе и жизни человека | 31.01 | ||
18 | Значение живых организмов в природе. | 1 | Опр-ть значение жив-х и растений в природе и жизни человека по рис учебника Объяснять необ-сть охраны редких видов и природы в целом. Оценивать своидос-ия и дос-ияодн-ков по усвоению учебного материала | 07.02 | ||
Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля. | ||||||
19 | К р №1 «Многообразие живых организмов” | 1 | Регулятивные: оценка качества усвоения пройденного материала. | 14.02 | ||
20 | Среды жизни планеты Земля | 1 | Общеучебные: поиск и выделение информации Коммуникативные: определение целей и способов взаимодействия со сверстниками в поиске и сборе информации | Хар-тьособ-и условий сред жизни на Земле. Хар-тьорг-ов-паразитов, изоб-ых на рисунке учебника. Пр-тьпримеры обит-ей орг среды — паразитов и симб-тов, объяснять их воз-вие на организм хозяина | 21.02 | |
21 | Экологические факторы среды | Регулятивные: целеполагание. Логические: анализ объектов с целью выделения признаков | Различать понятия: «экол фактор», «фактор нежприроды», «фактор живой природы», «ант фактор». Арг-ать дея-ть человека в природе как антр-ый фактор | 28.03 | ||
22 | Приспособления организмов к жизни в природе | 1 | Регулятивные: целеполагание. Логические: анализ объектов с целью выделения признаков | Выявлять взаи-зи между действием факторов среды и особ-ми строения и жизн-иорг-в. Объя-ть причины сезонных изменений у орг-ов, приводить примеры соб-ых наблюдений. | 07.03 | |
23 | Природные сообщества | 1 | Регулятивные: целеполагание. Логические: анализ объектов с целью выделения признаков | Определять понятие «пищевая цепь». Объяснять роль различных организмов в круговороте веществ. Различать понятия: «производители», «потребители», «разлагатели», «природное сообщество». Хар-ть разные прирсооб-ва. Об-ть роль живых орг-ов и круг-та веществ в прир сообществе | 14.03 | |
24 | Природные зоны России. | 1 | Регулятивные: целеполагание. Логические: анализ объектов с целью выделения признаков | Опр-ть понятие «прир зона». Расп-ть и харак-тьприр зоны России по карте, прив-ой в учебнике. Раз-ть и объяснять особ-тижив-ых разных прир зон. Объ-ть роль Красной книги в охране природы, прив-ть примеры редких растений и животных, | 21.03 | |
25,26 | Жизнь организмов на разных материках | 2 | Регулятивные: целеполагание. Логические: анализ объектов с целью выделения признаков | Хар-ать особ-ти местных видов орг-ов, их присп-сть к среде обитания. Называть примеры флоры и фауны материков по рисункам учебника. Оценивать роль человека в сохранении местных видов на Земле | 04.04 | |
27 | Жизнь организмов в морях и океанах. | 1 | Регулятивные: постановка целей и задач обучения. Личностные: мотивация обучения Общеучебные: поиск и выделение информации. Коммуникативные: | Описывать разн-зие живого мира в морях и океанах Харак-ть условия обитания на больших глубинах океана. Арг-ть прис-стьг луб-ых жив-ых к среде своего обитания. Строить схему круг-та веществ в природе Оце-ть свои дос-ия и дос-ия однокл-ов по усвоению учебного материала темы | 11.04 | |
Тема 4. Человек на планете Земля. | ||||||
28 | К р №2 “Жизнь организмов на планете Земля”. | 1 | Познавательные УУД 1. Форм-ие умения ориен-ся в учебнике, находить и исп-ть нужную информацию. 2. Фор-ние умения анал-ать, сравнивать, класс-вать и обобщать факты и явления;. Коммуникативные 1. Форм-ть умения слушать и понимать речь других людей. 2. Форм-ие умения самос-ноорг-тьучебноевзаи-ие при работе в группе. Регулятивные 1.Фор-ие умения сам-но обн-ть и фор-вать учеб проблему, опр-ть цель учебнойдея- 2. Составлять (в группе) план решения проблемы. | 18.04 | ||
29 | Как появился человек на Земле» | 1 | Коммуникативные: постановка вопросов и инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. | Характ-ь внешний вид раннего предка человека, сравнивать его с обезьяной и соврчеловеком. учебника. Уст-ть связь между развитием гол мозга и пов-ем древних людей. Хар-тьсущ-е признаки совр человека. Объяснять роль речи и общения в фор-и соврчеловека. Док-ть, что совр человек появился на Земле в результате длит истор развития | 25.04 | |
30 | Как человек изменял природу | 1 | Личностные УУД 1. Пост-новыст-тьсобс целостное мир-ие. 2.Оц-ть жизнситуации с точки зрения без-го образа жизни и сохранения здоровья. 3. Форм-тьэкол мышление: умение оценивать свою дея-сть и поступки других людей с точки зрения сохранения окрсреды | Ана-ь пути расселения человека по карте материков Земли. Приводить док-тва воздействия человека на природу. Выявлять причины сокращения лесов, объяснять ценность лесопосадок. Аргументировать необходимость охраны природы. | 02.05 | |
31 | Важность охраны живого мира планеты | 1 | Регулятивные: постановка целей и задач обучения. Личностные: мотивация обучения Общеучебные: поиск и выделение информации. | Наз-ть животных, истр-х человеком. Хар-ть состояние редких видов жив-ых, занесённых в Кр книгу. Объяснять причины сок-ия и истр-я нек-ых видов животных, прив-ть примеры. Об-ть значение Кр книги, зап-ков | 16.05 | |
32 | Сохраним богатство живого мира. | 1 | Регулятивные: постановка целей и задач обучения. Личностные: мотивация обучения Общеучебные: поиск и выделение информации. Коммуникативные: умение выражать свою точку зрения по данной проблеме. | Арг-ть ценность биол разн-я для природы и человека. Оц-ть роль деят-ти человека в природе. Приводить примеры своей деят-ти в природе и общения с живыми орг-ми. | 23.05 | |
33 | Обобщение и систе-ия знаний по теме: «Человек на планете Земля». | 1 | 27.05 | |||
34. | Заключительно-обобщающий урок. | 30.05 |
9.Учебно-методическое обеспечение.
- И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова «Биология. 5 класс» М.: издательство «Вентана-Граф», 2014
- И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова «Биология. 6 класс. Методическое пособие» М.: издательство
«Вентана- Граф», 2013
- М.В. Высоцкая «Нетрадиционные уроки по биологии в 5-11 классах», Волгоград, издательство «Учитель», 2005
- Н.Л. Галеева «Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии» М.: «5 за знания», 2006
- О.П. Дудкина «Биология. Проверочные тесты. Разроуровневые задания 6-11 классы», Волгоград, издательство «Учитель», 2011
- Н.В. Ляшенко, Е.В. Попова, В.П. Артеменко, Е.Н. Маслак «Биология. Секреты эффективности современного урока»
Волгоград.издательство «Учитель», 2013
- В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов «ЕГЭ: шаг за шагом. Растения. Грибы. Лишайники» М.: издательство «Дрофа», 2011
Интернет-ресурсы:
- http://www.livt.netЭлектронная иллюстрированная энциклопедия "Живые существа"
- http://www.floranimal.ru/Портал о растениях и животных
- http://www.plant.geoman.ru/Занимательно о ботанике. Жизнь растений
- http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология».
- . www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...