Рабочие программы
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Абдуллина Гульнара Флюсовна

В соответствии со статьей 32 п.7 Закона РФ «Об образовании» в компетенцию образовательного учреждения входит разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин.

Рабочая программа учителя должна давать представление о том, как в практической деятельности педагога реализуются компоненты (федеральный, региональный, школьный) государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета.

Рабочая программа - документ, созданный учителем на основе примерной или авторской программы.

Статья 28 Закона РФ «Об образовании» относит разработку примерных программ к компетенции Российской Федерации в области образования в лице ее федеральных органов государственной власти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass.docx49.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение средняя общеобразовательная школа с.Исаметово муниципального района Илишевский район РБ

Рассмотрено

руководитель школьного

 Методического объединения        

_____________Хафизова Р.Б.

Протокол № ___

от «   » августа 2017г.

Согласовано

Зам. директора по УВР СОШ

с.Исаметово

____________ Мирзаянова Ф.М.

«   » августа   2017г.

         «Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ  с.Исаметово   ____________Ахтариева Л.А.

      Приказ №

      от «   » августа 2017 г.

                                             Рабочая программа учителя на 2017-2018 учебный год

Предмет: биология

Класс: 5

Общее количество часов: 34

Количество часов в неделю: 1

Программа. И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова,А.Г.Драгомилов, Т.С. Сухова ( Биология 5-9

 классы: программа-М.: Вентана-Граф, 2012г)

Учебник: Учебник  И.Н. Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой, Биология.  5 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2014.

          Количество контрольных работ: 2,лабораторных: 3

                  Учитель: Абдуллина Г.Ф.

                                                                                             Исаметово, 2017 год

                                                                                       1.Пояснительная записка

            Рабочая программа для курса биологии 5 класса разработана на основе нормативных документов:

-ФГОС ООО

-Примерной программы по биологии

Рабочая программа реализуется по УМК  Пономарёвой И.Н.

 - Учебник  И.Н. Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой, Биология.  5 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2014.

- Авторская  программа И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова,А.Г.Драгомилов, Т.С. Сухова ( Биология 5-9 классы: программа-М.: Вентана-Граф, 2012г)

- Методические пособия:

И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова Биология 5 кл Методическое пособие М.: Вентана-Граф , 2013 г

  Рабочая программа по биологии соответствует  положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям и результатам освоения основной образовательной программы, примерной программе по биологии.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Биология» изучается с 5-го класса ,5-й класс – 1 час в неделю (34 часов)

               2.Общая характеристика учебного предмета

        Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Программа по биологии строится с учетом следующих содержательных линий: ∙ Многообразие и эволюция органического мира; ∙ Биологическая природа и социальная сущность человека; ∙ Уровневая организация живой природы. Учебный курс «Биология», в содержании которого ведущим компонентом являются научные знания, научные методы познания, практические умения и навыки, позволяет сформировать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, создать условия для формирования компетенции в интеллектуальных, гражданско-правовых, коммуникационных и информационных областях. Курс предполагает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ.

Цели программы:

- формирование ценностного отношения к живой природе;

-развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

-овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

- формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально—ценностного отношения к объектам живой природы      

-освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;

- овладение умениями сравнивать, наблюдать, узнавать, делать выводы, соблюдать правила, применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

3.Место учебного предмета в учебном плане МБОУ СОШ с. Исаметово

Биология входит в предметную область «Естественно-научные предметы». Рабочая программа разработана в соответствии с учебным планом для основного общего образования. На изучение предмета «Биология» в 5-ом классе отводится 34 годовых часа, 1 час в неделю

 4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

   Ведущую роль в курсе биологии играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых - изучение природы.

  Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у учащихся в процессе изучения биологии, проявляются в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности, ценности  биологических методов исследования объектов живой природы, понимании сложности и противоречивости самого процессе познания как извечного стремления к истине.

   В качестве объектов ценностей труда и быта  выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса биологии могут рассматриваться как формирование уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности; понимание необходимости вести здоровый образ жизни, соблюдать гигиенические нормы и правила, самоопределиться с выбором своей будущей профессиональной деятельности.

   Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание стремления у учащихся грамотно пользоваться биологической терминологией и символикой, вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения.

   Курс биологии в наибольшей мере по сравнению с другими школьными курсами направлен на формирование ценностных ориентаций относительно одной из ключевых категорий нравственных ценностей – ценности Жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, включая и Человека.

   Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.

Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты

5.Планируемые результаты освоения учебного материала, курса.

Личностные:

1.воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства      гордости за свою Родину.

2.формирование ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию.

3.знать основные принципы и правила отношения к живой природе, основы здорового образа жизни и здоровьесберегающие технологии.

4.Сформированность  познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений ( доказывать , стоить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам.

5.формирование личностных представлений о целостности природы.

6.формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантности и миролюбия

Метапредметные:

1.умение самостоятельно определять  цели своего обучения, ставить новые задачи в учебе и в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы  познавательной деятельности.

2. Овладеть исследовательской и проектной деятельностью. Научиться видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, квалифицировать, наблюдать, делать выводы, защищать свои идеи.

3Уметь работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию  в различных источниках, анализировать и оценивать информацию.

4. Уметь самостоятельно планировать пути достижения целей.

5 умение соотносить свои действия с планируемым результатом.

6.владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в осуществлении  осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

7. способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе , здоровью своему и окружающих

8 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

9умение использовать речевые средства для дискуссии , сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою точку зрения.

10 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками ; работать индивидуально и в группе, находить общее решение .

11формировать  и развивать компетентность в в области использования ИКТ.

Предметные

1.усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях ее развития

2.формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, овладение понятийным аппаратом биологии.

3. приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов

4. понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире.

5.формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в  природе, влияние факторов риска на здоровье человека, осознание необходимости сохранения природы.

6.научиться объяснять роль биологии в практической деятельности

людей; места и роли человека в природе

7.овладение методами: наблюдение, описание.

8.формирование представлений о значении биологических наук в решении глобальных проблем

9. освоение приемов  оказания первой помощи, рациональная организация труда и отдыха.

Содержание учебного предмета,курса.

Тема

Количество часов

1. Биология – наука о живом мире

7 часов

2.Многообразие живых организмов

11 часов

3. Жизнь организмов на планете Земля

9 часов

4. Человек на планете Земля.

7 часов

7.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.  

Тема

урока

Количествово

часов

УУД и личностные результаты  которые будут сформированы в рамках изучения раздела

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Дата

корректировка

                                                                             Тема 1. Биология – наука о живом мире.

1

Наука оживой природе.

1

Личностные:Выст-ть собст целостное мир-ие

Регулятивные УУД:

— составлять план текста;

— под рук-ом учителя оформлять отчет, вкл-ий описание наб-ия, его резул-ы, выводы;

Познавательные УУД:

-проводить наб-ие;

— пол-тьбиол-ую инф-ю из раз-ых источников;

— опр-ть отношения объекта с другими объектами;

— опр-ть суще-ые признаки объекта.

Коммуникативные УУД:

- уметь опр-ть общие цели и рас-ть роли при работе в группах

 В-ь чел-ка и других живых орг-ов,  значение. Пр-ы знакомых куль-х растений и дом. Жив-х. Особ-и и значение науки биологии.

Задачи, стоящие перед учёными-биологами

06.09

2

3

Свойства живого.

Методы изучения природы

1

1

Св-а живых орг-в.

Стадии развития раст-х и животных орг-в, используя рисучебника.Органы живого орг-а и их ф-и, используя рисунок учебника. Ззначениевз-ия органов живого организма

13.09

20.09

4.

Увеличительные приборы.

Лаб р №1

 «Изучение устройства увеличительных приборов»

1

Личностные:

-осознавать единство и цел-стьокр-го мира, воз-ь его поз-ти на основе достижений науки

Регулятивные УУД:

-работая по плану сравнивать свои действия с целью

-сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их

Познавательные УУД:

— оформлять результаты лаб-й работы в рабочей тетради;

— работать с текстом и илл-ми учебника.

Комму УУД:

-уметь распределять роли при выполнении л.р. в парах, в группах.

Регулятивные:

оценка достижения результата дея-ти.

Коммуникативные:

умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

Объяснять назначение увел-х приборов.

Разл-ть ручную и штат лупы, знать величину пол-го с их помощью увеличения.

Изучать устр-во мик-па и соб-ть правила работы с мик-ом.

Срав-тьуве-ие лупы и микроскопа.
Получать навыки работы с мик-ом при изучении готовыхмикр-тов.

Соб-ть правила работы в кабинете, обращения с л.об.

04.09

5

Строение клетки. Ткани.

Лаб р №2

«Знакомство с клетками растений»

1

1

Выявлять части клетки на рисунках уч-ка, харак-ть их значение.

Ср-тьживотную и раст-ю клетки,
Раз-ть ткани жив-ых и растений на рисунках уч-ка, хар-ть их строение, объяснять их функции.

Наб-ть части и органоиды клетки на готовых микр-х Разл-тьотд клетки, входящие
в состав ткани.

Об-ть и фик-атьрез-тынаб-ий, делать выводы.

Соб-ть правила работы в кабинете биологии, обращения с л.о

18.10

6

Химический состав клетки.

1

Общеучебные:

поиск и выделение информации.

Коммуникативные:

умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

Нео-ие и орг-е вещ-а клетки, мин соли, объяснять их значение для организма.

Наблюдать дем-ию опытов учителем, анал-ть их результаты, делать выводы.

25.10

7

Процессы жизнедеятельности клетки.

1

Логические:

 установление-причинно-следственных связей;

Общеучебные:

поиск и выделение информации;

Коммуникативные:

умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

Оц-ть значение питания, дыхания, разм-ия для жиз-и клетки.

Харак-тьбиол. значение понятия «обмен веществ».

Об-ть сущность процесса деления клетки, анал-ать его основные события.

Уста-ватьпосл-сть деления ядра и цит-мы клетки, используя рис учебника.

25.10

                                                                          Тема 2.Многообразие живых  организмов.

8

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Биология – наука о живом мире».

1

Регулятивные:

оценка качества усвоения пройденного материала;

Коммуникативные:

умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

Анал-ть инф-ию учителя о выд-ся учёных-есте-ях.
Вы-ть области науки, в которых работали конкр учёные, оценивать сущ-ть их открытий.

Наз-ть имена отеч-х учёных, внёсших важный вклад в раз-е биологии.

Фор-ать вывод о вкладе учёных в раз-ие наук о жив и нежив природе и его значении для чел-ва.

Рисовать схему строения клетки.

08.11

9

Царства живой природы

1

Регулятивные:

определение последовательности действий для получения конечного результата

Коммуникативные:

постановка проблемных вопросов и их решение.

Объяснять сущность термина «классификация».

Опр-ь предмет науки сист-ки. Различать основные таксоны класс-ии — «царство» и «вид».

Хар-ть вид как наим-ю единицу класс-ии.

15.11

10

Бактерии: строение и жизнедеятельность.

1

Общеучебные:

поиск и выделение информации, смысловое чтение текста учебника, использование дополнительной информации.

Харак-ь ос-ти строения бактерий.

Оп-тьразн-е формы бакт клеток на рис учебника.

Различать понятия: «автотрофы», «гетеротрофы», «прокариоты», «эукариоты».

Хар-ть процессы жиз-ти бактерии как прокариот.

Срав-ть и оц-ть роль бактерий-автотрофов и бактерий-гете-ов в природе

22.12.

11

Значение бактерий в природе и для человека.

1

Логические:

построение логической цепочки  рассуждений, установление взаимосвязей процессов и явлений.

Общеучебные:

поиск и выделение информации.

Коммуникативные:

умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

Хар-ть важную роль бактерий в природе.

Уст-ть связь между рас-м и клуб бактериями объяснять термин «симбиоз».

Разл-ть бактерии по их роли в природе и жизни человека.

Х-тьполезную д-ть бактерий, их исп-ие в нар хоз-ве.

Делать выводы о значении бактерий

06.12

12

Растения.

Лаб р №3

«Знакомство с внешним строением растений».

1

Регулятивные:

постановка целей и задач обучения.

Общеучебные:

поиск и выделение информации.

Коммуникативные:

определение способов взаимодействия со сверстниками и учителем.

Х-ть глав признаки растений.

Раз-ть части цветкового, выдвигать пред-ия об их ф-ях.

Ср-ть цветковые и гол рас-ия, хар-ть их сходство и различия.
Хар-ть мхи, папоротники, хвощи, плауны как споровые растения, опр-ть термин «спора»..
Харак-ать значение раст разных сист-их групп в жизни человека

13.12

13

14.

Животные. Одноклеточные и многоклеточные животные.

Многоклеточные животные.

1

1

Расп-ть одно-ых и мног-ныхжив-ых на рис учебника.

Срав-ть строение тела амёбы с клеткой эукариот, делать выводы.

Называть многоклжив-ых, изобр-х на рисунке учебника.

Объ-ть роль жив-х в жизни человека и в природе.

20.12

27.12.

15

Грибы.

1

Общеучебные:

поиск и выделение информации.

Коммуникативные:

умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

Уст-ать сходство грибов с раст-ми и жив-ми.

Опи-тьвнешстр-ие тела гриба, называть его части.

Называть знакомые виды грибов.
Хар-ть питание грибов.

Разл-ть понятия: «сапротроф», «паразит», «хищник», «симбионт», «грибокорень», пояснять их примерами

17.01

16

Многообразие и значение грибов.

1

Хар-атьстр-ие шляп грибов.

Подр-ять шляп грибы на плас-ые и труб.

Оп-ть строение плесн грибов по рис учебника.

Объ-ть термины «антибиотик» и «пенициллин».

Расп-ть съедобные и ядов грибы на табл и рис-х учебника.

Объ-ть значение грибов для человека и для природы

24.01

17

Лишайники.

1

Выделять и хар-ть глав особ-ть строения лиш-ов — симбиоз двух орг-ов — гриба и водоросли.

Разл-ть типы лиш-ов на рисунке учебника.

Анал-ть изображение внутрстр-ия лишайника

Хар-ть значение лиш-ов в природе и жизни человека

31.01

18

Значение живых организмов в природе.

1

Опр-ть значение жив-х и растений в природе и жизни человека по рис учебника

Объяснять необ-сть охраны редких видов и природы в целом.

Оценивать своидос-ия и дос-ияодн-ков по усвоению учебного материала

07.02

Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля.

19

К р №1  «Многообразие живых  организмов”

1

Регулятивные:

оценка качества усвоения пройденного материала.

14.02

20

Среды жизни планеты Земля

1

Общеучебные:

поиск и выделение информации

Коммуникативные:

определение целей и способов взаимодействия со сверстниками в поиске и сборе информации

Хар-тьособ-и условий сред жизни на Земле.

Хар-тьорг-ов-паразитов, изоб-ых на рисунке учебника.

Пр-тьпримеры обит-ей орг среды — паразитов и симб-тов, объяснять их воз-вие на организм хозяина

21.02

21

Экологические факторы среды

Регулятивные:

целеполагание.

Логические:

анализ объектов с целью выделения признаков

Различать понятия: «экол фактор», «фактор нежприроды», «фактор живой природы», «ант фактор».

Арг-ать дея-ть человека в природе как антр-ый фактор

28.03

22

Приспособления организмов к жизни в природе

1

Регулятивные:

целеполагание.

Логические:

анализ объектов с целью выделения признаков

Выявлять взаи-зи между действием факторов среды и особ-ми строения и жизн-иорг-в.

Объя-ть причины сезонных изменений у орг-ов, приводить примеры соб-ых наблюдений.

07.03

23

Природные сообщества

1

Регулятивные:

целеполагание.

Логические:

анализ объектов с целью выделения признаков

Определять понятие «пищевая цепь».

Объяснять роль различных организмов в круговороте веществ.

Различать понятия: «производители», «потребители», «разлагатели», «природное сообщество».

Хар-ть разные прирсооб-ва.

Об-ть роль живых орг-ов и круг-та веществ в прир сообществе

14.03

24

Природные зоны России.

1

Регулятивные:

целеполагание.

Логические:

анализ объектов с целью выделения признаков

Опр-ть понятие «прир зона». Расп-ть и харак-тьприр зоны России по карте, прив-ой в учебнике.

Раз-ть и объяснять особ-тижив-ых разных прир зон.

Объ-ть роль Красной книги в охране природы, прив-ть примеры редких растений и животных,

21.03

25,26

Жизнь организмов на разных материках

2

Регулятивные:

целеполагание.

Логические:

анализ объектов с целью выделения признаков

Хар-ать особ-ти местных видов орг-ов, их присп-сть к среде обитания.

Называть примеры флоры и фауны материков по рисункам учебника.

Оценивать роль человека в сохранении местных видов на Земле

04.04

27

Жизнь организмов в морях и океанах.

1

Регулятивные:

постановка целей и задач обучения.

Личностные:

 мотивация обучения

Общеучебные:

поиск и выделение информации.

Коммуникативные:
умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

Описывать разн-зие живого мира в морях и океанах

Харак-ть условия обитания на больших глубинах океана.

Арг-ть прис-стьг луб-ых жив-ых к среде своего обитания.

Строить схему круг-та веществ в природе

Оце-ть свои дос-ия и дос-ия однокл-ов по усвоению учебного материала темы

11.04

                                                                         Тема 4. Человек на планете Земля.

28

К р №2 “Жизнь организмов на планете Земля”.

1

Познавательные УУД

1. Форм-ие умения ориен-ся в учебнике, находить и исп-ть нужную информацию.

2. Фор-ние умения анал-ать, сравнивать, класс-вать и обобщать факты и явления;.

Коммуникативные

1. Форм-ть умения слушать и понимать речь других людей.

2. Форм-ие умения самос-ноорг-тьучебноевзаи-ие при работе в группе.

Регулятивные

1.Фор-ие умения сам-но обн-ть и фор-вать учеб проблему, опр-ть цель учебнойдея-

 2. Составлять (в группе) план решения проблемы.

18.04

29

Как появился человек на Земле»

1

Коммуникативные:

 постановка вопросов и инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Характ-ь внешний вид раннего предка человека, сравнивать его с обезьяной и соврчеловеком.

учебника.

Уст-ть связь между развитием гол мозга и пов-ем древних людей. Хар-тьсущ-е признаки совр человека.

Объяснять роль речи и общения в фор-и соврчеловека.

Док-ть, что совр человек появился на Земле в результате длит истор развития

25.04

30

Как человек изменял природу

1

Личностные УУД

1. Пост-новыст-тьсобс целостное мир-ие.

2.Оц-ть жизнситуации с точки зрения без-го образа жизни и сохранения здоровья.

3. Форм-тьэкол мышление: умение оценивать свою дея-сть и поступки других людей с точки зрения сохранения окрсреды

Ана-ь пути расселения человека по карте материков Земли.

Приводить док-тва воздействия человека на природу.

Выявлять причины сокращения лесов, объяснять ценность лесопосадок.

Аргументировать необходимость охраны природы.

02.05

31

Важность охраны живого мира планеты

1

Регулятивные:

постановка целей и задач обучения.

Личностные:

мотивация обучения

Общеучебные:

поиск и выделение информации.

Наз-ть животных, истр-х человеком.

Хар-ть состояние редких видов жив-ых, занесённых в Кр книгу. Объяснять причины сок-ия и истр-я нек-ых видов животных, прив-ть примеры.

Об-ть значение Кр книги, зап-ков

16.05

32

Сохраним богатство живого мира.

1

Регулятивные:

постановка целей и задач обучения.

Личностные:

мотивация обучения

Общеучебные:

поиск и выделение информации.

Коммуникативные:

умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

Арг-ть ценность биол разн-я для природы и человека.

Оц-ть роль деят-ти человека в природе.

Приводить примеры своей деят-ти в природе и общения с живыми орг-ми.
Оц-ть свои дост-ияи дос-ия одн-ков по усвоению учеб материала

23.05

33

Обобщение и систе-ия знаний по теме:

«Человек на планете Земля».

1

27.05

34.

Заключительно-обобщающий урок.

30.05

9.Учебно-методическое обеспечение.

  1. И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова «Биология. 5 класс» М.: издательство «Вентана-Граф», 2014
  2. И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова «Биология. 6 класс. Методическое пособие» М.: издательство

              «Вентана-   Граф», 2013

  1. М.В. Высоцкая «Нетрадиционные уроки по биологии в 5-11 классах», Волгоград, издательство «Учитель», 2005
  2. Н.Л. Галеева «Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии» М.: «5 за знания», 2006
  3. О.П. Дудкина «Биология. Проверочные тесты. Разроуровневые задания 6-11 классы», Волгоград, издательство «Учитель», 2011
  4. Н.В. Ляшенко, Е.В. Попова, В.П. Артеменко, Е.Н. Маслак «Биология. Секреты эффективности современного урока»

                                Волгоград.издательство «Учитель», 2013

  1. В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов «ЕГЭ: шаг за шагом. Растения. Грибы. Лишайники» М.: издательство «Дрофа», 2011

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.livt.netЭлектронная иллюстрированная         энциклопедия "Живые существа"
  2. http://www.floranimal.ru/Портал о растениях и животных
  3. http://www.plant.geoman.ru/Занимательно о ботанике. Жизнь растений
  4. http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология».
  5. . www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...