"ВИЗУАЛЬНАЯ СРЕДА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ " Исследовательский проект
проект по биологии (5 класс) на тему
Предмет проекта: визуальная среда учебных кабинетов и коридоров.
Вид проекта: исследовательский.
Срок реализации: средней продолжительности (февраль – апрель 2017 года).
Ожидаемые результаты реализации: создание комфортного школьного пространства.
Используемые методы:
1. Теоретический метод (изучение научной литературы по данной теме)
2. Практический метод (анкетирование, фотографирование, сравнение, наблюдение, обобщение, представление результатов работы)
Цель проекта: оценить визуальную среду школьных помещений и ее влияние на эмоциональное состояние обучающихся.
Задачи:
1. Познакомиться с понятием «визуальная среда».
2. Изучить влияние видимых объектов школьных помещений на зрительное восприятие обучающегося.
3. Провести анкетирование по выявлению визуальной оценки помещений школы.
4. Разработать рекомендации по улучшению гармоничного школьного пространства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_sviridova_final.docx | 439.3 КБ |
Предварительный просмотр:
I районная научная конференция «Природа. Экология. Культура»,
приуроченная к Международной природоохранной акции
«Марш парков – 2017»
__________________________________________________________________
ВИЗУАЛЬНАЯ СРЕДА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
Исследовательский проект
Выполнила:
Свиридова Анастасия,
обучающаяся 5-б класса
МБОУ «СОШ № 1» г. Вуктыл
Руководитель:
Якуб Галина Николаевна, учитель химии и биологии
МБОУ «СОШ № 1» г. Вуктыл
г. Вуктыл
2017
Содержание
1. Актуальность проекта _________________________________________3
2. Цель и задачи проекта_________________________________________4
3. Содержание работы над проектом_______________________________4
4. Этапы работы над проектом____________________________________5
Введение _____________________________________________________ 6
Глава 1. Визуальная среда современного человека___________________7-8
Глава 2. Результаты анализа исследования визуальной среды_________9-11
Заключение____________________________________________________12
Использованные источники ______________________________________13
Приложения
Актуальность выбранной темы проекта
Учеба в школе требует от обучающихся повышенного интеллектуального, психического и эмоционального напряжения, ведь в школе ученик проводит в среднем около 6 часов в день.
Важно, каким является зрительное пространство помещений для комфортного состояния обучающегося.
В нашей школе в целом уютно, но далеко от совершенства. Мы любим школу и хотим в ней учиться, а значит, хотим сделать ее привлекательнее.
В своей работе я решила проанализировать визуальную среду помещений школы, в которых мы находимся, а также предложить способы ее улучшения.
Причины, почему мы обратились к исследованию данной темы:
- Во-первых, по моему мнению, в нашей школе существует необходимость изучения и оценки некоторых помещений, где проходят учебные занятия и отдых на перемене;
- Во–вторых, хочется, чтобы в школе было создано гармоничное пространство, в котором было бы комфортно всем участникам.
- В-третьих, данная работа позволит расширить представления моих сверстников о влиянии визуальной среды на здоровье человека и побудит у них желание ее улучшить.
Актуальность выбранного для исследования вопроса и теоретическое изучение данной темы позволили сформулировать основную цель.
Цель проекта: оценить визуальную среду школьных помещений и ее влияние на эмоциональное состояние обучающихся.
Задачи:
1. Познакомиться с понятием «визуальная среда».
2. Изучить влияние видимых объектов школьных помещений на зрительное восприятие обучающегося.
3. Провести анкетирование по выявлению визуальной оценки помещений школы.
4. Разработать рекомендации по улучшению гармоничного школьного пространства.
3. Содержание работы над проектом.
Предмет проекта: визуальная среда учебных кабинетов и коридоров.
Вид проекта: исследовательский.
Срок реализации: средней продолжительности (февраль – апрель 2017 года).
Ожидаемые результаты реализации: создание комфортного школьного пространства.
Используемые методы:
1. Теоретический метод (изучение научной литературы по данной теме)
2. Практический метод (анкетирование, фотографирование, сравнение, наблюдение, обобщение, представление результатов работы)
Продукт проекта: памятка «Рекомендации по улучшению школьных помещений с позиций комфортности восприятия»
Формы организации проекта: индивидуальная (сопровождение в виде консультаций по систематизации собранного материала, оформлению паспорта проектной работы и презентации).
Объект: помещения школы (семь школьных кабинетов и коридоры)
Возможности развития проекта: полученные в ходе работы над проектом результаты восприятия визуальной среды учебных помещений могут лечь в основу разработки и реализации социального проекта по улучшению школьного пространства с позиций комфортности восприятия.
4. Этапы работы над проектом.
Проект реализовывался в три этапа.
Мероприятие | Срок проведения |
Подготовительный этап | |
1. Определение цели, задач, объекта и предмета проекта. | Февраль 2017 |
2. Составление плана проектной деятельности. Подбор материалов по теме, выбор методов исследования. | |
3.Определение сроков. | |
Практический этап | |
1. Анализ и классификация материала совместно с руководителем проекта. | Февраль – март 2017 |
2.Анкетирование по выявлению визуальной оценки помещений школы. | |
3.Выбор названия проектной работы. | |
4. Обработка и оформление данных. | |
6. Систематизация собранного материала. | |
7. Оформление проекта | |
Заключительный этап | |
1. Анализ проведенных мероприятий. | Апрель 2017 |
2. Составление презентации. | |
3. Рефлексия: оценка своей работы, мнение окружающих; оценка учителя. | |
4. Подготовка к публичному выступлению |
Введение
«Визуальный» в толковом словаре С.И. Ожегова означает «относящийся непосредственно к восприятию невооруженным или вооруженным взглядом», т.е. визуальная среда - всё то, что окружает нас, на что мы смотрим глазами.
Окружающая среда – это среда жизни и деятельности человека, природный и созданный человеком материальный мир. Искусственная среда создается сознательной волей человека и не имеет аналогов в естественной природе.
Особое внимание к проблеме изучения визуальной среды стало связано с тем, что человек все дальше уходит из естественного окружения в искусственно созданное, не всегда приятное глазу.
При оформлении помещений все чаще используются цвета, вызывающие угнетенное состояние, однообразие, линии, углы в окружающих нас предметах отрицательно воздействует на человеческий мозг. В настоящее время мы все чаще и чаще оказываемся в окружении некомфортной видимой среды и испытываем склонность к агрессии.
Глава 1.
Визуальная среда современного человека
Исследования, проводимые учеными – видео экологами позволили установить влияние видимого пространства на зрительное восприятие человека. Как оказалось, наш орган зрения работает так же, как происходит дыхание или бьется сердце. При взгляде на объекты, состоящие из множества деталей, глаз человека напрягается и переходит на максимальный режим работы, испытывая дискомфорт.
Визуальную окружающую среду делят на гомогенную, или однородную, обедненную зрительными элементами и агрессивную – среду с большим количеством одинаковых элементов. Смотреть на поверхности, как с гомогенной, так и с агрессивной средой крайне неприятно и глаза практически «отключаются» от выполнения своей основной роли.
Человек, длительно пребывающий в таких помещениях, несомненно, испытывает негативное воздействие на здоровье.
Научными исследованиями доказана важность наличия элементов, выделяющихся на общем фоне и обеспечивающих надежную фиксацию взгляда.
Примерами гомогенной, неприятной глазу визуальной среды помещений школ являются ничем не выделяющиеся поверхности стен. Загрязнителям визуальной среды также считают неудачно подобранную для оформления цветовую гамму и преобладание одного цвета на больших поверхностях и т.д.
Для внесения разнообразия в визуальную среду помещений рекомендуется украшение стен живописью, композициями, добавление архитектурных деталей в отделку потолков и стен.
Комфортная визуальная среда характеризуется большим разнообразием элементов в окружающем пространстве. Например, изогнутые линии разной толщины и контрастности, углы в виде вершин и заострений, разнообразие цветовой гаммы, сгущение, разрежение и разная удаленность видимых элементов. Комфортную визуальную среду помещений формируют и различные декоративные вставки.
При использовании таких элементов органы зрения человека не напрягаются и работают в обычном режиме. Грамотно подобранная цветовая гамма помещения способствует снятию зрительного напряжения.
В помещениях, где правильно подобраны и рассредоточены вышеуказанные элементы, человек получает эстетическое удовольствие.
Глава 2.
Результаты исследования визуальной среды обучающихся
В ходе реализации данного проекта была составлена анкета «Визуальная среда обучающихся» и проведено анкетирование 32 обучающихся 5-х классов и 6 учителей. Для количественной оценки выражения внутренних ощущений в анкете использовалась бальная оценка. Каждый вопрос оценивался респондентом по 5 – бальной шкале (Приложение 1).
Обработка анкет сводилась к получению среднего балла по признакам: комфортность, привлекательность, дизайн, в результате была составлена сводная таблица исследуемых объектов (Приложение 2). По этим данным были построены сравнительные диаграммы визуального восприятия кабинетов (Приложение 3. Диаграммы 1,2)
Как выяснилось в ходе анкетирования, эмоциональное и физическое состояние обучающегося зависит от уровня комфортности зрительной среды помещения, в котором он находится. Одним из важных факторов благоприятности зрительной среды является освещение. По результатам опроса недостаточность освещения отмечается большинством респондентов в кабинете коми языка.
На вопрос: «Нравится ли тебе кабинет? Комфортно ли ты чувствуешь себя в кабинете?» самый низкий показатель привлекательности и удобства обучающиеся отметили в кабинете истории (№28) -1,6 балла, далее по комфортности восприятия школьниками следует кабинет коми языка (№10) -3,75 баллов. Самые высокие показатели комфортности (по 5 баллов) отмечены обучающимися в кабинетах русского языка (№6) и биологии (химии) (№38). На вопрос: «Удовлетворяет ли тебя цветовая гамма, отделочные материалы и т. д.» невысокую оценку также получил кабинет истории (№28)- 2,4балла. Средние показатели дизайна (от 4,22 баллов до 4,4баллов) отмечены школьниками в кабинетах коми языка, математики, информатики. По 5 баллов при ответе на данный вопрос обучающиеся проставили кабинетам русского языка (№6) и биологии (химии) (№38).По итогам анкетирования самую низкую оценку с позиций комфортности восприятия получил кабинет истории, а наиболее высокую - кабинеты русского языка и биологии (химии).
В ходе анкетирования выявлено, что средние баллы удовлетворенности визуальной средой коридоров среди школьников и учителей очень низкие. Результаты по показателям комфортности, привлекательности и дизайна школьных коридоров варьируют в пределах 2,3 -3,2 баллов.
Чтобы сравнить, совпадают ли результаты оценки визуальной среды, полученные путем анкетирования обучающихся и педагогов, с требованиями к условиям комфортности, была проведена визуальная оценка данных помещений школы и составлена сводная таблица «Характеристика внутренней отделки исследуемых помещений с позиций комфортности восприятия» (Приложение 4,5).
В ходе визуального осмотра исследуемых помещений выявлено, что для окраски стен выбрана гамма светлых тонов (светло-зеленый, светло-голубой, бежевый и т.д), что по данным ученых оказывает успокаивающее действие на организм. (Приложение 6). Наличие окон в помещениях исследуемых кабинетов южной или северной ориентации при выборе цветовой гаммы для окраски стен не учитывалось. Так лишь 20% исследованных помещений северо-восточной стороны здания школы и 66% помещений юго-восточной стороны соответствуют требованиям к цветовому оформлению относительно сторон света. (Приложение 7.Диаграмма 3).
В пространстве кабинетов биологии (химии), русского языка, математики, информатики не много часто повторяющихся элементов, фрагментов пустых полей и менее утомляет обучающихся. Пространство кабинета истории не вызывает положительных эмоций: небрежность оформления, реечные стенды на стенах, способ размещения комнатных растений в кабинете, вызывают дискомфорт.
Элементами агрессивной зрительной среды в кабинетах истории и английского языка являются реечные стенды, а в кабинетах информатики и биологии (химии) жалюзи (однообразие повторяющихся элементов). (Приложение 8).
Коридоры школы, являющиеся излюбленным местом отдыха ребят на перемене, требуют дополнительного оформления.
В цветовых решениях оформления стен коридоров школы преобладают светлые спокойные тона, однако имеется множество больших ничем не занятых поверхностей как проявлений агрессивной визуальной среды, утомляющих взгляд. В коридорах ощущается явный недостаток комнатных растений, что оказывает негативное воздействие на зрение.
Удалось установить взаимосвязь между оценкой школьных помещений, проведенной с позиций комфортности и восприятием визуальной среды этих же помещений, установленным в ходе анкетирования.
На основании полученных данных можно сделать следующие выводы:
- Эмоциональное и физическое состояние обучающегося зависит от уровня комфортности зрительной среды школьных помещений.
- Обучающиеся чувствуют себя комфортнее в тех кабинетах, где более высокий балл оценки дизайна, цветового решения, привлекательности и наименьшее количество элементов агрессивной и гомогенной среды.
Рекомендации по улучшению школьных помещений с позиций комфортности восприятия, составленные по результатам проведенного исследования помещений школы с различной степенью благоприятности, помогут сделать помещения школы благоприятными для здоровья всех участников образовательного процесса.
(Приложение 9).
Заключение
Визуальная среда является важнейшей составляющей здоровья современного человека, в том числе школьника. Она оказывает значительное воздействие на эмоциональное состояние и здоровье человека. Визуальная среда помещений, в которых школьник проводит значительную часть времени должна быть комфортной, а значит, содержать разнообразные зрительные элементы.
Исследования данной темы очень важны, интересны и имеют практическую направленность для создания здоровых условий в окружающем нас школьном пространстве.
Использованные источники
1.Ожегов С. И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М., 2010 г.
2.Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т "Советская энциклопедия"; ОГИЗ;
3. Филин В. А. Видеоэкология: что для глаза хорошо, а что – плохо. – М.: Видеоэкология, 2006.
Интернет ресурсы:
1.pandia.ru/text/77/190/66944.php
2.sci-article.ru/stat.php?i=vizualnaya_sreda_obitaniya
Приложение 1
Анкета на тему «Визуальная среда обучающегося»
Мы собираем информацию о том, комфортно ли обучающиеся нашей школы чувствуют себя в школьных помещениях. Пожалуйста, оцените по пятибалльной шкале каждый из критериев:
Критерий | Кабинеты | Коридоры | ||||||
Коми язык №10 | Математика №2 | Англ. язык №22 | История №28 | Русский язык №6 | Биология №38 | Информатика №31 | ||
Привлекательность. Нравится ли тебе кабинет? 5- очень нравится; 3- средне; 0 – не нравится абсолютно | ||||||||
Освещение. Достаточно ли в кабинете света? 5- да; 3- когда как; 0 – нет, в кабинете темно | ||||||||
Удобство. Комфортно ли ты чувствуешь себя в кабинете? 5- очень комфортно; 3- не очень; 0 – нет | ||||||||
Дизайн. Устраивает ли тебя цветовая гамма, отделочные материалы и т.д. 5- да, все отлично; 3- дизайн средний; 0 – нет, кабинет меня быстро утомляет |
Спасибо, нам очень важно ваше мнение!
Приложение 2
Сводная таблица « Визуальная среда исследуемых объектов»
Критерий | Кабинеты | ||||||
Коми язык | Математика | Англ. язык | История | Русский язык | Биология | Информатика | |
Привлекательность | 3,75 | 4,4 | 4,2 | 1,6 | 5 | 5 | 4 |
Освещение | 4,25 | 4,5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Удобство | 3,75 | 4,3 | 5 | 3 | 5 | 5 | 5 |
Дизайн | 4,42 | 4,22 | 4,6 | 2,4 | 5 | 5 | 4 |
Приложение 3. Диаграмма 1
Результаты изучения визуального восприятия школьных кабинетов (предметы гуманитарного цикла)
Приложение 3. Диаграмма 2
Результаты изучения визуального восприятия школьных кабинетов (предметы естественно-математического цикла)
Приложение 6.
Таблица «Влияние цвета на физическое и психическое здоровье человека»
Цвет | Влияние на физическое состояние | Влияние на психическое состояние |
Желтый | Лечит депрессию, способствует укреплению нервов | Помогает сосредоточиться, повышает творческую активность |
Синий | Подавляет аппетит, помогает расслабиться, благотворно действует на дыхательную систему, снижает остроту зрения | Вызывает чувство покоя, снимает эмоциональное напряжение |
Зеленый | Способствует регенерации клеток, укрепляет иммунную систему, стабилизирует давление и сердечную деятельность | Снимает напряжение, успокаивает |
Оранжевый | Способствует пищеварению, активной работе почек, мочевого пузыря, благотворно влияет на состояние костных тканей, зубов, волос | Бодрит, снимает усталость, борется с депрессией |
Фиолетовый | Стимулирует работу мозга, а также выработку гормона мелатонина, снимающего депрессию и омолаживающего организм | Способствует возникновению угнетенного состояния |
Красный | Улучшает пищеварение, стимулирует физическую активность | Повышает раздражительность и агрессивность |
Голубой | Помогает при болезнях, связанных с обменом веществ, центральной нервной системы, заболеваниях горла и органов дыхания | Снимает напряжение, успокаивает |
Приложение 4.
Характеристика внутренней отделки исследуемых помещений
с позиций комфортности восприятия
Исследуемые помещения | Номер кабинета | Цветовое решение, дизайн, привлекательность | Соответствие цветового оформления стен сторонам света | Наличие элементов агрессивной зрительной среды |
Кабинет коми языка | №10 | Стены окрашены в светло- зеленый цвет | Не соответствует | Избыток часто повторяющихся элементов, не соблюдены правила эстетики оформления |
Кабинет математики | №29 | Стены окрашены в светло- зеленый цвет | Не соответствует | Не соблюдены правила эстетики оформления |
Кабинет английского языка | №22 | Стены окрашены в голубой цвет | Не соответствует | Наличие на стенах реечных стендов, отсутствие единого стиля в оформлении; избыток часто повторяющихся элементов |
Кабинет истории | №28 | Стены окрашены в бежевый цвет | Соответствует | Наличие на стенах реечных стендов, отсутствие единого стиля в оформлении, комнатные растения сгруппированы на задних партах; избыток часто повторяющихся элементов, не соблюдены правила эстетики оформления |
Кабинет русского языка | №6 | Стены оклеены обоями с рисунком светло-серого цвета | Не соответствует | Недостаток комнатных растений |
Кабинет биологии (химии) | №38 | Стены окрашены в бежевый цвет | Не соответствует | Наличие жалюзи на окнах, недостаток комнатных растений |
Кабинет информатики | №31 | Стены окрашены в светло- зеленый цвет | Соответствует | Наличие жалюзи на окнах, отсутствие комнатных растений |
Коридоры | Стены окрашены в светло- зеленый цвет | Соответствует | Множество пустых ничем не занятых поверхностей и полей; преобладание одного цвета на больших поверхностях; недостаток комнатных растений |
Приложение 5.
Приложение 7.
Диаграмма 3
Соответствие цветового оформления стен кабинетов школы сторонам света
Приложение 9.
Памятка «Рекомендации по улучшению школьных помещений с позиций комфортности восприятия»
Кабинеты | Рекомендации по изменению визуальной среды исследуемых кабинетов | |
Отделка Цветовое оформление стен по сторонам света | Дополнительные детали | |
Кабинет коми языка (№10) | Кремовые, светло-бежевые, розовые, желтые тона | Замена реечных стендов и таблиц обучающими стендами в одном стиле; соблюдение правил эстетики оформления кабинета; замена ламп освещения. |
Кабинет математики (№29) | Кремовые, светло-бежевые, розовые, желтые тона | Соблюдение правил эстетики оформления кабинета |
Кабинет английского языка (№22) | Кремовые, светло-бежевые, розовые, желтые тона | Замена реечных стендов и таблиц обучающими стендами в одном стиле; соблюдение правил эстетики оформления кабинета; |
Кабинет истории (№28) | Замена реечных стендов и таблиц обучающими стендами в одном стиле; соблюдение правил эстетики оформления кабинета; изменение подходов к размещению комнатных растений в кабинете | |
Кабинет русского языка (№6) | Кремовые, светло-бежевые, розовые, желтые тона | Дополнительное озеленение комнатными растениями |
Кабинет биологии (химии) (№38) | Серые, зеленые, голубые, белые тона | Исключение агрессивного действия жалюзи использованием вертикального озеленения |
Кабинет информатики (№31) | Исключение агрессивного действия жалюзи использованием вертикального озеленения | |
Коридоры | Использование в оформлении изогнутых линий разной толщины и контрастности, углов в виде вершин и заострений, разнообразия цветовой гаммы, сгущения, разрежения и разной удаленности видимых элементов друг от друга | Украшение стен живописью, композициями, добавление архитектурных деталей; Вертикальное озеленение комнатными растениями |