Семинарское занятие по теме "Черви"
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему
Семинарское занятие по теме «Черви»
Цель урока: обобщить знания о строении и жизнедеятельности плоских, круглых и кольчатых червей, установить их взаимосвязи со средой обитания; совершенствовать умения сравнивать, обобщать, работать с тестами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminarskoe_zanyatie_po_teme_chervi.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинарское занятие по теме «Черви»
Цель урока: обобщить знания о строении и жизнедеятельности плоских, круглых и кольчатых червей, установить их взаимосвязи со средой обитания; совершенствовать умения сравнивать, обобщать, работать с тестами.
Организационный момент: Класс перед урокам делится на 3 группы. Каждая группа делится на 3 ступени, 1 человек выполняет задания 2 ступени, 1 человек выполняет задания 3 ступени, а все остальные работают над заданиями 1 ступени. На доске — таблица, куда будут вписываться результаты. При подведении итогов суммируются результаты работы обучающихся на 3 ступенях.
Мотивационная беседа: все мы знаем, как важно сдать на высокие баллы ЕГЭ. Много спорят за и против ЕГЭ, а с этого года уже 9 класс сдает экзамен в чужой школе. Правила ужесточаются. Где легче сдать экзамен в своей школе или в чужой? Почему? Ну а если ты готов к экзамену, не все ли равно где сдавать экзамены? В результате будет объективная оценка. Сегодня вы располагаетесь в классе имея номер посадки. А1, А2, А3 — выполняют здания части А. В1, В2 В3 — задание части В. С1, С2. С3 — задания части С. А я постараюсь объективно оценить ваши знания. На экзамене присутствуют независимые эксперты. Они могут поставить вам дополнительный балл. А в конце мы подведем итог.
Номер группы | Вопросы для 1 ступени | Вопросы для 2 ступени | Вопросы для 3 ступени | ИТОГ | ||||||
Раз-минка 4 б | Основное задание 5б | Вопросы 2 балла | Ответы 2 балла | Биологические задачи 4 баллы | Цитата 5б | таблица 5 б | Описание червей 10 баллов | Мини спектакль 20 баллов | ||
№1 | ||||||||||
№2 | ||||||||||
№3 |
Разминка:
1. В типе кольчатых червей выделяют 3 класса: многощетинковые и малощетинковые, пиявки
- Морские нереиды, пескожил относятся к классу многощетинковые червей
- Тело аскариды покрыто кутикулой
- Гермофродиты — это организмы в теле которых присутствуют мужские и женские половые клетки
- Организм, в теле которых не происходит полового размножения - промежуточный хозяин
- Организм в теле которого происходит половое размножение — Окончательный хозяин
- Финна — стадия развития цепней
- Выделительную функцию у червей выполняет система канальцев
- Кровеносная система у кольчатых червей — замкнутая
- В бескислородной среде могут обитать: печеночный сосальщик цепень
- Анальное отверстие отсутствует у плоских червей
- Запасные карманы имеются в пищеварительной системе пиявок
Основное задание. При выполнении данного задания группы готовят развернутый ответ на полученный вопрос. Время выполнения задания 5 минут. Выступающего от каждой группы определяет учитель.
- Тип плоские черви. Общая характеристика, строение, жизнедеятельность, взаимосвязь со средой обитания.
- Тип круглые черви. Общая характеристика, строение, жизнедеятельность, взаимосвязь со средой обитания.
- Тип кольчатые черви. Общая характеристика, строение, жизнедеятельность, взаимосвязь со средой обитания.
Выслушиваются выступления. По ходу выступления, члены группы готовят по 2 вопроса другим группам. Остальные внимательно слушают, чтобы ответить на эти вопросы. (5 слов по выступлению)
Биологические задачи. В случае отсутствия ответа, вопрос может переходить другой группе.
Задачи для 1 группы:
- Некоторые виды морских планарий, юнгия имеют яркую окраску тела. Однако рыбы, поедающие червей, планарий не трогают. Почему?
- Перечислите 2-3 признака подтверждающие что кольчатые черви эволюционно более прогрессивны, чем плоские и круглые черви
Задачи для 2 группы:
- Ленточные черви — бычий и свиной цепень встречаются на всех материках, то есть космополиты. С чем связано такое распространение.
- В 19 веке Петербургский врач Вейс заметил, что у детей которыми в лечебных целях прописывали есть сырое мясо, после этого в организме обнаруживали паразитических червей. Почему?
Задачи для 3 группы:
- Назовите приспособления червей к паразитизму
- Медицинская пиявка имеет в глотке железы, вырабатывающие гирудин. Если пиявки впрыскивают в ранки при укусе вместе со слюной, то рана кровоточит. Какое значение имеет гирудин для питания пиявок.
Поясните цитаты
«Изобретение плуга имело огромное значение в истории, но еще
задолго до этого изобретения почва правильно обрабатывалась червями, и всегда будет обрабатываться ими. Крошечные животные творят чудеса. Именно за ними благополучие нашей планеты» Ч. Дарвин
“Кто предупрежден – тот вооружен”. (латинская пословица)
«Ни экономическое процветание, ни полный достаток, ни проведение массовых оздоровительных мероприятий не дадут эффективных результатов, если в стране останется всеобщая неосведомленность. И, если заражение глистами (гельминтоз), иногда избежать очень трудно, то победить "всеобщую неосведомленность" в наших силах» К. И. Скрябин
Задания 2 ступени:
Каждый участник 2 ступени получает лист с заданием
признаки | Плоские черви |
Симметрия тела | |
Форма тела | |
Органы чувств | |
Регенерация | |
Паразитизм | |
Крючки и присоски | |
Способы размножения | |
Дыхание | |
Кровеносная система |
Система органов | Строение аскариды |
| |
2. Пищеварительная система | |
| |
4.Нервная система. Органы чувств. | |
| |
6. Дыхательная и кровеносная | |
Система органов | Строение дождевого червя |
| |
| |
| |
4.Нервная система. Органы чувств. | |
| |
6. Дыхательная и кровеносная |
Задание № 2 для 2 ступени:
Опишите, не называя червя его признаки, чтобы группа догадалась о каком черве идет речь (белая планария, острица, пескожил)
Задание для 3 ступени:
Участники: дождевой червь, пиявка, печеночный сосальщик.
Пиявка: Здравствуй родственник кольчатый. Все перемешиваешь почву, снижаешь ее кислотность, повышаешь плодородие. Вот я полезна людям, и они мне должны памятник с надписью «От благодарного человека».
Дождевой червь: Ну насчет памятника, ты чересчур.
Пиявка: Ничего подобного! А кто спасал людей от давления тромбов.
Составьте разговор червей, разыгрывая мини — спектакль. (Оценивают выступление участников группы).
Подведение итогов семинарского занятия. Оценивание участников группы. Выставление оценок. Комментарии учителя. Выставление баллов экспетами
Задание на дом: повторить параграфы, подготовиться к тестовой работе.
Задания 2 ступени:
Каждый участник 2 ступени получает лист с заданием
признаки | Плоские черви |
Симметрия тела | |
Форма тела | |
Органы чувств | |
Регенерация | |
Паразитизм | |
Крючки и присоски | |
Способы размножения | |
Дыхание | |
Кровеносная система |
Система органов | Строение аскариды |
| |
2. Пищеварительная система | |
| |
4.Нервная система. Органы чувств. | |
| |
| |
Система органов | Строение дождевого червя |
| |
| |
| |
4.Нервная система. Органы чувств. | |
| |
6. Дыхательная и кровеносная |
Задание № 2 для 2 ступени:
Опишите, не называя червя его признаки, чтобы группа догадалась о каком черве идет речь (белая планария, острица, пескожил)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинарское занятие по теме "Решение тригонометрических уравнений"
Урок следует после изучения «Тригонометрических уравнений» и на базе имеющихся у учащихся знаний о таких понятиях, как преобразование тригонометрических выражений, решение простейших тригонометр...
Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников» Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников»
Семейное воспитание затрагивает самые сокровенные стороны жизни детей, которые не затрагиваются в общественном воспитании. Это богатство эмоционального мира, закладываемого семьёй, становится фу...
Семинарское занятие на тему "Какую воду мы пьём?"
На данном занятии учащиеся 11 класса, защищали, заранее подготовленные проекты на темы: Нижнекамская ГЭС и водохранилище.Сточные воды и их очистка.Станция очистки воды.Анализ питьевой воды....
Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников»
Семинарское занятие для педагогов«Нравственно-половое воспитание школьников»...
Вузовская технология обучения:семинарские занятия
Обучение биологии в профильной школе немыслимо без частичного применения вузовской системы обучения - различных типов семинарских занятий....
Семинарское Занятие со старшими вожатыми на тему: Воспитание будущих лидеров.
Семинарское занятие со старшими вожатыми на тему: Воспитание будущих лидеров....
Тип членистоногие. Общая характеристика (семинарское занятие)
Цель урока: систематизация и обобщение знаний по теме: «Тип членистоногие»...