Тема: «Бактерии»
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
познакомить с существенными признаками царства Бактерии, строением бактерий, особенностями жизнедеятельности, сформировать представления о бактериях как живых организмах, населяющих все среды жизни, их ролью в природе и жизни человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план-конспект | 352.81 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект урока
Опоцкой Валентины Николаевны МОУ СОШ №75
Тема: «Бактерии».
Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ).
Цель урока: познакомить с существенными признаками царства Бактерии, строением бактерий, особенностями жизнедеятельности, сформировать представления о бактериях как живых организмах, населяющих все среды жизни, их ролью в природе и жизни человека.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: выделение существенных признаков живых организмов, различение на таблицах частей и органоидов клетки, выявление приспособлений к среде обитания, сравнение бактерий с представителями других царств живой природы, овладение методами биологии.
Метапредметные:
Познавательные умение работать с источниками биологической информации, умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения.
Информационно – коммуникативные: использование для решения поставленных задач различных источников информации; умение работать совместно в атмосфере сотрудничества.
Рефлексивные: оценка своих учебных достижений, поведения и эмоционального состояния.
Личностные: формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений и навыков.
Решаемые учебные проблемы: развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития.
Основное содержание учебного материала: строение бактериальной клетки. Отличия бактерий от других организмов. Размножение бактерий.
Вид используемых на уроке средств ИКТ: цифровой микроскоп, интерактивная доска.
Оборудование: учебники, электронное приложение, текст инструкции, презентация, магнитная доска, таблицы «Строение бактериальной клетки», «Строение растительной клетки».
Образовательные интернет - ресурсы:www.school-collection.edu.ru
ХОД УРОКА:
1. Актуализация знаний
Цель: актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений.
- Здравствуйте! Садитесь. Сегодня мы познакомимся со строением типичного представителя одного из уже известных вам царств живых организмов. Но сначала давайте вспомним, какие это царства? (Бактерии, Грибы, Растения, Животные). Давайте послушаем с вами небольшое сообщение об одном из представителей этих царств.
Это все они…
Они видны только при сильном увеличении микроскопа. Это очень древние организмы. Очень просто устроены. В их клетках нет ядра. Имеют очень разную форму: округлые, в виде палочек, извитые, в виде запятой. В благоприятных условиях быстро растут и размножаются путем деления надвое. В организме человека их более 500 видов. Они превращают отмершие остатки растений в снова доступные для растений вещества. Являются причиной порчи продуктов, могут вызвать у человека такие болезни, как дифтерия, туберкулез, столбняк, холеру и др. Отдельные из них называют клубеньковые, умеют усваивать азот воздуха. А теперь хорошо подумайте и определите о каком из представителей этих царств относятся эти организмы?
- Задание: Соотнесите название царства и картинку.
| А |
| Б |
| В |
| С |
Ответ: (1 – В; 2 – С; 3 – А; 4 – Б)
- Сегодня ребята мы познакомимся с нашими самыми маленькими соседями по планете Земля. Это – бактерии.
2 . Создание проблемной ситуации.
Цель: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения.
- Ребята посмотрите на левуюкартинку (банан). Какие полезные вещества, необходимые для человека находятся в бананах?
- Какие изменения произошли с бананом на правом рисунке?
( ученики вспоминают о витаминах, необходимых для здоровья человека; отмечают, что банан на правом рисунке подвержено гниению; предполагают, что это результат деятельности бактерий, высказывают мнение о роли бактерий – разрушителей, облике Земли без бактерий-разрушителей).
3. Целеполагание
Цель: формирование познавательных мотивов учебной деятельности.
Записываю на доске. «Как сохранить банан свежим?».
Ребята высказывают предположения о строении бактерий, о размножении, о деятельности бактерий.
4. Планирование
Цель: формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал
Формируются группы сменного состава. Ребята работают по инструкции.
Инструкция
1 группа
- Выберите командира группы, который будет выступать с результатами работы.
- Прочитайте текст на стр. 60.
- Назовите его.
- Составьте план текста.
- Пользуясь описанием строения бактерий, предложите схему строения клетки.
- Охарактеризуйте различные формы строения бактериальных клеток, изображенные на рисунках используя только прилагательные.
2 группа
- Выберите командира группы, который будет выступать с результатами работы.
- Прочитайте текст на стр. 61.
- Назовите его.
- Составьте план текста.
- Пользуясь описанием строения бактерий, предложите схему строения клетки.
3 группа
- Выберите командира группы, который будет выступать с результатами работы.
- Прочитайте текст на стр. 61.
- Назовите его.
- Составьте план текста.
- Составьте схему «Типы питания бактерий».
- Нарисуйте схему строения фотосинтезирующей бактерии.
4 группа
- Выберите командира группы, который будет выступать с результатами работы.
- Прочитайте текст на стр. 61- 62.
- Назовите его.
- Составьте план текста.
- Изобразите в виде схемы процесс размножения бактерий. Предположим, что в организм попала одна болезнетворная бактерия. Через 5 часов в организме окажется 1024 бактерий. Как это можно объяснить?
Бесполое размножение Половое размножение
А) коньюгация
Б) трансформация
Бинарное деление В) трансдукция
5. «Открытие нового знания».
Цель: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, высказывать свою точку зрения.
Выступление командиров, обмен мнениями, обсуждение схем, их дополнение; рефлексия деятельности в группе, составление итоговой схемы (кластера).
Рефлексия деятельности в группах (сформулируйте цель, стоявшую пред вами, вспомните и обсудите действия каждого члена группы, укажите, какие из них помогали достижению цели, а какие нет, что узнали нового).
Оформление материалана магнитной доске в виде схемы (кластера).
БАКТЕРИИ
6. Применение нового знания.
Цель: применить знания в новой ситуации.
Выполните задание используя таблицы. Сравнить строение растительной и бактериальной клетки. Выявить черты сходства и различия.
7. Рефлексия. Самоанализ и самооценка ученика.
Задание 1(самоанализ). Закончите предложение.
1. Я убежден (а) в том, что бактерии имеют положительную и отрицательную роль в природе и жизни человека. Я готов (а) привести примеры.
Положительная роль бактерий: … .
Отрицательная роль: … .
2. Я теперь знаю, что бактерии в отличии от одноклеточных растений, грибов, животных, не имеют … .
3. Споры у бактерий, оказывается, играют роль … .
4. Я могу привести примеры того, что бактерии имеют разную форму, Они могут быть … .
Задание 2.(самооценка).
Я доволен (льна) или недоволен(льна) результатами учебной деятельности, так как достиг(ла) поставленных целей. Научился (лась) …. , выполнил(ла) … , понял(ла) … , запомнил(ла) … ,
Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.
На этом занятии мы познакомились со строением бактериальной клетки, узнали, как питаются и размножаются бактерии.
- Понравилось вам сегодня на уроке?
- Что вы узнали нового?
8. Домашнее задание: §11, Заполнить таблицу.
Значение бактерий в жизни и хозяйственной деятельности человека.
Бактерии и область их применения | Положительная роль в жизни и хозяйственной деятельности человека | Отрицательная роль в жизни и хозяйственной деятельности человека |
Бактерии брожения | ||
Молочно- кислые бактерии | ||
Клубеньковые бактерии | ||
Прочие почвенные бактерии | ||
Бактерии-симбионты человека(кишечная палочка) | ||
Паразитические болезнетворные бактерии | ||
Железобактерии | ||
Бактерии гниения |
Творческое задание. Задача. Подсчитайте, сколько дней болезнетворные бактерии могут сохранять жизнь в виде спор, если известно, что споры холеры - выдерживают неблагоприятные условия в течение 2-х дней, чумы - в 4 раза дольше, тифа - в 30 раз дольше, туберкулеза - в 150 раз дольше, а сибирской язвы - в 1826 раз дольше.
Приложение к плану-конспекту открытого урока биологии в 5 классе по теме «Бактерии»
Дополнительная информация для работы в группах
По результатам жизнедеятельности бактерий выделяют несколько групп.
Бактерии гниения разлагают органические вещества отмерших растений и животных, выделения живых организмов и другие органические отходы, превращают их в перегной, участвуя, таким образом, в образовании почвы. Бактерии гниения – своеобразные санитары нашей планеты.
Следующая группа – почвенные бактерии. Они перерабатывают перегной до минеральных веществ, которые снова могут поглощаться растениями из почвы.
Есть бактерии, которые способны усваивать азот из воздуха и переводить его в состояние, пригодное для дальнейшего использования растениями. Можно сказать, что эти бактерии производят натуральные азотные удобрения. Они поселяются на корнях бобовых растений, таких как горох, фасоль, клевер, люцерна, образуя на них клубеньки, и поэтому получили название клубеньковые бактерии.
Под действием молочнокислых бактерий молоко превращается в простоквашу, сливки в сметану. Они же участвуют в сквашивании капусты.
Есть бактерии, живущие в кишечнике человека (от 300 до 1000 видов). Учёные считают, что их общая масса может достигать 1 кг, а численность их клеток в 10 раз превышает численность клеток человеческого тела. Они играют важную роль в пищеварении, синтезируют витамины, необходимые человеку, вытесняют патогенные вредные бактерии. Можно сказать, что микрофлора человека является дополнительным «органом», участвующим в переваривании пищи и защите организма от инфекций.
Деятельность бактерий можно оценить не только положительно. Много неприятностей приносят нам бактерии, деятельность которых приводит к порче продуктов питания (бактерии гниения). Это они вынуждают нас хранить продукты в холодильнике. Чтобы продукты не портились, их солят, сушат, засахаривают, маринуют, консервируют, то есть создают для бактерий неблагоприятные условия.
Целлюлозоразрушающие бактерии портят книги в книгохранилищах, чем наносят непоправимый урон, например, когда под их действием страницы старинных рукописей рассыпаются.
Некоторые виды бактерий (патогенные) поселяются в организмах растений, животных, человека, отравляют их продуктами своей жизнедеятельности, то есть вызывают болезнь. Например, у человека бактериальными являются такие заболевания, как ангина, туберкулёз, дизентерия, дифтерия, холера, тиф, чума и многие другие.
Чтобы избежать бактериальной инфекции, нужно соблюдать определённые правила: правильно хранить и приготавливать продукты питания, мыть овощи, фрукты, не пить сырую воду, следить за чистотой своего тела и жилища, вовремя делать профилактические прививки. Бактерии погибают при воздействии высоких температур, прямого солнечного света, воздействии дезинфицирующих средств, например хлорки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверочная работа по теме "Бактерии"
Данная работа предназначена для проверки знаний по теме "Бактерии" в 6 классе...
Урок-игра по теме "Бактерии"
В ходе игры закрепить у учащихся знание определений следующих понятий: прокариоты, бактерии; автотрофы, фототрофы, сапротрофы, паразиты; кокки, бациллы, спириллы, вибрионы; анаэробы, аэробы; болезнетв...
тестовый контроль знаний по теме "Бактерии"
Тестовый контроль знаний по теме "Бактерии" проводится с целью проверки знаний , работа представлена в 2 вариантах....
БОТАНИКА. Итоговый тест по теме "БАКТЕРИИ"
Данный тест можно использовать для проверки усвоения знаний по теме "Бактерии"...
Крассворд по биологии. Тема "Бактерии"
1. Самые древние обитатели нашей планеты.2. Наука, изучающая строение и особенности жизнедеятельности микроорганизмов.3. Скопление бактерий.4. Бактерии, имеющие шарообразную форму.5. Доядерные о...
тестовая работа по теме: "Бактерии"
тестовая работа...
Урок по биологии в 5 классе по теме "Бактерии"
Урок по биологии в 5 классе по теме "Бактерии"...