Рабочая программа
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Александровская средняя общеобразовательная школа»
Лямбирского муниципального района
Республики Мордовия
Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры химии и биологии Протокол №1 от 25.08.2014 г. Руководитель кафедры _______ Л.М.Паршина | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «Александровская средняя общеобразовательная школа» ____________ Т.В.Сандина Приказ №45/25-Д от 01.09.2014 |
учебного курса «Биология»
в 8 классе
Составитель:
учитель биологии
К.А.Фомина
2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И. Сонина //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2009.
Учебник- Биология. Человек. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.И. Сонин, М.Р. Сапин.- 6-е изд., стереотип.-М.:Дрофа,2013.
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Цель обучения: овладения учащимися знаниями об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья.
Задачи
Обучающие:
● Усвоение учащимися знаний о человеке как биосоциальном существе;
● Формирование учащихся представлений об истории развития биологической науки, о значении биологических знаний в жизни людей;
● Развитие знаний об основных методах биологической науки;
● Овладение умениями применять биологические знания для обоснования жизнедеятельности и сохранения здоровья организма человека;
● Развитие у учащихся умений проводить наблюдения за своим организмом.
Развивающие:
● Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
● Привитие к учащимся интереса к познанию своего организма и к профессиям, связанным с медициной.
Воспитательные:
● Воспитание позитивного ценностного отношения к природе;
● Формирование ценностного отношения к жизни как феномену;
● Развитие у учащихся понимания ценности биологического разнообразия как условия сохранения жизни на Земле.
Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека.
На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.
В содержание программы, а также в порядок прохождения тем, их структуру внесены следующие изменения:
• Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы.
• Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
• Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки зачет. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.
Система уроков сориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с рабочей тетрадью. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполнения в качестве домашнего задания.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 8 КЛАСС
В результате изучения предмета учащиеся 8 классов должны:
знать, понимать
• признаки сходства и отличия человека и животных;
• сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;
• особенности организма человека: его строения. Жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.
уметь
• объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, значение различных организмов в жизни человека, место и роль человека в природе. зависимость здоровья от состояния окружающей среды, причины наследственных заболеваний и снижение иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов в организме, влияние вредных привычек на здоровье человека;
• изучать: самого себя и процессы жизнедеятельности человека, ставить биологические эксперименты, объяснять результаты опытов.
• распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека;
• выявлять: взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека, взаимодействие систем и органов организма человека;
• сравнивать: человека и млекопитающих и делать соответствующие выводы;
• определять: принадлежность человека к к определенной систематической группе;
• анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;
• проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте учебника, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма; стрессов; ВИЧ-инфекции; вредных привычек; нарушения осанки, зрения, слуха;
• оказания первой медицинской помощи при отравлении; укусах животных; простудных заболеваниях; ожогах, травмах, кровотечениях; спасении утопающего;
• рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающей среде;
• проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название темы | Количество часов | Теоретическое обучение, ч. | Лабораторные и практические работы, ч | Контрольная работа, ч. |
Тема 1 . Место человека в системе органического мира | 2 | 2 | ||
Тема 2. Происхождение человека | 3 | 3 | ||
Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека | 1 | 1 | ||
Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека | 4 | 3 | 1 | |
Тема 5. Координация и регуляция | 12 | 10 | 1 | 1 |
Тема 6. Опора и движение | 8 | 6 | 1 | 1 |
Тема 7. Внутренняя среда организма | 4 | 3 | 1 | |
Тема 8. Транспорт веществ | 4 | 2 | 1 | 1 |
Тема 9. Дыхание | 5 | 3 | 1 | 1 |
Тема 10. Пищеварение | 5 | 3 | 1 | 1 |
Тема 11. Обмен веществ и энергия | 2 | 2 | ||
Тема 12. Выделение | 2 | 2 | ||
Тема 13. Покровы тела | 3 | 3 | ||
Тема 14. Размножение и развитие | 2 | 2 | ||
Тема 15. Высшая нервная деятельность | 5 | 4 | 1 | |
Тема 16. Человек и его здоровье | 4 | 3 | 1 | |
Обобщение | 1 | 1 | ||
Итоговая контрольная работа | 1 | 1 | ||
Всего | 68 | 53 | 8 | 7 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
(68 часов, 2 часа в неделю)
Т е м а 1 . Место человека в системе органического мира (2 часа)
Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.
■ Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.
Знать: место и роль человека в природе; присущие человеку закономерности жизни; основные анатомические и физиологические термины
Уметь: объяснять родство человека с млекопитающими; объяснять место и роль человека в природе
Тема 2. Происхождение человека (3 часа)
Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.
■ Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.
Знать: биологические и социальные факторы антропогенеза; основные этапы эволюции человека
Уметь: объяснять совершенствование человека в ходе эволюции; объяснять единство происхождения рас; распознавать на таблицах особенности разных рас.
Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 час)
Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.
■ Демонстрация портретов великих ученых — анатомов и физиологов.
Знать: науки о человеке, великих анатомов и физиологов
Уметь: объяснять роль биологии в практической деятельности людей
Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа)
Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.
- Демонстрация схем систем органов человека.
- Лабораторные и практические работы
Изучение микроскопического строения тканей.
Распознавание на таблицах органов и систем органов.
Знать: клеточное строение организма, особенности строения животной клетки, Строение и функции тканей, органов и систем органов.
Уметь: раскрывать особенности строения и функций клеток разных тканей; взаимосвязь органов и систем органов в поддержании гомеостаза организма человека;
Называть части и органоиды клетки тела человека, типы тканей, органы и системы органов;
Распознавать на таблицах и муляжах органоиды клетки, ткани, органы и системы органов
Тема 5. Координация и регуляция (12 часов)
Гуморальная регуляция
Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.
■ Демонстрация схем строения эндокринных желез; таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез.
Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.
Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.
Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.
- Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов; безусловных рефлексов различных отделов мозга.
- Лабораторные и практические работы
Изучение головного мозга человека (по муляжам).
Изучение изменения размера зрачка.
Знать:
- строение и роль эндокринного аппарата,
- основные функции желёз внутренней секреции,
- строение и функции нервной системы,
- роль нервной системы в регуляции работы организма
• органы чувств, их строение, функции,
• роль анализаторов при взаимодействии человека и среды, их взаимосвязь с нервной системой.
Уметь:
- распознавать основные железы внутренней секреции,
- сравнивать строение нервной системы человека и животных,
- распознавать основные её части,
- осуществлять самоконтроль, проводить наблюдения, самостоятельно работать с различными источниками информации.
• характеризовать гигиену органов чувств,
- объяснять свойства рецепторов
Тема 6. Опора и движение (8 часов)
Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямо-хождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.
Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль
Нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановления активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.
■ Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.
■ Лабораторные и практические работы
Изучение внешнего строения костей.
Измерение массы и роста своего организма.
Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц.
Знать:
- основные отделы скелета,
- состав, свойства костей и значение опорно-двигательного аппарата,
- меры предупреждения заболеваний опорно-двигательной системы.
Уметь:
- распознавать части опорно-двигательного аппарата,
- характеризовать черты приспособленности человека к прямохождению,
- характеризовать особенности строения костей, типы их соединений и работу мышц,
- оказывать первую помощь при ушибах, растяжениях, вывихах и переломах,
распознавать на схемах и таблицах части опорно - двигательной системы
Тема 7. Внутренняя среда организма (4 часа)
Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.
Значение работ Л. Пастера и И, И, Мечникова в области иммунитет1 .
- Демонстрация схем и таблиц, посвященных составу крови, группам крови.
- Лабораторная работа
Изучение микроскопического строения крови*.
Знать:
- Основные компоненты внутренней среды и их значение,
- Сущность понятия иммунитет и инфекционные заболевания, правила личной гигиены.
Уметь:
- Распознавать на таблицах и схемах клетки крови,
Объяснять значение внутренней среды организма
Тема 8. Транспорт веществ (4 часа)
Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.
■ Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.
■ Лабораторные и практические работы
Измерение кровяного давления.
Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.
Знать:
- строение органов кровообращения,
- сущность понятия пульс и кровяное давление,
- влияние вредных привычек на состояние кровеносной системы.
Уметь:
- распознавать на таблицах органы кровообращения,
оказывать первую доврачебную помощь при кровотечениях, находить и просчитывать пульс, измерять артериальное давление.
Тема 9. Дыхание (5 часов)
Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.
■ Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания.
■ Практическая работа
Определение частоты дыхания*.
Знать:
- строение и функции органов дыхания,
- профилактику заболеваний органов дыхания.
Уметь:
- обосновывать основные гигиенические правила дыхания и влияния вредных привычек на систему дыхания,
- раскрывать сущность понятий газообмен и дыхание,
- распознавать на таблицах органы дыхания,
оказывать первую помощь при остановке дыхания
Тема 10. Пищеварение (5 часов)
Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.
■ Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.
■ Лабораторные и практические работы
Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал. Определение норм рационального питания.
Знать:
- состав пищи и роль её компонентов для жизнедеятельности,
- сущность и значение питания, роль пищеварительных органов, желёз и ферментов,
- роль нервно-гуморальной регуляции в пищеварении,
- гигиенические требования к составу пищи.
Уметь:
- распознавать на муляжах органы пищеварительной системы,
- обосновывать гигиенические правила питания,
- профилактические меры желудочно-кишечных заболеваний.
оказывать первую помощь при пищевых отравлениях
Тема 11. Обмен веществ и энергии (2 часа)
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.
Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.
Знать:
- суть и значение обмена веществ,
- анатомо-физиологические основы метаболизма.
Уметь:
- объяснять биологическую роль обмена веществ,
на конкретных фактах приводить примеры вредного влияния алкоголя и курения на обмен веществ
Тема 12. Выделение (2 часа)
Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.
■ Демонстрация модели почек.
Знать:
- роль мочевыделительной системы.
Уметь:
- распознавать на таблицах и моделях органы выделительной системы,
- пояснять, как заболевание почек сказывается на общем здоровье человека
Тема 13. Покровы тела (3 часа)
Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.
■ Демонстрация схем строения кожных покровов человека. Производные кожи.
Знать:
- строение и функции кожи, относительное постоянство температуры тела, гигиенические требования к одежде и обуви.
Уметь:
- оказывать первую помощь при ожогах и обморожениях,
- устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кожи,
- пояснять механизмы закаливания.
Тема 14. Размножение и развитие (2 часа)
Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.
Знать:
- сущность оплодотворения, роль половых желёз, преимущества полового размножения, гигиену вынашивания плода и особенности онтогенеза.
Уметь:
- использовать эмбриологические данные для доказательства эволюции человека,
- находить черты сходства и различия онтогенеза человека и млекопитающих
Тема 15. Высшая нервная деятельность (5 часов)
Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Фор. мы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.
Знать:
- особенности высшей нервной деятельности человека и её значение при взаимодействии с окружающей средой,
- значение профилактики утомления и влияния вредных привычек на нервную систему.
Уметь:
- уметь пояснять роль рефлексов для жизнедеятельности,
- пояснять психическую деятельность как функцию мозга,
- характеризовать поведение, условное торможение и рефлекторную теорию поведения
Тема 16. Человек и его здоровье (4 часа)
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.
Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.
■ Лабораторные и практические работы
Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений.
Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье*.
Знать:
- особенности высшей нервной деятельности человека и её значение при взаимодействии с окружающей средой,
- значение профилактики утомления и влияния вредных привычек на нервную систему.
Уметь:
- уметь пояснять роль рефлексов для жизнедеятельности,
- пояснять психическую деятельность как функцию мозга,
- характеризовать поведение, условное торможение и рефлекторную теорию поведения
Обобщение (1 час)
Итоговая контрольная работа(1 час)
Календарно-тематическое планирование 8 класс, 2 часа в неделю
№ | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Кол-во часов | Виды с/р | Дата проведения | |
1. | Тема 1. Место человека в системе органического мира. | 2 | ||||
1.1. | Место человека в системе органического мира. | лекция | 1 | Текст учеебника | ||
1.2. | Особенности человека | лекция | 1 | Заполнение таблицы | ||
2 | Тема 2. Происхождение человека . | 3 | ||||
2.1. | Эволюция человека | частично-поисковый | 1 | Анализ рисунка | ||
.2.2. | Этапы его становления | частично-поисковый | 1 | сообщения | ||
2.3. | Расы человека. | исследование | 1 | тест | ||
3. | Тема 3. История развития знаний о строении и функциях организма человека. | 1 | ||||
3.1. | История развития знаний о строении и функциях организма человека. | дискуссия | 1 | Составление схем | ||
4. | Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека | 4 | ||||
4.1 | Клеточное строение организма. Л/р: «Строение животной клетки» | комбинированный | 1 | л/р | ||
4.2. | Ткани и органы. Л/р:» ТКАНИ» | практикум | 1 | л/р | ||
4.3. | Системы органов | лекция | 1 | Словарная работа | ||
4.4. | Обобщение | зачет | 1 | к/р | ||
5. | Координация и регуляция | 12 | ||||
5.1. | Гуморальная регуляция | объяснение | 1 | Работа с учебником | ||
5.2. | Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция, ее нарушения. | семинар | 1 | «рассмотри и подпиши» | ||
5.3. | Зачетный урок по темам : «Общий обзор организма человека», «Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности». | зачет | 1 | тест | ||
5.4. | Нервная регуляция | беседа с элементами объяснения | 1 | Составление схем | ||
5.5. | Спинной мозг | комбинированный | 1 | Анализ рисунка | ||
5.6. | Строение и функции головного мозга | исследование | 1 | Составление конспекта | ||
5.7. 5.8. | Полушарии большого мозга Л/Р:» Объем внимания» | беседа с элементами объяснения | 2 | л/р | ||
5.9. | Зрительный анализатор | лекция | 1 | сообщения | ||
5.10. | Анализатор слуха и равновесия | беседа | 1 | Опрос по карточкам | ||
5.11. | Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус | семинар | 1 | тест | ||
5.12. | Контрольно- обобщающий урок | контроль знаний | 1 | к/р | ||
6. | Тема 6. Опора и движение. | 8 | ||||
6.1. | Кости скелета | лекция | Словарная работа | |||
6.2. | Строение скелета .Л/р:»Микроскопическое исследование костной ткани» | практикум | 1 | л/р | ||
6.3. | Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. | семинар | 1 | «заполни пропуски» | ||
6.4 | Мышцы, их строение и функции. Л/Р:»Определение функций костей, мышц, суставов» | исследование | 1 | л/р | ||
6.5. | Работа мышц | комбинирование | 1 | Анализ таблиц | ||
6.6. | Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц | частично-поисковый | 1 | сообщения | ||
6.7. | Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры.Л/Р:» Выявление гибкости позвоночника» | практикум | 1 | л/р | ||
6.8. | Контрольно- обобщающий урок | контроль знаний | 1 | к/р | ||
7. | Тема 7. Внутренняя среда организма | 4 | ||||
7.1. | Внутренняя среда человека и ее значение | лекция | Составление схем | |||
7.2. | Плазма крови, ее состав.Л/Р:»Микроскопическое строение крови человека и лягушки» | комбинированный | 1 | л/р | ||
7.3. | Иммунитет. | беседа | 1 | Словарная работа | ||
7.4. | Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус-фактор | исследование | 1 | Решение биологических задач | ||
8. | Тема 8. Транспорт веществ | 4 | ||||
8.1. | Органы кровообращения | лекция | 1 | Работа в группах | ||
8.2. | Работа сердца | частично-поисковый | 1 | Работа с технологической картой | ||
8.3. | Движение крови и лимфы по сосудам.Л/р:» Подсчет пульса в разных условиях» | комбинированный | 1 | л/р | ||
8.4. | Контрольно- обобщающий урок | контроль знаний | 1 | к/р | ||
9. | Тема 9. Дыхание | 5 | ||||
9.1 | Строение органов дыхания. Л/Р:»Сравнение органов дыхания человека и крупного млекопитающего» | беседа | 1 | л/р | ||
9.2. | Дыхательные движения и их регуляция | лекция | 1 | Решение биол.задач | ||
9.3. | Газообмен в легких и тканях | комбинированный | 1 | Работа с текстом | ||
9.4. | Состав и гигиена воздуха. Заболевания. Первая помощь при нарушении дыхания. | исследование | 1 | Сообщения учащихся | ||
9.5 | Контрольно- обобщающий урок | контроль знаний | 1 | к/р | ||
10. | Тема 10. Пищеварение | 5 | ||||
10.1. | Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме. Строение пищеварительной системы | комбинированный | 1 | тест | ||
10.2. | Пищеварение в ротовой полости.Л/р:»Качественный реакции на углеводы» | исследование | 1 | л/р | ||
10.3. | Пищеварение в желудке. Роль поджелудочной железы, печени, кишечных желёз.Л/р:»Пищеварение в желудке» | практикум | 1 | л/р | ||
10.4. | Кишечное пищеварение. Всасывание. Гигиена питания. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний. | частично-поисковый | 1 | тест | ||
10.5. | Контрольно- обобщающий урок | контроль знаний | 1 | к/р | ||
11. | Тема 11. Обмен веществ и энергии | 2 | ||||
11.1. | Пластический и энергетический обмен. | лекция | 1 | Составление схем | ||
11.2. | Витамины | дискуссия | 1 | сообщения | ||
12. | Тема 12. Выделение | 2 | ||||
12.1. | Продукты обмена веществ. Органы выделения | семинар | 1 | Заполнение таблицы | ||
12.2. | Образование мочи. Роль кожи в выделении | комбинированный | 1 | Анализ опорного конспекта | ||
13. | Тема 13. Покровы тела | 3 | ||||
13.1. | Строение кожи. Гигиена кожи | исследование | 1 | с/р с учебником | ||
13.2. | Роль кожи в терморегуляции организма | беседа | 1 | Словарная работа | ||
13.3. | Закаливание. Гигиена одежды, обуви. Обобщение | комбинированный | 1 | с/р | ||
14. | Тема 14. Размножение и развитие | 2 | ||||
14.1 | Половая система человека | Беседа с элементами объяснения | 1 | Заполнение таблицы | ||
14.2. | Возрастные процессы | лекция | 1 | с/р | ||
15. | Тема 15. Высшая нервная деятельность | 5 | ||||
15.1. | Рефлекс – основа нервной деятельности | лекция | 1 | сообщения | ||
15.2. | Сон и сновидения | беседа | 1 | «подумай и ответь» | ||
15.3. | Особенности высшей нервной деятельности | частично-поисковый | 1 | тест | ||
15.4 | Типы нервной деятельности | лекция | 1 | Заполнение таблицы | ||
15.5 | Контрольно- обобщающий урок | контроль знаний | 1 | к/р | ||
16. | Тема 16. Человек и его здоровье | 4 | ||||
16.1. | Соблюдение санитарно – гигиенических норм и правил здорового образа жизни | беседа | 1 | Изучение норм | ||
16.2. | Первая доврачебная помощь | исследование | 1 | Изучение схем | ||
16.3. | Укрепление здоровья. Факторы риска | лекция | 1 | Составление конспекта | ||
16.4. | Обобщение | беседа | ||||
Итоговая контрольная работа | контроль знаний | 1 | к/р | |||
Человек и окружающая среда | беседа | 1 |
Учебно-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Основная учебно-методическая литература:
- Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2009г.
- Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. «Биология.Человек» 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2008.;
- Н.Б.Ренева, Н.И. Сонин и др. «Биология. Человек» 8 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Человек» 8 класс. - М.: Дрофа, 2008;
- Дополнительная учебно-методическая литература
- Воронин Л.Г., Маш Р. Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1983. - 160с: ил.;
- Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек. - М.: Дрофа, 2004. - 224с;
3. Интернет-сайты
1 Социальная сеть работников образования nsportal.ru
2 http://festival.1september.ru/
- сайт школы http://www.alexschool.edurm.ru/
- Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
Материально-техническое обеспечение
- Перечень оборудования:
Компьютер, проектор
Перечень наглядных и дидактических материалов:
Комплекты таблиц по анатомии
Микроскопы, препаровальные иглы, чашки петри
Скелет человека на штативе, модель глаза, модель мозга в разрезе, модель структуры ДНК(разборная)
Рельефные таблицы «Глаз. Строение», «Кожа. Разрез», «Пищеварительный тракт», «Строение легких».
Материально –техническое обеспечение:
Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
ноутбук
Комплекты таблиц по анатомии
Микроскопы, препаровальные иглы, чашки петри
Скелет
ПРОГРАМНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. «Биология.Человек» 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2008.;
2.Н.Б.Ренева, Н.И. Сонин и др. «Биология. Человек» 8 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Человек» 8 класс. - М.: Дрофа, 2008;
3.Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2009.;
4.Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2007;
Дополнительная литература
1.Воронин Л.Г., Маш Р. Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1983. - 160с: ил.;
2.Рохлов В. С. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1997. - 240с: ил.
3. Семенцова В.Н., Сивоглазов В. И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. «Биология. Человек». - М.: Дрофа, 2006 -144с;
4.Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек. - М.: Дрофа, 2004. - 224с;
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ http://bio.1september.ru/ - газета «Биология» - приложение к «1 сентября» www.bio.nature.ru - научные новости биологии www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования
www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...