Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_6_kl.docx | 158.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии составлена на основе авторской программы И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова «Биология: 5 - 9 классы: программа. - М.: Вентана-Граф , 2012» в соответствии с п.6 ч.3 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с федеральным базисным учебным планом для основного общего образования и учебным планом ГБОУ «Гимназия 1591».
Данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 6 классе в объеме 1 час в неделю.
Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царства растений, в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, понимания биологического разнообразия в природе как результата эволюции и как основы ее устойчивого развития, на формирование способности использовать приобретенные знания в практической деятельности, способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли человека в этих процессах.
Учебник: И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С.Кучменко. Биология. 6 класс.
Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013.
Рабочая тетрадь: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко. Биология.6 класс. Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», 2016.
Методические пособия:
1. И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, Л.В. Симонова. Биология. 6 класс. Методическое пособие (под ред. И.Н. Пономаревой). Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2015.
2. С.Н. Березина. Контрольно-измерительные материалы. Биология. 6 класс. ФГОС. ВАКО, 2015.
Изучение биологии в 6 классе на ступени основного общего образования
направлено на достижение следующих целей:
- Понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, бактерий, грибов в системе биологических знаний научной картины мира.
- Формирование основополагающих понятий о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых уровнях организации жизни.
- Изучение биологического разнообразия в природе Земли как результате эволюции и основе ее устойчивого развития, воспитание бережного отношения к ней.
Задачи:
- Ознакомление учащихся с биологическим разнообразием растений, бактерий, грибов как исключительной ценности органического мира.
- Освоение учащимися знаний о строении и жизнедеятельности бактериального, грибного, растительного организмов, об особенностях обмена веществ у автотрофных и гетеротрофных организмов.
- Овладение учащимися умениями применять знания о строении и жизнедеятельности растений для обоснования приемов их выращивания, мер охраны.
- Формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций, и удовлетворение интереса к изучению природы.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных
умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
Требования к результатам освоения программы
Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть
направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- реализация установок здорового образа жизни;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы);
- эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
- приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и
простудных заболеваний;
- классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления
наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
- различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы
Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
- Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
- Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
- Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в т ом числе и в рамках
самостоятельной деятельности вне школы.
- Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
- Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
- Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и, прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 5-ю и 6-ю линии развития – умение оценивать:
– риск взаимоотношений человека и природы (5-я линия развития);
– поведение человека с точки зрения здорового образа жизни (6-я линия развития).
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
- Выявлять причины и следствия простых явлений.
- Осуществлять сравнение, сертификацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
- Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- Вычитывать все уровни текстовой информации.
- Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и, прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 1–4-й линии развития:
– осознание роли жизни (1-я линия развития);
– рассмотрение биологических процессов в развитии (2-я линия развития);
– использование биологических знаний в быту (3-я линия развития);
– объяснять мир с точки зрения биологии (4-я линия развития).
Коммуникативные УУД:
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом.).
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
1-я линия развития – осознание роли жизни:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
2-я линия развития – рассмотрение биологических процессов в развитии:
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
3-я линия развития – использование биологических знаний в быту:
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
4-я линия развития – объяснять мир с точки зрения биологии:
– перечислять отличительные свойства живого;
–различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– понимать смысл биологических терминов;
–характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
6-я линия развития – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности;
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены.
Учебно-тематический план
№ п.п. | Раздел | Количество часов | В том числе: | ||
лабораторные работы | контрольные работы | экскурсии | |||
1. | Наука о растениях - ботаника | 4 | 1 | ||
2. | Органы цветковых растений | 9 | 4 | ||
3. | Основные процессы жизнедеятельности растений | 6 | 1 | 1 | |
4. | Многообразие и развитие растительного мира | 11 | 1 | ||
5. | Природные сообщества | 4 | 1 | 1 | |
Итого | 34 | 6 | 2 | 2 |
Содержание разделов и тем учебного курса
Наука о растениях - ботаника (4ч.)
Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений. Многообразие жизненных форм растений. Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки. Ткани растений.
Экскурсия №1 «Осенние явления в жизни растений»
Органы цветковых растений. (8ч.)
Семя, его строение и значение. Условия прорастания семян. Корень, его строение и значение. Побег, его строение и развитие. Лист, его строение и значение. Стебель, его строение и значение. Цветок, его строение и значение. Плод. Разнообразие и значение плодов.
Лабораторная работа № 1. «Изучение строения семени двудольных растений».
Лабораторная работа № 2 «Строение корня у проростка».
Лабораторная работа № 3 «Строение вегетативных и генеральных почек».
Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение корневища, клубня и луковицы».
Основные процессы жизнедеятельности растений. (7ч.)
Минеральное питание растений и значение воды. Воздушное питание растений - фотосинтез. Дыхание и обмен веществ у растений. Размножение и оплодотворение у растений. Вегетативное размножение растений и его использование человеком. Использование вегетативного размножения человеком. Рост и развитие растений. Зависимость процессов роста и развития от условий среды обитания.
Лабораторная работа № 5 «Черенкование комнатных растений».
Многообразие и развитие растительного мира.(10 ч.)
Систематика растений, ее значение для ботаники. Водоросли, их многообразие в природе. Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика. Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение. Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. Семейства класса Двудольные. Семейство класса Однодольные. Историческое развитие растительного мира на Земле.
Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения моховидных растений».
Природные сообщества. (5 ч.)
Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме. Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Смена природных сообществ. Многообразие природных сообществ. Жизнь организмов в природе.
Экскурсия №2 «Взаимоотношения организмов в растительном сообществе»
Календарно-тематическое планирование
Дата | № урока | Тема урока | Тип урока, форма проведения | Планируемые результаты | Основные средства обучения | Формы организации учебно-познаватель ной деятельности | Система контроля | ||||||||
личностные | метапредметные | предметные | |||||||||||||
Тема 1. Наука о растениях – ботаника (4 часа) | |||||||||||||||
7.09 | 1 (1) | Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений. | Урок формирова ния знаний. Эвристичес кая беседа, работа с учебником и ЭОР | Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, строить рассуждения о происхождении растений, делать выводы о роли растений в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение растений как части природы | Различать царства живой природы. Характеризовать различных представителей царства Растения. Определять предмет науки ботаники. Описывать историю развития науки о растениях. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о роли растений в природе, об истории использования растений человеком (П) Умение слушать и вступать в диалог (К) Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте растений в природе, об отличительных особенностях семенных и споровых растениях | Знать правила работы в кабинете биологии, технику безопасности при работе с биологическими объектами и лабораторным оборудованием. Уметь называть царства живой природы, приводить примеры представителей царства Растения. Характеризовать внешнее строение растений, объяснять отличия вегетативных органов от генеративных. Описывать историю развития науки о растениях | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор, таблицы «Многообразие растений», комнатные растения, гербарий дикорастущих и культурных растений, учебник. | Индивидуаль ная, фронтальная, кооперативно -групповая | Задания 1,2 в р/т. Вопросы № 1-5 с. 13 | ||||||
14.09 | 2 (2) | Многообразие жизненных форм растений. Экскурсия №1 «Осенние явления в жизни растений» | Урок формирования знаний. Урок- путешествие. | Формирование ответственного отношения к учёбе на основе мотивации к обучению и познанию. Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение растений как части природы, эстетического отношения к живым объектам, знания основных принципов и правил отношения к живым объектам. | Умение слушать и вступать в диалог (К) Осваивать приёмы работы с определителем растений. Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. Умение работать с различными источниками биологической информации, ее анализировать и оценивать. Умение создавать модели и схемы, преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач. Умение организовывать учебное сотрудничество для решения совместных задач. Развитие ИКТ-компетентности. | Обобщать и систематизировать знания, делать выводы. Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания для самоконтроля. Давать определе-ния понятиям, устанавливать причинно-следст- венные связи, осуществлять срав- нение и классификацию, строить логические рассуждения. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников Усвоение системы научных знаний о живой природе, формирование первичных представлений об эволюции растений. Знание особенностей различных методов исследования биологических наук, приобрете -ние опыта использования некоторых из них для получения знаний о многообразии растений. Формирование представлений о жизненных формах растений и связью их со средой обитания. Умение давать характеристику основным жизненным формам растений, узнавать их на иллюстрациях и в гербариях. | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор, натуральные объекты и экземпляры, комплект наглядно- методических материалов «Растения. Биоразнообразие и размножение» | Индивидуаль ная, фронтальная, групповая, кооперативно -групповая. | Вопросы № 1- 5 на с. 16 устно, р/т № 1,2 с.5-6 Отчет по экскурсии | ||||||
21.09 | 3 (3) | Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки. | Урок формирова ния знаний. Урок-иссле дование. Работа с учебником и ЭОР | Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии Формирование интеллектуальных умений, направленных на изучение живой природы: умения сравнивать клетки растений, анализировать информацию и делать выводы о чертах их сходства и различия. | Формирование умения работать с различными источниками информации (учебник, ЭОР, микропрепараты) при изучении клетки растений. Умение использовать схемы и таблицы для преобразования информации, анализировать и оценивать информацию. Формирование коммуникативной компетентности в ходе работы в парах. | Формирование умения выделять существенные признаки клетки растений, умение различать на таблицах клетки растений и её органоиды, дальнейшее развитие навыков работы с увеличительными приборами при рассматривании микропрепаратов. Умение приводить примеры однокле- точных и многокле точных растений. Умение характери- зовать основные процессы жизнедеятельности растительной клетки, обобщать знания и делать выводы о взаимосвязи работы всех частей растительной клетки. | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор. Микроскоп, ручная лупа, микропрепараты строения клеток растений. Таблица «Строение растительной клетки». | Индивидуаль ная, фронтальная, парная. | Р/т № 1,4 с.7, 9, №2 с.35 методического пособия | ||||||
28.09 | 4 (4) | Ткани растений | Комбиниро ванный урок. Урок- Лаборатория Работа с учебником и ЭОР | Формирование познавательных интересов, умение анализировать особенности растительных тканей и их функции и делать выводы о взаимосвязи строения и функций тканей растений | Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы. Дальнейшее развитие навыков работы с увеличительными приборами при рассматривании микропрепаратов. Умение работать с различными источниками информации, развитие ИКТ- компетентности. | Умение давать определение ткани, распознавание различных видов растительных тканей. Умение устанавливать взаимосвязь строения и функции тканей. Приобретение опыта использования методов биологической науки наблюдение, описание/, совершенствование навыков работы с микроскопом. | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор Микроскоп, микропрепараты растительных тканей | Индивидуальная, фронтальная парная, групповая. | Самостоятельная работа по теме Вопр. 1-5 на с. 25., р/т №1 с.9-10. | ||||||
Тема 2. Органы растений (9 часов) | |||||||||||||||
12.10 | 5 (1) | Семя, его строение и значение. Лабораторная работа № 1 «Строение семени фасоли» | Урок формирова ния и первич ного закрепления знаний. Урок- исследование. | Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии; овладение интеллектуальными умениями (анализировать, сравнивать, делать выводы). Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассникам и в процессе учебно-исследова- тельской деятельности /лабораторная работа/. | Формирование ИКТ-компетент- ности, умение создавать, приме- нять, преобразо- вывать различ-ные знаки и сим-волы для реше-ния учебных и познавательных задач. Овладение основами само- оценки, самоконтроля, способность выбирать целевые и смысловые уста- новки в своих учебных действиях. Овладение иссле- дователькими умениями | Умение называть и характеризо- вать функции частей семени, описывать строение семени и зародыша, называть отличительные признаки семян двудольных и однодольных растений. Объяснять роль семян в жизни растений. Формирование умения проводить наблюдения, фиксировать результаты. | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор Лупы, семена фасоли (сухие и набухшие). Таблица «Строение семени фасоли», «Строение семени пшеницы». | Индивидуальная, парная. | Тест Строение семян с.42 метод. пособия Оформление лабора- орной работы в тетради, р/т № 1,3, с.13 | ||||||
19.10 | 6 (2) | Условия прорастания семян | Комбиниро - ванный урок. Урок- Лаборатория Работа с учебником и ЭОР | Формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразую- щей функции познавательного мотива. Формирование экологической культуры. | Развитие ИКТ- компетентности, умения работать с различными источниками биологической информации. Овладение состав- ляющими иссле- довательской деятельности /опыты по прора- щиванию семян/, умение выдвигать гипотезы, поводить эксперименты, делать выводы. | Умение опреде- лять условия, необходимые для прорастания семян. Прогнозирование сроков посадки семян различных растений. Умение определять части проростка на таблицах и натуральных объектах, умение сравнивать про-ростки различных растений, представителей классов Двудольные и Однодольные. | Таблица «Развитие проростка». Натуральные объекты и гербарные экземпляры. | Индивидуальная, фронтальная | Вопр. № 1-2 на с. 36, р/т № 1 с.15. | ||||||
26.10 | 7 (3) | Корень, его строение и значение. Лабораторная работа №2 «Строение корня проростка» | Урок формирова- ния и первичного закрепления знаний. Урок- исследование. | Дальнейшее формирование познавательного интереса, формирование экологической культуры. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассникам и в процессе учебно-исследова- тельской деятельности /лабораторная работа/. Овладение интеллектуальными умениями (наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). | Формирование умения добывать информацию из различных источников, преобразовывать, анализировать, использовать схемы и модели. Развитие навыков исследовательс- кой деятельности, работы с микрос- копом. Умение организовывать учебное сотруд- ничество и сов- местную деятель- ность с учащими- ся и учителем, работать индивидуально и в группе. Умение осознанно использовать речевые средства, излагать свою точку зрения. | Различать и определять типы корневых систем на рисунках, гербарных экземплярах, натуральных объектах. Называть части корня. Устанавливать взаимосвязь строения и функций частей корня. Объяснять особенности роста корня. Проводить наблюдения и фиксировать результаты во время выполне- ния лаборатор - ной работы. Соблюдать правила работы в кабинете и обращения с лабораторным оборудованием. | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор Таблица «Строение корня растения», «Корневые системы» Натуральные объекты и гербарные экземпляры со стержневой и мочковатой корневыми системами Проростки фасоли Оборудование для л/р. | Индивидуальная, парная, кооператив но-группо- ая /презента- ции, стендовые доклады/. | Оформле- ние резуль- татов лаборатор ной работы в тетради, р/т.№ 1,4 с.17- 19. | ||||||
02.11 | 8 (4) | Побег, его строение и развитие. Лабораторная работа №3 «Строение вегетативных и генеративных почек». | Урок формирова- ния и первичного закрепления знаний. Урок- лаборатория. | Дальнейшее формирование познавательного интереса, экологической культуры, коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе учебно–исследовательс- кой деятельности | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; проводить анализ и обработку информации. Развитие навыков исследовательс- кой деятельности, работы с микро- скопом. Умение организовывать учебное сотруд- ничество с уча- щимися и учите- лем, работать индивидуально и в группе. Умение осознанно использовать речевые средства, излагать свою точку зрения. Развитие ИКТ- компетентности | Называть части побега. Определять типы почек на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Характеризовать почку как зачаток нового побега. Объяснять назначение вегетативных и генеративных почек. Объяснять роль прищипки и пасынкования в растениеводстве. Формирование навыков исследования, наблюдения строения и развития побега на примере домашнего растения. Сравнивать побеги различных растений, находить сходства и различия. Соблюдать правила работы в кабинете и обращения с лабораторным оборудованием. | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор Лупа, побеги с почками (тополь, сирень). Таблицы «Разнообразие побегов». «Строение стебля», «Листорасполо- жение» | Индивидуальная, парная, групповая /составление плаката- схемы/. | Тест строение побега с.51-52 методпо- собия, р/т зад.1,3 с.19-20. Оформле- ние лабораторной работы в тетради. | ||||||
09.11 | 9 (5) | Лист, его строение и значение | Комбиниро- ванный урок. Работа с различными источниками информации. Элементы урока- путешествия. Работа с учебником и ЭОР | Дальнейшее формирование познавательного интереса, экологической культуры, коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе учебно–исследовательс- кой деятельности | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; проводить анализ и обработку информации. Развитие навыков исследовательс- кой деятельности, работы с микро- скопом. Умение организовывать учебное сотруд- ничество с уча- щимися и учите- лем, работать индивидуально и в группе. Умение осознанно использовать речевые средства, излагать свою точку зрения. | Определять части листа на гербарных экземплярах, рисунках. Различать простые и сложные листья. Характеризовать внутреннее строение листа, его части. Устанавливать взаимосвязь строения и функций листа. Характеризовать видоизменения листьев растений. | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор Гербарии простых и сложных листьев. Таблицы «Внутрен- нее строение листа», «Простые и сложные листья» | Индивидуальная, фронтальная работа в группах /компьютер- ные презентации/. | Задание на соответствие с.55 методич. пособия, р/т №1,5 на с. 21,23 | ||||||
23.11 | 10 (6) | Стебель, его строение и значение Лабораторная работа №4 «Внешнее строение корневища, клубня и луковицы» | Урок Формирова ния и первичного закрепления знаний. Урок- лаборатория | Дальнейшее формирование познавательного интереса, экологической культуры, коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе учебно–исследовательс- кой деятельности | Формирование умения добывать информацию из различных источников, преобразовывать, анализировать, использовать схемы и модели. Развитие навыков Исследовательс кой деятельности, работы с натуральными объектами и гербарием. Умение организовывать учебное сотрудничество с учащимися и учителем, работать индивидуально и в группе. Умение осознанно использовать речевые средства, излагать свою точку зрения. Развитие ИКТ- компетентности | Описывать внешнее строение стебля, приводить примеры различных типов стеблей. Называть внутренние части стебля растений и их функции. Определять видоизменения надземных и подземных побегов на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Изучать и описывать строение подземных побегов, отмечать их различия, фиксировать результаты исследования. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор. Таблицы «Внешнее строение стебля», «Внутреннее строение стебля». Клубни картофеля и луковицы, оборудование для л/р. | Индивиду альная, фронтальная работа в группах (составление схемы) | Биологический диктант, р/т зад.1,4 с.24-26, оформление лаборатор ной работы в тетради. | ||||||
30.11 | 11 (7) | Цветок, его строение и значение. Соцветия. | Урок Формирова- ния и первичного закрепления знаний. Урок «Устный журнал» Работа с учебником и ЭОР | Формирование познавательных интересов, направленных на изучение природных объектов, понимания ценности природы. Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях. | Развитие умения работать с раз- личными источ- никами инфор- мации, выявлять главные особен- ности, умения преобразовывать информацию в символы, схемы. Развитие ИКТ- компетентности. Умение организо вывать совмест- ную учебную деятельность с одноклассникамиРазвитие умения соотносить свои действия с плани- руемым резуль- татом, осущест- влять само и взаимоконтроль учебной деятельности, фиксирование и анализ фактов или явлений, а также проводить презентацию полученных знаний и опыта. | Определять и называть части цветка на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Называть функции частей цветка. Различать и называть типы соцветий на рисунках и натуральных объектах. Характеризовать значение соцветий. Объяснять взаимосвязь опыления и оплодотворения у цветковых растений. Характеризовать типы опыления у растений. | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор, цветки комнатных растений. Гербарии соцветий. Таблицы «Строение цветка», схема «Соцветия» Модели цветка. | Индивиду альная, фронтальная работа в группах (составление схемы и презентации. | р/т №1,2 с.26-27. Вопросы 1,3 на с. 66. | ||||||
07.12 | 12 (8) | Плод. Разнообразие и значение плодов | Комбиниро ванный й урок с элементами исследова тельской деятельности Эвристичес- кая беседа. Работа с учебником и ЭОР | Формирование личностных представлений о ценности природы, эстетического отношения к природным объектам. Знание основных правил и принципов отношения к природе. | Умение развивать мотивы своей познавательной деятельности, определять способы действия в рамках предложенных условий и требований, корректировать их в соответствии с меняющейся ситуацией. Владение основами самооценки. Формирование и развитие ИКТ- компетентности | Объяснять процесс образования плода. Определять типы плодов и классифицировать их по рисункам, фотографиям, натуральным объектам. Описывать способы распространения плодов и семян на основе наблюдений. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли плодов и семян в природе и жизни человека. Обобщать и систематизиро- вать знания, делать выводы. Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания для самоконтроля. Обсуждать выполнение создаваемых проектов, высказывать своё мнение по проб- лемным вопросам. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала. | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор, муляжи плодов. Таблицы «Типы плодов» Коллекции плодов и семян. Натуральные объекты/плоды разных растений/ | Индивиду альная, фронтальная, дифференци- рованно- групповая | р/т зад.2 с.29, самостоя- тельная работа № 1-3 с.31-33. | ||||||
14.12 | 13 (9) | Обобщающий урок по теме: «Органы растений». Промежуточ- ный контроль | Урок обобщения и систематиза- ции знаний | Формирование ответственного отношения к учебе на основе мотивации к обучению и познанию. | Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований | Обобщать и систематизиро- вать знания, делать выводы. Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания для самоконтроля. Давать определения понятиям, устанавливать причинно- следственные связи, осуществлять сравнение и классификацию, строить логичес- кие рассуждения. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала. | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор. | Индивидуаль ная, фронтальная | Тест: нау ка о расте ниях -ботаника, органы растений. | ||||||
Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (6 часов) | |||||||||||||||
21.12 | 14 (1) | Минеральное питание растений и значение воды | Урок формирова ния и первичного закрепления знаний. Эвристичес кая беседа, работа с учебником, схемами и ЭОР | Формирование познавательных интересов, направленных на изучение природных объектов, понимания ценности природы. Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях. | Развитие умения работать с различными источниками информации, выявлять главные особенности, умения преобра- зовывать инфор- мацию в символы и схемы. Разви-тие ИКТ-компе- тентности. Овла- дение основами самоконтроля, самооценки. Умение налажи- вания партнёрс- ких отношений во время работы в парах, в группах, умение осуществлять взаимоконтроль. | Объяснять роль корневых волосков в механизме почвенного питания. Обосновывать роль почвенного питания в жизни растений. Сравнивать и различать состав и значение органических и минеральных удобрений для растений. Устанавливать взаимосвязь почвенного питания растений и условий внешней среды. Сравнивать и различать состав и значение органичес- ких и минеральных удобрений для рас- тений. | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор. Таблицы «Строение корня растений», «Экологические группы растений», коллеция минеральных удобрений. Видеофрагмент «Почва, ее обработка и удобрение» | Индивидуаль ная, работа в парах, фронтальная, групповая | Р/т № 2,3 с.34 | ||||||
28.12 | 15 (2) | Воздушное питание растений — фотосинтез | Урок формирова ния и первичного закрепления знаний. Учебная лекция, эвристичес- кая беседа. Работа с учебником и ЭОР. | Формирование способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Знание основных правил и принципов отношения к живой природе. | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации | Характеризовать условия, необходимые для воздушного питания растений. Объяснять роль зелёных листьев в фотосинтезе. Приводить примеры организмов — автотрофов и гетеротрофов, находить различия в их питании. Обосновывать космическую роль зелёных растений. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли фотосинтеза на нашей планете | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор Растение герани, лабораторное оборудование для проведения опытов. Видеофрагмент «фотосинтез». Таблицы «Клеточное строение листа», «Листовая мозаика». | Индивидуаль ная, работа в парах, фронтальная | Обобщающая беседа, р/т № 2,3 с.35- 36 | ||||||
11.01 | 16 (3) | Дыхание и обмен веществ у растений | Комбинированный урок. Эвристичес- кая беседа, работа с различными источниками информации, таблицей. Работа с учебником и ЭОР | Формирование познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение природы. Формирование способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Развивать умения самостоятельно ставить цели, формулировать новые задачи в познавательной деятельности. Давать определения понятиям, сравнивать, делать выводы. Находить биологическую информацию в различных источниках, логично излагать материал, овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии | Характеризовать сущность процесса дыхания у растений. Устанавливать взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза, проводить их сравнение. | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор. Таблицы «Внутреннее строение листа», «Сравнение фотосинтеза и дыхания» побеги древесных растений с чечевичками. | Индивидуаль ная, работа в парах, фронтальная. | Задание на соответствие с.71 методич. пособия, р/т №4 с.38. | ||||||
18.01 | 17 (4) | Размножение и оплодотворе- ние растений. | Урок Формирова- ния и первичного закрепления знаний. Эвристичес кая беседа, работа со схемами, таблицам и ЭОР | Формирование познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение природы. Формирование способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Развитие ИКТ - компетентности. Умение находить биологическую информацию в различных источниках, структурировать её. Развитие уме- ния самостоятель- но ставить цели, формулировать новые задачи в познавательной деятельности. Давать определе- ния понятиям, классифициро- вать, устанавли- вать причинно-следственные связи, сравнивать, делать выводы. Способность к самооценке и взаимооценке. | Характеризовать значение размножения живых организмов. Называть и описывать способы бесполого размножения, приводить примеры. Объяснять биологическую сущность полового размножения. Сравнивать бесполое и половое размножение растений, находить их различия. Называть основные особенности оплодотворения у цветковых растений. Доказывать обоснованность определения «двойное оплодотворение» применительно к цветковым растениям. | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор. Схема учебника, Таблицы «Размножение растений», гербарии растений, видеофрагмент «Размножение растений» | Индивидуальная, фронтальная, групповая | № 1-3 с.74 методич. пособия, р/т №1 с.38 | ||||||
25.01 | 18 (5) | Вегетативное размножение растений и его использование человеком. Лабораторная работа №5 «Черенкование комнатных растений» | Комбиниро- ванный урок. Урок - практикум | Формирование познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение природы. Формирование способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, видеть пути и способы решения исследуемой проблемы. Овладение составляющими исследовательс- кой деятельности, проведения эксперимента, умением делать выводы, заключе- ния в ходе иссле- дования. Разви-тие ИКТ-компе- тентности. Уме- ние находить биологическую информацию в различных источниках, структурировать её. Развитие умения самостоя- тельно ставить цели, формулиро- вать новые задачи в познавательной деятельности. Давать определе- ния понятииям, сравнивать, делать выводы. Способность к самооценке и взаимооценке. Умение органи- зовывать учебное сотрудничество, формулировать, аргументировать, отстаивать своё мнение. | Называть характерные черты вегетативного размножения растений. Сравнивать различные способы и приёмы работы в процессе вегетативного размножения растений. Применять знания о способах вегетативного размножения в практических целях. Формировать умения проведения черенкования в ходе выполнения лабораторной работы. Наблюдать за развитием корней у черенка и фиксировать результаты. Соблюдать правила работы в кабинете. | Таблицы «Вегетативное размножение растений», «Прививка древесных растений», комнатные растения, оборудование для л/р | Индивидуаль ная, фронтальная, работа в парах, коллективная | р/т №2,3 с.41. Отчёт о лабораторной работе | ||||||
01.02 | 19 (6) | Рост и развитие растений. | Комбинированный урок. Работа по карточкам, с учебником, ЭОР. Эвристичес Кая беседа | Формирование ответственного отношения к учёбе, способности к саморазвитию, самообразованиюи формированию познавательных интересов. Знания основных правил отношения к живой природе, формирование личностных представлений о ценности природы. . | Умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достиже-ния результата, определять спо- собы действий в рамках предложен ных условий и требований. Уме- ние осознанно использовать речевые средства, аргументировать отстаивать свою точку зрения. Развитие ИКТ- компетенции | Называть основные черты, характеризующие роста растения. Объяснять процессы развития растения, роль зародыша. Сравнивать процессы роста и развития. Устанавливать зависимость роста и развития растений от условий среды. | Таблицы «Строение корня», «Строение побега», «Рост и развитие растений» Натуральные объекты и гербарные экземпляры. | Индивидуаль ная, фронтальная, работа в парах, в группах | Самостоятельная работа, р/т № 3-4 с.43-44, № 2-4 с.45- 47; задания на с.101-102 учебника | ||||||
Тема 4 Многообразие и развитие растительного мира (11 часов) | |||||||||||||||
08.02 | 20 (1) | Систематика растений, её значение для ботаники. | Урок формирова ния и первичного закрепления знаний. Эвристичес кая беседа, лекция, работа в группах. Работа с учебником и ЭОР | Формирование познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение природы. Формирование способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Развитие умения самостоятельно ставить цели, формулировать новые задачи в познавательной деятельности. Давать определе-ния понятиям, сравнивать, делать выводы. Находить биологическую информацию в различных источниках. Овладение осно- вами самоконтро- ля, самооценки. Умение налажи- вания партнёрс- ких отношений во время работы в парах, в группах, умение осуществ- лять взаимо конт-роль, проводить анализ и обработ- ку информации. | Приводить примеры названий различных растений. Систематизиро- вать растения по группам. телем растений. Объяснять значение систематики растений для ботаники. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о деятельности К. Линнея и роли его исследований в биологии. | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор. Таблицы по основным группам растений, гербарий растений разных системати- ческих групп, схема системати- ческих единиц на примере смородины красной и смородины черной | Индивидуаль ная, фронтальная, работа в парах, кооперативно -групповая | р/т №2 № 1,3 с.3-4 | ||||||
15.02 | 21 (2) | Водоросли, их разнообра-зие в природе | Комбиниро - ванный урок. Урок Путешествие Работа с учебником и ЭОР. | Формирование ответственного отношения к учёбе, способности к саморазвитию, самообразованию, формированию познавательных интересов. Знания основных правил отношения к живой природе. Формирование личностных представлений о ценности природы. Формирование коммуникативной компетентности. | Формирование умения находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать, структурировать её, преобразовы- вать один вид информации в другой. Развитие коммуникативной компетентности учащихся, уме-ния организовы-вать работу в группе в ходе учебного сотрудничества, умение излагать свою точку зрения, отстаивать её, используя рече- вые возможнос-ти, аргументируя свою точку зрения. | Выделять и описывать существенные признаки водорослей. Характеризовать основные черты, лежащие в основе систематики водорослей. Распознавать водоросли на рисунках, гербарных мате- риалах. Сравнивать водоросли с наземными растениями и находить общие признаки. Объяснять процессы размножения у одноклеточных и многоклеточ - ных водорослей. Приводить примеры использования водорослей человеком, значения водорослей в природе | Таблица «Водоросли». Видеофрагмент «Водоросли». Натуральные объекты и гербарные экземпляры. | Индивидуаль ная, фронтальная, работа в парах, кооперативно -групповая | р/т №1,3,4 с.4-6 | ||||||
01.03 | 22 (3) | Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения мхов» | Комбиниро ванный урок. Урок- лаборатория. | Формирование ответственного отношения к учёбе, способности к саморазвитию, самообразованию, формированию познавательных интересов. Знания основных правил отношения к живой природе, формирование личностных представлений о ценности природы. Формирование коммуникативной компетентности | Формирование умения находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать, структурировать её, преобразовы- вать один вид информации в другой. Развитие коммуникативной компетентности учащихся, уме-ния организовы-вать работу в группе в ходе учебного сотрудничества, умение излагать свою точку зрения, отстаивать её, используя рече- вые возможнос-ти, аргументируя свою точку зрения. | Выделять и описывать существенные признаки мхов. Сравнивать представите- лей различных групп растений отдела, делать выводы. Распознавать представителей моховидных на рисунках, гербарных материалах и натуральных объектах. Устанавливать взаимосвязь строения мхов и их воздействия на среду обитания. Изучать и сравнивать внешнее строение кукушкина льна и сфагнума, отмечать их сходства и различия. Фиксировать результаты исследования. | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор Микропрепараты строения листьев мха, микроскоп, гербарии мхов. Таблицы «Мох кукушкин лен», «Сфагновые мхи», «Многообразие мхов». Оборудование для л/р | Индивидуаль ная, фронтальная, работа в парах, кооперативно -групповая | р/т №1,4 с.7-8. Отчёт по лабораторной работе | ||||||
15.03 | 23 (4) | Плауны. Хвощи, папоротники. Их общая характеристика | Комбинированный урок. Урок «Удивитель- ное рядом» Работа с учебником и ЭОР | Формирование ответственного отношения к учёбе, способности к саморазвитию, самообразованию, формированию познавательных интересов. Знания основных правил отношения к живой природе, формирование личностных представлений о ценности природы, экологической грамотности. Формирование коммуникативной компетентности | Формирование умения находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать, структурировать её, преобразовы- вать один вид информации в другой. Развитие коммуникативной компетентности учащихся, уме-ния организовы-вать работу в группе в ходе учебного сотрудничества, умение излагать свою точку зрения, отстаивать её, используя рече- вые возможнос-ти, аргументируя свою точку зрения. | Выделять и описывать существенные признаки папоротниковидных. Сравни-вать представи- телей различных групп растений отдела, делать выводы. Рас- познавать представителей хвощей, плаунов, папоротников на рисунках, гербарных материалах и натуральных объектах. Сравнивать особенности строения и размножения мхов и папоротников, делать выводы о прогрессивном развитии папоротников. Обосновывать роль папоротни– кообразных в природе и необходимость охраны исчезаю- щих видов Обосновывать необходимость охраны исчезаю- щих видов. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о разнообразии и роли высших споровых растений в природе. | Таблицы «Плауны. Хвощи. Папоротники». Натуральные объекты, гербарные экземпляры, коллекция «Каменный уголь». | Индивидуаль ная, фронтальная, работа в парах, кооперативно -групповая | №1 на с.91 методич. пособия, р/т №1,3 с.9-11 | ||||||
22.03 | 24 (5) | Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение | Комбиниро ванный урок. Эвристичес- Кая беседа. Защита Проектов. | Формирование ответственного отношения к учёбе, способности к саморазвитию, самообразованию, формированию познавательных интересов. Знания основных правил отношения к живой природе, формирование личностных представлений о ценности природы, экологической грамотности. Формирование коммуникативной компетентности | Формирование умения находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать, структурировать её, преобразовы- вать один вид информации в другой. Развитие коммуникативной компетентности учащихся, уме-ния организовы-вать работу в группе в ходе учебного сотрудничества, умение излагать свою точку зрения, отстаивать её, используя рече- вые возможнос-ти, аргументируя свою точку зрения. | Выявлять общие черты строения и развития семенных растений. Осваивать приёмы работы с определителем растений. Сравнивать строение споры и семени. Характеризовать процессы размножения и развития голосеменных. Распознавать представителей голосемянных на рисунках, гербарных материалах и натуральных объектах. Прогнозировать последствия нерациональной деятельности человека для жизни голосеменных. Описывать использование голосеменных растений в практической деятельности человека Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о значении хвойных лесов России | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор. Видеофрагмент «Значение хвойных пород и лесозаготовка». Натуральные объекты и гербарные экземпляры. Раздаточный материал для создания плаката в группах | Индивидуаль ная, фронтальная, работа в парах, кооперативно -групповая | р/т №1,3 с.11-13, Работа со Схемой Строение и размножение голосеменных растений» Создание плаката «Многообразие Голосеменных растений» | ||||||
25 (6) | Отдел Покрытосемен-ные. Общая характеристика и значение. | Комбинированный урок. Эвристичес- кая беседа. Элементы урока «Устный журнал» Работа с учебником и ЭОР | Формирование ответственного отношения к учёбе, способности к саморазвитию, самообразованию, формированию познавательных интересов. Знания основных правил отношения к живой природе, формирование личностных представлений о ценности природы, экологической грамотности. Формирование коммуникативной компетентности | Формирование умения находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать, структурировать её, преобразовы- вать один вид информации в другой. Развитие коммуникативной компетентности учащихся, уме-ния организовы-вать работу в группе в ходе учебного сотрудничества, умение излагать свою точку зрения, отстаивать её, используя рече- вые возможнос-ти, аргументируя свою точку зрения. | Выявлять черты усложнения организации покрытосеменных по сравнению с голосеменными. Сравнивать и находить признаки сходства и различия в строении и жизнедеятельнос- ти покрытосемен -ных и голосемен -ных. Применять приёмы работы с определителем растений. Устанавливать взаимосвязь приспособленнос- ти покрытосемен- ных к условиям среды. Выделять и сравнивать существенные признаки строения однодольных и двудольных растений. Объяснять причины использования покрытосеменных для выведения культурных форм. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта об охраняемых видах покрытосеменных растений. | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор. Таблицы «Покрытосемен- ные растения», гербарные экземпляры, натуральные объекты. | Индивидуаль ная, фронтальная, работа в парах, кооперативно -групповая | Тест «Отделы растений» р/т № 1,2 с.13-14 | |||||||
05.04 | 26 (7) | Семейства класса Двудольные | Урок формирова- ния знаний. Защита проектов | Готовность к переходу к самообразованию на основе учебно- познавательной мотивации в ходе работы над проектом. Формирование способности к саморазвитию, личностных представлений о ценности природы. | Овладение состав- ляющими проект-ной деятельности. Формирование умения учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотруд- ничестве. Формулировать собственное мнение и позицию; уста- навливать и срав- нивать разные точки зрения, прежде чем при- нимать решения и делать выбор, аргументировать свою точку зрения. Развивать способность задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Осуществлять взаимоконтроль, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, для решения различ- ных коммуника- тивных задач; планирование путей достиже-ния целей. | Выделять основные признаки класса Двудольные. Описывать отличительные признаки семейств класса Двудольных. Распознавать представителей семейств на рисунках, гербарных материалах, натуральных объектах. Применять приёмы работы с определителем растений. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о роли растений класса Двудольные в природе и жизни человека | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор, Таблицы семейств класса двудольных Натуральные объекты и гербарные экземпляры. муляжи плодов. | Фронтальная, работа в парах, кооперативно -групповая | Р/т №1 с.16-17, Защита проектов | ||||||
19.04 | 27 (8) | Семейства класса Однодольные | Урок формирова ния знаний. Защита проектов | Готовность к переходу к самообразованию на основе учебно- познавательной мотивации в ходе работы над проектом. Формирование способности к саморазвитию, личностных представлений о ценности природы. | Овладение состав- ляющими проект-ной деятельности. Формирование умения учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотруд- ничестве. Формулировать собственное мнение и позицию; уста- навливать и срав- нивать разные точки зрения, прежде чем при- нимать решения и делать выбор, аргументировать свою точку зрения. Развивать способность задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Осуществлять взаимоконтроль, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, для решения различ- ных коммуника- тивных задач; планирование путей достижеия целей. | Выделять признаки класса Однодольные. Применять приёмы работы с определителем растений. Приводить примеры охраняемых видов. | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор. Таблицы «Семейства класса Однодольные». Натуральные объекты и гербарные экземпляры | Фронтальная, работа в парах, кооперативно -групповая | № 1,2 с.102 методич. Пособия, р/т№ 1 с.18-19 Защита проектов. Задание на сравнение одно - и двудоль- ных | ||||||
26.04 | 28 (9) | Историческое развитие растительного мира. Разнообразие и происхождение культурных растений. | Комбиниро- ванный урок. Урок- открытие. | Формирование устойчивого познавательного интереса, интеллектуальных умений анализировать, сравнивать, делать выводы. Формирование бережного отношения к окружающей среде. | Развитие умения давать определе- ния понятиям, сравнивать, клас- сифицировать, делать выводы и заключения. Умение работать с различными источниками биологической информации, преобразовывать один вид инфор- мации в другой, работать со схема ми и таблицами. Умение организо- вывать учебное сотрудничество. | Объяснять сущность понятия об эволюции живого мира. Выделять этапы развития расти- тельного мира. Называть черты приспособленнос- ти растений к наземному образу жизни. Характеризовать роль человека в появлении многообразия культурных растений. Иметь представление о научных заслугах Н.И. Вавилова, о его открытии центров происхождения культурных растений. | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор. Таблицы «Развитие растительного мира», изображения редких и исчезающих видов, видеофрагмент «Возникновение жизни на земле» Физическая карта мира, центры происхождения культурных растений. | Фронтальная, работа в парах, кооперативно -групповая | Тест «Покрыто семенные растения»р/т №1,2 с.20-21 | ||||||
03.05 | 30 (11) | Дары Нового и Старого света | Урок обобщения и систематиза-ции знаний | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности, формирование интеллектуальных умений анализа, построения рассуждений. Эстетическое отношение к живым объектам. | Формирование умения осознанно использовать речевые средства для дискуссии, аргументации своей позиции. Умение организовывать совместную учебную деятельность с педагогом. Умение распределять время в ходе учебной деятельности, обобщать и систематизиро-вать знания по теме, делать выводы. | Называть родину наиболее распространён- ных культурных растений, объяснять причины вхождения картофеля, ржи и пшеницы в ряд ведущих сельскохозяйст- венных культур России. Характеризовать значение растений в жизни человека. Обобщать и систематизиро- вать знания по теме, делать выводы, выполнять задания для самоконтроля | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор. Натуральные объекты и гербарные экземпляры | Индивидуаль ная, групповая | Тестовый контроль по теме. р/т № 1-3,5 с.25-28 | ||||||
Тема 5 Природные сообщества (4 часа) | |||||||||||||||
10.05 | 30 (1) | Понятие о природном сообществе — биогеоценозе и экосистеме | Урок формирова- ния и первич ного закрепления знаний. Урок «Следствие ведут знатоки» Работа с учебником и ЭОР | Формирование экологической культуры на основе понимания ценности жизни Во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде. Формирование личностных представлений о ценности природы. | Способность к целеполаганию, включая преобра- зование практи- ческой задачи в познавательную. Умение осуществ лять само- и взаимоконтроль, организовывать учебное сотруд- ничество, самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и внесе- ние необходимых корректив. Способность к осуществлению познавательной рефлексии в отношении действий по ре- шению учебных и познавательных задач. Умение создавать модели и схемы для решения задач. | Объяснять сущность понятия «природное сообщество». Устанавливать взаимосвязь структурных звеньев природного сообщества. Оценивать роль круговорота веществ и потока энергии в экосистемах. Выявлять преобладающие типы природных сообществ родного края. Характеризовать влияние абиотических факторов на формирование природного сообщества. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о природных сообществах России | Видеофрагмент «Растительный покров Земли». Таблицы «Природные сообщества», «Цепи питания». Гербарные экземпляры | Индивидуаль ная, фронтальная, работа в парах | р/т №1,2 с.29-30 составле- ние цепей питания | ||||||
17.05 | 31 (2) | Совместная жизнь организмов в природном сообществе. Экскурсия№2 «Весенние явления в жизни экосистемы. Взаимоотно- шения организмов в растительном сообществе» | Урок систематиза ции и закрепления знаний. | Формирование знаний основных правил и принципов отношения к живой природе, признание ценности жизни во всех её проявлениях. Формирование познавательных интересов, направленных на изучение живой природы. | Овладение исследовательскими умениями: формулировать проблему исследования, определять цели, гипотезу, этапы и задачи исследования, самостоятельно моделировать и проводить эксперимент и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, видеть пути и способы решения исследуемой проблемы | Наблюдать природные явления, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Выполнять исследовательскую работу: находить изучаемые виды растений, определять количество ярусов в природном сообществе, называть жизненные формы растений, отмечать весенние явления в природе. Соблюдать правила поведения в природе | Таблицы «Природные сообщества», видеофрагмент «Природные сообщества» | Индивидуальная, в группах, парах. | р/т № 1,2 с.33-34, составить отчет об экскурсии | ||||||
24.05 | 32 (3) | Смена природных сообществ и её причины | Комбиниро- ванный урок. Эвристичес- кая беседа, работа с учебником, ЭОР, Схемами и таблицами. | Формирование Знаний основных правил и принципов отношения к живой природе, признание ценности жизни во всех её проявлениях. Формирование познавательных интересов, направленных на изучение живой природы. Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии | Способность к целеполаганию, включая преобра зование практи- ческой задачи в познавательную. Умение осуществлять само и взаимо-контроль, организовывать учебное сотрудничество, адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и внесение необходимых корректив. Способность к осуществлению познавательной рефлексии в отношении действий по решению учебных и познавательных задач. Умение создавать модели и схемы для решения задач | Объяснять причины смены природных сообществ. Приводить примеры смены природных сообществ, вызванной внешними и внутренними причинами. Объяснять причины неустойчивости культурных сообществ — агроценозов. Аргументировать необходимость бережного отношения к природным сообществам. | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор. Таблица «Смена природных сообществ». Видеофрагмент «Сукцессия». | Индивидуаль ная, фронтальная, работа в парах | Тестовый контроль, вопросы |
Календарно - тематическое планирование индивидуально-групповых занятий по биологии в 6 классе
№ п/п | Название темы | Кол-во часов по теме | Время прохождения | Формы контроля, | |
Тема 1. Наука о растениях – ботаника (4 часа) | |||||
1. | Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений. | 1 | 07.09 | ||
2. | Многообразие жизненных форм растений. | 1 | 14.09 | ||
3. | Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки. | 1 | 21.09 | ||
4. | Ткани растений. | 1 | 28.09 | С.р. | |
Тема 2. Органы растений (9 часов) | |||||
1. | Семя, его строение и значение. | 1 | 12.10 | ||
2. | Условия прорастания семян. | 1 | 19.10 | ||
3. | Корень, его строение и значение. | 1 | 26.10 | ||
4. | Побег, его строение и развитие. | 1 | 02.11 | ||
5. | Лист, его строение и значение. | 1 | 09.11 | ||
6. | Стебель, его строение и значение. | 1 | 23.11 | ||
7. | Цветок, его строение и значение. Соцветия. | 1 | 30.11 | ||
8. | Плод. Разнообразие и значение плодов. | 1 | 07.12 | Тестовый контроль | |
9. | Промежуточный контроль | 1 | 14.12 | ||
Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (6 часов) | |||||
1. | Минеральное питание растений и значение воды. | 1 | 21.12 | ||
2. | Воздушное питание растений — фотосинтез. | 1 | 28.12 | ||
3. | Дыхание и обмен веществ у растений. | 1 | 11.01 | ||
4. | Размножение и оплодотворение растений. | 1 | 18.01 | ||
5. | Вегетативное размножение растений и его использование человеком. | 1 | 25.01 | ||
6. | Рост и развитие растений. | 1 | 01.02 | С.р. | |
Тема 4 Многообразие и развитие растительного мира (10 часов) | |||||
1. | Систематика растений, её значение для ботаники. | 1 | 08.02 | ||
2. | Водоросли, их разнообразие в природе | 1 | 15.02 | ||
3. | Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. | 1 | 01.03. | ||
4. | Плауны. Хвощи, папоротники. Их общая характеристика | 1 | 15.03 | ||
5. | Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение | 1 | 22.03 | ||
6. | Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. | 1 | 29.03 | ||
7. | Семейства класса Двудольные | 1 | 05.04 | ||
8. | Семейства класса Однодольные | 1 | 19.04 | ||
9. | Историческое развитие растительного мира. Разнообразие и происхождение культурных растений. | 1 | 26.04 | ||
10. | Многообразие и происхождение культурных растений. Дары Нового и Старого света. | 1 | 03.05 | Тестовый контроль | |
Тема 5. Природные сообщества (3 часа) | |||||
1. | Понятие о природном сообществе — биогеоценозе и экосистеме | 1 | 10.05 | ||
2. | Совместная жизнь организмов в природном сообществе. Смена природных сообществ и ее причины. | 1 | 17.05 | Тестовый контроль | |
3. | Смена природных сообществ и ее причины. | 1 | 24.05 |
Домашнее задание 6 класс
№ урока | Домашнее задание | № урока | Домашнее задание |
1. | §1, воп.1-5 с.6-13, подготовится к вводному контролю, р/т № 3-5 с. 4-5. | 19. | §18, воп.1-5 с.96-100 р/т № 1,2,5 с.43-44, по желанию проект № 1 – 3, с. 103 |
2. | §2, вопросы 1-5, р/т №3-4 с.6-7. | 20. | §19, воп.1-4 с.104-107 р/т № 2, 4, по желанию сообщение про К. Линнея |
3. | §3, воп.1-4 с. 17-21, р/т №2,3 с.8, макет «Строение растительной клетки». | 21. | §20, воп.1-4 с.108-112, р/т № 2,5 с.4-6 , сообщение о значении водорослей |
4. | §4, воп.1-5 с.21-25 повторить §1-3, р/т №1-4 с.11-13, проект №3. | 22. | §21, вопросы 1-5, с.113-116, р/т зад.2,3 с.7-8, сообщения о древовидных папоротниках, о каменном угле. |
5. | §5, воп.1-5 с.28-34, р/т №2-3 с.13-14 зарисовать строение семени фасоли и пшеницы в тетради. | 23. | §22, воп.1-5 с.117-121, р/т № 2 с.10, сообщение о многообразии и значении хвойных растений. |
6. | §6, воп.1-5 с.34-37, р/т № 2-4 с.16, опыт по прорастанию семян. | 24. | §23, воп.1-4 с.122-126, р/т зад.2 с.12 повторить §§ 19-22. |
7. | §7, воп.1-5 с.37-42, р/т № 2,3 с.17-18. | 25. | §24, воп.1-4 с.126-131, р/т № 3 с.14-15, подготовка проектов «Представители класса Двудольные» |
8. | §8, воп.1-5 с.43-47, р/т №.2,3 (дописать) с.20-21 | 26. | §25, воп.1-5 с.132-137, р/т № 2 с.17, 3, подготовка проектов «Представители класса Однодольные». |
9. | §9, воп.1-5, с.48-54, р/т № 3-4, 2(по желанию) с.22-23, знать термины. | 27. | §26, воп. 1-5 с.138-143,р/т №2 с.19. |
10. | §10, воп.1-5, с.54-60, задание № 5 на с. 59 (сообщение), р/т № 2,3 с.24. | 28. | §27, воп.1-4 с.143-147, р/т № 3 с.21-22 |
11. | §11, воп.2,4 задание № 5 (сообщение) с.60-66, р/т № 3,4 с.28, термины | 29. | §28, воп.1-5 с.147-150, р/т №3 с.24 |
12. | §12, воп.1-4, 5 (сообщение), р/т № 1,3,4 с.29-31 | 30. | §29, воп.1-5 с.150-154, р/т № 1-2 с.24-25. Повт. §19-28 |
13. | §13, воп.1-4 с.74-78 р/т № 1,4 с.34-35 | 31. | §30, воп.1-5 с.159-162 р/т зад.3 с.30. Повт. курс 6 класса |
14. | §14, воп.1-4 с. 78-82, р/т №1,4 с.35-36 повтор. §1-14 | 32. | |
15. | 33. | §31, воп.1-5 с.163-166, р/т № 3 с.34 | |
16. | §15, воп.1-5 с.82-86, р/т зад.1-3 с.37-38 | 34. | §32, воп.1-5 с.166-170 |
17. | §16, воп.1-4 с. 86-90, сообщение о С.Г. Навашине р/т зад.2-4 с.40-41 | 35. | Задания на лето |
18. | §17, воп.1-5 с.91-96 р/т зад.1,3 с.40-43 задания на с. 103, проект по вегетативному размножению» |
Перечень материально-технического обеспечения
1. Мультимедийный проектор.
2. Наглядные пособия:
• муляжи плодов;
• разборная модель цветка;
• гербарий.
3. Лабораторное оборудование:
• предметные стекла;
• покровные стекла;
• микропрепараты;
• препаровальные иглы;
• микроскоп лабораторный и ученический;
• скальпель;
• пинцет;
• фильтровальная бумага.
4. Печатные пособия:
• таблицы;
• карты;
• атласы.
Информационные источники
Перечень учебно-методического обеспечения:
1. Программа Биология – 6 класс «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» И.Н.Пономарева, В.С. Кучменко.
2. Пономарева И.Н. Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных
учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под ред. проф. И.Н.
Пономаревой. -3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2013.
3. И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, Л.В. Симонова. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: 6 класс: Методическое пособие (под ред. И.Н. Пономаревой).
4. И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С. Кучменко. «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»: 6 класс: дидактические карточки.
Список литературы для учителя:
1. А.И. Никишов «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии» 6 класс, М.: Дрофа, 2006, -96с.;
2. Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А. Козловой, В.И. Сивоглазова, Е.Т. Бровкиной и др. М.: Дрофа; 2009.
3. Дмитриева Т.А., Суматохин С.В. «Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные». 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2010.-128с. (Дидактические материалы);
4. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. « Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Растения. Грибы. Лишайники» – М.: Дрофа, 2015. -127с.;
Список литературы для учащихся:
1. Акимушкин И.И. «Занимательная биология» М., «Молодая гвардия», 1972. – 304с. 6 ил.
2. Артамонов В.И. «Редкие и исчезающие растения» (По страницам Красной книги СССР): Кн.1. – М.: Агропромиздат, 2008, 383С.
5. «Биология. Энциклопедия для детей» – М.: «Аванта+», 2012.
6. Верзилин Н.М. «По следам Робинзона»: книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1994.– 218с.
7. Гарибова Л.В., Сидорова И. И. «Энциклопедия природы России. Грибы» – М.: 1997. 350с.
8. Головкин Б.Н. «О чем говорят названия растений». 2-е изд. М.: Колос, 1992. 350с.
9. Губанов И.А. « Энциклопедия природы России. Пищевые растения», справочное издание. М.: 1996. – 556с.
10. Золотницкий Н.Ф. «Цветы в легендах и преданиях» М.: Дрофа, 2002. – 320с.
12. Новиков В.С., Губанов И.А. «Школьный атлас-определитель высших растений»: кн. для учащихся. 2-изд. М.: Просвещение, 1991. – 240с.
MULTIMEDIA – поддержка курса «Биология. Бактерии. Грибы. Растения»
1. Учебное электронное издание «Биология: лабораторный практикум. 6-11 класс»;
2. Библиотека электронных наглядных пособий «Биология 6-9 классы»;
3. Биология. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание).
4. Федеральный центр информационно - образовательных ресурсов wwwfcior.edu.ru
5. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов w.w.w.school-collection.edu..ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....
Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)
Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....
рабочие программы 2-4 класс ФГОС
Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...
Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы» и предназ...
Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС
Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...
Рабочая программа по биологии по ФГОС линия Сонина (концентрический курс)
Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...