Микроэволюция. Современные представления о видообразовании.
план-конспект урока по биологии (11 класс) на тему

Петрова Надежда Анатольевна

Урок по биологии в 11 классе построен с использованием обучающих структур сингапурской методики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Микроэволюция. Современные представления о видообразовании

Задачи:

Развивающие: отработать признаки понятия «микроэволюция». Расширить знания учащихся о процессах видообразования на примерах аллопатрического и симпатрического видообразования.

Тип урока: комбинированный.

Методы: репродуктивные, частично-поисковые.

1. Организационный этап.

МИКС-ФРИЗ-ГРУПП (участники смешиваются под музыку, замирают, когда музыка прекращается, и объединяются в группы, количество участников в которых зависит от ответа на какой-либо вопрос).

Вопрос учителя: Добрый день! Ребята, мы с вами изучаем эволюционное учение, закономерности развития живой природы, основоположником которого является английский учёный Чарлз Дарвин. А сколько элементарных эволюционных факторов или движущих сил эволюции выдвинул в своём учении Чарлз Дарвин?

Учащиеся встают по 3 человека (ответ: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор – направляющий фактор).

- Назовите эти элементарные эволюционные факторы (учащиеся называют факторы эволюции).

- К чему приводит естественный отбор?

Ответ учащихся (естественный отбор сохраняет наиболее приспособленные к данной среде организмы.  В конечном итоге приводит к образованию новых видов).

Учащиеся рассаживаются за столы.

Учитель. В настоящее время на нашей планете обитает несколько миллионов видов живых организмов, каждый из которых по- своему уникален.

-Каким образом сформировалось это колоссальное разнообразие? Изучение этого вопроса станет главной целью нашего урока.

Тема нашего урока: «Микроэволюция. Современные представления о видообразовании».

Задачи:

Развивающие: отработать признаки понятия «микроэволюция». Расширить знания учащихся о процессах видообразования на примерах аллопатрического и симпатрического видообразования.

2.Актуализация

Но прежде чем мы перейдем к изучению новой темы, мы поговорим о приспособленности организмов или адаптации.

Сейчас мы проведём обучающую структуру, которая называется

ОЛ РАЙТ РАУНД РОБИН

Учитель: На листочках напишите  примеры приспособленности у животных и растений.

По окончании задания, на которое отводится 5 минут, вы расскажете по кругу своим друзьям, какие примеры вы привели, а ВСЕ остальные ученики записывают новые примеры на своих листках.

Учитель: Эти и многие другие примеры говорят о приспособительном характере эволюции  -  естественном  процессе развития живой природы, сопровождающимся изменением генетического состава популяций, формированием адаптаций или приспособлений,  видообразованием и вымиранием видов, преобразованием экосистем и биосферы в целом.

3.Изучение нового материала.

Приобретение приспособлений отдельными группами организмов может при определённых условиях привести к образованию новых видов.

Откройте стр.70 учебника Общая биология (авторы: В.В.Захаров, С.Г.мамонтов, Н.И.Сонин) и познакомьтесь с путями образования новых видов. Составьте в тетради схему образования новых видов.

КОНТИНИУС РАУНД РОБИН (продолжительный раунд робин).

После того, как учащиеся закончили самостоятельную работу, организуется обсуждение вопроса способов видообразования в команде по очереди более одного круга.

4. Закрепление материала.

МИКС-ФРИЗ-ГРУПП

Учитель:

-  Сколько существует способов видообразования?   /два/.

- Сколько существует способов симпатрического видообразования? /три/.

МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР.

На листочках запишите следующие понятия: на первом листочке: аллопатрическое видообразование, на втором листочке – симпатрическое образование и выполните данную модель.

4. Домашнее задание.

1. Прочитать п.1.4.7.стр.70-71.

2. Выполнить задание (письменно). В конце ледникового периода от бурого всеядного медведя произошел белый полярный медведь. Объясните процесс географического видообразования белого медведя от исходного вида.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные представления о возникновение жизни на Земле

Цель; познакомить учащихся с современными представлениями о происхождении жизни на Земле...

Урок "Современные представления о возникновении жизни на Земле"

Существуют разные   теории возникновения жизни на Земле , каждая из них по-своему интересная и заслуживают внимания. Но мы сегодня обсудим последнюю, современную теорию о возникновении...

Контрольная работа по теме: Основные положения теории Ч.Дарвина. Современные представления об эволюции. Микроэволюцияи макроэволюция.

Контрольная работа по теме: Основные положения теории Ч.Дарвина. Современные представления об эволюции. Микроэволюцияи макроэволюция....

Современные представления об эволюции органического мира

Презентация "Современные представления об эволюции органического мира " составлена по ученику Пономаревой И.Н. "Основы общей биологии". Материал презентации соответствует материалу параграфа, дополняе...

Классный час " Современные представления о нравственности. Нравственность и культура поведения личности, чужая боль."

Данный материл поможет раскрыть понятия нравственности и культуры поведения личности. Способствует пониманию роли данных понятий для формирования личности человека....

КЛАССНЫЙ ЧАС. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О НРАВСТВЕННОСТИ. НРАВСТВЕННОСТЬ И КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ, ЧУЖАЯ БОЛЬ.

СОВРЕМЕННЫЕ  ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О НРАВСТВЕННОСТИ. НРАВСТВЕННОСТЬ И КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ,  ЧУЖАЯ БОЛЬ....