Рабочая программа по биологии для 5 класса Программа В.В. Пасечника. 2013 г
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Рабочая программа по биологии для 5 класса Программа В.В. Пасечника. 2013 г
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по биологии для 5 класса Программа В.В. Пасечника. 2013 г | 61.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
курса « Биология 5 класс »
Составитель: Кольченко Е.А.
МАОУ « Лицей города Троицка » г. Троицка Московской области
2013 – 2014
Пояснительная записка
Основная цель: способствовать формированию современной естественнонаучной картины мира, познавательной, нравственной и эстетической культуры. Поведения, направленного на сохранение окружающей среды, собственного здоровья. Применение полученных знаний и навыков в повседневной жизни и практической деятельности, формирование ключевых компетентностей: учебно-познавательными, информационно - коммуникативными, ценностно-смысловыми.
Основные задачи курса:
- Освоение знаний о многообразии живой природы, методах научного познания, о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии
- формирование учебных действий, обеспечивающих развитие коммуникативных, познавательных качеств личности.
- Формирование умений: проводить наблюдение и простейшие эксперименты, описывать их результаты, формулировать выводы, умения ставить вопросы, классифицировать, описывать понятия, сравнивать, развиваются навыки работы с различными источниками информации, и умению работать с информацией.
- Развитие мотивации, активности, индивидуальных, творческих способностей, развитие интеллектуальной сферы.
- Воспитание положительного отношения к природе,
- Развитие навыков реализация знаний здорового образа жизни в повседневной жизни и на уроке.
Общая характеристика учебного курса
Рабочая программа по курсу «Биология 5 класс » разработана на основе авторской программы В.В. Пасечника. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов. Углубляют знания об условиях жизни, разнообразии, распространении, значении бактерий, грибов и растений,. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на начальной и средней ступенях обучения, логикой внутрипредметных связей, а так же возрастными особенностями учащихся. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практики. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы.
Место учебного курса в учебном плане
Программа разработана на основе программы основного общего образования по биологии 5 класс. Авторы: В.В. Пасечник,
В.В. Латюшин, Г.Г, Швецов. Москва. Дрофа. Рассчитана на 35 ч. в год (1 ч. в неделю) разработана в соответствии с тематическим планированием ФГОС. Биология 5-9 классы из серии «Стандарты второго поколения». Руководители проекта А.А. Кузнецов, М.В. Рыжаков, А.М. Кондаков. Москва. Просвещение 2011.
Ценностные ориентиры содержания учебного курса
В качестве ценностных ориентиров курса «Биология » выступают объекты, изучаемые в данном курсе, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. Ведущую роль играют познавательные ценности - научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации проявляются в признании ценности научного знания, его практической значимости, ценности биологических методов исследования живой природы, понимание необходимости соблюдать правила здорового образа жизни, понимание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы
Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, в основе которых лежит процесс общения и грамотная речь, формирование нравственных ценностей: пониманию ценности жизни, неповторимости живых существ, эстетических ценностей: восприятие красоты природы, формирование эстетического отношения к объектам живой природы.
Содержание программы
Биология.
Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс
(35 часов, 1 час в неделю)
Введение (6 часов)
Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.
Лабораторные и практические работы
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.
Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 часов)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрации
Строение растительных тканей, рассматривание под микроскопом препарата кожицы чешуи лука. Пластид, различных растительных тканей
Лабораторные и практические работы, демонстрации
Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Изучение растения с помощью лупы.
Раздел 2. Царство Бактерии. Царство Грибы (7 часов)
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.
Демонстрация
Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья). . Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей
Лабораторные и практические работы
Строение плодовых тел шляпочных грибов.
Раздел 3. Царство Растения (9 часов)
Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.
Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).
Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.
Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.
Папоротники, хвощи, плауны, их строение. Многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.
Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.
Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.
Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
Демонстрация
Гербарные экземпляры растений. Строение зеленых водорослей. Строение мха (на местных видах). Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника.
Лабораторные и практические работы
Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).
Резервное время — 3 часа
Примерное тематическое планирование
5 класс. Бактерии. Грибы. Растения (35 часов, 1 час в неделю)
Тематическое планирование
№ Урока п/п | Сроки прохождения. | № урока | Часть, тема урока | Учебные материалы | Планируемые результаты | Вид контроля | ||||
учебник | ТПО | Предметные | Личностные | Метапредметные | ||||||
Введение (6 часов) | ||||||||||
1 | 02. О9 - 07. 09 | 1. | Биология — наука о живой природе | П.1. | № 1-5 | Определять понятия «биология», «экология», «биосфера», раскрывать значения биологических знаний в современной жизни. | Формирование мотивации учебной деятельности | Планировать свою деятельность, определять цели своего обучения,.. | ||
2 | 09. 09 - 14. 09 | 2 | Методы исследования в биологии | П.2 | №6 -9 | знать основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение. Приводить примеры. Знать и соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии | Развитие мотивации учебной деятельности. формирование ответственного отношения к учению и к собственным поступкам, чувства гордости за биологическую науку | Овладение повествовательным изложением текста | ||
3 | 16. 09 - 21. 09 | 3 | Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого | П.3 | № 10 - 13 | знать и определять понятия: царства живой природы:, признаки живого. Уметь отличать живые организмы от неживых; | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, | Составление плана параграфа, Анализ признаков живого организма | ||
4 | 23. 09 - 28. 09 | 4 | Среды обитания живых организмов. | П.4 | № 14-17 | Знать и характеризовать понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Объяснять взаимосвязь организмов со средой обитания. Влияние человека на природу. | Развитие мотивов и интересов своей познавательной деятельности формирование целостной научной картины мира; Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, | Составление план параграфа, развитие компетентности в области использования икт, умение делать выводы. | ||
5 | 30. 09 - 05. 10 | 5 | Экологические факторы и их влияние на живые организмы | П.5 | № 18-19 | Знать и различать, характеризовать экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их влияние на живые организмы, | Формирование основ экологической культуры, | Анализ и сравнение экологических факторов. Развитие навыков работы с текстом, поиск и выделение необходимой информации | ||
6 | 07. 10 - 12. 10 | 6 | Обобщающий урок | С.28 | № 20, тесты | Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных. Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе | Формирование ответственного отношения к учению, уметь реализовывать теоретические познания на практике | Под руководством учителя проведение наблюдения; оформление отчета. Соблюде- ние правил техники безопасности. Умение обобщать, систематизировать полученные знания | тест | |
РАЗДЕЛ 1. Клеточное строение организмов (10 часов) | ||||||||||
7 | 14. 10 - 19. 10 | 1 | Устройство увеличительных приборов Лабораторная работа № 1, | П.6 | № 21 | Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив | Формирование ответственного отношения к учению, мотивации учебной деятельности. развитие любознательности, | Работа с текстом и иллюстрациями учебника. Проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | ||
8 | 21. 10 - 26. 10 | 2 | Строение микроскопа | П.6 | № 22, 23 | . Знать устройство и приемы работы с микроскопом Определяют понятия «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив | Формирование ответственного отношения к учению, мотивации учебной деятельности. развитие любознательности | Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности | ||
9 | 28. 10 - 02. 11 | 3 | Строение клетки. Ядро и оболочка. | . П.7 | №24-25, 34 | Знать строение клетки, определять понятия: «клетка», «оболочка», « ядро», «ядрышко» | Формирование коммуникативной компетентности, научного мировоззрения | Работа с текстом и иллюстрациями учебника. Развитие умения организовывать учебное сотрудничество | ||
10 | 11. 11 - 16. 11 | 4 | Цитоплазма. | С.36 | №27-28 | Уметь определять понятия «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»
| Формирование уметь реализовывать теоретические познания на практике
| Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности | ||
11 | 18. 11 - 23. 11 | 5 | Пластиды
| С.37 | №26 | Знать строение клетки. Пластиды. Хлоропласты. Уметь приготавливать препараты и рассматривать под микроскопом пластиды в клетках Выделять существенные признаки строения клетки. | Формирование ответственного отношения к учению, | Устанавливание причинно-следственной связи | ||
12 | 25. 11 - 30. 11 | 6 | Химический состав клетки: неорганические и органические вещества | П.8 | № 29 | Знать и различать органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Объяснять их роль и приводить примеры | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку | Работа с таблицами и текстом, поиск и выделение необходимой информации из различных источников информации | ||
13 | 02. 12 - 07. 12 | 7 | Жизнедеятельность клетки: | П.9 | № 30-31, 33 | Знать и характеризовать существенные признаков процессов жизнедеятельности клетки. | Формирование критичного отношения к своим поступкам, ответственности за свои действия; уметь слушать и слышать другое мнение | Развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий | ||
14 | 09. 12 - 14. 12 | 8 | Деление клетки | С.44-45 | № 32, 35 | Знать и определять понятия ядро, хромосомы. | Формирование ответственного отношения к учению, научного мировоззрения | Использование знаково-символических средств | ||
15 | 16. 12 - 20. 12 | 9 | Понятие «ткань» | П.10 | №36, 37 | Знать и определть понятие «ткань»,признаки, характерные для различных видов тканей. распознавать различные виды тканей. | формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве, умение отстаивать свою точку зрения. | Сбор информации; обработка информации, развитие умения анализировать объекты (под микроскопом); — сравнивать (объекты под микроскопом с их изображением на рисунках) | ||
16 | 23. 12 - 28. 12 | 10 | Повторение и обобщение | С.49 - 50 | № 39, тесты | Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом и приготовления микропрепаратов | Формирование ответственного отношения к учению. освоение социальных норм поведения, | Активное использование речевых средств Умение оценивать и корректировать свои действия оценивать правильность выполнения учебной задачи, | тест | |
РАЗДЕЛ 2. Царство Бактерии (2 часа) | ||||||||||
17 | 13 .01 - 18. 01 | 1 | Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность | П.11 | № 40 - 44 | Знать и уметь давать общую характеристику строения и основных процессов жизнедеятельности бактерий, разнообразие и распространение Уметь отличать бактерии от других живых организмов; | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию | Развитие умения определять цели своего обучения, подготавливать сообщения | ||
18 | 20. 01 - 25 .01 | 2 | Роль бактерий в природе и жизни человека. Повторение | П.12 | № 45- 47 | Знать и уметь объяснять роль бактерий в природе и жизни человека. | Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; понимания социальной значимости профессий, связанных с биологией | Работа с учебником, рабочей тетрадью. | тест | |
РАЗДЕЛ 3. Царство Грибы (5 часов) | ||||||||||
19 | 27. 01 - 01. 02 | 1 | Грибы, их общая характеристика | П.13 | № 48-49 | Знать строение и основные процессы жизнедеятельности грибов; их распространение ,давать общую характеристику грибам; отличать грибы от других живых организмов; объяснять роль грибов в природе и жизни человека. | Развитие кругозора, формирование мотивации обучения. | Формирование умения определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи | ||
20 | 03. 02 - 0.8. 02 | 2 | Шляпочные грибы Лабораторная работа № 3 | П.14 Вырастить мукор, принести дрожжи | № 50 -52 | Отличать съедобные грибы от ядовитых; Знать элементарные приемы первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, объяснять роль грибов в природе и жизни человека. разнообразие и распространение грибов; знать Строение плодовых тел шляпочных грибов (лаб.раб) | Формирование бережного отношения к природе к природе, понимание социальной значимости профессий, связанных с биологией | Работа с учебником, рабочей тетрадью проведение лабораторной работы, оформление отчета | ||
21 | 10. 02 - 15. 02 | 3 | Плесневые грибы и дрожжи | П.15 | № 53-54 | Знать представителей плесневых грибов и дрожжей, объяснять роль в природе и жизни человека их разнообразие и распространение. Знать Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей | Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; | Определение существенных признаков объекта. | ||
22 | 17. 02 - 22. 02 | 4 | Грибы-паразиты | П.16 | № 55 - 56 | Знать характеристику грибам - паразитам; знать и объяснять основные приспособительные черты к образу жизни, объяснять их роль в природе и жизни человека. разнообразие и распространение | Развитие кругозора, любознательности, работа в группе, оценка и самооценка | Работа с учебником, логическое рассуждение | ||
23 | 24. 02 - 01. 03 | 5 | Обобщающий урок | С.85 | № 57, тесты | Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений | Умение обобщать и систематизировать полученные знания, развитие коммуникативной компетенции, уметь отстаивать свою точку зрения | Активное использование речевых средств Умение оценивать и корректировать свои действия оценивать правильность выполнения учебной задачи | тест | |
РАЗДЕЛ 4. Царство Растения (9 часов) | ||||||||||
24 | 03. 03 - 08. 03 | 1 | Разнообразие, значение, распространение растений | П.17 | № 58-60 | Определять понятия «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом». Знать существенные признаки растений, опасные для человека растений. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием | Развитие мотивации, экологической культуры, коммуникативной компетенции. Работа в группе. | Формирование умения определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи | ||
25 | 10 03 - 15. 03 | 2 | Водоросли | П.18 | № 61-64 | Знать и характеризовать строение, жизнедеятельность, размножение, среду обитания водорослей.
| Формирование бережного отношения к природе. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | Определение существенных признаков объекта. | ||
26 | 17. 13 - 22. 03 | 3 | Лишайники | П.19 | № 65-67 | Особенности строения и жизнедеятельности лишайников; роль в природе и жизни человека; их распространение | Формирование ответственного отношения к учению, мотивации учебной деятельности. развитие любознательности, | Определение существенных признаков объекта | ||
27 | 31. 03 - 5.04 | 4 | Мхи | П.20 | № 68-69, 70 | Особенности строения и жизнедеятельности мхов; роль в природе и жизни человека; их распространение | Формирование бережного отношения к природе. | Сравнивать представителей разных групп растений. | ||
28 | 07. 04 - 12. 04 | 5 | Папоротники, хвощи, плауны
| П.21 Принести шишки, ветки сосны и ели | № 71-72 | Строение мха. Существенные признаки высших споровых растений. Роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, коммуникативной компетенции | Делать выводы, оценивать растения с эстетической точки зрения. | ||
29 | 14. 04 - 19. 04 | 6 | Голосеменные растения Лабораторная работа № 4 | П.22 Принести Засушенный цветок | Признаки голосеменных растений. представителей голосеменных растений роль голосеменных в природе и жизни человека | Развитие любознательности, Формирование бережного отношения к природе к природе. формирование ответственного отношения к учению | Оценивание с эстетической точки зрения представителей растительного мира Выполнение лабораторной работы | |||
30 | 21. 04 - 26. 04 | 7 | Покрытосеменные растения Лабораторная работа № 5 | П.23 | Существенные признаки покрытосеменных растений. роль покрытосеменных в природе и жизни человека | Формирование бережного отношения к природе к природе. формирование ответственного отношения к учению | Оценивание с эстетической точки зрения представителей растительного мира Выполнение лабораторной работы | |||
31 | 28. 04. - 03. 05 | 8 | Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира | П.24 | Определяют понятия «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растительного мира | Развитие любознательности | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, | |||
32 | 05. 05 - 10. 05 | 9 | Обобщающий урок | С.140-142 | Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения.. | Умение обобщать и систематизировать полученные знания. | Активное использование речевых средств Умение оценивать и корректировать свои действия, оценивать правильность выполнения учебной задачи. | тест | ||
Итого 32 + 3 (резерв) |
Материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса
№ п/п | Обеспеченность. | |
1 | Микроскопы | 9 шт |
2 | Гербарий «основные группы растений» | 1 к |
3 | Муляжи грибов | 1 к |
4 | Живые растения | 1 экз |
5 | Микропрепараты различных растительных тканей | 1 экз |
6 | Лупы | 1 экз |
7 | Биология. Тетрадь для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений 6кл И. А. Акперова, Н. Б. Сысолятина, Н. И. Сонин | 1 экз |
8 | Дидактические карточки-задания. Растения. Бактерии.Грибы .Лишайники.6-7 класс Н.А. Пугал. | .1 экз |
9 | Занимательная ботаника для для малышей.С. Лаврова. | 1 экз |
10 | Прогулки по лесу. С. Махотин | 1 экз |
11 | Поурочные разработки по биологии Бактерии. Грибы. Растения 6 клас к учебнику ПасечникВ.В. А.А. Калинина. | 1 экз |
12 | Беседы о русском лесе. Д. Кайгородов. | 1 экз |
13 | Атлас . Биология. Бактерии. Грибы, Лишайники. Растения И.В. Черепанова. | . 1 экз. |
14 | Биология. Планируемые результаты. Система заданий 5-9 классы. | 1 экз. |
15 | Компьютер мультимедийный с интерактивной доской | 1экз. |
16 | Мультимедиа проектор, проекционный экран | 1экз. |
17 | Классная доска с набором магнитов | 1экз. |
18 | Компьютерные презентации | |
19 | Видеофильмы, соответствующие тематике программы | |
20 | Рабочая тетерадь к учебнику В.В. Пасечника Биология. Бактерии, грибы, растения. | 1 к |
21 | Н.А.Богданова. Биология. Итоговая аттестация 5 класс. | 1 экз |
22 | Методическое пособие к учебнику В.В. Пасечника Биология. Бактерии, грибы, растения. В.В. Пасечника | 1 экз |
23 | Конторольные работы к учебнике «Биология» 5 класс. А.А. Вахрушев, О.А. Родыгина. | 1 экз |
24. | С.Н. Ловягин. А.А. Вахрушев. Задачник- практикум к учебнику «Биология» 5 класс. | 1 экз. |
Лабораторная работа 1
Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними
Лабораторная работа № 2
Рассматривание строения растения с помощью лупы
Лабораторная работа № 3
Строение плодовых тел шляпочных грибов
Лабораторная работа № 4
Строение хвои и шишек хвойных
Лабораторная работа № 5
Строение цветкового растения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 8 класс, линия В.В.Пасечника
Дано поурочное планирование прогаммного материала линии В.В.Пасечника согласно учебного плана 2 часа в неделю с учетом методической и материальной базы кабинета школы....
Рабочая программа по биологии 10 класс, линия В.В.Пасечника
Дана поурочная разработка программного материала по курсу "Общая биология" 10 класс, линия В.В.Пасечника согласно учебного плана 3 часа в неделю с учетом методической и материальной базы кабинета школ...
Рабочая программа по биологии 6 класс .Программа Пасечник. Линия Вертикаль.
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС по УМК Пасечник В.В.. Линия учебников Вертикаль, издательства Дрофа....
Рабочая программа по биологии 5 класс. Программа Пасечник В.В. Линия учебников Вертикаль
Рабочая программа и тематическое поурочное планирование по биологии для 5 класса разработана в соответствиями требований ФГОС. УМК Пасечник В.В. Линия учебников Вертикаль....
Рабочая программа по биологии. 9 класс. Программа В.В. Пасечник.
Рабочая программа предназначена для изучения курса биологии 9 класс "Введение в общую биологию и экологию" В.В.Пасечник....
Рабочая программа по биологии. 10 класс. Программа В.В. Пасечник.
Рабочая программа по биологии по авторской программе В.В. Пасечника для 10 класса....
Рабочая программа по биологии 8 класс. УМК В.В Пасечник (Биология. Человек)
Рабочая программа по биологии 8 класс. УМК В.В Пасечник (Биология. Человек) Д.В.Колесов. Р.Д.Маш, И.Н. Беляев 68 часов...