Парниковый эффект, или как действует углекислый газ.
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Новоселова Ирина Анатольевна

Сценарий урока с использованием учебно-методического комплекта "Климатическая шкатулка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon parnikovyy_effekt_ili_kak_deystvuet_uglekislyy_gaz.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Городской конкурс на лучшую  методическую разработку с использованием материалов «Климатической шкатулки»

Сценарий урока.

Тема: «Парниковый эффект, или как действует  углекислый газ».

Автор: Новоселова Ирина Анатольевна, учитель географии МОУ СОШ №86, педагог дополнительного образования МБУ ДО ЭБЦ г.Сочи.

Сочи 2016

Сценарий урока.

Тема: «Парниковый эффект, или как действует  углекислый газ».

Учитель: Новоселова Ирина Анатольевна, учитель географии МОУ СОШ №86.

Класс:   5

Предмет: география, рабочая программа на основе авторской программы  по географии 5-9 кл. Летягина А.А.

Раздел программы: «Атмосфера», тема «Человек и атмосфера».

Цель урока: познакомить учащихся  с понятием парникового эффекта  и показать, как  действует углекислый газ в  масштабе планеты.

Задачи:

Образовательные – приобретение новых знаний по теме, интеграция учебных дисциплин «география-биология».

Воспитательные – воспитание экологической грамотности, формирование гражданской позиции и  ответственного отношения к окружающей природе.

Познавательные – приобретение знаний, расширяющих кругозор школьников.

Оборудование:  термометры, сухие дрожжи, сахар, вода,  стеклянные колпаки, химические стаканы, мультимедийный проектор (урок сопровождается презентацией).

Формируемые УУД:

Личностные УУД:

1. Осознавать роль человека в изменении природы.

2. Умение рассуждать, анализировать и делать выводы, мотивировать свои действия.

Регулятивные УУД:

1. Определение цели, проблемы в деятельности.

2. Планирование деятельности, умение работать по плану.

3. Формулирование версий, выводов.

Коммуникативные УУД:

1. Планирование учебного сотрудничества, формирование умения работать в парах и малых группах.

2.Умение полно и точно выражать свои мысли;  владение монологической и диалогической формами речи.                

Познавательные УУД:

1. Поиск и выделение необходимой информации;  умение структурировать знания.

2. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  применение методов информационного поиска, умение презентовать подготовленную информацию.

3. Сравнение различных объектов.

4.Установление причинно-следственных связей, аналогий; создание моделей.

Ход урока.

1. Актуализация знаний.  5 мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Проверяет подготовку учащихся  к уроку, наличие учебников, тетрадей.

Проводит опрос учащихся по пройденному материалу:

  1. Что такое атмосфера?
  2. Каков состав  атмосферы?
  3. Какую долю составляет углекислый газ?
  4. Как углекислый газ попадает в атмосферу?

Учитель добавляет информацию о способах образования СО2:

а)   Разложение животных и растений. Это результат жизнедеятельности бактерий, которые превращают части мертвых организмов животных и растений в углекислый газ.

б) Сжигание ископаемого органического топлива: нефть, уголь, торф и природный газ.

  1. Какую роль играет углекислый газ в природе?

  1. В чем еще заключается значение углекислого газа, помимо приведенных примеров?

Готовят  рабочее место к уроку,  тетради, ручки, карандаши.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Высказывают предположения: углекислый газ попадает в атмосферу в результате извержения вулканов, дыхания растений и животных, лесных пожаров и проч. Слайд 2

Вспоминают материал курса биологии - углекислый газ используется растениями в процессе фотосинтеза. Слайд 3

Высказывают предположения.

Слайд 4

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: формируют умение устанавливать аналогии; представляют информацию в разных формах;  овладевают методами биологической науки.

Метапредметные: выделяют главное, существенные признаки; осуществляют сравнение,  высказывают суждения, аргументируют их; оценивают свою работу и работу своих одноклассников.

Личностные:  ответственно относятся  к выполнению учебных задач; демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.

2.  Создание проблемной ситуации. 4 мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Имеющиеся у пятиклассников знания не позволяют им в полной мере оценить значение углекислого газа в природе. Поэтому учитель методом ассоциаций приводит учащихся к ответу на поставленный вопрос.

-Кто из вас, ребята, бывал в теплицах или парниках? (учащиеся  сельских школ или воспитанники эколого-биологических центров знакомы с таким способом ведения сельского хозяйства).

-Какие ощущения вы испытывали, находясь в парнике?

-Что создает такую повышенную температуру в парнике?

-Для дальнейшей работы нам необходимо поставить эксперимент,  создав модель парника. Результат  опыта мы увидим в конце урока. Слайд 5

Класс делится на 2 группы. Каждая группа получает необходимое оборудование для проведения эксперимента.

1 группа помещает под стеклянный колпак стакан с теплой водой и термометр. На колпак направляют настольную лампу. Записывают в таблицу на доске показания температуры под колпаком в начале опыта.

2 группа также использует стеклянный колпак. Но вместе с  водой помещает в стакан ложку сахара и сухие дрожжи. На колпак направляют настольную лампу. Записывают показания температуры под колпаком в начале опыта в таблицу на доске.

Отвечают на вопросы, высказывают предположения.

Отвечают, что в парнике чаще всего жарко или душно.

Предполагают, что тепло удерживает покрытие парника -  пленка или стекло.

Под руководством учителя выполняют постановку опыта.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: учатся выделять  главное, получают навыки постановки опыта.

Метапредметные: выдвигают простейшие гипотезы, учатся распределять время, отведенное для урока.

Личностные: демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.

3.  Целеполагание. 2 мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

В парнике повышенную температуру создает покрытие, а в масштабе планеты такую роль играет углекислый газ, находящийся в атмосфере.

Учитель предлагает сформулировать основной вопрос урока.

-  Как  действует углекислый газ в  масштабе планеты?

(СО2  участвует в создании на планете парникового эффекта)

Для ответа на данный вопрос нам необходимо выяснить, что такое парниковый эффект.

Слайд 6,7

Учащиеся  предлагают свои варианты: СО2 способствует сохранению тепла в атмосфере.

Изучают слайды.

Под руководством учителя делают  записи в тетрадь:

«Парниковый эффект – увеличение температуры атмосферы под воздействием газов, в первую очередь СО2».

Планируемые образовательные результаты

Предметные: обозначают  проблему.

Метапредметные: ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней.

Личностные:  корректируют получаемую информацию,  импровизируют, организовывают свою деятельность.

4. «Открытие» нового знания. 10 мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Дальнейшая работа проходит с использованием слайдов.

Слайд 8

- На слайде вы видите количество образующегося  углекислого газа в мире на душу населения. На одних материках его образуется больше, на других меньше. Как вы думаете, отчего это зависит?

Конечно, количество углекислого газа зависит от количества живых существ, обитающих на определенной территории, от  количества автомобилей, заводов, электростанций и проч.

- А какую роль играет человек в круговороте углекислого газа?

- А как можно оценить вред от деятельности человека, связанной с выбросами СО2 в атмосферу?

- В  1992 году, на Конференции ООН было отмечено, что необходимо  придумать такие особые  определители - индикаторы, которые бы могли показать, какой вред наносит человек.

Проще говоря, нужно «посчитать» вред от деятельности человека.

Слайд

- Но как? Как можно «посчитать» вред?

Учеными было предложено использовать условный индикатор под названием «углеродный след».

Углеродный след – это  количество выбросов парникового газа, произведенных косвенной или прямой деятельностью человека, определенным районом, организацией, ведущей какую-либо деятельность, жизненным циклом произведенной продукции.

Принимают участие в беседе, изучают слайды, отвечают на вопросы.

Высказывают предположения.

Предполагают, что чем больше человек использует ископаемого топлива, чем больше создает технических средств, работающих на топливе, тем больше выбрасывается углекислого газа в атмосферу.

Слайд 9,10

Высказывают предположения.

Изучают слайды. Слайд 11

Делают записи в тетради.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: поучают знания об углеродном следе СО2; изучают новые понятия

Метапредметные: ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней; выдвигают простейшие гипотезы; выделяют главное, существенные признаки; осуществляют сравнение,  высказывают суждения, аргументируют их; работают с информацией из разных источников и преобразуют  ее.

Личностные:  ответственно относятся  к выполнению учебных задач; демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.

5. Применение  нового знания. 10 мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Мы с вами подошли к моменту, когда нам необходимо завершить  эксперимент и измерить температуру под колпаками.

- Какие результаты мы с вами увидели после измерения температуры?

-Почему возникла такая разница в значении температуры?

Слайд 12

- Следовательно, углекислый газ задерживает тепло и не дает ему уйти за пределы атмосферы (в нашем случае – стеклянного колпака).

- К каким последствиям может привести увеличение температуры воздуха?

Группы учащихся измеряют температуру в своих  опытных установках, записывают ее на доску.

По колпаком, куда помещен стакан с водой, температура воздуха поднялась на 2-3 градуса. А под колпаком, где находятся дрожжи, температура увеличилась на 4-5 градусов.

Высказывают предположения, что дрожжи явились тем фактором, который увеличил температуру.

вспоминают, что дрожжи – это грибы, живые организмы. Они дышат и в процессе дыхания выделяют СО2.

Следовательно, СО2 явился причиной увеличения температуры, так как в остальном условия опыта были одинаковы.

Высказывают предположения о том, что может произойти: таяние ледников на материках и льдов Северного Ледовитого океана; ухудшение условий жизни животных; возникновение пожаров и проч.

Предположения учащихся подтверждаются учителем на слайдах.

Слайд 13,14

Планируемые образовательные результаты

Предметные: повторяют тему «Грибы», закрепляют знания о процессах жизнедеятельности живых организмов.

Метапредметные: ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней; выдвигают простейшие гипотезы; выделяют главное, существенные признаки; осуществляют сравнение,  высказывают суждения, аргументируют их; работают с информацией и преобразуют  ее.

Личностные:  ответственно относятся  к выполнению учебных задач; демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.

6. Рефлексия. 4  мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

На основании полученной информации и практической работы предлагает учащимся сделать выводы о значении углекислого газа для планеты Земля.

Слайд 15

Делают выводы о влиянии СО2 на повышение температуры атмосферы.

Отмечают важность сохранения уровня углекислого газа в норме для всех живых существ.

Дают оценку последствиям, к которым может привести парниковый эффект.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: делают выводы  о  состоянии атмосферы и парниковом эффекте.

Метапредметные: выдвигают простейшие гипотезы; выделяют главное, существенные признаки; осуществляют сравнение,  высказывают суждения, аргументируют их.

Личностные:  ответственно относятся  к выполнению учебных задач; демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.

7. Домашнее задание. 2 мин.

        Ученые подсчитали, что на одно sms-сообщение расходуется 4 г углекислого газа (это углеродный след пересылки сообщения).

        Учитель предлагает  обсудить с родителями изученную тему и подсчитать, какой углеродный след оставляет каждая семья учащихся в сутки или в течение недели.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: конкретизируют и обобщают информацию  об изученной теме; используют метод расчетов и сравнения для закрепления темы.

Метапредметные: работают с информацией и преобразуют  ее.

Личностные:  ответственно относятся  к выполнению учебных задач; осознают целостность мира и многообразие живых организмов в нем.

Список литературы для учителя:

  1. Климатическая шкатулка. Пособие для школьников по теме «Изменение климата». Программа развития ООН в России. 2014г.       с.35-42.
  2. http://mducekt.mskobr.ru материалы семинара «Климатическая шкатулка": доступно о глобальных проблемах Автор: Замолодчиков Д.Г., МГУ им. М.В.Ломоносова, биологический ф-т.
  3. http://infourok.ru/urok_biologii_na_temu_fotosintez_6_klass.

Список литературы для  учащихся:        

  1. Климатическая шкатулка. Пособие для школьников по теме «Изменение климата». Программа развития ООН в России. 2014г.      с.35-42.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парниковый эффект_5 класс

Небольшие презентации на тему "Как человек изменил Землю. Экологические проблемы. Парниковый эффект" выполнены учениками 5-х классов....

Парниковый эффект_5 класс

Небольшие презентации на тему "Как человек изменил Землю. Экологические проблемы. Парниковый эффект" выполнены учениками 5-х классов....

Что влияет на парниковый эффект?

Все считают, что на парниковый эффект влияет углекислый газ. Но всем необходимо знать при этом, что главный парниковый газ - это вода. Моя разработка показывает на что влияет углекислый газ. Я надею...

Парниковый эффект

Доклад на заседание районной секции учителей биологии. Затрагивает сущнось парникового эффекта, причины, последствия....

Парниковый эффект

Доклад на заседание районной секции учителей биологии...

СОСТОЯНИЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА. ПРИРОДА ПАРНИКОВОГО ЭФФЕКТА. КИСЛОТНЫЕ ОСАДКИ.

Презентация может использоваться при изучении курса "Экология Урала" в 10 классе. В данной презентации рассматриваются следующие вопросы: естественные загрязнители воздуха; состояние атмосферного возд...

СОСТОЯНИЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА. ПРИРОДА ПАРНИКОВОГО ЭФФЕКТА. КИСЛОТНЫЕ ОСАДКИ.

Презентация может использоваться при изучении курса "Экология Урала" в 10 классе. В данной презентации рассматриваются следующие вопросы: естественные загрязнители воздуха; состояние атмосферного возд...