Применение игровых технологий на уроках биологии
статья по биологии (6 класс) на тему

Каменева Светлана Александровна

Применение игровых технологий на уроках биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игровые технологии39.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Элементы игровых технологий как средство активизации мыслительной деятельности на уроках биологии в 5-7 классах и во внеурочной деятельности

Учитель биологии ГБОУ ООШ с.Песочное

Каменева Светлана Александровна.

Прочность знаний - важнейшая педагогическая проблема, которая должна привлекать внимание каждого учителя. Для глубокого осмысливания учебного материала, для прочного его усвоения важные знания имеет использование таких методов и приёмов, которые стимулируют мыслительную деятельность учащихся. Известно, чем активнее протекают познавательные процессы учащихся на уроках, тем глубже и прочнее знания. Успеха можно добиться путём всестороннего воздействия всей системы методов обучения на познавательную деятельность, на развития творческого мышления, речи, памяти. Познавательная активность школьника - качество ,неврождённое и

непостоянное, она динамически развивается, может прогрессировать под воздействием школы, товарищей, семьи, труда и других социальных факторов. Действия учителя, которые побуждают школьников к старательному учению, способствуют созданию положительного отношения в учебной работе и знаниям, являются средствами активизации. Разумеется, степень познавательной активности учеников зависит и от них, от их воспитанности, сознательности, любознательности, волевых усилий. Активные методы обучения максимально повышают уровень познавательной активности школьников. При активных методах все  учащиеся класса на уроках работают интенсивно, с интересом и желанием,

внимательно слушают, наблюдают, думают. Что значит умение думать применительно к школьнику? Прежде всего, это значит, что ученик может сам анализировать проблему, ставить вопросы, планировать ход решений, проверять и оценивать полученные результаты. Он может так же использовать свой опыт и знания в новых, самых различных условиях, например в ситуациях повседневной жизни, при изучении других школьных предметов. Например, сведения о климатических зонах, усвоенные по географии используются им на уроках биологии при изучении образа жизни животных и их приспособленности  к окружающей среде, а умение определять последовательность действий при решении математических задач переносится на планирование экспериментов. Кроме того, он способен осознавать ход своих мыслительных действий, выявлять моменты, вызывающие затруднения. Он приобретает умение обнаруживать проблемы и решать их. Научиться активно и самостоятельно мыслить можно лишь в условиях активной и самостоятельной работы.

II. Дидактические игры, как средство повышения  активизации мыслительной деятельности учащихся.

    Дидактическую игру нельзя рассматривать в отрыве от направленного педагогического процесса. Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально созданными педагогикой в целях обучения и восприятия детей, т.к. эти оба процесса неразрывно связаны.

    Игра – как дидактическое средство, как деятельность ребенка, как путь детей к познанию мира в котором они живут, несомненно вторгается в область дидактики,  в большей или меньшей мере она зависит от педагогических целей.

Перед современной школой стоит конкретная задача – научиться педагогически управлять дидактической игрой, учитывая её воспитательный потенциал и психологические особенности развития ребёнка в игре.

Исследования психологов показывают что если у школьников нет глубокого интереса к предмету, то игра станет добрым помощником педагогу. Младший возраст , это тот возраст в котором нужно применять игры. Развитие интереса имеет закономерность: заинтересованность внешней стороной явлений  перерастает во внутренний интерес.

Назначение дидактических игр – развитие познавательных процессов – внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности.      

III. Особенности методики применения игровых технологий.

Цели применение игр на уроке биологии:

  1. Развитие мышления
  2. Углубление теоретических знаний
  3. Приобретение новых знаний, умении, навыков
  4. Мотивация учебной деятельности

Задачи игр:

1) Образовательные:

а) способствовать  усвоению учащимися учебного материала.

б) способствовать расширению кругозора.

2)Развивающие:

а) развивают у учащихся творческое мышление.

б) способствуют умению практически применять полученные знания на уроках и во внеклассной работе.

в) способствуют развитию творческих способностей.

3) Воспитательные:

а) способствуют воспитанию и развитию личности.

б) воспитываю нравственные убеждения и взгляды.

в) способствуют воспитанию самостоятельности и воли в работе.  

Функции игр:

  1. Во время игр происходит одновременно игровая, учебная и трудовая деятельность.
  2. Игра требует от школьника знаний предмета.
  3. В игре  ученик учится планировать свою работу, оценивать свой и чужой результаты.
  4.  Во время игр , учащиеся не только получают новую информацию , они учатся обобщать , систематизировать ,выделять главное , правильно использовать и применять эту информацию.
  5. Результаты игр показывают школьникам и учителю уровень подготовленности обучающихся. Они побуждают их к познавательной активности и повышают интерес к предмету.
    Виды игр : 
    1) игры- упражнения
    2) игры-«Путешествия»
    3) сюжетно-ролевые игры

4) игра-«Спектакль»

5) игры-«Загадки»

6) игра-«Аукцион»

7) игра-«Цепочка»

8) игра- викторина- «Что, Где, Когда?»

9) игра- «Угадай-ка!»

Классификация игр по назначению:
    Обучающие : где учащиеся приобретают новые знания , навыки .Они могут быть стимулом для получения новых знаний .

Воспитывающие : цель - воспитать отдельные качества личности , такие как : внимание , наблюдательность , смекалку , самостоятельность .
   Такие игры проводят при закреплении знаний.
 
 Занимательные - для участия в них , никаких конкретных знаний не нужно , нужна только смекалка. Основная цель игры – это привлечение интереса слабых учеников к предмету биология . Такие ученики , в коллективной игре могут проявлять свои индивидуальные , положительные качества.

Применение игровых технологий возможно:

  1. При переходе к изучению новой темы.
  2. При закреплении нового материала и обобщении.
  3. В процессе обобщения изученного материала.
  4. При проверке знаний.

IV. Методические приемы применения игровых технологий на уроках.

       Я попробовала применять в своей практике разнообразное количество дидактических игр. Мною разработаны уроки, где фрагментарно применяю игровые моменты, и уроки, где игра – ведущий метод. Например, в 6 классе при изучении темы «Шляпочные грибы» я провожу урок - путешествие в мир грибов.  Учащиеся, работая в парах, знакомятся со строением, многообразием и значением шляпочных грибов, побывав на станциях географической ,исследовательской, информационной и промышленной. Активизация во время игры выражается в устных рассказах, вопросах и ответах. Работа в прах придает элемент соревнования, повышает познавательный интерес, развивает чувства коллективизма.

   Урок путешествия в 6-ом классе по теме « Шляпочные грибы» комбинированный , где обучающиеся не только получают новые знания ,но и  закрепляют их. Весь материал разбит на несколько станций, на которых учащиеся выполняют определённые задания, работая в парах.

Станция «Исследовательская» на которой обучающиеся знакомятся со строением шляпочных грибов, выполняя лабораторную работу. Покидая станцию ребята закрепляют материал , отвечая на шуточные вопросы.

Станция «Географическая» помогает выяснить условия, не обходимые для развития грибов, которые они сами называют, комментируя стихотворения.

Станция «Промышленная» во время посещения которой мы совершаем виртуальную экскурсию в грибной цех на Михайловском  маслозаводе . Во время экскурсии дети знакомятся с условиями выращивания грибов и их переработкой.

На станции «Информационной» дети учатся различать съедобные и ядовитые грибы, отгадывают загадки о грибах, заполняют таблицу о   грибах-двойниках, и формулируют правила сбора грибов.

Активизация во время игры – выражается в устных рассказах, вопросах и ответах. Работа в прах придает элемент соревнования, повышает познавательный интерес, развивает чувства коллективизма.

 Формой активной работы служит использование ролевых игр. В таких играх группы детей могут выступать от имени определенных животных или растений. Взяв на себя ту или иную роль, дети подбираю информацию, которая позволяет лучше понять условия жизни «героев» , и их среду обитания. Ролевые игры отличаются от других тем ,что инсценируются условия воображаемой ситуации , а учащиеся играют определенные роли . Так при изучении темы : « Простейшие» в 7 классе, я провожу фрагмент урока в виде ролевой игры о значении простейших в природе и жизни человека. Эту игру можно использовать во внеклассной работе.  У обучающихся развивается речь, музыкальный слух, тренируется память. А в процессе работы повышается самооценка уважение  друг к другу, они учатся общаться , договариваться, прислушиваться друг к другу. Эта игра готовиться заранее. Распределяются роли, сочиняются стихи, придумываются песни, подбирается музыка, изготавливаются костюмы. Дети с интересом слушают друг другу.
   На сцене ученик и Левенгук ( голландский купец), он предлагает посетить каплю воды ученику и убедиться , что даже в капле своя, особая жизнь. Вот на середину капли выплывает амёба и рассказывает о своей трудной жизни :

-Быть или не быть – вот в чем вопрос!

Доколе будут загрязнять речушки,

Озера и ручьи?

Совсем нет жизни простейшим!

А ведь мы – и корм для рыб,

И радость детям малым,

И фильтры мы живые для воды,

Какую пьете вы – смешные люди,

Самоубийцы, разрушители природы!
Затем появляется амёба дизентерийная и поёт песню :
Снова тянет к тем, кто руки мыть не смог.

А потом он сразу резко занемог.

Что случилось? Не поймет. У него болит живот.

В нем Амеба Хистолитика живет.

Припев:

Человека я люблю, вмиг его я заражу,

Поселюсь в его желудке, никуда я не уйду.

 Вот в капле зазеленела вода- это опять приплыли эвглены зеленые, они поют песню.


          Как только солнышко встает,

Мы сразу зеленеем,

Ведь фотосинтез в нас идет,

О том мы не жалеем.

Крахмал и сахар есть у нас,

И много кислорода

Его мы дарим всем вокруг

Простейшему народу.

Припев:

Пускай бросает нас всегда, пускай,

То вверх, то оп и вниз.

Пусть светит солнышко всегда

Идет в нас фотосинтез!
Вот откуда-то летит маленький комарик, в животе его сиди малярийный плазмодий:

- Ха! Ну что испугались?

Я – кровожадный,

Я – беспощадный,

Я – злой разбойник, Малярийный Плазмодий!

-За последние 2000 лет в Среднеземноморье из-за меня больше людей погибло, чем во всех войнах, вместе взятых. Обожаю тропики. Именно там поживает моя лошадка – малярийный Комар.

Комар: - До чего же ты мне, злодей, надоел!

Плазмодий: - Но, но! Поговори мне!

Комар: - Ну уж нет, я молчать больше не буду. Мало того, что ты в кишечнике у меня пристроился, так еще приспособился людей до смерти доводить. Так что вы, люди, руки чаще мойте да с мылом, вреда от этого не будет, только одна польза.

Плазмодий: - Что ты? Не смеши народ! Поговори мне, защитник человека! Сам то, сколько кровушки попил!                                    (Замахивается на Комара.)

Ученик: - Убирайся, вредный Плазмодий! Не запугать тебе человека! 

Плазмодий: - Что? А ну, простейшие паразиты, хватайте его!

(Появляются Амебы дизентерийные. Амебы и Плазмодий пытаются схватить Ученика.)

Ученик: - А-а-а! Помогите! Профессор, сделайте что-нибудь!

(На сцену выходит Левенгук, взмахивает тростью.

Простейшие удаляются со сцены как в замедленном фильме.)

Левенгук:

-Ну что, мой юный друг, убедились, что даже в обычной капле воды из лужи, жизнь своя, особая!

-До встречи на страницах учебника?

(Левенгук уходит под медленную, спокойную музыку, а Ученик снова уснул.)

Ученик: (потягиваясь ото сна) - Где же все? Неужели это был только сон? Или не сон…

-Я вывод сделал для себя

Не буду я лениться,

А лучше в биологию

Сегодня погрузиться.

Узнаю про простейших всех,

Хотя не просто это,

Но знать о пользе и вреде

Мне нужно – человеку.

Ведь есть паразиты среди нас,

Но в силах мы бороться:

Мыть руки, воду очищать,

Следить за гигиеной

И научу других ребят,

Для всех стану примером!

Урок - ролевая игра провожу в 7-ом классе при обобщении темы «Простейшие» заранее распределяются роли, сочиняются стихи вместе с детьми, подбираем музыку, мастерим костюмы. На сцене дети рассказывают о значении простейших об их отрицательной и положительной роли в природе и жизни человека, исполняют переделанные песни. В процессе такой работы у детей повышается самооценка, уважение друг к другу, они учатся общаться, договариваться, прислушиваются друг к другу.

Так же активизацией внимания , мышления и привлечение интереса служит материал по теме : « Лишайники» в 6-ом классе, предложенный в виде сказки

Дети прослушав сказку отвечают на вопросы о строении лишайников, работают в маршрутных листах, отгадывают загадки, выполняют лабораторную работу по систематизации лишайников.

 Умение выделять главное из общего, распознавать объекты, сравнивать, анализировать, обобщать – все эти действия развивают критическое мышление , что способствует созданию устойчивого интереса к биологии.

Игры- упражнения могут проводиться как на уроке, так и во внеурочной учебной работе. Они занимают обычно 10-15 минут направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, шарады, головоломки, ботаническое и зоологическое лото, объяснения пословиц и поговорок о растениях и животных. С целью быстрейшего овладения учащимся материалом по систематике растений и животных предлагаю игру «Найди родственников». Вызванный  ученик получает карточку и подбирает к изображенному на ней объекту родственное по типу, классу, отряду, семейству растение или животное. Например, если на карточке изображено растение пшеницы, то ученик подбирает ряд других представителей семейства злаковых, и даёт общую характеристику семейства. После дополнительного вопроса по учебному материалу, он получает оценку. При повторении пройденного материала , а также на обобщающих уроках целесообразно использовать ботаническое или зоологическое лото. В 7-ом классе занятие можно построить так: ученик берёт карточку, на которой изображено взрослое насекомое и оставлены пустые клетки. Отдельно нарисованы схемы, показывающие различные стадии развития насекомых. Отвечающий ученик должен выбрать те изображения, которые относятся к данному насекомому, и рассказать о его биологических особенностях, значение в природе и народном хозяйстве. Игры-упражнения могут иметь место и при выполнении учащимися домашних заданий. Можно предложить им закончить решение головоломки или отгадывания кроссворда, начатых на уроке. Или самостоятельно подобрать пословицы, поговорки, шарады, ребусы к следующему уроку. Большинство ребят увлекается такой работой, она их не утомляет и в то же время заинтересовывает, даёт возможность проявить инициативу, изобретательность, творчество и даже эстетический вкус.

 Тему «Классификация растений» в 6-ом классе после изучения семейств растений провожу с целью проверки и контроля знаний. Класс делится на группы по 5-7 человек каждая группа получает задание в котором нужно:

  1. Отгадать загадку о растениях из разных семейств.
  2. «Угадай-ка» Определить растение по определительным карточкам.
  3. «Слушай, не зевай» По признакам перечисляемым нужно определиться семейством.
  4. «Пятый лишний» Нужно найти растение не относящиеся к семейству.
  5. «Найди родственника» Предлагается семейство , выигрывает тот кто больше назовет представителей этого семейства.
  6. «Игра- цепочка»  Ученики задают вопросы друг другу, если кто –то не справляется ему помогают и игра продолжается.

Групповая работа объединяет, сближает учащихся, они учатся работать коллективно, повышается познавательный интерес, развивается логическое мышление, активизируется память и быстроту реакций.

В своей работе я стараюсь организовать познавательную деятельность учащихся не на репродуктивном, а на творческом уровне. Индивидуальный подход направлен на развитие личности. Игровые технологии способствуют более осмысленному и заинтересованному изучению материала, приобретению навыков по самообразованию, повышают прочность и осознанность знаний.

VI. Список литературы


1. В.Н. Максимов  , Н.В. Груздева “Межпредметные связи в обучении биологии “ М.: Просвещение, 1990.

2. Г.М. Муртазин “Активные формы и методы обучения биологии “
М.: Просвещение, 1989.
3. Журналы “Биология в школе “
М.: “Педагогика “ 1990 № 6  Пасечник В.В.
Организация  индивидуально –групповой познавательной деятельности учащихся на уроке .
М.: “Педагогика” 1991 № 5 Кубанцев Б.С. Значение целенаправленности и логики обучения.

М.: “Педагогика”1989 №4 Юркевич В.С.Познавательная потребность и развитие интеллектуальных возможностей школьника.

М.: “Педагогика” 1989 №5 Чистякова Г.Д. Мышление: его закономерности и условия развития.

ООО “Школа- Пресс“ 2009 №9 Суматохин С. В. , Владимиров В. В. Новые информационные технологии в общем биологическом образовании.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игровых технологий на уроках французского языка в начальной школе.(Сценарий урока-конкурса по теме"осень"во 2 классе.)

Уроки-конкурсы в начальной школе можно использовать для проверки усвоения пройденного материала, для оптимизации процесса повторения, для осуществления принципа коммуникативной направленности изучения...

Методика применения игровых технологий на уроках химии

Материал к аттестации в раздел"Владения аттестуемым педагогическим работником современными образовательными технологиями и/или методиками"...

Применение игровых технологий на уроках биологии

Презентация "Применение игровых технологий на уроках биологии"...

Выступление на РМО «Применение игровых технологий на уроках биологии»

Одним из способов активизации деятельности учащихся и формирования у них интереса к урокам биологии являются нетрадиционные. Нетрадиционные способы: конкурсы, викторины, инсценировки. Эти формы можно ...

Методическая разработка "Методические приемы применения игровых технологий на уроках биологии."

В моем опыте работы я применяю уроки, где фрагментарно ввожу игровые моменты, и уроки, где игра – ведущий метод....

Выступление на районном методическом объединении учителей биологии Тема: «Применение игровых технологий на уроках биологии»

Одним из способов активизации деятельности учащихся и формирования у них интереса к урокам биологии являются нетрадиционные. Нетрадиционные способы: конкурсы, викторины, инсценировки. Эти формы можно ...

Презентация "Применение игровых технологий на уроке биологии и внеклассной деятельности в коррекционной школе".

В данной презентации отражаются основные виды игровых технологий для учащихся коррекционных школ....