Итоговая контрольная работа по биологии 5 класс
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему
Итоговая контрольная работа по биологиии УМК Пасечник В.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Итоговая контрольная работа | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоговая контрольная работа по биологии для 5 класса
Инструкция для обучающихся
Перед Вами задания по биологии. На их выполнение отводится 40минут. Внимательно читайте задания.
Вариант I
Часть I
Инструкция для обучающихся
К каждому заданию (А1-А10) даны варианты ответов, один из них правильный. В бланк ответов запишите только номер правильного ответа.
А1. Наука, изучающая строение и функции клеток, называется:
- цитология
- энтомология
- микология
- орнитология
А2. Живые организмы, в отличие от тел неживой природы:
- неподвижны
- состоят из химических веществ
- имеют клеточное строение
- имеют цвет
АЗ. Основной частью лупы и микроскопа является:
- зеркало
- увеличительное стекло
- штатив
- зрительная трубка (тубус)
А4. Органоид зеленого цвета в клетках растений называется:
- митохондрия
- ядро
- хлоропласт
- цитоплазма
А5. Бактерии размножаются:
- делением
- с помощью оплодотворения
- черенкованием
- половым путем
А6. Организмы, клетки которых не имеют ядра,- это:
- грибы
- животные
- растения
- бактерии
А7. Важнейшим признаком представителей царства Растения является способность к:
- дыханию
- питанию
- фотосинтезу
- росту и размножению
А8. Торфяным мхом называют:
- хвощ полевой
- плаун булавовидный
- кукушкин лен
- сфагнум
А9. Голосеменные растения, как и папоротники, не имеют:
- стеблей
- цветков
- листьев
- корней
А10. Цветки характерны для
- хвощей
- папоротников
- голосеменных
- покрытосеменных
Часть II
Инструкция для обучающихся
Ответы следующих заданий запишите аккуратным разборчивым почерком в бланк ответов рядом с номером каждого задания (В1-В3).
В1. Определите, на каком рисунке изображен плесневый гриб пеницилл.
3
(В ответ запишите цифру.)
В2. Выберите три правильных ответа. Каждая клетка животных и растений:
- Дышит
- Питается
- Имеет хлоропласты
- Растет и делится
- Может участвовать в оплодотворении
- Образует питательные вещества на свету (В ответ запишите ряд цифр.)
В3. Выберите три правильных ответа. Наука микология изучает:
- Водоросли
- Мхи
- Шляпочные грибы
- Животных
- Одноклеточные грибы
- Паразитические и плесневые грибы (В ответ запишите ряд цифр.)
Часть III
Инструкция для обучающихся
Решения заданий С1-С3 запишите в бланк ответов полностью, подробно отвечая на каждый вопрос.
С1. Что изучает ботаника?
С2. Какого цвета могут быть пластиды?
С3 Какие среды обитания живых организмов вы знаете?
Вариант II
Часть I
Инструкция для обучающихся
К каждому заданию (А1-А10) даны варианты ответов, один из них правильный. В бланк ответов запишите только номер правильного ответа.
А1. Наука, изучающая растения, называется:
- Ботаника
- Зоология
- Анатомия
- Микология
А2. Сходство ручной лупы и микроскопа состоит в том, что они имеют:
- зрительную трубку
- предметный столик
- увеличительное стекло
- штатив
АЗ. Каждая клетка возникает путем:
- гибели материнской клетки
- слияния клеток кожи
- деления материнской клетки
- слияния мышечных клеток
А4. Наука, изучающая строение и функции клеток:
- орнитология
- микология
- цитология
- энтомология
А5. Клетка бактерий, в отличие от клеток животных, растений и грибов, не имеет:
- цитоплазмы
- наружной мембраны
- ядра
- белков и нуклеиновой кислоты
А6. Залежи каменного угля в каменноугольном периоде образованы древними:
- морскими водорослями
- цветковыми растениями
- мхами и лишайниками
- папоротниками, хвощами и плаунами
А7. Процесс образования органических веществ из воды и углекислого газа при помощи энергии солнечного света — это:
- хлорофилл
- фототаксис
- хлоропласт
- фотосинтез
А8. Покрытосеменные растения, в отличие от голосеменных, имеют:
- корни
- стебли и листья
- цветки
- семена
А9. Наука, изучающая строение и функции клеток:
- орнитология
- микология
- цитология
- энтомология
А10. Важнейший признак представителей царства Растения — это способность к:
- дыханию
- питанию
- фотосинтезу
- росту и размножению
Часть II
Инструкция для обучающихся
Ответы следующих заданий запишите аккуратным разборчивым почерком в бланк ответов рядом с номером каждого задания (В1-В3).
В1. Какой цифрой обозначен хлоропласт?
В2. Выберите три правильных ответа. Методами изучения живой природы являются:
- Координация
- Сложение
- Измерение
- Вычитание
- Эксперимент
- Наблюдение
В3. Выберите три правильных ответа. Зелеными водорослями не являются:
- Ламинария
- Фитофтора
- Хламидомонада
- Порфира
- Хлорелла
- Спирогира
Часть III
Инструкция для обучающихся
Решения заданий С1-С3 запишите в бланк ответов полностью, подробно отвечая на каждый вопрос.
С1. Значение растений в природе.
С2. Назовите основные части клетки?
С3. Какие царства живых организмов вы знаете?
Ответы к итоговой контрольной работе по биологии для 5 класса
Номер задания | Ответ | |
Вариант I | Вариант II | |
А1 | 1 | 1 |
А2 | 3 | 3 |
А3 | 2 | 3 |
А4 | 3 | 3 |
А5 | 1 | 3 |
А6 | 4 | 4 |
А7 | 3 | 4 |
А8 | 4 | 3 |
А9 | 2 | 3 |
А10 | 4 | 3 |
В1 | 4 | 3 |
В2 | 124 | 356 |
В3 | 356 | 124 |
С1 | Ботаника – это наука о растениях. | Значение растений в природе: пища животным, участие в фотосинтезе. |
С2 | Пластиды бывают – бесцветные, зелёные, красные, жёлтые. | Основные части клетки -ядро, цитоплазма, оболочка |
С3 | Среды обитания животных: водная, почвенная, наземно-воздушная, организменная. | Существует 4 царства живых организмов - бактерии, грибы, растения, животные. |
Спецификация
итоговой контрольной работы по биологии в 5 классе
(для оценки индивидуальных достижений обучающихся)
- Назначение итоговой работы.
Итоговая контрольная работа позволяет установить уровень освоения обучающимися в 5 классе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на конец учебного года по биологии. Предлагаемая работа предполагает включение заданий предметного, метапредметного и личностного плана, что позволяет отследить сформированность УУД у учащихся.
Документы, определяющие содержание КИМ
Содержание и структура итоговой комплексной работы за 5 класс разработаны на основе следующих документов и методических материалов:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: текст с изм. и доп. На 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения);
2. Программа основного общего образования. Биология. [сост. Г.М.Пальдяева]. – М.: Дрофа, 2013. – 383 с. (с.240-380);
На основании этих документов и материалов разработан кодификатор, определяющий в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования перечень планируемых результатов освоения предметного содержания курса биологии по программе основной образовательной школы за 5 класс . Этот перечень (см. Кодификатор) используется в качестве содержательной и критериальной основы при разработке инструментария для проведения процедур оценки качества образования (оценки индивидуальных достижений учащихся).
- Структура диагностической работы.
Формат заданий имеет три уровня сложности : часть А – базовый уровень. На вопросы предполагаются четыре варианта ответов, из которых верным может быть один. Часть В - более сложный уровень. Задания, представляемые в этой группе, требуют от учащихся более глубоких знаний. Часть С – уровень повышенной сложности. При выполнении этого задания требуется дать развернутый ответ. Работа выполняется в 2 вариантах.
- Распределение заданий диагностической работы по содержанию и видам деятельности.
Распределение заданий по основным содержательным разделам учебного предмета «биология» представлено в таблице.
Содержательные разделы | Число заданий | Максимальный первичный балл | Коды проверяемых элементов содержания |
Что изучает биология | 4 | 4 | 1.1- 1.3 |
Клеточное строение организмов | 1 | 1 | 2.4 |
Царство Бактерии | 2 | 2 | 3.5 – 3.6 |
Царство Грибы | 1 | 2 | В1 |
Царство Растения | 8 | 13 | 5.7 – 5.10, В2-В3,С1-С3 |
Итого | 16 | 22 |
- Система оценивания итоговой работы.
За правильный ответ на задания: части А – 1 балл; части В – 1 или 2 балла (в зависимости от трудности вопроса и при наличии полного ответа); части С – 2 балла (при наличии полного ответа). Максимальное количество баллов: 22 балла.
- Форма проведения итоговой работы.
К каждому заданию с выбором ответа даны 4 варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении такого задания нужно указать номер правильного ответа. Если номер указан не тот, его можно зачеркнуть крестиком, а затем указать номер правильного ответа.
Ответы к заданиям В1- В3, С1 – С3 нужно указать в отведенном для этих ответов месте. В случае записи неверного ответа рекомендуется зачеркнуть его и записать рядом новый.
Выполнять задания нужно в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени можно пропускать те задания, которые не удается выполнить сразу, и перейти к следующему. Если после выполнения всей работы останется время, можно вернуться к пропущенным заданиям. Нужно постараться выполнить как можно больше заданий.
- Шкала оценивания результатов учащихся.
Количество баллов | Отметка |
19-22 | 5 |
13-18 | 4 |
7-12 | 3 |
0-6 | 2 |
Критерии оценивания
Оценка «2» ставится, если учащийся набрал менее 33% от общего числа баллов, 6 баллов и менее.
Оценка «3» - если набрано от 33% до 56% баллов, от 7 до 12 баллов.
Оценка «4» - если ученик набрал от 57% до 85% баллов ,от 13 до 18 баллов
Оценка «5» - если ученик набрал свыше 86% баллов, от 19 до 22 баллов
- Уровень сформированности УУД
Низкий | Базовый | Повышенный |
до 6 баллов | 7-18 | 19-22 |
7. Продолжительность контрольной работы.
На выполнение диагностической работы отводится 40 минут. Работа выполняется обучающимися на бланках ответов.
Аналитический отчет по итогам выполнения итоговой контрольной работы по биологии.
В соответствии с требованиями ФГОС в 5 классе была проведена итоговая контрольная работа по биологии.
Проводил: заместитель директора по УВР Тарасова Л.В.
Учитель: Каменева С.А..
Количество человек в классе: 8
Количество учащихся, принявших участие в итоговом мониторинге: 8
Дата проведения: 20.05.2014 г
Класс: 5
Цель контрольной работы – определить уровень сформированности регулятивных, познавательных, коммуникативных результатов у учащихся 5 класса по итогам освоения программы за учебный год.
Задачи контрольной работы – выявление уровня сформированности универсальных учебных действий, позволяющих успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения.
Контрольная работа состоит из двух частей - тестовые задания двух типов: задания части А – с выбором ответов; задания части В – с кратким ответом: задания части С – с развернутым ответом. На выполнение итоговой работы по биологии даётся 40минут. Каждый вариант состоит из 16 заданий, которые составлены с учетом всех тем биологии и, изучаемых в 5 классе, и требований ФГОС, на предметном, метапредметном и личностном уровнях. Задания А1-А10 представляют собой задания с выбором ответа (сформированность регулятивных и познавательных УУД). Задания В1 – В3 - задания с кратким ответом (сформированность познавательных и коммуникативных результатов на базовом и повышенном уровнях). Задания С1 – С3 – задания с развернутым ответом (сформированность познавательных и коммуникативных результатов на повышенном уровне).
Максимальный балл за выполнение всей работы — 22 баллов.
Если ученик получает за выполнение всей работы меньше 9 баллов, то он имеет недостаточный уровень сформированности метапредметных результатов.
Если ученик получает от 10 до 19 баллов, то его подготовка соответствует требованиям стандарта, ученик способен применять знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Если ученик получает от 20 до 22 баллов, то он демонстрирует способность выполнять по биологии задания повышенного уровня сложности.
Результаты выполнения части - А.
В части – А работы 10 заданий. Они направлены на оценку сформированности регулятивных и познавательных УУД, которые служат опорой в дальнейшем обучении. В работу входят задания по разделам: «Что изучает биология», «Клеточное строение организмов», «Царство Бактерии», «Царство Растения».
Содержание и уровень сложности заданий первой части соотносятся с таким показателем достижения планируемых результатов обучения, как «учащиеся могут выполнить самостоятельно и уверенно». Выполнение заданий первой части обязательно для всех учащихся.
Часть 1. Задания с выбором ответа. | ||
Правильно выполнили задания: | Количество учащихся | % |
Правильно выполнили задание №1 | 8 | 100% |
Правильно выполнили задание №2 | 8 | 100% |
Правильно выполнили задание №3 | 6 | 75% |
Правильно выполнили задание №4 | 7 | 86% |
Правильно выполнили задание №5 | 6 | 75% |
Правильно выполнили задание №6 | 7 | 86% |
Правильно выполнили задание №7 | 7 | 86% |
Правильно выполнили задание №8 | 8 | 100% |
Правильно выполнили задание №9 | 7 | 86% |
Правильно выполнили задание №10 | 7 | 86% |
Результаты выполнения части - В.
Задания части – В имеют более высокую степень сложности. В этой части 3 задания. Учащиеся должны выполнить 3 задания с кратким ответом. Они направлены на результаты сформированности познавательных и коммуникативных УУД.
Часть 2. Задания с кратким ответом. | ||
Правильно выполнили задания: | Количество учащихся | % |
Правильно выполнили задание №1 | 7 | 86% |
Правильно выполнили задание №2 | 6 | 75% |
Правильно выполнили задание №3 | 7 | 86% |
Результаты выполнения части - С.
Задания части – С имеют повышенный уровень сложности. В этой части 3 задания. Учащиеся должны выполнить 3 задания с развернутым ответом. Они направлены на результаты сформированности познавательных и коммуникативных УУД.
Часть 2. Задания с кратким ответом. | ||
Правильновыполнили задания: | Количество учащихся | % |
Правильно выполнили задание №1 | 8 | 100% |
Правильно выполнили задание №2 | 8 | 100% |
Правильно выполнили задание №3 | 8 | 100% |
Ф.И.О. | ЧастьА | ЧастьВ | Часть С | Всего баллов | |
1 | Буланова Александра | 10 | 6 | 6 | 22 |
2 | Гунин Николай | 10 | 6 | 6 | 22 |
3 | Кульдишов Дмитрий | 8 | 5 | 5 | 18 |
4 | Муллина Екатерина | 8 | 5 | 4 | 18 |
5 | Никулина Анастасия | 7 | 4 | 6 | 17 |
6 | Николаев Никита | 7 | 5 | 4 | 17 |
7 | Пазухина Гуля | 8 | 6 | 4 | 18 |
8 | Трошина Наталья | 8 | 5 | 6 | 18 |
Общие результаты выполнения комплексной работы.
Контролируемый элемент | Чел. | % |
Писали работу | 8 | 100 |
Выполнили без ошибок в контрольной работе задания базового уровня. | 4 | 50% |
Выполнили без ошибок в контрольной работе задания повышенного уровня. | 6 | 75% |
Всю контрольную работу выполнили без ошибок. | 2 | 25% |
10-18 баллов – освоили базовый уровень. | 6 | 75% |
19 – 22 баллов – освоили повышенный уровень. | 2 | 25% |
Менее 9 баллов – недостаточный уровень сформированности метапредметных результатов | 0 | 0 |
Из предложенной таблицы видно, что все учащиеся показали высокий
уровень сформированности метапредметных результатов. Не справились с комплексной работой – 0 человек.
Основные выводы
Анализ результатов комплексной работы позволяет сделать следующие выводы:
- Учащиеся 5 класса успешно справились с предложенной комплексной работой по итогам учебного года и показали высокий уровень сформированности метапредметных результатов. Не справились с комплексной работой - 0 учащихся.
- Сформированность УУД (регулятивных, познавательных и коммуникативных):
- что изучает биология - 86%
- клеточное строение организмов – 75%
- царство Бактерии – 75%
- царство Грибы – 86%
- царство Растения - 86%
Таким образом, анализ результатов выполнения итоговой контрольной работы за 5 класс показал высокий уровень усвоения образовательной программы учащимися. Учитель грамотно осуществил системно – деятельностный подход в обучении, что способствовало формированию предметных и метапредметных результатов, заложенных в программах ФГОС первого года обучения биологии.
Заместитель руководителя ОО:________________/Тарасова Л.В. /
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговая контрольная работа по биологии, 8 класс
Контрольная работа за курс 8 класса, УМК Н.И.Сонина....
Итоговая контрольная работа по биологии за курс 7-го класса("Животные").
Итоговая контрольная работа состоит из трех частей: часть1( тесты), часть2( установить соответствие), часть3( ответить на вопрос). Охвачены все темы по курсу" Животные"...
Итоговая контрольная работа по биологии за курс 7 класса
Данная работа может быть использована как контрольная работа за курс 7 класса....
Итоговая контрольная работа по биологии за курс 7 класса
Данная работа может быть использована как контрольная работа за курс 7 класса....
Итоговая контрольная работа по биологии за 10 класс. Раздел "Генетика"
Итоговая работа за 3 четверть по раздену "Генетика. Наследственность" составлена с учетом современных требований по качеству знаний. Эта работа разделена на два варианта и состоит из тестовых заданий ...
Итоговая контрольная работа по биологии 8 класс
Контрольная работа выполнена в тестовой форме....
итоговая контрольная работа по биологии в 11 классе
Работа в формате ЕГЭ, предназначенная для проведения итогового контроля в 11 классе....