урок- грибы паразиты
учебно-методический материал по биологии (5 класс) на тему
Урок: Грибы - паразиты.
Цели:
Формировать УУД.
Личностные УУД: формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы.
Регулятивные УУД: самостоятельно определять цель учебной деятельности; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания.
Коммуникативные УУД: формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе.
Познавательные УУД: структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника; объектов живой природы, сравнения роли грибов; создавать модель грибной клетки; представлять информацию в виде схем, таблиц;
Предметные УУД:Познакомиться с особенностями строения и размножения грибов – паразитов, условиями их жизни, питанием и мерами борьбы с ними. Научиться различать грибы – паразиты от других видов грибов.
Задачи урока:
· познакомиться с особенностями строения и размножения грибов – паразитов, условиями их жизни, питанием и мерами борьбы с ним;
· научиться различать грибы – паразиты от других видов грибов.
- Какую тему мы изучили на прошлых уроках? Давайте вспомним ещё раз изученный материал.
1. Первое задание. Вставьте пропущенное слово (один читает, остальные поднимают руки «ДА» или «НЕТ») (ВРЕМЯ = 5 минут)
1. Грибы питаются ….....(готовыми органическими) веществами.
2. Оболочки клеток большинства грибов содержат органическое вещество-
.........(хитин).
3. Бесполое размножение грибов происходит с помощью …...(грибницы или спор).
4. Тонкие белые нити гриба - …....(гифы).
5.Взаимовыгодная жизнь грибов с корнями деревьев - ….....(симбиоз).
6. Сплетение грибницы с корнями деревьев называется …..(грибокорень или
микориза).
7. Грибы, которые питаются органическими веществами мертвого организма
называются………(сапротрофы).
8. Дрожжи размножаются …….(почкованием).
2. Второе задание. Вставьте пропущенное слово (фронтальный опрос). (ВРЕМЯ = 3 минуты) (слайд 1).
1. Мукор – это гриб ….. (сапротроф).
2. Пеницилл размножается …… (спорами).
3. Споры мукора созревают в …… (спорангиях).
4. Споры пеницилла созревают в … (в кисточках).
5. Пеницилл – это ……(плесневый) гриб.
Итог:
- Итак, что повторили? (строение, размножение, питание грибов).
Проблемный вопрос:
- На какие группы по типу питания можно разделить грибы? (сапрофиты и паразиты).
- Какую из этих групп мы изучили? (сапрофиты). Что осталось неизученным? (грибы-паразиты).
- Определите тему урока (тема: грибы-паразиты). (слайд 2).
- Определите цель урока с помощью вопросов: с чем? (познакомиться с грибами-паразитами), что? (выяснить условия их жизни, питание, значение в природе и для человека), как? (как происходит заражение), какие? (какие меры борьбы с ними нужно использовать). (слайд 3).
- Прочитайте тему. Знакомо ли вам слово паразиты? Вспомните, какие организмы называют паразитами? (организмы, питающиеся за счет живых организмов, нередко нанося им вред). (ВРЕМЯ = 3 минуты).
- Грибы-паразиты могут поражать разные организмы, но мы разберем только паразитов, поселяющихся на различных растениях. Сегодня вы работаете в группах. Сейчас, в течение 1 минуты распределите свои обязанности внутри группы: лидер, хранитель времени, докладчик, редактор-оформитель, оценщик. В ходе изучения вам будет нужно заполнить таблицу в ваших тетрадях (пустые таблицы выданы всем учащимся). Работаем следующим образом, каждая группа получает задание, на его выполнение дается 5 минут. После этого докладчик каждой группы рассказывает ваше выполненное задание. Остальные группы слушают и заполняют таблицу. Будьте внимательны при изучении нового материала. (ВРЕМЯ = 2 минуты).
Названия грибов-паразитов | Поражаемые растения | Наносимый вред (ущерб) | Меры борьбы |
1.Головня (слайд 4). | Хлебные злаки: пшеница, овёс, ячмень, просо, кукуруза. | Наносит ущерб сельскому зерновому хозяйству. Снижает урожайность злаков или практически полностью уничтожает его. | Уничтожение спор, прилипших к посевному зерну (центрифугирование). Обработка зерен перед посевом специальными препаратами (например, раствором формалина). |
2.Спорынья (слайд 5). | Луговые и хлебные злаки. | Снижает урожайность зерна. Споры гриба ядовиты и могут вызвать отравление. | Очистка зерна от рожков спорыньи. Уничтожение сорняков, с которых возможен переход спорыньи на злаки. Своевременная уборка урожая. |
3.Трутовики (слайд 6). | Деревья. | Сокращают сроки жизни деревьев, разрушая древесину. Разрушают деревянные постройки. | Усилить питание больного дерева. Сдирание и сжигание плодового тела трутовика и обработка раны дерева. Вырубка деревьев – крайняя мера. |
4.Фитофтора (слайд 7). | Листья и клубни картофеля, томата. | Наносит ущерб сельскому хозяйству. Вызывает порчу или гибель урожая. | Отбраковка больных клубней, томатов. Химическая обработка. Соблюдение правил уборки. Выбор сортов, устойчивых к фитофторе. |
(ВРЕМЯ НА ОГЛАШЕНИЕ = 10 минут).
Закрепление изученного. (ВРЕМЯ = 5 минут).
- Предлагаю применить ваши знания о грибах:
Задание первое: отгадать загадки и расположить по группам: Паразиты или Плесневые грибы. (слайд 8).
Загадка | Ответы | |
Название грибы | Паразит или плесневый | |
1) Весь грибок с пчелиный бок А растет на весу и совсем не в лесу | спорынья | паразит |
2) Конское копыто – к дереву привито | трутовик | Паразит |
3) Пока молод, он седой А постареет – весь почернеет | мукор | плесневый |
4) Выросли на палочке Кисточки-метелочки Кисточки зеленые Лекари хваленые | пеницилл | плесневый |
5) Это что за дело: просо обгорело. И в метелках сажа, И на листьях даже | головня | паразит |
Задание второе: рубрика «верю - не верю»: (ВРЕМЯ = 5 минут). (слайд 9).
1. Головня – это гриб, поражающий клубни картофеля (-)
2. Плодовое тело трутовика имеет форму рожка (-)
3. Грибные заболевания распространяются ветром, насекомыми (+)
4. Мукор – это гриб – паразит (-)
5. Фитофтора - это гриб, поражающий клубни картофеля, томат (+)
6. Спорынья – это плесневый гриб (-)
- Ну, а теперь подведём итог. Вы выберите начало высказывания и продолжите его. (ВРЕМЯ = 5 минуты). (слайд 10).
Сегодня я узнал…
Я научился...
Мне было интересно…
Мне было трудно…
У меня настроение…
- Каждая группа оцените работу своих членов команды. (ВРЕМЯ = 1 минута).
Домашнее задание: параграф 16 читать, таблицу в тетради выучить. (ВРЕМЯ = 1 минута). (слайд11).Итого времени = 45 минут.
Задание: вставьте пропущенное слово.
1. Грибы питаются …....................................................................…………….. веществами.
2. Оболочки клеток большинства грибов содержат органическое вещество - ………….
3. Бесполое размножение грибов происходит с помощью …..............................................
4. Тонкие белые нити гриба - ….............
5.Взаимовыгодная жизнь грибов с корнями деревьев - …..................
6. Сплетение грибницы с корнями деревьев называется …………………………………..
7. Грибы, которые питаются органическими веществами мертвого организма
называются………………..
8. Дрожжи размножаются ……………………...
Задание: вставьте пропущенное слово.
1. Грибы питаются …....................................................................…………….. веществами.
2. Оболочки клеток большинства грибов содержат органическое вещество - ………….
3. Бесполое размножение грибов происходит с помощью …..............................................
4. Тонкие белые нити гриба - ….............
5.Взаимовыгодная жизнь грибов с корнями деревьев - …..................
6. Сплетение грибницы с корнями деревьев называется …………………………………..
7. Грибы, которые питаются органическими веществами мертвого организма
называются………………..
8. Дрожжи размножаются ……………………...
Задание: вставьте пропущенное слово.
1. Грибы питаются …....................................................................…………….. веществами.
2. Оболочки клеток большинства грибов содержат органическое вещество - ………….
3. Бесполое размножение грибов происходит с помощью …..............................................
4. Тонкие белые нити гриба - ….............
5.Взаимовыгодная жизнь грибов с корнями деревьев - …..................
6. Сплетение грибницы с корнями деревьев называется …………………………………..
7. Грибы, которые питаются органическими веществами мертвого организма
называются………………..
8. Дрожжи размножаются ……………………...
Задание: вставьте пропущенное слово.
1. Грибы питаются …....................................................................…………….. веществами.
2. Оболочки клеток большинства грибов содержат органическое вещество - ………….
3. Бесполое размножение грибов происходит с помощью …..............................................
4. Тонкие белые нити гриба - ….............
5.Взаимовыгодная жизнь грибов с корнями деревьев - …..................
6. Сплетение грибницы с корнями деревьев называется …………………………………..
7. Грибы, которые питаются органическими веществами мертвого организма
называются………………..
8. Дрожжи размножаются ……………………...
Названия грибов-паразитов | Поражаемые растения | Наносимый вред (ущерб) | Меры борьбы |
|
|
|
|
Названия грибов-паразитов | Поражаемые растения | Наносимый вред (ущерб) | Меры борьбы |
|
|
|
|
Названия грибов-паразитов | Поражаемые растения | Наносимый вред (ущерб) | Меры борьбы |
|
|
|
|
Названия грибов-паразитов | Поражаемые растения | Наносимый вред (ущерб) | Меры борьбы |
|
|
|
|
Утверждение | Верно (+) Неверно (-) | Контроль |
1. Головня – это гриб, поражающий клубни картофеля. |
|
|
2. Плодовое тело трутовика имеет форму рожка. |
|
|
3. Грибные заболевания распространяются ветром, насекомыми. |
|
|
4. Мукор – это гриб-паразит. |
|
|
5. Фитофтора – это гриб, поражающий клубни картофеля, томата. |
|
|
6. Спорынья – это плесневый гриб. |
|
|
Утверждение | Верно (+) Неверно (-) | Контроль |
1. Головня – это гриб, поражающий клубни картофеля. |
|
|
2. Плодовое тело трутовика имеет форму рожка. |
|
|
3. Грибные заболевания распространяются ветром, насекомыми. |
|
|
4. Мукор – это гриб-паразит. |
|
|
5. Фитофтора – это гриб, поражающий клубни картофеля, томата. |
|
|
6. Спорынья – это плесневый гриб. |
|
|
Утверждение | Верно (+) Неверно (-) | Контроль |
1. Головня – это гриб, поражающий клубни картофеля. |
|
|
2. Плодовое тело трутовика имеет форму рожка. |
|
|
3. Грибные заболевания распространяются ветром, насекомыми. |
|
|
4. Мукор – это гриб-паразит. |
|
|
5. Фитофтора – это гриб, поражающий клубни картофеля, томата. |
|
|
6. Спорынья – это плесневый гриб. |
|
|
Утверждение | Верно (+) Неверно (-) | Контроль |
1. Головня – это гриб, поражающий клубни картофеля. |
|
|
2. Плодовое тело трутовика имеет форму рожка. |
|
|
3. Грибные заболевания распространяются ветром, насекомыми. |
|
|
4. Мукор – это гриб-паразит. |
|
|
5. Фитофтора – это гриб, поражающий клубни картофеля, томата. |
|
|
6. Спорынья – это плесневый гриб. |
|
|
Обязанности внутри группы | Фамилия Имя учащегося | Оценка (ставится в конце урока) |
Лидер |
|
|
Хранитель времени |
|
|
Докладчик |
|
|
Редактор-оформитель |
|
|
Обязанности внутри группы | Фамилия Имя учащегося | Оценка (ставится в конце урока) |
Лидер |
|
|
Хранитель времени |
|
|
Докладчик |
|
|
Редактор-оформитель |
|
|
Обязанности внутри группы | Фамилия Имя учащегося | Оценка (ставится в конце урока) |
Лидер |
|
|
Хранитель времени |
|
|
Докладчик |
|
|
Редактор-оформитель |
|
|
Обязанности внутри группы | Фамилия Имя учащегося | Оценка (ставится в конце урока) |
Лидер |
|
|
Хранитель времени |
|
|
Докладчик |
|
|
Редактор-оформитель |
|
|
Раздаточный материал (Головня). Наиболее широко из грибов-паразитов распространены головневые грибы. Эти грибы развиваются на таких растениях, как овес, пшеница и другие злаки. Бывают случаи, что головня чрезвычайно быстро размножается и развивается, уничтожая практически весь урожай. Соцветия тех злаков, которые поражены головневым грибом, покрыты скоплениями спор черного цвета и выглядят так, как будто ни обгорели. Поэтому это заболевание растений и получило название «головня». А вот грибница головни располагается внутри стебля злакового растения. Размножается головня, как и другие грибы, спорами, которые прилипают к зернам злаков в период уборки урожая и сохраняются до посева семян. Заражение растений головней происходит, когда зерно прорастает. Существует способ борьбы с головней – обработка зёрен до посева специальными препаратами, например, раствором формальдегида. Это называется протравливание зерна. При этом если на зернах есть споры, то они погибают. |
Раздаточный материал (Спорынья). Гриб-паразит, паразитирует на злаках и поражает завязь цветущих растений, вследствие чего вместо зерновок появляются склероции спорыньи — рожки темно-фиолетового цвета. Они представляют собой плотные грибницы — грифов гриба длиной 3 мм. По созревании они опадают на землю, зимуют на почве, а весною прорастают головчатыми образованиями на ножках (стромами), на которых развиваются плодовые тела со спорами. По созревании споры распространяются ветром и заражают новые растения. Рожки очень ядовиты: смолотые вместе с зерном отравляют муку, а употребление такой муки в пищу может вызвать отравление. В прошлом, когда не знали о ядовитости рожков, имели место эпидемии «злой корчи» (судорог), приносившие массовые человеческие жертвы. Существуют способы борьбы со спорыньей – очистка зерна от рожков спорыньи, уничтожение сорняков, с которых возможен переход спорыньи на злаки, своевременная уборка урожая. |
Раздаточный материал (Трутовик). Сильный вред лесному, садовому и парковому хозяйствам причиняет гриб трутовик. Он провоцирует разрушение древесины. Заражение спорами происходит через повреждения в коре деревьев. Ломка ветвей, солнечные ожоги и многие другие факторы способствуют появлению ран. Споры попадают через проблемную зону и разрастаются в грибницу. Трутовик охватывает всю сердцевину дерева, разрушая ее и делая трухлявой. Появление плодовых тел на поверхности дерева происходит через несколько лет после инфицирования. Трутовик напоминает копыто по своей форме и бывает очень твердым. Паразиты деревьев могут располагаться один над другим, образовывая полочки. В нижней части трутовик имеет мелкие трубочки, в которых зреют споры. Живет гриб трутовик много лет и увеличивается в размерах с каждым годом. Трутовик значительно уменьшает продолжительность их жизни. После проникновения грибницы в древесину не представляется возможным остановить ее развитие. Зараженное дерево обязательно погибнет. Меры борьбы с паразитом — это недопущение повреждений коры и ветвей. Чтобы избавиться от опасности заражения других деревьев, гриб трутовик нужно сбить и сжечь. |
Раздаточный материал (Фитофтора). Наибольший урон сельскому хозяйству наносит фитофтороз - томатов, картофеля. Фитофтороз – это заболевание, вызываемое ФИТОФТОРОЙ. Ранние этапы заражения могут пройти незамеченными, потому что не все растения заболевают одновременно. Признаками болезни являются темные пятна на листья и стеблях растения. При повышенной влажности на листьях с нижней стороны появляются пушистые белесые налеты спороношения патогенного гриба. На пораженных фитофторой клубнях картофеля заметны темные участки, а под кожицей видна ткань коричнево-красного цвета. Возможно вторичное присоединение бактериальной инфекции, при котором зараженные клубни быстро гниют и разлагаются с резким неприятным запахом. Поэтому фитофтороз картофеля называют в народе «картофельная гниль», а фитофтороз томатов – «бурая гниль томатов». В сельском хозяйстве постоянно проводятся мероприятия по борьбе с фитофторой: отбраковка больных клубней картофеля, томатов; использование устойчивых к грибку сортов; химическая обработка; соблюдение правил уборки и посева. |
Раздаточный материал (Фитофтора). Наибольший урон сельскому хозяйству наносит фитофтороз - томатов, картофеля. Фитофтороз – это заболевание, вызываемое ФИТОФТОРОЙ. Ранние этапы заражения могут пройти незамеченными, потому что не все растения заболевают одновременно. Признаками болезни являются темные пятна на листья и стеблях растения. При повышенной влажности на листьях с нижней стороны появляются пушистые белесые налеты спороношения патогенного гриба. На пораженных фитофторой клубнях картофеля заметны темные участки, а под кожицей видна ткань коричнево-красного цвета. Возможно вторичное присоединение бактериальной инфекции, при котором зараженные клубни быстро гниют и разлагаются с резким неприятным запахом. Поэтому фитофтороз картофеля называют в народе «картофельная гниль», а фитофтороз томатов – «бурая гниль томатов». В сельском хозяйстве постоянно проводятся мероприятия по борьбе с фитофторой: отбраковка больных клубней картофеля, томатов; использование устойчивых к грибку сортов; химическая обработка; соблюдение правил уборки и посева. |
Раздаточный материал (Фитофтора). Наибольший урон сельскому хозяйству наносит фитофтороз - томатов, картофеля. Фитофтороз – это заболевание, вызываемое ФИТОФТОРОЙ. Ранние этапы заражения могут пройти незамеченными, потому что не все растения заболевают одновременно. Признаками болезни являются темные пятна на листья и стеблях растения. При повышенной влажности на листьях с нижней стороны появляются пушистые белесые налеты спороношения патогенного гриба. На пораженных фитофторой клубнях картофеля заметны темные участки, а под кожицей видна ткань коричнево-красного цвета. Возможно вторичное присоединение бактериальной инфекции, при котором зараженные клубни быстро гниют и разлагаются с резким неприятным запахом. Поэтому фитофтороз картофеля называют в народе «картофельная гниль», а фитофтороз томатов – «бурая гниль томатов». В сельском хозяйстве постоянно проводятся мероприятия по борьбе с фитофторой: отбраковка больных клубней картофеля, томатов; использование устойчивых к грибку сортов; химическая обработка; соблюдение правил уборки и посева. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_griby-parazity.doc | 2.46 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку Грибы -паразиты
грибы-паразиты; значение грибов; проверочная работа...
презентация к уроку "Грибы паразиты"
Презентация к уроку в 5 классе по теме "Грибы паразиты" являетя дополнительным пособием для учителей предметников, ведущих уроки в 5 классе. В презентации дрстаточно полно показаны фотографии и рисунк...
Презентация к уроку "Грибы-паразиты" (5 класс)
В ходе урока рассказывается о грибах паразитах растений и животных, в том числе человека, а также методах борьбы с ними....
Материал урока грибы-паразиты
Урок разработан с использованием ИКТ для ознакомления обучающихся с особенностями строения и размножения грибов – паразитов, условиями их жизни, питанием и мерами борьбы с ними, обобщения знаний...
Презентация к уроку "Грибы-паразиты растений"
Презентация к уроку "Грибы-паразиты растений"....
Урок "Грибы-паразиты"
Урок "Грибы-паразиты" на татарском языке...
Разработка урока "Грибы-паразиты"
Грибы-паразиты живут за счет растений, животных, насекомых и даже человека. Больше всего подвержены заражению грибами растения....