рабочая программа по биологии "Человек"
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему
Рабочая программа по биологии "Человек" Колесов, Маш
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по биологии "Человек" Колесов, Маш... | 130.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
№ 287 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Рабочая программа
по предмету «Биология. Человек.»
для 8а,б класса
Срок реализации программы 2016-2017 учебный год
Учитель Кулыгина Светлана Митрофановна
Рекомендована к использованию «Утверждаю»
Педагогическим советом ГБОУ СОШ № 287 Приказ от ___________ № ____
Протокол № 1 от _______________г. Директор школы № 287
С.В.Котисова
Санкт-Петербург 2016
СОДЕРЖАНИЕ
1. Нормативно-правовые документы.
2. Общие цели преподавания биологии на ступени основного общего образования.
3. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы по предмету
4. Общая характеристика учебного предмета.
5. Место учебного предмета в учебном плане.
6. Изменения, внесенные в авторскую программу
9. Используемые технологии обучения.
11. Соответствие требованиям ГИА.
12. Планируемые результаты изучения курса.
Психолого-педагогическая характеристика 8а класса
Требования к результатам обучения
Материально – техническое обеспечение
Календарно-тематическое планирование
Пояснительная записка
к рабочей программе по курсу «Биология» для 8 класса к учебнику: Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология. Человек. 8 класс. — М.:Дрофа.
1. Нормативно-правовые документы.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях»
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-126 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. № 19644) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
6. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312)
7. Примерная программа основного общего образования «Биология. Естествознание» М.: Просвещение 2010г. Серия « Стандарты второго поколения. » Научный руководитель Кондаков А.М.
8. Авторская программа курса биологии под руководством В.В.Пасечника (В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова)- М.: Дрофа, 2010
2. Общие цели преподавания биологии на ступени основного общего образования.
Основными целями изучения биологии в основной школе являются:
- социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
- приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
- ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе
- развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
- овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
- формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
- 3. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы по предмету
- освоение знаний о роли биологической науки в создании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о взаимосвязи строения и функций органов; о человеке как биосоциальном существе;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, осуществлять и анализировать биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов.
- формированию у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций
4. Общая характеристика учебного предмета.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. Особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.
Программа по биологии на ступени основного общего образования строится с учетом следующих содержательных линий:
- многообразие и эволюция органического мира;
- биологическая природа и социальная сущность человека;
- уровневая организация живой природы.
Содержание структурировано в виде трех разделов: «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности».
Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
В разделе «Человек и его здоровье» содержатся сведения о человеке как биосоциальном существе, строении человеческого организма, процессах жизнедеятельности, особенностях психических процессов, социальной сущности, роли в окружающей среде.
Содержание раздела «Общие биологические закономерности» подчинено, во-первых, обобщению и систематизации того содержания, которое было освоено обучающимися при изучении курса биологии в основной школе; во-вторых, знакомству школьников с некоторыми доступными для их восприятия общебиологическими закономерностями. Данные этого раздела имеются в содержании других разделов.
5. Место учебного предмета в учебном плане.
Рабочая программа разработана в соответствии с Базисным учебным планом для ступени основного общего образования. Курс «Биология» в основной школе изучается с 5 по 9 классы. В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Биология» в 8 классе изучается 2 часа в неделю. На прохождение программного материала отводится 68 часов в год. Курс биологии, изучаемый в восьмом классе, является логическим продолжением курса биологических дисциплин, изучение которых началось в 5 классе.
Курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир» на ступени начального общего образования, который является по отношению к курсу биологии пропедевтическим. В свою очередь, содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
6. Изменения, внесенные в авторскую программу
1. По авторской программе В.В. Пасечника для изучения курса биологии в 8 классе отводится 70 часов. По учебному плану ГБОУ СОШ №290 в 8 классе для изучения биологии отводится 68 часов, в связи с этим в рабочей программе уменьшено на 2 часа количество часов резерва.
2. Добавлен обобщающий урок в наиболее сложную для восприятия учащимися тему «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика».
7. Информация об УМК.
- Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология. Человек. 8 класс: учебник с электронным приложением. — М.:Дрофа.
- Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология. Человек. 8 класс: рабочая тетрадь. — М.: Дрофа.
- Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология. Человек. 8 класс: методическое пособие. — М.: Дрофа.
Учебное содержание курса биологии на ступени основного общего образования по УМК «Биология. 5–9 классы» В. В. Пасечника включает:
- Природа – 68 ч (5 класс).
- Бактерии. Грибы. Растения – 34 ч (6 класс).
- Животные. 68 ч, 2 ч в неделю (7 класс);
- Человек. 68 ч, 2 ч в неделю (8 класс);
- Введение в общую биологию. 68 ч, 2 ч в неделю (9 класс).
Такой порядок содержания сохраняет лучшие традиции в подаче учебного материала с постепенным усложнением уровня его изложения в соответствии с возрастом учащихся. Он предполагает последовательное формирование и развитие основополагающих биологических понятий с 5 по 9 класс.
В УМК «Биология. 5–9 классы» В. В. Пасечника особое внимание уделено со-держанию, способствующему формированию современной естественно научной картины мира, показано практическое применение биологических знаний. Содержание данного УМК направлено на формирование познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутри предметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно деятельностного, историко проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
Основное содержание курса биологии в 8 классе направлено на формирование у обучающихся знаний и умений в области основ анатомии, физиологии и гигиены человека, реализацию установок на здоровый образ жизни. Содержание курса ориентировано на углубление и расширение знаний обучающихся о проявлении в организме человека основных жизненных свойств, первоначальные сведения о которых были получены в 5-7 классах. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяют учащимся осознать единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.
8. Количество часов.
Согласно учебному плану при нормативной продолжительности учебного года 34 недели на изучение биологии в 8 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю).
№ | Тема | Количество часов | Практические и лабораторные работы | Обобщающие уроки | |
По программе В.В. Пасечника | По рабочей программе | ||||
1 | Науки, изучающие организм человека | 2 | 2 | ||
2 | Происхождение человека | 3 | 3 | ||
3 | Строение организма | 4 | 4 | 2 | |
4 | Опорно-двигательная система | 7 | 7 | 4 | |
5 | Внутренняя среда организма | 3 | 3 | ||
6 | Кровеносная и лимфатическая система | 6 | 6 | 4 | |
7 | Дыхание | 4 | 4 | 1 | |
8 | Пищеварение | 6 | 6 | 1 | |
9 | Обмен веществ и энергии | 3 | 3 | 2 | |
10 | Покровные органы. Терморегуляция. Выделение | 4 | 4 | 1 | |
11 | Нервная система | 5 | 5 | 1 | 1 |
12 | Анализаторы. Органы чувств | 5 | 5 | 1 | |
13 | Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика | 5 | 6 | 3 | 1 |
14 | Эндокринная система | 2 | 2 | ||
15 | Индивидуальное развитие организма | 5 | 5 | 1 | |
Резерв | 7 | 3 | |||
Итого | 70 | 68 | 20 | 3 |
9. Используемые технологии обучения.
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультаций и индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием ЭОР, групповая работа, самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера, внеклассная работа, исследовательская работа, кружковая работа.
Темы проектной и исследовательской деятельности
1. Экологически грамотный потребитель товаров: упаковки, штрихкоды, индексы пищевых добавок, этикетки на одежде и др.
2. Определение содержания основных витаминов в суточном рационе, сопоставление с нормативами.
3. Определение количества минеральных солей в суточном рационе, сопоставление с нормативами.
4. Определение нитратов в продуктах питания.
5. Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат организма.
6. Определение индивидуального среднесуточного потребления белков, жиров, углеводов (в том числе по приёмам пищи), сопоставление с нормативами.
7. Изучение зависимости частоты дыхания от состояния организма.
8. Кожа: типирование, уход, возрастные изменения, заболевания, улучшение состояния.
9. Оценка собственного образа жизни: привычек, здоровья, степени физической подготовки, правильности питания.
10. Определение объёма памяти, объёма внимания.
11. Разработка и проведение социологического опроса разных групп населения по проблеме их отношения к собственному здоровью.
12. Биоритмы как основа рациональной организации порядка дня человека. Определение индивидуального ритма работоспособности.
13. Составление рациональных режимов дня для людей различных возрастных групп.
14. Выявление факторов, влияющих на работоспособность в учебном процессе.
10. Виды и формы контроля.
Виды контроля:
- устные ответы;
- анализ творческих, исследовательских работ, тематических сообщений;
- дифференцированный индивидуальный письменный или устный опрос;
- самостоятельные работы;
- проверочные работы в рамках каждой темы в виде фрагмента урока;
- лабораторные работы,
- письменные домашние задания;
- тесты;
- самопроверка и взаимопроверка
Преобладающей формой контроля выступают устный опрос (фронтальный или индивидуальный дифференцированный) и тестирование.
11. Соответствие требованиям ГИА.
Рабочая программа соответствует федеральному государственному стандарту и требованиям, предъявляемым при сдаче экзамена в формате ОГЭ.
12. Планируемые результаты изучения курса.
Выпускник научится:
- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость;
- применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результат;
- владеть составляющими исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности организма человека; выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
- ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать на практике приемы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; проведении наблюдений за состоянием собственного организма;
- выделять эстетические особенности человеческого тела;
- реализовывать установки здорового образа жизни;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
- находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;
- анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 8а КЛАССА
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 8а класса и специфики классного коллектива. Отличительной возрастной особенностью детей является усиление интереса друг к другу со стороны мальчиков и девочек, что тоже следует учитывать при организации работы в группах постоянного и сменного состава и при рассаживании детей в классе.
Между обучающимися достаточно ровные, в целом бесконфликтные отношения, но есть группа детей, которых по результатам проведённой социометрии следует отнести к группе «пренебрегаемых». Они замкнуты, необщительны, отличаются крайне медленным темпом деятельности, с трудом вовлекаются в коллективную (групповую или парную) работу, стесняются давать ответы в устной форме. В работе с этими детьми будет применяться индивидуальный подход как при отборе учебного содержания, адаптируя его к интеллектуальным особенностям детей, так и при выборе форм и методов его освоения, которые должны соответствовать их личностных и индивидным особенностям, медленная переключаемость внимания, недостаточная сформированность основных мыслительных функций (анализ, сравнение, выделение главного).
Основная масса обучающихся класса – это дети со средним и низким уровнем способностей и невысокой мотивацией учения (большинство детей приходят в школу для общения), которые в состоянии освоить программу по предмету только на базовом уровне. В классе можно выделить группу обучающихся, которые достаточно часто не имеют всего необходимого к уроку, не выполняют домашние задания. Поскольку в этой группе – неформальные лидеры классного коллектива, их отношение к учебе не вызывает у большинства обучающихся негативного отношения и порицания, а поощряется и принимается за норму. Чтобы включить этих детей в работу на уроке, будут использованы нетрадиционные формы организации их деятельности, частые смены видов работы, потому что волевым усилием эти дети заставить себя работать не в состоянии, а поскольку многие в классе на них равняются, это дестабилизирует рабочую обстановку и не способствует повышению эффективности учебного занятия.
Небольшая группа учеников проявляет желание и возможность изучать биологию. С учётом этого в содержание уроков включён материал повышенного уровня сложности, предлагаются дифференцированные задания как на этапе отработки УУД, так и на этапе контроля. В организации работы с этой группой обучающих учтен и тот факт, что они отличаются высоким уровнем самостоятельности в учебной деятельности и более успешны в выполнении заданий творческого характера. Эти ребята уверены в себе, не боятся ошибиться.
В целом обучающиеся класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и метод работы.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
Результаты изучения предмета в основной школе разделены на предметные, метапредметные и личностные.
Личностные результаты обучения:
- осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического восприятия живых объектов;
- осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
- формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле;
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину.
Метапредметные результаты обучения, т.е. сформированность у обучающихся универсальных учебных действий (УУД):
Познавательные УУД:
- умения работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
- умения составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.), структурировать учебный материал, давать определения понятий;
- умения проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты о объяснять полученные результаты;
- умения сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
- умение строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
- умения создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;
- умения определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Личностные УУД:
- уважительное отношение к окружающим, умение соблюдать культуру поведения и терпимость при взаимодействии со взрослыми и со сверстниками;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- осознание потребности в справедливом оценивании своей работы и работы окружающих;
- умение применять полученные знания в практической деятельности;
- умение эстетически воспринимать объекты природы;
- определение жизненных ценностей, ориентация на понимание причин успехов и неудач в деятельности;
- умение преодолевать трудности в процессе достижения намеченных целей.
Регулятивные УУД:
- умение организовывать свою учебную деятельность: определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;
- умения самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели;
- умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;
- владение основами самоконтроля и самооценки принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД:
- умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- умения интегрироваться и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты обучения, т.е. умение обучающихся осуществлять учебные действия:
- В познавательной сфере:
- понимать смысл биологических терминов;
- характеризовать методы биологической науки (наблюдение, эксперимент, измерение) и оценивать их роль в познании живой природы;
- осуществлять элементарные биологические исследования;
- перечислять свойства живого;
- выделять существенные признаки клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий;
- описывать процессы: обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, рост, развитие, размножение;
- различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные группы живых организмов (бактерии, растения, животные, грибы), а также основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и покрытосеменные);
- сравнивать биологические объекты и процессы, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов;
- определять роль в природе различных групп организмов;
- объяснять роль живых организмов в круговороте веществ в биосфере;
- составлять элементарные пищевые цепи;
- приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
- находить черты, свидетельствующие об усложнении и упрощении строения живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
- объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйственной деятельности человека;
- различать съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растений и животных;
- описывать порядок оказания первой доврачебной помощи пострадавшим;
- формулировать правила техники безопасности в кабинете биологии при выполнении лабораторных работ;
- проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
- В ценностно-ориентационной сфере:
- демонстрировать знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
- В сфере трудовой деятельности:
- демонстрировать знание и соблюдать правила работы в кабинете биологии;
- соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
- В сфере физической деятельности:
- демонстрировать навыки оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами и растениями.
- В эстетической сфере:
- уметь оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
НОРМЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Результаты изучения предмета в основной школе разделены на предметные, метапредметные и личностные. Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметок). Сформированность метапредметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и итогового контроля, а также по результатам выполнения лабораторных и практических работ.
- Оценивание устного ответа учащихся
Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка самостоятельных письменных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА,
РЕАЛИЗУЕМОЕ С ПОМОЩЬЮ УЧЕБНИКА
«Биология. Человек.
8 класс» (68 ч (2 ч в неделю), из них 3 часа резерва)
Тема 1. Науки, изучающие организм человека (2 часа)
Двойственная биосоциальная природа человека, родство человека с миром животных, отличительные особенности людей, предмет и методы наук: анатомия, физиология, психология, гигиена. Основные этапы развития анатомии, физиологии, гигиены. Гераклит, Аристотель, Гиппократ.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—методы наук, изучающих человека;
—основные этапы развития наук, изучающих человека.
Учащиеся должны уметь:
—выделять специфические особенности человека как биосоциального существа.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—работать с учебником и дополнительной литературой.
Тема 2. Происхождение человека (3 часа)
Таксоны. Место человека в системе живых существ. Доказательства эволюции животных и человека. Рудименты, атавизмы. Экологические условия перехода предков человека к прямохождению. Австралопитеки, кроманьонцы. Раса, народность, народ. Связь образования рас с миграцией населения. Негроидная, австралоидная, европеоидная расы.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—место человека в систематике;
—основные этапы эволюции человека;
—человеческие расы.
Учащиеся должны уметь:
—объяснять место и роль человека в природе;
—определять черты сходства и различия человека и
животных;
—доказывать несостоятельность расистских взглядов о
преимуществах одних рас перед другими.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;
—устанавливать причинно-следственные связи при анализе основных этапов эволюции и происхождения человеческих рас.
Тема 3. Строение организма (4 часа)
Уровни организации, план строения, топография внутренних органов. Строение и функция клеточных органоидов, химический состав клетки, понятия «обмен веществ», «гомеостаз», «раздражимость», «возбудимость», «ферменты». Понятия «ткань» и «орган», «тканевая жидкость», «межклеточное вещество». Основные типы тканей. Строение нейрона и нейроглии. Нервный импульс. Синапс и его функции. Рефлекторная дуга.
Демонстрация опыта: разложение пероксида водорода ферментом каталазой
Лабор.работа №1 «Изучение особенностей строения животных тканей» (по дидиктическим карточкам)
Лабор.работа №2 «Самонаблюдение мигательного рефлекса»
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—общее строение организма человека;
—строение тканей организма человека;
—рефлекторную регуляцию органов и систем организма человека.
Учащиеся должны уметь:
—выделять существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы;
—наблюдать и описывать клетки и ткани на готовых микропрепаратах;
—выделять существенные признаки процессов рефлекторной регуляции жизнедеятельности организма человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—сравнивать клетки, ткани организма человека и делать выводы на основе сравнения;
Тема 4. Опорно-двигательная система (7 часов)
Значение скелета и мышц. Химический состав, макро- и микростроение костей, их классификация. Надкостница, компактное и губчатое вещество. Строение и функции частей скелета, сравнение его со скелетом млекопитающих, особенности скелета, связанные с развитием мозга, прямохождением и трудовой деятельностью.Типы соединения костей.Типы мышечной ткани, особенности поперечнополосатой мышечной ткани. Брюшко мышцы, сухожилие.Двигательная единица, механизмы, регулирующие силу мышечного сокращения, энергетика мышечного сокращения, мышцы- антагонисты, утомление и его симптомы.Методы самоконтроля и коррекции осанки. Последствия нарушения осанки и плоскостопия. Остеохондроз, сколиоз.Сведения о травмах костно-мышечной системы и мерах первой помощи при них. Синяк, шина, растяжение связок.
Лабор.работа №3 «Микроскопическое строение кости» (по карточкам)
Демонстрация скелета человека, черепа
Лабор.работа №4 «Мышцы человеческого тела»
Лабор.работа №5 «Утомление при статической работе»
Лабор.работа №6 «Осанка и плоскостопие»
Демонстрации: оказание первой помощи при травмах конечностей
Демонстрация скелета человека, черепа
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—строение скелета и мышц, их функции.
Учащиеся должны уметь:
—объяснять особенности строения скелета человека;
—распознавать на наглядных пособиях кости скелета конечностей и их поясов;
—оказывать первую помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—устанавливать причинно#следственные связи на примере зависимости гибкости тела человека от строения его позвоночника.
Тема 5. Внутренняя среда организма (3 часа)
Гомеостаз, функции плазмы и форменных элементов крови., Понятия «фагоцитоз» , «антигены», «антитела». Механизм свертывания крови. Анализ крови. Лимфа, эритроцит, лейкоцит, тромбоцит. Барьеры, защищающие организм от инфекции. Экологическая защита от патогенных микроорганизмов. Иммунитет и его виды. Органы иммунной системы. Воспаление и общее заболевание. Антигены, антитела. Иммунология. История открытия вакцинации. Роль вакцин и лечебной сыворотки. Аллергия. Резус-фактор
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—компоненты внутренней среды организма человека;
—защитные барьеры организма;
—правила переливания крови.
Учащиеся должны уметь:
—выявлять взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями;
—проводить наблюдение и описание клеток крови на готовых микропрепаратах.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—проводить сравнение клеток организма человека и делать выводы на основе сравнения;
—выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток крови и их функциями.
Тема 6. Кровеносная и лимфатическая система (6 часов)
Артерии, вены, капилляры, аорта. Общий план строения сердца человека. Движение крови по большому и малому кругам кровообращения. Клапаны вен. Связь строения сердца с его функцией. Сердечный цикл. Автоматизм сердечной деятельности. Регуляция работы сердца. Причины движения крови по сосудам, изменение скорости движения крови, принцип измерения артериального давления, гипертония, гипотония, инсульт. Регуляция кровоснабжения. Физиологические основы укрепления сердца и сосудов. Влияние гиподинамии, курения, алкоголя на сердце и сосуды, болезни сердца и их профилактика. Электрокардиограмма. Типы кровотечений и способы их остановки. Обработка ран и уход за ними.
Лабор.работа №8 «Изменение в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение», «Функция венозных клапанов, их положение в опущенной и поднятой руке».
Демонстрация модели сердца
Лабор.работа №9 «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа»
Лабор.работа №10 «Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку»
Практическая работа «наложение повязки»
Практическая работа №1 «Наложение повязки»
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме;
—о заболеваниях сердца и сосудов и их профилактике.
Учащиеся должны уметь:
—объяснять строение и роль кровеносной и лимфатической систем;
выделять особенности строения сосудистой системы и движения крови по сосудам;
—измерять пульс и кровяное давление.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—находить в учебной и научно-популярной литературе
информацию о заболеваниях сердечно-сосудистой системы, оформлять её в виде рефератов, докладов.
Тема 7. Дыхание (4 часа)
Значение биологического окисления. Строение функции дыхательных путей. Голосообразование. Болезни дыхательных путей и их профилактика. Миндалины, гайморит, фронтит, тонзиллит. Связь дыхательной и кровеносной систем, роль большого и малого кругов кровообращения. «Ворота лёгких», диффузия. Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхательных движений. Защитные рефлексы. Защитные рефлексы. Вред курения, загрязнение воздушной среды. Плевральная полость, диафрагма. Флюорография, туберкулез, рак, биологическая и клиническая смерть. Приемы первой помощи при повреждении органов дыхательной системы. Приемы реанимации.
Демонстрация модели гортани, приемов определения проходимости носовых ходов у маленьких детей.
Лабор.работа №11 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха»
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—строение и функции органов дыхания;
механизмы вдоха и выдоха;
—нервную и гуморальную регуляцию дыхания.
Учащиеся должны уметь:
—выделять существенные признаки процессов дыхания и газообмена;
—оказывать первую помощь при отравлении угарным газом, спасении утопающего, простудных заболеваниях.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об инфекционных заболеваниях, оформлять её в виде рефератов, докладов.
Тема 8. Пищеварение (6 часов)
Значение пищеварения, пластическая и энергетическая функция пищи. Органы пищеварения и их эволюция. Пластический и энергетический обмен. Значение вкусовых рецепторов. Строение ротовой полости, расположение слюнных желез. Строение зубов, их типы. Заболевания зубов и их профилактика. Основные свойства ферментов. Расщепление пищи в ротовой полости, желудке, двенадцатиперстной кишке. Ферменты и условия их функционирования, изменение пищевых веществ в пищеварительном тракте. Строение и функции толстого и тонкого кишечника, механизм всасывания, барьерная роль печени, функции аппендикса и аппендицит. Фистула, мнимое кормление. История открытия безусловных и условных рефлексов, взаимосвязь нервной и гуморальной регуляции органов пищеварения. Ботулизм, холера, дизентерия, гельминтозы. Правила потребления пищевых продуктов, их физиологическая значимость, правила гигиены питания.
Лабор.работа №12 (домашняя)«Действие слюны на крахмал»
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—строение и функции пищеварительной системы;
—пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ;
—правила предупреждения желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов.
Учащиеся должны уметь:
—выделять существенные признаки процессов питания и пищеварения; приводить доказательства (аргументировать) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.
Тема 9. Обмен веществ и энергии (3 часа)
Понятия: «обмен веществ», «пластический» «энергетический» обмен. Стадии обмена, в организме белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Микро- и макроэлементы. Значение витаминов, авитоминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз, способы сохранения витаминов в пищевых продуктах. Основной и общий обмен, нормы питания, энергетическая емкость питательных веществ, энерготраты, роль питания в поддержании здоровья.
Лабор.работа №13 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена»
Лабор.работа №14 «Изменения веса тела в зависимости от пищевого рациона и энергозатрат»
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ;
—роль ферментов в обмене веществ;
—классификацию витаминов;
—нормы и режим питания.
Учащиеся должны уметь:
—выделять существенные признаки обмена веществ и превращений энергии в организме человека;
—объяснять роль витаминов в организме человека;
—приводить доказательства (аргументацию) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений развития авитаминозов.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—классифицировать витамины.
Тема 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (4 часов)
Эпидермис, дерма, гиподерма. Строение и функции кожи, волос, ногтей. Гигиена кожи, использование моющих средств, болезни кожи, особенности подростковой кожи, первая помощь при ожогах и обморожениях. Профилактика угревой сыпи, чесотки, лишая. Механизмы терморегуляции. Тепловой и солнечный удар. Почки, мочеточники, мочевой пузырь. Значение органов выделения в поддержании постоянства внутренней среды. Механизм мочеобразования, работа нефрона, заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.
Демонстрация модели почки
Лабораторные работа№15 «Изучение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти. Определение типа своей кожи с помощью бумажной салфетки»
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—наружные покровы тела человека;
—строение и функция кожи;
—органы мочевыделительной системы, их строение и функции;
—заболевания органов выделительной системы и способы их предупреждения.
Учащиеся должны уметь:
—выделять существенные признаки покровов тела, терморегуляции;
—оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударе, ожогах, обморожениях, травмах кожного покрова.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.
Тема 11. Нервная система (5 часов)
Потребности, активность, субъективное отражение. Значение нервной системы, роль психики. Центральная и периферическая нервная система, серое и белое вещество, строение и функции спинного мозга, рефлекторная дуга спинномозговых рефлексов. Большие полушария головного мозга, желудочки мозга, строение и функции продолговатого мозга, моста, среднего мозга, мозжечка. Строение и функции промежуточного мозга, коры больших полушарий. Старая и новая кора. Блуждающий нерв, гипоталамус. Соматический и вегетативный отделы нервной системы, симпатический и парасимпатический подотделы автономного рассказа.
Демонстрация модели головного мозга человека
Лабор.работа №16 «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка»
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—строение нервной системы;
—соматический и вегетативный отделы нервной системы.
Учащиеся должны уметь:
—объяснять значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности;
—объяснять влияние отделов нервной системы на деятельность органов.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.
Тема 12. Анализаторы. Органы чувств (5 часов)
Понятия «анализатор» «орган чувств», механизм обработки информации корой больших полушарий, достоверность получаемой информации, иллюзии. Строение, значение, функционирование зрительного анализатора. Проектирование изображения на сетчатке глаза, бинокулярное зрение. Конъюнктивит, близорукость, дальнозоркость. Причины глазных инфекций их предупреждение, травмы глаза, причины возникновения дальнозоркости, близорукости, косоглазия, катаракты, бельма. Эволюция слухового анализатора, строение и функции слухового анализатора, работа слуховых рецепторов, заболевания слухового аппарата, гигиена слуха. Воспаление среднего уха, тугоухость. Вестибулярный аппарат, вибрационное чувство. Механизм работы вестибулярного, кожно-мышечного, обонятельного и вкусового анализаторов, их взаимодействие.
Демонстрация модели глаза
Лабор.работа №17 «Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением»
Демонстрация модели уха
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—анализаторы и органы чувств, их значение.
Учащиеся должны уметь:
—выделять существенные признаки строения и функционирования органов чувств.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—устанавливать причинно-следственные связи между строением анализатора и выполняемой им функцией;
—проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.
Тема 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (6 часов)
Роль И.М.Сеченова, И.П.Павлова ,А.А.Ухтомского в развитии учения о ВНД и психологии, безусловные и условные рефлексы, внешнее и внутреннее торможение, доминанты. Инстинкты, эмоции, навыки, привычки. Биологические ритмы. Природа сна и сновидений, фазы сна. Базовые и вторичные потребности, сознание, интуиция . Аффект, стресс, рассеянность, значение эмоций, произвольное и непроизвольное внимание
Лабор.работа №18 «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и образование нового динамического стереотипа»
Лабор. работа №19 «Оценка объёма кратковременной памяти с помощью теста»
Лабор.работа №20 «Измерение числа колебаний образа усечённой пирамиды в различных условиях»
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности;
—особенности высшей нервной деятельности человека.
Учащиеся должны уметь:
—выделять существенные особенности поведения и психики человека;
—объяснять роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека;
—характеризовать особенности высшей нервной деятельности человека и роль речи в развитии человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—классифицировать типы и виды памяти.
Тема 14. Эндокринная система (2 часа)
Железы внутренней, внешней и смешанной секреции, свойства гормонов, взаимосвязь нервной и эндокринной систем.
Акромегалия, сахарный диабет, микседема. Функции гипофиза, надпочечников, половых желез, щитовидной и поджелудочной железы.
Демонстрация модели гортани с щитовидной железой
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—железы внешней, внутренней и смешанной секреции;
—взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.
Учащиеся должны уметь:
—выделять существенные признаки строения и функционирования органов эндокринной системы;
—устанавливать единство нервной и гуморальной регуляции.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—классифицировать железы в организме человека;
—устанавливать взаимосвязи при обсуждении взаимодействия нервной и гуморальной регуляции.
Тема 15. Индивидуальное развитие организма (5 часов)
Половое и бесполое размножение, мужская и женская половая система, образование и развитие зародыша, менструации и поллюции. Биогенетический закон Геккеля – Мюллера. Онтогенез, филогенез, эмбриональные приспособления к внутриутробной жизни, режим беременности и рода. Наследственные и врожденные болезни, СПИД, гепатит В, венерические болезни. Физиологические основы гигиены новорожденных и грудных детей, изменения мужского и женского организма в пубертантном периоде. Темперамент, характер, способности, личность.
Демонстрация тестов, определяющих типы темпераментов
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—жизненные циклы организмов;
—мужскую и женскую половые системы;
—наследственные и врождённые заболевания и заболевания, передающиеся половым путём, а также меры их профилактики.
Учащиеся должны уметь:
—выделять существенные признаки органов размножения человека;
—объяснять вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода;
—приводить доказательства (аргументировать) необходимости соблюдения мер профилактики инфекций, передающихся половым путём, ВИЧ-инфекции, медико-генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—приводить доказательства (аргументировать) взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека.
Личностные результаты обучения
—Воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;
—соблюдение правил поведения в природе;
—понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;
—умение учащимися реализовывать теоретические познания на практике;
—понимание учащимися ценности здорового и безопасного образа жизни;
—признание учащихся ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
—осознание значения семьи в жизни человека и общества;
—готовность и способность учащихся принимать ценности семейной жизни;
—уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
—понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
—проведение учащимися работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
—признание права каждого на собственное мнение;
—эмоционально-положительное отношение к сверстникам;
—готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
—умение отстаивать свою точку зрения;
—критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия;
—умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так
и для опровержения существующего мнения.
Резервное время— 3 ч.
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебник: Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. «Биология. Человек. 8 класс» 4-е изд. М.: Дрофа, 2013
Дополнительная литература для учащихся:
Колесов Д.М. Биология. Человек. 8 класс: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа.
Список литературы для учителя:
- Биология. 5–9 классы. Методические рекомендации и рабочая программа к линии УМК В. В. Пасечника
- Богданов Н.А. Контрольно-измерительные материалы. Биология. 8 класс. – М.: ВАКО, 2015
- Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев «Биология. Человек. 8 класс. Тематическое и поурочное планирование» - М.: Дрофа, 2011.
- Лернер Г.И. Человек. Анатомия, физиология, гигиена. Поурочные тесты и задания. - М. Акварель, 1998.
- Муртазин Активные формы обучения биологии М., Просвещение, 1991
- Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по биологии. 8 класс. – М.: ВАКО, 2014
- Резанова Е.А., Антонова И.П., Резанов А.А. Биология человека в таблицах и схемах. – М.: «Издат-школа 2000»
- Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. – М., Просвещение,
Интернет-ресурсы:
Средства обучения:
- Компьютер
- Проектор
- Таблицы по анатомии
- Дидактические карточки
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 класс «Биология»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...