Как человек изменил Землю
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Данный урок я провела на районном конкурсе "Учитель года -2016г". Урок отмечен членами жюри в номинации "Лучшее учебное занятие"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt-uroka_kak_chelovek_izmenil_prirodu.docx | 134.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Визитка урока
ФИО | Кускова Галина Николаевна |
Место работы, должность | МБОУ ТСШ, учитель биологии, географии |
Предмет, класс | Биология, 5 |
Тема урока | "Как человек изменил Землю", |
Тип урока | комбинированный |
Базовый учебник | Биология. 5 класс И.Н. Пономарева, И.В. Николаев |
Цель урока:
- создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации по теме «Как человек изменил природу»,
- выявить причинно-следственных связи влияния человека на природу,
- продолжить воспитание эстетических чувств к живой природе, бережного и рационального отношения к ней.
Планируемыерезультаты освоения темы урока учащимися:
Предметные | Объясняет как влияет человек на природу, знает определение лесопосадки, и их значение; приводит примеры деятельности человека в природе. |
Личностные: | Взаимодействует со сверстниками, умеет управлять эмоциями. |
Метапредметные | |
Коммуникативные: | Высказывает свою точку зрения, планирует учебное сотрудничает в группе. |
Регулятивные: | Определяет и формулирует цель деятельности на уроке с помощью учителя, сохраняет учебную цель, осуществляет контрольсвоих действий. |
Познавательные: | умеет анализировать, обобщать, выделять ключевые понятия, умеет преобразовывать практику моделирования в познавательную, сравнивает имеющиеся и полученные данные, моделирует экологическую ситуацию. |
Методы обучения:
объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Педагогические технологии:
ИКТ-технология.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: комплект мультимедийного оборудования (компьютер, проектор, экран), презентация, рисунки учебника, раздаточный материал.
Урок биологии в 5 классе.
Тема: «Как человек изменил природу».
Цель (учитель): создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации по теме «Как человек изменил природу»
Цель урока (ученики): выяснить, какое влияние оказывает человек на природу.
Планируемыерезультаты освоения темы урока учащимися:
Предметные | Объясняет как влияет человек на природу, знает определение лесопосадки, и их значение; приводит примеры деятельности человека в природе. |
Личностные: | Взаимодействует со сверстниками, умеет управлять эмоциями. |
Метапредметные | |
Коммуникативные: | Высказывает свою точку зрения, планирует учебное сотрудничает в группе. |
Регулятивные: | Определяет и формулирует цель деятельности на уроке с помощью учителя, сохраняет учебную цель, осуществляет контроль своих действий. |
Познавательные: | Умеет анализировать, обобщать, выделять ключевые понятия, умеет преобразовывать практику моделирования в познавательную, сравнивает имеющиеся и полученные данные, моделирует экологическую ситуацию. |
Методы обучения:
объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Педагогические технологии:
ИКТ-технология.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование:
комплект мультимедийного оборудования (компьютер, проектор, экран),презентация, рисунки учебника, раздаточный материал.
Ход урока
- Организационный момент.
Здравствуйте, ребята.
Я рада Вас приветствовать, улыбнитесь друг другу, возьмите соответствующий смайлик и покажите всем своё настроение. Прикрепите его на левую часть доски. Спасибо.
(Слайд 1 музыка1)
II. Целеполагание. (На фоне музыки)
Готовясь к уроку, я вспомнила о притче, которую хочу вам рассказать.
А Вы внимательно послушайте и попробуйте сформулировать тему урока .
Давным-давно, около 5 млрд. лет назад у матери Вселенной родилась дочь – звали ее Земля. Ее отец – Космос на радостях устроил пир на весь мир и позвал в гости все галактики и созвездия.
Каждый, кто приходил посмотреть на красавицу-Землю, приносил ей разные подарки. Созвездия дарили ей Звезды, чтобы она могла смотреть на них по ночам и радоваться. Галактики подарили ей Млечный путь, который указывал ей дорогу в звездном мире. Отец подарил ей Солнце, чтобы оно согревало Землю. Мать подарила ей Луну, чтобы она могла помечтать, глядя на нее. Фея Аква (воды) подарила ей чистую прохладную воду, чтобы ее не мучила жажда. Фея Аэра (воздуха) подарила ей прекрасное, почти невесомое бледно-голубое покрывало, которое сверху покрыла тонким слоем озона, чтобы он не пропускал слишком много ультрафиолетовых лучей. И хотя покрывало было очень тонкое, но оно согревало Землю и защищало ее от метеоритов. Феи Флора и Фауна подарили земле растения и животных. Украсили ее наряд цветами и бабочками. Все радовались, глядя на прекрасную Землю.
И только злая колдунья Вирулина, которую не позвали на этот праздник, не простила обиды и решила отомстить. Долго думала она, как ей поступить, не один миллион лет прошел, и, наконец, придумала. Поселила на Земле человека.
(Слайд 2 музыка 2)
Земля не сразу забеспокоилась. «Пусть живет», - думала она. Много у меня богатства, на всех хватит. А Вирулина не торопилась, знала, что месть ее будет долгой, и, наконец, дождалась.
Пришла как-то Вселенная в гости к своей дочери и не узнала ее. (Картинка1) Все тело Земли изрыто карьерами, изранено взрывами бомб, засыпано мусором. (Картинка2) Чистые когда-то моря и реки покрыты нефтяной пленкой. (Картинка3) Леса почти все вырублены. (Картинка4) Кислорода в воздухе все меньше, а углекислого газа все больше. (Картинка5) Тонкое покрывало все в дырах, и губительные ультрафиолетовые лучи жгут израненное тело Земли.
Ужаснулась Вселенная: кто это сделал.
Ребята! Как вы думаете, каковая тема урока? (обсудите в группе и предложите свой вариант. (учащиеся формулируют тему урока) (если затрудняются натолкнуть наводящими вопросами: О чем говорится в притче?)
- ИЗМЕНЕНИЕ ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКОМ.
(Как человек изменил природу).
ТЕМУ ЗАПИСАТЬ НА ДОСКЕ. (Слайд 3)
Попробуйте определить цель работы?
(Учитель не называет, определяет вместе с детьми на основе обсуждения).
- Выяснить как человек изменил природу.
- выяснить каким образом (способом) человек повлиял на изменение природы.
- узнать, что сделал человек, чтобы изменить природу.
III. Актуализация знаний учащихся
Ребята, Вы уже знаете тему «ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА».
Я предлагаю вам в группе выполните задание “Лента времени”
Расставьте правильно карточки с рисунками по мере развития человека на Земле. Ребята, обратите внимание, что номера в Ленте времени оказались перепутаны.
У какой группы правильный ответ. Ответ на доске: 3, 1, 5, 6, 2, 4. Исправьте свои ошибки. Молодцы.
Посмотрите на ленту времени:
- Чем занимался человек на ранних этапах своего развития? (собирательством) (Слайд 4, щелк)
- В то время он оказывал на природу какое-нибудь влияние? (нет)
- А природа влияла нажизнь человека? приведите примеры. (Слайд 5, щелк) (да. Именно благодаря природе человек имел пищу, одел на себя одежду, построил жилище и т. д.)
IV. Изучение нового материала
Совершенно верно ребята, на ранних этапах развития природа изменяла человека. А вот пагубное воздействие человека на природу стало заметным, когда люди объединялись в крупные племена и общины. Совместная охота на животных, расчистка земли под посевы, совместное передвижение в поисках благоприятных условий очень сильно влияли на изменение природы. Первобытные люди использовали огонь для загона животных после этого образовывались пустынные территории. И люди перекочевывали на новые земли.
- Кто из вас, ребята, может назвать, какое влияние в настоящее время оказывает человек на природу?
Ответы детей………….(строят города, дороги, электростанции, загрязняют воду и воздух, добывают полезные ископаемые, и т.д. посмотрите следующие слайды (Слайд 6, 7, 8, 9, 10,)
И конечно же вырубают леса (Слайд 11, 12)
Учитель: Сегодня люди осознают опасность уничтожения лесов и стараются остановить этот процесс.
- Скажите пожалуйста к чему может привести вырубка лесов? (к исчезновению растений, грибов и животных, будут пересыхать реки и озера. Будут дуть сильные ветры)
- А как вы считаете, можно ли решить эту проблему и восстановить лес усилиями человека? (да - нет )
- А можно ли восстановить тропический лес, который растет на экваторе? (да - нет )
- А теперь в тексте учебника на стр. 112 найдите ответ на вопрос.
- Какая группа вперед готова. Зачитайте. Молодцы.
- Я хотела показать вам красивую картинку, но нечаянно ее разрезала. Я предлагаю Вам в группе собрать ее и посмотреть, что там изображено?
- А что написано? (лесопосадки). (Слайд 13)
В учебнике на стр. 111 найдите это слово и прочитайте, что с ним связано ?
- Кто готов ответить? Зачитайте.
(Слайд 14) В нашем районе Пировское лесничество тоже занимается лесопосадками.
В 2014 голу было освоено 124 га территории на вырубках и прогалинах, посадили 90 га саженцев сосны, 34 га кедра. (496 тыс штук)
В 2015 году было освоено 172 га территории посадили саженцы сосны. (688 тыс штук)
На 1 га – 4 тыс. штук деревьев.
Работу лесничества контролирует лесная охрана.
Человек с самого начала своего существования оказывал влияние на природу. Особенно сильное неблагоприятное воздействие испытывают лесные зоны – вырубка лесов идет большими площадями и степные зоны – они сегодня полностью распаханы.
Сегодня люди понимают, как важно охранять и сохранять природу.
Предлагаю в группах выполнить небольшую творческую работу и представить ее классу. (для 1 и 2 групп одинаковый комплект карточек)
Выберите конверт с заданием:
- 1-ая группа – Я ХОЧУ ЖИТЬ НА ЭТОЙ ПЛАНЕТЕ (модель Земли – цветущая и полная жизни и энергии Земля),
- 2-ая группа – Я НЕ ХОЧУ ЖИТЬ НА ТАКОЙ ПЛАНЕТЕ (модель Земли – заполоненная и задымленная заводами, среди мусора и вырубленных лесов, безжизненная и серая Земля).
- 3-я группа составляет пословицы о Земле (составляют целые пословицы из предложенных частей)
(выступления от групп) - Молодцы, ребята!
А теперь давайте вспомним, какую цель мы с Вами ставили в начале урока?
– (Выяснить как человек изменил природу.
- Узнать как человек повлиял на изменение природы).
Как Вы думаете, справились мы с поставленной целью?
Да, я тоже так считаю.
Мы выяснили, что человек на ранних этапах развития почти не вредил и не изменял природу, в настоящее время человек своей деятельностью оказывает сильное неблагоприятное влияние на природу.
Я хочу, чтобы Вы помнили, что от нас зависит состояние природы, а от природы наше с вами здоровье и наша жизнь. Главное – своими действиями не наносить природе вреда.
(Слайд 15) изучение темы я хочу закончить стихотворением.
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи её полей.
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить её спеши.
Она твой давний, добрый лекарь,
Она союзница души.
Не жги её напропалую
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую
Нас много, а она одна.
Шефн
Ребята, 22 апреля отмечают международный праздник «День Земли».
Предлагаю вам изучить лома параграф 25 и нарисовать рисунок или плакат к празднику Земли и отдать Наталье Александровне.
V. Рефлексия. (Слайд 16)
Заканчивается наш урок, и я предлагаю вам провести рефлексию с незаконченными предложениями: вы по желанию выбираете себе фразу и заканчиваете ее самостоятельно.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Я научился…
У меня получилось…
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Расскажу дома, что …
V. Итог урока:
И снова оцените свое настроение соответствующим смайликом
(Слайд 17). Всем спасибо за работу.
Урок окончен. До свидания.
Технологическая карта урока
Урок биологии в 5 классе.
Тема: «Как человек изменил природу».
Цель: выяснить, какое влияние оказывает человек на природу, что нужно сделать для уменьшения этого воздействия.
Задачи:
Требования к результатам освоения темы урока учащимися:
Коммуникативные: высказывание своей точки зрения, умение задавать вопросы, сотрудничать в группе;
Регулятивные: действие целеполагания, умение преобразовывать практику моделирования в познавательную, умение высказывать предположение и его доказать, умение рефлексировать свои действия по цели;
Познавательные: умение анализировать, обобщать, выделять ключевые понятия, сравнивать имеющиеся и полученные данные на основе микроисследования, моделировать экологическую проблему.
Личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение основ толерантного и межкультурного взаимодействия в коллективе; развитие самостоятельности; формирование осознанной мотивации к выполнению задания; формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).
Тип урока: комбинированный. Моделирование.
Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.
Педагогические технологии:
Развития критического мышления.
Проблемного диалога.
Технология исследовательского обучения.
Технология коллективного способа обучения.
Оборудование: комплект мультимедийного оборудования (компьютер, проектор, экран), презентация, рисунки учебника, лист-путеводитель.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формирование УУД |
Организационный момент | Проверяет готовность учащихся | Показывают свою готовность к уроку | Регулятивные |
Проверка домашнего задания | Работа в группах Учитель раздает листы с заданиями. | Выполняют задания, оценивают и корректируют свои знания | Познавательные Коммуникативные Личностные |
Актуализация знаний, определение темы урока. | Легенда. «Давным-давно, около 5 млрд. лет назад у матери Вселенной родилась дочь – звали ее Земля. Ее отец – Космос на радостях устроил пир на весь мир и позвал в гости все галактики и созвездия. Каждый, кто приходил посмотреть на красавицу-Землю, приносил ей разные подарки. Созвездия дарили ей Звезды, чтобы она могла смотреть на них по ночам и радоваться. Галактики подарили ей Млечный путь, который указывал ей дорогу в звездном мире. Отец подарил ей солнце, чтобы оно согревало Землю. Мать подарила ей Луну, чтобы она могла помечтать, глядя на нее. Фея Аква подарила ей чистую прохладную воду, чтобы ее не мучила жажда. Фея Аэра подарила ей прекрасное, почти невесомое бледно-голубое покрывало, которое сверху покрыла тонким слоем озона, чтобы он не пропускал слишком много ультрафиолетовых лучей. И хотя покрывало было очень тонкое, но оно согревало Землю и защищало ее от метеоритов. Феи Флора и Фауна подарила земле растения и животных. Украсила ее наряд цветами и бабочками. Все радовались, глядя на прекрасную Землю. И только злая колдунья Вирулина, которую не позвали на этот праздник, не простила обиды и решила отомстить. Долго думала она, как ей поступить, не один миллион лет прошел, и, наконец, придумала. Поселила на Земле человека. Земля не сразу забеспокоилась. «Пусть живет», - думала она. Много у меня богатства, на всех хватит. А Вирулина не торопилась, знала, что месть ее будет долгой, и, наконец, дождалась. Пришла как-то Вселенная в гости к своей дочери и не узнала ее. Все тело Земли изрыто карьерами, изранено взрывами бомб, засыпано мусором. Чистые когда-то моря и реки покрыты нефтяной пленкой. Леса почти все вырублены. Кислорода в воздухе все меньше, а углекислого газа все больше. Тонкое покрывало все в дырах, и губительные ультрафиолетовые лучи жгут израненное тело Земли. Ужаснулась Вселенная». Учитель. Ребята! Как вы думаете, какова тема нашего урока? (учащиеся формулируют тему урока) | Ученики формулируют тему урока. | Познавательные Коммуникативные Регулятивные |
Целеполагание | Ребята на прошлом уроке Вы говорили о происхождении человека. Давайте еще раз вспомним: - Чем занимался человек на ранних этапах своего развития? (собирательством) - В то время он оказывал на природу какое-нибудь влияние? (нет) - А природа влияла нажизнь человека? (да. Именно благодаря природе человек имел пищу, одел на себя одежду, построил жилище, стал обрабатывать землю и т. д.) Да, совершенно верно на ранних этапах развития природа изменяла человека. А вот пагубное воздействие человека на природу стало заметным, когда появились в крупные племена и общины. Совместная охота на животных, расчистка земли под посевы, совместное передвижение в поисках благоприятных условий очень сильно влияли на изменение природы. Первобытные люди использовали огонь для загона животных после этого образовывались пустынные территории. И люди перекочевывали на новые земли. | Дети формулируют цели урока, затем они обсуждаются в классе. Общая цель: выяснить, какое влияние человек оказывает на природу, выяснить как человек изменяет природу. | Познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные |
Изучение нового материала | - Ребята, приведите примерыизменения природы человеком в настоящее время: Ответы детей………….(строят города, дороги, электростанции, загрязняют воду и воздух, добывают полезные ископаемые, вырубают леса и т.д.) Учитель: Сегодня люди осознают опасность уничтожения лесов и стараются остановить этот процесс. - А к чему может привести вырубка лесов? - А как вы считаете, можно ли решить эту проблему и восстановить лес усилиями человека? (да) - А вот ученые – биологи считают, что очень трудно вырастить тропический лес. Как вы думаете, почему? - А теперь в тексте учебника на стр. 112 найдите подтверждение своих слов. Зачитайте. - Перед вами в конвертах пазлы. Я предлагаю Вам в группе собрать их и посмотреть, что получится? А теперь переверните картинку и посмотрите, что у Вас написано? (лесопосадки) Найдите это слово в учебнике на стр. 111 и прочитайте, что с ним связано? Человек с самого начала своего существования оказывал влияние на природу. Особенно сильное неблагоприятное воздействие испытывают степные и лесные зоны. Сегодня люди понимают, как важно охранять и сохранять природу. | Учащиеся отвечают на вопросы учителя, работают с учебником. | Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
Первичное закрепление знаний | работа в группах Предлагаю в группах выполнить следующую работу и представить ее классу. - 1-ая группа – Я ХОЧУ ЖИТЬ НА ЭТОЙ ПЛАНЕТЕ (модель Земли – цветущая и полная жизни и энергии Земля), - 2-ая группа – Я НЕ ХОЧУ ЖИТЬ НА ТАКОЙ ПЛАНЕТЕ (модель Земли – заполоненная и задымленная заводами, среди мусора и вырубленных лесов, безжизненная и серая Земля). - 3-я группа составляет пословицы о Земле (составляют целые пословицы из предложенных частей) (выступления от групп) | Ребята выполняют индивидуальную работу в группах. - самостоятельно создают модели Земли, на основе знаний, полученных на уроке (одна модель – цветущая и полная жизни и энергии Земля, другая – заполоненная и задымленная заводами, среди мусора и вырубленных лесов, безжизненная и серая Земля". - составляют целые пословицы из предложенных частей (Приложение 1) | Познавательные, регулятивные, коммуникативные - выделение и осознание учащимися того, что усвоено с помощью речевого высказывания и устной формы |
Рефлексия целеполагания | Обобщающая беседа учителя с учащимися (с обязательным обращением к цели урока). - Молодцы, ребята! А теперь давайте вспомним, какую цель мы с Вами ставили в начале урока? Как Вы думаете справились мы с поставленной целью? Да, я тоже так считаю. Мы выяснили, как человек изменял природу. От нас зависит состояние природы, а от природы наше с вами здоровье и наша жизнь.Главное – своими действиями не наносить природе вреда. Ты, человек, любя природу, | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. | Познавательные Коммуникативные Регулятивные |
Рефлексия учебной деятельности | Продолжить предложение: 1. сегодня я узнал… 2. было интересно… 3. теперь я могу… 4. урок дал мне для жизни… 5. знания урока пригодятся мне.. | Оценивают свою работу на уроке и обсуждают перспективы познавательного процесса. | Регулятивные Личностные |
Домашнее задание | Изучить материал параграфа 25 на стр.110-112. | Записывают задание. | Регулятивные |
Рефлексия настроения | А сейчас оцените свое настроение после урока. (предлагаю взять соответствующий смайлик) Урок окончен. Спасибо за работу. | Регулятивные |
Приложение 1 - ПОСЛОВИЦЫ
Был бы лес, соловьи прилетят.
Не беречь поросли, не видать и дерева.
Кто не сажал дерева, тому не лежать в тени.
В недрах нашей страны можно найти много полезных ископаемых,
а на поверхности - много вредных.
Велика Россия, а ступить некуда.
Кто с дерева кору снимает, тот его убивает.
И у березки слезки текут, когда с нее корку дерут.
Умей охотиться, умей и о дичи заботиться.
Не мудрено срубить, мудрено вырастить.
Задание: “Лента времени”. Расставьте номера карточек с рисунками по мере развития человека на Земле.
Вставка: Лента времени
Ответ:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Как человек изменил Землю»
Конспект урока. Природоведение. 5 класс...
Презентация к уроку «Как человек изменил Землю»
Презентация (частичная версия)...
Как человек изменил Землю
Материал рассказывает о влиянии человека на природу с момента его появления и до настоящего времени....
Конспект урока по природоведению "Как человек изменил Землю"
Урок с использованием презентации по экологическому воспитанию дается в рамках программы по природоведению, в конце учебного года. Можно использовать и для внеклассных мероприятий по предмету....
КАК ЧЕЛОВЕК ИЗМЕНИЛ ЗЕМЛЮ
ПРЕЗЕНТАЦИИ К УРОКУКонспект урока природоведения в 5 классе по теме «Как человек изменил Землю».(учебник Природоведение 5 класс, авторыА. А. Плешаков, Н. И. Сонин)...
КАК ЧЕЛОВЕК ИЗМЕНИЛ ЗЕМЛЮ(ПРЕЗЕНТАЦИИ К УРОКУ)
Размер презентаций не должен превышать 4 МБ, поэтому мне пришлось разбить её на 3 части. Если все это сложить, то порядок слайдов, указанных в конспекте будет соблюдаться....
Как человек изменил Землю
Конспект урока природоведения в 5 классе по теме "Как человек изменил Землю" Учебник А.А. Плешакова и Н.И. Сонина. К конспекту урока разработана презентация...