Вид Инструктажа | № | Название инструктажа | Краткое содержание инструктажа |
Вводный | № 1 | Инструкция по охране труда при работе в кабинете биологии | 1. На лабораторных ученических столах находятся только учебные пособия, инструменты и приборы, относящиеся к занятиям по биологии.
2. При использовании спиртовкой не задувай пламени, а гаси его, покрывая специальным колпачком; никогда не извлекай из спиртовки после ее зажигания горелку с фитилем; не зажигай одну спиртовку от другой: все это грозит пожаром. При работе со спиртовкой береги одежду и волосы от воспламенения.
3. Когда пользуешься скальпелем, лезвием никогда не направляй режущей или колющей части этих инструментов на себя, на своих товарищей, чтобы избежать ранений.
4. Нагревая жидкости в пробирке, пользуйся только специальным держателем для нее, а не бумажной полоской, не направляй отверстие пробирки на себя и на своих товарищей. Все это предупредит возможность ожогов.
5. Осторожно обращайся со стеклянной посудой. В случае, если она все же разбивается, не собирай осколки руками, а сметай их с помощью щеточки в предназначенный для этого совок.
6. Изготавливая препараты для рассматривания их под микроскопом, очень осторожно бери покровное стеклышко большим и указательным пальцами правой руки за края, расположи его параллельно предметному стеклу, которое ты держишь в левой руке, в непосредственной близости к нему, а затем выпусти покровное стеклышко из пальцев, чтобы оно свободно легло на препарат. 7. Нельзя мыть стеклянную посуду мылом: она становится скользкой и ее легко уронить и расколоть.
8. По окончании лабораторной работы обязательно тщательно вымой руки с мылом.
9. В случае травмы или ожога сразу же обратись к учителю, он окажет тебе помощь. |
Текущий | № 2 | Инструкция по охране труда при проведении лабораторных и практических работ по биологии | 1. Учащиеся обязаны: - точно выполнять все указания учителя при проведении работы, без его разрешения не выполнять самостоятельно никаких работ: - при использовании режущих и колющих предметов (брать их только за ручки, не направлять их заостренные части на себя и на своих товарищей, класть их на рабочее место заостренными концами от себя; - при работе со спиртовкой беречь одежду и волосы от воспламенения, не зажигать одну спиртовку от другой, не извлекать из горящей спиртовки горелку с фитилем, не задувать пламя спиртовки ртом, а гасить его, накрывая специальным колпачком; - при нагревании жидкости в пробирке или колбе использовать специальные держатели (штативы), отверстие пробирки или горлышко колбы не направлять на себя и на своих товарищей, не наклоняться над сосудами и не заглядывать в них: - соблюдать осторожность при обращении с лабораторной посудой и приборами из стекла, не бросать, не ронять и не ударять их; - изготавливая препараты для рассматривания их под микроскопом, осторожно брать покровное стекло большим и указательным пальцами за края и аккуратно опускать на предметное стекло, чтобы оно свободно легло на препарат; - при использовании растворов кислот и щелочей наливать их только в посуду из стекла, не допускать попадания их на кожу, глаза и одежду; - при работе с твердыми химреактивами не брать их незащищенными руками, ни в коем случае не пробовать их на вкус, набирать для опыта специальными ложечками (не металлическими); - во избежание отравлений и аллергических реакций не нюхать растения и грибы, не пробовать их на вкус. 2. Учитель обязан: - следить за выполнением хода работы учащимися, в случае необходимости оказывать помощь; - требовать выполнения требований учащимися по охране труда.
|
Текущий | № 3 | Инструкция по охране труда при проведении демонстрационных опытов по биологии | 1. В процессе работы соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место. 2. При использовании режущих и колющих инструментов (соблюдать осторожность, во избежание порезов и уколов брать инструмент только за ручки, не направлять их заостренные части на себя и на учащихся. 3. Соблюдать осторожность при работе с лабораторной посудой и приборами из стекла. Тонкостенную лабораторную посуду следует укреплять в зажимах штативов осторожно, слегка поворачивая вокруг вертикальной оси или перемещая вверх-вниз. Брать предметные стекла за края легко во избежание пореза пальцев. 4. При пользовании спиртовкой для нагревания жидкостей беречь руки от ожогов. Нагревание жидкостей следует производить только в тонкостенных сосудах (пробирках, колбах и пр.). Отверстие пробирки или горлышко колбы при их нагревании не направлять на себя и на учащихся. При нагревании жидкостей не наклоняться над сосудами и не заглядывать в них. 5. При нагревании стеклянных пластинок необходимо сначала равномерно прогреть всю пластинку, а затем вести местный нагрев. 6. Кипячение горючих жидкостей на открытом огне запрещается. 7. Соблюдать осторожность при работе с влажными и сухими препаратами, не давать учащимся трогать руками и нюхать ядовитые растения, грибы и колючие растения. 8. При работе с химреактивами не брать их руками, твердые реактивы из склянок набирать специальными ложечками, шпателями. 9. Поддерживать порядок на рабочем месте, не загромождать стол посторонними предметами.
|
Текущий | № 4 | Правила работы с микроскопом | 1. Поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5—10 см от края стола. 2. В отверстие предметного столика направьте зеркалом свет. 3. Поместите приготовленный препарат на предметный столик и закрепите предметное стекло зажимами. 4. Пользуясь винтом, плавно опустите тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1—2 мм от препарата. 5. В окуляр смотрите одним глазом, не закрывая и не зажмуривая другой. Глядя в окуляр, при помощи винтов медленно поднимайте тубус, пока не появится четкое изображение предмета. 6. После работы приведите микроскоп в нерабочее состояние, уберите в футляр. Микроскоп — хрупкий и дорогой прибор: работать с ним надо аккуратно, строго следуя правилам. |
Текущий | №6 | Инструкция по охране труда при проведении экскурсий по биологии | 1. Отправляясь на экскурсию, надевай одежду, соответствующую сезону и погоде, на ноги надевай прочную обувь, чулки или носки.
2. Возьми с собой питьевую воду в фляжке или бутылке, чтобы не пить воду из открытых водоемов, где обычно бывают микробы - возбудители болезней.
3. Не пробуй ни одного из собранных растений на вкус: помни, что это может повлечь за собой отравление, а также заражение желудочно-кишечными болезнями.
4. Запрещается выкапывать растения незащищенными руками. Для этой цели надо использовать лопатки, рыхлители и защитить руки перчатками.
5. В случае какой-либо травмы обращайся к учителю. У него есть походная аптечка для оказания первой помощи.
Учащиеся обязаны:
- при передвижении не снимать обувь и не ходить босиком во избежание травм и укусов пресмыкающимися и насекомыми; - при изучении флоры и фауны водоема избегать глубоких мест, не входить в воду. Для ознакомления с живыми объектами водоема использовать сачки на длинных ручках. Использование лодок или мостков не разрешается.
Учащимся запрещается: - во избежание лесных пожаров и ожогов разводить костры; - запрещается использовать ядовитые вещества для замаривания насекомых; - во избежание отравлений пробовать на вкус какие-либо растения, плоды и грибы; - во избежание укусов и травм трогать руками ядовитых и опасных пресмыкающихся, животных, насекомых, растений и грибов, а также колючие кустарники и растения; - выкапывать растения из грунта незащищенными руками, использовать для этой цели лопатки, рыхлители и др.; - во избежание заражения желудочно-кишечными болезнями пить воду из открытых непроверенных водоемов, для этого использовать воду из фляжки, которую необходимо брать с собой. Учитель обязан: - осуществлять постоянный контроль за движением учащихся и их поведением во время экскурсии. Учителю запрещается: - оставлять учащихся без присмотра. |
Текущий | №7 | Инструкция по технике безопасности для учащихся во время работы в уголке живой природы | 1. Работы в уголке живой природы выполняй в халате или переднике.
2. При пересадке или перевалке растений, пикировке рассады защищай руки перчатками.
3. Осуществляя подкормку растений, не прикасайся к удобрениям, а набирай их пластмассовыми ложечками или шпателями.
4. Опрыскивание и опыливание растений ядохимикатами строго запрещается.
5. По окончании работы в уголке живой природы сними халат или передник и тщательно вымой руки с мылом.
6. Если во время работы в уголке живой природы ты получишь какую-либо травму, немедленно обратись к учителю, и он окажет тебе необходимую помощь.
|
Перечень медикаментов, перевязочных средств и принадлежностей для аптечки школьного кабинета биологии
| 1. Бинты стерильные шириной 5 см - 2 шт.
2. Индивидуальный пакет первой помощи - 1 шт.
3. Бинт или марлевые салфетки стерильные (в банке с притертой пробкой).
4. Вата гигроскопическая (в банке с притертой пробкой).
5. Ножницы медицинские - 1 шт.
6. Булавки английские - 5 шт.
7. Пинцет - 1 шт.
8. Йодная настойка спиртовая - 2 флакона.
9. Мазь от ожогов - 1 баночка.
10. Перманганат калия (в банке с притертой пробкой) и его раствор.
11. Сода питьевая (в банке с притертой пробкой) и ее 3%-ный раствор.
12. Борная кислота (2%-ный раствор).
13. Нашатырный спирт.
14. Валериановые капли.
|
Перечень медикаментов, перевязочных средств и принадлежностей для походной аптечки
| 1. Бинт стерильный - 2 шт.
2. Индивидуальный пакет первой помощи - 2 шт.
3. Йодная настойка - 1 флакон с притертой пробкой (3%-ный).
4. Нашатырный спирт - 1 флакон с притертой пробкой.
5. Перекись водорода - 1 флакон (3%-ный).
6. Борная кислота - 2%-ный раствор (во флаконе с притертой пробкой).
7. Валериановые капли во флаконе с притертой пробкой.
8. Анальгин в таблетках - 1 упаковка.
9. Ножницы медицинские - 1 шт.
10. Пинцет - 1 шт.
11. Булавки английские - 5 шт.
12. Шина из плотного картона самодельная (50 х 5 см) - 1 шт.
13. Жгут медицинский - 1 шт.
|