«Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана»
план-конспект урока по биологии на тему
«Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.docx | 35.58 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана»
(Тема урока)
ФИО (полностью) | Лезова Ирина Викторовна | |
Место работы | МБОУ «Лукновская сош» | |
Должность | Учитель биологии | |
Предмет | биология | |
Класс | 5 класс | |
Тема и номер урока в теме | Открытие новых знаний | |
Базовый учебник | А.А Каменский, Е.А Криксунов, В.В. Пасечник, Биология Ведениие в общую биологию и экологию: учеб.для общеобразоват. учреждений / — авторская программа В.В. Пасечник |
- Цель урока: организовать деятельность учащихся по изучению строения клетки как целостной биологической системы
9. Задачи:
Познавательные
- Выяснить особенности строения и функции клеток
- Формирование у учащихся знаний об особенностях строения и функциях клеточной мембраны и клеточной стенки
- Развитие умения наблюдать, сравнивать и описывать клетки на готовых микропрепаратах.
Метапредметные
- Продолжить развивать умения работать с разными источниками информации, умение формулировать и решать проблему, высказывать суждения и аргументировать свою точку зрения
- Развитие умений составлять монологическое высказывание по проблеме.
- Представить результаты деятельности
-личностные:
- Развитие представления о том, что все живое состоит из клеток, поэтому необходимо представлять себе строение клетки
- воспитывать культуру общения, чувство ответственности за результаты своего труда.
Тип урока: комбинированный
- Формы работы учащихся, фронтальная, индивидуальная, лабораторные работы
- Необходимое техническое оборудование: мультимедиа
- Структура и ход урока
Структура и ход урока
№ | Этап урока | Используемые ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время |
1 | Организационный момент | Проверяет готовность учащихся к уроку. Активизирует внимание | Организует рабочее место | 1 мин. | |
2 | Актуализация знаний | Работа с инструктивной карточкой | Фронтальный опрос: Учитель задает вопрос: « Почему у растений невозможен такой способ питания?» Прочитайте текст и рассмотрите рисунок стр. 44 и выясните как связаны строение и функции клеточной мембраны. Сравните препараты растительной и животной клетки под микроскопом и сделайте вывод -Что такое клеточная мембрана? -Каковы ее функции? У каких организмов есть клеточная стенка, и из каких полисахаридов она состоит? | Инсруктирует учащихся .как работать с карточкой | 6 мин. |
3 4 5 | Этап изучения новых знаний и способов деятельности Этап первичной проверки понимания изученного Этап закрепление | Работа с микроскопами | Организует деятельность учащихся по проведению лабораторной работы. Учитель предлагает прочесть текст и объяснить какие структуры мембраны отвечают за: а) самозамыкаемость («эффект мыльного пузыря»), б) полупроницаемость, в) получение и преобразование сигналов из окружающей среды?
| Выполняют лабораторную работу. А) Рассматривают под микроскопом готовые микропрепараты клеток растительной и животной ткани. Б) Обращают внимание на главный признак эукариот – наличие ядра в цитоплазме каждой клетки. В) Рассматривают под микроскопом клеточные оболочки растений и животных. Г) Сравнивают строение клеток растений и животных и делают вывод о характерных признаках строения клеток эукариот, а также отмечают строение и функции клеточной оболочки Д) Рассматриваемые клетки зарисовывают, и делают, выводы из наблюдений которые записывают в тетради. Чтение текста. Учащиеся приходят к выводу, что -биологическая мембрана имеет небольшую толщину (5-10нм) -липидный слой динамичная структура ( подвижность, самозамыкаемость) -белки (выполняют функции транспорт веществ, поддержание определенной структуры мембраны, получение и преобразование сигналов из окружающей среды.) -углеводы (распознают внешние сигналы, сцепление соседних клеток) .Учащиеся выбирают задания по желанию. Задания №1 Учащиеся выбирают правильный ответ: 1.Какие из перечисленных веществ в состав мембраны не входят? (белки, липиды, углеводы, нуклеиновые кислоты). 2.Какую функцию выполняют белки, входящие в состав клеточных мембран? (строительную, защитную, ферментативную, все указанные функции) 3.Какуюфункцию выполняют углеводы, входящие в состав клеточных мембран? (транспорт веществ, узнавание типов клеток, образование двойного слоя мембраны, катализ реакций) 4.Какой из компонентов мембраны обуславливает свойства текучести и подвижности ? (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты) 5.Каково строение липидного слоя в мембране? а) мономолекулярный, бимолекулярный б) непрерывный; прерван белковыми парами, частично прерван полупогруженными молекулами белка. Задание №2 Учащиеся разгадывают кроссворд 1. Он доказал, что клетки способны делиться. 2. Внутреннее полужидкое содержимое клетки. 3. Процесс попадания пищевой частички внутрь клетки. 4. Процесс попадания капельки жидкости с растворёнными в ней веществами внутрь клетки. 5. Многочисленные внутриклеточные образования, выполняющие разнообразные функции. 6. Элементрарная единица жизни на Земле. 7. Немецкий учёный, один из тех, кто сформулировал клеточную теорию. 8. Координирует жизнедеятельность клетки. Задание №3 Вопрос 1. Каковы функции наружной мембраны клетки? Ответ:Наружная клеточная мембрана состоит из двойного липидного слоя и молекул белков, часть которых расположена на поверхности, а некоторые пронизывают оба слоя липидов насквозь. Наружная клеточная мембрана выполняет защитную функцию, отделяя клетку от внешней среды, препятствует повреждению ее содержимого. Кроме того, наружная клеточная мембрана обеспечивает транспорт веществ внутрь клетки и из нее, позволяет клеткам взаимодействовать между собой. Вопрос 2. Какими способами различные вещества могут проникать внутрь клетки? Ответ: Сквозь наружную клеточную мембрану вещества могут проникать несколькими способами. Во-первых, через тончайшие каналы, образованные молекулами белков, могут проходить внутрь клетки ионы веществ, имеющие небольшие размеры, например ионы натрия, калия, кальция. Во-вторых, в клетку могут попасть вещества путем фагоцитоза или пиноцитоза. Таким путем обычно проникают пищевые частицы. Вопрос 3. Чем пиноцитоз отличается от фагоцитоза? Ответ:При пиноцитозе выпячивание наружной мембраны захватывает капельки жидкости, а при фагоцитозе — твердые частицы. Вопрос 4. Почему у растительных клеток нет фагоцитоза? При фагоцитозе в том месте, где пищевая частица прикасается к наружной мембране клетки, образуется впячивание, и частица попадает внутрь клетки, окруженная мембраной. У растительной клетки поверх клеточной мембраны имеется плотная непластичная оболочка из клетчатки, что препятствует фагоцитозу. | 9 мин. 6 мин. 15 мин. |
6 | Домашнее задание | https://www.youtube.com/watch?v=Qhbixk2URdc | Совместное определение с учащимися выполнение поставленных целей и задач урока. | Выполнение заданий на закрепление | 2 мин |
7 | Подведение итогов, рефлексия | Совместное определение с учащимися выполнение поставленных целей и задач урока. | Совместное определение с учителем выполнение целей и задач урока Заканчивают предложения Сегодня на уроке я впервые узнал (сделал открытие для себя)... “Я думаю, что...” (Над чем вы задумались?) Для меня этот учебный материал важен потому что... | 1 мин |
- Приложение 1
Плазматическая мембрана.
Роль барьера между цитоплазмой и внешней средой играет плазматическая мембрана. Она очень тонкая (толщина ее составляет около 7,5нм). Биологические мембраны живых организмов имеют сходные структурные особенности и свойства. Ее основу составляет двойной слой молекул жиров-липидов, который можно сравнить со стенкой мыльного пузыря, так как молекулы мыла и липидов построены сходным образом. Двойные слои мембраны пластичны и текучи, как оболочки мыльного пузыря, но вместе с тем и не бесформенны. Если мыльный пузырь разрезать микроножом, то получится не две половинки, а два целых пузыря, только поменьше. Такими же уникальными свойствами обладает и мембрана. Если проткнуть ее иглой, то отверстие тотчас же исчезает, благодаря динамичной структуре липидного бислоя.
В клеточных мембранах встречаются тысячи различных белков. Различают периферические белки, полуинтегральные белки, которые погружены в липидный бислой на различную глубину; интегральные , пронизывающие насквозь мембрану, контактируя при этом с наружной и внутренней средой клетки. Мембранные белки выполняют такие функции как транспорт веществ, катализ мембранных реакций, поддержание определенной структуры мембраны, получение и преобразование сигналов из окружающей среды и т.д.
В мембранах, помимо белков и липидов, могут содержаться и углеводы (от2до 10%).Углеводный компонент мембран может быть связан с молекулами белков (гликопротеины) или липидов (гликолипиды). В основном углеводы располагаются на наружной поверхности мембраны и обеспечивают распознавание внешних сигналов, сцепление соседних клеток.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
« Фагоцитоз на примере питания амебы» | практический | видеофрагмент | https://www.youtube.com/watch?v=Y3q-in_5UD4 https://www.youtube.com/watch?v=Qhbixk2URdc |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Строение и функции клеточной мембраны»
Конспект и Презентация к уроку по биологии для учеников 10-11 классов химико-биологического профиля....
План-конспект открытого урока по биологии с использованием ИКТ в 10 классе по теме: «Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро.»
Конспект содержит биологический диктант по пройденой теме, изучение нового материала с использованием кратких выступлений учащихся, являющихся дополнением к материалу по новой теме, небольшой тест, вы...
Методическая разработка урока биологии в 9 классе «Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. Цитоплазма»
Цели урока: Сформировать знания о цитоплазме, ее составе, клеточной мембране, ее строении.Развивать у учащихся память, мышление и внимание, способностей к анализу и синтезу, учить работать в заданном ...
план-конспект урока по биологии за 9 класс на тему: «Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. Цитоплазма»
Цели урока: Сформировать знания о цитоплазме, ее составе, клеточной мембране, ее строении.Развивать у учащихся память, мышление и внимание, способностей к анализу и синтезу, учить работать в заданном ...
Разработка урока "Общие сведения о клетке. Клеточная мембрана" 9 класс
Урок по теме "Общие сведения о клетке. клеточная мембрана"...
« Строение клетки. Клеточная мембрана. Цитоплазма. Цитоскелет. Клеточный центр»
laquo; Строение клетки. Клеточная мембрана. Цитоплазма. Цитоскелет. Клеточный центр»...
Конспект урока 10 класс «Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро»
Тема урока: «Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро»Цель урока: Создать условие для комплексного применения знаний на уроке в процессе изучения темы....