МХИ
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Ирина Полосинова

МХИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_mhi.docx32.72 КБ
Файл prezentatsiya_mkhi.pptx2.02 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по биологии на тему "Мхи - высшие споровые растения" 6 класс.

Учитель биологии МОУ «СОШ №2 Г. Зеленокумска» Полосинова Ирина Анатольевна

Цели урока:

1. Формирование  представления о строении мхов, об их многообразии и роли в природе и жизни людей.

2. Развитие умения систематизировать, выделять главное и существенное из текста учебника.

 3.Воспитание ответственного отношения к учебе.

Тип  урока: урок изучения нового учебного материала, урок-практикум 

Подготовка к уроку, оборудование:

  • На стендах – таблицы «Зелёный мох кукушкин лён», «Болотный мох сфагнум»;
  • На столах для групп учащихся: образцы изделий из торфа (торфяные таблетки); гербарий мхов: кукушкин лён, сфагнум; инструктивные карточки к лабораторной работе;  тесты для проверки усвоенного на уроке; оценочные листы.
  • На презентации –  рисунки различных видов мхов; схема классификации мхов; сравнительная таблица  «Внешнее строение и размножение мхов»; тест на проверку усвоения знаний.

Планируемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

  • условия жизни мхов;
  • о том, что мхи – высшие растения;
  • признаки, свойственные высшим растениям;
  • особенности строения зеленого мха кукушкина льна;
  • размножение кукушкина льна;
  • особенности строения белого мха сфагнума;
  • значение мхов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

  • различать зеленые и белые мхи;
  • называть черты отличия между высшими и низшими растениями.

Ход урока:

Этап урока

Задачи урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивационно-целевой этап:

- Орг. момент 

Проверка домашнего задания

Создание проблемной ситуации

Подготовка учеников к уроку, Настрой на плодотворную работу.

Побуждение учащихся к формулированию проблемы – постановке учащимися вопросов о неизвестном;

совместной постановке цели деятельности

Вступление-приветствие.

-Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица!  

С добрым утром начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и искать!

- Я желаю вам плодотворной работы на уроке!

Дайте общую характеристику зеленым водорослям.

Дайте общую характеристику бурым и красным водорослям.

Рубрика «Объясни»

Ткань, низшие растения, высшие растения, таллом, ризоиды, фотосинтез.

Предлагает рассмотреть образцы изделий из  торфа на столах и ответить на вопрос:

- Какое отношение имеет торф к нашему уроку?

Обобщает ответы детей и предлагает им сформулировать тему урока.

После формулирования темы и записи её в тетради предлагает учащимся нарисовать мох на отдельных листочках.

Предлагает показать свои рисунки классу, организует беседу:

- Одинаковые ли рисунки?

- Легко ли было выполнить это задание?

- Что недостаёт для хорошего выполнения задания?

- Какие вопросы у вас возникли?

Во время обсуждения вопросов учащихся обобщает их и вывешивает на доске заготовленные таблички со словами: строение, обитание, представители, значение.

На основании их предлагает сформулировать  задачи урока.

- Что же сегодня на уроке мы должны узнать?

Контролируют  готовность.

Дают четкие монологические ответы.

Рассматривают образцы торфа, отвечают на вопрос:

- торф образуется из мха.

Формулируют  тему урока:

 - «Мхи». Слайд №1

Записывают тему в тетради.

Рисуют мох по своим представлениям.

Демонстрируют свои рисунки.

Отвечают на вопросы.

- Нет.

Формулируют проблему о недостаточности знаний о мхах.

Формулируют свои вопросы.

- Из чего состоят мхи?

- Где обитают мхи?

- Как называются мхи?

- Какое значение имеют?

Формулируют задачи урока:

изучение строения мхов, их разнообразия и значения в природе и в жизни человека. Слайд 2

Поисково-исследовательский этап

Физ.минутка.

Изучение:

1.Общей характеристики мхов.

2.Классификации мхов.

3.Внешнего строения листостебельных мхов.

4.Значения мхов в природе и в жизни человека.

Снятие утомления.

Решение познавательных задач.

- Ребята, откройте учебники, прочитайте общую характеристику мхов  (стр.65-66).

Какую характеристику вы можете дать этим растениям?

Чем мхи отличаются от водорослей?

Обобщает ответы детей, подчёркивая, что мхи – это высшие споровые растения.  Слайд № 3 

На какие  группы делятся мхи? Предлагает  заполнить схему классификации мхов.

Для изучения внешнего строения мхов выполняется лабораторная работа.

Предлагает рассмотреть гербарий мхов: кукушкин лён и сфагнум.

 

Ребята, вы познакомились с внешним видом мхов. Давайте подробнее изучим особенности их внутреннего  строения по тексту. Прочитайте текст, приготовьтесь  рассказать друг другу о строении одного из мхов.

- Для обмена информацией расскажите друг другу материал об изучаемом вами мхе.

 

 А как же происходит размножение мхов? Просмотр видеофрагмента.

Основные моменты записываем в тетрадь! В жизненном цикле чередуются бесполое и половое поколения

! В цикле развития мхов преобладает гаметофит.

! Гаметофит – листостебельное растение. Спорофит – коробочка на ножке.

! Обязательно нужна вода.

- С заданием справились.

- Я предлагаю вам сравнить кукушкин лён и сфагнум, найти черты их сходства и различия.

Предлагает заполнить сравнительную таблицу о строении  мхов.

После заполнения таблицы, организует её проверку.

А каково же значение мхов в природе и жизни человека?

Однажды при разработке торфа был найден хорошо сохранившейся рыцарь в доспехах. Как это можно объяснить?

- В учебнике.

Читают текст, рассказывают общую характеристику мхов и отвечают на вопросы.

Читают текст учебника (стр.66), заполняют в тетради схему классификации мхов. слайд №4, 5,6

Рассматривают гербарий мхов.

Выполняют лабораторную работу по инструктивным карточкам.

 (Приложение №2)

Зачитывают вывод 2-3 человека.

Читают тексты о внешнем строении мхов по вариантам:

Работа по группам:

1 – о внешнем строении кукушкина льна;

2 – о внешнем строении сфагнума.

(Приложение №3)

 Рассказывают друг другу строение мхов. Слайд 7,8,9

.

Просмотр видеофрагмента

Слайд 11

Заполняют таблицу на основе полученных знаний и работе с текстом учебника. Слайд  12

Слайд 13

Практический этап

Закрепление знаний  и умений использовать полученные знания в новой ситуации.

Отвечают на вопросы

Слайд 14

Рефлексивно-оценочный этап

Соотнести цель и результаты учебной деятельности, орга-низовать рефлексию и самооценку учени-ками собственной деятельности на уроке.

Акцентирует внимание на теме урока, конечном результате.

Предлагает учащимся самостоятельно оценить свою деятельность на уроке.

- Ребята, вы хорошо поработали на уроке. Домашнее задание прочитать текст параграфа 14, ответить на вопросы.

Дают оценку собственной деятельности.

Приложение к уроку.

Приложение №1

Приложение №3

Кукушкин лён – многолетнее растение. Его коричневато-зеленые стебли иногда достигают в высоту 30 см. Стебли густо покрыты узкими зелёными листьями. Корней у кукушкина льна нет. На нижних частях стебля имеются нитевидные выросты. Эти выросты называются ризоидами. Ризоиды всасывают воду и минеральные вещества из почвы.

Сфагнум – многолетнее растение. Он имеет сильно ветвящийся стебель. Стебель и ветви покрыты мелкими светло – зелёными листьями. В листьях сфагнума два вида клеток: одни – зелёные, другие – прозрачные, мёртвые, воздушные. Сфагнум не имеет ризоидов. Он поглощает воду  мёртвыми прозрачными клетками листьев.

Приложение №4

Приложение №5

Установите соответствие между номерами предложений, в которых отражены характерные признаки мхов, и видами мха.

А) Кукушкин лён          Б) Сфагнум

1) У растения имеются ризоиды.
2) Стебель ветвистый.
3) Стебель покрыт мелкими светло-зелёными листьями.
4) Ни корней, ни ризоидов нет.
5) Стебель не ветвистый.
6) Можно различить женские и мужские растения.
7) В клетках листа имеются клетки с хлоропластами и мертвые клетки, запасающие воздух и воду.
8) Коричневые стебельки покрыты темно-зелёными листочками.

Ответы запишите в таблицу:

1

2

3

4

5

6

7

8

Инструктивная карточка.

Лабораторная работа «Внешнее строение мхов»

Цель:  знакомство с внешним строением зеленых  мхов, научиться их сравнивать.

Оборудование:  таблицы

                           гербарные экземпляры

                           учебник

                          презентация

Ход работы.

1. Рассмотрите растения

2.  Определите особенности их внешнего строения, найдите стебель и листья

3. Определите окраску листьев.

 Оформление результатов:

Зарисуйте мхи в тетрадь и подпишите  основные части.

Сделайте вывод

Инструктивная карточка.

Лабораторная работа «Внешнее строение мхов»

Цель:  знакомство с внешним строением зеленых  мхов, научиться их сравнивать.

Оборудование:  таблицы

                           гербарные экземпляры

                           учебник

                          презентация

Ход работы.

1. Рассмотрите растения

2.  Определите особенности их внешнего строения, найдите стебель и листья

3. Определите окраску листьев.

 Оформление результатов:

Зарисуйте мхи в тетрадь и подпишите  основные части.

Сделайте вывод

Кукушкин лён – _________ растение. Его коричневато-зеленые ________ иногда достигают в высоту 30 см. Стебли густо покрыты узкими ________ листьями.  _______  у кукушкина льна нет. На нижних частях стебля имеются нитевидные выросты. Эти выросты называются _______. Ризоиды всасывают ______ и __________ из почвы.

Сфагнум – _____ растение. Он имеет сильно ветвящийся _______. Стебель и ветви покрыты мелкими ________ листьями. В листьях сфагнума _______ вида клеток: одни – зелёные, другие – прозрачные, мёртвые, воздушные. Сфагнум не имеет ________. Он поглощает воду  __________ клетками листьев.

Кукушкин лён – _________ растение. Его коричневато-зеленые ________ иногда достигают в высоту 30 см. Стебли густо покрыты узкими ________ листьями.  _______  у кукушкина льна нет. На нижних частях стебля имеются нитевидные выросты. Эти выросты называются _______. Ризоиды всасывают ______ и __________ из почвы.

Сфагнум – _____ растение. Он имеет сильно ветвящийся _______. Стебель и ветви покрыты мелкими ________ листьями. В листьях сфагнума _______ вида клеток: одни – зелёные, другие – прозрачные, мёртвые, воздушные. Сфагнум не имеет ________. Он поглощает воду  __________ клетками листьев.

Кукушкин лён – _________ растение. Его коричневато-зеленые ________ иногда достигают в высоту 30 см. Стебли густо покрыты узкими ________ листьями.  _______  у кукушкина льна нет. На нижних частях стебля имеются нитевидные выросты. Эти выросты называются _______. Ризоиды всасывают ______ и __________ из почвы.

Сфагнум – _____ растение. Он имеет сильно ветвящийся _______. Стебель и ветви покрыты мелкими ________ листьями. В листьях сфагнума _______ вида клеток: одни – зелёные, другие – прозрачные, мёртвые, воздушные. Сфагнум не имеет ________. Он поглощает воду  __________ клетками листьев.

Кукушкин лён – _________ растение. Его коричневато-зеленые ________ иногда достигают в высоту 30 см. Стебли густо покрыты узкими ________ листьями.  _______  у кукушкина льна нет. На нижних частях стебля имеются нитевидные выросты. Эти выросты называются _______. Ризоиды всасывают ______ и __________ из почвы.

Сфагнум – _____ растение. Он имеет сильно ветвящийся _______. Стебель и ветви покрыты мелкими ________ листьями. В листьях сфагнума _______ вида клеток: одни – зелёные, другие – прозрачные, мёртвые, воздушные. Сфагнум не имеет ________. Он поглощает воду  __________ клетками листьев.

Параметры сравнения.

Кукушкин лен.

Сфагнум.

Наличие ризоидов.

На нижней части стебля.

Отсутствуют.

Расположение мужских и женских органов.

Двудомное.

Однодомное.

Строение листа.

Многослойный, имеет относительно сложное строение.

Однослойный, состоящий из двух видов клеток.

Строение стебля.

Прямой, неветвящийся.

Ветвится.

Строение спорофита

Коробочка на длинной ножке.

Круглая коробочка на короткой ножке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мхи

Слайд 3

Общая характеристика моховидных Имеют стебель и листья Нет корней ( есть ризоиды) Размножаются спорами Мхи относят к высшим споровым растениям

Слайд 4

Разновидности мхов Печеночные Маршанция, риччия Листостебельные Кукушкин лен, сфагнум

Слайд 5

Печеночные мхи Тело состоит из слоевища Нет ризоидов, но при высыхании водоемов может их образовывать Встречается в сырых лесах, на болотах,водоемах Риччия

Слайд 6

Листостебельные мхи Кукушкин лен Сфагнум

Слайд 7

Кукушкин лен

Слайд 8

Сфагнум 1.Не имеет ризоидов 2.Листья состоят из одного слоя клеток 3.Клетки двух разных типов.

Слайд 9

Клетки с хлоропластами Мертвые клетки Отверстия

Слайд 12

Параметры сравнения Кукушкин лен Сфагнум Наличие ризоидов Расположение мужских и женских органов Строение листа Строения стебля

Слайд 13

Параметры сравнения Кукушкин лен Сфагнум Наличие ризоидов Расположение мужских и женских органов Строение листа Строения стебля

Слайд 14

Значение мхов

Слайд 15

Проверь себя Что общего у мхов и водорослей? Почему мхи относят к Высшим споровым растениям? Чем сфагнум отличается от Кукушкина льна? Каково значение мхов в природе и жизни человека?

Слайд 16

Рефлексия Я запомнил……… Я узнал………….. Мне понравилось……. У меня не получилось

Слайд 17

Домашнее задание параграф, 15, ответить на вопросы

Слайд 18

Спасибо за урок