МХИ
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Открытый урок по биологии на тему "Мхи - высшие споровые растения" 6 класс.
Учитель биологии МОУ «СОШ №2 Г. Зеленокумска» Полосинова Ирина Анатольевна
Цели урока:
1. Формирование представления о строении мхов, об их многообразии и роли в природе и жизни людей.
2. Развитие умения систематизировать, выделять главное и существенное из текста учебника.
3.Воспитание ответственного отношения к учебе.
Тип урока: урок изучения нового учебного материала, урок-практикум
Подготовка к уроку, оборудование:
- На стендах – таблицы «Зелёный мох кукушкин лён», «Болотный мох сфагнум»;
- На столах для групп учащихся: образцы изделий из торфа (торфяные таблетки); гербарий мхов: кукушкин лён, сфагнум; инструктивные карточки к лабораторной работе; тесты для проверки усвоенного на уроке; оценочные листы.
- На презентации – рисунки различных видов мхов; схема классификации мхов; сравнительная таблица «Внешнее строение и размножение мхов»; тест на проверку усвоения знаний.
Планируемые результаты обучения:
Учащиеся должны знать:
- условия жизни мхов;
- о том, что мхи – высшие растения;
- признаки, свойственные высшим растениям;
- особенности строения зеленого мха кукушкина льна;
- размножение кукушкина льна;
- особенности строения белого мха сфагнума;
- значение мхов в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
- различать зеленые и белые мхи;
- называть черты отличия между высшими и низшими растениями.
Ход урока:
Этап урока | Задачи урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Мотивационно-целевой этап: - Орг. момент Проверка домашнего задания Создание проблемной ситуации | Подготовка учеников к уроку, Настрой на плодотворную работу. Побуждение учащихся к формулированию проблемы – постановке учащимися вопросов о неизвестном; совместной постановке цели деятельности | Вступление-приветствие. -Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! С добрым утром начат день, Первым делом гоним лень. На уроке не зевать, А работать и искать! - Я желаю вам плодотворной работы на уроке! Дайте общую характеристику зеленым водорослям. Дайте общую характеристику бурым и красным водорослям. Рубрика «Объясни» Ткань, низшие растения, высшие растения, таллом, ризоиды, фотосинтез. Предлагает рассмотреть образцы изделий из торфа на столах и ответить на вопрос: - Какое отношение имеет торф к нашему уроку? Обобщает ответы детей и предлагает им сформулировать тему урока. После формулирования темы и записи её в тетради предлагает учащимся нарисовать мох на отдельных листочках. Предлагает показать свои рисунки классу, организует беседу: - Одинаковые ли рисунки? - Легко ли было выполнить это задание? - Что недостаёт для хорошего выполнения задания? - Какие вопросы у вас возникли? Во время обсуждения вопросов учащихся обобщает их и вывешивает на доске заготовленные таблички со словами: строение, обитание, представители, значение. На основании их предлагает сформулировать задачи урока. - Что же сегодня на уроке мы должны узнать? | Контролируют готовность. Дают четкие монологические ответы. Рассматривают образцы торфа, отвечают на вопрос: - торф образуется из мха. Формулируют тему урока: - «Мхи». Слайд №1 Записывают тему в тетради. Рисуют мох по своим представлениям. Демонстрируют свои рисунки. Отвечают на вопросы. - Нет. Формулируют проблему о недостаточности знаний о мхах. Формулируют свои вопросы. - Из чего состоят мхи? - Где обитают мхи? - Как называются мхи? - Какое значение имеют? Формулируют задачи урока: изучение строения мхов, их разнообразия и значения в природе и в жизни человека. Слайд 2 |
Поисково-исследовательский этап Физ.минутка. | Изучение: 1.Общей характеристики мхов. 2.Классификации мхов. 3.Внешнего строения листостебельных мхов. 4.Значения мхов в природе и в жизни человека. Снятие утомления. Решение познавательных задач. | - Ребята, откройте учебники, прочитайте общую характеристику мхов (стр.65-66). Какую характеристику вы можете дать этим растениям? Чем мхи отличаются от водорослей? Обобщает ответы детей, подчёркивая, что мхи – это высшие споровые растения. Слайд № 3 На какие группы делятся мхи? Предлагает заполнить схему классификации мхов. Для изучения внешнего строения мхов выполняется лабораторная работа. Предлагает рассмотреть гербарий мхов: кукушкин лён и сфагнум.
Ребята, вы познакомились с внешним видом мхов. Давайте подробнее изучим особенности их внутреннего строения по тексту. Прочитайте текст, приготовьтесь рассказать друг другу о строении одного из мхов. - Для обмена информацией расскажите друг другу материал об изучаемом вами мхе.
А как же происходит размножение мхов? Просмотр видеофрагмента. Основные моменты записываем в тетрадь! В жизненном цикле чередуются бесполое и половое поколения ! В цикле развития мхов преобладает гаметофит. ! Гаметофит – листостебельное растение. Спорофит – коробочка на ножке. ! Обязательно нужна вода. - С заданием справились. - Я предлагаю вам сравнить кукушкин лён и сфагнум, найти черты их сходства и различия. Предлагает заполнить сравнительную таблицу о строении мхов. После заполнения таблицы, организует её проверку. А каково же значение мхов в природе и жизни человека? Однажды при разработке торфа был найден хорошо сохранившейся рыцарь в доспехах. Как это можно объяснить? | - В учебнике. Читают текст, рассказывают общую характеристику мхов и отвечают на вопросы. Читают текст учебника (стр.66), заполняют в тетради схему классификации мхов. слайд №4, 5,6 Рассматривают гербарий мхов. Выполняют лабораторную работу по инструктивным карточкам. (Приложение №2) Зачитывают вывод 2-3 человека. Читают тексты о внешнем строении мхов по вариантам: Работа по группам: 1 – о внешнем строении кукушкина льна; 2 – о внешнем строении сфагнума. (Приложение №3) Рассказывают друг другу строение мхов. Слайд 7,8,9 . Просмотр видеофрагмента Слайд 11 Заполняют таблицу на основе полученных знаний и работе с текстом учебника. Слайд 12 Слайд 13 |
Практический этап | Закрепление знаний и умений использовать полученные знания в новой ситуации. | Отвечают на вопросы | Слайд 14 |
Рефлексивно-оценочный этап | Соотнести цель и результаты учебной деятельности, орга-низовать рефлексию и самооценку учени-ками собственной деятельности на уроке. | Акцентирует внимание на теме урока, конечном результате. Предлагает учащимся самостоятельно оценить свою деятельность на уроке. - Ребята, вы хорошо поработали на уроке. Домашнее задание прочитать текст параграфа 14, ответить на вопросы. | Дают оценку собственной деятельности. |
Приложение к уроку.
Приложение №1
Приложение №3
Кукушкин лён – многолетнее растение. Его коричневато-зеленые стебли иногда достигают в высоту 30 см. Стебли густо покрыты узкими зелёными листьями. Корней у кукушкина льна нет. На нижних частях стебля имеются нитевидные выросты. Эти выросты называются ризоидами. Ризоиды всасывают воду и минеральные вещества из почвы.
Сфагнум – многолетнее растение. Он имеет сильно ветвящийся стебель. Стебель и ветви покрыты мелкими светло – зелёными листьями. В листьях сфагнума два вида клеток: одни – зелёные, другие – прозрачные, мёртвые, воздушные. Сфагнум не имеет ризоидов. Он поглощает воду мёртвыми прозрачными клетками листьев.
Приложение №4
Приложение №5
Установите соответствие между номерами предложений, в которых отражены характерные признаки мхов, и видами мха.
А) Кукушкин лён Б) Сфагнум
1) У растения имеются ризоиды.
2) Стебель ветвистый.
3) Стебель покрыт мелкими светло-зелёными листьями.
4) Ни корней, ни ризоидов нет.
5) Стебель не ветвистый.
6) Можно различить женские и мужские растения.
7) В клетках листа имеются клетки с хлоропластами и мертвые клетки, запасающие воздух и воду.
8) Коричневые стебельки покрыты темно-зелёными листочками.
Ответы запишите в таблицу:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Инструктивная карточка.
Лабораторная работа «Внешнее строение мхов»
Цель: знакомство с внешним строением зеленых мхов, научиться их сравнивать.
Оборудование: таблицы
гербарные экземпляры
учебник
презентация
Ход работы.
1. Рассмотрите растения
2. Определите особенности их внешнего строения, найдите стебель и листья
3. Определите окраску листьев.
Оформление результатов:
Зарисуйте мхи в тетрадь и подпишите основные части.
Сделайте вывод
Инструктивная карточка.
Лабораторная работа «Внешнее строение мхов»
Цель: знакомство с внешним строением зеленых мхов, научиться их сравнивать.
Оборудование: таблицы
гербарные экземпляры
учебник
презентация
Ход работы.
1. Рассмотрите растения
2. Определите особенности их внешнего строения, найдите стебель и листья
3. Определите окраску листьев.
Оформление результатов:
Зарисуйте мхи в тетрадь и подпишите основные части.
Сделайте вывод
Кукушкин лён – _________ растение. Его коричневато-зеленые ________ иногда достигают в высоту 30 см. Стебли густо покрыты узкими ________ листьями. _______ у кукушкина льна нет. На нижних частях стебля имеются нитевидные выросты. Эти выросты называются _______. Ризоиды всасывают ______ и __________ из почвы.
Сфагнум – _____ растение. Он имеет сильно ветвящийся _______. Стебель и ветви покрыты мелкими ________ листьями. В листьях сфагнума _______ вида клеток: одни – зелёные, другие – прозрачные, мёртвые, воздушные. Сфагнум не имеет ________. Он поглощает воду __________ клетками листьев.
Кукушкин лён – _________ растение. Его коричневато-зеленые ________ иногда достигают в высоту 30 см. Стебли густо покрыты узкими ________ листьями. _______ у кукушкина льна нет. На нижних частях стебля имеются нитевидные выросты. Эти выросты называются _______. Ризоиды всасывают ______ и __________ из почвы.
Сфагнум – _____ растение. Он имеет сильно ветвящийся _______. Стебель и ветви покрыты мелкими ________ листьями. В листьях сфагнума _______ вида клеток: одни – зелёные, другие – прозрачные, мёртвые, воздушные. Сфагнум не имеет ________. Он поглощает воду __________ клетками листьев.
Кукушкин лён – _________ растение. Его коричневато-зеленые ________ иногда достигают в высоту 30 см. Стебли густо покрыты узкими ________ листьями. _______ у кукушкина льна нет. На нижних частях стебля имеются нитевидные выросты. Эти выросты называются _______. Ризоиды всасывают ______ и __________ из почвы.
Сфагнум – _____ растение. Он имеет сильно ветвящийся _______. Стебель и ветви покрыты мелкими ________ листьями. В листьях сфагнума _______ вида клеток: одни – зелёные, другие – прозрачные, мёртвые, воздушные. Сфагнум не имеет ________. Он поглощает воду __________ клетками листьев.
Кукушкин лён – _________ растение. Его коричневато-зеленые ________ иногда достигают в высоту 30 см. Стебли густо покрыты узкими ________ листьями. _______ у кукушкина льна нет. На нижних частях стебля имеются нитевидные выросты. Эти выросты называются _______. Ризоиды всасывают ______ и __________ из почвы.
Сфагнум – _____ растение. Он имеет сильно ветвящийся _______. Стебель и ветви покрыты мелкими ________ листьями. В листьях сфагнума _______ вида клеток: одни – зелёные, другие – прозрачные, мёртвые, воздушные. Сфагнум не имеет ________. Он поглощает воду __________ клетками листьев.
Параметры сравнения. | Кукушкин лен. | Сфагнум. |
Наличие ризоидов. | На нижней части стебля. | Отсутствуют. |
Расположение мужских и женских органов. | Двудомное. | Однодомное. |
Строение листа. | Многослойный, имеет относительно сложное строение. | Однослойный, состоящий из двух видов клеток. |
Строение стебля. | Прямой, неветвящийся. | Ветвится. |
Строение спорофита | Коробочка на длинной ножке. | Круглая коробочка на короткой ножке. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Общая характеристика моховидных Имеют стебель и листья Нет корней ( есть ризоиды) Размножаются спорами Мхи относят к высшим споровым растениям
Разновидности мхов Печеночные Маршанция, риччия Листостебельные Кукушкин лен, сфагнум
Печеночные мхи Тело состоит из слоевища Нет ризоидов, но при высыхании водоемов может их образовывать Встречается в сырых лесах, на болотах,водоемах Риччия
Листостебельные мхи Кукушкин лен Сфагнум
Кукушкин лен
Сфагнум 1.Не имеет ризоидов 2.Листья состоят из одного слоя клеток 3.Клетки двух разных типов.
Клетки с хлоропластами Мертвые клетки Отверстия
Параметры сравнения Кукушкин лен Сфагнум Наличие ризоидов Расположение мужских и женских органов Строение листа Строения стебля
Параметры сравнения Кукушкин лен Сфагнум Наличие ризоидов Расположение мужских и женских органов Строение листа Строения стебля
Значение мхов
Проверь себя Что общего у мхов и водорослей? Почему мхи относят к Высшим споровым растениям? Чем сфагнум отличается от Кукушкина льна? Каково значение мхов в природе и жизни человека?
Рефлексия Я запомнил……… Я узнал………….. Мне понравилось……. У меня не получилось
Домашнее задание параграф, 15, ответить на вопросы
Спасибо за урок