Программы элективных курсов по биологии
элективный курс по биологии (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Элективный курс "Экология растений" 6 класс
Элективнй курс "Экология животных" 7 класс
Элективный курс "Экология человека. Культура здоровья" 8 класс
Элективный курс "Клетки и ткани" 10-11 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_ekologiya_rasteniy.docx | 34.98 КБ |
rabochaya_programma_ekologiya_zhivotnyh.docx | 51.84 КБ |
rabochaya_programma_ekologiya_cheloveka.docx | 24.54 КБ |
rabochaya_programma_kletki_i_tkani.docx | 38.14 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МО КУЙТУНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО Зам. директора по УВР Директор МКОУ «Уянская СОШ»
учителей
естественно-научного
цикла ____________________ ________________________
протокол №_____ ____________________ ________________________
от_____________ (дата) (дата)
руководитель МО
_______________
Рабочая программа
элективного курса
Экология растений
Образовательная область: естествознание
Уровень: основное общее образование
Класс: 6
Составитель программы:
учитель химии и биологии
Таюрская Л.Н.
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 г. № 273-ФЗ (п. 22 ст. 2; ч. 1, 5 ст. 12; ч. 7 ст. 28; ст. 30; п. 5 ч. 3 ст. 47; п. 1 ч. 1 ст. 48);
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утв. приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089
- Программа для общеобразовательных учреждений «Экология растений» Автор: И.М Швец
Планируемые результаты:
Знать/понимать
1. Основные экологические факторы в жизни растений.
2. Условия существования, периоды жизни и возрастные состояния растений.
3.Характеристику различным растительным сообществам, взаимосвязям внутри растительного сообщества, различным сезонным изменениям растений.
4.Антропогенное влияние на растительные сообщества, уровни жизненного состояния растений.
Уметь
1.Описывать и объяснять приспособление растений к различным экологическим факторам и влияние экологических факторов на жизнедеятельность растений
2.Определять антропогенное влияние на растительные сообщества, уровни жизненного состояния растений.
3. Объяснять значение различных экологических факторов для растений разных периодов жизни и возрастных состояний; для устойчивости растительных сообществ, видового разнообразия растений, разнообразия растительных сообществ.
4. Объяснять роль и значение растений, грибов и бактерий в круговороте веществ и непрерывности жизни.
5. Объяснять роль человека в охране растительного мира, в сохранении биоразнообразия растений.
6. Уметь прогнозировать изменения в развитии растительных сообществ и отдельных растений под воздействием усилившейся антропогенной нагрузки.
Применять
Применять знания об экологических факторах для повышения выживаемости комнатных и сельскохозяйственных растений
Содержание учебного курса:
Тема 1. Экология растений: раздел науки и учебный предмет (2ч)
Экология как наука. Среда обитания и условия существования. Взаимосвязи живых организмов и среды. Особенности взаимодействия растений и животных с окружающей их средой. Экология растений и животных как учебный предмет.
Основные понятия: среда обитания, условия существования, взаимосвязи, экология растений, растительные сообщества.
Экскурсия. Живой организм, его среда обитания и условия существования. (Экскурсия проводится на любой объект, где можно познакомиться с любым растительным организмом и его средой обитания: парк, лес, луг, живой уголок.)
Тема 2. Свет в жизни растений (Зч)
Свет и фотосинтез. Влияние света на рост и цветение растений. Свет как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к свету. Приспособление растений к меняющимся условиям освещения.
Основные понятия: свет и фотосинтез, растения длинного дня, растения короткого дня, прямой солнечный свет, рассеянный свет, светолюбивые растения, теневыносливые и тенелюбивые растения.
Практическая работа. Определение количества солнечных дней в году в своей местности. (Выполняется по дневникам учащихся.)
Опыт в домашних условиях. Влияние света на рост и развитие растений. (В ходе работы доказывается, что солнечный свет оказывает непосредственное влияние на рост и развитие растений. Сравниваются выросшие на свету и в темноте проростки.)
Лабораторная работа. Изучение строения листьев светолюбивого и тенелюбивого растений под микроскопом. (Под микроскопом изучаются микропрепараты листьев камелии и герани. Делается вывод о связи строения листа с его функцией и его расположением относительно направления световых лучей.)
Тема 3. Тепло в жизни растений (Зч)
Тепло как необходимое условие жизни растений. Значение тепла для прорастания семян, роста и развития растений. Температура как экологический фактор. Разнообразие температурных условий на Земле. Экологические группы растений по отношению к теплу. Приспособления растений к различным температурам. Выделение тепла растениями. Зависимость температуры растений от температуры окружающей среды.
Основные понятия: тепло — необходимое условие жизни, тепловые пояса, теплолюбивые растения.
Практическая работа. Определение среднегодовой и среднесезонных температур своей местности и растений, приспособленных к ним. (Среднегодовые и среднесезонные температуры определяются по дневникам наблюдений. С помощью учителя по справочникам определяются сельскохозяйственные растения, наиболее приспособленные к выращиванию в своей местности.)
Тема 4. Вода в жизни растений (Зч)
Вода как необходимое условие жизни растений. Значение воды для питания, охлаждения, расселения, для прорастания семян, роста и развития растений. Влажность как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к воде. Приспособление растений к различным условиям влажности.
Основные понятия: влажность, вода — необходимое условие жизни, влаголюбивые растения, засухоустойчивые растения, суккуленты, орошение, осушение.
Практические работы. Определение количества дождливы и засушливых дней в году в своей местности. (Определение ведется по дневникам.) Приспособленность растений своей местности к условиям влажности. (Доказывается необходимость воды и тепла для прорастания семян.)
Опыт в домашних условиях. Влияние воды и тепла на прорастание растений.
Лабораторная работа. Знакомство с водными, влаголюбивыми и засухоустойчивыми растениями. (По гербарным экземплярам или рисункам проводится работа, в ходе которой выявляются особенности строения растений с разным отношением к влаге.)
Тема 5. Воздух в жизни растений (Зч) Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни растений. Значение для растений азота, кислорода и углекислого газа. Приспособление растений к
извлечению азота, кислорода и углекислого газа из воздуха. Приспособление растений к опылению и распространению ветром.
Основные понятия: газовый состав воздуха, кислотные дожди, ветроустойчивые растения.
Лабораторные работы. Изучение приспособлений растений к опылению и распространению ветром. (Изучение проводится по коллекции плодов и семян с помощью лупы.) Определение с помощью домашних растений степени запыленности воздуха. (С помощью ленты-скотча определяется степень запыленности воздуха.)
Тема 6. Почва в жизни растений (Зч)
Почва как необходимое условие жизни растений. Виды почв. Состав почвы. Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв. Плодородие почв. Действия человека, влияющие на качество почв.
Основные понятия: минеральные и органические вещества почвы, гумус, почвенное питание, плодородие почвы, солевыносливые (солеустойчивые) растения, органические и минеральные удобрения, эрозия почв.
Домашняя практическая работа. Влияние механического состава почвы на прорастание семян, рост и развитие проростков. (Проращиваются семена, например, фасоли, в типах почвы: песке; глине; почве, принесенной из сада или с огорода. В ходе работы доказывается, что сроки прорастания семян и развития проростков зависят от типа почвы.)
Экскурсия. Человек и почва. (Экскурсия проводится в тепличное хозяйство, где в это время идет подготовка почвы к выращиванию рассады. При отсутствии тепличного хозяйства с процедурой подготовки почвы можно познакомиться на примере выращивания комнатных растений.)
Тема 7. Животные и растения (2ч)
Взаимное влияние животных и растений. Значение животных для опыления и распространения растений. Значение растений для животных. Растения-хищники.
Основные понятия: растительноядные животные, растения-хищники, животные-опылители и распространители семян растений.
Лабораторные работы. Способы распространения плодов и семян. (С помощью коллекции плодов и семян и лупы изучаются приспособления семян и плодов к распространению животными.) Изучение защитных приспособлений растений. (На гербарных экземплярах растений доказывается, что у растений имеется пассивная защита от поедания их животными, например: у крапивы — жгучие волоски, у барбариса или боярышника — колючки.)
Тема 8. Влияние растений друг на друга (1ч)
Прямое и опосредованное влияние растений друг на друга. Различные формы взаимодействия между растениями. Конкуренция между растениями по отношению к различным экологическим факторам.
Основные понятия: растения-паразиты, конкуренция, прямое влияние.
Лабораторная работа. Взаимодействие лиан с другими растениями. (С помощью гербарных экземпляров, например гороха, чины, плюща и других, изучаются приспособления лиан, обеспечивающие им преимущество в выживании.)
Тема 9. Грибы и бактерии в жизни растений (2ч)
Роль грибов и бактерий в жизни растений. Круговорот веществ и непрерывность жизни. Бактериальные и грибные болезни растений.
Основные понятия: сапротрофы, паразиты, круговорот веществ, микориза, фитофтороз.
Лабораторная работа. Грибные заболевания злаков. (Изучаются на гербарных экземплярах.)
Тема 10. Сезонные изменения растений (2 ч)
Приспособленность растений к сезонам года. Листопад и его роль в жизни растений. Озимые и яровые однолетники. Глубокий и вынужденный покой. Фенологические фазы растений и влияние на них климата и погоды.
Основные понятия: лесная подстилка, озимые однолетники, глубокий и вынужденный покой, весеннее сокодвижение, яровые однолетники, фенология, фенологические фазы.
Экскурсия. Приспособление растений к сезонам года. (Для разных местностей экскурсия может проходить как зимой, так и весной. В ходе экскурсии нужно познакомиться с сезонными изменениями в жизни растений, научиться наблюдать взаимосвязи растений в природе, находить доказательства влияния условий среды на живой организм; отметить, каким образом разные растения приспособились переносить зимние условия; какие условия способствуют весеннему пробуждению растений.)
Тема 11. Изменение растений в течение жизни (1ч)
Периоды жизни и возрастные состояния растений. Значение различных экологических факторов для растений разных периодов жизни и возрастных состояний. Причины покоя семян. Условия обитания и длительность возрастных состояний растений.
Основные понятия: периоды течения жизни растений, период покоя, период молодости, период зрелости.
Тема 12. Разнообразие условий существования
и их влияние на разные этапы жизни растений (2ч)
Разнообразие условий существования растений. Жизненное состояние растений как показатель условий их жизни. Уровни жизненного состояния растений.
Основные понятия: условия существования, жизненное состояние растений, широкая и узкая приспособленность. Практическая работа. Воздействие человека на растительность. (По материалам учебного пособия «Экология растений», учебника «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» (авт.: И.Н. Пономарева и др.)» учебника «История средних веков» (авт.: М.В. Пономарев и др.) прослеживается влияние человека на растительность на разных этапах развития общества.)
Тема 13. Жизненные формы растений (1 ч)
Разнообразие жизненных форм растений. Разнообразие деревьев разных климатических зон. Жизненные формы растений своей местности.
Основные понятия: широколиственные, мелколиственные, хвойные деревья; суккулентные стеблевые деревья; бутылочные и розеточные деревья; деревья-душители и деревья-рощи.
. Практическая работа. Изучение жизненных форм растений на пришкольном участке. (Изучаются особенности различных жизненных форм растений на пришкольном участке или в любом природном комплексе. Делаются выводы о преимущественном распространении определенных жизненных форм и обсуждается их санитарное состояние.)
Тема 14. Растительные сообщества (Зч)
Растительные сообщества, их видовой состав. Естественные и искусственные растительные сообщества. Устойчивость растительных сообществ. Взаимное влияние растений друг на друга в сообществе. Количественные соотношения видов в растительном сообществе. Строение растительных сообществ: ярусность, слоистость, горизонтальная расчлененность. Суточные и сезонные изменения в растительных сообществах.
Основные понятия: растительные сообщества, устойчивость растительных сообществ, видовой состав, разнообразие растений, ярусность, смены растительных сообществ.
Практическая работа. Изучение состояния сообщества пришкольного участка, городского парка, сквера и т. д. (Группами по3-5 человек обследуется состояние растительности на пришкольном участке, в парке, сквере и т. д., выясняется степень антропогенного влияния на растения.)
Экскурсия. Строение растительного сообщества.
Тема 15. Охрана растительного мира (3 ч)
Обеднение видового разнообразия растений. Редкие и охраняемые растения. Охраняемые территории. Редкие и охраняемые растения своей местности.
Основные понятия: редкие растения, охраняемые растения, Красная книга, охраняемые территории.
Практическая работа. Охраняемые территории России. (С помощью пособия «Экология растений» и атласа с географической картой «Охрана природы России» учащиеся знакомятся с разнообразием охраняемых территорий России и, если есть возможность — с охраняемыми растениями своей местности.)
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | План | Факт | |
1. | Что изучает экология растений? | |||
2. | Особенности взаимодействий растений и животных со средой | |||
СВЕТ В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ - 3 ч. | ||||
3 | Для чего нужен свет растениям? Разнообразие условий освещения на Земле. | |||
4 | Экологические группы растений по отношению к свету. Светолюбивые, теневыносливые и тенелюбивые растения. | |||
5 | Приспособления растений к меняющимся условиям освещения. Как можно регулировать условия освещения растений. | |||
ТЕПЛО В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ – 3 ч. | ||||
6 | Для чего нужно тепло растениям? | |||
7 | Источники тепла и разнообразие температурных условий на земле. Температура тела растений. | |||
8 | Приспособления растений к высоким и низким температурам. Улучшение температурных условий для растений. | |||
ВОДА В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ – 3 ч. | ||||
9 | Для чего нужна вода растениям? Как поступает и удерживается вода в растениях, на что расходуется. | |||
10 | Экологические группы растений по отношению к воде. | |||
11 | Самостоятельная работа №1 по теме: «Свет, тепло и вода в жизни растений». | |||
ВОЗДУХ В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ – 3ч | ||||
12 | Газовый состав воздуха в жизни растений. Ветер в жизни растений. | |||
13 | Приспособления растений к опылению и к распространению ветром. | |||
14 | Регулирование человеком воздушных потоков и газового состава воздуха. | |||
ПОЧВА В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ – 3ч. | ||||
15 | Что представляет собой почва. Для чего растениям нужна почва? | |||
16 | Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв. | |||
17 | Улучшение почв человеком. Охрана почв. | |||
ЖИВОТНЫЕ И РАСТЕНИЯ – 2Ч | ||||
18 | Животные-опылители. Как распространяют плоды и семена люди и животные. | |||
19 | Растения и растительноядные животные. Растения-хищники. | |||
ВЛИЯНИЕ РАСТЕНИЙ ДРУГ НА ДРУГА – 2 ч. | ||||
20 | Прямые влияния растений друг на друга. Влияние растений друг на друга через изменения среды. | |||
21 | Конкуренция между растениями по отношению к различным экологическим факторам. | |||
ГРИБЫ И БАКТЕРИИ В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ – 2 ч. | ||||
22 | Круговорот веществ | |||
23 | Сожительство растений с грибами и бактериями. Бактериальные и грибные болезни растений. | |||
СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ – 2ч | ||||
24 | Осень и зима в жизни растений. Весна и лето в жизни растений. | |||
25 | Фенологические фазы. Фенология | |||
ИЗМЕНЕНИЕ РАСТЕНИЙ В ТЕЧЕНИЕ ЖИЗНИ – 1ч. | ||||
26 | Как долго живут растения и как определяют их возраст. Периоды жизни и возрастные состояния растений. Их значение. | |||
РАЗНООБРАЗИЕ УСЛОВИЙ СУЩЕСТВОВАНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАСТЕНИЯ – 2ч. | ||||
27 | Условия существования и жизненное состояние растений. | |||
28 | Жизненное состояние растений как показатель условий их жизни. | |||
ЖИЗНЕННЫЕ ФОРМЫ РАСТЕНИЙ – 1 ч. | ||||
29 | Разнообразие жизненных форм растений. Разнообразие деревьев. | |||
РАСТИТЕЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА – 3ч. | ||||
30 | Растительное сообщество: определение, состав, разнообразие, строение, количественное соотношение видов. | |||
31 | Разнообразие растений одного вида в растительном сообществе. Строение растительных сообществ | |||
32 | Изменения растительных сообществ. Воздействие человека на растительность. | |||
ОХРАНА РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА – 3Ч | ||||
33 | Редкие и охраняемые растения своей местности. Красная книга. | |||
34 | Охраняемые территории |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МО КУЙТУНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО Зам. директора по УВР Директор МКОУ «Уянская СОШ»
учителей
естественно-научного
цикла ____________________ ________________________
протокол №_____ ____________________ ________________________
от_____________ (дата) (дата)
руководитель МО
_______________
Рабочая программа
элективного курса
Экология животных
Образовательная область: естествознание
Уровень: основное общее образование
Класс: 7
Составитель программы:
учитель химии и биологии
Таюрская Л.Н.
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 г. № 273-ФЗ (п. 22 ст. 2; ч. 1, 5 ст. 12; ч. 7 ст. 28; ст. 30; п. 5 ч. 3 ст. 47; п. 1 ч. 1 ст. 48);
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утв. приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089
- Программа для общеобразовательных учреждений «Экология животных» Автор: И.М Швец
Планируемые результаты:
Знать/понимать:
1.Объяснять взаимовлияние экологических факторов и живых организмов, особенности распространения животных в зависимости от действия экологических факторов.
2.Давать характеристику основным видам приспособлений животных к различным экологическим факторам и их совокупности, основным средам обитания животных.
3. Объяснять взаимоотношения между животными разных видов, состояние популяций животных по динамике популяционных характеристик.
4. Объяснять значение различных экологических факторов для существования животных в экосистеме и для хозяйственных нужд человека; значение биоразнообразия животного мира для устойчивого развития экосистем.
5.Понимать роль и значение человека для сохранения разнообразных сред обитания животных, понимать роль человека в изменении численности отдельных видов животных и в уменьшении их биоразнообразия.
6.Объяснять роль и значение животных в распространении живого вещества на планете Земля.
Уметь:
1.Называть и описывать ощущения от восприятия различных экологических факторов с помощью различных органов чувств.
2. Называть этические нормы взаимоотношений человека с живыми объектами природы.
3. Описывать многообразие условий обитания животных. Называть основные возрастные периоды в онтогенезе животных различных классов.
4.Приводить примеры экологического неблагополучия среди животных, различных форм взаимодействия между животными, разнообразия реакций животных на изменение различных экологических факторов, редких и охраняемых животных своего региона.
5.Прогнозировать изменения в развитии животного мира Земли под воздействием природоохранной, селекционной, генно-инженерной деятельности человечества, а также деятельности по созданию клонов.
Применять:
Применять знания по аутоэкологии животных для ухода за домашними и сельскохозяйственными животными.
Содержание курса:
Тема 1. Экология животных: раздел науки и учебный предмет (1 ч)
Экология животных как раздел науки. Биосферная роль животных на планете Земля. Многообразие влияния животных на окружающую среду. Особенности взаимодействия животных с окружающей средой. Экология животных как учебный предмет.
Основные понятия: экология животных, биосферная роль животных, взаимосвязь животных с окружающей средой.
Тема 2. Условия существования животных (4 ч)
Многообразие условий обитания, Среды жизни. Взаимосвязи организма и среды обитания.
Предельные условия существования животных.
Основные понятия: среда обитания, условия существования, изменчивость условий, автотрофы, гетеротрофы, пассивное питание, активное питание.
Экскурсия. Условия обитания животных. (Экскурсия про водится на любой объект, где можно познакомиться с условиями обитания животных.)
Тема 3. Среды жизни (5 ч)
Наземная среда обитания. Животный мир суши. Особенность условий обитания и разнообразие животных тундры, лесов умеренной зоны, степей, саванн и прерий, пустынь, тропических лесов, горных областей.
Водная среда обитания. Условия обитания животных в воде. Отличия от условий обитания на суше. Приспособление животных к жизни в воде. Особенности жизни животных в морях и океанах, в пресных водоемах.
Почва как среда обитания животных. Животный мир почвы. Приспособления у животных к жизни в почве. Почвенные животные и плодородие почвы.
Живой организм как среда обитания животных. Приспособления у животных к жизни в живых организмах.
Основные понятия: видовое разнообразие, природно-химические зоны Земли, суша, водоемы как жилище, бентос, планктон, почва как специфическая среда обитания животных.
Тема 4. Жилища в жизни животных (1 ч)
Жилище как среда обитания и одно из важнейших условий сушествования животных. Разнообразие жилищ.
Основные понятия: жилище животного, многообразие жилищ: дупло, нора, логово, лежбище, лежка, гнездо.
Тема 5. Биотические экологические факторы в жизни животных ( 3 ч)
Животные и растения. Взаимное влияние животных и растений. Значение животных в жизни растений. Растения в жизни животных.
Взаимоотношения между животными. Внутривидовые взаимоотношения, связанные с размножением. Взаимоотношения между родителями и потомством. Групповой образ жизни, лидерство и подчиненность.
Отношения между животными различных видов. Различные формы взаимодействия между животными. Пищевые связи. Хищники и жертвы. Отношения «паразит - хозяин». Нахлебничество. Квартиранство. Конкурентные и взаимовыгодные отношения между животными.
Животные и микроорганизмы. Роль микроорганизмов в жизни животных. Бактериальные и грибковые заболевания животных.
Основные понятия: внутривидовые взаимоотношения, территориальные взаимоотношения, жизненное пространство, хищник и жертва, пищевые связи, взаимное приспособление, сожительство, взаимопомощь.
Тема 6. Свет в жизни животных (1 ч)
Отношение животных к свету. Свет как экологический фактор. Дневные и ночные животные. Особенности распространения животных в зависимости от светового режима.
Основные понятия: органы зрения и органы свечения, дневные животные, ночные животные, световой режим.
Тема 7. Вода в жизни животных (2 ч)
Значение воды в жизни животных. Вода как необходимое условие жизни животных. Влажность как экологический фактор. Экологические группы животных по отношению к воде. Приспособление животных к различным условиям влажности. Поступление воды в организм животного и ее вьщеление.
Основные понятия: содержание воды, поступление воды в организм, вьщеление воды из организма.
Лабораторная работа. Реакция дождевых червей на различную влажность почвы. (Работа предполагает наблюдение за поведением дождевых червей в садках-террариумах в условиях недостатка и нормального количества влаги в почве - формируется умение ставить цель наблюдения.)
Тема 8. Температура в жизни животных (2 ч).
Значение тепла для жизнедеятельности животных. Температура как экологический фактор. Экологические группы животных по отношению к теплу. Холоднокровные и теплокровные животные. Реакции животных на изменения температуры. Способы регуляции теплоотдачи у животных.
Основные понятия: холоднокровные животные, двигательная активность, спячка, оцепенение, теплокровные животные.
Лабораторная работа. Движение амебы при разных температурах. (Определяется время образования ложноножек амебы при комнатной температуре и при охлаждении - формируется умение ставить цель эксперимента.)
Тема 9. Кислород в жизни животных (1 ч)
Значение воздуха в жизни животных. Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни животных. Кислород и углекислый газ в жизни животных. Приспособления у животных к извлечению кислорода из окружающей среды, дыхание животных.
Основные понятия: окисление, газовый состав атмосферы, содержание кислорода в воде, дыхание водных животных.
домашняя практическая работа. Сравнение приспособлений млекопитающих к воздушной и наземной средам жизни. (С использованием пособия «Экология животных» и учебника для 7 класса «Биология. Животные» (ант.: В.М. Константинов и др.) учащиеся заполняют таблицу, в которой должны быть отражены экологические группы млекопитающих, представители этих экологических групп и черты приспособленности к среде обитания.)
Тема 10. Сезонные изменения в жизни животных (4 ч)
Сезонные изменения в жизни животных как приспособление к меняющимся условиям существования. Оцепенение. Спячка. Приспособления морфологические, физиологические и поведенческие. Миграции как приспособление к сезонным изменениям условий обитания. Основные понятия: оцепенение, спячка, длина светового дня, миграции.
Лабораторная работа. Влияние сезонных изменений на развитие насекомых, встречающихся на пришкольном участке. (Из любого отмирающего фрагмента дерева (сектора пня, опавшей ветви), который удастся обнаружить на пришкольном участке, по слой но выбирают насекомых. Учащиеся с помощью учителя определяют их систематическую принадлежность, стадию развития и количество.)
домашняя практическая работа. Фенологические наблюдения за животными зимой и весной. (Учащиеся, объединившись в группы, описывают изменения во внешнем виде и поведении любых домашних животных - формируется умение вести долгосрочные наблюдения.) Тема 11. Численность животных (3 ч)
Популяции животных. Плотность популяции. Численность популяции. Колебания численности. Динамика численности различных животных.
Основные понятия: область распространения, неоднородность среды, плотность населения, численность популяции, динамика численности.
Лабораторная работа. Динамика численности дрозофилы.
Тема 12. Изменения в животном мире Земли (6 ч)
Многочисленные и малочисленные виды. Причины сокращения численности видов. Естественное и искусственное изменение условий обитания. Охрана животных.
Животные и человек. История становления взаимоотношений человека и животных. Одомашнивание животных. Редкие и охраняемые животные. Красная книга. Охраняемые территории России и ряда зарубежных стран. Региональные охраняемые территории. Основные понятия: многочисленные виды, малочисленные виды, деятельность человека, загрязнения, Красная книга, исчезающие виды, охрана животных, жилье человека как среда обитания для животных, заказник, национальный парк.
Экскурсия. Экскурсия на одну из ближайших охраняемых природных территорий (памятников природы) или в краеведческий музей.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | План | Факт | |
Введение (1ч) | |||||
1. | Что изучает экология животных? | 1 | |||
Многообразие условий обитания (4ч) | |||||
2. | Многообразие условий обитания | 1 | |||
3. | Среды жизни | 1 | |||
4. | Взаимосвязи организма и среды обитания | 1 | |||
5. | Предельные условия существования животных | 1 | |||
Среды жизни (5 ч) | |||||
6-7. | Наземная среда обитания. Животный мир суши
| 1 | |||
8. | Водная среда обитания. Условия обитания животных в воде | 1 | |||
9. | Почва как среда обитания животных. Животный мир почвы | 1 | |||
10. | Живой организм как среда обитания животных | 1 | |||
Жилища в жизни животных (1 ч) | |||||
11. | Жилище как среда обитания и одно из важнейших условий существования животных | 1 | |||
Взаимоотношения между животными (3ч) | |||||
12. | Взаимоотношения между животными. Внутривидовые взаимоотношения, связанные с размножением | 1 | |||
13. | Отношения между животными различных видов | 1 | |||
14. | Животные и микроорганизмы | 1 | |||
Свет в жизни животных (1ч) | |||||
15. | Отношение животных к свету. Свет как экологический фактор | 1 | |||
Вода в жизни животныx (2 ч) | |||||
16. | Значение воды в жизни животных. | 1 | |||
17. | Влажность как экологический фактор. | 1 | |||
Температура в жизни животных (2 ч) | |||||
18. | Значение тепла для жизнедеятельности животных | ||||
19. | Экологические группы животных по отношению к теплу. | 1 | |||
Кислород в жизни животных (1ч) | |||||
20. | Значение воздуха в жизни животных | 1 | |||
Сезонные изменения в жизни животных (4 ч | |||||
21. | Сезонные изменения в жизни животных | 1 | |||
22. | Оцепенение. Спячка | 1 | |||
23. | Приспособления морфологические, физиологические, поведенческие | 1 | |||
24. | Миграции как приспособление к сезонным изменениям условий обитания | 1 | |||
Численность животных (3 ч) | |||||
25. | Популяции животных | 1 | |||
26. | Плотность и численность популяции | 1 | |||
27. | Колебания численности. Динамика численности различных животных | 1 | |||
Изменения в животном мире Земли (6 ч) | |||||
28. | Многочисленные и малочисленные виды | 1 | |||
29. | Причины сокращения численности видов | 1 | |||
30. | Естественное и искусственное изменение условий обитания | 1 | |||
31. | Охрана животных. Животные и человек | 1 | |||
32. | История становления взаимоотношений человека и животных | 1 | |||
33. | Красная книга. Редкие и охраняемые животные | 1 | |||
34. | Итоговое занятие | 1 |
п/п
| Тема | План | Факт | ||||||
1. | Что изучает экология животных? | ||||||||
2 | Многообразие условий обитания. | ||||||||
3 | Среды жизни. | ||||||||
4 | Взаимосвязи организма и среды обитания. | ||||||||
5 | Предельные условия существования животных. | ||||||||
Тема 3. Среды жизни (5 ч) | |||||||||
6-7 | Наземная среда обитания. Животный мир суши. Особенность условий обитания и разнообразие животных тундры, лесов умеренной зоны, степей, саванн и прерий, пустынь, тропических лесов, горных областей. | ||||||||
I | |||||||||
8 | Водная среда обитания. Условия обитания животных в воде. Отличия от условий обитания на суше. | I | |||||||
I | |||||||||
I | |||||||||
9 | Почва как среда обитания животных. Животный мир почвы. Приспособления у животных к жизни в почве. Почвенные животные и плодородие почвы. | ||||||||
10 | Живой организм как среда обитания животных. Приспособления у животных к жизни в живых организмах. | ||||||||
Тема 4. Жилища в жизни животных (1 ч) | |||||||||
11 | Жилище как среда обитания и одно из важнейших условий существования животных. Разнообразие жилищ. | ||||||||
12 | Взаимоотношения между животными. Внутривидовые | ||||||||
взаимоотношения, связанные с размножением. Взаимоотношения между родителями и потомством. Групповой образ жизни, лидерство и подчиненность. | |||||||||
13 | Отношения между животными различных видов. Различные формы взаимодействия между животными. Пищевые связи. Хищники и жертвы. Отношения «паразит - хозяин». Нахлебничество. Квартиранство. Конкурентные и взаимовыгодные отношения между животными. | ||||||||
14 | Животные и микроорганизмы. | ||||||||
Роль микроорганизмов в жизни животных. Бактериальные и грибковые заболевания животных .. | |||||||||
Тема 6. Свет в жизни животных (1 ч) | |||||||||
15 | Отношение животных к свету. Свет как экологический фактор. Дневные и ночные животные. Особенности распространения животных в зависимости от светового режима. | ||||||||
I | |||||||||
Тема 7. Вода в жизни животныx (2 ч) | |||||||||
16 | Значение воды в жизни животных. | I | |||||||
17 | Влажность как экологический фактор. | Л\Р Реакция дождевых червей на различную влажность почвы | |||||||
I | |||||||||
Тема 8. Температура в жизни животных (2 ч). | |||||||||
18 | Значение тепла для жизнедеятельности животных. | ||||||||
19 | Экологические группы животных по отношению к теплу. | Л/Р «Движение амебы при разных температурах» . | |||||||
Тема 9. Кислород в ЖИЗНИ животных | 1 ч) | ||||||||
20 | Значение воздуха в жизни животных. | домашняя практическая работа. Сравнение приспособлений млеко питающих к воздушной и наземной средам | |||||||
жизни. |
Тема 10. Сезонные изменения в жизни животных (4 ч | ||||||
21 | Сезонные изменения в жизни животных | |||||
22 | Оцепенение. Спячка. | Экскурсия. Приспособленность растений к сезонам года. | ||||
23 | Приспособления морфологические, физиологические и поведенческие. | |||||
24 | Миграции как приспособление к сезонным изменениям условий обитания. | Л/Р Влияние сезонных изменений на развитие насекомых, встречающихся на пришкольном участке. | домашняя практическая работа. Фенологические наблюдения за животными зимой и весной. | |||
Тема 11. Численность животных (3 ч | ||||||
25 | Популяции животных. | |||||
26 | Плотность и численность | |||||
популяции | ||||||
27 | Колебания численности. | Л/Р Динамика | ||||
Динамика численности | численности | |||||
различных животных. | дрозофилы. | |||||
Тема 12. Изменения в животном мире Земли (6 ч) | ||||||
28 | Многочисленные и малочисленные виды. | |||||
29 | Причины сокращения численности видов. | |||||
30 | Естественное и искусственное изменение условий обитания. | |||||
31 | Охрана животных. Животные и человек. | |||||
32 | История становления взаимоотношений человека и животных. Одомашнивание животных. | |||||
33 | Красная книга. Редкие и охраняемые животные. | |||||
34 | Экскурсия. Экскурсия на одну из ближайших охраняемых природных | |||||
территорий | ||||||
(памятников | ||||||
природы) или в | ||||||
краеведческий | ||||||
музей. |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МО КУЙТУНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО Зам. директора по УВР Директор МКОУ «Уянская СОШ»
учителей
естественно-научного
цикла ____________________ ________________________
протокол №_____ ____________________ ________________________
от_____________ (дата) (дата)
руководитель МО
_______________
Рабочая программа
элективного курса
Экология человека. Культура здоровья
Образовательная область: естествознание
Уровень: основное общее образование
Класс: 8
Составитель программы:
учитель химии и биологии
Таюрская Л.Н.
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых
документов:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 г. № 273-ФЗ (п. 22 ст. 2; ч. 1, 5 ст. 12; ч. 7 ст. 28; ст. 30; п. 5 ч. 3 ст. 47; п. 1 ч. 1 ст. 48);
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утв. приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089
- Программа для общеобразовательных учреждений «Экология человека» Автор: И.М Швец
Планируемые результаты:
Знать/понимать
1.Взаимосвязи здоровья и образа жизни;
2. Воздействие природных и социальных факторов на организм человека;
3. Влияние факторов окружающей среды на функционирование и развитие систем органов;
4. Основные условия сохранения здоровья;
5. Факторы, укрепляющие здоровье и процесс развития человеческого организма;
6. Необходимость участия в охране окружающей среды.
Уметь
Применять полученные знания для проведения наблюдений, самонаблюдений, экспериментов
Содержание учебного курса
Введение (0,5 часов)
Место курса «Экология человека. Культура здоровья» в группе дисциплин естественно-научного цикла. Значимость и практическая направленность курса.
I. Окружающая среда и здоровье человека (7 часов)
Экология человека как научное направление, включающее биологическую, социальную и прикладную составляющие. Классификация экологических факторов: абиотические, биотические, антропогенные.
Человек как биосоциальное существо. Связь природной и социальной среды со здоровьем (физическим, психическим, социальным). Образ жизни. Здоровье. Здоровый образ жизни.
История развития представлений о здоровом образе жизни. Этапы развития взаимоотношений человека с природой.
Характеристика основных адаптивных типов человека. Расы человека: негроидная, европеоидная, монголоидная. Этнография.
Климат и здоровье. Биометеорология. Экстремальные факторы: перегрузки, невесомость, электрические и магнитные поля, ионизирующая радиация.
Вредные привычки, пагубные пристрастия: табакокурение, употребление алкоголя и наркотических веществ.
Лабораторная работа. Оценка состояния здоровья.
Проектная деятельность. История возникновения отдельных экологических проблем. Группы населения и природно-климатические условия. Климат и здоровье.
II. Влияние факторов среды на функционирование систем органов (22 часа)
1. Опорно-двигательная система (2 часа)
Условия правильного формирования опорно-двигательной системы. Двигательная активность. Гиподинамия. Основные категории физических упражнений.
Лабораторная работа. Оценка подготовки организма к занятиям физической культуры.
Проектная деятельность. Формирование навыков активного образа жизни.
2. Кровь и кровообращение (5 часа)
Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови. Гипоксия. Анемия. Изменение клеток иммунной системы. Онкологические заболевания. Аллергия. СПИД.
Условия полноценного развития системы кровообращения. Юношеская гипертония. Профилактика нарушений деятельности органов кровообращения.
Лабораторные работы. Оценка состояния противоинфекционного иммунитета. Определение стрессоустойчивости сердечно-сосудистой системы.
Проектная деятельность. Здоровье как главная ценность (вакцинация; помощь больным; показатели состояния здоровья).
3. Дыхательная система (1 час)
Правильное дыхание. Горная болезнь.
Лабораторная работа. Влияние холода на частоту дыхательных движений.
4. Пищеварительная система (4 часа)
Состав и значение основных компонентов пищи. Гиповитаминозы. Питьевой режим. Вредные примеси пищи, их воздействие на организм.
Рациональное питание. Режим питания. Диета.
Практическая работа. О чем может рассказать упаковка продукта (выполняется по желанию).
Проектная деятельность. Рациональное питание.
5. Кожа (3 часа)
Воздействие на кожу солнечных лучей. Солнечное голодание. Правила пребывания на солнце. Закаливание. Роль кожи в терморегуляции.
Практическая работа. Реакция организма на изменение температуры окружающей среды.
Проектная деятельность. Закаливание и уход за кожей.
6. Нервная система. Высшая нервная деятельность (5 часов)
Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы. Утомление, переутомление, стресс. Стрессоустойчивость и типы высшей нервной деятельности. Темпераменты. Биоритмы. Биологические часы. Гигиенический режим сна.
Практическая работа. Развитие утомления.
Лабораторные работы. Оценка температурного режима помещений. Оценка суточных изменений некоторых физиологических показателей.
7. Анализаторы (2 часа)
Профилактика нарушений функционирования зрительного анализатора, органов слуха и равновесия.
Лабораторная работа. Острота слуха и шум.
Проектная деятельность. Бережное отношение к здоровью. Формирование организма подростка под действием гормонов гипофиза и щитовидной железы (выполняется по желанию).
III. Репродуктивное здоровье (4 часа)
Половая система. Развитие организма (4 часа)
Половые железы. Вторичные половые признаки. Период полового созревания. Половая жизнь.
Беременность. Факторы риска, влияющие на внутриутробное развитие.
Заболевания, передающиеся половым путем. Значение ответственного поведения.
Заключение (0,5 часа)
Подведение итогов по курсу «Экология человека. Культура здоровья». Здоровье как одна из главных ценностей. Влияние биологических и социальных факторов на организм человека.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | План | Факт |
1. | Введение. Место курса «Экология человека. Культура здоровья» | 1 | ||
Окружающая среда и здоровье человека | ||||
2. | Экология человека как научное направление. | 1 | ||
3. | Классификация экологических факторов. | 1 | ||
4. | Человек как биосоциальное существо. | 1 | ||
5. | История развития представлений о здоровом образе жизни. | 1 | ||
6. | Характеристика основных адаптивных типов человека. | 1 | ||
7. | Вредные привычки, пагубные пристрастия. | 1 | ||
Опорно-двигательная система | ||||
8. | Условия правильного формирования опорно-двигательной системы. | 1 | ||
9. | Оценка подготовки организма к занятиям физической культуры. | 1 | ||
Кровь и кровообращение | ||||
10. | Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови. | 1 | ||
11. | Изменение клеток иммунной системы. | 1 | ||
12. | Условия полноценного развития системы кровообращения. | 1 | ||
13. | Профилактика нарушений деятельности органов кровообращения. | 1 | ||
14. | Оценка состояния противоинфекционного иммунитета. | 1 | ||
Дыхательная система | ||||
15. | Влияние холода на частоту дыхательных движений. | 1 | ||
Пищеварительная система | ||||
16. | Состав и значение основных компонентов пищи. | 1 | ||
17. | О чем может рассказать упаковка продукта. | 1 | ||
18. | Вредные примеси пищи, их воздействие на организм. | |||
19. | Рациональное питание. | 1 | ||
Кожа | ||||
20. | Воздействие на кожу солнечных лучей. | 1 | ||
21. | Роль кожи в терморегуляции. | 1 | ||
22. | Закаливание и уход за кожей. | 1 | ||
Нервная система. Высшая нервная деятельность | ||||
23. | Нервная система. | 1 | ||
24. | Высшая нервная деятельность. | 1 | ||
25. | Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы. | 1 | ||
26. | Утомление, переутомление, стресс. | 1 | ||
27. | Стрессоустойчивость и типы высшей нервной деятельности. | 1 | ||
Анализаторы. | ||||
28. | Острота слуха и шум. | 1 | ||
29. | Бережное отношение к здоровью. | 1 | ||
Половая система. Развитие организм | ||||
30. | Половая система. | 1 | ||
31. | Период полового созревания. | 1 | ||
32. | Беременность. | 1 | ||
33. | Заболевания, передающиеся половым путем. | 1 | ||
34. | Здоровье как одна из главных ценностей. | 1 |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МО КУЙТУНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО Зам. директора по УВР Директор МКОУ «Уянская СОШ»
учителей
естественно-научного
цикла ____________________ ________________________
протокол №_____ ____________________ ________________________
от_____________ (дата) (дата)
руководитель МО
_______________
Рабочая программа
элективного курса
Клетки и ткани
Образовательная область: естествознание
Класс: 10-11
Составитель программы:
учитель химии и биологии
Таюрская Л.Н.
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 г. № 273-ФЗ (п. 22 ст. 2; ч. 1, 5 ст. 12; ч. 7 ст. 28; ст. 30; п. 5 ч. 3 ст. 47; п. 1 ч. 1 ст. 48);
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утв. приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089
- Примерной программы среднего общего образования по биологии и программы Д.К. Обухова и В.Н. Кириленкова «Клетки и ткани».
Элективный курс построен на основании Примерной программы среднего общего образования по биологии и программы Д.К. Обухова и В.Н. Кириленкова «Клетки и ткани».
Предметные результаты:
Учащиеся должны знать:
- устройство светового и электронного микроскопа;
- положения клеточной теории;
- особенности прокариотической и эукариотической клеток;
- сходство и различия животной и растительной клеток;
- основные компоненты и органоиды клеток: мембрана и надмембранный комплекс, цитоплазма и органоиды, митохондрии и хлоропласты, рибосомы;
- основные этапы синтеза белка в эукариотической клетке — транскрипция (синтез и созревание РНК) и трансляция (синтез белковой цепи);
- особенности ядерного аппарата и репродукции клеток;
- строение вирусов и их типы, жизненный цикл вирусов, современное состояние проблемы борьбы с вирусными инфекциями;
- реакцию клеток на воздействие вредных факторов среды;
- определение и классификацию тканей, происхождение тканей в эволюции многоклеточных;
- строение основных типов клеток и тканей многоклеточных животных;
- иметь представление о молекулярно-биологических основах ряда важнейших процессов в клетках и тканях нашего организма.
Учащиеся должны уметь:
- работать со световым микроскопом и микроскопическими препаратами;
- уметь «читать» электронно-микроскопические фотографии и схемы клеток и ее органоидов;
- изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования;
- определять тип ткани по препарату или фотографии;
- иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур;
- работать с современной биологической литературой (книгами) и Интернетом;
- составлять краткие рефераты и доклады по интересующим темам, уметь представлять их на школьных конференциях;
- использовать знания о клетке и тканях для ведения здорового образа жизни.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
I. Биология клетки – 21 ч.
Тема 1. Введение в биологию клетки
Задачи современной цитологии. Клеточная теория — основной закон строения живых организмов. Заслуга отечественных биологов в защите основных положений клеточной теории.
Тема 2. Общий план строения клеток живых организмов
Прокариоты и эукариоты. Сходство и различия. Животная и растительная клетка. Эукариотическая клетка. Теории происхождения эукариотической клетки.
Тема 3. Основные компоненты и органоиды клеток
Мембрана и надмембранный комплекс
Современная модель строения клеточной мембраны. Универсальный характер строения мембраны. Состав и функции мембраны. Надмембранный комплекс (клеточные стенки прокариот, растительных клеток и грибов, гликокаликс животных клеток), его состав и значение в жизни клеток и организма.
Цитоплазма и органоиды
Цитоскелст клеток, его компоненты и функции в разных типах клеток. Мембранные органоиды клетки (эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы). Их строение и функции в клетках.
Митохондрии и хлоропласты
Типы обмена веществ в клетке. Источники энергии в клетке. Гстсротрофы и автотрофы. Основные законы биоэнергетики в клетках. Зачем нужна энергия клетке. Митохондрия — энергетическая станция клетки. Типы митохондрий и их строение. Современная схема синтеза АТФ. Хлоропласты и фотосинтез.
Рибосомы. Синтез белка
Типы и структура рибосом про- и эукариот. Основные этапы синтеза белка в эукариотической клетке; транскрипция (синтез и созревание РНК) и трансляция (синтез белковой цепи). Элементы молекулярно-биологических механизмов регуляции этого процесса.
Тема 4. Ядерный аппарат и репродукция клеток
Ядро эукариотической клетки и нуклеоид прокариот
Строение и значение ядра. Понятие о хроматине (эу- и гетерохроматин). Представления об упаковке генетического материала (ДНК) у про- и эукариот. Структура хромосом. Ядрышко, его строение и функции. Жизненный цикл клетки. Репродукция (размножение) клеток. Понятие о жизненном цикле клеток, его периоды. Репликация ДНК — важнейший этап жизни клеток. Механизм и процесс репликации ДНК. Митоз, его биологическое значение, основные фазы, регуляция. Разновидности митоза в клетках разных организмов. Деление и дифференцировка клеток, их соотношения.
Стационарные и камбиальные (растущие) клеточные системы. Понятие о стволовых клетках, их значение в функционировании организма. Теория стволовых клеток — прорыв в современной биологии и медицине. Рак — неконтролируемое деление клеток. Проблема старения клеток и тканей.
Тема 5. Вирусы как неклеточная форма жизни
Строение вирусов и их типы. Жизненный цикл вирусов (на примере вируса СПИДа или гепатита). Современное состояние проблемы борьбы с вирусными инфекциями. Вакцинация: достижения и проблемы.
Тема 6. Элементы патологии клетки
Реакция клеток на воздействие вредных факторов среды (алкоголь, наркотики, курение, токсичные вещества, тяжелые металлы и т. д.). Клеточные и молекулярные механизмы повреждающего действия различных факторов на структуру и функцию клеток.
II. Сравнительная (эволюционная) гистология — учение о тканях – 10 ч.
Тема 1. Понятие о тканях многоклеточных организмов
Определение ткани. Классификация тканей. Происхождение тканей в эволюции многоклеточных животных и развитие тканей в процессе индивидуального развития организма (онтогенез).
Тема 2. Эпителиальные ткани
Покровные эпителии позвоночных и беспозвоночных животных. Одни функции — разные решения. Кишечные эпителии. Типы пищеварения в животном мире — внутриклеточное и полостное. Кто как переваривает пищу; мозаика эволюции.
Тема 3. Мышечные ткани
Типы мышечных тканей у позвоночных и беспозвоночных животных (соматические поперечнополосатые и косые; сердечные поперечнополосатые; гладкие). Особенности их клеточного и тканевого строения в разных группах животных. Сходство и различия; параллелизм и дивергенция.
Тема 4. Ткани внутренней среды. Соединительная ткань
Опорно-механические ткани (соединительная ткань, хрящ, костная ткань). Схемы строения и элементы эволюции опорных тканей у животных. Кровь. Элементы крови позвоночных животных и человека. Функции крови. Воспаление и иммунитет. Необходимость зашиты внутренней среды от внешних агентов (антигенов). Ткани и клетки, принимающие участие в защитных реакциях организма. Иммунитет; понятие об основных типах иммунитета. Факторы, влияющие на функционирование иммунной системы: экология, вирусные и инфекционные заболевания, аутоиммунные заболевания. СПИД — чума XX века; смертельная опасность этой болезни для человека и пути борьбы с ее распространением.
Тема 5. Ткани нервной системы
Значение нервной системы как главной интегрирующей системы нашего организма. Элементы нервной ткани: нейроны и глиальные клетки. Универсальный характер работы нервных клеток всех организмов. Межнейронные взаимодействия; синапсы. Глия — важный элемент нервной системы. Участие глии в образовании оболочек нервных волокон, в обменных процессах в нервной ткани и непосредственной работе нейронов и синапсов.
Регенерация в нервной системе. Стволовые клетки в нервной системе взрослых животных и человека — источник обновления нейронов.
III. Учебно-исследовательская деятельность – 2 ч.
- Заключение -1 ч.
Значение эволюционного подхода при изучении клеток и тканей животных и человека .Обшебиологическис закономерности, открытые при изучении основных структур и процессов в живой природе, — основа современной молекулярной биологии и медицины. Нематода и пиявка, дрозофила и крыса, стволовая клетка и культура тканей — все это модельные объекты для решения актуальных задач современной биологии и медицины.
Календарно-тематическое планирование10 класс
№ урока | Тема | ||
План | Факт | ||
I | Биология клетки: | ||
1. | Введение в биологию клетки | ||
2. | Общий план строения клеток живых организмов | ||
3. | Лабораторная работа № 1 «Методика приготовления временного микропрепарата» | ||
4. | Особенности строения прокариотических организмов | ||
5. | Лабораторная работа № 2 «Особенности строения клеток прокариот» | ||
6-8 | Основные компоненты и органоиды клеток | ||
7 | Лабораторная работа № 3 «Изучение клеток простейших» | ||
8 | Лабораторная работа № 4 «Особенности строения дрожжей» | ||
9-11 | Ядерный аппарат и репродукция клеток | ||
12 | Лабораторная работа № 5 «Митоз животной клетки» | ||
13 | Лабораторная работа № 6 «Мейоз в пыльниках цветковых растений» | ||
14-15 | Вирусы как неклеточная форма жизни | 4 | 4 |
16 | Жизненный цикл вируса иммунодефицита человека | ||
17 | Тестирование по теме «Вирусы как неклеточная форма жизни» | ||
18-19 | Элементы патологии клетки | ||
20-21 | Происхождение и эволюция клеток. | ||
II | Сравнительная гистология: | ||
22 | Введение в гистологию. Понятие о тканях многоклеточных организмов | ||
23-24 | Эпителиальные ткани | ||
25-26 | Мышечные ткани | ||
27-28 | Ткани внутренней среды. Соединительные ткани | ||
29-31 | Ткани нервной системы | ||
III | Учебно-исследовательская деятельность | ||
32-33 | Защита проектов | ||
IV | Заключение | ||
34 | Заключительный урок |
Примерные темы для проектной деятельности:
1.Использование живых организмов в сельском хозяйстве, медицине, микробиологии, биотехнологии.
2. Великие мухи науки.
3. Генетический конструктор
4. Изучение клеток и их роли ингибиторов на примере растительной клетки.
5. Пути распространения бактериальных инфекций и пути предотвращения заболеваний.
6. Гирудотерапия.
7. Особенности строения одноклеточных организмов, растений, животных, грибов, бактерий, вирусов.
8. История изучения вирусов.
9. Вирусы всегда не дают спокойно жить.
10 . Жизнь и деятельность ученых, фамилии которых встретились в учебном курсе «Клетки и ткани»
Календарно - тематическое планирование 11 класс
№ урока | Тема урока | План | Факт |
I . Биология клетки (21 ч) | |||
1. | Введение в биологию клетки (1 ч) | ||
1.2 | Общий план строения клеток (4 ч.) | ||
2. | Прокариоты. Царство бактерии. | ||
3. | Особенности бактериальных клеток ПР № 1: Изучение молочнокислых бактерий. | ||
4. | Эукариоты. Особенности клеток растений, животных, грибов. | ||
5. | Общий план строения клеток живых организмов. Практическая работа №2 Изучение клеток эукариот. | ||
1.3. | Основные компоненты и органоиды клеток (3ч) | ||
6. | Современная модель строения клеточной мембраны. Функции мембраны. Практическая работа №3: Изучение плазмолиза и деплазмолиза в растительных клетках. | ||
7. | Цитоплазма и органоиды. Практическая работа №4: Изучение строения эукариотической клетки. | ||
8 | Митохондрии. Хлоропласты. Рибосомы. Типы обмена веществ в клетке. | ||
1.4. | Ядерный аппарат и репродукция клеток (5 ч) | ||
9 | Структура и функции ядра. Хромосомы. | ||
10 | Современное представление о структуре гена прокариот и эукариот. | ||
11 | Жизненный цикл клеток. Репликация ДНК в эукариотических клетках. | ||
12 | Митоз. Типы митоза. Практическая работа №5: Митоз в клетках корешка лука. | ||
13 | Старение клеток и тканей. Теория стволовых клеток. | ||
1.5 | Вирусы как неклеточная форма жизни (4 ч) | ||
14 | Строение вирусов. Распространение вирусов в природе. Вирусы и человек | ||
15 | Хранение и передача генетической информации вирусами. Жизненный цикл вирусов | ||
16 | Способы борьбы с вирусными инфекциями | ||
17 | Достижения и проблемы вакцинации. | ||
1.6 | Элементы патологии клеток (2 ч) | ||
18 | Реакция клеток на воздействие вредных факторов среды. Практическая работа №6: Прогнозирование последствий действия вредных факторов среды на организм человека. | ||
19 | Клеточные и молекулярные механизмы повреждающего действия на организм человека. | ||
1.7. | Происхождение и эволюция клеток (2 ч) | ||
20 | Происхождение и эволюция клеток прокариот. | ||
21 | Происхождение и эволюция клеток эукариот. | ||
II . Сравнительная гистология (10 ч) | |||
2.1. | Введение в гистологию (1 ч) | ||
22 | Понятие о тканях многоклеточных организмов | ||
2.2. | Эпителиальные ткани (2 ч) | ||
23 | Эпителии – пограничные ткани. Общая характеристика и классификация. Покровные эпителии беспозвоночных животных | ||
24 | Кишечные эпителии. Железистые эпителии. Секреция – универсальное свойство клеток Практическая работа №7: Эпителиальные ткани. | ||
2.3. | Мышечные ткани (2 ч) | ||
25 | Типы мышечных тканей у животных. | ||
26 | Особенности строения мышечных тканей. Практическая работа №8: Мышечные ткани. | ||
2.4. | Ткани внутренней среды | ||
27 | Опорно-механические ткани. Эволюция опорных тканей у животных. Практическая работа №9 Изучение тканей внутренней среды | ||
28 | Иммунитет. Типы иммунитета. СПИД – чума XX века. | ||
2.5. | Нервная ткань (3 ч) | ||
29 | Нейронная теория. Строение нейрона. Аксон и дендриты | ||
30 | Нервные клетки беспозвоночных. Взаимодействие между нервными клетками Практическая работа №10: Изучение нервной ткани. | ||
31 | Нейросекреторные клетки. Глия. Нервная система – главная интегрирующая система организма животных и человека. Практическая работа №11: Изучение электронных микрофотографий нервной ткани. | ||
III. Учебно-исследовательская деятельность (2 ч) | |||
32 | Решение актуальных задач биологии и медицины. Защита проектов | ||
33 | Защита проектов. | ||
IV. Заключение (1 ч) | |||
34 | Значение эволюционного подхода при изучении клеток и тканей живых организмов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по биологии" Занимательная биология" для 9 классов
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе....
Рабочая программа элективного курса по биологии « Практикум по общей биологии»
Данный элективный курс поможет учащимся повторить основные разделы школьной программы, синтезировать огромный материал, быстро извлекать необходимую информацию из огромного числа источников, более эфф...
Программа элективного курса по биологии «ПОДГОТОВКА К ГИА ПО БИОЛОГИИ»
Актуальность курса состоит в том, что сегодня каждый школьник должен быть знаком с новой системой контроля знаний – Государственной Итоговой Аттестацией. Курс нацелен на подготовку к успешной сд...
Программа элективного курса по биологии "В мире биологии"
Программа элективного курса по биологии для 9 класса....
Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса
Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса, 34 часа, для универсального класса...
Программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии"
Предлагаемый курс направлен на закрепление, расширение и углубление знаний изученного материала по курсу 6–8 классов, развитие устойчивого интереса к биологии, расширение кругозора, поднятие общ...
Рабочая программа элективного курса по биологии "Подготовка к ОГЭ по биологии» в 9 классе"
Цель курса состоит в систематизации знаний в понимании биологических закономерностей, присущих живым организмам....