Программа элективного курса по биологии
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
Программа элективного курса по биологии 9 класс УМК Н.И.Сонин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_elektivnye_kursy_po_biologii.docx | 29.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Абсалямовская основная общеобразовательная школа»
Ютазинского муниципального района
Республики Татарстан
«РАССМОТРЕНО» Руководитель МО учителей естественно-математического цикла ______________ Якупова Р.И. Протокол № 1 От «19» августа 2016 г | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР ________ Кашафутдинова З.С. Педсовет №1 от« 20 » августа 2016 г | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ «Абсалямовская ООШ» ___________ Шамсуллина Г.Ш.
Приказ № 106 от «22» августа 2016 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«БИОЛОГИЯ НА ОТЛИЧНО»
ДЛЯ 9 КЛАССА
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ 2016 – 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Учитель: Якупова Раиса Идиаловна
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по биологии составлена на основе
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Примерной программы основного общего образования Министерства образования и науки РФ. М, 2004 г;
- Закона РФ «Об образовании» № 3266-1 ФЗ от 10.07.1992 г. с последующими изменениями.
- Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
- Образовательной программы МБОУ «Абсалямовская ООШ» Ютазинского муниципального района Республики Татарстан
- Учебного плана МБОУ «Абсалямовская ООШ» Ютазинского муниципального района Республики Татарстан на 2016-2017 учебный год.
- Кодификатора элементов содержания по биологии для составления контрольно-измерительных материалов (КИМ) основного государственного экзамена
В соответствии с концепцией модернизации школьного образования элективные курсы являются обязательным компонентом школьного обучения. Данный курс сопровождает учебный предмет “Биология” и предназначен для учащихся 9 классов, выбравших этот предмет для сдачи экзамена по новой форме ОГЭ. Он также может быть использован для расширения и углубления программ предпрофильного обучения по биологии и построения индивидуальных образовательных программ учащихся, проявляющих интерес к данной науке. Курс построен таким образом, что позволяет расширить и углубить знания учащихся по всем основным разделам школьного курса биологии основной школы, а также ликвидировать возможные пробелы. Содержание курса предназначено для овладения теоретическим материалом и отработки практических навыков решения заданий частей А, В, С контрольно-измерительных материалов.
Программа элективного курса составлена на 17 часов, (1 час в неделю) и рассчитана на проведение в первом полугодии.
Цель курса: Систематизация знаний учащихся о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы и подготовка девятиклассников к успешной сдаче экзамена по биологии.
Основные задачи курса:
- Закрепить, систематизировать и расширить знания учащихся по всем основным разделам курса биологии основной школы.
- Сформировать понимание основных процессов жизнедеятельности живых организмов.
- Формировать навыки аналитической деятельности, прогнозирования результатов для различных вариативных ситуаций.
- Развивать познавательный интерес, интеллектуальные способности в процессе поиска решений.
- Формировать индивидуальные образовательные потребности в выборе дальнейшего профиля обучения в старшей школе.
Преподавание элективного курса предполагает использование различных педагогических методов и приёмов: лекционно-семинарской системы занятий, выполнение лабораторных работ, тренинги – работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ОГЭ. Применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности: работа с текстом, научно-популярной литературой, разнообразными наглядными пособиями (таблицы, схемы, плакаты), с живым и гербарным материалом, постоянными и временными препаратами, Интернет ресурсами, позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.
Проверка знаний: тестирование по каждому разделу курса.
Итоговая аттестация проводится в форме тестирования с использованием тестовых материалов ОГЭ по биологии.
Система оценивания: зачётная
Учащиеся должны знать:
- Классификацию растений, животных, грибов, лишайников и простейших организмов;
- Особенности строения клеток растений, животных, грибов, простейших организмов;
- Особенности строения бактериальной клетки;
- Особенности строения тканей растений и животных;
- Особенности строения вегетативных и генеративных органов растений и основные процессы жизнедеятельности;
- Многообразие и распространение основных систематических групп растений, животных, грибов, простейших организмов;
- Происхождение основных групп растений и основных типов и классов животных;
- Значение растений, животных, грибов, бактерий и простейших организмов в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
- сравнивать строение клеток, тканей, органов, систем органов, организмов различных царств живой природы;
- определять и классифицировать принадлежность биологических объектов к определенной систематической категории;
- распознавать и описывать органы высших растений на гербарных образцах, живых объектах, рисунках и таблицах;
- распознавать и описывать органы и системы органов животных на рисунках, таблицах;
- характеризовать роль растений, животных, грибов, бактерий и простейших организмов в природе и жизни человека.
- изучать биологические объекты, проводить лабораторные наблюдения, описывать и объяснять результаты опытов;
- осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной и научно-популярной литературе, сети Интернет;
Содержание курса
Введение (1 ч )
Систематика живой природы. Положение прокариотических и эукариотических организмов в системе живой природы. Принципы ботанической классификации. Специфика животного типа организации, её отличие от типов организации растений и грибов.
Демонстрация схем, отражающих основные направления эволюции живой природы.
Раздел 1.Царство Растения. ( 4 ч.)
Особенности строения растительной клетки. Ткани растений. Особенности строения и жизнедеятельности растительного организма. Эволюция растений. Основные отделы растений, их отличительные признаки (водоросли, мохообразные, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные); семейства покрытосеменных растений.
Лишайники – симбиотический организм.
Демонстрация схем и таблиц отражающих строение клетки и тканей высших растений;
строение органов высших растений;
основные процессы жизнедеятельности растительного организма: фотосинтез, дыхание, транспорт веществ.
многообразие и особенности строения представителей основных отделов растений;
многообразие и особенности строения представителей основных семейств покрытосеменных растений;
многообразие и особенности строения лишайников.
Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ОГЭ.
Раздел 2. Грибы.(1 ч.)
Особенности строения грибной клетки. Сходство и отличия грибов с растениями и животными. Многообразие грибов: шляпочные, плесневые, грибы-паразиты. Правила сбора грибов. ПМП при отравлении грибами.
Демонстрация схем и таблиц, отражающих:
многообразие и особенности строения представителей различных групп грибов;
съедобные и несъедобные грибы.
Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ОГЭ.
Раздел 3. Царство Бактерии.(1 ч.)
Особенности строения бактериальной клетки. Процессы жизнедеятельности бактерий. Признаки и профилактика бактериальных заболеваний.
Демонстрация схем и таблиц, отражающих формы, строение и особенности размножения бактериальной клетки.
Раздел 4. Царство Простейшие.(1 ч.)
Особенности строения простейших. Многообразие: корненожки, жгутиконосцы, инфузории. Значение в природе и жизнедеятельности человека.
Демонстрация схем и таблиц, отражающих многообразие и особенности строения простейших организмов.
Раздел 5. Царство Животные.(5 ч.)
Особенности строения животной клетки. Ткани животных. Отличительные признаки и процессы жизнедеятельности животного организма. Эволюция животных. Общая характеристика и многообразие основных типов животных: кишечнополостные; плоские, круглые, кольчатые черви; моллюски, членистоногие, хордовые. Общая характеристика и многообразие основных классов типа Хордовые.
Демонстрация схем и таблиц, отражающих:
особенности строения клетки и тканей животного организма;
многообразие и особенности строения основных типов животных: кишечнополостные; плоские, круглые, кольчатые черви; моллюски, членистоногие, хордовые;
многообразие и особенности строения основных классов типа Хордовые.
Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ОГЭ.
Раздел 6. Человек и его здоровье (2ч.)
Особенности строения человека, органы и системы органов человека; место и роль человека в системе органического мира.
Демонстрация схем и таблиц, отражающих особенности строения человека, системы органов человека.
Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ОГЭ.
Раздел 7. Эволюционное учение. (1ч.)
Развитие жизни на Земле. Развитие эволюционных идей. Учение Чарльза Дарвина. Вид, его критерии. Популяция.
Демонстрация схем и таблиц, отражающих развитие жизни на Земле, развитие эволюционных идей.
Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ОГЭ.
Раздел 8. Заключение. (1ч.)
Порядок заполнения бланков №1,№2,№3. ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | Вид деятельности | Дата |
Введение | 1 | |||
1 | Систематика живой природы. Отличия различных царств | 1 | Лекция, демонстрация схем | |
Царство Растения | 4 | |||
2 | Клетка и ткани растений. Особенности строения и жизнедеятельности растительного организма. | 1 | Лекция, демонстрация схем | |
3 | Эволюция растений. Основные отделы растений, их отличительные признаки (водоросли, мохообразные, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные) | 1 | Лекция, демонстрация схем | |
4 | Семейства покрытосеменных растений | 1 | Лекция, демонстрация схем | |
5 | Работа с тренировочными заданиями | 1 | Тестирование | |
Царство Грибы | 1 | |||
6 | Особенности строения грибной клетки. Сходство и отличия грибов с растениями и животными. Многообразие грибов | 1 | Лекция, демонстрация схем Тестирование | |
Царство Бактерии | ||||
7 | Бактериальная клетка. Процессы жизнедеятельности бактерий | 1 | Лекция | |
Царство Простейшие | ||||
8 | Особенности строения простейших. Многообразие | \ 1 | Лекция, демонстрация схем | |
Царство Животные | 5 | |||
9 | Особенности строения животной клетки. Ткани животных. Отличительные признаки и процессы жизнедеятельности животного организма. | 1 | Лекция, демонстрация схем | |
10 | Общая характеристика и многообразие основных типов животных: кишечнополостные; плоские, круглые, кольчатые черви; | 1 | Лекция, демонстрация схем | |
11 | Общая характеристика и многообразие основных типов животных: моллюски, членистоногие | 1 | Лекция, демонстрация схем | |
12 | Общая характеристика и многообразие основных классов типа Хордовые | 1 | Лекция, демонстрация схем | |
13 | Работа с тренировочными заданиями | 1 | Тестирование | |
Человек и его здоровье | 2 | |||
14 | Особенности строения человека, органы и системы органов человека | 1 | Лекция, демонстрация схем | |
15 | Работа с тренировочными заданиями | 1 | Тестирование | |
Эволюционное учение | 1 | |||
16 | Развитие эволюционных идей. Вид, его критерии. | Лекция, демонстрация схем, тестирование | ||
Заключение | ||||
17 | Порядок заполнения бланков. Итоговое тестирование | 1 | тестирование |
Рекомендуемая литература
- Биология. Живой организм А.А.Плешаков, Н.И.Сонин, Дрофа, 2012год
- Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина 6 класс «Живой организм», М., Дрофа, 2012год
- Игошин Г.П. Уроки биологии в 6 классе, развернутое планирование.
- Учебник А.А.Плешаков, Н.И.Сонин, «Многообразие живых организмов» Дрофа, 2012год
- Учебник А.А.Плешаков, Н.И.Сонин, «Человек» Дрофа, 2013год
- Учебник А.А.Плешаков, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин, «Общие закономерности», Дрофа, 2012год.
- Агафонова И.Б.,Сивоглазов В.И. Биология растений, грибов, лишайников. 10 -11 кл.: учеб. пособие . М. : Дрофа, 2007. (Элективные курсы)
- Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. М. : АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2007.
- Программы элективных курсов. Биология. 10 – 11 классы. Профильное обучение. Сборник 2 / авт.-сост. В.И. Сивоглазов, И.Б. Морзунова. М. : Дрофа, 2006. (Элективные курсы).
- Интернет ресурсы http://fipi.ru/oge-i-gve-9
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по биологии" Занимательная биология" для 9 классов
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе....
Рабочая программа элективного курса по биологии « Практикум по общей биологии»
Данный элективный курс поможет учащимся повторить основные разделы школьной программы, синтезировать огромный материал, быстро извлекать необходимую информацию из огромного числа источников, более эфф...
Программа элективного курса по биологии «ПОДГОТОВКА К ГИА ПО БИОЛОГИИ»
Актуальность курса состоит в том, что сегодня каждый школьник должен быть знаком с новой системой контроля знаний – Государственной Итоговой Аттестацией. Курс нацелен на подготовку к успешной сд...
Программа элективного курса по биологии "В мире биологии"
Программа элективного курса по биологии для 9 класса....
Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса
Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса, 34 часа, для универсального класса...
Программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии"
Предлагаемый курс направлен на закрепление, расширение и углубление знаний изученного материала по курсу 6–8 классов, развитие устойчивого интереса к биологии, расширение кругозора, поднятие общ...
Рабочая программа элективного курса по биологии "Подготовка к ОГЭ по биологии» в 9 классе"
Цель курса состоит в систематизации знаний в понимании биологических закономерностей, присущих живым организмам....