Рабочая программа по биологии 5 класс фгос
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС по учебнику ПасечникаВ.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_bio.doc | 465 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Бурдинская средняя общеобразовательная школа»
«Принято»
Педагогическим советом
протокол от _________2016 г. №__
Введено приказом от_______2016г.№___
Директор МБОУ «Бурдинская СОШ»
___________ В.М.Утяшов
подпись Ф.И.О.
Рабочая программа
по предмету биология для 5 класса (1 час в неделю,34 часа в год)
Составитель: Альмухаметова Венера Рафгатовна ( биология, первая квалификационная категория)
«Согласовано»
Заместитель директора ________ В.Н.Утяшова от_________2016 г.
Подпись Ф.И.О.
«Рассмотрено»
на заседании МО, протокол от________ 2016 г. №____
Руководитель МО ________ В.Р.Альмухаметова
Подпись Ф.И.О.
Тукаевский район
2016 г.
Планируемые результаты изучения предмета (по ФГОС)
Название раздела | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты | |
ученик научится | ученик получит возможность научиться | |||
Введение | Учащиеся должны знать: - о многообразии живой природы; - царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные; - основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение; - признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение; - экологические факторы; - основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания; - правила работы с микроскопом; - правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии. Учащиеся должны уметь: - определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы», «среда обитания», «местообитания»; - отличать живые организмы от неживых; - пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием; - характеризовать среды обитания организмов; - характеризовать экологические факторы; - проводить фенологические наблюдения; - соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов. | Учащиеся смогут научиться: - определять понятия флора, фауна, низшие растения, высшие растения, вегетативные органы, генеративные органы, абиотические факторы, биотические факторы, антропогенный; | Учащиеся должны уметь: - составлять план текста; - владеть таким видом изложения текста, как повествование; - под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение; - под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы; - получать биологическую информацию из различных источников; определять отношения объекта с другими объектами; - определять существенные признаки объекта | Учащиеся должны: - испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку; - знать правила поведения в природе; - понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; - уметь реализовывать теоретические познания на практике; - понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией; - испытывать любовь к природе; - признавать право каждого на собственное мнение; - проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; - уметь отстаивать свою точку зрения; - критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия; - уметь слушать и слышать другое мнение. |
Клеточное строение организмов | Учащиеся должны знать: - устройство лупы и микроскопа; - строение клетки; - химический состав клетки; - основные процессы жизнедеятельности клетки; - характерные признаки различных растительных тканей. Учащиеся должны уметь: - определять понятия: «цитология», «клетка», «оболочка», «цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл», «химический состав», «неорганические вещества», «органические вещества», «ядро», «ядрышко», «хромосомы», «ткань»; - работать с лупой и микроскопом; - готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом; - распознавать различные виды тканей. | Учащиеся могут узнать: - историю открытия клетки, ученых, внесших большой вклад в изучение клетки; - клетка – единица строения и жизнедеятельности, запасные вещества клетки, функции основных частей клетки; - макро- и микроэлементы, - космическую роль зеленых растений Учащиеся смогут научиться: - определять понятия «мембрана», «хромопласты», «лейкопласты», «основная ткань», «образовательная ткань», «проводящая ткань», «механическая ткань», «покровная ткань»; - объяснять отличия молодой клетки от старой, - доказывать, что клетка обладает всеми признаками живого организма; - находить отличительные особенности строения различных типов растительных тканей; | Учащиеся должныуметь: - анализировать объекты под микроскопом; - сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их; - оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради; - работать с текстом и иллюстрациями учебника. | Учащиеся должны: - испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку; - знать правила поведения в природе; - понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; - уметь реализовывать теоретические познания на практике; - понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией; - испытывать любовь к природе; - признавать право каждого на собственное мнение; - проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; - уметь отстаивать свою точку зрения; - критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия; - уметь слушать и слышать другое мнение. |
Царство Бактерии | Учащиеся должны знать: - строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов; - разнообразие и распространение бактерий и грибов; - роль бактерий и грибов в природе и жизни человека. Учащиеся должны уметь: - давать общую характеристику бактериям и грибам; - отличать бактерии и грибы от других живых организмов; - отличать съедобные грибы от ядовитых; - объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека | Учащиеся могут узнать: - значение бактерий в процессах брожения, деятельность серо- и железобактерий; - жизнедеятельность грибов-хищников Учащиеся смогут научиться: - выращивать бактерии: картофельную и сенную палочку; - выявлять у грибов черты сходства с растениями и животными. | Учащиеся должны уметь: — работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; | Учащиеся должны: — испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку; — знать правила поведения в природе; — понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; — уметь реализовывать теоретические познания на практике; — понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией; — испытывать любовь к природе; — признавать право каждого на собственное мнение; — проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; — уметь отстаивать свою точку зрения; — критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия; — уметь слушать и слышать другое мнение. |
Царство Грибы | ||||
Царство Растения | Учащиеся должны знать: —основные методы изучения растений; —основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие; — особенности строения и жизнедеятельности лишайников; — роль растений в биосфере и жизни человека; — происхождение растений и основные этапы развития растительного мира. Учащиеся должны уметь: — давать общую характеристику растительного царства; — объяснять роль растений биосфере; —давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые); — объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира. | Учащиеся могут узнать: - половое и бесполое размножение водорослей, - жизненные циклы мхов и папоротников, - древовидные папоротники, - жизненный цикл сосны, - покрытосеменные – господствующая группа растений, - редкие и охраняемые растения Учащиеся смогут научиться: - уметь выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши, - выявлять приспособления у растений к среде обитания, - различать лекарственные и ядовитые растения | Учащиеся должны уметь: —выполнять лабораторные работы под руководством учителя; —сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; — оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; —находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую. | Учащиеся должны: — испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку; — знать правила поведения в природе; — понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; — уметь реализовывать теоретические познания на практике; — понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией; — испытывать любовь к природе; — признавать право каждого на собственное мнение; — проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; — уметь отстаивать свою точку зрения; — критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия; — уметь слушать и слышать другое мнение. |
Содержание учебного предмета
Название раздела | Краткое содержание | Количество часов |
Введение | Биология – наука о живой природе. Методы исследования биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, охрана природы. Лабораторные и практические работы Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений. Экскурсии Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных. | 6 |
Клеточное строение организмов | Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань». Демонстрация Микропрепараты различных растительных тканей. Лабораторные и практические работы Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Изучение клеток растения с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей. | 10 |
Царство бактерии | Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. | 2 |
Царство Грибы | Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека. Демонстрация Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья) Лабораторные и практические работы Строение плодовых тел шляпочных грибов. Строение гриба мукора. Строение дрожжей. | 5 |
Царство Растения | Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений: водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые растения. Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания мхов. Строение мхов и их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни челочека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. Демонстрация Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений. Лабораторные и практические работы Строение зеленых водорослей. Строение мха (на местных видах). Строение спороносящего хвоща. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов). | 11 |
Календарно-тематическое планирование ФГОС НОО, ФГОС ООО
УМК (В.В.Пасечник, Биология. Бактерии, грибы, растении, 5 класс, М.:Дрофа, 2015)
№ | Изучаемый раздел, тема урока | Количество часов | Календарные сроки | Основные виды учебной деятельности обучающихся | |
Планируемые сроки | Фактические сроки | ||||
Введение | 6 | ||||
1 | Биология - наука о живой природе | 1 | 01.09 | Определяют понятия: «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества. | |
2 | Методы исследования в биологии | 1 | 08.09 | Определение понятия: «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии. | |
3 | Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого и неживого | 1 | 15.09 | Определяют понятия: царств «Бактерии», «Грибы», «Растения» и «Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа учебника. | |
4 | Среды обитания живых организмов | 1 | 22.09 | Определяют понятия: «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу. | |
5 | Экологические факторы и их влияние на живые организмы | 1 | 29.09 | Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника. | |
6 | Обобщающий урок Экскурсия. Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных. Практическая работа №1. Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. | 1 | 06.10 | Готовят отчет по экскурсии. Ведут дневник фенологических наблюдений | |
Клеточное строение организмов | 10 | ||||
7 | Устройство увеличительных приборов. Лабораторная работа №1. Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. | 1 | 13.10 | Определяют понятия: «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом. | |
8 | Строение клетки . Лабораторная работа №2. Изучение клеток растения с помощью лупы. | 1 | 20.10 | Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием. | |
9 | Приготовление микропрепарата кожицы лука. Лабораторная работа №2. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. | 1 | 27.10 | Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их | |
10 | Пластиды. Лабораторная работа №3. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника. | 1 | 10.11 | Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки | |
11 | Химический состав клетки: неорганические и органические вещества | 1 | 17.11 | Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучении. Химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием. | |
12 | Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание). Лабораторная работа №4. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи. | 1 | 24.11 | Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Отрабатывают умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом | |
13 | Жизнедеятельность клетки: рост и развитие | 1 | 01.12 | Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. | |
14 | Деление клетки | 1 | 08.12 | Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. | |
15 | Понятие «ткань». Лабораторная работа №6. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей. | 1 | 15.12 | Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах | |
16 | Контрольно-обобщающий урок | 1 | 22.12 | Работают с учебником и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом | |
Царство бактерии | 2 | ||||
17 | Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность бактерий | 1 | 12.01 | Выделяют существенные признаки бактерий | |
18 | Роль бактерий в природе и жизни человека | 1 | 19.01 | Определяют понятия: «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии », «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека | |
Царство Грибы | 5 | ||||
19 | Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека. | 1 | 26.01 | Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе | |
20 | Шляпочные грибы. Лабораторная работа №7. Строение плодовых тел шляпочных грибов. | 1 | 02.02 | Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами | |
21 | Плесневые грибы и дрожжи. Лабораторная работа №8. Строение гриба мукора и дрожжей. | 1 | 09.02 | Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением | |
22 | Грибы-паразиты | 1 | 16.02 | Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека | |
23 | Обобщающий урок | 1 | 02.03 | Работают с учебником и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. | |
Царство Растения | 11 | ||||
24 | Ботаника-наука о растениях. | 1 | 09.03 | Определяют понятия: «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом». Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, наиболее распространённые растения, опасные для человека растения. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием | |
25 | Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания. Лабораторная работа №9. Строение зеленых водорослей. | 1 | 16.03 | Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом. | |
26 | Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей | 1 | 30.03 | Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей | |
27 | Лишайники | 1 | 06.04 | Определяют понятия «накипные лишайники», «листоватые лишайники», «кустистые лишайники». Находят лишайники в природе | |
28 | Мхи Лабораторная работа №10. Строение мха (на местных видах). | 1 | 13.04 | Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Объясняют роль мхов в природе и в жизни человека | |
29 | Папоротники, хвощи, плауны Лабораторная работа №11. Строение спороносящего хвоща | 1 | 20.04 | Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль папоротников, хвощей и плаунов в природе и в жизни человека | |
30 | Голосеменные растения | 1 | 27.04 | Выделяют существенные признаки голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. | |
31 | Многообразие голосеменных. Лабораторная работа №12. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов). | 1 | 04.05 | Выполняют лабораторную работу. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека | |
32 | Покрытосеменные растения. Лабораторная работа №13. Строение цветкового растения. | 1 | 11.05 | Выполняют лабораторную работу.Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей покрытосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека | |
33 | Промежуточная аттестация (контрольная работа) | 1 | 18.05 | Выполняют контрольную тестовую работу | |
34 | Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира | 1 | 25.05 | Определяют понятия: «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растительного мира |
Оценочный материал
Проверочная работа
Тема «Клеточное строение организмов»
1 вариант
А. Выберите один правильный ответ.
1.Клетка – это:
A. Мельчайшая частица всего живого
Б. Мельчайшая частица живого растения
B. Часть растения
Г. Искусственно созданная единица для удобства изучения человеком растительного мира.
2.Тубус – это:
A. Увеличительный прибор
Б. Часть микроскопа, к которой крепится штатив
B. Часть микроскопа, в которой помещается окуляр
Г. Часть микроскопа, в которой помещается окуляр и объектив
3. Зеленую окраску листьев определяют:
А. Хлоропласты Б. Хромопласты В. Лейкопласты Г. Клеточный сок
4. Перемещение питательных веществ и воздуха в клетке происходит благодаря:
A. Движению цитоплазмы Б. Свободному перемещению
B. Движению пластид Г. Движению межклеточного вещества
5. Межклеточное вещество:
A. Заполняет межклетники Б. Находится между клеточными оболочками соседних клеток
B. Заполняет поры клеточных оболочек
6. Хромосомы находятся в:
А. Цитоплазме Б. Ядре В. Вакуолях Г. Хлоропластах
7. Установите последовательность приготовления препарата:
A. При помощи препаровальной иглы снять кусочек кожицы чешуи лука
Б. Пипеткой нанести 1–2 капли воды на предметное стекло
B. Положить кусочек кожицы в каплю воды и расправить кончиком иглы
Г. Накрыть покровным стеклом
Д. Тщательно протереть предметное стекло марлей
8. Найдите соответствие. Подберите к терминам, обозначенным цифрами, соответствующие пары, обозначенные буквами.
I. Оболочка
II. Целлюлоза
III. Цитоплазма
IV. Ядро
V. Вакуоль
VI. Пигменты
VII. Пластиды
A. Прочность Б. Пора B. Бесцветное вязкое вещество Г. Ядрышко Д. Красящее вещество Е. Клеточный сок Ж. Хлоропласты
9. Вставьте пропущенное слово.
Живые клетки питаются, растут, размножаются и …..
10. Укажите названия увеличительных приборов и их частей(1-5). Какое увеличение дает каждый из увеличительных приборов?
11. Подпишите части клетки под цифрами: 1,2,3.
Клеточное строение организмов
2 вариант
А. Выберите один правильный ответ.
1. Лупа – это:
A. Часть микроскопа
Б. Самый простой увеличительный прибор
B. Главная часть предметного столика
Г. Простой увеличительный прибор, при помощи которого можно рассмотреть внешний вид клетки
2. Существование клеток впервые обнаружил:
A. Роберт Гук
Б. Антони ван Левенгук
B. Томас Мор
Г. Чарлз Дарвин
3. Хлорофилл содержится в:
А. Хлоропластах
Б. Цитоплазме
В. Клеточном соке
Г. Вакуоле
4. Межклетники образуются в результате:
A. Разрушения клеточных оболочек
Б. Разрушения межклеточного вещества
B. Отхождения клеточных оболочек соседних клеток друг от друга
Г. Отхождения клеточных оболочек соседних клеток и разрушения в этих местах межклеточного вещества
5. Наследственная информация о строении и жизнедеятельности клетки хранится в:
А. Хромосомах
Б. Хлоропластах
В. Ядре
Г. Ядрышке
6. Молодые клетки в отличие от старых:
A. Не способны делиться
Б. Содержат одну большую вакуоль
B. Содержат много мелких вакуолей
Г. больше по размеру
7. Установите правильную последовательность действий при работе с микроскопом.
A. В отверстие предметного столика направить зеркалом свет
Б. Поставить штативом к себе на расстоянии 5-10 см от края стола
B. Поместить препарат на предметный столик
Г. Глядя в окуляр, медленно поворачивая винт, поднять тубус, пока не появится четкое изображение предмета
Д. Пользуясь винтом, плавно опустить тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1–2 мм от препарата
8. Составьте логические пары, выписав буквенные обозначения, соответствующие цифровым обозначениям.
I. Покровная ткань
II. Механическая ткань
III. Проводящая ткань
IV. Основная ткань
V. Образовательная
A. Клетки небольших размеров, имеющие тонкую оболочку
Б. Находятся на поверхности корней, стеблей, листьев
B. Придает прочность растениям
Г. Образуется в клубнях картофеля, семени фасоли
Д. Клетки имеют вид трубок или сосудов
9.Вставьте пропущенные слова. Закончите определение. Тканью называют группу клеток, сходных по ...
10. Укажите название увеличительного прибора и его частей(1-6). Какое увеличение дает этот увеличительный прибор?
11. Подпишите части клетки под цифрами: 1,2,3.
Ответы:
1 вариант
А.1-а;2-г;3-а;4-а;5-б;6-б.
7- д,б,а,в,г.
8. I- б; II- а; III-в; IV-г; V-е; VI- д; VII-ж.
9…дышат.
10.Б - ручная лупа; 1-линза,2- оправа.
В-штативная лупа.1-окуляр;2- предметный столик;3-штатив;4-зеркало;5-винт.
11.хлоропласт, ядро, вакуоль
2 вариант
А. 1-г;2-а;3-а;4-г;5-а;6-в.
7.б, а, в, д, г.
8.I-б; II-в; III-д; IV-г; V-а.
9…строению и функциям
10.микроскоп световой
1-окуляр;2-винт;3-штатив;4-тубус;5-объектив;6-зеркало.
11. хлоропласт, ядро, вакуоль
Источник: сайт Инфоурок
Автор: учитель биологии Лаппо Валентина Михайловна
Промежуточная аттестация
Контрольная работа
Вариант 1
Часть1
Выберите один верный и более полный ответ
Внутренняя среда клетки – это
А) вакуоль Б) клеточный сок В) пластиды Г) цитоплазма
Хлоропласты – это
А) зеленые пластиды растений Б) носители наследственной информации клетки
В) сахара, образующиеся в листьях растений Г) зеленые пигменты растений
Какая ткань обеспечивает рост растения в толщину
А) образовательная ткань Б) основная ткань В) покровная ткань Г) проводящая ткань
Семена образуются
А) у всех растений Б) у всех высших растений
В) у голосеменных и покрытосеменных растений Г) только у цветковых растений
К числу голосеменных растений не относят
А) эфедру Б) кедр В) сфагнум Г) сосну
Резервуар, содержащий клеточный сок, носит название
А) вакуоль Б) цитоплазма В) ядро Г) хромосома
Ситовидные трубки входят в состав
А) образовательной ткани Б) основной ткани В) покровной ткани Г) проводящей ткани
Исключительно к одноклеточным организмам относятся
А) животные Б) грибы В) бактерии Г) растения
Лишайники являются
А) высшими растениями Б) симбиотическими растениями В) грибами Г) водорослями
Главной особенностью наземно-воздушной среды обитания является
А) достаточное количество кислорода и значительные изменения температуры воздуха
Б) нехватка кислорода и незначительные изменения температуры воздуха
В) нехватка кислорода и значительные изменения температуры воздуха
Г) достаточность кислорода и незначительные изменения температуры воздуха
Часть В
В1. Укажите, какие из перечисленных утверждений являются верными, а какие – неверными:
1)верные утверждения | А) таллом – это тело растения, не разделенное на ткани и вегетативные органы |
Б) слоевище имеет чётко выраженные слои клеток | |
2) неверные утверждения | В) слоевище водорослей имеет различную форму |
Г) слоевище водорослей может быть нитчатым или лентовидным | |
Д) таллом многоклеточных водорослей имеет корни и листья | |
Е) хлорелла - это низшее многоклеточное растение |
В2. Верными являются следующие утверждения:
- Представители отдела Моховидные относятся к числу высших споровых растений
- Представители отдела Моховидные являются низшими растениями
- Представители отдела Моховидные растут во влажных местах
- Сфагнум произрастает в засушливых местах
- Печёночники – класс в отделе Моховидные
- Печеночники имеют стебель, лист и корень
В3. Самостоятельно дайте ответы на поставленные вопросы.
Вопрос | Ответ |
Половые клетки называются … | |
Симбиоз – это … | |
Автотроф – это … | |
Наука о живой природе называется | |
Бесполое размножение осуществляется с помощью… | |
Назовите метод, с помощь которого можно изучать следующую явление – полет птиц | |
Назовите все царства живой природы | |
Группа клеток сходных по строению и выполняющая одинаковую функцию называется… | |
Мицелий - это | |
Главный орган размножения покрытосеменных растений |
В4. Вставьте пропущенные слова
М__К__РИЗА; П__Р__ЗИТ;Б__ТАНИКА; __РГ__НИЧЕСКИЕ В__ЩЕСТВА; М__Н__РАЛЬНЫЕ СОЛИ; УГЛ__ВОДЫ; М__МБР__НА; В__КУ__ЛЬ; П_НОЦ_ТОЗ; ХЛОР__Ф__Л__.
Часть С
С1. Подпишите отмеченные цифрами части:
Промежуточная аттестация
Контрольная работа
Вариант 2
Часть 1
Выберите один верный и более полный ответ
1.Растительная клетка снаружи покрыта
А. цитоплазмой Б. вакуолью В. клеточной оболочкой Г. хромосомами
2. Зеленые пластиды носят название
А.Хлоропласты Б.Хромопласты В.Лейкопласты Г.Хромосомы
3. Какая ткань осуществляет рост растения в высоту
А.образовательная ткань Б.основная ткань В.покровная ткань Г.проводящая ткань
4. К семенным растениям относят
А.цветковые растения
Б.цветковые и голосеменные растения
В.цветковые, голосеменные, папоротники, хвощи и плауны
Г.цветковые, голосеменные, папоротники, хвощи, плауны и мхи
5. К числу голосеменных растенийне относят:
А. Маршанция Б.Кипарис В.Гинкго Г.Ель
6. Хромосомы находятся
А. в цитоплазме Б.в пластидах В.в вакуолях Г.в ядре
7. Сосуды и трахеиды входят в состав
А. образовательной ткани Б.основной ткани В.покровной ткани Г. проводящей ткани
8. Все многообразие живых существ ученые подразделяют на несколько:
А.царств Б.государств В.колоний Г.автономий
9. Мхи являются:
А.грибами Б.симбиотическими растениями В.низшими растениями Г.высшими растениями
10. Главной особенностью почвенной среды является
А.повышенное содержание кислорода и пониженное содержание углекислого газа, а так же малые колебания температуры
Б.повышенное содержание кислорода и углекислого газа, а так же малые колебания температуры
В.пониженное содержание кислорода и повышенное содержание углекислого газа, а также малое колебание температуры
Г.пониженное содержание кислорода и углекислого газа, значительное колебание температуры
11. Укажите, какие из перечисленных утверждений являются верными, а какие – неверными:
1)верные утверждения | А) водоросли – это высшие растения |
Б) низшие растения – это растения небольших размеров | |
2) неверные утверждения | В) низшие растения – это водоросли |
Г) тело низших растений разделено на вегетативные органы, но не имеет тканей | |
Д) низшие растения – это растения, тело которых не разделено на ткани и вегетативные органы | |
Е) растение, тело которого не разделено на ткани и вегетативные органы, относятся к низшим растениям |
12. Верными являются следующие утверждения:
- Папоротниковидные, хвощевидные, и плауновидные растения относятся к высшим споровым растениям
- Все высшие растения относятся к числу семенных растений
- У высших споровых растений имеются побег, лист и корень
- У высших споровых растений имеются побег и главный корень
- Высшие споровые растения размножаются только вегетативно
- Высшие споровые растения могут размножаться вегетативно и спорами
13. Самостоятельно дайте ответы на поставленные вопросы.
Вопрос | Ответ |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
14. Вставьте пропущенные слова
ГРИБ__КОР__Н__; С__ПР__ТРО__; Б__ОЛОГИЯ; НЕ__РГ__НИЧЕСКИЕ ВЕЩ__СТВА; КЛ__ТЧАТКА; Б__ЛКИ; ПРОК__Р__ОТ; М__Т__ХОДРИЯ; ФАГ__Ц__ТОЗ; Р__Б__СОМА.
15. Подпишите отмеченные цифрами части:
Источник : сайт Социальная сеть работников образования
Автор: Бокова Яна Викторовна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....
Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)
Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....
рабочие программы 2-4 класс ФГОС
Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...
Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы» и предназ...
Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС
Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...
Рабочая программа по биологии по ФГОС линия Сонина (концентрический курс)
Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...