Урок "Бактерии"
учебно-методический материал по биологии (7 класс) на тему

Григорова Людмила Александровна

В ходе урока формируются представления о жизнедеятельности бактерий  как живых организмах, населяющих все среды жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_bakterii.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет

Биология

Класс

7 «В»

Тема урока

Особенности жизнедеятельности бактерий.

Цель урока: формирование представлений о жизнедеятельности бактерий  как живых организмах, населяющих все среды жизни.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Выделение существенных признаков жизнедеятельности бактерий,  различение на таблицах частей и органоидов бактериальной  клетки, выявление приспособлений к среде обитания, овладение методами биологии.

Умение работать с источниками биологической информации, умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения.

Формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений.

Решаемые учебные проблемы

Развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития.

Основное содержание учебного материала

Особенности жизнедеятельности  бактериальной клетки. Отличия бактерий от других организмов по способу питании, дыхания, значению в природе.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Мультимедийная презентация.

Оборудование

Проектор.

Образовательные интернет-ресурсы

drofa.ru 
school-collection.edu.ru

СТРУКТУРА УРОКА

1. Актуализация знаний

Цель: актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений.

Деятельность учителя

  1. Проведение опроса в игровой форме.

А. Терминологическая разминка.

Б. Игра «Шагай и говори».

В. Игра  «Третий лишний»

2. Проведение фронтального опроса.

Учитель  задает вопросы:

- К какому царству относят данные организмы?

 - Какие особенности строения бактерий вы заметили?

- Где обитают данные организмы?

- Как называется биологическая наука, изучающая бактерии?

- Какой ученый открыл эти организмы?

- В каком году?

- Как размножаются бактерии?

- Что такое спорa?

Деятельность учащихся

 Называют биологические термины; перечисляют виды бактерий по форме; распределят организмы по группам.

 

Определяют ключевые слова урока: бактерии, микроорганизмы, бактериология, болезнетворные бактерии.

2 . Создание проблемной ситуации.

Цель: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения.

Деятельность учителя

1. Задает вопросы:

- Какие полезные вещества, необходимые для человека находятся в яблоках?

- Какие изменения произошли с яблоком на правом рисунке?

- Можно ли считать эти изменения результатом деятельности бактерий?

- Какую пользу приносят бактерии гниения? Предположите облик Земли, если бы на ней отсутствовали бактерии гниения.

3. Учитель демонстрирует свежее яблоко и счищает с него кожуру.

- Я утверждаю, что полностью избавился от бактерий на данном яблоке. Так ли это?

- Что необходимо знать о бактериях, чтобы доказать или опровергнуть данное утверждение?

- Где найти эти знания?

- Какие меры помогут подольше оставаться яблоку свежим? Почему вы так думаете?

Деятельность учащихся

Рассматривают рисунки, вспоминают витамины, химические элементы, необходимые для здоровья человека; отмечают, что яблоко на правом рисунке подвержено гниению; предполагают, что это результат деятельности бактерий, высказывают мнение о роли бактерий – разрушителей, облике Земли без бактерий-разрушителей.

 

 

 

 

 

Высказывают своё мнение, предполагают, что, прежде всего, необходимо знать процессы жизнедеятельности бактерий, предлагают различные источники знаний, выдвигают предположения.

3. Целеполагание

Цель: формирование познавательных мотивов учебной деятельности.

Деятельность учителя

  1. А есть ли еще какие-то группы бактерий по способу питания?
  2. Прочите информацию о бактериях на стр. 15-16 учебника и разделите их на две группы по способу питания. Вторую группу бактерий тоже можно разделить на две подгруппы по способу использования энергии.
  3.  Заполните схему в тетради.

Бактерии ( по способу питания)

Бактерии ( по способу питания)

 Бактерии ( по значению)

 

Деятельность учащихся

Записывают задачу в тетрадь, высказывают свои мнения, заполняют схему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывают предположения. Заполняют таблицу

Физкультминутка.

-164. Планирование

Цель: формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал

Деятельность учителя

1. Раздает инструкции к групповой работе.

Деятельность учащихся

Занимают места в группах, работают в группах, согласно инструкции.

Инструкция

Общая часть для всех групп

1.  Прочитайте текст.

2. Составьте характеристику подцарства по плану:

А. Навание подцарства.

Б. Количество видов.

В. Когда появились на Земле.

Г. Значение представителей.

5. Применение нового знания

Цель: применить знания в новой ситуации

Деятельность учителя

Предположим, что в организм попала одна болезнетворная бактерия. Через 5 часов в организме окажется 1024 бактерий. Как это можно объяснить?

Расшифруйте текст, записанный микробиологом.

Зворазличаюткрлтакиецыеформылджбактерийупркаквпжкоккийрибациллывждсспириллындовибрионныюлыпо способужщрпитаниялжхонимсгмогутыудбытьтъшсапротрофамирждхищникамижзъгетеротрофамицчшсимбионтами.

Деятельность учащихся

Выполняют задание.

 

 

 

 

 

 

7. Рефлексия

Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.

1.

8. Домашнее задание

1. Изучить с.15-19.

2. Используя дополнительные источники литературы, , подготовить сообщения о бактериях симбионтах.