Урок в 10 классе "Обмен веществ"
учебно-методический материал по биологии (10 класс) на тему

Шамилова Лайсан Ханифовна

Цели урока:

Образовательные: Усвоение учащимися понятий “обмен веществ” и “обмен энергии”, их значения для организма, осознание взаимосвязи процессов жизнедеятельности в организме; систематизация знаний по разделам “Питание”, “Дыхание”, “Кровообращение”.

     Развивающие: Создать условия для развития критического мышления, способствовать развитию у учащихся умений и навыков выдвигать и доказывать гипотезы, выделять главное, ставить цели, алгоритмов работы в группе, содействовать развитию умения интегрировать материал разных наук (биологии, физики, химии), совершенствование учащимися умения анализировать, конкретизировать, перекодировать учебную информацию, обобщать и делать выводы; развитие логического и системного мышления; развитие мировоззрения: представлений о целостности организма, взаимосвязи его жизненных функций; о взаимосвязи и взаимозависимости организмов в природе, их  связи с компонентами неживой природы; подведение учащихся к пониманию экологических и химических закономерностей, совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником.  

     Воспитательные: воспитывать  коммуникативные качества, формировать гигиенические навыки и бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, создать условия для проявления качеств необходимых для работы в группе: терпимости, распределения обязанностей, умения выслушивать оппонента и отстаивать свою точку зрения, развивать коммуникабельность учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obmen_veshchestv.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии в 8 классе.

 Учитель биологии высшей кв. категории МБОУ «Сармановская гимназия  

 Шамилова Лайсан Ханифовна

Тема урока:                                  "Обмен веществ".

Девиз урока: «Человек должен верить, что непонятное можно понять, иначе он не стал бы размышлять об этом». Сократ

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

Образовательные: Усвоение учащимися понятий “обмен веществ” и “обмен энергии”, их значения для организма, осознание взаимосвязи процессов жизнедеятельности в организме; систематизация знаний по разделам “Питание”, “Дыхание”, “Кровообращение”.

     Развивающие: Создать условия для развития критического мышления, способствовать развитию у учащихся умений и навыков выдвигать и доказывать гипотезы, выделять главное, ставить цели, алгоритмов работы в группе, содействовать развитию умения интегрировать материал разных наук (биологии, физики, химии), совершенствование учащимися умения анализировать, конкретизировать, перекодировать учебную информацию, обобщать и делать выводы; развитие логического и системного мышления; развитие мировоззрения: представлений о целостности организма, взаимосвязи его жизненных функций; о взаимосвязи и взаимозависимости организмов в природе, их  связи с компонентами неживой природы; подведение учащихся к пониманию экологических и химических закономерностей, совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником.  

     Воспитательные: воспитывать  коммуникативные качества, формировать гигиенические навыки и бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, создать условия для проявления качеств необходимых для работы в группе: терпимости, распределения обязанностей, умения выслушивать оппонента и отстаивать свою точку зрения, развивать коммуникабельность учащихся.

    Дидактическая цель: Создать условия учащимся для осмысления новой учебной информации, её применение в учебных и жизненных ситуациях.

    Задачи: Актуализировать изученный ранее материал по теме «Заболевания органов пищеварения».

  • Сформировать знания об обмене веществ и ее основных типах.
  • Развить логическое мышление и умение анализировать информацию.
  • Закрепить изученный материал путем решения самостоятельных заданий.

      Оборудование: ноутбук, мультимедиа проектор, запись часов, менедж мэты, листы А4, А3;  вопросы для обсуждения,  надписи основных процессов жизнедеятельности, надписи с цифрами для столов, запись музыки, тестовые задания, плакаты с обучающими структурами.

      Формы организации учебной деятельности – 1) фронтально-групповая работа в группах, урок с применением обучающих структур и приемов мыслительной деятельности.

      Уровни усвоения знаний – 1) исполнительский, 2) репродуктивный, 3) творческий

      Личностная значимость (мотивация) – Воспитание осознанной ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих на основе знаний об обмене веществ

      Методы работы: рассказ, беседа, обучающие структуры.

План урока

  • Организационный момент ДАМБЛ ФАМС, ПАМП АП
  • Актуализация знаний. ДЕЙСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ, ТОКИН МЭТ
  • Постановка проблемы. (СИ ФИНК УАНДЭ)
  • Изучение нового материала.СТЕП АУТ - СТЕП ИН
  • Рефлексия СИНГЛ РАУНД РОБИН, КОНЭРС, ТАЙМ ПЭА ШЭА Домашнее задание.
  • На данном уроке  применяются  следующие структуры СИНГЛ  РАУНД РОБИН, мыслительные  приемы  СИ – ФИНК-УАНДЭ СТЕП АУТ - СТЕП ИН ДЕЙСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ, ТОКИН МЭТ, ФОРМЕЙШНС

Ход урока:

Организационный момент. Психологический настрой на урок.

Здравствуйте, ребята. Давайте поприветствуем друг-друга. Партнеры по лицу поприветствуйте, пожалуйста используя прием ДАБЛ ФАМС (DOUBLE THUMBS),а партнеры по лицу – прием ПАМП АП (PUMP UP). Я попрошу сейчас улыбнуться всех, кто сегодня пришёл в школу с хорошим настроением. Те ребята, которые сегодня будут помогать мне на уроке, похлопайте в ладоши. Я тоже рада нашей встрече с вами. ). Пожелаю всем  плодотворной работы и  больше позитивных идей.

 Я держу в ладошках Солнце.

Я дарю его друзьям!

Улыбнитесь, это просто!

Лучик солнца - это ВАМ!!!

2. Актуализация знаний и умений

Для того чтобы хорошо усвоились новые знания, необходимо сначала активировать те, которые Вы получили при изучении предыдущих тем. Итак, дайте ответы на следующие (ДЕЙСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ – ДК 6: ВОЗМОЖНОСТИ):

  1. Какие болезни желудочно-кишечного тракта вы знаете?
  2. Что такое профилактика?
  3. Что такое пищевое отравление?
  4. Как можно защитить себя от болезней желудочно-кишечного?
  5. Как возникают глистные заболевания?
  6. Почему нужно мыть руки?

   Ответы на эти вопросы вы представите с помощью структуры ТОКИН МЭТ (Talking Mat - Говорящее поле)

В данной структуре используются следующие Двигатели Культуры:

ДК 1-Ожидание (Умение проявлять интерес и задавать вопросы,7: Раскрытие сущности темы, 8: Определение главной мысли и формулирование выводов).

ДК 2- Время время для размышления  над ответом  на заданные вопросы, время на ответ, чтобы обработать информацию, сформировать идею и т.д.  

ДК3: Окружающая среда: физическая среда, способствующую мышлению и углубленному изучению темы, безопасная социальная среда для взаимодействия и обучения (напр. активное слушание, благодарность, ответственность, терпение, уважительное отношение)

ДК 4 Язык: Язык личного участия: ученики понимают, что они активные участники учебного процесса,  умеющие принимать решения самостоятельно

ДК5: Взаимодействия и отношения: условия для того, чтобы ученики проявили уважение друг другу и умение ценить идеи друг друга  

Памятка для выполнения структуры ТОКИН МЭТ: Помните, что структура выполняется не произнося ни слова, кроме финального обсуждения результатов работы. На столе у вас листочки А3. Участник №1 нарисует квадрат в центре, партнер по лицу напишет тему задания – ЗАБОЛЕВАНИЯ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ 

  1.  В течение 2 мин. каждый участник команды одновременно пишут как можно больше слов и выражений на данную тему.
  2. Команды меняются столами и находят связи в определениях и задают вопросы данной команде (2 мин)
  3. Команды отвечают на вопросы и обсуждают связи
  4. Финал: Участники представляют свои работы классу

Молодцы! Вы очень хорошо справились с заданием. (ДК 4. Я5: Язык обратной связи и оценивания обратная связь и похвала, чтобы помочь ученикам достичь лучших результатов в обучении и мышлении 

Так как наш мозг включен и готов мыслить критически встанем  и сделаем ТИМ ЧИР  Сначала участники показывают большой палец вытянув правую руку, Затем участник №3 и повторяем с другими . Раскачивая башню участники громко говорят «Наш мозг включен!»

         

      3. Изучение нового материала: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ:

Просмотр на слайде выражения «В конце концов, жизнь – это отношение между организмом и внешней средой» Клод Бернар  

. Структура СИ ФИНК УАНДЭ ( 5 мин) СИ – ФИНК - УАНДЭ (See-Think-Wonder) – мыслительный прием, в котором ученики индивидуально или в команде отвечают на вопрос  с целью развития навыков наблюдения и описания наблюдаемого

  1. Посмотри - что на слайде?

     2.Подумай -

     3. Задайся вопросом- Как выдумаете. Как это выражение связано с нашим сегодняшним уроком?

В данной структуре используются следующие Двигатели Культуры:

ДК 1-Ожидание (Умение проявлять интерес и задавать вопросы,7: Раскрытие сущности темы, 8: Определение главной мысли и формулирование выводов).

ДК 2- Время время для размышления  над ответом  на заданные вопросы, время на ответ, чтобы обработать информацию, сформировать идею и т.д.  

ДК3: Окружающая среда: физическая среда, способствующую мышлению и углубленному изучению темы, безопасная социальная среда для взаимодействия и обучения (напр. активное слушание, благодарность, ответственность, терпение, уважительное отношение)

ДК 4 Язык: Язык личного участия: ученики понимают, что они активные участники учебного процесса,  умеющие принимать решения самостоятельно

ДК5: Взаимодействия и отношения: условия для того, чтобы ученики проявили уважение друг другу и умение ценить идеи друг друга  

Оглядываясь вокруг, мы восхищаемся великим многообразием живых существ.

        Мы с вами знаем, что живая природа отличается от неживой рядом признаков. Одним, из которых является – обмен веществ.

     СТЕП АУТ (Расширение)   Любой живой организм, в том числе и человек, - открытая система, которая потребляет из окружающей среды различные вещества и использует их в качестве строительного материла или как источник энергии, выделяя в окружающую среду продукты жизнедеятельности и энергии.

Обмен веществ – поступление в организм из внешней среды различных веществ, их усвоение и выделение во внешнюю среду образующихся продуктов распада.

Вспомните определение «обмена веществ», которое мы давали в 6-7 классах.

Ответ: Обмен веществ – это поступление из внешней среды в организм одних веществ и выделение из организма во внешнюю среду других.

Таким образом, обобщив и упорядочив все выше сказанное, сформулируйте определение обмен веществ.

Обмен веществ – это совокупность процессов, обеспечивающих поступление веществ и энергии из внешней среды в организм, их преобразование внутри организма, использование полезных компонентов этого преобразования на нужды организма и выделение из организма во внешнюю среду ненужных, вредных и ядовитых веществ.

Схема на доске: - СТЕП ИН   (углубление)

Давайте проанализируем получившееся определение и выясним, из каких этапов складывается обмен веществ.

 1 этап. Поступление питательных веществ и энергии из внешней среды.

Что получает организм из внешней среды? Что называется питательными веществами?

В виде чего поступают питательные вещества в организм?

2 этап. Преобразования этих веществ и энергии внутри организма.

Где начинается расщепление, под действием чего и до чего расщепляются белки, жиры и углеводы?

3 этап. Использование организмом положительных компонентов данных преобразований.

Аминокислоты всасываются в кровь и разносятся ко всем органам. Через мембраны клеток органов аминокислоты проникают в них, и там, в рибосомах из нужной комбинации аминокислот создаются белки, свойственные данным клеткам: в мышцах – мышечные белки человеческого организма, в нейронах – белки свойственные нервным клеткам. Образование белков из аминокислот происходит в рибосомах.

Жирные кислоты и глицерин через кровь, и лимфу поступают в клетки, где происходит образование жиров свойственных человеку. Избыток жира ненужных для клеточных процессов, откладывается в запас в разных органах.

Глюкоза всасывается в кровь и при избытке откладывается в печени в виде гликогена. Если в крови содержится незначительное количество, это способствует переходу гликогена в глюкозу и поступление ее в сосудистое русло.

4 этап. Выброс из организма ненужных компонентов преобразований во внешнюю среду.

Конечными продуктами обмена веществ является вода, углекислый газ, аммиак, которые удаляются через кожу, печень, органы дыхания.

В том случае, когда в пище не хватает какого-либо органического соединения, может происходить превращения одних веществ в другие.

Белки могут превращаться в жиры и углеводы. При обильном питании углеводами могут образовываться жиры. Однако недостаток белков в пище является невосполнимым, так как они образуются только из аминокислот.

Все эти преобразования представлены в виде пластического и энергетического обмена.

Обмен веществ в организме изменяется в зависимости от того, здоров или болен, какую работу он выполняет, от степени усталости, эмоционального состояния и пр. Изменения уровня обмен веществ регулируется нервными и гуморальными механизмами.

 Нервные центры, регулирующие обмен веществ расположены в продолговатом отделе головного мозга.

Любые нарушения обменных процессов приводят к развитию тех или иных симптомов у человека: в этом случае говорят о болезнях обмена веществ.

Жировые клетки находятся в подкожной клетчатке и образуют жировую ткань. Избыток жира появляется тогда, когда человек получает больше энергии, чем он может получить.

Причина ожирения состоит в том, что человек потребляет много жиров и углеводов и мало двигается. Если вес больше идеального на 10% вам стоит беспокоиться по поводу ожирении. В норме жировая ткань у мужчины 10 – 15% от массы тела у женщин 20 – 25%. Жировые клетки, которые появляются в детстве, никуда от нас не денутся. Человек может терять вес, однако количество жировых клеток остается прежним. Более того, они будут наполняться жиром при каждом удобном случае.

Степень ожирения оценивается по индексу массы тела, который рассчитывается путем деления массы тела в килограммах на площадь поверхности тела в м2. Среднее значение массы тела равна 20–25кг/м2.

Ожирение является главным фактором риска развития:

  1. Артериального давления
  2. Ишемической болезни сердца
  3. Сахарного диабета
  4. Заболевания суставов
  5. Болезни легких
  6. Онкологические заболевания


Основная причина ожирения – нерациональное питание, избыточное питание, малоподвижный образ жизни.

Основной источник энергии для человека – глюкоза Она поступает с пищей и доставляется во все клетки организма. Усвоение глюкозы зависит от гормона поджелудочной железы – инсулина.

Состояние, при котором концентрация глюкозы в крови превышает норму, называется сахарным диабетом.

Если поджелудочная железа не вырабатывает гормон – инсулин развивается сахарный диабет первого типа (инсулинозависимый).

Если же гормон инсулин вырабатывается. Но не воспринимается, клетками развивается, диабет второго типа.

Основным тестом на сахарный диабет является определение глюкозы в крови натощак, ил глюкозотолерантный тест, или тест с сахарной нагрузкой.

Сахарный диабет невозможно вылечить, однако при наличии современных препаратов, можно контролировать течение болезни и максимально замедлить развитие осложнения.

Около 175млн. человек на планете страдают сахарным диабетом. Через 10 лет число больных возрастет до 240млн. человек. Ученые утверждают, что после 60 лет сахарным диабетом страдает от 10- 20 % населения.

Существует множество наследственных врожденных болезней обмена веществ.

Фенилкетонурия – развивается тогда , когда не хватает фермента, участвующего в превращении аминокислоты фенилаланина.

В России всем новорожденным в роддоме на 4 сутки проводят анализ крови на фенилкетонурию.

Способ лечения – диета, в которой не содержится фенилаланин.

Иммунная система человека нужна для того, чтобы защитить его от инфекционных агентов. Однако иногда она становится слишком восприимчива, и начинается бороться с веществами, которые встречаются в природе повсеместно. Аллергия – состояние повышенной чувствительности организма, к какому либо веществу.

Аллергия – болезнь 20 века Количество больных аллергией в наши дни постоянно растет. У любого человека может развиваться аллергическая реакция на определенное вещество. Однако большинство страдающих аллергией людей чувствительны к веществам распространенным в природе. Болезнь требует тщательного исследования и серьезного лечения.

Болезни обмена веществ развиваются вследствие нарушения, функций какого – либо органа или в результате неправильного течения определенных химических реакций.

Сахарный диабет – хроническое заболевание, характеризуется повышенным уровнем глюкозы в крови из – за относительной или абсолютной недостаточности инсулина.

Сахарный диабет – хроническое заболевание, которое необходимо лечить всю жизнь.

Фенилкетонурия – врожденное нарушения обмена веществ, связанная с отсутствием или недостатком фермента, необходимого для превращения аминокислоты в фенилаланин.

Аллергия – это болезненная реакция организма на отсутствие в нем антигена.

Закрепление пройденного материала:

.Предлагаю вам немного отдохнуть. Давайте сделаем тест- физ. минутку. Если я говорю правильно, вы встаете, если неправильно-остаетесь на местах: Мыслительный прием НАМБЭ АП:

1.Обмен веществ – главное свойство живого
2. При энергетическом обмене энергии поглощается
3. При энергетическом обмене энергии выделяется
4. Из внешней среды организм поглощает питательные вещества, воду и кислород.
5.Углеводы в организме расщепляются до крахмала.
6.Белки расщепляются до аминокислот.
7.В жирах энергии содержится больше.
8. Мы получаем энергию только в результате пищеварения.
9. За счет пластического обмена происходит рост и обновление
10.Максимальное количество зубов у человека – 33.
11.Белки, жиры, углеводы – это питательные вещества.

А как вы думаете Какие процессы жизнедеятельности происходят в нашем организме?Структура СИНГЛ РАУНД РОБИН В данной структуре используются следующие Двигатели Культуры:

ДК 1-Ожидание (Умение проявлять интерес и задавать вопросы,7: Раскрытие сущности темы, 8: Определение главной мысли и формулирование выводов).

ДК 2- Время время для размышления  над ответом  на заданные вопросы, время на ответ, чтобы обработать информацию, сформировать идею и т.д.  

ДК3: Окружающая среда: физическая среда, способствующую мышлению и углубленному изучению темы, безопасная социальная среда для взаимодействия и обучения (напр. активное слушание, благодарность, ответственность, терпение, уважительное отношение)

ДК 4 Язык: Язык личного участия: ученики понимают, что они активные участники учебного процесса,  умеющие принимать решения самостоятельно

ДК5: Взаимодействия и отношения: условия для того, чтобы ученики проявили уважение друг другу и умение ценить идеи друг друга .

Памятка для выполнения структуры

  1. Подумайте и   попробуйте найти ответ на этот вопрос.
  2. Обсуждают по кругу. Начинает номер под №3
  3. Отвечает участник №2                        

  Рефлексия: Действенный вопрос: Какие процессы жизнедеятельности наиболее важные в нашем организме? Используется структура КОНЭРС. В данной структуре используются следующие Двигатели Культуры:

ДК 1-Ожидание (Умение проявлять интерес и задавать вопросы,7: Раскрытие сущности темы, 8: Определение главной мысли и формулирование выводов).

ДК 2- Время время для размышления  над ответом  на заданные вопросы, время на ответ, чтобы обработать информацию, сформировать идею и т.д.  

ДК3: Окружающая среда: физическая среда, способствующую мышлению и углубленному изучению темы, безопасная социальная среда для взаимодействия и обучения (напр. активное слушание, благодарность, ответственность, терпение, уважительное отношение)

ДК 4 Язык: Язык личного участия: ученики понимают, что они активные участники учебного процесса,  умеющие принимать решения самостоятельно

ДК5: Взаимодействия и отношения: условия для того, чтобы ученики проявили уважение друг другу и умение ценить идеи друг друга .

Памятка для выполнения структуры

 1.Учитель дает несколько секунд на обдумывание.

2. Записать свой выбор на листочках. Для этого № 1 и № 3 берут листочки А4  сгибают,  делят пополам и передают партнеру по лицу.

3.Разойдитесь по углам. (На различных углах таблички с надписями: дыхание, пищеварение, энергетический обмен, пластический обмен)

4. Найдите себе партнера в своем окружении и обсудите с ним вопрос: Почему выбрали эту часть анализатора?

Используется структура ТАЙМД ПЭА ШЭА. В данной структуре используются следующие Двигатели Культуры:

ДК 1-Ожидание (Умение проявлять интерес и задавать вопросы,7: Раскрытие сущности темы, 8: Определение главной мысли и формулирование выводов).

ДК 2- Время время для размышления  над ответом  на заданные вопросы, время на ответ, чтобы обработать информацию, сформировать идею и т.д.  

ДК3: Окружающая среда: физическая среда, способствующую мышлению и углубленному изучению темы, безопасная социальная среда для взаимодействия и обучения (напр. активное слушание, благодарность, ответственность, терпение, уважительное отношение)

ДК 4 Язык: Язык личного участия: ученики понимают, что они активные участники учебного процесса,  умеющие принимать решения самостоятельно

ДК5: Взаимодействия и отношения: условия для того, чтобы ученики проявили уважение друг другу и умение ценить идеи друг друга.

Памятка для выполнения структуры

1.Учитель дает время, учащиеся обсуждают в парах.

2. Затем из каждой группы спросить по 1-2 партнера.

3. Отвечает тот партнер, у кого темнее волосы).

          Итак. Давайте сделаем круг и посмотрим как это происходит. Ученики встают в круг, берутся за руки и воспроизводят влияние каждого процесс в организме человека. ДК8: МОДЕЛИРОВАНИЕ - ФОРМЕЙШНС

  • пример проговаривания хода своего мышления вслух на уроке

Формулирование вывода урока учащимися учащимися.

Парковка

Домашнее задание: Прочитать стр. 153-155, ответить на вопросы стр. 155.   Спасибо за урок!!!Поблагодарили друг друга и похвалили за работу! Всем спасибо за активное участие на уроке.  Желаю всем здоровья и хорошего дня!

Хотите, счастье подарю? 
Отмерю столько, сколько надо, 
Его горстями раздаю. 
Я всем насыпать счастья рада! 
Вы поделитесь им с родней, 
Раздайте все до самой крошки! 
И, обойдя весь шар земной, 
Оно вернется вам в ладошку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока тема "Плотность вещества"7 класс

Данный урок построен на деятельностной основе....

Разработка интегрированного урока "Вода-удивительное вещество"

Разработка интегрированного урока химии-географии-биологии "Вода-удивительное вещество", есть презентация...

Презентация к интегрированному уроку "Вода-удивительное вещество"

Презентация "Вода - удивительное вещество является дополнением к конспекту урока"...

Урок . Три состояния вещества.

ЦЕЛЬ УРОКА: 1. Изучить физические особенности отдельных агрегатных состояний вещества. 2. Изучить особенности в строении агрегатных состояний веществ. 3. Систематизация полученных...

План-конспект урока по природоведению "Вещества в окружающем мире""

План-конспект урока по природоведению "Вещества в окружающем мире" с использованием ЭОР....

Урок физики "Плотность вещества"

1.Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы.2.Способствовать развитию умения сопоставлять факты.3.Развивать исследовательские навыки4.Помочь учащимся осмыслить практическую значи...

План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».

«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....