План самообразования
методическая разработка по биологии на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ «Староюмралинская Средняя общеобразовательная школа»
Апастовского муниципального района Республики Татарстан
План по самообразованию
учителя биологии Мингазиевой А.З.
на 2016/2017 учебный год
С. Ст. Юмралы
Анкета учителя:
Образование: высшее, закончила в 1997 году Казанский Государственный Педагогический Университет по специальности – география .
Курсы переквалификации: 2011 году прошла курсы переквалификации в ППРОГОУ ВПО "ТГГПУ" по специальности - биология
Квалификационная категория – первая.
Курсы повышения квалификации:
«Совершенствования профессиональной компетенции учителя биологии в условиях внедрения ФГОС» - 2014 г.,
Награды:
Почетная грамота МОиН РТ - 2015 год;
Благодарственное письмо МОиН РТ -2015 год
Проблема школы:
«Совершенствование качества преподавания в школе»
Индивидуальная проблемная тема самообразования:
«Повышение эффективности педагогического процесса и обеспечение качества образования».
Ведущие идеи:
- личностный подход;
- успешность и преемственность обучения и воспитания;
- гуманизация отношений;
- экологическое образование и воспитание;
- практическая направленность обучения;
- дифференциация обучения
Цели:
- выявление и развитие способностей каждого ученика,
- обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования, учитывающих способности, возможности, интересы учеников;
- введение в учебно - воспитательный процесс современных технологий обучения.
обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного
образования, учитывающих способности, возможности, интересы учеников;
Задачи:
- поддерживать научно-исследовательскую и поисковую работу учащихся,
стимулировать участие в конкурсах и проектах, творческой авторской деятельности;
- совершенствовать систему мониторинга образовательного процесса по предмету;
- улучшить качество нравственно-духовного, морального воспитания личности через систему взаимодействия партнерского сотрудничества с семьей.
Работа над темой начата в 2014 году.
Цели и задачи:
- развитие интеллектуальной инициативы учащихся в процессе обучения
- формирование личности, нужной обществу, коммуникативной, конкурентноспособной и ответственной за свои поступки
- использование на уроках новых информационных технологий и средств коммуникаций
- повышение своего методического уровня.
Ожидаемые результаты:
повышение успеваемости и уровня обученности учащихся по биологии.
НАПРАВЛЕНИЯ САМООБРАЗОВАНИЯ:
Основные направления | Действия и мероприятия | Сроки реализации |
Профессиональное | 1. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и требования 2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет. 3. Повышать квалификацию на курсах для учителей биологии | 2016- 2017
систематически
регулярно
|
Психолого-педагогические | 1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
| регулярно |
Методические | 1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по биологии. 2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения биологии. 3. Принимать активное участие в работе районного и школьного МО учителей естественно - научного цикла. 4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах. 5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, республики через Интернет. 6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. 7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. 8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке. 9. Выступать с докладами по теме самообразования. | регулярно
регулярно
регулярно
ежегодно
регулярно
регулярно
регулярно Систематически Согласно плана |
Информационно-технологические технологии | 1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс. 2. Обзор в Интернете информации по биологии, педагогике и психологии. 3. Использовать электронную почту для контакта с единомышленниками. mingazi-@mail.ru | регулярно регулярно
постоянно
|
Охрана здоровья | 1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. 2. Вести здоровый образ жизни. | систематически
регулярно |
|
|
|
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность | |
Диагностический | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта | Март2017г 26. 10.16 г 16.11.26 | 1 . Курсы повышения квалификации учителей биологии 2. Принять участие в Республиканской научно- практической конференции, « Музей территория образования.» 3. Участие на заседании районного МО учителей биологии, химии, и географии на базе Азбабаинской сош | |
Прогностический | 1.Определение целей и задач темы. 2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3.Прогнозирование результатов. | 2016/2017 | 1.Выступление на заседании школьного МО учителей естественно-научного цикла по темам: «Обмен опытом по внедрению ФГОС в 6 классе» «Изучение нормативных документов по ЕГЭ и ОГЭ. Подготовка учащихся к ЕГЭ и ОГЭ по предмету» | |
Практический | 1.Внедрение опыта работы. 2.Формирование методического комплекса. 3.Корректировка работы. | 2016/2017 | 1.Участие на заседании РМО по теме: «Информационные технологии, как средство повышения эффективности образования». 2.Открытые уроки на школьном уровне. 3.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях. 4.Создать электронную почту для контакта с единомышленниками | |
Обобщающий | 1.Подведение итогов. 2.Оформление результатов работы. | 2016/2017 | 1. Участие на заседании районного МО 2. Участие и результаты на районных и республиканских научно-практических конференциях, конкурсах, 3.Участие и результаты на дистанционных международных меропрятиях 4.Мастер-класс «Использование учащимися ИКТ на уроках биологии» 5. Консультативная взаимопомощь с учителям биологии и учащимся других школ 6. Создан личный минисайт учителя. Адрес сайта: nsportal.ru Мингазиева Амина Зуфаровна 7. Электронная почта для контакта с единомышленниками: mingazi-@mail.ru | |
Внедренческий | Распространение опыта работы. | 2015/2016 | 1. Публикация материалов на личном сайте 2.Результаты работы над темой самообразования разместить на школьном сайте |
В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:
1.Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.
2.Внедрение в свою практику новых технологий обучения таких как:
Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Компьютерные технологии обучения - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.
В процессе преподавания столкнулась с низкой заинтересованностью учащихся в учебном процессе. Замотивировать обучающихся на более продуктивную работу по предмету возможно при внедрении на уроках ИКТ - технологий.
Я выделяю три основных формы работы с ИКТ на уроках биологии:
- применение информационных технологий на уроках
- применение информационных технологий для организации самостоятельной работы учащихся
- применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга
Дифференциация обучения - обучение строю на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.
Одной из форм, использующей межпредметные связи и развивающей познавательную активность учащихся является интегрированный урок.
Применяю также игровые и тестовые технологии.
Тестовые работы позволяют более рационально использовать время на уроке, быстро установить обратную связь с учеником и определить результаты усвоения, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и внести в них коррективы. Только тестовые работы дают возможность систематически контролировать знания большого числа учащихся и формировать у них установку на неизбежность контроля, а значит мотивировать школьников постоянно готовиться к урокам, не запускать пройденный материал, дисциплинировать их. Поэтому в последние годы все более широкое применение в обучении биологии находят нетрадиционные формы и методы проверки с помощью открытых и закрытых тестов.
Тестовые работы позволяют более рационально использовать время на уроке, быстро установить обратную связь с учеником и определить результаты усвоения, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и внести в них коррективы.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ:
1. Изучить литературу по данной проблеме:
- Изучить вопрос «Профессиональная компетенция учителя биологии»
- Документы Правительства РФ, Министерства образования РФ, Министерства образования, науки и молодёжи Республики Татарстан, относящихся к стратегии модернизации образования.
2. Учебная исследовательская работа:
- Включить в план по реализации проектной деятельности на уроках биологии и предложить для разработки учащимся примерные темы проектов.
- Разработать программу и задания по диагностике знаний учащихся – проводить диагностику 1-2 раза в год.
3. Изучение опыта учителей – новаторов, методистов, передового опыта.
- Изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета
- Использовать материалы сайта «Сеть творческих учителей» по вопросам использования ИКТ.
- Творческое сотрудничество с учителями информатики
4. Участие в системе школьной методической работы:
- Провести открытые уроки, на которых показать применение указанных технологий.
- Установить творческое сотрудничество с учителями-предметниками по вопросам темы самообразования.
- Изучить передовой опыт учителей по применению технологий.
- Участие в заседаниях ШМО естественнонаучного цикла, педагогических советах.
- Практические выходы (доклады, рефераты) – на районной секции учителей биологии, на занятиях школьного методического объединения, на заседаниях педагогического совета школы.
- Взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы;
Предполагаемые результаты самообразования
- Повысить качество преподавания предмета.
- Научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.
- Разработать и провести открытые уроки по собственным технологиям
- Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отсчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.
- Разработать дидактические материалы, тесты, создать собственную медиатеку, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.
- Результаты работы над темой самообразования поместить на школьном и личном сайте.
- Обобщить опыт по исследуемой теме.