КТП для ДО 11
календарно-тематическое планирование по биологии (11 класс) на тему

КТП по биологии 11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11_klass_ktp_do.docx30.31 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

 по линии Пономарева И.Н., Корнилова О.А.

Биология  11 класс (1 час в неделю)

   

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки.

Домашнее задание

Глава 1. Организменный уровень жизни (17 ч.)

1

Организменный уровень жизни и его роль в природе.

Основные понятия: жизнь, открытая система, наследственность. Изменчивость. Отличительные особенности живых организмов от неживых: единый принцип организации, обмен веществ и энергии.

Особенности развития: упорядоченность. Постепенность, последовательность, реализация наследственной информации.

Знать:

Свойства живого

Уметь выделять:

Особенности развития живых организмов

Гл. 1, § 1, в. 1-3

2

Организм как биосистема.

Клетка - основная структурная единица организмов. Клетка как биосистема. Клеточное строение организмов, как доказательство их родства, единства живой природы.

Уметь: 

Приводить примеры организмов, имеющих клеточное и неклеточное строение.

Называть жизненные свойства клетки и положения клеточной теории.

Объяснять общность происхождения растений и животных.

§ 2 в. 1-3

3

Процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов.

Ассимиляция, диссимиляция, фермент.

Обмен веществ и превращение энергии – признак живых организмов. Ассимиляция и диссимиляция – противоположные процессы.

С/Р

Уметь: 

Давать определения понятиям ассимиляция, диссимиляция.

Называть этапы обмена веществ, роль АТФ и ферментов в о\в.

Характеризовать сущность процесса о\в

§ 3 в. 1-3

4

Размножение организмов.

Размножение, бесполое и вегетативное размножение, гаметы, гермафродиты.

Половое и бесполое размножение. Бесполое размножение – древнейший способ размножения. Виды бесполого размножения: почкование, деление  тела, спорообразование. Виды вегетативного размножения

Уметь: 

Давать определение понятию  размножение.

Называть основные формы размножения, виды полового и бесполого размножения, способы вегетативного размножения.

Приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения.

Характеризовать сущность бесполого и полового размножения.

Объяснять биологическое значение бесполого размножения.

§ 4 в. 1-3

5

Оплодотворение и его значение.

Оплодотворение, гаметогенез, мейоз, конъюгация, перекрест хромосом.

Половое размножение растений и животных, его биологическое значение.

Половые клетки: строение и функции. Образование половых клеток (гаметогенез). Осеменение. Оплодотворение.

С/Р

Уметь: 

Узнавать и описывать по рисунку половые клетки.

Выделять различия мужских и женских половых клеток.

Выделять особенности бесполого и полового размножения.

Объяснять биологическое значение полового размножения, сущность и биологич значение оплодотворения.

Использовать ресурсы Интернета для составления справки о генетических заболеваниях, связанных с нарушением деления половых клеток.

§ 5, рис. 4, в. 1-3

6

Развитие организмов от зарождения до смерти.

Оплодотворение, онтогенез, эмбриогенез.

Рост и развитие организмов. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие.

Дробление, гаструляция, органогенез.

Закон зародышевого сходства (закон К.Бэра)

Уметь: 

Давать определения понятиям Оплодотворение, онтогенез, эмбриогенез.

Называть начало и окончание постэмбрионального развития, виды постэмбр развития.

Характеризовать сущность эмб и постэмбр периодов развития

Анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье, использовать приобретенные знания для профилактики вредных привычек.

§ 6, рис. 5-7, в. 1-3

7

Из истории развития генетики.

Аллельные гены, ген, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип.

Наследственность и изменчивость -  свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

С/Р

Уметь: 

Давать определения понятиям Аллельные гены, ген, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип

Называть признаки биологических объектов – генов и хромосом.

Характеризовать сущность биологич процессов наследственности и изменчивости.

Объяснять причины наследственности и изменчивости, роль генетики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей.

§ 7, в. 1-4

8

Изменчивость признаков организмов и её типы.

Геном, изменчивость, мутации, мутаген, полиплоидия.

Основные формы изменчивости. Виды мутаций по степени изменения генотипа: генные, геномные, хромосомные.

Вариационная кривая, изменчивость, модификация, норма реакции.

Зависимость проявления действия генов от условий внешней среды. Характеристики модификационной изменчивости. Наследование способности проявлять признак в определенных условиях.

Уметь:

Давать определение термину изменчивость.

Приводить примеры ненаследственной изменчивости, нормы реакции признаков, зависимости проявления нормы реакции от условий окружающей среды.

Анализировать содержание основных понятий.

Выявлять и описывать разные формы изменчивости организмов. Называть причины, обеспечивающие явление наследственности, биологическую роль хромосом, основные формы изменчивости.

Приводить примеры генных и геномных мутаций.

Называть виды наследственной изменчивости, уровни изменения генотипа, виды мутаций, свойства мутаций.

§ 8, рис. 8-9, в. 1-4

9

Генетические закономерности, открытые Г. Менделем.

Гомо- ,гетерозигота, доминантный и рецессивный признаки, моногибридное скрещивание.

Использование Менделем гибридологического метода. Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Цитологические основы закономерностей

Правило единообразия. Закон расщепления. Гипотеза чистоты гамет.

Уметь: 

Давать определения понятиям Гомо- ,гетерозигота, доминантный и рецессивный признаки, моногибридное скрещивание.

Приводить примеры доминантных и рецессивных признаков.

Воспроизводить формулировки правила единообразия и правила расщепления.

Описывать механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания, механизм неполного доминирования.

§ 9, рис. 10-11, в. 1-3

10

Дигибридное скрещивание.

Лабораторная работа №1 «Решение задач по генетике»

Генотип, дигибридное скрещивание, полигибридное скрещивание, фенотип.

Условия проявления закона независимого наследования. Соотношения генотипов и фенотипов независимого наследования 9:3:3:1.

Закон независимого наследования.

Уметь: 

Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания.

Называть условия закона независимого наследования.

Анализировать содержание определений основных понятий, схему дигибридного скрещивания.

§ 10, рис. 12-13, в. 2-3

11

Генетические основы селекции. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции.

Селекция.

Наследственность и изменчивость-основа искусственного отбора. Центры происхождения культурных растений.

Независимое одомашнивание близких растений в различных центрах. Учение Н.И.Вавилова о центрах.

Уметь:

Называть практическое значение генетики.

Приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком.

Анализировать содержание основных понятий.

Характеризовать  роль учения Вавилова для развития селекции.

Объяснять причину совпадения центров многообразия культурных растений с местами расположения древних цивилизаций; значение для селекционных работ закона гомологических рядов.

§ 11, в. 2-3

12

Генетика пола и наследование, сцепленное с полом.

Гетеро- и гомогаметный пол, половые хролмосомы.

Наследственные заболевания , сцепленные с полом.

Расщепление фенотипа по признаку определения пола.

Закон сцепленного наследования.

Уметь:

Называть типы хромосом в генотипе, число аутосом и половых хромосом у человека

Приводить примеры наследственных заболеваний, сцепленных с полом.

Решать простейшие генетические задачи.

§ 12, рис. 16, в. 1-4

13

Наследственные болезни человека.

Практическая работа: «Решение задач».

Группы наследственных болезней.

Генные болезни и аномалии.

Хромосомные болезни.

Диагностика заболеваний.

Безопасность жизнедеятельности.

Уметь:

Раскрывать понятие генных болезней и аномалии:

наследование, сцепленное с полом и локализованное в X- и Y-хромосомах (дальтонизм, гемофилия).

Хромосомная болезнь – синдром Дауна. Составление родословных.

§ 13, рис. 17, в. 3-4

14

Этические аспекты медицинской генетики.

Биотехнология, штамм.

Основные направления селекции микроорганизмов. Значение селекции микроорганизмов для с.х.,медицины,

Микробиологический синтез.

Уметь:

Давать определение термину биотехнология, штамм

Приводить примеры использования микроорганизмов в микробиологической промышленности.

Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.

§ 14, в. 2-3;

15

Достижения биотехнологии и этические аспекты её исследований.

Биотехнология, штамм.

Основные направления селекции микроорганизмов. Значение селекции микроорганизмов для с.х.,медицины,

Микробиологический синтез.

Уметь:

Давать определение термину биотехнология, штамм

Приводить примеры использования микроорганизмов в микробиологической промышленности.

Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.

§ 15, рис. 18, в. 2-3

16

Решение генетических задач.

ЗАЧЕТ

Уметь:

Решать генетические задачи

17

Вирусные заболевания.

Вирусы как возбудители заболеваний. СПИД - вирусное заболевание. Защита от вирусов.

Знать: значение вирусов в природе и жизни человека; меры профилактики вирусных заболеваний.

Уметь:

использовать приобретенные знания в повседневной жизни для профилактики вирусных заболеваний.

§ 17, рис.25-26,в.1-3

Глава 2. Клеточный уровень жизни (5 ч.)

18

Клеточный уровень организации живой материи и его роль в природе. Клетка как этап эволюции живого в истории Земли.

Клетка - основная структурная единица организмов. Клетка как биосистема. Клеточное строение организмов, как доказательство их родства, единства живой природы.

Уметь: 

Приводить примеры организмов,имеющих клеточное и неклеточное строение.

Называть жизненные свойств клетки и положения клеточной теории.

Объяснять общность происхождения растений и животных.

§ 18, рис.27, в1-3, § 19,рис.28,в1-3

19

Строение клетки. Органоиды как структурные компоненты цитоплазмы.

Строение клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. Особенности строения животной и растительной клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции.

Знать:

особенности строение клеток прокариот и эукакриот, строение клеток растений и животных, выделять различия в их строении; названия органоидов клетки, взаимосвязь между строением и функцией органоида.

Уметь:

работать с микроскопом. Наблюдать, описывать и сравнивать строение клеток растений и животных.

§ 20, рис.30-32, в.1-3, 21,табл.1,в1-3.

20

Клеточный цикл. Деление клетки - митоз и мейоз.

Жизненный цикл. Размножение-свойство организмов. Деление клетки - основа роста, развития и размножения организмов. Митоз, сущность и значение. Гаметогенез. Овогенез. Сперматогенез. Строение половых клеток. Значение гаметогенеза. Образование половых клеток. Стадии размножения, роста, созревания. Мейоз. Фазы первого и второго мейотического деления.

Знать:

сущность и биологическое значение митоза, фазы митоза, строение половых клеток, фазы первого второго мейотических делений, отличие мейоза от митоза.

Уметь:

давать определения ключевым понятиям, описывать последовательно фазы митоза, называть стадии гаметогенеза.

§ 22-23, рис.39-42 табл.3, в.1-3

21

Структура и функции хромосом.

Строение и функции хромосом.

Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках.

ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке

Знать:

строение генов и хромосом; типы нуклеиновых кислот, функции нуклеиновых кислот. Роль ДНК и РНК в жизни организмов.

Уметь:

выделять различия в строении и функциях ДНК и РНК. Характеризовать процесс удвоения молекулы ДНК.

§ 24,  рис. 46,  в.1-4

22

История развития науки о клетке.

С/р

Наука о клетке - цитология. Первые положения клеточной теории. Развитие учения о клетке. Современная клеточная теория.

Уметь: 

Приводить примеры организмов, имеющих клеточное и неклеточное строение.

Называть положения клеточной теории.

Объяснять общность происхождения растений и животных.

§ 25, в.1-3, сообщение.

Глава 3. Молекулярный уровень жизни (7 ч.)

23

Молекулярный уровень жизни: значение и роль в природе. Основные химические соединения живой материи.

Микро- и макроэлементы, углеводы, липиды, гормоны.

Особенности химического состава клетки. Микро- и макроэлементы, их вклад в образовании органических и неорганических  молекул живого вещества.

Роль неорганических веществ: вода, минер.соли.

Уметь: 

Приводить примеры микро- и макроэлементов, а так же веществ, относящихся к липидам и углеводам

Называть неорганич. и органич. вещества клетки.

Характеризовать биологическое значение микро и макроэлементов, биологич. роль воды, солей неорганических кислот.

§ 27-28, рис.59, в.1-3

24

Структура и функции нуклеиновых кислот.

Белки, аминокислоты, их роль в организме.

Структура и функции белков. Ферменты. Нуклеиновые кислоты и их структура.

Уметь: 

Давать полные названия нуклеиновым кислотам ДНК и РНК.

Называть продукты, богатые белками. Нахождение молекулы ДНК в клетке. Мономер нуклеиновых кислот.

Приводить примеры белков, выполняющих различные функции.

Перечислять виды молекул РНК.

Характеризовать функции белков и нуклеиновых кислот.

§ 29, рис. 60 -61, табл.4,  в1-4.

25

Процессы синтеза в живых клетках.

Питание, фотосинтез, фотолиз.

Питание. Различия организмов по способу питания. Фотосинтез. Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений.

Хлоропласты. Световая и темновая фазы фотосинтеза.

Уметь: 

Давать определения понятиям питание, автотрофы, фотосинтез.

Называть органы растения где происходит фотосинтез, роль пигмента хлорофилла.

Характеризовать фазы фотосинтеза.

§30, рис.62-63,в.3-4.

26

Процессы биосинтеза белка.

Ген, генетический код, триплет, кодон, антикодон, полисома, трансляция, транскрипция.

Обмен веществ и превращение энергии – признак живых организмов. Свойства генетического кода: избыточность, специфичность, универсальность.

Механизмы трансляции и транскрипции. Принцип комплементарности. Реализация наследственной информации в клетке.

Уметь: 

Давать определения понятиям ген, ассимиляция.

Называть свойства генетического кода, роль и-РНК и т-Рнк в биосинтезе белка

Анализировать содержание определений: триплет, кодон, антикодон, полисома, трансляция, транскрипция.

Характеризовать сущность процесса трансляции и транскрипции.

27

Молекулярные процессы расщепления.

Понятие о биологическом окислении. Бескислородный этап клеточного дыхания (гликолиз). Кислородный этап клеточного дыхания.

Уметь: 

Анализировать содержание определений: Гликолиз, брожение, дыхание.

Называть вещества источники энергии, продукты реакции этапов обмена веществ, локализацию в клетке этапов обмена веществ.

Описывать роль АТФ в обмене веществ.

28

Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема.

С/р

Опасность полимерного мусора. Пестициды. Диоксины. Проблема устойчивого развития.

29

Время экологической культуры.

Развитие химического синтеза. Манипулирование наследственным веществом. Глобальные экологические проблемы. Экологическая культура - норма для каждого человека.

30

Заключение: структурные уровни организации живой природы.

Биосистемы: от элементарных биохимических систем до биосферы. Видовое биоразнообразие. Уровни организации природы.

Тест

31

Повторение по теме «Организменный уровень жизни»

32

Повторение по теме «Клеточный уровень жизни»

33

Повторение по теме «Молекулярный уровень жизни»

34

Итоговый урок

Не задано