Рабочая программа по биологии 7 класс ФГОС
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему
Рабочая программа разработана на основе авторской:Рабочие программы. Биология. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/ сост. Г.М.Пальдяева.- 3-е издание, стереотип.-М.: Дрофа, 2014.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_7_biologiya_2016.doc | 369.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы»);
- Основная образовательная программа основного общего образования ОУ «Харламовская школа»;
- Устав ОУ «Харламовская школа».
- Авторская программа Биология. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/ сост. Г.М.Пальдяева.- 3-е издание, стереотип.-М.: Дрофа, 2014.
Главная цель совершенствования российского образования — повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает значительное обновление содержания образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития государства. Образовательные учреждения должны осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику, стремиться максимально полно раскрыть его творческие способности, обеспечивать возможность успешной социализации.
Цели: - базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность;
- обеспечить преемственность развития знаний в области основных биологических законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.
УМК Рабочие программы. Биология. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/ сост. Г.М.Пальдяева.- 3-е издание, стереотип.-М.: Дрофа, 2014.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы развития и формирования универсальных учебных действий, программы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Программа конкретизирует содержание предметных тем, перечисленных в образовательном стандарте, рекомендует последовательность их изучения и приводит примерное распределение учебных часов на изучение каждого раздела курса.
В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где приобретают такие ее виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д.
В 7 классе учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии животных, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией животных. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основы охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа разработана в соответствии с авторской программой: Рабочие программы. Биология. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/ сост. Г.М.Пальдяева.- 3-е издание, стереотип.-М.: Дрофа, 2014. на 70 часов.
4.ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты обучения:
- понимать важность ответственного отношения к обучению, готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- знать и соблюдать учащимися правила поведения на природе;
- понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
- уметь реализовывать теоретические знания на практике;
- осознавать значения обучения для повседневной жизни.
Метапредметные результаты обучения:
Учащиеся должны уметь:
- анализировать и сравнивать изучаемые объекты;
-осуществлять описание изучаемого объекта;
- определять отношения объекта с другими объектами;
-определять существенные признаки объекта;
- классифицировать объекты;
- проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией;
- под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов и выводов;
- различать родовое и видовое понятия;
Предметные результаты обучения.
Учащиеся должны знать:
- эволюционный путь развития животного мира;
- историю изучения животных
- структуру зоологической науки, основные этапы ее развития, систематические категории;
Учащиеся должны уметь:
- определять сходства и различия между растительным и животным организмом;
- объяснять значения зоологических знаний для сохранения жизни на планете, для разведения редких и охраняемых животных, для выведения новых пород животных;
5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Ведение 2 ч. История развития зоологии. Современная зоология.
Раздел 1 Простейшие 2 ч. Простейшие: корненожки, радиолярии, солнечники, споровики. Простейшие: жгутиконосцы, инфузории.
Раздел 2. Многоклеточные животные 32 ч. Тип Губки. Классы: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные. Тип Кишечнополостные. Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы. Тип Плоские черви. Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви, или Кольчецы. Класс Многощетинковые, или Полихеты. Классы кольчецов: Малощетинковые, или Олигохеты, Пиявки.
Лабораторная работа №1 Знакомство с многообразием кольчатых червей.
Тип Моллюски. Классы моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие. Тип Иглокожие. Классы: Морские лилии, Морские звезды, Морские ежи, Голотурии, или Морские огурцы, Офиуры. Тип Членистоногие. Классы: Ракообразные, Паукообразные.
Лабораторная работа №2 Многообразие ракообразных.
Тип Членистоногие. Класс Насекомые.
Лабораторная работа №3 Многообразие насекомых
Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки. Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы. Отряды насекомых: Чешуекрылые, или Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи. Отряд насекомых: Перепончатокрылые.
Контрольно-обобщающий урок по теме «Многоклеточные животные» Контрольная работа №1
Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные,или Позвоночные. Классы рыб: Хрящевые, Костные.
Лабораторная работа №4 Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб. Класс Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты, Химерообразные. Класс Костные рыбы. Отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные. Класс земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Безхвостые. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые. Отряды пресмыкающихся: Черепахи, Крокодилы. Класс Птицы. Отряд Пингвины
Лабораторная работа №5 Изучение внешнего строения птиц. Отряды птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусееобразные. Отряды птиц: Дневные хищные, Совы, Куриные. Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенастые. Экскурсия. Изучение многообразия птиц. Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые. Отряды млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные. Отряды млекопитающих: Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные. Отряды млекопитающих: Парнокопытные, Непарнокопытные. Отряд млекопитающие: Приматы.
Контрольно-обобщающий урок по теме: Многоклеточные животные. Контрольная работа №2
Раздел 3 Эволюция строения и функций органов и их систем у животных 12 ч.
Покровы тела Лабораторная работа №6 Изучение особенностей различных покровов тела. Опорно-двигательная система животных. Способы передвижения и полости тела животных. Органы дыхания и газообмен. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. Кровеносная система. Кровь. Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. Органы чувств. Регуляция деятельности организма. Продление рода. Органы размножения, продления рода. Обобщающий урок по теме: Эволюция строения и функций органов и их систем
Контрольная работа №3
Раздел 4. Индивидуальное развитие животных 3 ч. Способы размножения животных. Оплодотворение. Развитие животных с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни животных Лабораторная работа №7 Изучение стадий развития животных и определение их возраста.
Раздел 5 Развитие и закономерности размещения животных на Земле 3 ч. Доказательства эволюции животных. Чарлз Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции.
Раздел 6. Биоценозы 4 ч. Естественные и искусственные биоценозы. Факторы среды и их влияние на биоценозы. Цепи питания. Поток энергии. Экскурсия Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.
Раздел 7 Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5часов) Воздействие человека и его деятельности на животный мир. Одомашнивание животных. Законы России об охране животного мира. Система мониторинга. Охрана и рациональное использование животного мира. Экскурсия. Посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных.
Резерв времени 5 ч. Контрольная работа №4 по темам: Индивидуальное развитие животных Развитие животного мира на Земле Биоценозы Животный мир и хозяйственная деятельность человека. Обобщение по теме: Индивидуальное развитие животных. Обобщение по теме: Развитие животного мира на земле. Обобщение по теме: Биоценозы. Обобщение по теме: Законы об охране животного мира.
6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по биологии 7 класс 2016-2017 уч.год
УМК: Рабочие программы. Биология. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/ сост. Г.М.Пальдяева.- 3-е издание, стереотип.-М.: Дрофа, 2014. на
Учебник. Биология. Животные 7 класс учебник для общеобразовательных учреждений /В.В. Латюшин, В.А. Шапкин- 13-е издание, стереотип-М: Дрофа,2012
№ урока | Дата | Тема урока | Вид учебной деятельности | Планируемые результаты | Форма контроля | Д/з | |||||
Личностные | Метапредметные | Предметные | |||||||||
По плану | По факту | ||||||||||
Ведение 2 ч. | |||||||||||
1 | История развития зоологии | Определяют понятия "систематика", "зоология", "систематические категории. Описывают и сравнивают царства органического мира. | осознавать значения обучения для повседневной жизни | определять отношения объекта с другими объектами; | историю изучения животных | фронтальная | П.1 стр.4-8 | ||||
2 | Современная зоология | Определяют понятия "красная книга", "этология", "зоогеография", "энтомология", "ихтиология", "орнитология","эволюция животных". Составляют схему "Структура науки зоологии" | осознавать значения обучения для повседневной жизни | определять отношения объекта с другими объектами; | структуру зоологической науки, основные этапы ее развития, систематические категории; | фронтальная | П.2 стр.8-12 | ||||
Раздел 1 Простейшие 2 ч. | |||||||||||
3 | Простейшие: корненожки, радиолярии, солнечники, споровики | Определяют понятия "простейшие","корненожки", "радиолярии", "солнечники", "споровики", "циста", "раковина". сравнивают простейших с растениями | понимать важность ответственного отношения к обучению, готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | определять существенные признаки объекта; | определять сходства и различия между растительным и животным организмом; | фронтальная | П.3 стр.12-16 | ||||
4 | Простейшие: жгутиконосцы, инфузории | Определяют понятия "инфузории", "колония", "жгутиконосцы". Систематизируют знания при заполнении таблицы. | уметь реализовывать теоретические знания на практике; | определять существенные признаки объекта; | объяснять значения зоологических знаний для сохранения жизни на планете | фронтальная | П.4 стр.17-21 | ||||
Раздел 2. Многоклеточные животные 32 ч. | |||||||||||
5 | Тип Губки. Классы: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные. | Определяют понятия: "ткань", "рефлекс", "губки", "скелетные иглы", "клетки", "специализация". Систематизируют знания при заполнении таблицы. | понимать важность ответственного отношения к обучению, готовность и способность учащихся к саморазвитию | классифицировать объекты; | эволюционный путь развития животного мира; | фронтальная | П.5 стр.22-25 | ||||
6 | Тип Кишечнополостные. Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы. | Определяют понятия: "двуслойное животное","кишечная полость", "радиальная симметрия", "щупальца", "эктодерма", "энтодерма", "стрекательные клетки". Дают характеристику типа Кишечнополостные. | понимать важность ответственного отношения к обучению, готовность и способность учащихся к саморазвитию | определять существенные признаки объекта; | эволюционный путь развития животного мира; | фронтальная | П.6 стр.25-31 | ||||
7 | Тип Плоские черви. Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные | Определяют понятия: "орган", "система органов", "трехслойное животное", "двусторонняя симметрия", "паразитизм", "гермафродит". Знакомится с чертами приспособленности плоских червей к паразитическому образу жизни. | понимать важность ответственного отношения к обучению, готовность и способность учащихся к саморазвитию | определять отношения объекта с другими объектами; | эволюционный путь развития животного мира; | фронтальная | П.7-8 стр.31-37 | ||||
8 | Тип Круглые черви | Определяют понятия: первичная полость тела, пищеварительная система, выделительная система, половая система, мускулатура, анальное отверстие, разнополость. | осознавать значения обучения для повседневной жизни | определять существенные признаки объекта; | эволюционный путь развития животного мира; | фронтальная | П.7-8 стр.31-37 | ||||
9 | Тип Кольчатые черви, или Кольчецы. Класс Многощетинковые, или Полихеты | Определяют понятия: вторичная полость тела, параподия, замкнутая кровеносная система, полихеты, щетинки, окологлоточное кольцо, брюшная нервная цепочка, забота о потомстве. Систематизируют кольчатых червей. | понимать важность ответственного отношения к обучению, готовность и способность учащихся к саморазвитию | осуществлять описание изучаемого объекта; | эволюционный путь развития животного мира; | фронтальная | П.7-8 стр.31-37 | ||||
10 | Классы кольчецов: Малощетинковые, или Олигохеты, Пиявки. Лабораторная работа №1 Знакомство с многообразием кольчатых червей | Определяют понятия: диапауза, защитная капсула, гирудин, анабиоз. Проводят наблюдения за дождевыми червями. Оформляют отчет. | уметь реализовывать теоретические знания на практике; | проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией; | определять сходства и различия между растительным и животным организмом; | индивидуальная | П.9 стр.37-41 | ||||
11 | Тип Моллюски | Определяют понятия: раковина, мантия, мантийная полость, легкое, жабры, сердце, терка, пищеварительная железа, слюнные железы, глаза, почки, дифференциация тела | понимать важность ответственного отношения к обучению, готовность и способность учащихся к саморазвитию | определять существенные признаки объекта; | историю изучения животных | фронтальная | П.11 стр.45-48 | ||||
12 | Классы моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие | Определяют понятия: брюхоногие, двустворчатые, головоногие, реактивное движение, перламутр, чернильный мешок, жемчуг. Выявляют различия между представителями различных классов | понимать важность ответственного отношения к обучению, готовность и способность учащихся к саморазвитию | анализировать и сравнивать изучаемые объекты; | эволюционный путь развития животного мира; | фронтальная | П.12 стр.49-51 | ||||
13 | Тип Иглокожие. Классы: Морские лилии, Морские звезды, Морские ежи, Голотурии, или Морские огурцы, Офиуры. | Определяют понятия: водно-сосудистая система, известковый скелет,Сравнивают между собой представителей различных классов иглокожих | понимать важность ответственного отношения к обучению, готовность и способность учащихся к саморазвитию | анализировать и сравнивать изучаемые объекты; | эволюционный путь развития животного мира; | фронтальная | П.13 стр.52-56 | ||||
14 | Тип Членистоногие. Классы: Ракообразные, Паукообразные. Лабораторная работа №2 Многообразие ракообразных | Определяют понятия: наружный скелет, хитин, сложные глаза, мозаичное зрение, развитие без превращения, паутинные бородавки, паутина, легочные мешочки, трахеи, жаберный тип дыхания, легочный тип дыхания, трахейный тип дыхания, партеногенез. | уметь реализовывать теоретические знания на практике; | проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией; | определять сходства и различия между растительным и животным организмом; | индивидуальная | П.14 стр.56-58 | ||||
15 | Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Лабораторная работа №3 Многообразие насекомых | Определяют понятия: инстинкт, поведение, прямое развитие, непрямое развитие. Выполняют непосредственные наблюдения за насекомыми. Оформляют отчет. | уметь реализовывать теоретические знания на практике; | проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией; | определять сходства и различия между растительным и животным организмом; | индивидуальная | П.15 стр.63-66 | ||||
16 | Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки | Работают с текстом параграфа. Готовят презентацию изучаемого материала с помощью компьютерных технологий. | понимать важность ответственного отношения к обучению, готовность и способность учащихся к саморазвитию | классифицировать объекты; | эволюционный путь развития животного мира; | фронтальная | П.16 стр.66-70 | ||||
17 | Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы | Определяют понятия: развитие с превращением. Обосновывают необходимость использования полученных знаний в жизни. | понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; | анализировать и сравнивать изучаемые объекты; | эволюционный путь развития животного мира; | фронтальная | П.17 стр.70-77 | ||||
18 | Отряды насекомых: Чешуекрылые, или Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи | Определяют понятия: чешуекрылые, гусеница, равнокрылые, двукрылые, блохи. Готовят презентацию изучаемого материала с помощью компьютерных технологий | понимать важность ответственного отношения к обучению, готовность и способность учащихся к саморазвитию | осуществлять описание изучаемого объекта; | объяснять значения зоологических знаний для сохранения жизни на планете | фронтальная | П.18 стр.77-85 | ||||
19 | Отряд насекомых: Перепончатокрылые | Определяют понятия: общественные животные, сверхпаразит, перепончатокрылые, наездники, матка, трутни, рабочие пчелы, мед, прополис, воск, соты. Иллюстрируют значение перпончатокрылых в жизни человека примерами. | понимать важность ответственного отношения к обучению, готовность и способность учащихся к саморазвитию | анализировать и сравнивать изучаемые объекты; | объяснять значения зоологических знаний для сохранения жизни на планете | фронтальная | П.19 стр.85-92 | ||||
20 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Многоклеточные животные» Контрольная работа №1 | Сравнивают животных изучаемых классов и типов между собой. Обосновывают необходимость использования полученных знаний в повседневной жизни. Выполняют контрольную работу | уметь реализовывать теоретические знания на практике; | под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов и выводов; | эволюционный путь развития животного мира; | индивидуальная | Повторить п.5-19 подготовка к к.р | ||||
21 | Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные,или Позвоночные. | Определяют понятия: хорда, череп, позвоночник, позвонок, Составляют таблицу»Общая характеристика типа хордовых» | понимать важность ответственного отношения к обучению, готовность и способность учащихся к саморазвитию | классифицировать объекты; | эволюционный путь развития животного мира; | фронтальная | П.20 стр.92-97 | ||||
22 | Классы рыб: Хрящевые, Костные. Лабораторная работа №4 Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб | Определяют понятия: чешуя, плавательный пузырь, боковая линия, хрящевой скелет, костный скелет, двухкамерное сердце. Выполняют непосредственное наблюдение за рыбами. Оформляют отчет | уметь реализовывать теоретические знания на практике; | проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией; | определять сходства и различия между растительным и животным организмом; | индивидуальная | П.21 стр.97-103 | ||||
23 | Класс Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты, Химерообразные. | Характеризуют многообразие, образ жизни, места обитания хрящевых рыб. Выявляют черты сходства и различия | понимать важность ответственного отношения к обучению, готовность и способность учащихся к саморазвитию | анализировать и сравнивать изучаемые объекты; | эволюционный путь развития животного мира; | фронтальная | П.22 стр.103-107 | ||||
24 | Класс Костные рыбы. Отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные. | Определяют понятия: нерест, проходные рыбы. Выявляют черты сходства и различия между представителями данных отрядов костных рыб | понимать важность ответственного отношения к обучению, готовность и способность учащихся к саморазвитию | анализировать и сравнивать изучаемые объекты; | эволюционный путь развития животного мира; | фронтальная | П.23 стр.107-115 | ||||
25 | Класс земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Безхвостые. | Определяют понятия: головастик, легкие. Выявляют различия в строении рыб и земноводных. | понимать важность ответственного отношения к обучению, готовность и способность учащихся к саморазвитию | осуществлять описание изучаемого объекта; | эволюционный путь развития животного мира; | фронтальная | П.24 стр.115-122 | ||||
26 | Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые. | Определяют понятия: внутреннее оплодотворение, диафрагма, кора больших полушарий. Сравнивают строение земноводных и пресмыкающихся. | понимать важность ответственного отношения к обучению, готовность и способность учащихся к саморазвитию | анализировать и сравнивать изучаемые объекты; | эволюционный путь развития животного мира; | фронтальная | П.25 стр.122-129 | ||||
27 | Отряды пресмыкающихся: Черепахи, Крокодилы. | Определяют понятия: панцирь. Сравнивают изучаемые группы животных между собой | понимать важность ответственного отношения к обучению, готовность и способность учащихся к саморазвитию | осуществлять описание изучаемого объекта; | эволюционный путь развития животного мира; | фронтальная | П.26 стр.129-134 | ||||
28 | Класс Птицы. Отряд Пингвины Лабораторная работа №5 Изучение внешнего строения птиц | Определяют понятия: теплокровность, гнездовые птицы, выводковые птицы, инкубация, двойное дыхание, воздушные мешки. Проводят наблюдения за внешним строением птиц. | уметь реализовывать теоретические знания на практике; | проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией; | определять сходства и различия между растительным и животным организмом; | индивидуальная | П.27 стр.134-140 | ||||
29 | Отряды птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусееобразные | Определяют понятия: роговые пластинки, копчиковая железа. Выявляют черты сходства и различия в строении, образе жизни и поведения. | понимать важность ответственного отношения к обучению, готовность и способность учащихся к саморазвитию | анализировать и сравнивать изучаемые объекты; | эволюционный путь развития животного мира; | фронтальная | П.28 стр.140-145 | ||||
30 | Отряды птиц: Дневные хищные, Совы, Куриные | Определяют понятия: хищные птицы, растительноядные птицы, оседлые птицы, кочующие птицы, перелетные птицы. Изучают взаимосвязи, сложившиеся в природе | понимать важность ответственного отношения к обучению, готовность и способность учащихся к саморазвитию | определять отношения объекта с другими объектами; | эволюционный путь развития животного мира; | фронтальная | П.29 стр.145-151 | ||||
31 | Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенастые | Определяют понятия: насекомоядные птицы, зерноядные птицы, всеядные птицы. Работают с учебником и дополнительной литературой. | понимать важность ответственного отношения к обучению, готовность и способность учащихся к саморазвитию | осуществлять описание изучаемого объекта; | эволюционный путь развития животного мира; | фронтальная | П.29 стр.145-151 | ||||
32 | Экскурсия. Изучение многообразия птиц. | Определяют понятия: приспособленность. Отрабатывают правила поведения на экскурсии. Проводят наблюдения и оформляют отчет | знать и соблюдать учащимися правила поведения на природе; | под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов и выводов; | историю изучения животных | групповая | П.30 151-157 | ||||
33 | Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые | Определяют понятия: первозвери или яйцекладущие, настоящие звери, живорождение, матка. Сравнивают изучаемые классы животных между собой. | понимать важность ответственного отношения к обучению, готовность и способность учащихся к саморазвитию | определять существенные признаки объекта; | эволюционный путь развития животного мира; | фронтальная | П.31 стр.157-164 | ||||
34 | Отряды млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные | Определяют понятия: резцы. Работают с текстом параграфа. Сравнивают представителей изучаемых отрядов между собой | понимать важность ответственного отношения к обучению, готовность и способность учащихся к саморазвитию | анализировать и сравнивать изучаемые объекты; | эволюционный путь развития животного мира; | фронтальная | П.32 стр.164-170 | ||||
35 | Отряды млекопитающих: Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные | Определяют понятия: миграция, цедильный аппарат, бивни, хобот, хищные зубы. Составляют схемы «Отряд Китообразные», «Особенности строения и образа жизни хищных» | понимать важность ответственного отношения к обучению, готовность и способность учащихся к саморазвитию | анализировать и сравнивать изучаемые объекты; | структуру зоологической науки, основные этапы ее развития, систематические категории; | фронтальная | П.33 стр.170-178 | ||||
36 | Отряды млекопитающих: Парнокопытные, Непарнокопытные | Определяют понятия: копыта, рога, сложный желудок, жвачка. Составляют таблицу «Семейство Лошади» | понимать важность ответственного отношения к обучению, готовность и способность учащихся к саморазвитию | осуществлять описание изучаемого объекта; | структуру зоологической науки, основные этапы ее развития, систематические категории; | фронтальная | П.34 стр.178-184 | ||||
37 | Отряд млекопитающие: Приматы | Определяют понятия: приматы, человекообразные обезьяны. Обсуждают видеофильм о приматах и сравнивают их поведение с поведением человека. | понимать важность ответственного отношения к обучению, готовность и способность учащихся к саморазвитию | определять отношения объекта с другими объектами; | структуру зоологической науки, основные этапы ее развития, систематические категории; | фронтальная | П.35 стр.184-189 | ||||
38 | Контрольно-обобщающий урок по теме: Многоклеточные животные. Контрольная работа №2 | Сравнивают животных изучаемых классов между собой. Обосновывают необходимость использования полученных знаний в повседневной жизни. | уметь реализовывать теоретические знания на практике; | анализировать и сравнивать изучаемые объекты; | объяснять значения зоологических знаний для сохранения жизни на планете | индивидуальная | Повторить п.20-35 | ||||
Раздел 3 Эволюция строения и функций органов и их систем у животных 12 ч. | |||||||||||
39 | Покровы тела Лабораторная работа №6 Изучение особенностей различных покровов тела | Определяют понятия: покровы тела, плоский эпителий, кутикула, эпидермис, собственно кожа. Описывают строение и значение покровов у одноклеточных и многоклеточных животных | уметь реализовывать теоретические знания на практике; | проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией; | определять сходства и различия между растительным и животным организмом; | индивидуальная | П.36 стр.190-193 | ||||
40 | Опорно-двигательная система животных | Определяют понятия: опорно-двигательная система, наружный скелет, внутренний скелет, осевой скелет, позвоночник, позвонок, скелет конечностей, пояса конечностей, кость, хрящ, сухожилия, сустав. | понимать важность ответственного отношения к обучению, готовность и способность учащихся к саморазвитию | определять существенные признаки объекта; | эволюционный путь развития животного мира; | фронтальная | П. 37 стр.193-199 | ||||
41 | Способы передвижения и полости тела животных | Определяют понятия: амебоидное движение, движение за счет биения ресничек или жгутиков, движение с помощью мышц, полость тела животных, первичная полость тела, вторичная полость тела, смешанная полость тела. | понимать важность ответственного отношения к обучению, готовность и способность учащихся к саморазвитию | осуществлять описание изучаемого объекта; | эволюционный путь развития животного мира; | фронтальная | П. 38 стр.199-204 | ||||
42 | Органы дыхания и газообмен | Определяют понятия: органы дыхания, диффузия, газообмен, жабры, трахеи, бронхи, легкие, альвеолы, диафрагма, легочные перегородки. | понимать важность ответственного отношения к обучению, готовность и способность учащихся к саморазвитию | определять существенные признаки объекта; | эволюционный путь развития животного мира; | фронтальная | П.39 стр.204-209 | ||||
43 | Органы пищеварения | Определяют понятия: питание, пищеварение, травоядные животные, хищные животные, всеядные животные, паразиты, наружное пищеварение, внутреннее пищеварение. | понимать важность ответственного отношения к обучению, готовность и способность учащихся к саморазвитию | определять существенные признаки объекта; | структуру зоологической науки, основные этапы ее развития, систематические категории; | фронтальная | П.40 стр.209-215 | ||||
44 | Обмен веществ и превращение энергии | Определяют понятия: обмен веществ, превращение энергии, ферменты. Раскрывают значение обмена веществ и превращения энергии для жизнедеятельности организмов | понимать важность ответственного отношения к обучению, готовность и способность учащихся к саморазвитию | определять существенные признаки объекта; | структуру зоологической науки, основные этапы ее развития, систематические категории; | фронтальная | П.40 стр.209-215 | ||||
45 | Кровеносная система. Кровь | Определяют понятия: сердце, капилляры, вены, артерии, кровеносная система, органы кровеносной системы, круги кровообращения, замкнутая кровеносная система, незамкнутая кровеносная система, артериальная кровь, плазма, венозная кровь, форменные элементы крови, фагоцитоз, функции крови. | понимать важность ответственного отношения к обучению, готовность и способность учащихся к саморазвитию | определять существенные признаки объекта; | структуру зоологической науки, основные этапы ее развития, систематические категории; | фронтальная | П.41 стр.215-220 | ||||
46 | Органы выделения | Определяют понятия: выделительная система, канальцы, почка, мочеточник, мочевой пузырь, моча, клоака. | понимать важность ответственного отношения к обучению, готовность и способность учащихся к саморазвитию | определять существенные признаки объекта; | структуру зоологической науки, основные этапы ее развития, систематические категории | фронтальная | П.42 стр.220-224 | ||||
47 | Нервная система. Рефлекс. Инстинкт | Определяют понятия: раздражимость, нервная ткань, нервный узел, нервная цепочка, нервное кольцо, нервы, головной мозг, спинной мозг, большие полушария, врожденный рефлекс, приобретенный рефлекс | понимать важность ответственного отношения к обучению, готовность и способность учащихся к саморазвитию | анализировать и сравнивать изучаемые объекты; | структуру зоологической науки, основные этапы ее развития, систематические категории; | фронтальная | П.43 стр.224-230 | ||||
48 | Органы чувств. Регуляция деятельности организма. | Определяют понятия: эволюция органов чувств животных, глаз, простой глазок, сложный фасеточный глаз, монокулярное зрение, бинокулярное зрение, нервная регуляция, жидкостная регуляция | понимать важность ответственного отношения к обучению, готовность и способность учащихся к саморазвитию | определять существенные признаки объекта; | структуру зоологической науки, основные этапы ее развития, систематические категории; | фронтальная | П.44 стр.230-236 | ||||
49 | Продление рода. Органы размножения, продления рода | Определяют понятия: воспроизводство как основное свойство жизни, органы размножения, бесполое размножение, половое размножение, половая система, половые органы, гермафродитизм, раздельнополость, яичники, яйцеводы, матка, семенники, семяпроводы, плацента | понимать важность ответственного отношения к обучению, готовность и способность учащихся к саморазвитию | определять существенные признаки объекта; | эволюционный путь развития животного мира; | фронтальная | П.45 стр.236-239 | ||||
50 | Обобщающий урок по теме: Эволюция строения и функций органов и их систем Контрольная работа №3 | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Выполняют контрольную работу | уметь реализовывать теоретические знания на практике; | анализировать и сравнивать изучаемые объекты; | объяснять значения зоологических знаний для сохранения жизни на планете | индивидуальная | Повторить п.36-45 | ||||
Раздел 4. Индивидуальное развитие животных 3 ч | |||||||||||
51 | Способы размножения животных. Оплодотворение. | Определяют понятия: деление надвое, множественное деление, бесполое размножение, половое размножение, почкование, живорождение, внешнее оплодотворение, внутреннее оплодотворение. | понимать важность ответственного отношения к обучению, готовность и способность учащихся к саморазвитию | определять существенные признаки объекта; | эволюционный путь развития животного мира; | фронтальная | П.46 стр.239-242 | ||||
52 | Развитие животных с превращением и без превращения | Определяют понятия: индивидуальное развитие, развитие с полным превращением, развитие с неполным превращением, развитие без превращения, метаморфоз. | понимать важность ответственного отношения к обучению, готовность и способность учащихся к саморазвитию | осуществлять описание изучаемого объекта; | эволюционный путь развития животного мира; | фронтальная | П.47 стр.242-247 | ||||
53 | Периодизация и продолжительность жизни животных Лабораторная работа №7 Изучение стадий развития животных и определение их возраста | Определяют понятия: половое созревание, онтогенез, периодизация онтогенеза, эмбриональный период, период формирования и роста организма, период половой зрелости, старость. | уметь реализовывать теоретические знания на практике; | проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией; | объяснять значения зоологических знаний для сохранения жизни на планете | индивидуальная | П.48 стр.247-249 | ||||
Раздел 5 Развитие и закономерности размещения животных на Земле 3 ч | |||||||||||
54 | Доказательства эволюции животных | Определяют понятия: филогенез, переходные формы, эмбриональное развитие, гомологичные органы, рудиментарные органы, атавизм. | понимать важность ответственного отношения к обучению, готовность и способность учащихся к саморазвитию | осуществлять описание изучаемого объекта; | эволюционный путь развития животного мира; | фронтальная | П.49 стр.240-256 | ||||
55 | Чарлз Дарвин о причинах эволюции животного мира | Определяют понятия: наследственность, определенная изменчивость, неопределенная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор | понимать важность ответственного отношения к обучению, готовность и способность учащихся к саморазвитию | определять отношения объекта с другими объектами; | эволюционный путь развития животного мира; | фронтальная | П.50 стр.256-259 | ||||
56 | Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции | Определяют понятия: Усложнение строения и многообразие видов как результат эволюции, видообразование, дивергенция, разновидность. | понимать важность ответственного отношения к обучению, готовность и способность учащихся к саморазвитию | классифицировать объекты; | эволюционный путь развития животного мира; | фронтальная | П.51 стр.259-262 | ||||
Раздел 6. Биоценозы 4 ч. | |||||||||||
57 | Естественные и искусственные биоценозы | Определяют понятия: биоценоз, естественный биоценоз, искусственный биоценоз, ярусность, продуценты, консументы, редуценты, устойчивость биоценоза | понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; | определять отношения объекта с другими объектами; | структуру зоологической науки, основные этапы ее развития, систематические категории; | фронтальная | П.53 стр.268-272 | ||||
58 | Факторы среды и их влияние на биоценозы | Определяют понятия: среда обитания, абиотические факторы, биотические факторы, антропогенные факторы | понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; | определять отношения объекта с другими объектами; | структуру зоологической науки, основные этапы ее развития, систематические категории; | фронтальная | П.54 стр.272-275 | ||||
59 | Цепи питания. Поток энергии | Определяют понятия: цепи питания, пищевая пирамида, энергетическая пирамида, продуктивность, экологическая группа, пищевые, или трофические связи. | понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; | определять отношения объекта с другими объектами; | структуру зоологической науки, основные этапы ее развития, систематические категории; | фронтальная | П.55 стр.275-278 | ||||
60 | Экскурсия Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза | Анализируют взаимосвязи организмов со средой обитания, их приспособленность к совместному существованию | знать и соблюдать учащимися правила поведения на природе; | под руководством учителя оформлять отчет | структуру зоологической науки, основные этапы ее развития, систематические категории; | групповая | П.56 стр.278-284 | ||||
Раздел 7 Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5часов) | |||||||||||
61 | Воздействие человека и его деятельности на животный мир. | Определяют понятия: промысел, промысловые животные. | понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; | определять отношения объекта с другими объектами; | объяснять значения зоологических знаний для сохранения жизни на планете | фронтальная | П.57 стр.284-286 | ||||
62 | Одомашнивание животных | Определяют понятия: одомашнивание, отбор, селекция, разведение. | понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; | определять отношения объекта с другими объектами; | объяснять значения зоологических знаний для разведения редких и охраняемых животных | фронтальная | П.58 стр.286-290 | ||||
63 | Законы России об охране животного мира. Система мониторинга | Определяют понятия: мониторинг, биосферный заповедник. | понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; | определять отношения объекта с другими объектами; | объяснять значения зоологических знаний для разведения редких и охраняемых животных | фронтальная | П. 59 стр.290-292 | ||||
64 | Охрана и рациональное использование животного мира | Определяют понятия: заповедники, заказники, памятники природы, акклиматизация | понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; | определять отношения объекта с другими объектами; | объяснять значения зоологических знаний для разведения редких и охраняемых животных | фронтальная | П. 59 стр.290-292 | ||||
65 | Экскурсия. Посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных | Выявляют наиболее существенные признаки породы. Выясняют условия выращивания | знать и соблюдать учащимися правила поведения на природе; | под руководством учителя оформлять отчет | объяснять значения зоологических знаний для разведения редких и охраняемых животных | групповая | Повторить п.57-59 | ||||
Резерв времени 5 ч. | |||||||||||
66 | Контрольная работа №4 по темам: Индивидуальное развитие животных Развитие животного мира на Земле Биоценозы Животный мир и хозяйственная деятельность человека | Определяют понятия: индивидуальное развитие, развитие с полным превращением, развитие с неполным превращением, развитие без превращения, метаморфоз. Выполняют контрольную работу | уметь реализовывать теоретические знания на практике; | анализировать и сравнивать изучаемые объекты; | объяснять значения зоологических знаний для сохранения жизни на планете | индивидуальная | Повторить п.46-59 | ||||
67 | Обобщение по теме: Индивидуальное развитие животных. | Определяют понятия: индивидуальное развитие, развитие с полным превращением, развитие с неполным превращением, развитие без превращения, метаморфоз. | осознавать значения обучения для повседневной жизни | классифицировать объекты; | эволюционный путь развития животного мира; | фронтальная | Повторить п.46-47 | ||||
68 | Обобщение по теме: Развитие животного мира на земле. | Определяют понятия: филогенез, переходные формы, эмбриональное развитие, гомологичные органы, рудиментарные органы, атавизм. | осознавать значения обучения для повседневной жизни | определять существенные признаки объекта; | историю изучения животных | фронтальная | Повторить п.49-51 | ||||
69 | Обобщение по теме: Биоценозы. | Определяют понятия: биоценоз, естественный биоценоз, искусственный биоценоз, ярусность, продуценты, консументы, редуценты, устойчивость биоценоза | понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; | определять отношения объекта с другими объектами; | эволюционный путь развития животного мира; | фронтальная | Повторить п.53-56 | ||||
70 | Обобщение по теме: Законы об охране животного мира. | Определяют понятия: заповедники, заказники, памятники природы, акклиматизация | понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; | определять отношения объекта с другими объектами; | историю изучения животных | фронтальная | Повторить п.59 |
7. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- Рабочие программы. Биология. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/ сост. Г.М.Пальдяева.- 3-е издание, стереотип.-М.: Дрофа, 2014.
- Учебник. Биология. Животные 7 класс учебник для общеобразовательных учреждений /В.В. Латюшин, В.А. Шапкин- 13-е издание, стереотип-М: Дрофа,2012
- Тетрадь. Биология. Животные. 7 класс: рабочая тетрадь к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные 7 класс/В.В.Латюшин, Е.А. Лемехова.- 4-е издание, стереотип-М: Дрофа,2014
- http://code.directadvert.ru/show.cgi?adp=158391&nnn=158391&t=0.6597781924065202
8. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты обучения:
- воспитание чувства гордости за российскую биологическую науку;
- знание и соблюдение учащимися правил поведения на природе;
- понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;
Умение реализовывать теоретические знания на практике;
- осознание значения обучения для повседневной жизни.
Метапредметные результаты обучения:
Учащиеся должны уметь:
- анализировать и сравнивать изучаемые объекты;
-осуществлять описание изучаемого объекта;
- определять отношения объекта с другими объектами;
-определять существенные признаки объекта;
- классифицировать объекты;
- проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией;
- под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов и выводов;
- различать родовое и видовое понятия;
Предметные результаты обучения.
Учащиеся должны знать:
- внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;
-видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений
- основные процессы жизнедеятельности растений;
- основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;
- растительные сообщества и их типы;
Учащиеся должны уметь:
- различать и описывать органы цветковых растений;
-объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;
- характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений;
- делать морфологическую характеристику растений;
-объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;
Промежуточная аттестация отражает динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся, способности к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач обучающихся. Промежуточная аттестация разделяется на текущую аттестацию, включающую в себя поурочное, потемное и почетвертное оценивание, и годовую аттестацию по результатам итоговых работ по предметам учебного плана за учебный год. Форма текущей аттестации определяется с учетом уровня обученности учащихся класса, содержания учебного материала, используемых им образовательных технологий и др. Формы аттестации: опрос, тестирование. Промежуточная аттестация (годовая) осуществляется в ходе итоговых работ по предметам учебного плана, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Итоговая контрольная работа проводится в виде теста. Оценивание осуществляется по количеству набранных баллов. За каждый правильный ответ присваивается 1 балл.
Оценка «5» выставляется при выполнении работы на 81-100%
Оценка «4» выставляется при выполнении работы на 61-80%
Оценка «3» выставляется при выполнении работы на 50-60%
Оценка «2» выставляется при выполнении работы менее чем на 50%
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ
тема | Количество часов по авторской (примерной) программе | Количество часов по рабочей программе | Количество часов и способ корректировки |
Курсы повышения квалификации (семинар и др.)___________(дата)____________________________________(тема)
______________________________________________________________(учреждение)___________(количество часов)
ГРАФИК КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО БИОЛОГИИ
7 класс
№ | дата | тема |
20 | Контрольная работа №1 по теме: Многоклеточные животные | |
38 | Контрольная работа №2 по теме: Многоклеточные животные. Класс Звери | |
50 | Контрольная работа №3 по теме: Эволюция строения и функций органов и их систем | |
66 | Контрольная работа №4 по темам: Индивидуальное развитие животных Развитие животного мира на Земле Биоценозы Животный мир и хозяйственная деятельность человека |
ГРАФИК ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО БИОЛОГИИ
7 класс
№ | дата | тема |
10 | Лабораторная работа №1 Знакомство с многообразием кольчатых червей | |
14 | Лабораторная работа №2 Многообразие ракообразных | |
15 | Лабораторная работа №3 Многообразие насекомых | |
22 | Лабораторная работа №4 Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб | |
28 | Лабораторная работа №5 Изучение внешнего строения птиц | |
39 | Лабораторная работа №6 Изучение особенностей различных покровов тела | |
53 | Лабораторная работа №7 Изучение стадий развития животных и определение их возраста |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....
Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)
Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....
рабочие программы 2-4 класс ФГОС
Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...
Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы» и предназ...
Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС
Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...
Рабочая программа по биологии по ФГОС линия Сонина (концентрический курс)
Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...