РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
рабочая программа по биологии на тему

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по внеурочной   деятельности   «На стыке трех наук». Курс, рассчитанный на  170 часов, для  учащихся с 5 по 9 классы,   включает теоретические и практические занятия по микробиологии, ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека экологии.  В рамках работы кружка будет организовано посещение зоопарка, экскурсии и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti_na_styke_treh_nauk.docx53.29 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край Каневской район станица Каневская

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

муниципального образования Каневской район

УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от 31 августа 2016 года протокол № 1

Председатель                    И.Н. Приймак

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по           внеурочной   деятельности   «На стыке трех наук»       общеинтелектуальное    направление

Ступень обучения (класс) основное  общее образование  (5-9  классы)           (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов) 

Количество часов       170 (1год – 34 часа)        

Учитель            Харченко Елена Александровна

Пояснительная записка

Общебиологические знания необходимы каждому  культурному человеку, чтобы не оставить после себя потомкам в наследство землю в идее голой пустыни, а сохранить её во всём многообразии форм мироздания. Как создать  условия динамики роста биологических  и экологических знаний и поддержать пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях?  Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о месте и роли человека в живой природе, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое и экологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как единственной  величайшей ценности.

Результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

На занятиях дети будут приобретать  навыки поисково-исследовательской работы с различными источниками информации, научатся проводить опыты, наблюдения, разрабатывать проекты и создавать презентации. Будет происходить развитие творческих, коммуникативных  способностей при оформлении выставок, проведении экологических акций. Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии  и экологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев.

Отличительной  особенностью  программы кружка является охват большого круга естественнонаучных исследований и дополнительного материала  к базовой учебной программе общеобразовательной школы.

Новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.

Курс, рассчитанный на  170 часов, для  учащихся с 5 по 9 классы,   включает теоретические и практические занятия по микробиологии, ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека экологии.  В рамках работы кружка будет организовано посещение зоопарка, экскурсии и др.

Цель: формирование творчески развитой личности ребенка путем совершенствования знаний и умений и расширения полученных биологических знаний на уроках.

Задачи программы:

Образовательные

  • Расширение биологического  кругозор, что является необходимым для культурного человека.
  • Популяризация у учащихся биологических и экологических знаний.
  • Ознакомление с видовым составом флоры и фауны Краснодарского края,   Каневского района;
  • Обучение  правилам  поведения в природе.
  • формирование умения комплексного осмысления знаний в биологии.
  • Знакомство со специальностями, которые изучают биологические и экологические аспекты живой природы и социума людей.

Развивающие

  • Развитие навыков работы с микроскопом, самостоятельного приготовления микробиологических объектов.
  • Развитие навыков ухода  за комнатными растениями  и насаждениями  в палисаднике.
  • Развитие навыков общение и коммуникабельности, умение быстро и адекватно  адаптироваться в меняющихся жизненных условиях.
  • Развивать умение активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • Развитие способности самостоятельно приобретать знания, применять их на практике.
  • Дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха.
  • Развить умения формулировать предположения и делать выводы;
  • Обеспечить развитие экологического мышления;

Воспитательные

  • Воспитывать интерес к миру живой природы.
  • Воспитывать целостный, социально ориентированный взгляд  на мир в его  разнообразии  и единстве  живой природы и социума человека.
  • Дать установки на стимулирование  к ведению  здорового образа жизни;

Условия реализации программы:

  • Количество детей - 20 человек
  • Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 11-15 лет.
  • Продолжительность образовательного процесса – 5 лет.
  • Количество часов - 1  час в неделю (в год - 34 часа, 5 лет  – 170 часов)

Формы организации деятельности учащихся на занятиях

  • Групповая
  • Индивидуальная

Формы и методы, используемые в работе по программе

Исследовательские методы: работа с микроскопом, приготовление микропрепаратов, работа с комнатными растениями, экологические методы изучения живой природы.

Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.

Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время самостоятельной работы с биологическими объектами или научно познавательной литературой, изготовление м/м презентаций.

Наглядность: видеофильмы, компьютерные презентаций, биологические коллекций, модели

Ожидаемый результат:

  • повышение коммуникативности;
  • появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии;
  • умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;
  • сформировавшиеся биолого-экологические знания, умения и навыки, приобретенные навыки организации исследовательской работы.
  • установки здорового образа жизни.

Формирование  УУД:

  • Личностных универсальных учебных действий:
  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.
  • Регулятивных универсальных учебных действий:
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • оценивать правильность выполнения своих действия и соответствие  результатов требованиям данной задачи;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
  • Познавательных универсальных учебных действий:
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием научно-популярной  литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые);
  • осуществлять запись выбранной  информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • Коммуникативных универсальных учебных действий:
  • адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, уметь вести диалог;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы;
  • учитывать мнения оппонента и уметь принимать его,  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • использовать речь для регуляции своего действия;

В результате работы по программе курса учащиеся должны

знать:

  • методику работы с микроскопом  и биологическими объектами;
  • основные источники информации;
  • способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
  • основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
  • источники информации (книга, видео курсы, ресурсы Интернета).

уметь:

  • выделять объект исследования;
  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
  • планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
  • пользоваться словарями, энциклопедиями, -популярной литературой, интернет-ресурсами ;
  • работать в группе;
  • вести наблюдения окружающего мира;

И.Кант "Не мыслям следует учить, а мыслить".

Учебно-тематический план

№ п/п

Разделы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

5 класс

Вводное занятие.

1

1

-

Сезонные явления в мире растений.

4

1

3

Комнатные растения

9

3

6

Царство бактерий.

3

1

2

Царство грибов.

4

3

1

Мир растений.

11

4

7

Охрана природы.

2

1

1

34

14

20

6 класс

1

Биологическая лаборатория.

3

1

2

2

Растения под микроскопом.

7

2

5

3

Краткая история развития биологии.

1

1

-

4

Систематика растений.

3

1

2

5

Мир водорослей.

2

1

1

6

Мхи и лишайники.

2

2

-

7

Споровые растения

2

1

1

8

Голосеменные.

2

1

1

9.

Покрытосеменные растения.

10

3

7

10

Жизнь в сообществах

2

1

1

34

14

20

7 класс.

1

Краткая история развития биологии.

1

1

-

2

«Анимакульки»

4

1

3

3

Беспозвоночные соседи.

9

3

6

4

Хордовые животные.

16

10

6

5

Жизнь в сообществах.

2

1

1

6

Охрана природы.

2

1

1

34

11

23

8 Класс.

1

Краткая история развития биологии.

2

2

-

2

Вода – колыбель жизни.

2

1

1

3

Внутренняя среда.

5

3

2

4

Дыхание

2

2

-

5

Пищеварение. Обмен веществ.

5

2

3

6

Выделение. Кожа.

3

2

1

7

Эндокринная система

1

1

-

8

Нервная система.

7

4

3

9

Анализаторы

5

2

3

11

Достижения медицины

2

2

-

34

21

13

9 класс.

1

Краткая история развития биологии.

1

1

-

2

Среды обитания живых организмов.

4

2

2

3

На стыке трех наук – биология, химия и экология.

18

9

9

4

Охрана природы.

4

3

1

5

Экология человека.

5

4

1

6

Заключение.

2

-

2

34

19

15

Содержание программы по учебному материалу

5 класс

 Раздел 1. Вводное занятие. 1 час

Введение. Методы исследования природы. Правила безопасной работы в биологической лаборатории.

Раздел 2. Сезонные явления в мире растений. 4 часа.

Сезонные явления в природе. Осень в жизни растений и животных. Фенологические наблюдения. Фотопериодизм.  Писатели и поэты  о разных сезонах года.

Практические работы:

  1. Правила поведения в природе. Экскурсия на территорию парка им. 300-летия ККВ.
  2. Ведение дневника фенологических наблюдений.
  3. Работа с художественной, научно-популярной литературой школьной библиотеки, интернет-источниками.

Раздел 3.  Комнатные растения. 9 часов

История комнатного цветоводства. Условия для произрастания комнатных растений. Паспортизация растений. Каким растениям,  какие типы почв нужны. Классификация удобрений для комнатных растений. Правила подкормки растений. Болезни и вредители комнатных растений. Сад в бутылке. Бонсай – миниатюрный японский сад.

Практические работы:

  1. Составление паспорта растений.
  2. Подкормка растений кабинета  минеральными и органическими удобрениями.
  3. Полив растений.
  4. Работа с художественной, научно-популярной литературой школьной библиотеки, интернет-источниками по выбранным темам.
  5. Создание проекта «Сад в бутылке» - 2 часа.

Раздел  4.  Царство бактерий.3 часа.

Особенности и разнообразие бактерий. Бактерии в жизни человека.

Практическая работа: 1. Приготовление культуры сенной палочки  и рассматривание её под микроскопом - 2 часа.

Раздел 5. Царство грибов. 4 часа.

Грибы: особенности строения. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора  и переработки грибов. Первая помощь при отравлении. Плесневые грибы и дрожжи.

Практическая работа: 1. Выращивание плесени и изучение условий ее существования. Способы борьбы с плесенью.

Раздел 6. Мир растений. 11 часов.

Растения – почему они так называются. Особенности строения растений. Размножение растений. Геотропизм, фототропизм у растений. Великаны и карлики среди растений. Интересные факты из мира растений.

Практические  работы:

  1. Проращивание семян различных растений.
  2. Наблюдение фототропизма у растений.
  3. Условия, влияющие на рост и развитие растений.  
  4. Изучение испарения воды растением.
  5. Составление м/м презентаций по выбранным темам – 2 часа.
  6. Выступление перед младшими школьниками по теме презентации.

Раздел 7. Охрана природы. 2 часа.

История создания Красной книги.

Практическая работа: 1. Правила поведения в природе. Экскурсия в парк им.300-летия ККВ.

6  класс.

Раздел 1. Биологическая лаборатория. 3 часа.

Знакомство с биологической лабораторией школьника.

Практические работы:

  1. Лабораторное оборудование и приемы работы с ним. Правила работы с микроскопом.
  2. Рассматривание готовых микропрепаратов.

Раздел 2. Растения под микроскопом. 7 часов.

Первооткрыватели клеточного строения растений. Особенности строения клеток растений. Ткани растений.

Практические работы:

  1. Изучение готовых микропрепаратов клеток растений – 2 часа.
  2. Приготовление микропрепаратов клеток растений.
  3. Изучение готовых микропрепаратов тканей  растений

Раздел 3. Краткая история развития биологии. 1 час.

Теофраст – «отец» ботаники. История развития ботаники. «Аптекарские» огороды.

Раздел 4. Систематика растений. 3 часа.

К.Линней – основоположник систематики живой природы.

Практические работы:

  1. Знакомство с определителями растений.
  2. Определение растений.

Раздел 5. Мир водорослей. 2 часа.

Удивительный мир подводных «лесов».

Практическая работа:  1. Рассматривание элодей под микроскопом.

Раздел 6. Мхи и лишайники. 2 часа.

Мхи – первые покорители суши. Лишайники – биоиндикаторы частоты окружающей среды.

Раздел 7. Споровые растения. 2 часа.

«Живые ископаемые» - хвощи, плауны, папоротники. История и современное состояние флоры папоротникообразных.

Практическая работа:  1. Работа с гербарием «Знакомство со споровыми растениями».

Раздел 8. Голосеменные.  2часа.

Многообразие голосеменных растений. Особенности распространения по земному шару. Особенности жизнедеятельности.

Практическая работа:  1. Экскурсия в парк им. 300-летия ККВ «Угадай меня по хвое и шишкам».

Раздел 9. Покрытосеменные растения. 10 часов.

Тайны жизни растений: особенности строения и жизнедеятельности.  Роль растений в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые растения. Лекарственные растения. Редкие растения мира. Растения  Красной книги.

Практические работы:

  1. Определение по годичным кольцам возраст побега.
  2. Работа с электронным гербарием.
  3. Самостоятельное создание гербария.
  4. Работа с научно-популярной литературой, интернет-источниками по выбранным темам – 3 часа.
  5. Выступление перед младшими школьниками по теме презентации.

Раздел 10. Жизнь в сообществах. 2 часа.

Зональное  расположение растительности на планете.  «Лёгкие нашей планеты» - особенности тропических лесов.

Практическая  работа: 1. . Экскурсия в парк им.300-летия ККВ. «Биологическое многообразие».

7 класс.

Раздел 1. Краткая история развития биологии. 1 час.

Зоология - наука о животных. Многообразие животных. Значение животных. История зоологии. Аристотель, Антони ван Левенгук, Карл Линней, Чарльз Дарвин, П.С.Паллас и другие.

Представление  журналов о животных: «Мир животных», «Юный натуралист», «В мире животных», «Муравейник», книг о животных, имеющихся в библиотеке школы.

Раздел 2. «Анимакульки».  4 часа

Исследования природы с помощью микроскопа. Правила работы с микроскопом. Клетки одноклеточных животных (рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов). Мир одноклеточных животных. Амеба обыкновенная, эвглена зелёная, инфузория – туфелька. Выращивание культуры инфузории – туфельки.

Практические работы:

  1. Правила работы с микроскопом. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов
  2. Выращивание культуры инфузории – туфельки
  3. Рассматривание под микроскопом движений инфузории – туфельки

Раздел 3. Беспозвоночные соседи.  9 часов.

Клетки многоклеточных животных. Черви. Черви паразиты, профилактика глистных заболеваний. Мир моллюсков. Беззубка, виноградная улитка, мидия, рапана. Обитатели  морских глубин: осьминог, кальмар и др. Насекомые: друзья и враги. Отдельные представители: малярийный комар, божья коровка, муравьи, бабочки. Типы размножения насекомых.

Практические работы:

  1. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов клеток многоклеточных животных.
  2.  Определение по годичным кольцам возраст раковины двустворчатых моллюсков.
  3. Работа с готовыми коллекциями.
  4. Составление м/м презентации:.
  5. Выступление перед младшими школьниками по теме презентации.

Раздел 4. Хордовые животные. 16 часов

Рыбы. Особенности строения, их приспособленность к водной среде. Пресноводные, морские рыбы. Значение рыб и их охрана. Обитатели  морских глубин:  белая акула, акула-нянька, тигровая акула и  другие

Земноводные. Особенности земноводных, их значение для человека и в природе. Систематика и многообразие земноводных. Легенды и мифы о земноводных.

Ящерицы, черепахи, крокодилы, змеи, хамелеоны.  Особенности строения, их приспособленность к жизни на суше и в воде. Многообразие  и систематика пресмыкающихся. Динозавры  - древние пресмыкающиеся. Ядовитые и неядовитые змеи. Первая помощь при укусах змей.

Птицы, их приспособленность к полету. Происхождение птиц. Многообразие птиц, экологические группы птиц. Птичьи рекорды. Роль птиц в жизни человека и природы.

Млекопитающие, среды жизни и места обитания. Характерные признаки млекопитающих. Зоогеография: животные Австралии, Северной и Южной Америки, Африки, Юго-восточной Азии. Животный мир России.  Животный мир северных лесов. Лес весной и летом. Зимовка животных. Домашние животные, история одомашнивания, предки домашних животных. Животный мир северных лесов.  Зимовка животных. Животный мир тропических лесов. Животный мир городов. Рекорды и антирекорды в мире животных.

Практические работы:

  1. Рыбы в аквариуме. Условия содержания рыб в аквариуме.
  2. Работа с научно-популярной литературой, интернет-источниками: «»Легенды и мифы о земноводных».
  3. Составление м/м презентации по теме: « Их надо знать в «лицо» Первая помощь при укусах змей».
  4. Составление м/м презентации по теме: «Животный мир северных лесов.  Зимовка животных».
  5. Составление м/м презентации по теме: «Животный мир тропических лесов».
  6. Выступление перед младшими школьниками по темам презентаций.

Раздел 5. Жизнь в сообществах. 2 часа.

Сообщества обезьян. Семьи животных. Пингвины.  Пчелиная семья. Муравьи. Термиты. Странные животные. Необыкновенные животные.

Практическая работа:  1. Составление м/м презентации по теме.

Раздел 6. Охрана природы. 2 часа

Знакомство с красной книгой России, Кубани. Охраняемые виды животных.

Практическая работа:  1. Экскурсия  в зоологический отдел парка им. 300-летия ККВ.

8 класс.

Раздел 1. Краткая история развития биологии. 2 час.

Вклад отечественных и зарубежных ученых в развитии знаний об организме человека. Систематическое положение человека.

Раздел 2. Вода - колыбель жизни. 2 часа

Где и сколько воды в  организме человеке. Польза воды для организма человека. Правила пития воды. Исторический  обзор, использование воды человеком для поддержания чистоты жилищ и собственного тела. Русская баня, финская сауна.  

Практическая работа: 1. Разработка мероприятия для младших классов «Чистота – залог здоровья».

Раздел 3.   Внутренняя среда. 5 часов.

История  открытия двух кругов кровообращения, четырех групп крови, иммунитета. Роль И.И. Мечникова в открытии иммунитета. Дыхательная функция крови, защитные свойства. Свертываемость крови. Группы крови. Переливание крови. Донорство. Лимфатическая система.  Профилактика сердечно - сосудистых заболеваний. Первая помощь при остановке кровотечения.

Практические работы:  

  1. Определение пульса. Измерение артериального давления. Изучение показаний электрокардиограммы.
  2. Первая помощь при остановке кровотечений.

Раздел 4. Дыхание. 2 часа.

Круговорот кислорода в организме. Гигиена дыхания.  Жизненная емкость легких. Вред курения. Болезни органов дыхания. Профилактика заболеваний.

Раздел 5. Пищеварение. Обмен веществ. 5 часов.

Изменение пищи в ротовой полости, желудке. «Химическая лаборатория» кишечника. Печень - «печка» организма.

        Пищевые продукты и основы рационального питания. Культура питания.

Ожирение. Анорексия.

Практические  работы:

  1. Расчет суточной потребности детей подросткового возраста в питательных веществах.
  2. Составление меню на день и определение энергозатрат.
  3. Решение задач на определение энергозатрат.

Раздел 6. Выделение. Кожа. 3 часа.

 Баланс жидкости в организме. Заболевания почек. Искусственная почка. Диализ.

        Структура кожи, ее функции. Волосы и ногти. Вирусные заболевания кожи (бородавки, герпес). Грибковые заболевания кожи (микозы, лишай, парша). Кожные паразиты. Ожоги. Обморожения

Практические работы:

  1. Определение типа кожи на разных участках лица.

Раздел 7. Эндокринная система. 1 час.

Железы внутренней секреции. Карлики и великаны, бородатые женщины и другие проявления нарушения действия гормонов.

Раздел 8. Нервная система. 7 часов.        

        Рефлекс – основа нервной деятельности. Типы рефлексов. Строение и деятельность головного мозга. Рост и развитие мозга. Одаренность людей и масса мозга. Труд и мозг. Гигиена умственного труда. Мозг и здоровье человека. Вред алкоголя для нервной системы.

        Познавательные процессы. Память, ее виды и значение для формирования мыслительной деятельности. Речь. Мышление. Сознание. Внимание. Эмоции.

        Биологические ритмы. Сон, его особенности. Летаргия, лунатизм. Здоровый сон. Расстройство сна.  Гигиена сна.

Классификация темперамента. Влияние темперамента на характер и поведение человека

Практические работы:

  1. Изучение безусловных рефлексов человека.
  2. Определение объема памяти и внимания.
  3. Определение типа темперамента по методике Г.Айзенка.

Раздел 9. Анализаторы. 5 часов

Строение зрительного анализатора. Движение глазных яблок. Стереоскопическое зрение. Заболевания органа зрения. Защита глаз

Обоняние. Боль. Вкус.  Химическая природа чувств. Особенности обонятельной памяти человека.

Слуховой анализатор. Как звуки становятся слышимыми. Орган равновесия.

Осязание. Загадки болевых ощущений.

Практические работы:

  1. Определение слепого пятна сетчатки глаза и изучение аккомодации глаз.
  2. Вкусовое и обонятельное распознавание знакомых веществ.
  3. Измерение остроты слуха.

Раздел 11. Достижения медицины.  2 часа.

        Методы диагностики: рентгенография, компьютерная томография, МРТ, УЗИ - исследования и др. Вакцинация. Антисептики. Анестезия. Пересадка органов. Нейрохирургия, микрохирургия.

9класс.

Раздел 1. Краткая история развития биологии. 1 час.

Краткая история развития биологии. Вклад отечественных и зарубежных ученых в развитии знаний об общих закономерностях развития живой природы.

Раздел 2. Среды обитания живых организмов. 4 часа.

Вода -  как среда обитания. Наземно-воздушная  среда обитания. Кто живёт в почве? Кто такие эндобионты?

Раздел 3.  На стыке трех наук – биология, химия и экология.  18 часов.

Состав воздуха, его значение для жизни организмов. Основные загрязнители атмосферного воздуха (естественные, антропогенные). Источники загрязнения атмосферы. Экологические последствия загрязнения атмосферы ("парниковый эффект", "озоновые дыры", "кислотные дожди"), их влияние на организм.

Природные  воды и их состав. Виды и характеристика загрязнений воды: тепловое, загрязнение минеральными удобрениями, нефтепродуктами, бактериальное загрязнение. Основные источники химического загрязнения воды (промышленные, автомобильные и др.). Экологические последствия загрязнения гидросферы (эвтрофикация водоемов, истощение вод).

Почва, ее значение для существования жизни на Земле. Деградация почв, причины деградации почв. Эрозия почв: ветровая, водная. Загрязнители почв (пестициды, минеральные удобрения, нефть и нефтепродукты, отходы и выбросы производств). Экологические последствия загрязнения  почвы (вторичное засоление, заболачивание почв, опустынивание и др.). Состояние почв городов. Влияние соединений свинца на организм.

Практические работы:

  1. Определение изменения температуры и относительной влажности в кабинете во время  занятия.
  2. Роль зеленых насаждений в защите от пыли (работа на территории парка им. 300-лети ККВ).
  3. Изучение химических веществ, окружающих человека в повседневной жизни.
  4. Исследование природных вод р. Челбасс: отбор проб воды, измерение температуры, прозрачности, рН.
  5. Исследование почвы в микрорайоне школы.
  6. Анализ экологического состояния почвы парка им. 300-летия ККВ.
  7. Уборка мусора на берегу реки, в микрорайоне школы – 3 часа

Раздел 4.  Охрана природы. 4 часа

         Методы охраны природы: дифференциальный – или культивирование: устройство гнездовий искусственное обеспечение животных  пищей; разные способы устранения конкурентов, вредителей и болезней; искусственное расширение ареалов тех или других животных и растений (интродукция) и др.); интегральный метод -  невмешательство в жизнь природы. 

Природоохранные территории ( заповедники, заказника, национальные парк, памятники природы, ботанические и зоологические парки). Охрана окружающей среды и памятников культуры.

Практическая работа: 1. Изучение растений и животных Красной книги, разработка идей по природоохранной деятельности.

Раздел 5. Экология человека. 5 часов.

Исторические предпосылки возникновения ноосферы и законы ноосферы В.И.Вернадского. Законы исторической необратимости развития, неизбежности формирования общечеловеческой экологической культуры. Правило социально-экологического замещения. Место и значение законов ноосферы в развитии системы «человек – общество – природа».

Практическая работа:  1.  «День рекордов» - изучение рекордов планеты (человек, растения, животные и др.)

Раздел 6. Заключение. 2  часа.

Практические работы:

  1. Подготовка, проведение конференции исследовательских работ кружковцев.
  2.  Анализ и самоанализ результатов работы за год.

В соответствии с данной программой разработан тематический план для каждого года обучения.

                         Список использованной литературы.

  1. Белоусова Л.С., Денисова Л.В. Редкие растения мира.- М.: Лесн. Пром-сть, 1983.
  2. «Биология для абитуриента» Р.Г. Заяц и др, Минск, ЧУП «Издательство Юнипресс», 2004
  3. Браун В. Настольная книга любителя природы.- Л.: Гидрометеоиздат, 1985.
  4. Воронин Л.Г., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене. - М., «Просвещение», 1983 г.
  5. Воронов А.Г., Дроздов Н.Н., Мяло Е.Г. Биография мира: Учеб.  для студ. географ. спец. ун-тов.-  М.: Высш. шк., 1985.
  6. Гиляров М.С., Криволуцкий Д.А. Жизнь в почве.- М.:Мол. Гвардия, 1985.
  7. Головкин Б.Н. т др. Декоративные растения СССР/Б.Н.Головкин, Л.А. Китаева, Э.П.Немченко. -М.: Мысль,1986.
  8. Демьяненков Е.Н. Биология в вопросах и ответах - М., «Просвещение», 1996 г.
  9. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене.– М: «Просвещение», 1989 г.
  10. Маменков К.С.Практические советы садоводу-любителю. –  Казань: Татарское кн. изд-во, 1988
  11. Мантейфель П.А.  Рассказы  натуралиста.- М.:  Лесн, пром-сть ,1984.
  12. Меньшикова И.Б. Лекарственные растения в каждом доме. – М.: Адонис, 1994
  13. Наумов С.П. Зоология позвоночных: Учебник для студентов пед. ин-тов по биол. спец..- 4-е изд., перераб.- М., Просвещение ,1982.
  14. Новиков В.С., Губанов И.А. Школьный атлас-определитель высших растений. - М.: Просвещение, 1985
  15. Редкие и исчезающие растения Кубани / С.А. Литвинская , А.П. Тильба, Р.Г. Филимонова.-  Краснодар:  Кн.изд-во, 1983.
  16. Рычин Ю.В. Древесно-кустарниковая флора. Определитель. Пособие для учителей. Изд. 2-е, переработ. М., «Просвещение», 1972
  17. Турдиев С.Ю.  Декоративное комнатное садоводство.- Алма-Ата: Кайнар, 1982

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения учителей естественнонаучных и обществоведческих дисциплин №1      МБОУ СОШ № 3

от 31 августа  2016  года  

                                Е.А. Харченко

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

                             О.В. Нагирняк

     31 августа 2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯПРОГРАММА учебного предмета «Физическая культура» Начальное общее образование 1 - 4 классы

РАБОЧАЯПРОГРАММА учебного предмета «Физическая культура» Начальное общее образование1 - 4 классы...