МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ИГРЕ.
материал по биологии (7 класс) на тему
Файл содержит материалы для подготовки к игре по биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnaya_biologiya.docx | 160.16 КБ |
yunyy_biolog_7_klass.docx | 26.71 КБ |
Предварительный просмотр:
1) Какие фрукты, овощи и растения используют для понижения температуры и для лечения от простуды? (Малина, лимон, чеснок, липа).
2) В какое время года лучше всего начинать закаляться? (Летом).
3) Кто такие «моржи»? (Люди, купающиеся зимой в проруби).
4) Почему нельзя грызть ногти? (Это некрасиво и под ногтями – микробы, можно заболеть).
5) Назовите зимние виды спорта? (Санный спорт, фристайл, фигурное катание, лыжный спорт, хоккей и др.)
6) Назовите летние виды спорта? ( Футбол, плавание, художественная гимнастика, волейбол, и т. д.)
7) Можно ли давать свою расческу другим людям? (Нет, т.к. можно подхватить вшей, кожные заболевания).
8) Кто такие йоги? (Люди, занимающиеся гимнастикой, медитацией).
9) Листья, какого растения используют при ушибе и кровотечении? (Лопух, подорожник).
10) Сок этого растения используют вместо йода? (Чистотел).
11) Почему нельзя пить воду из реки или лужи? (В грязной воде находятся различные микробы, которые переносят опасные заболевания).
12) Почему нельзя гладить бездомных и чужих кошек и собак? (Можно подхватить блох, клещей, лишай).
Как называется наука, изучающая строение тела человека?
а) Физиология.
Б) Зоология.
В) Анатомия.(Ответ: в) анатомия)
2 вопрос. Зачем нужно знать свой организм?
а) Чтобы сохранять и укреплять здоровье.
б) Чтобы человек мог мыслить, говорить, трудиться.
В) Чтобы умело использовать свои возможности.(Ответ: а, в)
1)Назовите 5 представителей типа Моллюски 2)Назовите 5 животных паразитов 3)Назовите 5 представителей типа Простейшие 4)Как называется отдел биологии, изучающий насекомых? 5)Как называется наука о птицах? 6)Как называется наука о рыбах?
1.Основоположник Ислама пророк Мухаммед утверждал, что эти птицы видят ангелов и пением оповещают людей об их приближении. Назовите их. Ответ: петух.
2.Во время войны за независимость между Англией и США английский шпион, сумевший устроиться поваром у генерала Вашингтона, приготовил ему блюдо с использованием ядовитых, как тогда считалось, плодов. Написав записку об отравлении Вашингтона, он покончил с собой. Эта записка была найдена только через много лет. Каким же овощем пытался отравить Вашингтона британский агент?Ответ: помидором.
3.Это домашнее животное – единственное не упоминающееся в Библии, но А. Дюрер и Ф. Флорис изобразили его у ног Адама и Евы в раю. А согласно Гиляровскому, охотнорядские купцы в Москве устраивали своеобразное состязание – у кого оно упитаннее.Ответ: кот.
4.В средневековой Европе эти рыбы имели особое практическое применение в качестве своеобразное единицы обмена, т.к. были примерно одинакового размера.Ответ: сельдь.
- Как называются пластиды зеленого цвета?Ответ: хлоропласты.
- Как называется плод гороха?Ответ: боб.
- Сколько шейных позвонков у жирафа?Ответ: семь.
6.Когда египетская царица Клеопатра устроила пир в честь римского полководца Марка Антония, пол в зале был устлан слоем лепестков толщиной в локоть. Лепестки каких цветов это были?Ответ: лепестки роз.
7.Этот «цветок белого дракона» с 16 лепестками изображен на гербе Японии, на печатях и монетах этой страны. А еще из него там готовят салаты и пирожные.Ответ: хризантема.
8.Один из воинов Александра Македонского писал об этом растении: «… производит мед без помощи пчел…». Назовите это растение.Ответ: сахарный тростник.
9.В Древнем Риме их называли «невиданно вкусные оранжевые армянские яблоки». Карл Линней увековечил «армянское» происхождение этого культурного растения в его названии – армениака вульгарис. Что это за растение? Ответ: абрикос.
10.В Италии это растение называли «тартуфоли», во Франции оно получило название «пом де терр». А как его называют у нас?Ответ: картофель.
11.Назовите культурное растение, к которому относится такое выражение: «Аристократ среди злаков, сын воды и солнца, пища богов».Ответ: рис.
12. («Черный ящик»)В «черном ящике» лежит ветка растения с несъедобными листьями. Это растение было посвящено богу науки и искусства Аполлону. Им награждали художников, артистов и ученых в знак признания их творческих успехов. Именно отсюда происходит слово «лауреат». Что за растение лежит в «черном ящике»? Где оно используется в настоящее время?
Ответ: лавр благородный. В настоящее время его листья используются как приправа благодаря их пряному аромату.
О ком в народе говорят:
1. Трудолюбивый, как (муравей, пчела)
2. Коварная, как (змея)
3. Хитрая, как (лиса)
4. Упрямый, как (осёл, баран)
5. Стрекочет, как (сорока)
6. Скользкий, как (змея, уж)
7. Запасливый, как (белка, крот)
8. Важный, как (индюк)
9. Косолапый, как (медведь)
10. Колючий, как (ёж)
1.В сенокос горька,
А в мороз сладка.
Что за ягодка?
(рябина, калина).
5. Этот кустарник в лесу взор ласкает, | |
2. Не страшна ей стужа, | 6. И лист и почки – все врачует, |
3. Живет лет 300 или больше, | 7. Он газ и пыль - все поглощает, |
4. Цветет позднее всех деревьев, | 8.Как зовут ее, кто знает? |
Знаем ли мы лесные грибы и ягоды»
1. Срежешь гриб и вскоре увидишь: ножка на срезе потемнела. А у этого не темнеет никогда, даже если его высушить. Может, потому и получил гриб свое название. Как называется гриб? (Белый гриб).
2. Голубая поляна. Разве такое бывает? Но, приглядитесь, вся она покрыта маленькими кустарничками. А на этих кустарничках висят голубые ягоды. Они и окрашивают поляну в голубой цвет. Как называется ягода? (Голубика).
3. Приникли к земле красивые, вырезанные по краям листочки. А между ними на тонкой ножке – вкусная и ароматная ягода, первая ягода лета. Как называется? (Земляника).
4. Ягода невкусная: очень уж большие косточки в ней. Но посмотри: если листочки этого растения закручены вниз – будет хорошая погода. Примета верная: растение – хороший барометр. Как называется растение? (Костяника).
5. В сухую погоду шляпки этих грибов ничем не примечательны. А в сырую – блестят, будто смазанные маслом. Как называются эти грибы? (Маслята).
6. Красивый гриб, яркий. А есть его нельзя! Но и не уничтожай: он лесу нужен. Для некоторых животных гриб – лекарство, а для многих насекомых, вредящих лесу и человеку – смертельный яд. Как называется этот гриб? (Мухомор).
7. Живут эти грибы на деревьях или на пнях большими компаниями. Иногда с одного дерева или пня можно сразу собрать чуть ли не целое лукошко. Как называются эти грибы? (Опята).
8. У этих грибов шляпки разного цвета: и синие, и красные, и желтые, и фиолетовые. А название одно. Какое? (Сыроежки).
9. Какую ягоду можно найти зимой на болоте? (Клюква).
10. Ты сорвал с куста ягоду, проглотил и даже не знаешь, что съел не одну, а сразу много ягод, только они маленькие и сцеплены вместе. Как называется эта ягода? (Малина).
1. Почему сосну и ель называют хвойными растениями? (У сосны и ели листья имеют форму игл. Такие листья называют хвоей. Отсюда и название – хвойные.)
2. Бывает ли листопад у хвойных растений? ( У сосны и ели хвоя меняется, но не вся сразу, как у лиственных деревьев, а постепенно, через несколько лет).
3. Древесина какого дерева используется в кораблестроении, вагоностроении? (Сосны)
4. Дрова какого дерева дают больше жара? (Березы)
5. Древесина какого хвойного дерева очень прочна и устойчива против гниения?(Лиственницы)
6. Древесина какого дерева обладает наилучшей звукопроводимостью и идет на изготовление музыкальных инструментов? (Ель).
7. Что такое дубрава? (Лес, где растут дубы).
8. Какой самый страшный враг леса? (Лесной пожар).
9. Какую пользу приносят птицы для леса? (Совы уничтожают вредных грызунов и насекомых. Кукушки в большом количестве истребляют мохнатых гусениц шелкопрядов – наиболее опасных вредителей леса и других насекомых. Дятлы уничтожают личинок вредных насекомых).
10. Почему волка называют санитаром леса? ( В лесах волки питаются больными и ослабленными животными).
«Отгадай ребус»
медведь белка
скворец воробей
иволга синица
филин сорока
- Именно эту птицу ученые считают первой домашней птицей. (серый гусь стал домашней птицей 200 веков назад, и с тех пор человеку от гуся только польза)
- «Царь! – ответствует мудрец, - (разочтемся наконец…) подари ж ты мне девицу, /Шамаханскую царицу/… А в обмен на что просил старец у царя Дадона эту птицу? ( за золотого петушка)
- В какой стране вывели петухов с трехметровыми хвостами? (одни куры дают яйца, другие мясо, третьи предназначены для петушиных боев, четвертые для красоты. В Японии, например, создано чудо селекции с трехметровым хвостом петух-феникс. Нелегко жить с таким хвостом, зато не съедят)
- Майки футболистов какой страны украшает петушок? (петухи любвеобильны, отважны и задиристы. Все эти качества отличали воинственных галлов и потомков племен – французов. Да и само слово «gallus» означает на латыни «петух». Боевой петух когда-то украшал монеты Франции, а теперь красуется на футболках спортсменов.
- Друг Пушкина П.В.Нащокин говаривал: «Курица – глупая птица: на двоих мало, а одному……..» - закончите фразу. (Павлу Нащокину было стыдно съедать курицу одному.Не диво, что Гоголь, собираясь в гости к отставному поручику Нащокину, писал ему: «Только просьба прежняя и старая. Ради Бога, не обкармливайте, дабы после обеда мы были хоть сколько-нибудь похожи на двуногих». С размахом принимал)
Вестники весны
- Кто первые вестники весны? (грачи. Грач прилетел – весну встречай)
- Кто художник картины «Грачи прилетели»? (Саврасов)
- Кот в мешке. Чем отличается птичий базар от птичьего рынка? (на рынке торгуют птицами и другими животными, а птичий базар – это массовое колониальное гнездовье морских птиц.
- Сколько птиц изображено на земле на картине «Грачи прилетели» (1)
- Какой пернатый певец возвращается в родные края к 22 марта? (жаворонок. Он прилетает в конце марта к 22 числу, когда по народному календарю празднуется встреча весны.)
Музыка птиц
- Каких птиц называют официантами? (пингвинов. Они тоже в «черных фраках щеголяют».
- Как называют воробья, окончившего консерваторию? (соловей)
- Какую птицу учат петь, посадив рядом с ней соловья? (Канарейку. Ее вывезли с Канарских островов за хорошее пение. И тут же почему – то захотели переучить. В России родились канарейки «овсяночного напева». Их учили петь овсянки, синицы, кулики, соловьи.
- «Кот в мешке» где Герцен и Огарев поклялись отдать все силы на борьбу с самодержавием? (Взобравшись на Воробьевы горы, Герцен и Огарев были потрясены видом красавицы-Москвы и поклялись освободить ее и Россию от самодержавия. На месте клятвы стоит памятный знак).
- Эта птичка дала свое название имя певице Эдит Гассион. Назовите птицу. ( владелец престижного кабаре «Джернис» Луи Лепле услышал песню уличной певички : «Она родилась, как воробышек, она проживет, как воробышек, она умрет, как воробышек». Под именем «парижский воробей» - «пиаф», Лепле представил ее Парижу. Под этим именем Эдит Пиаф узнал весь мир.
Все о птицах
- Какую птицу называют символом счастья и благополучия. (аист)
- Какая самая большая птица в мире? ( Африканский страус. Рост этой птицы больше 2,5 м, весит она до 150 кг.)
- Какая самая маленькая птица в мире? (Пчелиная колибри. Длина взрослых самцов лишь 57 мм, причем половина приходится на хвост и клюв. Вес взрослой птицы равен 1,6г. у колибри и самое маленькое гнездо размером с половинку грецкого ореха и весит несколько граммов.)
- Этот близкий родственник воробья выстилает свое гнездо рыбьими костями. (Зимородок. Ни у кого нет столько сородичей, как у воробья. Из 8 с лишним тысяч видов птиц Земли более 5 тысяч относятся к отряду воробьиных. И в том числе хитрый красавец зимородок. Селится он у реки, питается рыбой, а ее костями выстилает гнездо. Как говорится, и стол, и дом…)
- Какая птица может летать быстрее всех и дольше всех – три года без остановки? (Стриж)
Народные приметы
- Какая птица к морозу стоит на одной ноге? (Гусь)
- Кукушка стала куковать - ……( морозам больше не бывать)
- Голуби разворковались – быть… (хорошей погоде)
- Весной грач прилетел – через месяц… (снег сойдет)
- Птицы весной вьют гнезда на солнечной стороне - …(лето будет холодным)
1.На поляне у реки
Гордо держат стебельки,
Как фарфоровые чашки,
Белоснежные…(Ромашки)
2.Что в хлебе родится, а есть не годится? (Васильки)
3.В дверь, в окно стучать не будет,
А взойдет - и всех разбудит. (Солнце)
4.Что не сеяно родится? (Трава)
1.Ветка в гроздья разодета
Фиолетового цвета.
В этот жаркий летний день
Расцвела в саду …(Сирень)
2.Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш)
3.Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели. (Лук)
4.Лежит между грядок
Зелен и сладок. (Огурец)
Послушайте вопрос и ответьте, о каком растении идет речь?
- Черный ящик. В черном ящике лежит талисман, который носили на груди средневековые рыцари. Ему приписывали чудодейственное свойство: якобы он способен предохранять воина от стрел и ударов меча.
Философы древности, разрезая этот загадочный объект поперек, объясняли своим ученикам строение вселенной.
Во все времена и у всех народов ему приписывали лечебные свойства. ( Ответ: луковица.)
2. Черный ящик.
Плоды этого растения некое лакомство, созревающее на хорошо известном растении. Его Родина Мексика. В середине прошлого столетия о нем говорили так: « Сие растение почитается способным исцелять раны.
Наибольшее употребление семени есть – есть пища попугаев.
Из него можно получить масло, пережженные семена имеют запах кофея» Ответ: семечки подсолнечника.
3. Черный ящик. В ящике лежит ветка растения со съедобными листьями.
Это растение посвящали богу науки и искусства Аполлону.
Им награждают художников, артистов, ученых в знак признания их творческих успехов. Именно от сюда происходит слово «лауреат».Ответ: Это лавр благородный.
4. Черный ящик. Вкусные, сочные, душистые! Кто не любит эти ягоды, только что снятые с грядки?
Витаминные салаты, утоляющая жажду окрошка; мясные и рыбные блюда- любому из них они придают аппетитный вид. Как называется эта ягода?Ответ: Огурец.
3.Что мы едим?
Как называются продукты, находящиеся в 5 коробочках? Из каких растений их получают?
Ответ: Крупа. Манная из пшеницы, пшено из проса, перловая из ячменя, геркулес из овса, рис из риса.
4. ВЕРНИТЕ ЗВЕРЕЙ В СЛОВА
Пользуясь подсказками, отгадайте сами слова и названия тех зверей, которые из них «убежали».
ПА _ _ _ _ ДНИК (огороженный садик перед домом)
ДВУСТ _ _ _ _ А (охотничье ружьё)
П _ _ _ _ ОК (небольшой населённый пункт)
_ _ _ _ _ КА (вкусное прозвище автомобильного руля)
Г_ _ _ _ _ (часть ноги от колена до стопы)
БРА _ _ _ _ ЕР (охотник вне закона)
_ _ _ _ МАНИЕ (познавание, постижение)
_ _ _ _ _ ЧА (наблюдательная пожарная вышка)
ГЛЮ _ _ _ _ (виноградный сахар в плодах, мёде)
ПО _ _ _ _ _ (окраска поверхностей мелом или известью)
(Убежавшие звери: лиса, волк, осёл, баран, олень, пони, калан, коза, белка.)
5. Зашифрованное растение
Первое – одна из нот,
Отгадаешь без хлопот.
А второе в суп кладут, Если много – сильно бьют. Вместе всё – родня гороха, Коль не знаешь, очень плохо.
( Фа – соль )
Первое окна квартир украшает,
Лёгким, ажурным это бывает.
Слышит второе мужчина-поляк,
В Польше к нему обращаются так.
Целое в мае на клумбе цветёт,
Любит красивый цветочек народ.
( Тюль – пан )
Первое – листов бумаги груда,
Что несут на подпись отовсюду.
Из второго плов и кашу варят
И за вкус его недаром хвалят.
А всё вместе – дерево на юге,
( Кипа – рис )
Выше всех, стройней оно в округе.
Когда мы очень близки с человеком,
Ему слог первый говорим.
Второй – в пруду лягушки скажут летом, А целое мы с кашею едим.
( Ты – ква )
6. ХВОСТАТАЯ ВИКТОРИНА
Отгадайте животное по описанию его хвоста.
◘ Его хвостик летом серый, а зимой белый.(Заяц)
◘ Её хвост похож на хлыст, им здорово отгонять кусачих насекомых.(Корова)
◘ Нос пятачком, хвостик крючком.(Свинья)
◘ Её пушистый рыжий хвостик весело мелькает между зелёных веток и служит своей хозяйке парашютом во время прыжков.(Белка)
◘ Он ловил хвостом рыбу в проруби.(Волк)
◘ У этого великана нос намного длиннее, чем хвост.(Слон)
◘ Её длинный пушистый хвост хорошо заметает следы своей хитрой хозяйки, особенно на снегу.(Лиса)
◘ Для этого речного строителя его хвост является и рулём, и веслом, в нём же он накапливает жир на зиму.(Бобр)
◘ Под хвостом этого животного есть железа, которая содержит удивительно противно пахнущую жидкость, которую он выпрыскивает, подняв хвост, на противника.(Скунс)
◘ Одним взмахом хвоста она разбила золотое яичко.(Мышь)
◘ Это колючее животное начинает трясти хвостом при встрече с неприятелем. Длинные иголки при этом отрываются и летят во все стороны.(Дикобраз)
◘ Хвост этой красавицы дал название женской причёске. А её хвост расчёсывают, подстригают, завивают и заплетают в косы.(Лошадь, причёска - конский хвост.)
◘ Он в известной сказке потерял свой хвост.(Ослик, а звали его Иа.)
◘ Сапоги со шпорами, хвост с узорами.(Петух)
◘ Голос у этой птицы ужасно противный, зато хвост самый красивый.(Павлин)
◘ Эта птица на своём хвосте разносит новости по лесу.(Сорока)
◘ Перья из хвоста этой птицы индейцы носят на голове.(Орёл)
◘ Хвост у этой птички раздвоенный на конце, как фрак.(Ласточка, касатка - деревенская ласточка.)
◘ Этот пернатый лекарь в момент свалился бы с дерева, если бы не держался за ствол когтями и, конечно же, хвостом, который служит ему подпоркой. (Дятел)
◘ Ему хвост помогает охотиться. Удар его хвоста опасен даже для крупных животных. Покрытый роговыми пластинками, он тяжёлый, как бревно. Мощным хвостом это животное сбивает жертву с ног, подбрасывает вверх и ловит огромной зубастой пастью.(Крокодил)
◘ Её голова плавно переходит в хвост, даже шеи нет.(Змея)
◘ Она не боится потерять хвост, потому что обязательно вырастет новый.(Ящерица)
◘ Хвост у неё бывает только в младенчестве, а потом пропадает.(Лягушка)
Предварительный просмотр:
1. Издавна крестьяне в России заготовляли березовый сок, ивовые прутья, лыко с липы, бересту, смолу сосны (живицу). По степени нанесенного деревьям ущерба разделите эти промыслы на группы.
ОТВЕТ:
По степени нанесенного деревьям ущерба эти промыслы можно разделить на 3 группы:
1. Минимальный вред. Для заготовления ивовых прутьев срезаются ветви прошлого года (более старые слишком толсты), которые легко возобновляются. Кроме того, ива стремительно размножается как вегетативно, так и семенами. Так что резко уменьшить количество ивовых деревьев в природе достаточно сложно.
2. Ущерб «средней тяжести». При заготовлении березового сока и живицы деревьям наносится ощутимый вред, поскольку через надрезы в коре легко проникают споры патогенных грибов. Для того, чтобы уменьшить ущерб, нужно правильно организовать действия по сбору березового сока и живицы.
3. Наибольший вред. При снятии коры с березы и липы полностью прерывается ток органических веществ, и дерево может погибнуть. В результате таких действий уничтожается подрост, вследствие чего нарушается возобновление леса.
2. Каким образом можно рассмотреть под микроскопом покровную ткань живой лягушки?
ОТВЕТ: Если живую лягушку посадить в банку с небольшим количеством воды, то в ней скоро появятся прозрачные пленки – это лоскутки верхнего слоя кожи, который слинял у лягушки. Рассматривая такой лоскуток под микроскопом, можно видеть, что он состоит из множества клеток прямоугольной формы, тесно прилегающих друг к другу. Все клетки, выстилающие поверхность тела лягушки, образуют ее наружную покровную ткань.
3. Всем известно, что мухомор является ядовитым грибом. Однако для лечения болезней суставов и ревматизма человеком применяется спиртовая настойка мухомора. Как вы можете это объяснить?
ОТВЕТ: Мухомор относится к ядовитым грибам и непригоден в пищу ни в каком виде. Мухомор содержит такие химические соединения, которые в малых количествах и при разумном применении могут успешно лечить многие недуги. Хорошо известны старинные рецепты приготовления настойки из мухоморов, которая успешно лечит ревматизм, подагру, варикозное расширение вен и ряд других болезней. Лечение химическими препаратами может вызвать и обратный эффект, по принципу «одно лечится, другое калечится». Растительное и другое природное сырье содержит естественные, сбалансированные, созданные самой природой лекарственные препараты. Вот почему любой, даже самый ядовитый организм при разумном использовании может оказаться целебнее самой дорогостоящей разрекламированной пилюли.
4. Обычно за неделю до уборки картофеля скашивают ботву. Как Вы думаете, для чего это нужно делать?
ОТВЕТ: Питательные вещества не будут тратиться на рост растения, образование новых побегов и плодов, а начнут оттекать в клубни. Как правило, к концу лета на ботве поселяется паразитический гриб – фитофтора, и скашивание ботвы с последующим ее сжиганием позволит уменьшить риск заражения посадочного материала. Также вместе с ботвой могут быть уничтожены колорадский жук и его личинки, которые наносят огромный вред картофельным плантациям. При ручной уборке картофеля отсутствие ботвы значительно облегчает процедуру копки.
5. Садоводы знают, что азотные и калийные удобрения для подкормки растений можно вносить в почву в любое время года. А вот в рекомендациях по использованию фосфорных удобрений указано, что вносить их в почву осенью, перед наступлением зимы, вместе с навозом. Как вы думаете, почему?
ОТВЕТ: Минеральные вещества усваиваются растениями лишь в виде растворов. Калийные и азотные удобрения в основном представлены нитратами, аммиаком, аммиачной селитрой, сильвинитом (хлорид калия) – все это соли, хорошо растворимые в воде. Поэтому их можно вносить в почву практически в любое время года. Фосфорные же удобрения, как правило, представлены плохо растворимыми в воде веществами. Внесение их осенью вместе с навозом позволяет фосфатам за длительный промежуток времени – с осени до весны – вступить в химическое взаимодействие с органическими кислотами, всегда содержащимися в навозе, и перейти в состояние, усваиваемое растениями.
6. Как, по-вашему, можно объяснить следующее высказывание: «Простейшие – строители горных пород»?
ОТВЕТ: Опустевшие известковые раковинки морских корненожек (простейшие) постоянно, опускаясь на дно, образуют слой вязкого беловатого ила. Так происходит теперь, так происходило и в прошлые геологические эры. Из подобного ила, отложившегося на дне морей в прошлые геологические периоды, впоследствии образовались мощные слои некоторых известковых горных пород. Например, по берегам Волги целые толщи известняков оказываются состоящими из скоплений раковинок вымерших корненожек. Обыкновенный мел сплошь состоит из микроскопически мелких раковинок морских корненожек и в некоторых районах нашей страны залегает пластами. Так, город Белгород получил свое название оттого, что там по обрывистым берегам и оврагам повсюду выступают обнажения сплошных белых толщ мела, отложившихся в конце средней эры.
7. Что общего между серой вороной, серой крысой и серой (комнатной) мухой?
ОТВЕТ: Чуть раньше к этому «серому» списку можно было бы добавить и серого волка. Общее между ними – это постоянное, порой очень навязчивое и беспокойное соседство с человеком. В науке их называют синантропными животными, что в переводе означает – живущие рядом с человеком. В их видовом названии часто присутствуют слова «домашний», «домовый». Например, домашняя мышь, домовый сверчок, домовый паук. Названия синантропных животных могут включать и элементы жилья человека, его одежды, частей тела. Например, комнатная муха, постельный клоп, платяная и головная вошь.
8. Чем отличаются друг от друга боковые корни и придаточные корни? Какова функция придаточных корней? У каких растений развиваются придаточные корни? При каких условиях у растений развиваются только придаточные корни?
ОТВЕТ: Придаточные корни в отличие от боковых корней образуются не на корне, а на других органах растения. Они могут образовываться на стеблях, листьях, корневищах, но никогда придаточные корни не развиваются из главного и боковых корней. Внешне придаточные корни не отличаются от обычных корней и выполняют те же функции (закрепление растения в почве, поглощение воды и минеральных солей и др.). У многих растений, как например, у однодольных (злаки, лилейные, осоковые и др.), корневая система состоит преимущественно из придаточных корней. Такие же корни образуются и у папоротникообразных (папоротники, хвощи). Придаточные корни иногда составляют основную массу корней и у двудольных растений. Так, например, у картофеля, когда он размножается клубнями, образуются только придаточные корни. При вегетативном размножении растений, т. е. при размножении черенками, усами, отводками, корневищами, развиваются только придаточные корни
9. Привести примеры водных покрытосеменных растений (2-3 примера). Каковы особенности строения корня, стебля, листьев в связи с водным образом жизни этих растений?
ОТВЕТ: Роголистник, кувшинка, кубышка жёлтая, водокрас обыкновенный, элодея канадская. Корневая система водных растений развита слабо, корневые волоски отсутствуют: вода с растворёнными в ней минеральными веществами может проникать непосредственно в листья. Значительное увеличение поверхности тела, что облегчает поглощение необходимых количеств кислорода и других газов, которых в воде содержится меньше, чем в воздухе. Увеличение поверхности растения достигается развитием больших тонких листьев, расчленением листовой пластинки на тонкие нитевидные участки, сильным развитием воздухоносных полостей и больших межклетников. Большая плотность водной среды обусловливает слабое развитие механических элементов в листьях и стеблях водных растений; У водных растений слабо развиты или даже отсутствуют сосуды в проводящих пучках. Подводные листья не имеют устьиц; у плавающих на поверхности воды листьев устьица находятся только на верхней стороне, у надводных (воздушных) листьев устьица — на обеих сторонах. Так как интенсивность света в воде резко снижается, у многих водных растений в клетках эпидермиса имеются хлорофилловые зёрна
9. Что собой представляют клубеньки на корнях бобовых растений? Строение, образование, значение клубеньков.
ОТВЕТ: На корнях бобовых растений поселяются азотфиксирующие бактерии, вызывая формирование особых утолщений – клубеньков. Бактерии проникают через корневой волосок в первичную кору корня, размножаются, вызывая деление клеток основной ткани и образование клубенька. Бактерии начинают фиксировать азот. Образуются азотистые вещества. Часть азотистых веществ выделяется из корней в почву. После отмирания растения клубеньки разрушаются, почва обогащается азотом. Оказавшиеся в почве живые клубеньковые бактерии продолжают существование, но все жизненные процессы в них протекают слабо, к фиксации азота они не способны. Симбиоз корней бобовых и клубеньковых бактерий очень важен для сельского хозяйства - благодаря нему почва обогащается азотистыми веществами, повышается ее плодородие. Бобовые культуры, имея дополнительный источник азота, богаты белками, это ценные пищевые и кормовые растения.
10 Какие особенности в строении покрытосеменных растений привели к их процветанию на Земле?
ОТВЕТ: Предполагается, что покрытосеменные возникли в начале мелового периода мезозойской эры (около 125 млн. лет назад). К концу мелового периода покрытосеменные занимают господствующее положение в растительном мире. Важнейший признак покрытосеменных — цветок, приспособленный для размножения. Яркая окраска цветков, душистый аромат, съедобная пыльца и нектар привлекают животных-опылителей. Всё это максимально увеличивает шансы для переноса пыльцы насекомыми. Этот процесс более надежен, чем опыление ветром. Растениям, опыляемым насекомыми, не нужны такие большие количества пыльцы, как при опылении ветром. Большинство покрытосеменных опыляются насекомыми. Закрытое расположение семязачатка у цветковых растений в полости завязи пестика защищает его. Для цветковых растений характерно двойное оплодотворение, в результате которого образуется зигота, дающая начало зародышу, и триплоидная клетка, из которой впоследствии формируется эндосперм. Такое одновременное развитие зародыша и эндосперма позволяет зародышу быстро развиваться, используя питательные вещества. Семена заключены в плод и надежно защищены от неблагоприятных условий внешней среды. Кроме того, благодаря уникальности плода их распространение обеспечивают птицы, млекопитающие, насекомые, а также ветер, вода и т. П. Покрытосеменные имеют высокоорганизованную проводящую систему: более совершенные проводящие элементы — настоящие сосуды, по которым осуществляется быстрое передвижение воды и растворенных минеральных солей от корня к стеблю и листьям. Помимо этого покрытосеменные имеют ситовидные трубки с клетками-спутницами. Их появление повысило скорость и эффективность транспорта продуктов фотосинтеза от листьев к стеблю и корню.
11. Одного заключённого посадили в камеру-одиночку за плохое поведение. На обед ему принесли хлеб сухой. Ближе к вечеру его выпустили из камеры, а в камере остались одни кости. Откуда взялись кости?
ОТВЕТ: Он ел с ухой хлеб. Кости остались от рыбы в ухе
12. У одного фермера восемь свиней: три розовые, четыре бурые и одна черная. Сколько свиней могут сказать, что в этом небольшом стаде найдется, по крайней мере, еще одна свинья такой же масти, как и ее собственная?
ОТВЕТ: Этого не может сказать ни одна свинья, ведь свиньи, как известно, не говорят. Эта не очень серьезная задача основана на двусмысленности вопроса «сколько свиней могут сказать...?» Слово «сказать» в этом вопросе можно понимать буквально — говорить членораздельной человеческой речью, а также его можно воспринимать в переносном значении — кто-то говорит от имени или за тех, которые сами говорить не могут (не умеют).
13. Три лягушки сидели на берегу пруда. Одна из них решила прыгнуть в пруд. Сколько лягушек осталось на берегу?
ОТВЕТ: Большинство людей отвечают: на берегу осталось две лягушки. Ответ неверный. Правильный ответ – на берегу остались три лягушки, потому что решение прыгнуть и прыжок – это не одно и то же
14. Срезанные цветы, поставленные в воду, быстро вянут. Почему? Что нужно сделать, чтобы цветы не завяли.
ОТВЕТ:Цветы, поставленные в воду, вянут потому, что вода не может подниматься по сосудам проводящей системы из-за наличия в них пузырьков. Для того, чтобы пузырьков не было, нужно обрезать стебли растения под водой.
15. Чем помогает растению сложная форма цветка в семействе Бобовых?
Какие дополнительные проблемы для растения создае такая форма цветка?
ОТВЕТ: Закрытый цветок Бобовых могут посещать одни насекомые и не могут посещать другие. Это позволяет очень эффективно доставлять пыльцу по назначению. Кроме того, закрытый цветок защищает будущие семена от плохой погоды. Но с другой стороны сильно специализированный цветок ставит растение в зависимость от наличия в окружающей среде специализированных опылителей. При их отсутствии представители Бобовых или переходят к самоопылению, либо же в данном месте исчезают.
16. Аварский поэт Гамзат Цадаса писал:
Конь ударом копыта свирепого волка убил,
Но крестьянин быку благодарность за это принес.
Как по Вашему, за что мудрый крестьянин мог принести благодарность быку? Попробуйте закончить четверостишие.
ОТВЕТ: Далее в четверостишии следует:
Это подвиг овса, что коня богатырски вскормил,
Ну а кто, как не бык, наше поле вспахал под овес.
Мораль из этого четверостишия Г. Цадасы в том, что все члены агроценоза тесно связаны друг с другом. Кроме того, нужно собразить, что на Кавказе пахали не на лошадях, а на волах
17. На главной оси еловой шишки расположены т.н. «кроющие чешуи». А чешуи, на которых расположены семена («семенные чешуи») растут из «пазух» кроющий чешуй («пазуха листа» - место его прикрепления к стеблю). Как по Вашему, из чего могли возникнуть семенные чешуи? Можно ли их сравнивать с листьями? Свой ответ обоснуйте?
ОТВЕТ: В пазухе листа образуются почки, а из почек вырастают побеги. Отдельный лист из почки никогда не вырастает. Следовательно семенная чешуя – не лист, а видоизмененный (утерявший листья) побег. У ископаемых родственников Хвойных – Кордаитов на семенных чешуях развиваются листья.
18. «Плутишка вдруг увидела, как из озера поднялось большущее, все в присосках, щупальце и протянулось к мастеру Гимли.
- Водяной Страж!- закричала Плутишка. - мастер Гимли, спасайтесь!
- В тот же миг Барлог, почти не целясь, швырнул в щупальце пирожок. Бросок оказался снайперским - вместо гнома щупальце схватило пирожок и тут же скрылось обратно в озеро.
- Спасибо, Мастер Барлог! - сказал Гимли. - Вы спасли мне жизнь!
Прежде, чем Барлог успел ответить, вода в озере забурлила и оттуда вылез целый десяток щупалец. Неторопливо извиваясь, они двинулись к костру. Добравшись до бревна, с которого все уже успели соскочить, щупальца улеглись на него и замерли, просительно раскрывшись.
Барлог рассмеялся и положил по пирожку в каждое щупальце. Осторожно схватив пирожки, щупальца втянулись обратно в озеро.
- Спасибо! - пробулькало из воды.» (В. Озеров. «Плутишкина сказка»).
Как по вашему, каких животных напоминает Водяной Страж? А чем он на них не похож?
ОТВЕТ: Водяной Страж несколько напоминает гигантского осьминога (головоногие моллюски), хотя щупалец у осьминога не десять, а восемь. И в пресных водах осьминог не живет. Другие варианты – какое то Кишечнополостное или Плеченогое.
19. В Индии разводят Священных коров, которых нельзя доить и резать. Как по Вашему, какая от них может быть польза в хозяйстве?
ОТВЕТ: В земледельческих странах корова прежде всего, является источником удобрений (навоза). Корова пасетсят на лугу и, тем самым, переносит биогенные элементы (азот, фосфор и т.д.) с луга в хлев. А из хлева крестьяне переносят удобрения в поле.
20. В каких природных зонах цветки большинства деревьев опыляются с помощью насекомых, а в каких – с помощью ветра? Почему Вы так думаете?
ОТВЕТ: Хвойные леса: цветков нет, пыльцу переносит ветер. Лиственные леса с небольшим числом видом, сбрасывающими на зиму листья: Или перенос пыльцы ветром и цветение ранней весной, или перенос насекомыми и цветение летом. Листва мешает ветру. Лиственные леса с большим числом видов: Перенос пыльцы насекомыми; если пыльцу переносит ветер, вероятность попадание пыльцы на цветок дерева того же вида невелика. Экваториальные леса: Перенос пыльцы насекомыми. Много видов деревьев и слишком слабый ветер. Саванны: Перенос пыльцы насекомыми – от дерева до дерева далеко и вероятность попадания пыльцы куда жужно невелика.
21. Назовите пять видов растений, которые можно встретить в Подмосковье на лугу около реки.
ОТВЕТ: клевер луговой, нивяник обыкновенный, чина луговая, горошек мышиный, лютик едкий, звездчатка злаколистная, гвоздика травянка, колокольчик раскидистый, овсяница луговая, костер безостый, одуванчик лекарственный. Типичная ошибка – ромашка.
22. В Одессу шло грузовое судно, нагруженное горохом. И вдруг неведомая сила разорвала корабль на две части. Взрыва не было. Попробуйте объяснить причину аварии.
ОТВЕТ: В трюм просочилась вода, семена гороха набухли, увеличились в объеме и разорвали корабль. Этот случай был описан К.Г. Паустовским в повести «Черное море»
23. Предложите опыт, с помощью которого можно доказать, что для растения, цветущего во второй половине лета, сигналом к началу цветения является уменьшение длины светового дня.
ОТВЕТ: нужно выращивать растение в оранжерее, изменяя освещенность с определенной периодичностью. Если в июне менять освещенность с периодичностью, свойственной второй половине лета, растение зацветет раньше времени.
24. Как по Вашему, цветок какого дикорастущего растения описан в следующем стихотворении:
Цветом, как бледный желток в яйце,
С улыбкой ротвеллера на лице,
А если нажмешь на цветок по бокам,
Он ротик раскроет и скажет «Ам!» (Н. В. Груздева).
Попробуйте нарисовать этот цветок.
ОТВЕТ: Это Льнянка обыкновенная, широко распространенное в Подмосковье растение.
25. Известно, что рыба охотнее берет наживку, если видит, что к наживке устремляется другая рыба. Предложите использующую это обстоятельство конструкцию, которая позволит рыбаку наловить побольше рыбы.
ОТВЕТ: Рядом с наживкой нужно подвесить зеркальце, в которой рыба увидит сама себя.
26. В помещении совета движения «В защиту детства» живет очень симпатичный черно-белый кот Фантик. Попробуйте придумать небольшой рассказ о прключениях этого кота. В рассказе нужно использовать свои знания о поведении кошек.
ОТВЕТ: Поощряются любые занимательные идеи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для подготовки к олимпиаде 5-9 класс.
Материалы взяты с официального сайта www.cambridgeesol.org/exams/...
материалы для подготовки учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ
В этой папке я собираю все найденные мной материалы для подготоки учащихся к выпускным экзаменам. Это огромный банк аргументов, примеров, схем, сайтов для успешной сдачи экзаменов....
материалы для подготовка к ЕГЭ
в этой папке я собираю материалы для успешной сдачи выпускного экзамена...
материалы для подготовки к игре ЧГК по истории Западной России
Данный материал можно использовать как опорный конспект для подготовки учащихся к тематической игре по истории Западной России...
материалы для подготовки к ЕГЭ. Итоговое сочинение. Задание 25 «Подготовка к написанию сочинения по русскому языку в формате ЕГЭ»
Этот материал поможет при подготовки к сочинению в формате ЕГЭ...
Материалы для подготовки к ЕГЭ. (По материалам ФИПИ)
Примерные материалы для подготовки к ОГЭ учащихся 9 класса. Взяты из материалов ФИПИ....
Открытое тренировочное занятие по футболу на тему: «Тактическая подготовка. Правила игры. Игра в квадратах 6х2»
Обучение ударным действиям (приему мяча подошвой; внутренней стороной стопы, бедром с последующим ударом средней и внутренней частями подъема по катящемуся и встречному мячу).Воспитание общей быстроты...